Развитие государственности Великобритании в Новейшее время.

Развитие государственной системы Великобритании в новейшее время

Развитие государственности Великобритании в Новейшее время.

Изменения в государственном строе

В 1999 г. был восстановлен парламент в Шотландии, полномочия которого ограничиваются рамками относительной автономии. Соответственно вопросы международной и военной политики находятся вне его компетенции. Но в главном сохраняется основное направление в развитии государственного строя Великобритании в XX в.

Оно в конечном счете сводится к усилению исполнительной власти. Основные предпосылки этого были заложены в конце XIX в., а события XX в. способствовали реализации данного направления.

В этом плане к числу важнейших последствий первой мировой войны относится новое расширение законодательных полномочий и фактической власти правительства. В 1914 г. был приостановлен Хабеас корпус акт и принят Акт о защите государства, законно передававший правительству на время войны всю полноту власти.

По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, продолжали применяться и после их официальной отмены. В 1920 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях.

Он предусматривал возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если оно сочтет, что какое-либо лицо или группа лиц своими действиями нарушают нормальную жизнь.

В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, необходимые для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Акта позволяло применять его против забастовок, что на практике делалось неоднократно.Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент не только способствовал усилению его исполнительной власти, но и передал ему власть законодательную.

Парламент практически лишился возможности контролировать деятельность органов управления. Палата общин утратила ведущую роль в осуществлении политической власти, наоборот, правительство контролирует палату общин при помощи партийной системы.

В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касающаяся палаты лордов. Закон 1949 г. «Об изменении Акта о парламенте 1911 г.

«, сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ограничить ее власть. Но эта цель не была достигнута, и, например, в 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958 г.

расширить полномочия палаты лордов потерпела неудачу. Однако верхняя палата и сейчас достаточно сильна, чтобы выполнять свое изначальное предназначение — тормозить начинания избираемой нижней палаты.

Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, она способна оказывать и сильное политическое давление.

В 1999 г. проведена очередная реформа палаты лордов. Отныне место в палате лордов не могут занимать представители высшей аристократии, основываясь лишь на праве наследования. Теперь членами этой палаты могут быть лица, получившие звание лорда за заслуги.

Своеобразное место в политической системе Великобритании занимает корона. Формально сохраняются многие королевские прерогативы и важнейшая из них — право назначения премьер-министра.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только монарх может созвать или распустить парламент, пожаловать титул пэра.

Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку согласно английской конституционной доктрине глава государства должен действовать по совету своих министров, но в то же время установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает «базис английской Конституции». В связи с этим корона может удалить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т. д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий.

Усиление исполнительной власти в лице кабинета министров сопровождалось бюрократизацией государственного аппарата. Правила комплектования чиновничьего корпуса были сформулированы в конце XIX в.

Во всех правительственных ведомствах, кроме Министерства иностранных дел и колоний, вводилась экзаменационная система занятия должностей. Высшие чиновничьи должности (коронные) замещались по конкурсу. В начале XX в.

был образован ряд министерств и ведомств: земледелия и рыболовства, труда, транспорта, пенсий, общественных работ

Высшая судебная инстанция в Великобритании — палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.

Верховный суд состоит из трех палат: Высокого суда (рассматривающего гражданские споры), Суда короны (специализирующегося по уголовным делам) и Апелляционного суда.

На местах правосудие осуществляют мировые судьи.

Местное управление. В Великобритании длительное время сохранялась система местных органов управления, сложившаяся в конце XIX в. Закон 1972 г. внес изменения в эту систему, установив двухступенчатую систему органов в графствах и округах.

В 1985 г. были упразднены муниципалитеты крупных промышленных городов.

В целом основное направление развития местного управления выражается в усилении контроля со стороны центральных органов власти, в том, что ряд функций от местных органов перешел к центральным.

Источник: https://cyberpedia.su/3x951b.html

63. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Развитие государственности Великобритании в Новейшее время.

1

Основу экономики Великобритании начала XX в. составлял доход от колоний. Былая промышленная мощь утеряна. На мировых рынках усилилась конкуренция, которая сузила рынки сбыта английских товаров.

Возникла необходимость провести национализацию ряда отраслей промышленности, чтобы избежать экономического кризиса. Государству было передано около 20% промышленных ресурсов страны. Первые английские монополии возникли в трубопрокатной и химической отраслях промышленности.

В тяжелой и военной промышленности доминирующее положение стали занимать крупнейшие фирмы.

В 1911 г. Актом о парламенте были ограничены законодательные полномочия палаты лордов.

Устанавливается тенденция верховенства кабинета министров, правительство добивается распространения метода делегированного законодательства (часть нормативных актов, изданных правительством, принимает силу закона). В 1918 г. уравниваются права женщин и мужчин, им предоставляется возможность участвовать в ании на выборах.

Военные условия заставили английское правительство принять ряд мер, направленных на развитие сельского хозяйства страны. Так, в 1917 г. был принят закон, гарантировавший выгодные для фермеров цены на сельскохо

3

124

зяйственные продукты и фиксировавший минимальную заработную плату для сельскохозяйственных рабочих. В годы войны усилились государственно-капиталистические тенденции развития.

Законодательно было установлено принудительное кооперирование мелких и средних предприятий, происходило слияние банков. Несколько расширились социальные функции государства.

Правительство участвовало в осуществлении программ помощи безработным, развитии системы народного образования. Так, в 1918 г. был принят закон о реформе народного образования.

Вторая мировая война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании. После ее окончания начался распад колониальной системы. В июле 1945 г. в Англии были проведены очередные выборы, после которых к власти пришли лейбористы во главе с К. Эттли.

Правительство лейбористов предложило программу возрождения экономики. Ее конечной целью провозглашалось создание «социалистического содружества Великобритании».

Наилучший путь к этой цели авторы манифеста видели в плановой и постепенной эволюции в рамках «смешанной экономики» в сторону повышения в ней удельного веса государственной собственности.

Для реализации этой цели лейбористское правительство увеличило капиталовложения в промышленность, а также провело национализацию ряда отраслей экономики и их реконструкцию. Была реорганизована система социального страхования, фонды которой пополнялись теперь из взносов трудящихся, отчислений предпринимателей и поступлений из государственного бюджета.

Новое правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1951 г., возглавлял У. Черчилль. Основными направлениями политики нового правительства были: структурная перестройка экономики под влиянием научно-технической революции, соответственно изменение финансовой политики; создание экономического союза ряда европейских государств под эгидой Англии с целью сохранения

125

независимого положения в мире; техническое переоснащение армии.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила М. Тэтчер, которая предложила совершенно новую программу развития. Такая стратегия вошла в историю под названием неоконсерватизма. Она отвергла жесткое государственное регулирование экономики. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов:

0 свободное предпринимательство;

0 личная инициатива;

0 крайний индивидуализм.

Важным элементом идеологической концепции стал провозглашенный консерваторами возврат к «викторианским ценностям» — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость. Программа была запущена и получила успешные результаты.

В 1990 г. М. Тэтчер подала в отставку, и новым лидером консерваторов стал Дж. Мейджор. Благодаря усилиям нового премьера Англия в 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических отношений, сложившихся между рядом европейских государств и Англией в рамках ЕЭС.

В 1997 г. партией власти в результате победы на выборах стала партия лейбористов. Используя опыт консерваторов, правивших до этого на протяжении многих лет, лейбористы стараются учитывать интересы всех слоев населения, но особо поддерживают средний класс.

Источник: https://lib.sale/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/velikobritaniya-istoriya-gosudarstva-noveyshee.html

История государства и права Великобритании в новейшее время (стр. 3 из 4)

Развитие государственности Великобритании в Новейшее время.

Армия. Полиция. Суд. До первой мировой войны армия Великобритании строилась на добровольческих началах. В мае 1916 г. парламент принял Закон об обязательной воинской повинности.

По окончании войны этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формировалась путем добровольного набора. Накануне второй мировой войны, в апреле 1939 г.

, был издан закон, вводивший всеобщую воинскую повинность, которая сохранилась и в послевоенный период.

Полицейские силы Великобритании состоят из местных формирований. Специальный «постоянный комитет», в который входят представители суда четвертных сессий и представители совета графства, назначает главного констебля графства, который набирает полицейский персонал и управляет им, находясь под контролем «постоянного комитета».

В городах имеется собственная полиция, начальника которой назначает городской совет. Самой многочисленной является полиция Лондона. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет Министерство внутренних дел.

Кроме регулярной полиции существуют особые резервные подразделения, призываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.

Высшая судебная инстанция в Великобритании — палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях. Верховный суд состоит из трех палат: Высокого суда (рассматривающего гражданские споры), Суда короны (специализирующегося по уголовным делам) и Апелляционного суда. На местах правосудие осуществляют мировые судьи.

Местное управление. В Великобритании длительное время сохранялась система местных органов управления, сложившаяся в конце XIX в. Закон 1972 г. внес изменения в эту систему, установив двухступенчатую систему органов в графствах и округах. В 1985 г. были упразднены муниципалитеты крупных промышленных городов.

В целом основное направление развития местного управления выражается в усилении контроля со стороны центральных органов власти, в том, что ряд функций от местных органов перешел к центральным.

Действующих источников дохода местных органов явно не хватает, и центральная власть, отказывая в установлении дополнительных источников финансирования, осуществляет дотацию, контролируя при этом расходование всех денежных средств на местах.

Государственно-монополистический капитализм. Первые попытки государственного регулирования экономики Великобритании были предприняты в конце XIX в. После первой мировой войны, когда финансово-экономические позиции страны ослабли, этот процесс стал более активным.

В ходе войны руководство промышленностью, работающей на военные нужды, перешло к Министерству вооружения. В 1917 г. был введен правительственный контроль над всей угольной промышленностью и судоходством.

Эти меры носили временный характер и после окончания войны были отменены.

К вопросу о национализации правительство Великобритании вернулось после второй мировой войны, когда столкнулось с серьезными политическими, экономическими, финансовыми трудностями. Пришедшие к власти в 1945 г.

лейбористы приняли Закон о национализации Английского банка; впервые в истории страны был создан государственный банк. Национализация угольной промышленности в 1946 г. охватила 880 компаний.

Позднее была проведена национализация газовой промышленности, части сталелитейных заводов, электростанций, внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной и радиосвязи.

Наряду с национализацией осуществлялись и другие меры по усилению государственно-монополистического регулирования: укрупнение корпораций, финансирование программ научных исследований, военные заказы монополиям, регулирование экспорта-импорта, введение программирования экономики, регулирование занятости и т. п.

Вмешательство государства распространялось и на сферу трудовых отношений. Первым мероприятием лейбористского правительства в социальной области была отмена Закона о профсоюзах 1927 г., принятого после подавления в 1926 г.

всеобщей забастовки в Великобритании и ограничивавшего права профсоюзов. В 1948 г. вступили в силу законы о государственном страховании, государственном здравоохранении и ряд других.

Новая система социального страхования предусматривала выплату пособий и пенсий ряду категорий населения.

Лейбористы и впоследствии, находясь у власти, использовали национализацию промышленности как одно из средств усиления государственно-монополистического капитала.

Консерваторы в отличие от лейбористов привлекали с этой целью другие способы. Они предоставляли огромные субсидии крупным частным монополиям, помогали им снижать издержки производства, прибегали к методам капиталистического программирования экономики. При этом консерваторы, находясь у власти, осуществляли денационализацию ряда предприятий.

Этот процесс получил особенно широкое развитие в 80-е годы, когда правительство консерваторов взяло ориентир на сокращение вмешательства государства в экономику, проповедуя идеи свободного рыночного хозяйства и личной инициативы.

За последние годы доля государственного сектора в промышленности Великобритании значительно сократилась, и в результате продажи акций государственных предприятий увеличилось число мелких акционеров.

3. Британская колониальная империя

В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно усилилась экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи.

В период после первой мировой войны доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.

В наиболее развитом британском доминионе Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение.

Окрепшие экономические позиции канадской буржуазии и усилившиеся связи канадских монополий с монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства. Участвуя в работе Парижской мирной конференции (1919—1920 гг.

), делегация Канады добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Великобритании представительство в Лиге Наций.

На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-ирландский договор, заключенный 6 декабря 1921 г.

Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, но 6 северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании.

Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

Таким образом, национально-освободительная война ирландского народа хотя и заставила Великобританию пойти на создание Ирландского свободного государства, но не достигла всех своих целей. Ирландия была расчленена, Ирландское государство осталось в рамках Британской империи, и английская буржуазия в значительной степени сохранила там свои экономические позиции.

В 30-е годы обострились экономические и политические противоречия с доминионами, усилилось национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах. Основы Британской империи становились все более шаткими. Пытаясь сохранить империю, английское правительство пошло на новые уступки зависимым странам.

В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содружество наций и определивший взаимоотношения его членов.

Статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях, самостоятельно создавать законы.

Согласно статуту ни один акт парламента Соединенного Королевства не является обязательным для доминиона, если только доминион сам не просит об утверждении такового и не согласится на таковой.

В то же время закон, принятый парламентом доминиона, является действительным независимо от того, противоречит он праву Великобритании или нет. Расширение прав доминионов выразилось и в том, что после принятия Вестминстерского статута генерал-губернатор назначался по рекомендации правительства доминиона.

После второй мировой войны в результате активизации национально-освободительного движения статус доминиона получили некоторые британские колонии, в частности Индия. Движение за независимость парализовало действия англо-индийской администрации, и в марте 1946 г.

правительство Соединенного Королевства признало право Индии на независимость, но попыталось сохранить свое господство иным путем. Индия была расчленена по религиозному признаку на два государства, которые остались в составе Британской империи в качестве доминионов.

Тем не менее Индийский Союз и Пакистан перестали быть колониями и получили, хотя и ограниченную, государственную независимость. Независимость и статус доминиона получил также Цейлон.

Источник: https://mirznanii.com/a/27571-3/istoriya-gosudarstva-i-prava-velikobritanii-v-noveyshee-vremya-3

Государство и право Англии в период Нового времени

Развитие государственности Великобритании в Новейшее время.

В XVII веке в Англии присутствовало одновременно два хозяйственных уклада: феодальный и капиталистический. Английская буржуазная революция провозгласила принципы нового общества.

В сельском хозяйстве наблюдалось одновременно два процесса — обезземеливание крестьянства и становление класса капиталистических арендаторов.

Монархия, в отношении появляющихся нищих и бродяг принимала только репрессивные законодательные акты, никак не решая проблему их занятости.

Замечание 1

Для предреволюционной Англии было характерно разделение дворянства на старое и обуржуазившееся новое, представляющие из себя два непримиримых класса. Новое дворянство – джентри, представляло из себя буржуазию.

Одной из особенностей английской революции стала идеология пуританизма, которая раскололась на пресвитерианство и индепендентство. Пресвитериане — земельная аристократия и крупная буржуазия – поддерживали идею конституционной монархии.

Индепенденты — средняя и мелкая буржуазия – с идеей конституционной монархии соглашались, однако требовали увеличить в парламенте количество своих представителей. Отдельно существовали левеллеры, которые объединяли ремесленников и свободных крестьян.

Левеллеры стояли за республиканскую форму правления и требовали равноправия всех граждан.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Палата лордов противостояла палате общин, которая пыталась оказать влияние на политику абсолютизма. Монархия в своем развитии достигла кризиса и могла опираться только на узкий слой придворной и частично провинциальной знати.

В 1628 году парламент подал королю Карлу I Петицию о праве, в которой указывалось, что в отношении английского подданного без соответствующего судебного решения недопустимо осуществление таких мер, как: лишение земли, лишение свободы и изгнание из страны.

В Петиции были выдвинуты возражения против регулярных постоев солдат у населения, введения военного положения, новых налогов без согласия парламента. С 1629 по 1640 гг. король правил страной единолично, распустив парламент. С 1640 до 1653 гг.

работал Долгий парламент, на это время приходятся все этапы английской революции.

Этапы английской революции:

  1. Конституционный этап (3 ноября 1640 года – 22 августа 1642 года).
  2. Первая гражданская война (1642 – 1646 гг.).
  3. Углубление демократических принципов содержания революции (1646-1649 гг.);
  4. Индепендентская республика (1649—1653 гг.).

В гражданской войне выделяют два периода: в течение первого периода пресвитериане руководят военными действиями; в течение второго периода это руководство переходит к индепендентам.

Победу в английской революции одержал парламент, Карл I был казнен и в 1649 году Англия была объявлена республикой. Палату лордов упразднили, вся верховная власть оказалась в палате общин.

Исполнительная власть стала принадлежать Государственному совету.

Государственное устройство конца XIX – начала XX века

В 1653 году при участии Кромвеля парламент был разогнан. Была введена конституция «Орудие управления», которая юридически и фактически устанавливала военную диктатуру. Кромвель являлся лорд-протектором (пожизненно), единовластно назначал членов Государственного совета. Началось обратное движение от республики к монархии.

С 1658 года страной начал управлять сын Карла I. В 1660 году власть перешла к сыну Карла II. В Англии установились две политические партии: тори — представляла интересы короля, виги — объединила среднее дворянство и буржуазию. В 1679 году виги разработали и приняли закон Хабеас корпус акт, в соответствии с чем всем членам вигского парламента предоставлялась неприкосновенность.

С приходом к власти Якова II в 1685 году, в Англии стала вестись антибуржуазная политика, которую парламент не поддерживал. Объединившись, тори и виги осуществили «Славную революцию», благодаря которой на престол в 1689 году взошел Вильгельм Оранский — штандартер Нидерландов.

В стране установилась конституционная монархия. Органы управления в центре и на местах принадлежали землевладельцам, обязующимся защищать интересы буржуазии.

В области законодательства установилось верховенство парламента, королю принадлежало право вето на законопроекты и оставалась доля исполнительной и судебной власти.

Замечание 2

В 1701 году был принят Закон о престолонаследии — Акт об устроении, определяющий порядок наследования престола.

Для государственного строя Англии были установлены основополагающие принципы:

  • Принцип контрассигнатуры – действительность акта короля только после подписи соответствующего министра;
  • Принцип несменяемости судей – судьи могут быть отстранены от должности только по решению парламента.

Парламент состоял из палаты лордов и палаты общин. Представители палаты лордов получали свою должность по наследству или по назначению короля. Члены палаты общин избирались. Был установлен имущественный и земельный ценз.

По своему социальному составу нижняя палата практически не отличалась от верхней. В парламенте преимущества принадлежало аристократии. Значительно был увеличен срок полномочий членов палаты общин – с трех до семи лет.

Право Англии в период Нового времени

Английские юристы в течение длительного времени вследствие относительной географической обособленности, особенностей исторического развития, раннего развития торговли и промышленности, самостоятельно создавали право государства. Характерная особенность права Англии Нового времени – архаизм, оставшийся от старого феодального строя. Законодательство Англии было не кодифицировано.

Прецедентное право сложилось на основании источников, которые подразделялись на: общее право (XI—XIII вв.), право справедливости (XIV—XV вв.).

В 1873—1875 гг. суды общего права и права справедливости были соединены и единую систему и существуют до настоящего времени. При возникновении различного рода разногласий, приоритет отдается праву справедливости. В судебной системе прецедентное право обязательной силы не имеет.

Особенности отдельных разделов права Англии Нового времени:

  1. Гражданское право. Субъектами права выступали юридические лица и граждане. Правоспособность некоторых лиц была ограничена (иностранцы и замужние женщины). Широко использовался институт доверительной собственности.
  2. Вещное право. Основной раздел буржуазного гражданского права. Все вещи подразделяются на персональные (вещи, находящиеся во владении и иски — патентное право и др.) и реальные (здания, растения, земля, документы, связанные с землей). Характерная особенность — право собственности на землю, считающейся собственностью короля. Развит институт доверительной собственности.
  3. Обязательственное право. Выделены договорное право и обязательства, возникающие из правонарушения. Характерная особенность договорного права — точное определение прав и обязанностей сторон, добросовестное выполнение обязательств должником.
  4. Уголовное право. Длительное время в праве проявляется консерватизм. Часто используется прецедентное право. Уголовный процесс выступает одновременно и обвинительным, и состязательным.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvo_i_pravo_anglii_v_period_novogo_vremeni/

Тема 24. Развитие государства и права Великобритании в Новейшее время

Развитие государственности Великобритании в Новейшее время.

1. Государственный строй Великобритании в Новейшее время. Основные изменения в политической системе и государственном механизме Великобритании в XX веке.

2. Основные изменения праовой системы Великобритании в Новейшее время.

В XX вв. Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура претерпевает серьезные изменения.

После досрочных парламентских выборов 1923 г. на смену либераль­ной партии приходит партия лейбористов, которая занимает место официальной оппозиции. Но окончательно закрепиться в двухпартийном тандеме с консервативной партией партия лейбористов смогла лишь после Второй мировой войны.

Значительные изменения в период после Первой мировой войны произошли в государственном строе. Основные изменения были связаны как с определенными реформами конституционного характера, так и, главным образом, с модификацией прежних конвенций неписаной конституции.

Основные предпосылки усиления исполнительной власти были заложены в конце XIX века, а события XX века создали благоприятные условия для ее реализации. Одним из таких событий явилась Первая мировая война.

К числу важнейших ее последствий относится дальнейшее законодательное и фактическое расширение полномочий правительства. В первый же год войны было приостановлено действие Хабеас Корпус Акт. В 1914 г.

принимается «Акт о защите государства», передающий (на законном основании) на время войны всю полноту власти в руки правительства.

По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права, врученные правительству в качестве временных и экстраординарных, применялись и после их официальной отмены. Кроме того, было положено начало практике издания законов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия.

В 1920 г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который носил уже не временный характер, а являлся постоянно действующим актом.

Этот закон предусматривал возможность издания правительством oт имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения, если какое-либо лицо или группа лиц своими действиями будет нарушать нормальную жизнь общества (мешать снабжению продовольствием, водой, топливом).

В условиях чрезвычайного положения правительство может применять любые меры, которые сочтет необходимыми для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. акта позволяло его применять против забастовок, что и делалось неоднократно на практике.

Накануне Второй мировой войны, в 1939 г., парламентом принимается новый Акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти право на издание таких предписаний, которые представляются правительству необходимыми для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент фактически передал ему власть законодательную. Получает распространение так называемое «делегированное законодательство».

«Делегирующий акт» наделял исполнительную власть правом издавать нормы в «развитие закона». В случае необходимости возможно было изменение самого «делегирующего» статута. Формы делегированного законодательства были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д.

Делегированное законодательство является одним из проявлений всемогущества кабинета министров. Парламент практически утратил контроль над деятельностью органов управления. Палата общин лишилась ведущей роли в осуществлении политической власти. При помощи партийной системы правительство контролирует палату общин.

Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета,

результатом такой диктатуры кабинета министров является то, что он может сначала действовать, а потом уже ожидать одобрения своих
действий со стороны парламента.

Одновременно происходит усиление роли премьер-министра, получившего возможность самостоятельно осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства,

определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать,
вопросы о созыве и роспуске палаты общин и т.д. Это позволяет говорить о том, что система «правления кабинета» была заменена “системой правления премьер-министра», и даже о «президентском стиле правления».

Существенные изменения произошли и в избирательной системе страны.

Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны в 1918-1919 гг. Согласно закону 1918 г. право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 мес.), либо владеющие помещениями для деловых занятий.

Женщины имели право голоса, если достигли возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не ниже пяти фунтов стерлингов, либо состояли в браке с лицом, удовлетворявшим данное условие. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и
частичное женское избирательное право.

Накануне парламентских выборов 1929г. консервативное
правительство провело еще одну реформу избирательного права,
предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права. .

Новый этап в демократизации избирательною права наступил
после Второй мировой войны. Акт о народном представительстве
1948 г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и, что более важно, отменил

двойной вотум(право ать дважды в различных избирательных

участках). Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство принимает Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз снижается с 21 года до 18 лет.

До настоящего времени частью политической системы и государственного аппарата являются корона и палата лордов, хотя и их статус претерпевает изменения.

В 1949 г. лейбористским правительством была проведена новая реформа парламента, касавшаяся палаты лордов, в которой потомки старинной земельной аристократии составляют меньшинство. Примерно половина членов палаты — пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.

Закон 1949 г. об изменении Акта о парламенте 1911 г.(ограничивал права палаты лордов), сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ослабить власть верхней палаты.

Однако палата лордов все еще обладает довольно значительной возможностью чинить препятствия деятельности палаты общин. Так, в 1965 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Попытка консерваторов в 1958 г. расширить полномочия палаты лордов окончилась неудачей. В 1999 г. лейбористское правительство Т.

Блэра внесло законопроект о лишении права решающего голоса наследственных лордов. С этим предложением согласились и корона, и сама палата лордов. Однако верхняя палата еще достаточно сильна, чтобы тормозить работу избираемой нижней палаты.

Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании. Обладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать и сильное политическое давление.

Своеобразное место в политической системе занимает корона, которая остается символом стабильности Британии, формально сохраняются многие прежние королевские прерогативы и важнейшая из них — право назначения премьер-министра.

Однако это право ограничено тем, что новый премьер-министр должен располагать доверием большинства палаты общин и суметь сформировать кабинет министров. Если лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово монарха имеет решающее значение. Так, в 1931 г. лейбористский кабинет принял решение об отставке.

Предполагалось, что король поручит одному из лидеров консерваторов Болдуину сформировать коалиционное правительство, однако Георг V предложил лейбористу Макдональду остаться у власти во главе нового коалиционного правительства.

Сохраняются и другие полномочия монарха: ни один законопроект не может стать законом без королевской санкции, только королева может созвать или распустить парламент,

только королева может пожаловать титул пэра.

Все эти полномочия считаются простой формальностью. Согласно английской конституционной доктрине глава государства должен действовать по совету своих министров. При этом монарх не обязан

следовать всем рекомендациям советников; он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает основы английской конституции.

В связи с этим королева может отправить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. В то же время нужно отметить, что многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий.

Однако благодаря своим конституционным правам монархия может оказать серьезную поддержку господствующему классу.

В годы Первой мировой войны в Великобритании была впервые создана постоянная армия и введена всеобщая воинская повинность,

позднее отмененная.

Фактическое руководство полицейскими силами осуществляется Министерством внутренних дел Великобритании, хотя полиция по-прежнему состоит из отдельных местных формирований. Закон о полиции 1964 г.

наделяет министра внутренних дел правом проводить слияния полицейских формирований, определять размер субсидий для содержания местной полиции. Акты о предотвращении терроризма (1974, 1975, 1979 гг.), закон о полиции 1986 г.

дали полиции широкие полномочия по проведению арестов «подозрительных лиц» и лиц, «заинтересованных в терроризме», а также контролю за общественными мероприятиями.

В 70-90 гг. XX в. в Англии были проведены важнейшие реформы судоустройства. Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов и четвертных сессий, передав их полномочия новому Суду короны и частично Высокому суду.

Система высших судов Англии (Верховный суд) стала включать Высокий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделения). Структуру и юрисдикция этих судебных органов регулируется Законом о Верховном суде 1981 г.

Кроме того, в настоящее время первым в системе судов признается Европейский суд.

Законом 1990 г. был создан новый для страны институт адвокатуры. Законодательством 1960-1970 гг. для присяжных был отменен имущественный ценз, снижен возрастной ценз до 18 лет.

Вобласти местного самоуправления происходит усиление контроля центральных органов за деятельностью советов вгородах и графствах. Основным рычагом воздействия на деятельность органов местного самоуправления стала их финансовая зависимость от дотаций из центра. Акт 1929 г.

о местном самоуправлении предоставил правительству право ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органов самоуправления «нецелесообразными». А закон 1993 г. о местном самоуправлении подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, административные и финансовые аспекты деятельности.

Любое действие органов местного самоуправления, выходящее за рамки закона, рассматривается как превышение полномочий и является недействительным.

В 1917 г. за английскими доминионами был признан статус автономных государств в составе Британской империи, а в 1923 г. за ними было признано право на самостоятельную внешнюю политику. В 1931 г.

был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в «Британское содружество наций» и определивший взаимоотношение его членов.

Доминионы получили право проведения самостоятельной внешней и внутренней политики, право устанавливать дипломатические отношения, самостоятельную правовую систему; генерал-губернаторы назначались по рекомендации правительства доминиона.

После окончания Второй мировой войны происходит усиление национально-освободительного движения. В 1946 г. получила независимость Индия, в 1948 г. — Ирландия. Процесс распада британской империи принял необратимый характер.

В 1949 г. был изменен принцип Вестминстерского статута, определявший, что «члены Содружества объединены общей верностью короне». Английский монарх стал рассматриваться как «символ свободной ассоциации независимых наций — членов Содружества и в этом качестве главой Содружества».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_277337_tema--razvitie-gosudarstva-i-prava-velikobritanii-v-noveyshee-vremya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий