Развитие культуры Индии в конце XIX — начале XX в.

Индия в конце XIX — начале XX века

Развитие культуры Индии в конце XIX - начале XX в.

Индия в это время была колонией Англии. Метрополия управляла Индией с помощью должностных лиц во главе с вицекоролем и полицейским аппаратом.

В условиях английской колонизации в Индии начала появляться капиталистическая система. Началось строительство крупных промышленных предприятий, основанное на инвестициях. В 1886 году в текстильной промышленности имелось 95 фабрик. Увеличилось количество шахт, протяженность железнодорожной сети. Это имело особое значение для подготовки и перевозки сырья.

Англия старалась разместить с выгодой для себя промышленные предприятия в Индии. Основные промышленные предприятия предусмотрительно строили вблизи приморских портовых городов, чтобы было дешевле и легче вывозить богатства Индии. С 1873 по 1883 год торговля Индии с Англией все больше увеличивалась. Индия превратилась в зону капиталовложения английской буржуазии.

Крестьянская культура агротехники оставалась низкой. Открывшихся колонизаторами оросительных сооружений хватало всего на 20% орошения земли.

Земли отдавались в аренду крестьянам с условием выплаты большей частью урожая. Все больше увеличивалось количество людей, вынужденных работать в счет погашения долга.

Вложение капитала в самые прибыльные отрасли сельского хозяйства (чай, конопля, хлопок) приносило большую прибыль.

Индия в конце XIX века стала экспортировать на мировой рынок в большом количестве промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Но полученный доход обогащал английских колонизаторов. В сельском хозяйстве утвердилась монокультура.

Бенгалия специализировалась на выращивании конопли, Ассам — чая, Бомбей и Центральная Индия — хлопка, а Пенджаб — пшена. Землевладельцы, банкиры, ростовщики закабалили крестьян, положение которых было прискорбным.

В течение 1870—1890-х годов в Индии население голодало более 20 раз. В результате погибло 18 млн человек.

В 1878 году английская администрация принята закон об индийской прессе, издаваемой на национальном языке. По закону все газеты были переведены под контроль англичан. Вскоре был принят акт о запрещении хранения огнестрельного оружия.

Англия в то же время делала вид, будто идет на уступки местной буржуазии. Представители местной буржуазии избирались в администрацию города.

Экономическое положение

начале ХХ века в Индии капитализм начал развиваться, хотя и медленно. К 1910 году число фабрик конопляного волокна увеличилось в два раза. 215 предприятий по подготовке хлопка-сырца, бязевых ткацких фабрик были во владении индийских капиталистов.

Количество рабочих, занятых в промышленности, достигло 1 млн человек.

Англия прибрала к своим рукам все угольные бассейны, кенафную промышленность, чайные плантации, транспорт, торговые и страховые общества и установила контроль над системой производства всей Индии.

Английский капитал очень быстро вырос. Но состояние народа было ужасающим. В 1896—1906-е годы в стране от голода умерло более 10 млн человек. В 1904 году 1 млн человек погиб от чумы.

В два раза повысилась плата за обучение в университетах. В университетах закрылись правовые факультеты. Было запрещено поступление в университеты демократически настроенных студентов, защищающих интересы народа.

Национально-освободительное движение

Народы Индии вели освободительную борьбу против колониального гнета. В 1885 году в Бомбее образовалась политическая партия — Индийский национальный конгресс (ИНК), имеющая конкретную программу. Одновременно образовалась и Мусульманская лига. Теперь англичане еще больше усилили индуистско-мусульманское противостояние.

Конгресс объединил в своих рядах представителей крупного торгово-промышленного капитала, либеральных помещиков и национальную интеллигенцию. Поначалу административное управление английской колонии не противилось Индийскому национальному конгрессу.

Вице-король Англии в Индии лорд Дафферин комментировал такое отношение так: «Индийский национальный конгресс обойдется дешевле, чем революция».

Как и думали англичане, в первое время требования Национального конгресса были очень умеренны.

Эти требования предусматривали проведение некоторых реформ при сохранении господства Британии, например: назначить пошлину на привозные хлопчатобумажные ткани, расширить права местных представительских учреждений, привлечь индийцев к управленческим делам, организовать техническое образование и так далее. Но со временем эта партия стала пользоваться большим влиянием.

В 1890 году сформировалось «левое» — радикальное течение, которым руководил Бал Гангадхара Тилак (1856—1920). Он шел по пути пробуждения национального самосознания индийского народа, роста национальной гордости. Он дал высокую оценку религии, ее объединяющей массы силе.

Вскоре в городе Пуна он построил независимую среднюю школу и начал воспитывать учеников в духе патриотизма. Тилак издал газету «Кесари» (Лев). Газета стала пропагандировать среди молодежи идеи патриотизма.

Тилак, сознававший, что при существующем положении для Индии нет возможности обрести свободу путем вооруженного восстания, был сторонником «неприменения силы». При этом способе борьбы основное внимание уделялось бойкотированию английских товаров. Тилак говорил: «Бог никогда не дарил Индию иностранным государствам».

Сторонники Тилака пропагандировали среди народных масс ненависть к колонизаторам, поэтому англичане в 1897 году взяли под арест Тилака на полтора года. Но вскоре они были вынуждены освободить его.

Разделение Бенгалии

Стремясь задушить национально-освободительное движение, англииские колонизаторы в 1905 году разделили Бенгалию на две части, потому что Бенгалия превратилась в один из самых сильных центров движения борьбы против колонизаторов.

Эта мера возымела обратное действие. В Индии вновь усилилось национально-освободительное движение. В Калькутте прошла демонстрация, в которой участвовало 100 тысяч рабочих и крестьян.

Демонстрации протеста постепенно охватили большую часть страны.

В декабре 1906 года по требованию «левого» радикального течения ИНК принял дополнительное постановление.

Движения «Сварадж» (Свое правление), «Свадеши» (Собственное производство), «Бойкот английским товарам» имели/большой авторитет среди народа.

Тилак призывал отказаться не только от английских товаров, но и от английского правления. Он призывал национализировать управление, построить фабрики и заводы.

Программы движений «Сварадж» и «Свадеши» оказали большое влияние на население. В 1908 году в городе Сурат Бомбей¬ского округа состоялся съезд ИНК. Умеренное течение одобрило резолюцию остаться в составе Английской империи и одновременно получить права самоуправления. Радикальное течение (во главе с Тилаком) было выведено из состава ИНК.

Английские администраторы вскоре издали законы, запрещающие «противозаконные» собрания и прессу и усилили репрессии. Руководителей движений и забастовок приговаривали к расстрелу без суда. Таким образом добились временного подавления освободительного движения в Индии.

Накануне воины

Местные господствующие круги Индии,согласованные с англииским колониальным управлением, в 1909 году приняли Закон «О советах Индии».

Согласно этому Закону, всего половина процента населения получала право на выборы.

Выборы решили проводить раздельно по религиозным конфессиям религиозных общин (то есть индусы и мусульмане должны были ать по отдельности). Цель этой «выборной игры» — сеять распри между индусами и мусульманами.

В этот период Индия стала играть важную роль в планах Англии в преддверии грядущей мировой войны. Поэтому Англия стремилась смягчить обстановку. Так, в 1911 году колониальная администрация приняла закон об ограничении рабочего времени 12 часами.

В 1911 году колониальные администраторы, напуганные действиями трудящихся, были вынуждены объединить разделенную Бенгалию. Столица была перенесена в Дели, который находился в более безопасном месте.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма.

    Источник: http://vek-noviy.ru/g-azii-v-kontse-xix-nachale-xx-veka/indiya-v-kontse-xix-nachale-xx-veka.html

    Развитие культуры Индии в конце XIX — начале XX в

    Развитие культуры Индии в конце XIX - начале XX в.

    С конца XIX в., при вице-короле Керзоне, была проведена реставрация ряда наиболее выдающихся памятников средневекового индийского зодчества, в основном так называемой индо-мусульманской архитектуры. В созданных в начале XX в.

    музеях (имени королевы Виктории в Калькутте, принца Уэльского в Бомбее и др.) наряду с посредственными образцами европейских (в основном английской) академических школ живописи были представлены индийское художественное ремесло, средневековая миниатюра, скульптура.

    Вместе с тем многочисленные памятники древней и средневековой индийской архитекторы по всей стране приходили в упадок и разрушались, а исторические крепости (например, Красный форт в Дели, форты в Аллахабаде, Ахмеднагаре и др.

    ) оказались обезображенными постройкой казарм англо-индийской армии.

    Традиции индийского национального зодчества, хранителями которых были народные мастера из профессиональных каст каменщиков, более не получавшие крупных заказов ни от государства, ни от частных лиц, постепенно угасали.

    В наибольшей мере они сохранялись в жилых постройках в деревне и провинциальных городах. В архитектуре зданий общественного назначения (вокзалы, присутственные места и т. д.

    ) по-прежнему господствовал помпезный стиль «викторианской эпохи», в котором ложный классицизм и ложная готика уродливо сочетались с элементами, заимствованными из декора индусских или мусульманских храмов и дворцов. Получил развитие так называемый новоиндийский стиль.

    Основу его составляла стилизация под индийское средневековое зодчество, в основном постройки эпохи Моголов. В новоиндийском стиле был, в частности, выстроен в 1913—1931 гг. правительственный центр в Новом Дели, европейской части новой столицы страны.

    Распространение в гражданском строительстве новоиндийского стиля было связано с политикой колониальных властей, направленной на поддержку «имперских традиций». Но само появление этого стиля вызвано пробуждением в конце XIX— начале XX в.

    интереса в передовых кругах индийской и английской интеллигенции к историческому и культурному наследию народов Индии. Значительную роль в пропаганде классического искусства Индии сыграли искусствоведы англичанин Е. Б. Хавэлл, директор школы искусств в Калькутте, и индиец Ананда К.

    Кумарасвами, затративший немало усилий на изучение и возрождение художественных ремесел Индии.

    Сохранению традиций индийского прикладного искусства (обработка камня, металла и дерева, ювелирные изделия, керамика, текстиль, вышивка и пр.) способствовало повышение с конца XIX в.

    европейского и местного спроса на некоторые виды изделий художественного ремесла. В предметах ремесла, рассчитанных в значительной мере на европейского потребителя (кашмирские шали, изделия делийских ювелиров и др.

    ), проявилось определенное влияние зарубежных образцов.

    Европейская, а также восточная (японская и китайская) техника живописи и графики была творчески воспринята представителями национальной художественной школы, развивавшими традиции индийской классической живописи.

    Основателем этого направления в изобразительном искусстве Индии был Обониндронатх Тагор (1871 —1951), работавший в Калькутте и принадлежавший к известной семье просветителей Тагоров, откуда вышел и великий индийский поэт Р. Тагор.

    Большинство художников этого направления были бенгальцами, отчего это течение в индийском изобразительном искусстве получило название бенгальского Возрождения. Работы О. Тагора, а также Нандалала Бошу, А. К. Халдара, Самарендранатха Гупты, С. Ч. Укила и других заложили основы современной индийской живописи и графики.

    В наибольшей мере становление новой индийской культуры, связанной с начавшимся формированием в колониальной Индии буржуазного общества, проявилось в развитии новоиндийских литератур. В первые десятилетия XX в.

    завершился длительный и сложный процесс овладения индийскими мастерами слова прозаическими жанрами, заимствованными из Европы, — романом, рассказом, эссе.

    Историческое прошлое народов Индии по-прежнему составляло тематику значительной части индийской прозы, а также драмы и поэзии.

    В условиях колониального режима обращение к героике отдаленных по времени битв и восстаний представляло для писателей-индийцев почти единственную возможность пробуждения в своих читателях патриотических чувств. Сама историко-героическая тема обусловила длительное сохранение романтизма как ведущего метода индийских литератур нового времени.

    Правда, наряду с историческими романами, стоявшими на уровне литературного мастерства, в Индии в конце XIX—начале XX в. появилось много ремесленных поделок, в которых романтический план раскрытия мифологической или исторической темы приобретает характер реакционной идеализации феодального прошлого.

    Вместе с тем с начала XX в. усилился процесс замены романтизма критическим реализмом, своеобразно адаптировавшим героико-романтическое начало, который усилил социальную направленность индийской прозы.

    Все большее внимание стало уделяться проблемам, волновавшим передовую часть индийской образованной молодежи начала XX в.

    В творчестве крупнейших индийских писателей рубежа нового и новейшего времени все отчетливее стала звучать тема общественных конфликтов.

    Новые тенденции в литературном процессе наиболее полно проявились в Бенгалии, литература которой продолжала занимать ведущее место среди всех новоиндийских литератур. Крупнейшим представителем бенгальской литературы, оказавшим громадное влияние на культурную жизнь Индии первой половины XX в.

    , был Рабиндранат Тагор (1861—1941) — великий индийский писатель, музыкант и художник, философ, просветитель и общественный деятель. В историю индийской литературы Тагор вошел как автор романов, повестей и рассказов, публицистических и литературно-критических статей и очерков, философских эссе, стихов и драм.

    Как автор стихотворных сборников, драм и многочисленных рассказов, Р. Тагор приобрел известность у себя на родите еще в 80—90-е годы XIX в., однако славу мыслителя и романиста принес ему XX в., когда он опубликовал романы «Гора» (1907—1910) и «Дом и мир» (1915—1916), посвященные идейным исканиям бенгальской интеллигенции.

    Особое значение для утверждения в индийской литературе темы национального движения имел роман «Дом и мир», в котором Тагор выразил свое отношение к различным течениям индийского национализма периода борьбы за свадеши и сварадж. Своим творчеством, получившим мировое признание, Р.

    Тагор закрепил победу в индийской литературе метода критического реализма. В 1913 г. Тагору, первому индийцу, была присуждена литературная Нобелевская премия.

    Вторым крупнейшим бенгальским писателем-реалистом начала XX в. был Шоротчондро Чоттопадхай (1876—1938), в романах которого правдиво отразились условия жизни Бенгалии его времени.

    В других новоиндийских литературах происходили сходные явления: развитие новых жанров и утверждение метода критического реализма. В Махараштре знаменосцем новых течений выступил основоположник современиой маратхской прозы Харинарян Апте (1864—1919), на идейные позиции которого определенное влияние оказал Б. Г. Тилак.

    К исторической теме обращались также многие романисты и драматурги, писавшие на языках хинди (Шринивас Дас, Кишорилал Гоевами и др.), телугу (К. Сриниваса Рао, В. В. Састри и др.) и других индийских языках.

    Острым социальным проблемам современной ему деревни посвящен роман «Шесть битхов, восемь пядей земли» (1902) основоположника современной литературы ория Ф. Се-напати (1847—1948).

    Одновременно с новыми жанрами продолжали развиваться и традиционные, главным образом в поэзии, в меньшей степени в драматургии.

    Однако и поэтическое творчество все более захватывалось новым течением: изменялись содержание, идейная направленность стиха.

    В эти годы начал творить другой величайший индийский поэт нового и новейшего времени — Мухаммад Икбал (1873—1938), писавший на языках урду, фарси и панджаби. В поэзии Икбала уже в начале XX в. ясно прозвучала социальная тема, тема Родины.

    Важную роль в становлении литератур различных народов Индии в этот период сыграли созданные крупными национальными писателями и просветителями литературно-критические журналы и центры по изучению родного языка и литературы, например, основанное в 1893 г.

    «Каши нагари прачарини сао-ха» («Бенаресское общество по распространению деванагари») и занимавшееся изучением истории и пропагандой литературы и языка хинди. Трудами М. П Двиведи о литературе хинди, М. X. Азада о литературе урду, С. Айера о тамитьсьои литературе и др.

    заложены основы индийского литературоведения.

    В произведениях литераторов нового направления утверждался современный, живой разговорный язык. Некоторые из них, например писатели народа телугу Кандукури Виресалин-гам (1848—1919) и Гурузада Аппарао (1861—1915), выступили как подлинные реформаторы литературного языка.

    Освободительное, антиколониальное движение оказало решающее влияние на содержание и идейную направленность как новой, так и традиционной культуры.

    Это в значительной мере относится и к бытовавшим народным театральным представлениям, песенному и музыкально-танцевальному искусству, которые эзоповским языком персонажей индийского эпоса звали к борьбе с колониальным режимом.

    Освободительная струя в народном искусстве идейно-политически была близка участникам антианглийских подпольных организаций.

    

    Источник: https://infopedia.su/15x16811.html

    Культура индиив первой половине 20 века

    Выполнила студентка 4 курса ОЗО

    Груздева О.В

    Живопись

    Изобразительное искусство на рубеже 20 в.

    отразило специфические особенности национального освободительного движения того времени, его буржуазно-демократическую ограниченность.

    В искусстве с особой определенностью проявились ретроспективные тенденции, связанные с культом старины и со стремлением восстановить ее традиции.

    Английский историк искусства Э. Хавелл, провозгласил в качестве основного лозунга «возвращение к индийским традициям», к идеалам старого искусства—«идеалистического, мистического, символического и трансцендентального».

    Живопись

    Хавелл реорганизовал систему преподавания в Калькуттском художественном училище и привлек туда к руководству в 1905 г. Абаниндранатха Тагора (1871— 1951).

    В том же году в Калькутте было создано Индийское общество восточного искусства, устраивавшее первые регулярные выставки «нового искусства». Одновременно с этим было положено начало собиранию произведений древнего и средневекового искусства Индии.

    Живопись

    Первым представителем Бенгальского Возрождения был А.Тагор , заложившим основы нового стиля. Его искусство сложилось под влиянием могольской миниатюры, но в нем можно также ощутить воздействие японского и европейского искусства.

    В более поздних произведениях А. Тагор постепенно освобождается от элементов прямого подражания

    Абаниндранат Тагор

    Живопись

    Нандалал Бос

    (3.12. 1882 г. – 16. 04.1966 г.)

    В своих работах Бос нередко обращался к древним традициям росписей Аджанты.

    Музыкантша», 1922, частное собрание

    Живопись

    Н. Бос одним из первых занялся созданием дешевых картин для народа, выполненных в стиле «Калигхатпат»— бенгальских народных картинок. Наряду с этим он много работал с натуры, в частности в области пейзажа.

    Darjeeling and Fog

    (Дарджилинг и Туман)

    Нандалал Бос (1945)

    Живопись

    Деви Прасад Рой Чоудхури (р. 1899)

    В своем творчестве он широко использовал не только особенности китайской живописи и японской гравюры, но и смело применил многие приемы европейского реалистического искусства.

    Деви Прасад Рой Чоудхури.

    Когда начинаются дожди. 1940-е гг. Дели

    Живопись

    Годы между двумя мировыми войнами были важным периодом в развитии индийского искусства. Прежнее новаторство Бенгальского Возрождения уступило место преимущественно популяризации национальных традиций.

    Художница Амрита Шер-Гил (1913—1941)

    Одна из самых ярких фигур индийской живописи 20 в.

    А. Шер-Гил училась в Париже и в 1934 г,

    переехала в Индию, где она жила

    и работала до своей безвременной смерти.

    Амрита Шер-Гил. Люди с гор. (1935 г.)

    Живопись

    Джамини Рой

    (1 апреля 1887 г. – 24 апреля 1972 г.)

    До начала 20-х гг. художник работал в манере, близкой художникам Бенгальского Возрождения, а также писал заказные портреты в академическом стиле. Затем Дж. Рой обратился непосредственно к народному искусству, точнее, к так называемому рыночному лубку, процветавшему еще в первой четверти 20 в. в деревнях Западной Бенгалии.

    В поисках стилистической простоты художник отказывается от индивидуализации изображенного персонажа. Дальнейшие односторонние искания в этом направлении приобрели чисто декоративно-ритмический характер.

    В период своего «коммерческого» успеха художник организовал мастерскую, буквально «изготовлявшую» серии картин такого рода, едва подправляемых мастером, но сбываемых за его подписью.

    Живопись

    Живопись Джамини Роя вызвала в 40—50-х гг. много подражаний, обычно лишенных остроты и талантливости его лучших произведений.

    Девушка из племени

    Санталов.1924 г.

    Джамини Рой. Сестры.

    1940— 1950-е гг.

    Прикладное искусство

    Несколько иная картина наблюдается в прикладном искусстве. Здесь в гораздо большей степени, чем в изобразительном, сохранялась преемственная связь с многовековыми традициями индийского народного кустарного ремесла.

    В прикладном искусстве Индии отражается многонациональный характер художественной культуры Индии, ее неповторимо многогранный и своеобразный облик.

    Ряд областей прикладного искусства, в частности резьба по дереву, по кости, выделка металлических изделий с гравировкой и инкрустацией, эмаль и особенно производство тканей — набивных и вышитых,— являются источником замечательных произведений народного искусства.

    Прикладное искусство

    Шкатулка. Лаковая роспись. Начало XX века.

    Литература

    Крупнейшим представителем бенгальской

    литературы и всей культуры Индии был

    писатель-гуманист, поэт Рабиндранат Тагор.

    Роман «Гора» (1909 г.), названный по имени

    главного героя, посвящен идейным

    исканиям бенгальской интеллигенции.

    В романе «Дом и мир» (1915 г.), явившемся откликом на подъем освободительного движения Индии в 1905-1908 гг., отражаются сочувствие Тагора проповеди самосовершенствования и отрицание насильственных методов борьбы.

    Рабиндранат Тагор.

    Литература

    Эпоха Махавира Прасада Двиведи (1900-1925) — эпоха национальных движений. В течение двадцати лет он издавал литературный журнал «Сарасвати», который стал центром новой литературы на языке хинди.

    В этот период особое звучание приобретает гражданская поэзия, основным представителем который был Майтхилишаран Гупта (1886-1964), удостоенный звания «национального поэта» (раштракави). Его поэма «Голос Индии» («Бхарат Бхарати») — страстный призыв возродить былое величие Индии.

    Литература

    На смену эпохи Двиведи приходит романтико-мистическое направление, именуемое в литературе направлением чхаявада. Произведения литераторов этого течения полны размышлений о бренности жизни, о неразделенной любви. Наиболее известными представителями чхаявада были Джай-шанкар Прасад (1889-1937), Сумитранандан Пант (1900-1977) и Сурьякант Трипатхи «Нирала» (1896-1961).

    Литература

    Параллельно с чхаявадом развивался и реалистический метод, наиболее ярким представителем которого был Премчанд (1880-1936), хотя реализм Премчанда и находился под определенным воздействием и идеализма, и, особенно, гандизма.

    Премчанд начал писать на языке урду, но с начала 20-х годов перешел на язык хинди, написав с 1922 по 1936 гг. 11 романов.

    Последний из них «Жертвенная корова» («Годан») практически свободен от посторонних влияний и написан с четких позиций критического реализма.

    Литература

    Сторонники реалистического изображения действительности образовали в 1936 г. Ассоциацию прогрессивных писателей Индии, первым председателем которой был избран Премчанд.

    Реалистическое течение, среди представителей которого были и писатели марксистской ориентации, получило в Индии название прагативада, или прогрессивизма.

    Наиболее известными представителями течения были Яшпал (1903-1976), Упендранатх Ашк (1910-1997), Рангея Рагхав (1923-1962), Вриндаванлал Варма (1989-1969) и некоторые другие.

    Литература

    Усиление идеологического противостояния привело к появлению нового течения, получившего название экспериментализм, или прайогвада.

    Это течение выступало против и чхаявада, и прагативада, противопоставляя идейности прагативада аполитичность, а красоте языка и стиля чхаявада — будничную лапидарность языка.

    Манифестом экспериментализма явился сборник «Семиструнье» («Taлптак»), вышедший при участии и под редакцией Агьеи (1911-1987).

    Архитектура

    Значительные изменения претерпевает в 20 в. архитектура Индии. Крупнейшим строительством начала 20 в. в Индии было создание Нового Дели в непосредственной близости от старой части города. Построенный английским архитектором Э. Лаченсом в 1911—1931 гг., Новый Дели представляет прекрасно распланированный современный центр столицы.

    В центре находятся правительственные здания, в том числе круглое в плане здание парламента (архитектор Г. Бейкер). Постройка ансамбля Нового Дели явилась счастливым исключением в архитектурном строительстве до освобождения страны.

    В других случаях можно скорее наблюдать эклектическое смешение стилей, хаотичность строительства, резкий контраст между виллами английских колонизаторов и национальной буржуазии и бесконечными трущобами рабочих кварталов.

    Архитектура

    Индо-сарацинский стиль

    Дворец Лакшми Нивас (Джайпур), арх.С.С.Джейкоб, 1898-1902

    Архитектура

    Европейский стиль

    1 906-1921 

      Мемориал королевы Виктории

    архитектор сэр Уильям Эмерсон.

    Архитектура

    Герберт Бейкер. Здание парламента в Дели. 1911—1931 гг.

    Кинематограф

    14 марта 1931 года вышел первый звуковой индийский фильм «Свет мира» режиссёра Ардешира Ирани.

    31 октября 1931 года вышел первый звуковой фильм на тамильском языке «Калидаса» продюсера и режиссёра Х. М. Редди.

    С началом эры звукового кино некоторые кинозвёзды стали получать высокие гонорары за свою работу. Благодаря развитию звуковой технологии, в 1930-х годах в Индии начали снимать музыкальные фильмы, такие как Indra Sabha и Devi Devyani, положив тем самым начало стилю song-and-dance (рус. «песня и танец»)

    К 1935 году производством фильмов стали заниматься киностудии, которые появились в крупнейших городах, таких как Ченнай, Калькутта и Мумбаи.

    Кинематограф

    Режиссёр Р. С. Чоудхури в 1930 году снял фильм «Гнев» , который был запрещён правительством Британской Индии, так как в нём были показаны лидеры Индийского национально-освободительного движения.

    Киностудия Bombay Talkies, созданная в 1934 году, и Prabhat Studios в Пуне начали производство фильмов, предназначенных для маратхиязычной аудитории.

    Девика Рани и Ашок Кумар

    в фильме Achhoot Kanya

    1935 г

    Кадр из фильма «Раджа Харишчандра» 

    первого индийского полнометражного фильма

    музыка

    В нач. 20 вв. под влиянием роста нац-освободит. движения и национального самосознания в передовых кругах музыкальной общественности резко возрастает интерес к изучению национального музыкального наследия. В этой области значительна деятельность великого индийского поэта и музыканта Р. Тагора, создавшего более 2500 муз. произведений, из которых около. 20 для муз. театра.

    В спектаклях Тагора впервые были слиты воедино элементы европейской и индийской музыки. Одним из приёмов Тагора было введение акцента на первой доле, характерного для классического стиля дхрупад. Выдвинутая Тагором идея синтеза музыкальных культур Востока и Запада явилась началом нового этапа в развитии музыкального искусствава Индии.

    музыка

    Новаторским для индийской музыки был введённый Тагором принцип точного воспроизведения мелодии и текста. Импровизация полностью исключалась. Тагор создал при Университетете Вишвабхарати (Шантиникетон) театр-студию, в которой внимательно изучались наиболее ценные образцы инд. музыки, хореографии, нар. муз. зрелищ. В 30-е гг. Тагор создал свои широко известные танц.-муз.

    драмы «Читрангада» и «Чандалика», в 1940 — последнее произв. этого жанра, пьесу «Шьяма». Широкий размах приняло движение по изучению фольклора в Бенгалии (Об-во нар. песни и танца, созд. в 1929; Бенгальское об-во по сохранению народного иск-ва, созд. в 1932), в сев. провинциях (Об-во музыки и танцев народов Индии, созд. в 1933), на юге (Центр иск-ва Кералы, созд.

    в 1930) и др

    Источник: https://multiurok.ru/files/kul-tura-indii-v-nachalie-20-vieka.html

    Индия в XIX – начале XX века

    Развитие культуры Индии в конце XIX - начале XX в.

    «Обрываялепестки цветка, ты не приобретаешь его красоты».

    Этислова принадлежат известному индийскому писателю и поэту Рабиндрана̀туТаго̀ру. Они отражают суть колониальной политики Великобритании вИндии. О том, в каком направлении развивался британский колониализм в Индии, ик чему это привело сегодня и пойдёт речь.

    Вопросызанятия будут такими:

    Индийскоеобщество в XIXвеке.

    Великоевосстание 1857 года.

    ИндѝйскийНациона̀льный Конгрѐсс.

    Первыеанглийские факто̀рии в Индии были основаны в начале XVIIвека. Но уже к началу XIXстолетия практически весь Индоста̀н находился под контролем брита̀нскойОст-Ѝндской компа̀нии. Территория страны делилась на две части. Собственно,Брита̀нская Индия и земли тузѐмных княжеств.

    БританскаяИндия состояла из провинций и управлялась чиновниками Ост-Индскойкомпании. Главой этих земель был генерал-губернатор, присланный изметрополии.

    Втораячасть состояла из около 550 княжеств. Ими правили местные князья.Но англичане контролировали всю внешнюю и внутреннюю политику этих правителей.

    ВИндии произошло столкновение традиционного и индустриального общества – Востокаи Запада. Это не могло не отразиться на положении страны и еёнаселения.

    Главнойцелью Ост-Индской компании было получение как можно большей прибыли синдийских земель.

    Главнымисточником колониальных доходов стал земельный налог. Его суть такова.Владельцем земли в Британской Индии считались колонизаторы.Соответственно налог за пользование участками индийские крестьяне платили им.

    Но желая получить как можно больше денег в кратчайшие сроки, Ост-Индскаякомпания продавала откупщика̀м право сбора налога с населения.Обычно на один – три года. Откупщикѝ, стремясь вернуть свои вложения итакже получить доход, пытались выжать из взятых в аренду земель как можнобольше средств.

    В итоге это велок полному разорению индийскихкрестьян.

    Такжеогромные доходы англичанам приносили монополии на соль и опиум. Опиумпоставлялся в Китай. Соль продавалась на внутреннем рынке.

    Всередине XIX века земельный налог имонополии на соль и опиум

    составляли85 % дохода казны Британской Индии.

    Ногосподство Ост-Индской компании в Индии не устраивало английскую промышленнуюбуржуазию. Её представители хотели использовать Индию в качестве рынка. Оттудаможно было вывозить дешёвое сырьё, а ввозить фабричные товары.

    В1833годуторговая деятельность Ост-Индской компании была

    прекращена.Веё руках осталось только управление колонией и армией. Но продолжалось это недолго.В 1858 году, после восстания сипа̀ев (о нём чуть позже), администрацияОст-Индской компании была упразднена.

    ТеперьИндия управлялась из Лондона. Для этого было создано особое министерство.

    Всамой Индии главой являлсявѝце-король. Егоназначала королева Англии. В колониальной администрации все высшие должностипринадлежали выходцам из метрополии. Индийцы служили на более низкихдолжностях. Они были выходцами из высших и средних слоёв общества. Важно, чтоэти люди имели европейское образование.

    Ещёв 1835 годугенерал-губернаторТо̀мас Мако̀лейпровёл реформу образования в Индии.Её смысл он выразил следующей фразой: «Необходимо создать прослойкучиновников, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали искладу ума».

    ИмператрицейИндии, как вам уже известно, в 1876 году была объявлена королева Викто̀рия.

    ВXIX веке Индия стала важным рынкомсбыта английских фабричных товаров. В первую очередь – хлопчатобумажныхтканей. Индийские ткани, созданные ручным трудом, не могли конкурировать сболее дешёвой английской продукцией. Хотя ещё в XVIIIстолетии ситуация была противоположной – Индия снабжала тканями Европу.

    Интересно,что изобретение ткацких машин в Англии во многом было вызвано тем, чтоанглийские ткачи проигрывали в борьбе индийским мастерам.

    Теперьиз Индии в Англию везли только хлопок. А обратно – ткани, изготовленныеиз этого же сырья. Похожая ситуация наблюдалась и с другими английскимитоварами. Сначала они распространялись только в прибрежных городах. Но по мереразвития сети железных и шоссейных дорог Индии проникали вглубь страны, по путивытесняя местное ремесленное производство.

    Витоге английская фабричная промышленность подорвала экономику традиционногоиндийского общества. Она уничтожила индийскую домашнююпромышленность.

    Лишившимсяработы ремесленникам было некуда податься. Англичане препятствовали развитиюфабричной промышленности в Индии (в обратном случае бывшие ремесленники,как во времена индустриальной революции в Англии, могли бы найти работу нафабриках). Им были не нужны конкуренты.

    Темне менее, являясь частью Британской империи, Индия не могла оставаться встороне от мирового рынка. Развитие внешней торговли способствовало ростуиндийских городов (в первую очередь портовых). Для доставки грузов к портамколониальные власти строили железные и шоссейные дороги. В странепрокладывались телеграфные линии. Это облегчало управление огромнойколонией.

    Длятого чтобы повысить урожайность сельскохозяйственных культур, англичане восстанавливалистарые и строили новые оросительные каналы.

    Напервый взгляд все эти меры помогали развитию Индии. Но в реальности это было несовсем так. Например, за время английского господства в Индии выросли новыебольшие города Бомбѐй, Кальку̀тта, Мадра̀с.

    Нов отличие от европейских городов, они были не промышленными, а торговымицентрами, в которых реализовывались английские товары. В Индии была созданагустая сеть железных дорог.

    Новсё необходимое для строительства путей, паровозы, вагоны и прочее оборудованиеввозилось из Англии. Поэтому в отличие от того же процесса в Европе,железнодорожноестроительство в Индии не стало стимулом для развития тяжёлой индустрии.

    Английскиепредприниматели поощряли выращивание только тех культур, которые как сырьё шлина экспорт – это хлопок, джут, индѝго, чай, опиум, пшеница.

    Первыешаги технического прогресса в Индии не повлияли на положение страны. Онапо-прежнему оставаласьколониейисточником сырья и рынкомсбыта.

    И тольков последней трети XIXвека в стране началсяпроцессиндустриализации. Самыми крупными промышленными центрами Индии стали Бомбѐйи Кальку̀тта.

    Появилась национальная буржуазия, стремившаясяразвить отечественную индустрию.

    Ноза исключением хлопчатобумажной промышленности индустриализация в Индиипроисходила за счёт английских капиталов и вопреки воле колониальных властей.

    ВXIX векеизменения затронули и замкнутые сельские общины Индии. В результате разрушениятрадиционного общества и они были вынуждены приспосабливаться к новым условиям.С развитием железных дорог, постепенно исчезает замкнутость общин. Вразных сельских регионах выравниваются цены на продукты.

    Свступлением страны в мировой рынок крестьяне стали выращивать новые культуры – кофе,сахарный тростнѝк, чай.

    Интересно,что индийский чай впервые попал в Лондон в 1839 году. И уже в 1887 годуиз Индии было поставлено 40 тысяч тонн чая. По этому показателю страна обогналаКитай.

    Нопрежние проблемы индийских крестьян никуда не делись. Люди страдали отмалоземелья и ростовщиков. Частым явлением были голод и эпидемии,уносившие миллионы жизней.

    Колониальнаяполитика Ост-Индской компании вызывала недовольство индийцев.

    Представителизнати хотели вернуть себе прежнюю, неограниченную власть. Служители культавыступали против христианизации Индии. Сипа̀и (наёмная армия) былинедовольны низким жалованием, постоянными войнами, в которых им приходилосьсражаться за

    британскиеинтересы. Простое население страдало от налогового гнёта и последствийразрушения традиционного общества.

    Ноадминистрация не хотела замечать всеобщего недовольства.

    Витоге это привело кмасштабному восстанию, длившемусяс 1857 по 1859 год. В исторической литературе его чаще всего называютВосстанием сипа̀ев или Первой войной Индии за независимость.

    Сипа̀и–это наёмные солдаты в колониальной Индии, набранные из местного населения.Они были вооружены современным оружием и хорошо обучены. Искрой, из-за которойвспыхнуло восстание стали следующие события. В армии сипаев на вооружениеприняли новейшую английскую винтовку.

    Онабыла дульнозаря̀дной, в ней использовались особые бумажные патроны. Длятого, чтобы зарядить оружие такой патрон надлежало скусѝть (разорватьзубами бумажную оболочку) и высыпать его содержимое в ствол винтовки. Но ввойсках появился слух, что новые патроны якобы пропитывались смесьюговя̀жьего и свино̀го жира (пропѝтка была необходима длялучшего скольжения пули по нарѐзам ствола).

    Этооскорбляло религиозные чувства как индуѝстов, для которых коровабыла священным животным, так и мусульман, считавших нечистым животнымсвинью.

    10мая 1857 годавосстали три сипа̀йских полка вМиру̀те. Вскоре на их сторону перешла городская беднота. 11 маявосставшие заняли Дѐли.

    Онипровозгласили императором Индии последнего представителя династииВелѝкихМого̀лов престарелогоБахаду̀р Ша̀ха. Поддавлением восставших, Бахаду̀р Шах подписал воззвание к населению Индии овсеобщей борьбе против колонизаторов. Мятеж перерос в войну занезависимость.

    Восстаниебыстро распространилось по Индостану. В нём приняли участие все слои икатегории населения. На протяжении нескольких месяцев английское господство вИндии пребывало на грани краха.

    Однаковойна за независимость была обречена на поражение. Восставшие имели плохуюорганизацию войск и управления ими. Между лидерами повстанцев отсутствовалоединство. Многие князья заняли нейтральную позицию. А часть местных правителейвыступила на стороне англичан.

    Мятежбыл подавлен с исключительной жестокостью. Эти события произвели широкиймеждународный резонанс.

    Британскийвоенный корреспондент Уѝльям Ра̀сселл писал: «Мы наблюдаемне просто войну рабов… но войну за национальное самоопределение, войну за то,чтобы, после свержения ига пришельцев, вернуть Индии всю полноту национальной власти».

    Однаков разных частях Индии ещё долго продолжалась партизанская война. Самымиизвестными лидерами восставших были Тантѝя Топѝ и

    княгиняЛакшмѝ Бай.

    Темне менее восстание сипаев заставило Лондон отстранить от управления ИндиейОст-Индскую компанию. Парламент объявил Индию английским владением. Все жителиИндии стали подданными королевы Англии.

    Местных князей колонизаторысделали своими союзниками, наделив их правом феодальной собственности на землю.Из-за массового недовольства крестьян законами об аренде, помещикам былозапрещено повышать налоги. Реорганизации подверглась и армия.

    В её рядах былоувеличено число англичан.

    Вовторойполовине XIXвека усилилосьнационально-освободительноедвижениев Индии. Его руководители являлись представителями верхушкииндийского общества. Эти люди были хорошо образованы и справедливо возмущалисьтому, что их не допускали на высшие должности в колониальной администрации.

    Англичанепонимали необходимость компромисса. Поэтому дали разрешение на создание общеиндѝйскойполитической организации.

    В1885годубыл основанИндийский Национальный Конгресс

    Сначалалидеры ИНК выдвигали умеренные требования:

    равноправиеангличан и индийцев;

    демократизациистраны;

    избраниеиндийского парламента.

    Новскоре в Конгрессе появились и более радикальные течения.

    Ихпредставители обвиняли англичан в экономическом грабеже Индии, в доведениииндийцев до полного разорения. Постепенно в ИНК сформировались два течения: «умеренные»и «крайние».

    Лидером«крайних» стал видный учёный-историкБал Гангадха̀рТѝлак. Он призывал к всенародному мирному бойкоту английских товаров.

    Такпоявился принцип «свадѐши» – возрождениесобственного домашнего производства ради достижения независимости.

    «Умеренные»и «крайние» по-своему защищали интересы индийского народа. «Умеренные» накапливали ценный опыт парламентской деятельности. «Крайние» делали первые шаги в организации народного движения против английскогогосподства.

    Такимобразом, в XIXвеке,в условиях английского колониального господства, в Индии происходило разрушениетрадиционного общества.

    Темне менее Индия оказалась втянутой в мировой рынок, что в итоге привело страну киндустриализации и появлению национальной буржуазии.

    Восстаниесипаев положило конец господству Ост-Индской компании. Англичане были вынужденыпойти на ряд уступок индийцам.

    В1885 году в Индии появилась первая политическая организация –

    ИндийскийНациональный Конгресс.

    Источник: https://videouroki.net/video/37-indiia-v-xix-nachalie-xx-vieka.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий