Равное избирательное право: понятие, гарантии.

102.Равное избирательное право: понятие, гарантии

Равное избирательное право: понятие, гарантии.

Основополагающимипринципами избирательного права ипроцесса являются всеобщее прямое иравное избирательное право при тайномании.

Принциправного избирательного права означает,что все граждане участвуют в выборахна равных основаниях и каждый избирательимеет при ании один голос. Такимобразом, только при наличии двух названныхэлементов выборы могут считатьсяравными.

Первыйэлемент равного избирательного права- участие в выборах на равных основаниях- обеспечивается тем, что ни одинизбиратель не имеет каких-либо преимуществперед другим избирателем, а избирательныеправа всех российских граждан в равноймере охраняются законом. Это достигаетсяобразованием равных по численностиизбирателей избирательных округов привыборах депутатов законодательных(представительных) органов власти.

Второйэлемент равного избирательного права- наличие у каждого избирателя толькоодного голоса — обеспечивается толькотем, что избиратель не может быть включенболее чем в один список избирателей; онголосует лично, и для полученияизбирательного бюллетеня требуетсяпредъявление документа, удостоверяющеголичность избирателя, а в списке избирателейделается отметка о выдаче избирательногобюллетеня.

Вотношении пассивного избирательногоправа (право быть избранным) принциправенства означает предоставлениеравных возможностей для регистрациикандидатов, равенство статусазарегистрированных кандидатов, одинаковыймаксимальный размер избирательныхфондов, равенство при проведениипредвыборной агитации.

103.Прямое избирательное право

Основополагающимипринципами избирательного права ипроцесса являются всеобщее прямое иравное избирательное право при тайномании.

Выборыбывают прямыми (вопрос об избраниирешают сами граждане) и косвенными(вопрос об избрании решают избранныегражданами лица: выборщики, депутаты идругие).

Принциппрямого избирательного права означает,что в ании, результатом которогостановится избрание лица на выборнуюдолжность, принимают участие всеизбиратели данной территории. Прямоеизбирательное право означает, чтоизбиратели голосуют на выборах за илипротив кандидатов (списка кандидатов)непосредственно.

Прямоеизбирательное право отличается отнепрямого, которое может быть двух видов- косвенным (избиратели выбираютвыборщиков, которые в свою очередьизбирают представителей или каких-либоиных лиц) и многостепенным (выборыпредставителей в вышестоящиепредставительные органы нижестоящими).

Важноепреимущество прямых выборов заключаетсяв том, что все избираемые органыгосударственной власти являютсянепосредственно представительнымиорганами народа. Тем самым создаетсявозможность постоянной тесной связиэтих органов с избирателями, постоянногоконтроля населения за их работой.

105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф

Термин«избирательное право» употребляетсяв двух смыслах:

1.избирательное право в объективномсмысле — это система правовых норм,регулирующих порядок подготовки ипроведения выборов;

2.

избирательное право в субъективномсмысле — это право гражданина избиратьи быть избранным в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления.

Подизбирательной системой в широком смыслепонимается совокупность общественныхотношений, возникающих в процессеформирования органов гос. власти и МСУпосредством выборов.

Существуютследующие виды избирательных систем:

1.Мажоритарная избирательная система(от французского слова «majorite» -большинство). Согласно правиламмажоритарной избирательной системыизбранными считаются кандидаты (спискикандидатов), получившие большинство избирателей.

Достоинствомажоритарной избирательной системысостоит, во-первых, в простоте ееиспользования при определении результатоввыборов; во-вторых, в возможности ееприменения при выборах как коллегиальных,так и единоличных органов (парламента,президента, губернатора, мэра и т. д.).

Существует три модификации мажоритарнойизбирательной системы:

1.1.Мажоритарнаясистема относительного большинства -это система, при которой избраннымсчитается кандидат (список кандидатов),получивший наибольшее количество избирателей по сравнению сдругими.

В РФ по мажоритарной избирательнойсистеме относительного большинствапроводятся выборы половины депутатовГД (225 человек), избирается большинствозаконодательных (представительных)органов государственной власти субъектовРФ, представительных органов МСУ.

Такимобразом, победившим считается кандидат,за которого проало меньшеполовины, но больше чем за другихкандидатов — эта система не даетюридического равенства.

1.2.Всоответствии с мажоритарной системойабсолютного большинства для избраниякандидата (списка кандидатов) требуетсянабрать абсолютное большинство избирателей (50% +1 голос).

1.3.Поправилам мажоритарной системыквалифицированного большинства избраннымсчитается кандидат, получивший заранееустановленное число (например,2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинствовсегда больше абсолютного.

Мажоритарнаясистема квалифицированного большинстваприменяется крайне редко, так как ещеменее результативна, чем системаабсолютного большинства.

В РФ применяетсяпри принятии ФКЗ (одобрен большинствомне менее ¾ от общего числа членов СоветаФедерации и не менее 2/3 от общегочисла депутатов Госдумы)

2.

Пропорциональная избирательная системаиспользуется при проведении выборов впредставительные органы власти ипредполагает участие в избирательномпроцессе политических партий, формирующихсписки своих кандидатов.

В основепропорциональной избирательной системылежит принцип распределения депутатскихмандатов пропорционально полученномукаждым списком кандидатов числу избирателей.

Достоинство пропорциональнойизбирательной системы заключается втом, что она позволяет свести к минимуму«потерю» избирателей и обеспечитьпредставительство в парламенте дажеотносительно мелким политическимпартиям.

Пропорциональная система можетприменяться только в многомандатныхизбирательных округах, причем, чемкрупнее округ, тем большая степеньпропорциональности может быть достигнута.

В РФ при определении результатов выборов,действует законодательно установленный«заградительный барьер», в соответствиис которым обязательным условием участияпартии в распределении депутатскихмандатов является получение еюопределенного минимума избирателей. Применение заградительногобарьера вызвано необходимостью ограничитьпроникновение в парламент малочисленных,неустойчивых полит. партий, способныхдестабилизировать деятельность этогопредставительного органа.

3.Смешанная избирательная системапредполагает одновременное использованиепри формировании представительныхорганов государственной власти элементовпропорциональной и мажоритарнойизбирательных систем. Смешаннаяизбирательная система имеет своей цельюсоединить достоинства различныхизбирательных систем и по возможностикомпенсировать их недостатки.

СогласноСтатье 3 ФЗ «О выборах депутатов ГосдумыФС РФ» от 20.12.2002 (в редакции ФЗ от23.06.2003):

1.В соответствии с Конституцией РФ вГосдуму избирается 450 депутатов.

2.

225 депутатов Госдумы избираются поодномандатным избирательным округам(один округ — один депутат), образуемымна основе единой нормы представительстваизбирателей на одномандатный избирательныйокруг, за исключением избирательныхокругов, образуемых в субъектах РФ, вкоторых число избирателей меньше единойнормы представительства (на основемажоритарной системы относительногобольшинства по одномандатным избирательнымокругам).

3.225 депутатов Госдумы избираются пофедеральному избирательному округупропорционально числу , поданныхза федеральные списки кандидатов вдепутаты, выдвинутые политическимипартиями, избирательными блоками.

Распределениедепутатских мандатов при проведениивыборов в ГД РФ одновременно с помощьюпропорциональной и мажоритарнойизбирательных систем имеет рядпреимуществ:

Пропорциональнаяизбирательная система, во-первых,стимулирует развитие политическихпартий, которые представляют собой встранах с устоявшимися демократическимитрадициями один из базовых институтовгражданского общества, призванныхпосредством участия в выборах выражатьпотребности и интересы различныхсоциальных слоев в государственныхорганах; во-вторых, обеспечивает наличиев парламенте партийных фракций, выражающихинтересы определенной части избирателей,проавших за предвыборнуюплатформу данных партий.

Мажоритарнаяизбирательная система, в отличие отпропорциональной, предоставляетвозможность принять участие в избирательномпроцессе не только политическим партиям,но и независимым кандидатам, выдвигаемымнепосредственно избирателями и путемсамовыдвижения.

СубъектыРФ при выборах органов государственнойвласти применяют различные видыизбирательных систем.

Конституция РФ,закрепив за субъектами право самостоятельноопределять порядок формирования органовгосударственной власти (Статья 77),предоставила им возможность выбораизбирательной системы по своемуусмотрению.

В подавляющем большинствесубъектов РФ выборы в представительные(законодательные) органы государственнойвласти проводятся на основе мажоритарнойизбирательной системы.

Всего лишь 5(Красноярский край, Калининградская,Омская области, Корякский, Усть-ОрдынскийБурятский автономные округа) из 89субъектов используют смешаннуюизбирательную систему. Системапропорционального представительствав «чистом» виде применяется в единственномсубъекте — Свердловской области дляизбрания одной из палат парламента.

Источник: https://studfile.net/preview/6702743/page:48/

Равное избирательное право: понятие, гарантии

Равное избирательное право: понятие, гарантии.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 22Следующая ⇒

Принцип равного избирательного права- обеспечивается тем, что ни один избиартель не имеет каких- либо преимуществ перед другими избирателями , а избирательные права всех граждан в равной мере охраняеются законом.

Принцип равного избирательного права в равной мере относится к реализации как пассивного, так и активного избирательного права.

Применительно к пассивному избирательному праву он проявляется в установлении законами равных правовых условий для всех граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и в создании государственных гарантий реализации этих возможностей.

Этот принцип также проявляется в законодательной норме о равенстве статуса всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Равенство активного избирательного права граждан заключается в обеспечении равного веса голоса каждого избирателя при выборах органа государственной власти или органа местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» устанавливает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

В этих целях законами о выборах обеспечивается, чтобы все избиратели обладали равным числом при ании по одному и тому же избирательному округу, а при проведении выборов в представительные органы производится образование избирательных округов с примерно равным числом избирателей.

Закон устанавливает предельное отклонение (в процентах) от средней нормы представительства избирателей по отдельному избирательному округу.

В качестве гарантий равного избирательного права выступают следующие институты. 1. Личное ание избирателей — ание за других лиц не допускается.

Можно в некоторых случаях оказывать избирателям помощь в заполнении избирательных документов, но нельзя вместо них осуществлять их право избирать.

Сам избиратель также не вправе отказываться от своего права голоса в пользу других лиц или просить других лиц проать за него.

Кандидаты в депутаты и на выборные должности лично участвуют в избирательной кампании.

2. Получение избирательных бюллетеней избирателем только при предъявлении им удостоверения личности..

В качестве таковых рассматриваются паспорт, удостоверение офицера, военный билет военнослужащего срочной службы, временное удостоверение личности гражданина РФ, При допуске к выборам иностранных граждан они получают бюллетени при предъявлении вида на жительство.

Любые иные документы (пенсионное удостоверение, водительские права, студенческий билет и т.п.) к рассмотрению не принимаются, чтобы исключить ание за других лиц или неоднократное ание.

3. Отметка в списке избирателей о выдаче избирательных бюллетеней.

При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности и расписывается. Если избиратель не имеет возможности сделать необходимые записи и расписаться, то он вправе воспользоваться помощью другого лица, в том числе и входящего в состав избирательной комиссии.

4. Голосование на дому осуществляется только по письменным заявлениям избирателей, оформляемым заранее. Голосование на дому осуществляется с помощью переносных избирательных ящиков, надлежащим образом оформленных и опечатанных. Ни в коем случае нельзя использовать для этих целей сумки, портфели, дипломаты и другие вещи.

6. Право получения нового избирательного бюллетеня.

Если избиратель ошибается при заполнении бюллетеня, то он вправе получить новый бюллетень по возвращении старого — об этом делается отметка в списке избирателей, а испорченный бюллетень погашается, о чем составляется специальный акт.

Данная мера может рассматриваться и как гарантия равного избирательного права, и как гарантия принципа всеобщего избирательного права. 7.

Признание недействительными бюллетеней, в которых выделено большее число кандидатов, чем распределяется мандатов или более чем один список кандидатов от избирательных объединений, блоков. 8. Проставление печати и подписей двух членов комиссии, организующей ание, на каждый избирательный бюллетень во избежание подбросов бюллетеней.

9. Погашение неиспользованных бюллетеней после окончания ания до вскрытия избирательных ящиков.

Прямое избирательное право.

Прямое избирательное право означает непосредственное ание граждан за или против кандидата (списка кандидатов). Непрямое избирательное право представляет многоступенчатое формирование избираемого органа, когда за кандидатов в этот орган голосуют не непосредственно избиратели, а определенным образом избранные выборщики5

Непрямые выборы имеют два подвида. Во-первых, это многостепенные выборы, при которых избиратели непосредственно формируют низовое звено представительной системы, а затем формирование каждого последующего вышестоящего звена представительных органов происходит путем делегирования в них депутатов нижестоящих представительных органов.

Во-вторых, это косвенные выборы, когда избиратели непосредственно формируют коллегию (коллегии) выборщиков, а те уже непосредственно избирают депутатов и должностных лиц.

Выше указывалось, что в настоящее время предусмотрена возможность непрямых выборов глав муниципальных образований (они могут избираться представительными органами местного самоуправления), представительных органов муниципальных районов (посредством двухстепенных выборов)

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

ФЗ «Об основных гарантиях изб. Прав»:

Статья 6. Граждане РФ голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки), а в случаях, предусмотренных законом, – за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Закрепленное комментируемой статьей прямое избирательной право, право на прямое волеизъявление на референдуме граждан позволяет наиболее точно, полно и демократично выразить волю граждан в процессе выборов, референдумов, установить прямую связь между избирателями и теми, кто представляет их интересы в законодательном (представительном) органе и на выборной должности. Специфика института референдума состоит в том, что он является одной из прямых (непосредственных) форм участия граждан в политике и управлении, поэтому непрямое ание на референдуме противоречило бы его природе института непос. демократии.

Законодательную основу принципа прямого избирательного права, права на прямое волеизъявление на референдуме составляют: а) статья 81 Конституции РФ, закрепляющая текстуально этот принцип применительно к выборам Президента РФ; б) статьи 1 и 2 ФКЗ «О референдуме РФ»; в) статья 1 ФЗ «О выборах Президента РФ»; г) статья 1 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»; д) статья 3 комментируемого Федерального закона.

Ряд международно-правовых актов (например, статья 21 Всеобщей декларации прав человека) закрепляет право граждан на непосредственное (прямое) участие в управлении своей страной (своего государства).

В соответствии с ФЗ от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены формы ания против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» 1 из избирательного бюллетеня исключена позиция «Против всех кандидатов» и «Против всех списков кандидатов». В новой редакции комментируемой статьи предусмотрена возможность ания на выборах только за или против кандидата. Это так же способствует более «прямому» способу ания, вырабатывает в гражданине чувство ответственности, обязанности проать.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x8fab.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий