Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Модель «доходы-расходы».

3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы – расходы»

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Модель «доходы-расходы».

Иной подход былсформулирован Д. Кейнсом, который отвергзакон Сэя и утверждал, что совокупныйспрос порождает совокупное предложение.Для доказательства данной идеи он вводитпонятие эффективного спроса.

Если экономикахарактеризуется определенным уровнемтехнологии, средствами производства ииздержками, то предприниматель, принимаярешение о производстве будет старатьсяопределить такой объём совокупнойвыручки от реализации произведеннойпродукции, который возместит затратына организацию данного производства.

Зависимость ожидаемой выручки отреализации продукции, гарантирующейвозмещение затрат на производствопродукции, и объёмом труда, требуемомдля производства данной продукции,Кейнс называет функциейсовокупного предложения.

Графически функция совокупногопредложения в модели креста Хикса-Самуэльсона(кейнсианского креста) будет представленапрямой линией под углом в 45° (Рис.3.10).

Это означает, что на каждой точке кривойсовокупного предложения затраты напроизводство продукции будут точноравны выручке, которую планирует получитьпредприниматель, чтобы возместитьзатраты на производство данной продукции,т.е. экономическая прибыль равна нулю,предприниматель получает тольконормальную прибыль, оказывается вситуации безубыточности.

Рис. 3.10 Совокупноепредложение

Одновременнокаждый предприниматель, планируяпроизводство продукции, ориентируетсяна тот объём выручки, который может бытьдостигнут с учетом доходов и расходовпотребителей.

Зависимость между возможнойвыручкой от продажи продукции и объёмомтруда, требуемом для данного объемапроизводства, Кейнс называет функциейсовокупного спроса (AD).

В закрытой экономике без вмешательствагосударства на рынки она определяетсяпотребительскими расходами домохозяйстви инвестиционными расходами фирм.

Сучетом того, что в краткосрочном периодесуществуют автономные потребление иинвестиции и стимулированныепотребительские расходы, зависящие отпредельной склонности к потреблению,кривая совокупного спроса будет прямойвосходящей линией, расположенной вышеначала координат на величину автономногопотребления и автономных инвестиций(Рис.3.11).

Рис. 3.11 Эффективныйспрос

Ситуация, когдасовокупный спрос равен совокупномупредложению называется ситуациейэффективногоспроса,которая означает, что предпринимателиреализуют все произведенные товары ивозвращают целиком затраты на производствопродукции. А потребители полностьюудовлетворяют свои потребности ирасходуют все свои доходы.

С точки зренияКейнса состояние эффективного спросане всегда гарантирует полную занятостьв экономике. Это будет означать, чтофактический равновесный объем производстваотличается от потенциального объемапроизводства при полной занятости.

Рассматриваясовокупный спрос, главным компонентомКейнс считал инвестиции (I),утверждая, что они вызывают увеличениеэффективного спроса, а вслед за ним иувеличение ВНП. Причем рост ВНП будетбольшим, чем изменение автономныхинвестиций. Для этого он рассматриваетфункцию совокупного спроса закрытойэкономики без вмешательства государства:

.

С учетом функциональнойзависимости потребления преобразуемеё.

;

Дальнейшиепреобразования сводятся к выявлениюзависимости объема производства (Y)от внешних факторов:

;

;

.

С учетом того, чтоавтономное потребление фиксированнаявеличина, можно утверждать, что изменениеобъема производства обусловленоизменением автономных инвестиций:

.

Выражение Кейнсназвал мультипликатором. Мультипликаторпоказывает, как изменится ВНП при ростеинвестиций на единицу.

В результатетого, что в производство вкладываютсяавтономные инвестиции, они приводят кросту объема производства и ростудоходов собственников факторовпроизводства, которые, в свою очередь,часть дохода сберегают.

Сбережениянаправляются на рынок капитала ипревращаются в новые инвестиции, которыевызывают дополнительный рост ВНП иновый прирост доходов собственниковфакторов производства, часть котороговновь превращается в сбережения,поступают на рынок капитала и превращаютсяв новые инвестиции.

Этот процесспродолжается до тех пор, пока не исчезнетприрост доходов домохозяйств отпервоначального расширения производства.При этом, чем больше предельная склонностьк потреблению, тем больше значениемультипликатора и, следовательно,быстрее растет экономика.

Пусть в национальнойэкономике предельная склонность кпотреблению (МРС) составляет 0,8. Государствосоздает благоприятные условия длячастных инвестиций, которые увеличиваютсяна 200 млн. долл. В этом случае рост объемапроизводства составит 1000 млн. долл.

.

Если МРС в странебудет 0,75, то мультипликатор равен 4 иприрост объема производства составиттолько 800 млн. долл.

Действие эффектамультипликатора можно объяснить итехнологической связью различныхпредприятий. Рост производства на одномвызывает рост заказов на комплектующие,сырье, топливо и т.д., которые производятсяпредприятиями-смежниками.

Следовательно,предприятия-поставщики также будутувеличить размер производства, даваядополнительные заказы своим смежникам.Одновременно растет зарплата на этихпредприятиях, создаются дополнительныерабочие места.

Это дает толчок для ростапотребительских расходов, стимулируярост производства и в данном сектореэкономики.

Источник: https://studfile.net/preview/5404827/page:17/

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Модель «доходы-расходы».
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Кейнсианская модель была построена при допущении о постоянстве цен, заработной платы и объемов инвестиций, эластичности предельных издержек и предложения труда до того момента, пока не достигается уровень полной занятости.

В отличие от классической модели, где совокупное предложение определяет совокупный спрос, в кейнсианской модели совокупный спрос определяет совокупное предложение и соответствующий этому уровень занятости.

Проблема занятости сводится к определению национального дохода.

Равновесие экономики возможно в условиях неполной занятости, следовательно, полная занятость не достигается в экономике автоматически, что вызывает необходимость государственного вмешательства.

Совокупное предложение в кейнсианской модели – это фактическая стоимость объема производства (национального продукта) при имеющихся в экономике в наличии ценах на фак-торы производства (рабочая сила, капитал, земля, технология), которая остается неизменной в краткосрочном периоде.

Совокупный спрос в кейнсианской модели – это планируемые (ожидаемые) доходы и соответствующие им расходы фирм, определяемые при различных уровнях занятости в экономике.

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (A) на отражает количество занятых в экономике (N), а отрезок 0N — величину эффективного спроса, при которой совокупный спрос соответствует совокупному предложению при определенном уровне занятости в экономике, т.е.

при которой планируемые (ожидаемые) доходы и расходы в экономике равны фактическим (реальным) доходам и расходам, необходимым для покрытия производственных издержек.Такое равновесие не обязательно достигается в условиях полной занятости, однако является устойчивым.

Слева от точки равновесия планируемые доходы больше, чем фактические, т.е. спрос больше предложения, следовательно фирмы будут увеличивать производство за счет привлечения новых работников. Справа от точки равновесия планируемые доходы меньше фактических, т.е.

спрос превышает предложение, и фирмы будут увольнять работников и сокращать производство.

14 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Определение равновесного объема: модель «доходы – расходы».

Кейнсианская модель была построена при допущении о постоянстве цен, заработной платы и объемов инвестиций, эластичности предельных издержек и предложения труда до того момента, пока не достигается уровень полной занятости.

В отличие от классической модели, где совокупное предложение определяет совокупный спрос, в кейнсианской модели совокупный спрос определяет совокупное предложение и соответствующий этому уровень занятости.

Проблема занятости сводится к определению национального дохода.

Равновесие экономики возможно в условиях неполной занятости, следовательно, полная занятость не достигается в экономике автоматически, что вызывает необходимость государственного вмешательства.

Можно представить кейнсианское равновесие в системе координат «расходы-доходы» или в модели «кейнсианский крест». Функция планируемых совокупных расходов, т.е.

расходов, которые фирмы, домохозяйства, правительство планируют истратить на покупку товаров и услуг, может быть определена как AD = C+I+G и графически построена путем вертикального сложения графиков потребления, инвестиций и государственных расходов (рис. 3.12). Ее наклон, как и в функции потребления определяет предельная склонность к потреблению.

Линия с углом 45° определяет те точки, в которых фактические совокупные доходы и соответствующие им фактические расходы равны планируемым совокупным расходам на покупку товаров и услуг.

Равновесие в экономике и соответствующий ему равновесный уровень национального дохода (Y*) и занятости будет достигаться в точке пересечения кривой планируемых совокупных расходов и линии с углом 45° (Е), и, как и в предыдущем случае будут устойчивыми.

Так, предположим, если экономика находится справа от точки равновесия (Y1), тогда планируемые расходы меньше национального дохода, следовательно, фирмам не удается продать все, что они произвели. Это ведет к увеличению запасов продукции, увольнению работников и сокращению производства, т.е. постепенному возвращению в точку равновесия. Если экономика находится слева от точки равновесия (Y2), то планируемые расходы больше национального дохода, следовательно за-пасы продукции сокращаются и фирмы нанимают новых работников для увеличения производства.

15 Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень совокупного выпуска). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели

В точкеЕ уровень дохода Y* является равновесным, т.е. все, что производится в экономике, то и реализуется. Однако при этом не достигается полная занятость.

потенциальный уровень совокупного выпуска – объем производства и национальный доход, при котором в экономике достигается полная занятость (Y1, Y2).

Отсутствие равновесия между реальным и потенциальным уровнем выпуска может привести экономику к двум отрицательным для нее эффектам: инфляционному разрыву и рецессионному (дефляционному) разрыву.

Инфляционный разрыв – это ситуация в экономике, при которой планируемые расходы превышают потенциальный уровень совокупного выпуска или (если брать интерпретацию кейнсианского равновесия в системе «инвестиции-сбережения») планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие ситуации полной занятости. Население будет тратить большую часть дохода на потребление, в результате эффекта мультипликатора вырастет темп роста цен – это вызовет инфляцию.

Рецессионный (дефляционный) разрыв – это ситуация в экономике, при которой планируемые расходы меньше потенциального уровня совокупного выпуска или планируемые инвестиции меньше сбережений, соответствующих ситуации полной занятости, т.е.

предложение сбережений сектором домохозяйств опережает инвестиционный спрос фирм.

В условиях рецессионного разрыва население будет сберегать большую часть дохода, спрос на рынках товаров и услуг уменьшится, что, в силу эффекта мультипликатора, вызовет перепроизводство и снижение уровня цен, а также последующий спад производства и увольнения работников.

Дж.М.Кейнс предложил меры по государственному регулированию экономики. При этом он доказал, что монетарная политика минимально воздействует на экономику, тогда как бюджетно-налоговая является весьма действенной.

Для устранения или сокращения рецессионного разрыва путем увеличения компонентов планируемых совокупных расходов (совокупного спроса) он предложил: осуществлять государственную политику перераспределения доходов, чтобы увеличить потребительский спрос; снижать реальную ставку процента, чтобы увеличить инвестиционный спрос; увеличить государственные расходы.

Для устранения или сокращения инфляционного разрыва путем сокращения компонентов планируемых совокупных расходов (совокупного спроса) он предложил увеличивать налоги и сокращать государственные расходы

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x4e80.html

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели «доходы-расходы»

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Модель «доходы-расходы».

Для того, чтобы исследовать, как устанавливается равно­весный объем национального производства, следует ввести понятия «фактические» и «планируемые» расходы, которые могут быть не равны друг другу. Фактические расходы (Е) – это расходы, которые в дейс­твительности осуществили домохозяйства фирмы.

Планируемые расходы (Ер) – это расходы, которые намере­вались (планировали) осуществить домохозяйства и фирмы. Фактические расходы всегда равны выпуску (Е=Y), а планируемые могут быть не равны выпуску. Если планиру­емые расходы меньше выпуска (ЕY), экономические агенты хотят купить больше, чем произведено в данном году.

Фирмы будут со­кращать свои запасы, продавая продукцию, находившуюся до этого момента на складах. Поскольку фактические расходы всегда равны выпуску, равновесие товарного рынка наступит тогда, когда фактические расходы равны планируемым расходам и соответственно пла­нируемые расходы равны выпуску (Ер=Y).

В соответствии с предпосылками модели совокупный выпуск эквивалентен совокупному доходу, а совокупный доход расходуется на потребление C и сбережения S: Y=C+S.Поскольку в состоянии равновесия Y=E=Ep, то C+S=C+Ip. Следовательно, при равновесии сбережения равны планируе­мым инвестициям.

А поскольку сбережения являются изъяти­ем из потока расходов и доходов, а инвестиции представляют собой инъекцию в поток расходов и доходов, то в состоянии равновесия инъекции равны изъятиям. Кривая фактических расходов представляет собой биссек­трису (линию 45°), поскольку фактические расходы рав­ны выпуску.

Линия планируемых расходов представляет собой линию, имеющую положительный наклон исходящую не из начала координат, поскольку всегда существует автономное. В итоге получаем наклонный крест «Кейнсианский крест». Равновесие расходов и доходов, т.е. равновесие товарного рынка находится в точке пересечения двух линий (точка А).

В этой точке: 1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Еp=Y; 2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е=Ер;3) инъекции равны изъятиям: I=S; 4) планируемые инвестиции равны сбережениям: Ip=S.

Если экономика находится в точке В, в которой плани­руемые расходы меньше, часть продукции не будет продана и произойдет непредвиденное накопление фирмами запа­сов непроданной продукции. В результате экономика при­дет в состояние равновесия (движение из точки В в точку А).Если же экономика находится в точке С, в которой плани­руемые расходы превышают выпуск, фирмы начинают распрода­вать запасы непроданной в предыдущий период продукции, запасы сокращаются, спрос удовлетворяется, и экономика приходит в состояние равновесия (движение из точки С в точку А).

Таким образом, механизмом, обеспечивающим вос­становление равновесия на товарном рынке, является измене­ние (накопление или сокращение) запасов.

17. Равновесие ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы «Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для трехсекторной модели экономики) изображен на рисунке. Точка А соответствует равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при которой планируемые расходы равны факти­ческим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Однако равновесная величина К может не соответствовать этому равновесию и, по мнению кейнсианцев, обычно на­ходится ниже уровня ВВП при полной занятости, т.е. потен­циального ВВП (Y*). Если фактический равновесный ВВП меньше потенци­ального (YфактY*, известна как инфляционный разрыв выпуска. В кейнсианской модели это является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокуп­ных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис. б. Инфляционный разрыв выпуска равен ΔY, а инфляци­онный разрыв расходов равен ΔEp, причем ΔY — это муль­типлицированная величина ΔЕр. Чтобы ликвидировать ин­фляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на ΔЕ, что соответствует сдвигу кривой плани­руемых расходов от Ep1 до Ер2. Таким образом, из теоретических положений кейнсианс­кой модели следуют следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в эко­номике; 2) государство должно регулировать экономику, воздейс­твуя на совокупные расходы, т.е. на совокупный спрос; 3) регулирование экономики должно проводиться с по­мощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, пос­кольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.   18. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста). При анализе взаимодействия данных моделей необхо­димо учитывать, что кейнсианский анализ – это модель с постоянным уровнем цен, а анализ AD-AS – модель с пере­менным уровнем цен. Это объясняется тем, что: 1) между потреблением и уровнем цен сущес­твует обратная зависимость: повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности потребителей; 2) существует обратная связь между инвес­тициями и уровнем цен: с ростом цен, при прочих равных условиях, повышается процентная ставка и снижаются инвестиции. Предположим, произошло снижение уровня цен с Р2 до Р3. Реальные кассовые остатки возрастут, что при­ведет к росту расходов на потребление. Кривая АЕ2 сместит­ся в положение АЕ3 Аналогично и при повышении уровня цен с Р2 до Р1. Тождество двух моделей достигается только при неиз­менных ценах. При допущении инфляционного роста уров­ня цен возникает масштабное несоответствие между изме­нением номинального ВВП в инфляционном интервале мо­дели «доходы – расходы» и реального ВВП в модели AD-AS. 19.Сущность, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Фискальная политика – это совокупность мер предпринимаемых правительством по изменению государственных расходов и налогообложения. Цели фискальной политики:1) сглаживание колебаний экономического цикла; 2) обеспечивает стабилизацию экономического роста; 3) достижение полного уровня занятости при умеренных темпах инфляции. Фискальная политика – политическое регулирование правительством прежде всего совокупного спроса. Однако некоторые инструменты могут использоваться через влияние на уровень деловой активности. Инструменты фискальной политики:1)государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (социальные выплаты осуществляемые из государственного бюджета). Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос – разное. Государственные закупки (G) являются компонентом со­вокупного спроса (AD = С + I + G + Хп), поэтому их изме­нение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При росте государственных закупок совокупный спрос уве­личивается, а при сокращении — уменьшается. Налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (Ig). В зависимости от фазы цикла, в которой находятся экономические инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде деловой активности и имеет целью сокращение рецес­сионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокуп­ных расходов). Ее инструментами выступают: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве») экономики и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижения инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокуп­ных расходов). Ее инструментами являются: увеличение налогов; сокращение государственных закупок; сокращение трансфертов. 20.Дискреционная фискальная политика и её механизм. ДФП – направленное целесообразное изменение правительством государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объём национального дохода, занятость и инфляцию. Графически действие мультипликатора гос. расходов можно представить:
C+I+G

Поскольку государственные закупки товаров и услуг оказывает прямое непосредственное влияние на величину национального дохода, и т.к. государственные закупки являются величиной экзогенной, то добавление их к сумме потребительских и инвестиционных расходов, на графике параллельным сдвигом.

Мультиплика­тор государственных закупок (гос. расходов) — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) сово­купный доход при увеличении (сокращении) государствен­ных закупок на одну единицу.

https://www.youtube.com/watch?v=bTrXUu6zl0U

Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, кото­рый показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшает­ся) совокупный доход при увеличении (уменьшении) транс­фертов на единицу. Его формула: МТr=МРС/1-МРС

Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) сово­купный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Его формула:

МТ= -МРС/1–МРС

Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:

МТ = -МРС/1–МРС(1-t)

Согласно кривой Лофера, при ставке R0 налоговые поступления равны 0. По мере возрастания ставки налоговые поступления возрастают. При ставке R0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений.

Источник: https://infopedia.su/11x2e09.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий