Развитие государственного строя в Англии в XVIII-XIXвв.

Эволюция государственного строя Великобритании в XVIII–XIX вв

Развитие государственного строя в Англии в XVIII-XIXвв.

Полномочия парламента

С течением времени английские короли теряли свои полномочия, передавая их парламенту. Постепенно сложилась система, «король царствует, но не управляет». В свою очередь, возвышение роли парламента приводило к изменениям в его структуре и порядке формирования.

Палата лордов формировалась по нескольким направлениям:

-по наследству (старшие сыновья), причем этот способ был упразнен только в 1948 г.;

-по назначению короля, который мог пожаловал титул лорда по своему усмотрению;

-по должности назначались два архиепископа и 26 епископов;

-путем избрания 16 аристократов Шотландии в палату лордов (1701 г.).

Палата общин формировалась в результате выборов.С 1710 г. в нее могли быть избраны исключительно представители финансовой и земельной аристократии. Города до 1830 г. не имели права направлять своих избирателей в парламент. С 1718 г. срок полномочий палаты общин был увеличен с трех до семи лет.

Со второй половины XIX в. и до начала XX в. палата общин превратилась в главный элемент политической системы страны. Дальнейшее совершенствование системы государственной власти происходило во многом благодаря ряду избирательных реформ.

реформа 1832 г.была направлена на ликвидацию «гнилых местечек» путем лишения населенных пунктов с численностью населения менее 2 тыс. человек права парламентского представительства. Избирателями могли быть мужчины 21 года, проживающие в данной местности не менее шести месяцев и выплачивающие не менее 10 фунтов стерлингов подоходного налога.

Реформы 1885 и 1911 гг.не только в корне преобразовали саму избирательную систему, но и перераспределили полномочия между палатами парламента (финансовые билли, принятые палатой общин, не нуждались в одобрении палаты лордов), в результате чего Великобритания из дуалистической монархии превратилась в парламентскую.

Правительство, армия и суд

Кабинет министров выделился из Тайного совета. С 1700 г. королем стал назначаться глава правительства (лидер партии большинства), который должен был по поручению монарха после выборов в палату общин сформировать правительство.

Постепенно кабинет министров превратился в ведущий исполнительный орган страны. С конца XVIII в. добавляются новые министр внутренних дел, военный министр, министр иностранных дел, торговли, народного образования и народного здоровья. С 1782 г.

была введена солидарная ответственность кабинета министров перед парламентом.

Появление практики делегированного законодательства привело в возвышению роли правительства, критика действий которого стала затруднительной. Тем более что само правительство комплектовалось из партии парламентского большинства, а премьер-министр был ее лидером. Таким образом, с началом XX в. правительство превращает парламент в послушный орган.

Со времени «Славной революции» королям в мирное время запрещалось иметь постоянную армию. С 1689 г. наемная армия могла формироваться с разрешения парламента. Ополчение в графствах возглавлялось мировыми судьями. В отличие от армии флот был постоянным.

Городской совет (с 1835 г.),избираемый всеми налогоплательщиками, избирал мэра на один год. Вместо многочисленных центральных судов создан один Верховный суд, возглавляющий систему из Высокого и Апелляционного судов по гражданским делам. К высшим судам Англии и Уэльса относятся Верховный суд и палата лордов.

Избирательные реформы и партийная система в Великобритании в XIX

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена.

     Избирательная реформа 1832 г.отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения, проживавшего в городах.

Вводились новые избирательные цензы:достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных.

Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход. Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли — арендаторам.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть жителей были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

     Более радикальной стала избирательная реформа 1867 г.На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830 – 1840 гг., в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права.

В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов.

Сохранились цензы оседлости и необходимость уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено.

В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы.

     Избирательной реформы 1884 г. Продвижение всеобщего мужского избирательного права. Право ать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимателям. По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство . В 1872 г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии.

     Партийная система

На протяжении второй половины XVIII – первой половины XIX в. в Англии завершилось становление политических партий. Партийная система выражения идейно-политических интересов основных общественных групп стала важнейшим организующим фактором нового парламентаризма.

После реформ 1830-х годов, в т. ч. избирательной, процесс становления партий уже не только как парламентских групп, но как национальных общественных организаций ускорился.

Лидеры либерального крыла Д. Чемберлен, Ф. Шендхерст инициировали образование национальной избирательной партийной структуры – «кокуса». Появились первые профессиональные политические организаторы.

С помощью «кокуса» и клубов в трудных условиях общественной борьбы либералам удалось переломить мнения избирателей в свою пользу и победить сначала на местных выборах, затем, в 1868 г.

, – на парламентских.

Главную опору Либеральной партии составляли промышленные предприниматели, рабочие, английская интеллигенция. Партия занимала весьма своеобразную позицию в вопросе о политическом единстве Англии и Ирландии.

     В период борьбы между направлениями Либеральной партии в политическую систему страны вошла новая – Социалистическая партия (1892).

В борьбе за законы, улучшившие бы положение рабочих на промышленных предприятиях, за другие социальные реформы образовались более последовательные социалистические организации.

Это, в свою очередь, вызвало раскол в профсоюзах на старые и новые, включившие необученных рабочих, более подверженных социалистической агитации. В 1892 г. на выборах в Палату общин впервые прошли два социалиста, это было реальное заявление о существовании третьей общественной силы. К концу XIX в.

реформистские социалистические организации и рабочие ассоциации образовали национальный Комитет рабочих ассоциаций. Вскоре он развился в трудовую партию, которая поставила своей программой идеи социального реформизма и государственного регулирования экономики.

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 398;

Источник: https://studopedia.net/4_62467_evolyutsiya-gosudarstvennogo-stroya-velikobritanii-v-XVIIIXIX-vv.html

§ 53. Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII-xiXвв

Развитие государственного строя в Англии в XVIII-XIXвв.

В продолжениеXVIII-XIX вв. английское государство в целомсохраняло неизменным конституционныйстрой парламентской монархии,установившийся в конце XVII – началеXVIII в.

Взаимоотношения короны и парламента,парламента и других правительственныхинститутов оставались в рамкахдостигнутого тогда юридическогоравновесия на основе принципазаконодательного верховенства парламента.

Однако в сфере практической политикитакое равновесие зависело от оченьмногих конкретных обстоятельств инередко менялось в ту или другую сторону.На протяжении XVIII в.

благодаря расслоениюаристократической базы парламентскихпартий, сохранению архаичной избирательнойсистемы, не допускавшей в парламентпредставителей промышленных и финансовыхкругов, доминированию Англии навнешнеполитической арене значениекороны в системе власти возросло.

Этовызвало даже специальное постановлениеПалаты общин (1780), где отмечалось, что«влияние короны увеличилось, увеличиваетсяи должно быть уменьшено». На протяженииXIX в. благодаря расширению политическойсистемы, демократизации избирательногоправа, возрастанию влияния новыхобщественных сил на политическую жизньстраны в целом парламентаризм сталопределяющей чертой государственно-политическогоуклада. Были выработаны качественноновые политические формы влиянияпарламента на исполнительную власть идругие элементы государственнойорганизации.

В течение XVIII в.сложилось законченноегосударственное единство Великобритании.В 1707 г. был заключен политический игосударственный союз с Шотландией.

Шотландия признавала подчиненностьединой британской короне, парламентсчитался общим для двух королевств (вПалату общин принимались 44 шотландскихдепутата, в Палату лордов – только 16 изболее чем 150 шотландских лордов).Устанавливались единство мер и весови общность финансово-монетной системы.

Шотландия сохраняла собственнуюпресвитерианскую церковь, свои законыв сфере гражданского права и имущественныхотношений, традиционные суды и системусамоуправления. После разгрома в 1742 г.мятежа сторонников династии изгнанногокороля Якова II (якобитов)сепаратизм Шотландии остался только видейно-политических настроенияхнаселения. В 1800 г.

аналогичный пополитическому смыслу государственныйсоюз был заключен с Ирландией, до тогосохранявшей государственную автономию.В парламент включались 100 ирландскихдепутатов в Палату общин и 32 – в Палатулордов. Устанавливалось полное единствоирландской и англиканской церкви,просуществовавшее, однако, недолго –только до 1857 г.

Значительный экономическийотрыв Ирландии от Британии, обособленностьирландской католической церквиподтолкнули позднее (во второй половинеXIX в.) страну к борьбе загосударственно-политическое самоопределениепод лозунгом восстановления автономиии самоуправления (гомруля).

53.1. Монархия и правительство Статус Короны

Политическое июридическое положение британской короныопределялось, во-первых, законодательнымверховенством парламента и принципомсуверенитета нации, во-вторых – традициямиисторической конституции, сохранявшейза королями исключительные, иногдаглавенствующие прерогативы, которые,сохраняясь юридически, не могли получитьреализации в практической политике. СXVIII в., в особенности для статуса короны,большую роль стал играть конституционныйобычай,которым права и полномочия королевскойвласти существенно видоизменялись, нособлюдение которого оставалось в большейстепени делом текущей политики, аустановление часто зависело от совершеннослучайных причин.

С 1702 г. на британскомпрестоле находилась Ганноверскаядинастия (после кончины бездетнойкоролевы Анны корона перешла по двоюроднойлинии к правнукам Якова I)*. Порядокпрестолонаследия был определен Актом1701 г.

Наследник короны, если не былродившимся в Англии, обязан принадлежатьк англиканской церкви.

Кроме того,английский король обязан был отказатьсяот приверженности узкодинастическиминтересам: без согласия парламента немогла вестись война за возможные еговладения вне Объединенного королевства.

* В 1917 г. король Георг VI переиначилназвание династии по причинам германофобиив годы Первой мировой войны в историческую– Виндзорскую.

Исторический титулбританских королей – «Божией милостью,король Британцев, защитник веры» –сложился в XVIII в. До 1801 г. за британскиммонархом сохранялся также восходящийк средневековью титул французкихкоролей. Королевская семья также имелаособый статус.

Конституционнымиобычаями предусматривалось, что положениеи права короны могут меняться в зависимостиот законодательной воли парламента.Вступление на престол сопровождалоськоронацией, однако юридического значенияэта процедура более не имела.

Полномочияи прерогативы короныформально-юридически были весьмазначительны. Король считался главойгосударства, его особа была священна инеприкосновенна. В начале XVIII в.

окончательно были восприняты принципы:«Король не может ошибаться» и «Корольне может делать зла», – которыеустанавливали политическую и юридическуюбезответственность короны. Королюпринадлежала в полном объемеправительственная, или исполнительная,власть.

Он обладал верховенством надцерковью, в т. ч. правом назначения нацерковные должности. Короне принадлежаливнешнеполитические прерогативы: посылкапослов, объявление войны, заключениемира.

Король предоставлял правагражданства, даровал почетные титулыи звания, в том числе дворянские и статуслорда (если таковой не был наследственным).Чеканка монеты также относилась кпрерогативам короны. От имени королявершился суд. Король возглавлял армиюи флот.

Корона считаласьнаходящейсяв сфере действия закона.Вне закона король был вправе делатьвсё, что пожелает. Его особа считаласьвсегда в гражданском состояниисовершеннолетия (существовал также иинститут регентства). Корона номинальносохраняла права верховной собственностина английскую почву, порты и гавани.

Корона формальнооставалась неотъемлемой частью парламентаи в качестве таковой обладалазаконодательными прерогативами. Ейпринадлежало право законодательнойинициативы и, что важнее, право вето напарламентские билли. Однако последнийраз такое право было применено в 1707 г.

Со времениреставрации Стюартов установилосьправило ежегодного утверждения финансовыхрасходовкороны. Они представляли т.н. цивильныйлист, врамках которого корона могла относительносвободно распоряжаться поступлениями.

Цивильным листом предусматривалисьрасходы не только на личные дела короляи содержание двора, но и нагосударственно-представительскиефункции, на жалованье судьям, на пенсиии т. п. Только с 1758 г. цивильный лист сталпредусматривать преимущественнособственные расходы короны. С 1809-1810 гг.

было признано, что корона может иметьи частные доходы за счет собственныхимуществ.

Королевский дворсохранял общегосударственное значениеи был как бы неотъемлемой, но особойчастью центральной администрации. Егосоставляли департаментычетырех важнейших лиц двора: 1)лорда-сенешала, или главноуправляющегодвором и имениями; 2) лорда-камергера;3) лорда-конюшего; 4) лорда-хранителягардероба.

В ведении лорда-камергерапомимо дворцовых дел было управлениетеатрами, медицинским делом. Некоторыеиз административных должностей считалисьнаследственными и составляли прерогативузнатных фамилий.

Большое значение придворе сохранял лондонский архиепископ(Кентерберийский), который исполнялобязанности настоятеля королевскойчасовнии,соответственно, духовника.

Источник: https://studfile.net/preview/429666/page:17/

21.4. Эволюция государственного строя Великобритании в XVIII—XIX вв

Развитие государственного строя в Англии в XVIII-XIXвв.
Полномочия парламента

С течением времени английские короли неуклонно теряли свои полномочия, передавая их парламенту. Постепенно сложилась сис­тема, при которой «король царствует, но не управляет». В свою очередь, возвышение роли парламента приводило к изменениям в его структуре и порядке формирования.

Палата лордов формировалась по нескольким направлениям:

• по наследству (старшие сыновья), причем этот способ был упразнен тоько в 1948 г.;

• по назначению короля, который мог пожаловал титул лорда по своему усмотрению;

• по должности назначались два архиепископа и 26 еписко­пов;

• путем избрания 16 аристократов Шотландии в палату лордов (1701 г.).

Палата общин формировалась в результате выборов. С 1710 г. в нее могли быть избраны лица, имевшие доход в 500 фунтов стер­лингов в городах и 300 фунтов стерлингов в сельской местности, т.е. исключительно представители финансовой и земельной аристо­кратии. Города до 1830 г.

не имели права направлять своих избира­телей в парламент. Со временем многие населенные пункты, поль­зующиеся правом направления депутатов в палату общин еще со Средневековья, а теперь почти исчезнувшие, сохранили свое право («гнилые местечки»). С 1718 г.

срок полномочий палаты общин был увеличен с трех до семи лет.

Со второй половины XIX в. и до начала XX в. палата общин превратилась в главный элемент политической системы страны. Дальнейшее совершенствование системы государственной власти происходило во многом благодаря ряду избирательных реформ 1832, 1867, 1885 и 1911 гг.

Так, реформа 1832 г. была направлена на ликвидацию «гнилых мес­течек» путем лишения населенных пунктов с численностью населения менее 2 тыс. человек права парламентского представительства. Избира­телями могли быть лица мужского пола, достигшие 21 года, проживаю­щие в данной местности не менее шести месяцев и выплачивающие не менее 10 фунтов стерлингов подоходного налога.

Последующие две избирательные реформы существенно увели­чили избирательский корпус: сначала за счет включения в него зе­мельных собственников в графствах, имеющих годовой доход 12 фунтов стерлингов, собственников помещений и арендаторов, а также квартиросъемщиков в городах (с 380 тыс. до 1 млн человек в 1867 г.), а затем путем упразднения имущественного ценза для го­родских избирателей, расширения круга сельских избирателей из числа мелких арендаторов, лиц с университетским образованием и т.п. (до 5,5 млн человек в 1884 г.).

Реформы 1885 и 1911 гг. не только в корне преобразовали саму избирательную систему (50 тыс. избирателей на один избиратель­ный округ), но и перераспределили полномочия между палатами

парламента (финансовые билли, принятые палатой общин, не нуж­дались в одобрении палаты лордов), в результате чего Великобрита­ния из дуалистической монархии превратилась в парламентскую.

Правительство, армия и суд

Кабинет министров выделился из Тайного совета. С 1700 г. ко­ролем стал назначаться глава правительства (лидер партии боль­шинства), который должен был по поручению монарха после выбо­ров в палату общин сформировать правительство. Король не при­сутствовал на заседаниях кабинета.

Постепенно кабинет министров превратился в ведущий исполнительный орган страны. С конца XVIII в. к сохранившейся система высших сановников добавляются новые (министр внутренних дел, военный министр, министр ино­странных дел, торговли, народного образования и народного здоро­вья). С 1782 г.

была введена солидарная ответственность кабинета министров перед парламентом.

Появление практики делегированного законодательства привело в возвышению роли правительства, критика действий которого стала за­труднительной (парламентские «кнуты» и «гильотины» 1882 г.).

Тем бо­лее что само правительство комплектовалось из партии парламентского большинства (оппозиция создавала свой, «теневой», кабинет), а пре­мьер-министр был ее лидером. Таким образом, с началом XX в.

прави­тельство превращает парламент в послушный орган.

Со времени «Славной революции» королям в мирное время за­прещалось иметь постоянную армию. С 1689 г. наемная армия мог­ла формироваться с разрешения парламента. Самые большие кон­тингент находились в Ирландии и Индии. Ополчение в графствах возглавлялось мировыми судьями и лордами-лейтенантами. В отли­чие от армии флот был постоянным.

Городской совет (с 1835 г.), избираемый всеми налогоплательщика­ми, избирал мэра на один год. Все города с населением более 50 тыс. жителей в 1888 г. получили статус отдельных графств во главе с соответ­ствующими советами, наделенными полномочиями мировых судов. В приходах были созданы приходские собрания (в 1894 г.).

К 1880 г. «суд справедливости» был ликвидирован. Вместо мно­гочисленных центральных судов создан один Верховный суд, воз­главляющий систему из Высокого и Апелляционного судов по гра­жданским делам. К низшим судам относились Центральный уго­ловный суд в Лондоне («Олд бейли»), суды графств, мировые суды.

В настоящее время судебная система страны мало отличается от прежней, но состоит из трех автономных систем: суды для Англии и Уэльса; отдельные суды для Шотландии и Северной Ирландии.

К высшим судам Англии и Уэльса относятся Верховный суд и палата лордов. Верховный суд в своем составе имеет Высокий суд (хозяйственные, гражданские и семейные споры), Суд Короны (с 1971 г.

заменил разбросанные по стране суды присяжных для рас­смотрения тяжких уголовных дел) и Апелляционный суд, рассмат­ривающий жалобы на решения иных судов. Палата лордов в лице коллегии лордов-юристов во главе с лордом-канцлером является высшей апелляционной инстанцией.

Она может пересмотреть решение любого суда (кроме Высокого суда юстициариев Шотландии).

Низшие суды состоят из магистратских (мировых) судов и судов графств, рассматривающих подавляющее число дел.

Источник: https://all-sci.net/gosudarstva-prava-istoriya/214-evolyutsiya-gosudarstvennogo-stroya-91050.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий