Развитие современной дидактической системы. Инновационное обучение и его необходимость*

Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы

Развитие современной дидактической системы. Инновационное обучение и его необходимость*

⇐ Предыдущая34353637383940414243Следующая ⇒

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами.

Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения.

Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентричекую и современную систему дидактики.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Каменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение.

Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.

К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению — деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая.

Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т.е. «обучение через делание».

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.

Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск.

Педагогическое сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества — это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал — запомнил — пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) — осмыслил — сказал — запомнил»

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций.

Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

1. В современных условиях требуется обновление образования. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

2. Усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

3. Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.

Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

4. Вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически органичен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности.

Передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В педагогическом опыте, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики.

Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями.(Ю.К.Бабанский).

Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский.

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую – внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.

Для внедрения в школьную среду любой инновации необходима инновационная среда – определенная морально-психологическая обстановка, подкрепляемая комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

⇐ Предыдущая34353637383940414243Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 881 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/6-34441.html

Инновационное обучение и его необходимость

Развитие современной дидактической системы. Инновационное обучение и его необходимость*

В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы.

«Основное противоречие современной системы об­разованияэто противоречие между быстрым тем­пом приращения знаний в современном мире и ограни­ченными возможностями их усвоения индивидом.

Это противоречие заставляет педагогическую теорию от­казаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу максимальному развитию способностей че­ловека к саморегуляции и самообразованию».

Итак, первое в инновационном обучении — это развитие способностей на основе образования и самообразования.

Фундаментальность, наряду с целостностью и направ­ленностью на удовлетворение интересов личности, образует основные черты новой парадигмы образования.

«Фундаментальное естественнонаучное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о со­временной естественнонаучной картине мира, заложить на­учный фундамент для оценки последствий профессиональ­ной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и воз­можностей человека» (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).

Если в 60—80-е годы была характерна формула об­разования: «Знать все о немногом и немного обо всем»,

то 90-е годы породили новую формулу — «Знать о сущ­ности всего, чтобы познать новую сущность».

Познать сущность, самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине — вот цель современного учащегося, особенно студента.

Сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук.

Сущностный подход — это системный, синергетический подход («синергия» от греч.

— содружественное, совместное действие двух или несколько органов в одном и том же на­правлении), который означает, что все преподаватели должны действовать в одном направлении развития способностей сту­дентов на основе формирования сущностных системных зна­ний с установлением межпредметных связей и целостных представлений.

Акмеологический подход тесносвязан ссущност­ным подходом при организации инновационного обра­зования.

«Акмеология (от греческого акме пик, вершина, высшая ступень чего-либо) новая об­ласть научного знания, комплекс научных дисцип­лин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствова­ния, самоопределения в различных жизненных сфе­рах самореализации».

Предмет акмеологии — творческий потенциал чело­века, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческо­го потенциала, вершин самореализации.

Задача акмеоло­гии — вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успеш­ной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе в области избранной профессии. «Акме» — вершина профессионализма — это стабильность высоких результатов работы, далее — надежность. Работать про­фессионально — значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов.

Кроме того, творчество — необходимый ком­понент профессионализма, важны также вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Саморазвитие — путь достижения вершин профессионализма. У всех уча-

щихся необходимо выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтро­ля, ибо это основные факторы достижения состояния «акме». Однако для того, чтобы эти акмеологические факторы «сработали», необходимы сильные побудитель­ные причины. Таковыми могут стать мотивы достиже­ния. Задача преподавателя — помочь студентам в фор­мировании их мотивов и потребностей.

Таким образом, инновационное образоёание включает в себя личностный подход, фундаментальность образова­ния, творческое начало, сущностный и акмеологический подход, профессионализм, синтез двух культур (техничес­кой и гуманитарной), использование новейших информа­ционных технологий.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В последние годы понятие «компьютерные техноло­гии» обучения все чаще заменяют термином «информаци­онныетехнологии» (НИТ — новые информационные тех­нологии обучения). Все информационные технологии свя­заны с компьютерным обучением.

Для реализации информационных технологий обуче­ния требуется:

♦ создать технологические условия, аппаратные и про­граммные средства, телекоммуникационные системы, обес­печивающие выполнение указанных условий;

♦ обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда;

♦ обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

♦ подготовить квалифицированные кадры;

♦ реализовать комплексное внедрение информацион­ных технологий в сферу производства, управления, образо­вания, науки, культуры, транспорта, энергетики.

Международные образовательные учреждения разраба­тывают новые направления деятельности для создания ус­ловий перехода на информационные технологии:

— совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и НИТ;

— переподготовка преподавателей в области НИТ;

— информатизация процесса обучения и воспитания;

— оснащение системы образования техническими сред­ствами информатизации;

— создание современной национальной информацион­ной среды и интеграция в нее учреждений образования;

— создание на базе НИТ единой системы дистанцион­ного образования в России.

На повестке дня стоит интеграция России в мировую информационную систему и обеспечения доступа к совре­менным информационным супермагистралям, к междуна­родным банкам данных в области образования, науки и промышленности, культуры и здравоохранения.

Наискорейший способ включения в мировую образова­тельную систему — создание учебным заведениям Рос­сии условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобаль­ного информационного общества.

Интернет создан в США в 70-е годы, сейчас с установ­лением мировой схемы адресов и обязательной системы распределения кодов Интернет получил широкое распро­странение в системе высшей школы и научно-исследова­тельских учреждений.

Вплоть до начала 90-х годов Интер­нет оставался преимущественно компьютерной сетью, с по­мощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.

В настоящее время Интернет позволя­ет использовать гипертекстовую информацию в средствах мультимедиа. Рассмотрим, что это такое.

Гипертекстовые системы в компьютерных обучающих программах — одна из составляющих информационных технологий — применяются при разработке справочных систем, систем коллективного принятия решения, обуча­ющих систем, систем электронной документации и ди­агностики. Применение гипертекстовой технологии в обучении привело к созданию нового класса программ

учебного назначения: электронных книг, электронных энциклопедий.

Термин «гипертекст» введен в 1963 году для обозначе­ния понятия — «комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерак­тивный выбор следующей порции информации или дина­мичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бума­ги», «гипертекст — способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети свя­занных между собой узлов». Гипертекстовый документ имеет связи между отдельными небольшими фрагментами (слово, фраза, часть рисунка, пиктограмма) одного кадра и другим кадром или определенным местом в кадре. Эти фрагменты на экране дисплея выделяются цветом или дру­гими средствами и называются «опорными или выделенны­ми фрагментами, кнопками». Выбор такой кнопки вызыва­ет на экран содержание связанного с ней элемента (кадра, узла). Вызванный кадр также может содержать выделенные фрагменты. Читатель документа, таким образом, просматри­вает документ в интересующей его последовательности.

Первоначально понятие «гипертекст» относилось толь­ко к информации, представленной в виде текста. Однако сейчас оно распространилось и на информацию, представ­ленную в графической форме.

Применение гипертекстовой технологии к работе с информацией представлено не толь­ко в виде компьютерных сред, но и других сред — муль­тимедиа. Мультимедиа — это бурно развивающаяся об­ласть информатики.

Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютер­ные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку.

Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающей управление от компьютера те­левизором, видеомагнитофоном, аудиосистемой, проигрыва­телем компакт-дисков СД, магнитофоном и электронны­ми музыкальными инструментами.

Мультимедиа — средства по своей природе интерактив­ны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не

остается пассивным, учебная информация может пода­ваться и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением, причем обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации.

Такие широкие возможности привлекают много пользо­вателей, так в США системой Интернет пользуется до 80% населения, около 10% — в других зарубежных стра­нах.

Трудности взаимодействия с Интернет могут быть вызваны языковым барьером, высокой ценой, взимаемой за пользование Интернет, сравнительной длительностью ожидания информации, боязнью ввода информации в Ин­тернет, связанная с обеспечением безопасности информации и предотвращения нелегального доступа к ней. Несмотря на это значение Интернет для целей образования очевидно.

Именно поэтому в России создана сеть РЕЛКОМ, она подключена к Интернет и имеет примерно 100 региональ­ных узлов, связанных между собой через центральный узел в Москве.

Для работы используются в основном коммутируемые телефонные линии и специальная телефонная сеть. Количе­ство пользователей свыше 10 тысяч. Скорость передачи ин­формации считается довольно высокой — в течение не­скольких часов информация доходит до любого уголка мира.

В дополнение к РЕЛКОМ создана сеть РЕЛАРН для исследований и обучения, а также федеральная универси­тетская компьютерная сеть РАННЕТ с использованием спутниковой связи. Таким образом, в России создаются предпосылки для развития космической образовательной среды, интегрированной в международные образователь­ные сети.

С 1995 года в России разрабатывается Система дистан­ционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО — это гибкая, адаптивная, модульная технология обучения.

Она ориенти­рована на потребителя, опирается на НИТ и коммуникаци­онные технологии, считается экономически эффективной.

Дистанционное образование незаменимо в рыночной эко­номике при высокой степени перепрофилирования и вы-

нужденной миграции населения. Россия участвует в разра­ботке глобального международного проекта «Всемирный технологический университет», «Дистанционное образование в новой информационной среде». На конгрессе ЮНЕСКО было решено учредить в Москве Институт ЮНЕСКО по политике в области образования и новых информацион­ных технологий.

Таким образом, информационные технологии способ­ствуют формированию единого образовательного простран­ства в рамках всего мирового сообщества. Информацион­ные технологии оказывают социализирующее воздействие на личность.

В современный период встает необходимость разрабо­тать и применять открытые системы интенсивного обу­чения. Эти системы дают студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки ин­дивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем ин­тенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий. Это:

всесторонний учет характеристик педагогичес­
кой среды,
в которой будет проходить процесс обучения: содержательные характеристики педагогической среды оп­ ределяются знаниями, умениями и навыками, познаватель­ ным и культурным потенциалами, формами и методами

организации обучения и самостоятельной работы студентов;

Ф соблюдение принципа адаптации процесса обуче­ния к личности студента; этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и состав­ление разветвленной программы ее изучения студентами;

ускорение индивидуального освоения студента­ ми общенаучных и специальных знаний благодаря про­ ектированию «логического конструкта» дисциплины,

в котором даны базовые знания в свернутом виде.

Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры:

1) представление содержания в виде системы отдель­ных элементов; •

2) проектирование матрицы взаимосвязей элементов содержания для выделения базисных знаний;

3) моделирование базисных знаний в символической, графической или иной форме;

4) преобразование модели базисных знаний с целью выделения наиболее общих понятий и системных связей между ними;

5) формирование общих структур познавательной де­ятельности, характерных для данной области научного знания;

6) разработка системы частных задач, решаемых общи­ми способами.



Источник: https://infopedia.su/13x127b5.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий