Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями: принципы, методы, организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

Конспекты по логопедии

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями: принципы, методы, организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

  1. Принципы и методы психолого – педагогической диагностики. Комплектование образовательных организаций для детей с нарушением речи.

Диагностика (обследование) – это важный этап системы социальной помощи ребенку с отклонением в развитии. От правильного решения зависит судьба самого ребенка, его дальнейший образовательный маршрут, поэтому при диагностике ребенка должна осуществляться стратегия сотрудничества, которая объединяет усилия нескольких специалистов.

Выделяют несколько видов диагностики:

  • Клиническая
  • Психологическая
  • Педагогическая

Задача каждого исследования установить истинные факты:

необходимо раскрыть особенности и причины того или иного процесса или явления: что, откуда взялось, степень проявления.

Зафиксировать и квалифицировать особенности в развитии ребенка, определить характер нарушения развития, степень его выраженности и структуру.

Установить, по возможности, ориентировочные сроки компенсации дефектного развития в условиях поддержки специального обучения и воспитания.

Определить, за счет каких сохранных функций возможна компенсация. Какие виды помощи и в каком количестве необходимы ребенку.

Определить наиболее продуктивный для ребенка тип обучения.

Принципы диагностики:

Принцип комплексного подхода к изучению человека, т.е. систематического и целостного исследования индивидуально-психологического его становления и развития.

Логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка.

Принцип единства диагностики и коррекции.

Принцип целостного изучения. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого — его личности, интеллекта и поведения.

Принцип личностного подхода — чрезвычайно важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами.

Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — в учебной.

Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. На этом принципе построена концепция Л. С.

Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития, определяемая задачами, которые ребенок решает самостоятельно, и зона ближайшего развития, определяемая задача ми, которые ребенок решает с помощью взрослого

Принцип каузальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Сложная структура дефекта, иерархия отношений между симптомами и их причинами определяют задачи и цели диагностики.

Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования

Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. Качество выводов должно опираться на тщательность и точность произведенных измерений, а в основе точности должна лежать качественная логичная диагностическая гипотеза.

Этические принципы: принцип этического обращения, принцип конфиденциальности, принцип соблюдения интересов, принцип не нанесения ущерба, принцип компетентности и беспристрастности.

В речевые дошкольные учреждения комплектуются следующие группы детей:

1 группа ФНР – с 5-6 лет, полиморфные нарушения звукопроизношения, срок обучения не более 6 мес. (15 чел в группе)

2 группа ФФНр – 5-6 лет, срок обучения – год, при наличии тяжелой речевой клиники (дизартрия, ринолалия) срок обучения может быть увеличен до 2 лет. (15 чел в группе)

3 группа ОНР – с 3 лет, на срок до 3-4 лет. ОНР 2 уровня с 4 лет на 3 года, ОНР 3 уровня с 4-5 лет на 2-3 года. (12 чел в группе)

4 группа Заикание – с 2 лет, т.к. первые фразы формируются к 2 годам, 2х летние на 1 года, 4х летние – на 2 года.

Комплектование школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Направления в речевые школы производятся органами народного образования на основании заключения ПМПК.

В речевые школы принимаются дети от 7 до 12 лет, не подлежат приему дети с олигофренией, со сниженным слухом, глухие и слабослышащие, с эпилепсией, с тяжелыми физическими дефектами, без навыков самообслуживания, с шизофренией, без речевых нарушений и дети с речевыми нарушениями, которые могут быть исправлены в условиях логопункта.

При речевой школе комплектуются 2 отделения: 1 – дети с ОНР, 2 – дети с заиканием тяжелой степени.

1 отделение – дети с системным нарушением речи, которое может быть обусловлено дизартрией, ринолалией, алалией, афазией, заиканием – продолжительность обучения 11 лет (с подготовительным классом) и 10 лет без подготовительного.

2 отделение – дети с заиканием, не имеющие лексико-грамматических расстройств. Подготовительного класса нет, продолжительность обучения 9 лет. Все выпускники получают неполное среднее образование.

Источник: https://infourok.ru/konspekti-po-logopedii-principi-i-metodi-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostiki-komplektovanie-obrazovatelnih-organizaciy-dlya-de-3032162.html

Значение педагогической диагностики в работе логопеда

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями: принципы, методы, организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

Горностаева Н. В. Значение педагогической диагностики в работе логопеда // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 436-438. — URL https://moluch.ru/archive/150/42440/ (дата обращения: 06.03.2020).



Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Психолого-педагогическая диагностика помогает наиболее эффективно выстраивать педагогический процесс, творчески подходить к воспитанию и обучению детей, обеспечивать условия для личностного развития каждого.

Используется она как для оценки актуального состояния ребенка, так и для выявления зоны ближайшего развития, которая дает представление о его потенциальных возможностях.

Результаты, полученные в ходе диагностической деятельности, помогут определить пути и методы воспитательно-образовательной работы педагогов в образовательном учреждение. Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны.

Процессам обучения и воспитания всегда должна предшествовать диагностика, поэтому одним из требований к педагогу на современном этапе является владение процедурой педагогического диагностирования. Педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.

У детей с нарушениями речи помимо речевых особенностей, имеется недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память, это выраженно в недостаточной устойчивости внимания, низко развитой способности к переключению, нарушены пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, слабая способность к запоминанию.

«Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи». [1]

Мышление также играет важнейшую роль в развитии речи, делая ее логичной, понятной, последовательной. А. А. Люблинская отмечает, что мышление выражено в языке, в словах, оно имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка.

Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Р. С. Немов об этом пишет: « функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков».

[2]

«Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями специалистов Института физиологии детей и подростков АПН РФ. Они установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту, то и речь не соответствует возрастным нормам. У таких детей пальчики малоподвижны, их движения недостаточны или несогласованы». [1]

Развитие невербальных и вербальных психических процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. На каждом этапе развития ребёнка во время выполнения «ведущего вида деятельности» развиваются неречевые психические функции, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие речи.

В это же время постоянное развитие речи влечет за собой развитие и неречевых психических функций (памяти, внимания, мышления), что порождает усложнение и изменение «ведущего вида деятельности».

Из этого следует, недостатки в развитии неречевых психических функций негативно отразятся на развитии речи, а недоразвитие речи препятствует нормальному развитию памяти, внимания и мышления.

Поэтому проводя диагностику, мы использовали методики, направленные не только на обследование речи, но и на обследование неречевых психических функций.

Наше исследование проводилось на базе МБДОУ г. Абакана «Центр развития ребёнка — детский сад «Василёк». В исследовании приняли участие 20 детей, воспитанники 2 младшей группы.

Для получения достоверных результатов необходим ряд условий: установление взаимопонимания и эмоционального контакта между педагогом и ребенком, поэтому следует проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком.

Работу с ребенком следует проводить через игру. На результаты исследования также будет влиять отсутствие интереса и мотивации к заданию. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку отдохнуть, заняться чем-то другим. Следует учитывать требуемое для проведения диагностики время.

В нашем эксперименте мы учли все выше перечисленное и создали соответствующие условия для его проведения.

Для изучения неречевых психических функций мы использовали методики Борисенко М. Г., Лукиной Н. А., Стребелевой Е. А., Лаврентьевой Т. В., Гаврилушкиной О. П.

Методики направлены на обследование зрительной и слуховой памяти; зрительно-пространственного, слухового и целостного восприятия; воображения; мышления; объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания.

Полученные результаты оценивались по 3 бальной шкале:

3 балла — Высокий уровень выполнения задания;

2 балла — Средний уровень выполнения задания;

1 балл — Низкий уровень выполнения задания.

В результате были получены следующие данные, представленные в таблице:

БаллыПамять (в%)Восприятие (в%)Воображение (в%)Внимание (в%)Мышление (в%)
№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10№ 11№ 12№ 13
1206075250256051545201050
260302515505035304545554040
3201006050255654010255010

Проведённое обследование показало, что у детей плохо развита слуховая память и слуховое восприятие, низкие балы были получены при обследовании концентрации, устойчивости и переключении внимания, а также при обследование объема зрительного внимания, задания на мышление, также оказались сложны для большинства детей.

Для обследования речи и моторики мы использовали тестовую методику Кабановой Т. В., Домниной О. В. Данная диагностика включает в себя: 140 проб для детей I уровня речевого развития.

Методика состоит из 9 заданий, каждое из которых направлено на исследование определённой стороны речи: понимание речи, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, связная речь, общая и мелкая моторика.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение проб методики, равно: для детей I уровня речевого развития — 160 баллов;

«Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение.

Если 160 баллов принять за 100 %, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 160.

Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности». [3]

1 степень успешности0–49 %
2 степень успешности50–64 %
3 степень успешности65–79 %
4 степень успешности80–100 %

Результаты, полученные в ходе диагностики, приведены в таблице:

Средний балл
Серия 1. Понимание речи28/33
Серия 2. Фонематическое восприятие2/4
Серия 2. Артикуляционная моторика3/5
Серия 2. Слоговая структура слов8/9
Серия 2. Звукопроизношение10/20
Серия 3. Грамматический строй речи15/24
Серия 4. Словарь и словообразование11/17
Серия 5. Связная речь22/25
Серия 6. Общая моторика11/14
Серия 6. Мелкая моторика3/9
Общий балл:114/16071.4 % (3 степень успешности)

Из таблицы мы видим, что низкое количество баллов дети набрали, выполняя пробы направленные на исследование фонематического восприятия, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, мелкой моторики. Нарушение звукопроизношения в этом возрасте может быть обусловлено физиологическими причинами.

В итоге 25 % детей получили 4 степень успешности, что соответствует норме, 55 % детей — 3 степень успешности, 10 % детей получили 2 степень успешности, и 10 % — 1 степень успешности.

Проведение ранней диагностики позволит в полной мере использовать возможности сензитивных периодов становления речи, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка, предупреждать возникновение вторичных нарушений и снизить социальную депривацию безречевого ребенка. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем психоречевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их преодоления.

Литература:

  1. Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Н. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. — Воронеж: Учитель, 2001. — 80 с.
  2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — 688 с.
  3. Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. — М.: ГНОМ и Д, 2008. — 104 с.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, артикуляционная моторика, успешность, серия, развитие ребенка, мышление, мелкая моторика, грамматический строй речи, балл, фонематическое восприятие.

Источник: https://moluch.ru/archive/150/42440/

Организация и содержание диагностической деятельности логопеда. Основные направления и этапы диагностики детей с речевыми нарушениями

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями: принципы, методы, организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

Тема № 4

 «Организация  и содержание  диагностической деятельности  логопеда»

План:

  1. Основные направления и этапы диагностики детей с речевыми нарушениями.
  2. Поэтапность логопедического обследования в условиях специального образовательного учреждения.
  3. Частные требования к организации  диагностической деятельности.

Схема!!!!

Схема: Этапы ППД

Диагностика  любых недостатков  в  развитии  должна  включать  три  этапа.

Первый  этап —  скрининговое (скрин – просеивать,  сортировать)  обследование.  На  этом  этапе  выявляются  дети  с наличием  у них  любого  рода речевых  нарушений  без  точной  квалификации   характера  и  глубины.

  Посещение  массовых  детских  садов,  начальных  классов  общеобразовательных  школ.

   Метод  быстрого  интервьюирования  /  беседы?  В течение   5 -15 минут  необходимо  так провести беседу,  чтобы  обнаружить  даже легкие недостатки речи  и  составить  предварительный  диагноз.

Второй этап —  дифференциальная  диагностика.   Цель  этого  этапа —  определить  тип  речевого  нарушения.   Вынести  психолого-педагогический  и клинико-педагогический диагнозы,  например ОНР,  заикание.

   По  результатам  этого этапа   определяется  направление  обучения  ребенка,  вид  и  программа  общеобразовательного  учреждения.   Группы  для  детей  с  ФФНР,  с  ОНР,  с заиканием,  с  НПОЗ.

  Этот  этап  осуществляется  деятельностью  ПМПК.

Третий  этап —  феноменологический.

  Его цель —   выявление  индивидуальных  особенностей проявления речевого нарушения   ребенка,   тех  характеристик  речевой  системы  (степень  речевых  расстройств),   познавательной  деятельности,  эмоционально-волевой  сферы,  работоспособности,  личности,   которые  помогут  квалифицированно  спланировать  индивидуальную  и  групповую  работу.   (Большую  роль здесь  играют  психолого-педагогические  консилиумы.   Центр.)

На  данном  этапе  происходит  развернутое  объемное,  привычное нам,  логопедическое  обследование.

Технология  проведения  логопедического обследования.  Это  обследование может  проводиться  на  2 и 3 этапе.

Выделяют 5 этапов:

1. Ориентировочный.

2. Диагностический.

3. Аналитический.

4. Прогностический.

5. Информирование  родителей.

1. Ориентировочный этап.

Задачи:

  • Сбор  анамнестических  данных;
  • Выяснение  запроса  родителей;
  • Выявление  предварительных  данных  об  индивидуально-типологических особенностях  ребенка.

Виды  деятельности:

  • Изучение  медицинской и педагогической  документации;
  • Изучение  работ  ребенка;
  • Беседа  с  родителями.

1. изучение медицинской  и  педагогической  документации  в  отсутствии  родителей.  При записи на  обследование обговаривается  перечень документов.

  • Мед.книжка + заключения специалистов, ЭЭГ и др. (Очаговые изменения – органический характер,  число Апгар обычно завышается – жизнестойкость плода).  Неточность и неполнота  данных – намечаются  вопросы.  Помните о врачебной  тайне.
  • Пед.документация – характеристика от воспитателя,  учителя,  психолога,  социального педагога и др.  + дневник.  С одной стороны – поведенческие  особенности ребенка,  с другой стороны – непонимание и неприятие ребенка педагогом,  что усиливает дезадаптацию ребенка.  Встаньте на сторону ребенка.

2. изучение  работ ребенка (рисунки,  школьные  тетради и дневник).

·  Рисунки и творческие  поделки  характеризуют  его  склонности,  уровень  сформированности  графо-моторных  навыков

·  Родителям  школьников следует  принести рабочие тетради  по русскому  (где  почерк  лучше и аккуратнее,  там выше  уровень внешнего контроля), для  контрольных работ (состояние  слухового восприятия).

Тетради  для  творческих  работ (изложения  и  сочинения) – дефекты  строения  текста,  ЛГНР, нарушение слоговой структуры.  Тетради по математике – недостаточность пространственных  представлений и как ребенок  ориентируется на  листе бумаги.

  Старших  школьников  просим принести  тетрадь по одному из учебных  предметов (химия,   история) —  ребенок  не  задумывается  над  грамотностью и можно  увидеть  максимальный  набор ошибок.

  Дневник  — и ошибки,  и манера  ведения  дневника  говорит о характере  ребенка,  об  особенностях  его учебной  деятельности,  а  также  поможет  выявить несформированность некоторых  психических  функций,  которые  обуславливают  наличие  дисграфии  или  дислексии.  Все  это  позволит  правильно  выстроить  беседу  с родителями.

3.  беседа  с родителями.   

Источник: http://kursoviki.org/work83434

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями: принципы, методы, организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС

Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс», 2014год

«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС».

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика».

Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ, Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

В основе логопедического обследованиялежат общие принципы и методы педагогической диагностики: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого.

Так что же такое логопедическое обследование?

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:

— изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

— выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

— определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта».

Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой,включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст.

2.Данные раннего развития:

а) общего (кратко);

б) речевого (подробно, по периодам).

3. Слух.

4. Зрение.

5. Интеллект.

6. Строение органов артикуляции, их подвижность.

7. Состояние общей моторики.

8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

9.Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.

10. Заключение.

Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.

Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.

Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.

Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.

Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).

Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем.

Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.

На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.

В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.

Н –р: Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.

Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника» — автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия». Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.

Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.

Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?»,или же картинки с вопросом: «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей, слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.

Полноценное понимание речи — необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи, мы ориентируется на то,как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов;

б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.);

в) фразы обиходного характера;

г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем:

а) словарь;

б) грамматический строй речи;

в) звукопроизношение;

г) фонематический слух;

д) слоговую структуру слова;

е) голос, его темп и плавность.

Анализируя ответы детей, определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов) и т. д.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов.

Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.

Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,

удобно дифференцированный по разделам и темам:

«Альбом по развитию речи» — автор Виктория Семеновна Володина;

«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения, слогового состава слов, лексико – грамматического строя и связной речи» — автор Наталья Николаевна Белавина.

«Альбома индивидуального обследования дошкольника» — автор Татьяна Александровна Ткаченко.

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования:

ввели анкету в процесс беседы с родителями;

для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;

на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-logopedicheskoe-obsledovanie-detei-s-narushenijami-rechi-v-uslovijah-vedenija-fgos.html

Глава 11. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда и психолога

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями: принципы, методы, организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

Психолого-педагогическоеобследованиепредставляет собой единый комплекс,включающий три достаточно самостоятельныхнаправления, каждое их которых имеетсвои специальные задачи: клиническое,психологическое, педагогическое.Конечной целью обследования являетсяопределение педагогических условий ииндивидуальных приемов и методов помощи,необходимой ребенку с тем или инымречевым расстройством.

Первым,как правило, осуществляетсяклиническоеобследование,направленное на то, чтобы построитьпредварительную гипотезу о видедизонтогенеза по данным клиническиподтвержденного анамнеза.

Детальныйанамнез является важной прогностическойчастью клинического обследования, присборе которого диагност получаетмножество значимых сведений о семье иврожденных аномалиях развития, опротекании беременности, болезнях итравмах первых лет жизни, об адаптациив детском ; саду (школе) и многое другое.

Обычноклиническое обследование включает:

-обследование терапевтас целью получить сведения о соматическомздоровье ребенка и на основании этихданных определить возможности организацииохранительного режима и лечебно-профилактическихмероприятий;

-обследование невропатолога,которое позволяет определить наличиенарушений центральной нервной системыи их характер. В случае выявленияорганических нарушений мозга помимокоррекционного педагогическоговоздействия проводится медикаментознаятерапия, тогда как при функциональныхрасстройствах применяется толькопедагогическое вмешательство;

-обследование невропатолога в случаеорганических нарушений дополняютобъективные данные (ЭЭГ, доплерография,РЭГ), полученные при нейрофизиологическомобследовании;

-при афазии необходимо проведениенейропсихологическогообследования, которое позволяет получитьсведения о состоянии высших психическихфункций.

Педагогическоеобследованиепроводит педагог с целью определитьуровень овладения ребенком учебныминавыками и степень освоения учебногоматериала в соответствии с программойобразовательного учреждения, в которомнаходится ребенок.

Диагностикапедагогического (коррекционного)процесса необходима:

-для оценки динамики развития ребенкаи прежде всего техпсихическиххарактеристик, на которые направленакоррекция, с тем чтобы достичь наилучшегорезультата;

-для организации оптимальных межличностныхвзаимодействий в диаде «ребенок —педагог» на основе определенияиндивидуально-типологических особенностейучащегося и учителя и характераскладывающихся между ними взаимоотношенийна протяжении курса логокоррекции;

-для анализа результатов педагогическоговоздействия, оказываемого всемипедагогами, в той или иной степениучаствующими в коррекционном процессе;для консультативной работы с родителямиребенка и для планирования дальнейшейработы на основании этих данных.

Психологическоеобследованиеведущий вид обследования. в задачикоторого входит получение сведений оличности, уровне умственного развитияи поведении ребенка. Результативностьпсихологического обследования и степеньобоснованности выводов в значительноймере зависят от адекватности выбранныхпсиходиагностических методик решаемымпсихолого-педагогическим задачам.

Диагностическаядеятельность психолога осуществляетсяв рамках психологической модели, цельюкоторой является оценка неречевойсимптоматики в структуре речевогодефекта и определение коррекционнойработы, направленной на обучение субъектаадаптивным формам поведения в условияхдефекта.

Диагностическаядеятельность логопеда направлена преждевсего на выявление и анализ проявленийнарушения речевого развития, определениепутей преодоления этих расстройств(см.: Лалаева Р. И., 2000).

Ворганизации обследования ребенкалогопедом и психологом есть многообщего, прежде всего в этапах егопроведения.

Этапыдиагностики:

1)ориентация в актуальных проблемахребенка, формулирование гипотезыисследования, определение средствдиагностики, планирование процедурыобследования;

2)проведение диагностики в соответствиис гипотезой, которую сформулировалспециалист;

3)анализ и интерпретация полученныхобъективных результатов, определениепрограммы коррекционных мероприятийв рамках осуществления индивидуальногообразовательного маршрута в соответствующемнарушению образовательном учреждении.

Процедурадиагностического обследованияначинается с плана в соответствии спредъявляемой проблемой, возрастомобследуемого и его актуальнымивозможностями.

Подготовкаобследования предполагает подборстимульного материала и конкретныхметодик в соответствии с поставленнойцелью.

Обследованиеречи обычно осуществляется логопедомс помощью различных нестандартизированныхметодик, тестовых заданий, к которым непредъявляются требования оценки повалидности, надежности и репрезентативности;к стандартизации условий проведенияобследования также не предъявляетсяобычно жестких требований. Примерныйперечень стимульного материала,используемого в логопедическомобследовании ребенка, предлагаетсяниже.

I.Материалдля исследования фонетической стороныречи:

1)предметные картинки, содержащие звукв разном положении в слове (в начале, всередине, в конце);

2)речевой материал (слова, словосочетания,предложения, тексты, содержащие различныезвуки).

II.Материалдля исследования фонематической стороныречи:

картинкии речевой материал для определенияспособности дифференцировать звуки попротивопоставлениям: звонкость —глухость, твердость — мягкость, свистящие— шипящие и т.д.).

III.Материалдля исследования лексики и грамматическогостроя речи:

1)предметные и сюжетные картинки полексическимтемам;

2)картинки с изображением действий;

3)картинки с изображением разногоколичества предметов (стул — стулья,шкаф — шкафы и т.д.);

4)картинки с изображением однородныхпредметов, отличающихся по какому-либопризнаку (величина, высота, ширина т.д.).

IV.Материалдля исследования состояния связнойречи:

1)сюжетные картинки;

2)серии сюжетных картин (2, 3, 4, 5) для разныхвозрастных групп.

V.Материалдля исследования языкового анализа исинтеза:

1)речевой материал (предложения, словаразличной звукослоговой структуры);

2)предметные и сюжетные картинки.

VI.Материалдля исследования состояния письменнойречи:

1)тексты для чтения (различной сложности);

2)слоговые таблицы;

3)буквы;

4)тексты диктантов и изложений;

5)печатные и рукописные тексты длясписывания. Что касается психолога, тоон, напротив, пользуется в обследованиитолько тем психологическим инструментарием,который соответствует всем критериям,предъявляемым к диагностическомуматериалу, прошел адаптацию на большойвыборке детей с подобными проблемами,причем имеются стандартизированныеданные об особенностяхих развития.

Источник: https://studfile.net/preview/2231305/page:41/

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями: принципы, методы, организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

Принципы ППД базируются на:

1. – сведениях об закономерностях психологических явлений общей психологии,

2. – знаниях о возрастных преобразованиях психики,

3. —  знании индивидуальных особенностях развития из дифференцированной психологии, об особенностях психосоматического здоровья из медицинской психологии,

4. – знаниях  из психопатологии, нейропсихологическая диагностика,

5. – на знаниях невропатологии,

6. —  на математической статистике.

ППД требует специальной организации. Цель реализации: описание в упорядоченном виде психологических различий между людьми и группами, объединениями по каким-либо признакам.

Столин главной целью ППД считает постановку психического диагноза (заключении о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик).

  Структура психодиагностической процедуры: констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка; о сознании возможных причин этого неблагополучия; анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной причине; сбор дополнительной информации (необходимо для проверки гипотезы); проверка предположения путем анализа всех совокупностей имеющихся данных. ,При оценке результатов ориентируются на возрастную норму.

Этапы психодиагностического процесса:

I.       – подготовительный этап. Включает определение целей и задач, подбор метод и их апробация.

II.       – установление положительного эмоционального контакта и формирование мотивации ребенка на выполнение заданий.

III.         —  предъявление инструкции.

IV.       – предъявление заданий, ведение протокола.

V.        Анализ результатов и интерпретация.

VI.       – постановка заключения и выводов.

Методы ППД: клинические – беседа, наблюдение и лабораторные – эксперимент, тест. Метод наблюдения – метод исследования, который заключается в систематическом целенаправленном фиксировании изучаемых явлений в естественных условиях.

Особенности наблюдения в психологии: фиксируется то, что интересует в большей степени психолога и причины, вызывающие эти явления.  Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, предварительно составляется программа наблюдения, где указываются цели наблюдения, гипотезы, пространственно-временная организация, стандартизация.

Способы записи наблюдения:  фотографическая запись, описательная,  таблично-графическая, цифровая ( символическая).

Метод тестов – система специально подобранных заданий.

Бывают — по виду: тест свойств личности и тест достижений; — по виду инструкции и способу применения: индивидуальные и групповые; — по степени проявления субъективизма: 1 — субъективные ( требуют качественной оценки и носят непрямой характер), проективные , н-р т.

Роршака (ассоциация чернильного пятна), рисунок семьи, автопортрет, проективное интервью. 2. – объективные(тест достижений). — В зависимости от представленности в тесте речевого компонента: вербальные и невербальные. — По формальной структуре: единичные и батареи тестов.

Требования к психодиагностическим средствам: репрезентативность (возможность инсталляции полученных результатов по данной выборке на всю совокупность), точность (нахождение тонких качественных различий в изучаемых явлениях, то есть градулированность шкалы), валидность (соответствие, пригодность), надежность ( постоянство показателей).

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь — чтение и письмо.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта — основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости.

Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего, логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Источник: https://students-library.com/library/read/54969-psihologo-pedagogiceskaa-i-logopediceskaa-diagnostika-detej-s-recevymi-naruseniami

Uchebnik-free
Добавить комментарий