Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.

Орфографические и пунктуационные ошибки, часто допускаемые учащимися. Пути их устранения. Орфографический и пунктуационный минимум

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.

Орфографические и пунктуационные ошибки, часто допускаемые учащимися. Пути их устранения. Орфографический и пунктуационный минимум.

Вопрос об орфографическом и пунктуационном минимуме был и остается весьма волнующим и актуальным и, наверное, нерешенным.

Изучение природы русского правописания, психологические основы обучения ему, разработка методов и приемов формирования орфографического навыка, накопление практического опыта творчески работающих учителей, искания методистов дают возможность хотя бы условно определить объем требований, предъявляемых учащимся в отношении их орфографической и пунктуационной грамотности.

Если бы собственно теоретический материал (в первую очередь по грамматике) поддается известному ограничению (особенно путем обобщения и усовершенствования формулировок правил и определений), то о материале, подлежащем усвоению в качестве практических навыков, этого сказать с той же степенью приближения к цели нельзя, что подтверждают неоднократные попытки методистов и учителей, так или иначе, решить проблему. Основным препятствием для успеха было, как правило, укрепившееся в сознании представителей общественности и многих учителей убеждение в том, что школа должна дать все в области навыков, научить всему, что, например, подходит под понятие орфографической грамотности. По другому, более правильному мнению такая задача в её полном объеме неосуществима. История методики знает разнообразные проекты так называемых «орфографических минимумов».

«Минимумы» проф. М. В. Ушакова, Н.Н. Китаева и др., ограничивавшиеся всего несколькими сотнями слов (для всего курса средней школы), что явно недостаточно.

Современная методика предлагает все более активные методы и приемы обучения, приемы развития языкового чутья учащихся, комплексное изучение разных сторон языка.

Но не только объем и содержание предметов, но и самые методические приемы и виды упражнений в значительной мере регулируются возрастными возможностями учащихся.

От простого списывания в первом классе, через осложненное списывание и различные виды элементарных работ грамматико- стилистического характера на последующих этапах ученики постепенно переходят к изложениям и сочинениям довольно сложного типа в старших классах.

Не исключается обычно необходимость индивидуального подхода к учащимся. При этом имеется в виду как уровень подготовленности учащегося, так и его психологические особенности: воля, внимание, желание и т.п. В зависимости от качества и степени развития у учащихся этих особенностей меняется удельный вес различного рода тренировочных упражнений:

— в одних случаях увеличивается количество упражнений, рассчитанных на развитие орфографической зоркости и способности запомнить графический образ слова.

— 1 –

— в других большее значение приобретают упражнения, имеющие целью дисциплинировать волю и внимание учащимся, приучить их к самостоятельности.

«И все – таки она хорошая!» — так оценивает в одноименной книге известный лингвист М.В. Панов нашу русскую орфографию, которую порой называют трудной, непостижимой.

Орфография – как система единообразного письма, система, обязательная для всех, пользующихся тем или иным языком, является необходимым условием существования и развития духовной и материальной культуры данного народа. Всякий разнобой в письме, малограмотные написания, непривычные для глаза грамотного человека, затрудняют чтение написанного текста.

Конечно, овладеть искусством грамотного письма весьма тркдно, однако обучать ему необходимо.

Но «… обучайте правильному письму в пределах возможного, обучайте неослабно и основательно, обучайте с той самой минуты, когда «малые сии» берутся впервые за грифель или карандаш, но не поддавайтесь диктантомании и не увлекайтесь мечтой всех поголовно и чуть не в пеленках сделать грамотными. Иначе искусство писать, орудия для возможного широкого распространения просвещения, вы превратите в тормоз, задерживающий доступ к свету для значительного большинства стремящихся к нему», — писал Шереметьевский еще в конце прошлого века.

Следует различать грамотность в широком смысле слова и грамотность узкую, специальную в какой – либо одной области знания.

Грамотным в широком смысле слова считается человек, хорошо овладевший знаниями основ наук в пределах программы общеобразовательной школы (по всем предметам).

В пределах учебного предмета «русский язык» таким являются разнообразные навыки:

— орфографические;

— пунктуационные;

— речевые;

— навыки устных выступлений;

— выразительного чтения;

— умение пользоваться связной письменной речью.

Неоднократно делались попытки определить так называемый «минимум» правил правописания для обязательного изучения в школе. Но этот вопрос до сих пор остается нерешенным.

Можно назвать две основные причины:

— во- первых, трудность установления границы между

обязательным и необязательным изучением;

— во- вторых, боязнь порвать с традицией, расшатать

правописную дисциплину, подорвать сам авторитет орфографии.

— 2-

То есть трудности преодоления инерции в представлениях общества о том, что может являться действительной грамотностью человека.

В связи с этим возникает вопрос о критериях правописной грамотности, о том, кого же следует считать подлинно грамотным при самых высоких, но реальных и допустимых требованиях.

И, может быть, следует вспомнить справедливые слова академика Л.В.

Щербы о том, что следует различать грамотность абсолютную, которой владеет исключительно ограниченный круг специалисты, и относительную, которой практически владеют все образованные люди.

Замечено, что неграмотные учащиеся с возрастом могут начать писать правильно, у некоторых школьников грубые ошибки часто встречаются до определенного возраста, по достижении учащимися орфографической зрелости начинают исчезать, и ученик переходит из разряда орфографически – неграмотных в относительно грамотные. Из этого следует, что не надо преувеличивать значение отдельных ошибок допускаемых детьми младшего возраста, и спешить зачислять ученика в число неуспевающих, а тем более неспособных.

Орфографический навык относится психологами к числу сложных интеллектуальных навыков. Он не может полностью сформироваться у младших школьников. Нужна усиленная практика, необходим опыт грамотного письма, т.е.

целенаправленная тренировка усвоению орфографической нормы на протяжении определенного времени. Поэтому требуется внимательное отношение учителя к становлению орфографического навыка у каждого ребенка персонально.

Если в основу учебного процесса заложить принцип этапности и для каждого этапа наметить свою глобальную задачу, то материал становится легко обозримым.

Организация работы над ошибками.

Наиболее эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях.

При организации работы над ошибками можно использовать рекомендации Т.Г. Рамзаевой. А втор говорит о том, что цель исправления ошибки должна меняться от класса к классу и быть взаимосвязанной с уровнем овладения умением. Чем старше ученик, тем больше для самостоятельности в работе над ошибками.

С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально – дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся.

Например, учащиеся могут быть разделены на четыре группы. Для каждой группы может быть предложен свой способ исправления ошибок.

На протяжении обучения состав групп должен меняться в зависимости от качественных изменений показателей каждой группы, с целью развития самостоятельности учащихся в процессе работы над ошибками и исключения «привыкания» к однообразному способу исправления ошибки учителя.

— 3 –

№ группыХарактеристика группыСпособы исправления ошибок
Первая группаУчащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки, не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа её исправления.1. Обозначение на полях условным знаком (/, v) строчки, в которой находится ошибка.
Вторая группаУчащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают и исправляют их во время само- и взаимопроверки, не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка и обозначение на полях условным знаком (/, v).3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/, v).
Третья группаВключает учащихся, которые допускаю 3-5 ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.4. Зачеркивание и исправление ошибки.5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.
Четвертая группаДля учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы (в памятке по работе над ошибками).7. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.

— 4 —

По усмотрению учителя, с учетом требований образовательной программы, составляется памятка для ученика по работе над ошибками.

Памятка.

  1. Найди предполагаемую ошибку.

  2. Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.

  3. Если ошибка в окончании, пиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит, если в другой части слова, выпиши одно это слово. На месте буквы, которая выбрана неверно, оставь «окошко».

  4. Реши, на какое правило ошибка.

  5. Выполни нужные действия и вставь букву.

  6. Вернись к тексту, где была ошибка и исправь её.

Необходимо обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками, оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.

— 5 —

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/orfoghrafichieskiie-i-punktuatsionnyie-oshibki-chasto-dopuskaiemyie-uchashchimis.html

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, — важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

Объективными причинами о.о. являются:

— незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

— оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

— психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

— наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различ. три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками.

Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок.

В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ.

Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. На спец.уроке.

Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится.

Затем учащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшей индивидуальной работы. Запись слов производится в рабочих тетрадях. Столбиком. в словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся.

Остальная часть работы над ошибками проводится в тетради для контрольных диктантов. обязательно графически обозначать условия выбора орфограмм на месте допущенных ошибок.

Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

— учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;

— учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде, заключают их в рамку, подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм.

Т.о., рассредоточенно учитель поработает над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.

Дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся

Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок.

Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты — обучающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.

На основе индивидуальных учетных листов выполняются такие, например, упражнения: письмо по памяти трудных слов; образование разных форм слов, словосочетаний и предложений на основе трудных слов; составление индивидуальных алфавитных списков трудных слов из ряда отдельных словников (на определенном этапе — в конце изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года и т. д.).

Пунктуационная ошибка — это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над ней оч.важна.

Работе над ошибками на уроке — исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы — предшествует подготовка к ней учителя.

Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками.

Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.

Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

— исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

— включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.

Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм — типичных и частотных.

В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

— записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;

— намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;

— включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.

На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок.

В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей — сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей — исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.

Работа над пунктуационными ошибками — над их объяснением и закреплением нормы — переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 — в VIII-IX классах.

Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

— ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;

— предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.

ВОПРОС №18.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 37 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-821.html

Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.

Работа над пунктуационными ошибками в ранеевыполненных обучающих упражнениях совмещается с темойочередного урока и включается в его план как органическаячасть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

— исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

-включение учителем предложений, в которых были пунктуационныеошибки, в систему дидактического материала, подобранногоим для закрепления нового.

В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнегозадания предлагать отвечавшим в качестве дополнительногозадания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организацияработы обяжет учащихся систематически повторятьтрудный для них материал.

Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах.

Для работы над ошибками в контрольном диктантеотводится специальный урок.

В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией).

Во-вторых, для каждой отобранной нормы: -записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте; — намечается объяснение ошибок и составление схем предложений; — включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.

На специальном уроке работе над пунктуационнымиошибками (как и над орфографическими) отводится небольшаячасть времени для сообщения результатов и для исправленияи учета ошибок. В поурочный план включается следующийматериал: до раздачи тетрадей — сообщение общих результатовработы по пунктуации; после раздачи тетрадей — исправление индивидуальныхошибок учащимися и учет этих ошибок.

Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочныйплан включаются:- ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числесоставление схемы предложения;- предложения с данной нормой в качестве дидактического материаладля новой темы.

Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибкамиобеспечивает условия для длительной тренировки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1.В переносе слов;

2.На правила, которые не включены в школьную программу;

3.На еще не изученные правила;

4.В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5.В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1.В исключениях из правил;

2.В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3.В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4.В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5.В написании ы и и после приставок;

6.В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7.В собственных именах нерусского происхождения;

8.В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9.В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках.

Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_284800_metodika-raboti-nad-punktuatsionnimi-oshibkami-v-obuchayushchih-uprazhneniyah.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий