Работа с научным текстом: особенности заголовков, логическая схема текста

Методические рекомендации «Как работать с научным текстом»

Работа с научным текстом: особенности заголовков, логическая схема текста

Методические рекомендации «Как работать с научным текстом»

Необходимо выделить два этапа работы:

процесс исследования с фиксацией полученных результатов, наблюдений, выводов и описание исследования ДЛЯ ДРУГИХ, т.е. для людей, которые являются специалистами в той же области знания, но могут быть не знакомы с тонкостями, подробностями Вашей узкой проблемы.

Это тот читатель, на восприятие которого должен быть ориентирован текст работы. Вы описываете результаты и итоги уже завершенного Вами исследования, поэтому основная задача на данном этапе – организовать подачу материала для человека, не знакомого с Вашей «кухней».

Полезно выделить для себя наиболее важное и второстепенное в материале, удачно расположить информацию, чтобы ИЗ ТЕКСТА была ясна логика доказательства проблемы, последовательность раскрытия цели и задач работы. Наиболее простой путь – организация материала от общего к част- ному.

Сначала общая классификация материала с указанием критериев деления его на группы и подгруппы. Если членение получается слишком дробным, то Вы должны решить на каких явлениях остановиться в данной работе подробно и почему? Ваш выбор и определит первоначальное разделение главы на параграфы, части и т.п.

Проще всего выглядит план, где каждой группе фактов (или аспекту описания) соответствует отдельная часть текста. Таким образом, исходя из особенностей материала и аспектов его анализа, Вы определите структуру текста. Структура основной части работы согласуется с научным руководителем.

Затем полезно отделить ту часть фактов, которую Вы можете объяснить с помощью имеющихся в литературе сведений. Опишите указанные факты, объясните их. Если Вы с чем-то не согласны, видите противоречия или иное решение проблемы, то аргументировано изложите это.

Обратите внимание: есть ли иные трактовки подобных фактов? Что конкретно Вы можете уточнить или опровергнуть? Почему? Чем полезно Ваше решение? Группы фактов, которые не описаны в имеющихся публикациях или не упомянуты вообще, попытайтесь истолковать сами, опираясь на известные Вам теоретические представления.

В качестве способов обоснования можно привлечь качественно-количественные экспериментальные данные, как свои, так и полученные другими исследователями.

Для серьезного изучения и запоминания большого объема информации необходимо научиться рациональным приемам работы с текстом. Умения работать с текстом книги не только помогут надолго запомнить прочитанный текст, но и научат кратко формулировать и излагать основные мысли.

Предлагаем разбить все способы чтения на группы. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени.

Основные способы чтения:  

углубленное чтение;

выборочное чтение;

чтение-просмотр;

чтение-сканирование.

Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин.

При таком чтении школьник или студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам.

Свое толкование, свой взгляд позволяют легче запомнить прочитанный материал, повышают активность студента на занятиях. Таким способом читается обычно материал по новой, незнакомой теме, таблицы.

Выборочное чтение — разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует свое внима­ние только на тех аспектах текста, которые ему необходимы.

Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги,  после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости обычного чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел.

Его читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым несмотря на его простоту владеют немногие. В совершенстве им владел замечательный русский ученый Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, проф.

А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен»1.

Сканирование. Уже само название говорит о характере такого чтения: это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Если целенаправленно развивать и тренировать зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть искомую фамилию, название, нужную цитату.

Основные виды записей при работе с научным текстом

Работа над компрессией начинается с внимательного чтения текста и выделения ключевых слов и предложений. Ключевые слова и предложения несут основную смысловую нагрузку в тексте. На основе выделения ключевых слов и предложений составляют план текста.

План– это путеводитель по тексту, перечень основных мыслей текста. Хороший план четко отражает основное содержание текста и делает его удобным для хранения в памяти. Это самая краткая запись текста.

План может быть:

назывной и тезисный

простой и сложный

План имеет ряд достоинств. Он отражает логику изложения текста, а хорошо составленный план раскрывает содержание текста. С помощью плана можно восстановить в памяти содержание источника. На основе плана делают дальнейшие записи: тезисы и конспект текста.

Алгоритм составления сложного плана

Внимательно прочитать текст.

Сформулировать главную мысль текста.

Выделить основные мысли текста (подтемы).

Сгруппировать текст вокруг основных мыслей текста, разбивая его на части.

Озаглавить каждую часть. Заголовок должен быть кратким и отвечать на вопрос: «О чем говорится в этой части текста?»

Заголовки последовательно пронумеровать римскими цифрами.

Большие части текста разбить на более мелкие и озаглавить. Выделить подпункты плана в основной части и пронумеровать их арабскими цифрами.

Самое сложное в работе над планом – четко сформулировать заголовки. Грамотно составленный план – это пятьдесят процентов успеха всей работы над текстом. Это основа для составления тезисов и конспекта.

Основные ошибки при составлении плана:

Неточность формулировок пунктов плана: не ясно о чем идет речь в данной части, чрезмерная краткость или расплывчатость.

Пункты планы не связаны между собой, отсутствие логической связи между пунктами и подпунктами.

Текст разбивается на части не зависимо от выделенных мыслей.

Чрезмерное дробление текста, много мелких подпунктов, которые являются простым перечислением фактов.

Составление тезисов

Для составления тезисов по каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль, выделенной части текста. Тезисы — это золотая середина между заголовками пунктов плана и письменным пересказом текста.

Тезисы – краткое, последовательное изложение основных мыслей текста.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

— цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

— передача основных мыслей текста «своими словами»;

— смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Для наглядного представления различий между планом, тезисом и конспектом можно обратиться к таблице:

ПланТезисКонспект
Отвечает на вопрос:О чем говорится в тексте?Отвечает на вопросы: О чем говорится в тексте?Что говорится в тексте?Отвечает на вопросы: О чем говорится в тексте?Что говорится в тексте?Как автор доказывает и подтверждает свои мысли (примеры, факты)?

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_%C2%ABkak_rabotat_s_nauchnim__100154.html

Особенности работы с научным текстом

Работа с научным текстом: особенности заголовков, логическая схема текста

Особенности работы с научным текстом.

Ненашева Н.М., учитель биологии

первой квалификационной категории,

МБОУ Стаевская СОШ

Мичуринского района

Тамбовской области

«Мудрый учитель не тот, кто много знает, а тот, кто умеет дать ученику средства к постижению знаний».

Те перемены, которые мы наблюдаем в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса.

Системно- деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения,т. е. умения учиться.

Выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В блоке познавательных универсальных действий выделяются общеучебные действия, в число которых входит умение извлекать необходимую информацию из прослушанных, прочитанных научных текстов.

Школьникам часто приходится обращаться к научной литературе (учебникам, энциклопедиям, справочникам, словарям, лекциям, монографиям, статьям, докладам) чтобы пополнить знания по теме, подготовиться к уроку. Таким образом, немаловажное значение приобретают умения работать с научной и научно- популярной литературой.

Особенность работы с научным тестом заключается в необходимости хорошо понять текст. Научную литературу не всегда интересно и легко читать. В ней нет главного героя, труднее воспринимается текст. Научно- популярную литературу не читают, с ней работают.

Как лучше и глубже познакомиться с их содержанием?

Чтение такого рода книг может быть разным:

  • Беглый ознакомительный просмотр;
  • Углубленный просмотр;
  • Выборочное чтение;
  • Полное чтение;
  • Изучение.

Способ знакомства с книгой зависит от цели. Например, вы хотите составить общее представление о книге, степени её научности, манеру изложения информации. Это можно сделать путём беглого ознакомительного просмотра. С научной книгой необходимо знакомится в следующей последовательности:

  1. Внимательно изучить титульный лист, где указаны все основные данные на книгу: название, автор, место и год издания, наименование издательства.

  2. Познакомиться с оглавлением книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал, обратить внимание на наличие чертежей, схем, иллюстраций, дополняющих и поясняющих текст.

  3. Прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что поможет лучше представить содержание, понять назначение и цель книги, получить совет, как следует читать эту книгу.

  4. Затем ознакомиться непосредственно с текстом книги, для чего необходимо прочитать несколько страниц, абзацы, отрывки из наиболее интересных или ценных разделов. Это даст предварительное представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала и степени трудности или доступности книги.

Чтобы хорошо и правильно понять книгу, надо её прочитать всю. Чтение должно быть очень внимательным. Нельзя пропускать абзацы, так как можно потерять основную мысль читаемого, последовательность изложенного. В процессе чтения можно остановиться и спросить себя, все ли понятно, может, стоит ещё раз прочитать главу…

Важно запомнить то, что, на ваш взгляд, должно храниться в памяти.

Особую значимость в работе с научным текстом приобретает работа с новыми словами, специальными терминами, понятиями. Для этого лучше завести тетрадь и выписывать понятие или термин с точным толкованием. Это поможет погрузиться в содержание изучаемого, пополнить словарный запас. Словарная работа будет способствовать более быстрому восприятию дальнейшего текста, лучше его усвоить.

Итак, научную литературу надо читать вдумчиво, не торопясь, справляясь в словарной литературе о толковании незнакомых понятий, иногда перечитывая главы или абзацы для лучшего их усвоения. А ещё следует делать необходимые выписки (из одного или нескольких книг, указывая на источники информации), а иногда и составлять план.

Методы самостоятельной работы с литературой.

Ведение дневника, чтение, сбор и хранение выписок — все это подготовит к более к глубокому изучению достаточно сложных книг.

Цель — научить составлять планы, конспекты, тезисы, рефераты.

Все многообразие записей можно свести к нескольким основным видам: выписки, план, тезисы, конспект.

Два типа основных видов записей. .

К первому типу относятся различного рода выписки, которые содержат лишь отдельные мысли текста или ссылки на источники.

Ко второму типу — план, тезисы, конспекты, которые представляют собой связанное изложение текста, отражающее последовательность его смысловых элементов, а иногда и структуру текста.

Выписки — наиболее простой вид записи.

Конспект — эффективный вид записи не только учебной, но и научной литературы.

Конспект должен быть:

Б. По возможности краток.

B. Правильно оформлен.

С целью развития умения структурировать научный ( познавательный) текст и составлять краткий конспект можно учащимся предложить общую схему структурирования текста и текст познавательного характера ( 1-2 страницы). Учащиеся внимательно читают текст, находят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.

  1. Что составляет предмет обсуждения в тексте?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Дайте определение предмета.__________________________________________________________________________________________________________________

  3. Какова структура( строение) предмета?_________________________________________________________________________________________________________________

  4. С какими другими предметами ( понятиями) связан предмет?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?__________________________________________________________________________________________________________________

  6. Назовите основные функции предмета и области его применения._______________________________________________________________________________________________________________

  7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации указанных функций?__________________________________________________________________________________________________________________

  8. Как осуществляется производство предмета?_________________________________________________________________________________________________________________

  9. Укажите типологию предметов._________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы освоить приёмы логического запоминания информации, извлечённой из текстов, после чтения и составления плана текста и графических схем учащимся предлагаются следующие варианты выполнения задания:

  • Взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;
  • Пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;
  • Составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему;
  • Подготовка учебных докладов с подбором иллюстративного материала( репродукцию картин, публикации в средствах массовой информации, рисунки, фотографии и пр.).

Оцениваются:

  • адекватность и точность воспроизведения текста;
  • адекватность отражения в аннотации основных положений текста;
  • адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.

Список литературы

  • Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р. Гальперин.-М.,1981.
  • Граник Г.Г. Дорога к книге/ Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая.- М.,1996.
  • Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста/ Л.П. Доблаев. – Саратов, 1987.
  • Программа развития интеллектуальных способностей учащихся/ авт.- сост. Л.А.Зотова ( и др.) Волгоград: Учитель , 2011.
  • Стандарты нового поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли./ Под редакцией А.Г. Асмолова.- Москва, Просвещение, 2010.

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-raboti-s-nauchnim-tekstom-1318857.html

3.2. Работа с научным текстом: особенности заголовков, логическая схема текста

Работа с научным текстом: особенности заголовков, логическая схема текста

Название(заголовок)научного текста — важнейшая информативнаяединица, отражающая тему данногопроизведения и соответствующая содержаниютекста. Заголовок научного текстаотражает замысел автора, определяетграницы информационного поля, в котороебудет сориентирован читатель.

Заголовкинаучного текста несколько типовзаголовков: 1. названиеобщего характера(Введениев языкознание. Основы маркетинга);2.

название,конкретизирующее разрабатываемыеавтором вопросы научной теории и практики(Онекоторых аспектах проблемы определениятолерантности.Космическаясреда и ее место в рамках окружающейприроды);3.

названия,отражающие особенности авторскойпостановки вопроса (Нужнали философии ее собственная история?Книга,которая нужна и которой… нет).

Вподавляющем большинстве случаев научныетексты – это тексты-рассуждения. Научныетексты различных жанров строятся поединой логическойсхеме. Влюбом научном тексте присутствует тезис– главная мысль, которая доказываетсяв тексте.

Формулировка этого утверждения,которое требует обоснования, обязательновключает в себя темуречи (объектисследования, то, о чем говорится втексте) и главныйанализируемый признак(точка зрения на объект исследования,то, что говорится об этом предмете).

Так,в тезисе «Вводпрецедентного культурного знака втелевизионную рекламу – приемценностно-манипулятивного характера»выделяются объект исследования(прецедентныйкультурный знак в телевизионной рекламе)и точка зрения на объект (описаниеманипулятивного потенциала данногоприема).

Для доказательства главноготезиса автором используются аргументы(доводы, логические положения,обосновывающие справедливость тезиса),количество которых зависит от жанра иобъема научного текста.

Для более весомойаргументации тезиса необходимы такжеиллюстрации— примеры, подтверждающие выдвинутыетеоретические положения. Текст научногостиля завершается выводом(резюме), вкотором содержится аналитическая оценкапроведенного исследования, намечаютсяперспективы дальнейших изысканий.

Научныйтекст сжато может быть представлен ввиде логической схемы.

ТЕЗИС

Аргумент1 Аргумент 2 Аргумент3

| | |

Иллюстрация1 Иллюстрация 2 Иллюстрация3

РЕЗЮМЕ

Задание1. Прочитайте текст. Проанализируйтеданную вам часть логической схемы,доработайте ее. Оцените логичностьтекста; если вам были замечены логическиеошибки, подумайте, можно ли снятьпротиворечие.

Социальнаяностальгия как массовое явление всовременной России

Проблеманостальгии стала актуальной в Россиипосле развала СССР, когда обществостолкнулось с тем, что целые группы иобщности людей стали испытывать сильнуютоску по прошлому.

Это показывали данныесоциологических исследований, массовые«левые» настроения людей и возросшаяпопулярность «советского» среди многихслоев населения.

В настоящее времяинтерес к идеологической сторонесоветского прошлого несколько поутих,но в общественной, политической икультурной жизни общества успешноиспользуются старые практики, к которымлюди успели привыкнуть за 70 лет.

Обострениеинтереса к данному социальному явлениюобусловлено, во-первых, ситуацией сменыбазовых ценностей на постсоветскомпространстве в целом и в России, вчастности. Большинство исследователейвыходят на проблемы, связанные с феноменомсоциальной ностальгии при рассмотрениипротиворечий переходного общества.

Конфликт ценностей, установок, процессыадаптации к резко меняющимсясоциально-экономическим,социально-политическим, социокультурнымусловиям, так или иначе, опосредованыопределенным самочувствием социальныхслоев общества.

Поэтому, когда переходныепроцессы в российском обществе сталипредметом десятков исследований,социологи не могли не обратиться канализу социальной ностальгии.

Во-вторых,социальная ностальгия начинает ощутимовлиять на социальные настроения и,следовательно, на процессы развития,реформирования и модернизации общества.Использование механизмов её формирования,поддержания и «подогрева» как вполитической, так и социокультурнойсферах позволяет манипулироватьобщественным сознанием и конструироватьсоциальные настроения.

В-третьих,актуальность проблемы социальнойностальгии обусловлена общими тенденциямиразвития микросоциологии и её актуализациив отечественной науке. Социология сталавсе больше интересоваться человекомкак «творцом» социальных миров.

Егосубъективные чувства, эмоции, переживания,обретая социальную, объективно-субъективнуюформу, становятся основными ихконструктами, поэтому понятия социальногонастроения и самочувствия и сами этиявления всё чаще принимаются во вниманиев процессе исследования социальныхобъектов.

Образыпрошлого и анализ социальной ностальгииявляется предметом исследования авторас 2001 г. На основе эмпирических обобщенийбыла разработана типология образовпрошлого, которую нам удалось подтвердитьи уточнить данными конкретно-социологическихисследований, реализованных методовконтент-анализа прессы.

Нами былиотобраны 180 статей из газет и журналовза период с 1995 г. по 2003 г. По следующемукритерию: в статье должны былиприсутствовать образы прошлого,характерные для советского периодаистории нашей страны.

Единицей счетаявлялся целостный отрывок статьи,представляющий собой текст, посвященныйотдельному образу прошлого.

Фиксацияэтого образа осуществлялась по тремнаправлениям: первое это сфера общественнойжизни, которая раскрывается в тексте,второе – ассоциации, непосредственносвязанные с образом прошлого, третье –это конкретные объекты, предметы, явленияи события – непосредственные референтыпрошлого в контексте интересующего насобраза.

Крометого, при формировании концепциисоциальной ностальгии использоваласьметодика глубинного анализа нарративныхинтервью, которая позволила выявитькоренные изменения в социальной памятилюдей, вызванные эпохой перемен.

Результатом этих изменений сталоизбирательное восприятие прошлого. Егоразделение на «официальную»,пропагандистскую часть, с одной стороны,и лучную, интимную – с другой, былозакреплено устойчивыми стереотипамимассового сознания.

Для анализа этогофеномена нами исследовались выходцыиз бывшего СССР, проживающие в Финляндии(в группе опрошенных были представленылюди от 17 до 50 лет, живущие в городеТурку в Финляндии).

Анализ нарративныхинтервью с мигрантами позволил выявитьособенности восприятия Родины, вызванныесменой места жительства, кореннымипеременами в России, необходимостьюадаптации в новой социальной среде ит.п.

Образыпрошлого, используемые мигрантами приописании своей жизни в СССР, немногимотличаются от образов, к которым привыклиобращаться россияне.

Восприятие прошлогов ситуации резких социальных измененийчаще всего происходит путем сравнения,сопоставления условий жизни, форм ивидов деятельности, с имевшими местоих аналогами в прошлом, а также и теми,которые характеризуют повседневнуюжизнь людей в других городах, регионахи странах.

Таким образом, и в России, иза её пределами люди, проживавшие вСССР, оперируют примерно одинаковымзнанием о прошлом, видоизменяя его сточки зрения настоящего.

Внастоящее время воздействие наобщественное мнение в России частореализуется в рамках стратегийманипулирования ностальгическиминастроениями, которые отражают стремлениенаселения к стабильности и предсказуемостиобщественной жизни. Средства массовойинформации перетолковывают образыпрошлого на новый лад, облекая всемизвестные политические, идеологическиеи культурные образы в нейтральный либопозитивный контекст.

(Е.А. Широкова)

Логическаясхема текста

Основнойтезис– Социальная ностальгия стала массовымявлением в современной России.

Аргумент1– Социальная ностальгия распространяетсяиз-за переходного характера современногообщества.

Аргумент2 продолжитесхему

……………..

Вывод-резюме- Воздействиена общественное мнение в современнойРоссии часто реализуется в рамкахстратегий манипулирования ностальгическиминастроениями, которые отражают стремлениенаселения к стабильности и предсказуемостиобщественной жизни.

Задание 2. Составьтелогическую схему текста.

Факторы,вызывающие изменения климата

Антропогенноевоздействие на климат может бытьпреднамеренным, то есть сознательносовершаемым, и непреднамеренным, тоесть непроизвольным, связанным счеловеческой деятельностью, преследующейсовсем иные цели.

Природныефакторы воздействия на климат можноразбить на несколько групп: астрономические,геофизические, метеорологические.

Группа астрономических факторов включаетсветимость (радиацию) Солнца, положениеи движение Земли в Солнечной системе,наклон ее оси вращения к плоскостиорбиты и скорость вращения.

Это всевнешние климатообразующие факторы,связанные с влиянием на движение Землидругих тел Солнечной системы и определяющиеинсоляцию (облучение солнечной радиацией)и гравитационные воздействия (создающиеприливы-отливы и колебания в движенииЗемли по ее орбите и вокруг собственнойоси). Вполне возможно, что глобальныеколебания климата в далеком прошломнашей планеты были связаны с изменениемпараметров земной орбиты и наклоназемной оси. Этой точки зрения придерживаетсягруппа ученых – последователейюгославского астрофизика Миланковича.

Группагеофизических факторов связана сосвойствами Земли как планеты: ее размерамии массой, внутренними источниками тепла,собственными магнитными и гравитационнымиполями, особенностями земной поверхностии ее взаимодействия с атмосферой.

Влияниефакторов этой группы на значительномотрезке времени, в течение которогоповерхность нашей планеты сохраняетее современный вид, можно считатьстабильным. Однако в более отдаленномпрошлом оно могло существенно изменятьземной климат.

Достаточно указать наподвижность материков, изменения враспределении участков суши и морей,конфигурации и высоте горных хребтови т.п.

Наконец,группа метеорологических факторовохватывает основные характеристикиатмосферы и гидросферы, их массу ихимический состав.

в атмосферетермодинамически активных примесей,таких, как вода и углекислый газ, а такжеаэрозолей имеет решающее значение дляформирования земного климата, и колебанияих количества, возможно, являютсяпричиной колебаний климата нашей планетыкак в прошлом, так и в будущем.

(«Познаниепродолжается»)

Источник: https://studfile.net/preview/1872962/page:10/

Логическая схема и композиция научного текста

Работа с научным текстом: особенности заголовков, логическая схема текста

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Любое высказывание должно строиться на основе последовательного и доказательного мышления.

Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция,проблемное изложение и аналогия. В элементарном смысле дедукция(лат.

Deductio — выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам.

К дедуктивному методу изложения материала исследователь прибегает тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления.

Композиционно дедуктивное рассуждение состоит из трех этапов:

1) выдвигается тезис (от греч. Thesis – положение, истинность которого должна быть доказана), или гипотеза (от греч. Hipothesis – основание, предположение);

2) основная часть рассуждения – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат.

Argumentum) – логических доводов, служащих основанием доказательства: толкование тезиса, «доказательство от причины», «мнения авторитетов», «доказательство от противного», факторы и примеры, свидетельствующие об истинности или ложности тезиса, сравнения.

3) выводы и предложения.

Дедуктивный метод рассуждения активно применяется в научных дискуссиях, теоретических статьях по спорным научным вопросам, на семинарах в студенческой аудитории.

Индуктивный метод (лат. Inductio- наведение) – это движение мысли от частного к общему, или частных факторов к знанию общего правила, к обобщению.

По словам Аристотеля, «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Индуктивный метод движения мысли от факторов к обобщению активизирует мышление, воспитывает исследовательский подход к окружающим явлениям.

Следовательно, он является незаменимым способом научного стиля изложения. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делается на основании знания обо всех без исключения предметах и явлениях данного класса.

На практике, однако, индуктивный вывод о классе предметов не может быть сделан на этом основании, т.к. опыт всегда не закончен, практика всегда будет опережать всякую, даже самую лучшую теорию.

Композиционно индукция представляет собой следующее:

1) во вступлении не выдвигается тезис, гипотеза, хотя у исследователя может иметься некое предположение, не вполне ясное предчувствие открытия. Строгие условия научной логики предостерегают серьёзного учёного от поспешных выводов, поэтому во вступлении определяется цель предпринятого исследования;

2) в основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, делается анализ, сравнение и синтез полученного материала;

3) и, наконец, на основе этого могут быть сделаны выводы, установлена закономерность, определены свойства материала, выявлены признаки того или иного процесса и т.д.

Научные сообщения на конференциях, диссертационные исследования, монографии, отчеты о научно – исследовательской работе строятся по схеме индуктивного рассуждения.

Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности путём постановки в определенной последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно подойти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей. Этот метод имеет давнюю историю с «сократических бесед», с помощью искусно поставленных вопросов и ответов знаменитый мудрец приводил своих слушателей к истинному знанию. Общеметодологическая основа проблемного метода изложения материала деятельностный подход к формированию личности человека. Согласно ему, всякое развитие человека, в том числе и интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления, интеллектуальных трудностей. Самостоятельное мышление обычно начинается с проблемы, вопроса или противоречия, вовлекающего человека в процесс поиска истины.

Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного метода рассуждения.

Метод аналогии в изложении восходит к логической операции «умозаключение по аналогии». Его суть можно сформулировать следующим образом: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях.

Умозаключения по аналогии имеют вероятный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным средством наглядного объяснения тех или иных положений, поэтому особенно важно её применение в научно-учебной литературе.

Изложение по методу аналогии нельзя отождествлять с простым сравнением, хотя цель у них общая: наглядно представить то или иное положение. Но сравнения строятся на сходстве каких – либо предметов, явлений, а аналогия выступает как правило, не имея непосредственной связи с ними.

В аналогии важна не поверхностная схожесть, а глубокое родство явлений.

Рубрикация.

Рубрикацией называют членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации. Рубрикация является внешним выражением композиционной структуры текста. Степень сложности рубрикации зависит от содержания текста – его объема, тематики и назначения.

Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строчки каждой части текста. Словом «абзац» обозначается также часть текста между двумя такими отступами. Абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой.

Разделение текста на абзацы позволяет читателю делать небольшие остановки перед дальнейшим чтением, мысленно возвращаться к прочитанному.

Абзац может состоять из одного предложения, если этому предложению придается особое значение, последовательно раскрывающих сложную мысль. Но абзац всегда является внутренне замкнутой смысловой единицей.

Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией– цифровым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения составных частей текста. Нумерация подчеркивает необходимость самостоятельного рассмотрения каждого из нумеруемых элементов перечисления.

В настоящее время используются две системы нумерации. Одна, традиционная, строится на использовании знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв (в сочетании с абзацными отступами).

Другая допускает применение только арабских цифр, расположенных в определенном порядке.

При использовании знаков разных типов система цифрового и буквенного обозначения должна строиться по нисходящей:

А … Б … В … Г …

I … II … III … IV …

1 … 2 … 3 … 4 …

1) … 2) … 3) … 4) …

а) … б) … в) … г) …

Более крупные по сравнению с абзацами рубрики могут получать и словесные наименования – часть, раздел, глава, параграф (обозначается знаком §) и т.д., которые также нумеруются.

При разделении текста на рубрики важно учитывать, что:

1.1. Рубрики могут нумероваться лишь в том случае, если имеется, по крайней мере, два однородных элемента перечисления.

Неправильно: Правильно:

Авторемонтный завод №2 Авторемонтный завод №2

просит дополнительно просит выделить

выделить: мазут топочный – 20 т. дополнительно 20 т. мазута.

1.2. Однотипные средства нумерации (слова, цифры, буквы) могут применяться по отношению лишь к однотипным (по значению, по месту в структуре текста) частям.

Неправильно: Правильно:

Авторемонтный завод №2 Авторемонтный завод №2

просит дополнительно просит выделить 20 т.

а) мазут топочный – 20 т. топочного мазута, в том

б) в том числе в апреле – 10 т. числе в апреле 10т.

1.3. Комбинированные способы нумерации требуют строгого соблюдения правил пунктуации.

В настоящее время в научно-технических текстах, а также в служебных документах внедряется цифровая система нумерации. В ее основе лежат следующие правила:

1) каждая составная часть текста, соответствующая понятиям части, раздела, главы, параграфа, пункта, подпункта (исключая образцы) получает свой номер (номера обозначаются только арабскими цифрами, после каждой цифры ставится точка);

2) номер каждой составной части включает все номера соответствующих составных частей более высоких ступеней деления.

Таким образом, номера самых крупных частей текста (первая, высшая ступень деления) состоят из одной цифры. На второй ступени деления составные части получают номера из двух цифр, на третьей из трёх.

Важным средством рубрикации являются также заголовки и подзаголовки. Заглавие всегда является структурной частью текста.

Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику документа, а нередко и его основную идею.

Заголовок должен строго соответствовать содержанию документа (или его части), быть логически полноценным – не двузначным и непротиворечивым, по возможности кратким.

Виды вторичных текстов.

Для науки характерны следующие формы коммуникации: устная и письменная; для устной коммуникации характерны следующие жанры – доклад, лекция, дискуссия; для письменной коммуникации – план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат, статья, учебник, монография.

Для сферы научной информации выделяют следующие жанровые разновидности:

1) реферат – содержит развернутую информацию (по сравнению с аннотацией) о каком-либо тексте.

Композиционная структура реферата такова: она содержит описание (либо повествование) и умозаключение обобщающего характера.

Структура его является жёсткой, первая часть представляет собой аннотацию с обозначенными заранее темами, вторая его половина является собственно описанием текста, третья содержит заключение автора;

2) аннотация – это прямое, непосредственное описание какого-либо предмета.

По своему содержанию она вторична, всегда находится в отношениях прямой зависимости (монографии, статье, учебнику); её цель – «объективно информировать о каком-либо другом тексте», поэтому рассматривать её необходимо только в соотношении с ним. Композиционно аннотация представляет собой небольшой текст, тип которого носит чаще всего описательный характер;

3) рецензия – по коммуникационным особенностям данный жанр можно сблизить со статьёй, но по частным характеристикам рецензия существенно отличается от других жанров, т.к. цель – оценка значимости какого-либо текста или группы текстов.

В рецензии доминирует субъективная модальность, которая скрывается за такими видами объективной модальности, как «верно — неверно». Любое оценочное суждение рецензии чрезвычайно сдержанно по отношению к действительному отношению автора текста к сообщаемому.

Оно выражается с помощью специальных речевых клише, сформировавшихся в ходе научной дискуссии.

5. Композиционно – языковые особенности деловых бумаг.

Язык служебных документов имеет некоторые особенности:

а) резкое, в сравнении с другими языковыми стилями, сужение диапазона используемых речевых средств;

б) высокую степень повторяемости (частотность) отдельных языковых форм на определенных участках текстов документов. Рассмотрим эти особенности:

5.1 Необходимыми качествами документов являются полнота и своевременность информации, точность, лаконизм формулировок.

Основная задача составителя документа – предельно четко отразить сведения, имеющие (приобретающие) правовую силу.

Нейтральный тон изложения является нормой делового этикета. Личный, субъективный момент должен быть сведен к минимуму.

Поэтому за пределами деловой речи оказываются, например, формы, обладающие эмоционально-экспрессивной окрашенностью (существительные и прилагательные с суффиксами субъективной оценки, междометия).

Использование разговорных, просторечных, диалектных слов и фразеологических оборотов в деловой речи не допустимо. В документе может быть выражена просьба или благодарность, предъявлено требование (нередко в категоричной форме).

Однако в любом случае в первую очередь должны использоваться средства логической, а не эмоционально-экспрессивной оценки ситуации и фактов.

5.2 Другая важнейшая особенность деловой речи – высокая частотность отдельных языковых форм на определенных участках текстов документов. Например, абсолютное преобладание форм именительного падежа в элементах оформления документов, в текстах, построенных по принципу анкет или таблиц.

Тексты, в основе которых лежит «естественная» связная речь, разумеется, имеет более сложную грамматическую организацию.

причина этого явления сознательная установка на стандартизацию языка при отображении типовых ситуаций делового общения.

В документах не допускается:

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 2081 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-39977.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий