Психологическую основу методики составляет

Психологические основы развития речи детей. Языковая компетентность (чувство языка)

Психологическую основу методики составляет

Психологическую основу развития речи составляет теория речевой деятельности. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя).

Психологи констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности.

Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира. Психологическая природа речи заключается в следующем:

— речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

— речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом;

— речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

— в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;

— слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. является носителем обобщения;

— процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Общепризнанно, что психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка с взрослым (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина).

В процессе овладения языком ребенок должен усвоить практически значение языковых знаков и их формальную внешнюю сторону: закономерности их организации и сочетания в языке.

В результате усвоения этих структур у ребенка формируется так называемое чувство языка или «языковая компетентность» — «приобретенные интуитивно знания небольшого количества правил, которые лежат в основе языка».

Уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников играет важную роль для качества речи.

Языковая компетенция (языковая способность)понимается как потенциал лингвистических (языковедческих) знаний человека, совокупность правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для целей коммуникации. языковой компетенции — это усвоение категорий и единиц языка и их функций, постижение закономерностей и правил функционирования языка.

Психологическая школа Л. С. Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности.

Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А. А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию.

Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

А. А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей.

Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений:

1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме,

2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении,

3) умение излагать свои мысли в письменной речи,

4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.

Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s49626t6.html

Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

Психологическую основу методики составляет

Тема 1. Изучение методики развития речи детей

Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания русского языка в начальной и средней школе.

Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирова­ние речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Она относится к прикладным наукам, посколь­ку решает практические задачи развития и воспитания де­тей.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целе­направленного педагогического воздействия. Она изучает за­кономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков ре­чевого общения у детей дошкольного возраста.

Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

Важнейшая роль в разработке теоретических основ ме­тодики принадлежит смежным наукам, объектами изуче­ния которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, ло­гика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные отрасли). Их данные позволяют оп­ределить, обосновать место и значение, принципы и за­дачи, содержание, методику работы с детьми.

Методологической основой методики развития речи яв­ляются положения материалистической философии о язы­ке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодей­ствия людей, о его связи с мышлением. Такой подход от­ражается в понимании процесса освоения языка как слож­ной человеческой деятельности, в ходе которой приобре­таются знания, формируются умения, развивается личность.

Язык — это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура. Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

Этим определяется важнейший принцип методики — овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой развития является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

Следующей методологически значимой для методики характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а, следовательно, и развитие личности.

Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду.

В методике обращается особое внима­ние на роль развивающей социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусмат­ривается с самого раннего возраста развитие речи как сред­ства общения, предлагаются приемы организации речево­го общения.

В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.

Третья методологическая характеристика языка касается его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным пла­нирование интеллектуальной деятельности. Язык — средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

Мышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности.

В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое — обобщенное — отражение действительности. Оба понятия образуют диалектическое единство, каждое имеет свою специфику.

Выявление взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить целенаправленные, точные приемы развития речи и мышления.

Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одно­временно развивает и мышление.

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окру­жающего мира. Язык — средство логического по­знания ребенка.

Естественнонаучную основу методики составляет учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы форми­рования речи.

Физиологической основой речи служат временные свя­зи, образующиеся в коре головного мозга в результате воз­действия на человека предметов и явлений действительно­сти и слов, которыми эти предметы и явления обознача­ются.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представля­ет собой активный, целеустремленный процесс, опосре­дованный языковой системой и обусловливаемый ситуаци­ей, процесс принятия и передачи сообщений» (И.А.Зимняя). Психологическая природа речи раскрыта А.Н.Леонтьевым (на основе обобщения Л.С.Выготским):

1) речь занимает центральное место в процессе психичес­кого развития, развитие речи внутренне связано с развити­ем мышления, сознания в целом;

2) речь имеет полифункционалъный характер: речи при­сущи коммуникативная функция (слово — средство обще­ния), индикативная (слово — средство указания на пред­мет) и интеллектуальная, сигнификативная (сло­во — носитель обобщения, понятия); все эти функции внут­ренне связаны друг с другом;

3) речь является полиморфной деятельностью, высту­пая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

4) в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, форму и ее семическую (семантическую, смысло­вую) сторону;

5) слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

6) процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных из­менений, скачков, т. е. это процесс действительного разви­тия, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функ­ции, стороны и связи слова.

Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятий­ной стороне языковых явлений, к языку как средству вы­ражения, формирования и существования мысли, к цело­стному развитию всех функций и форм речи.

Детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции; в результате формируются автоматизированные речевые навыки (произносителъные, лексические, грамматические). Но у детей следует формировать и коммуникативно-речевые умения.

Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.

Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей. Психологическая школа Л.С.Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего.

«Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности… Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А.А.Леонтьев).

Языковая способность — это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык— речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки — это «складывание речевых механизмов», а умение — это использование данных механизмов для различных целей.

Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер.

Следовательно, развивать языковую способность ребенка — значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение го­ворить, т. е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформле­нии, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изоб­ражении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Источник: https://poisk-ru.ru/s15164t9.html

Психологические основы методики преподавания

Психологическую основу методики составляет

ИНОСТРАННЫХЯЗЫКОВ В ШКОЛЕ

ПЛАН

I.Психологическиепринципы методики обучения ИЯ

II.Понятиеобщение”.

I.Психологическиепринципы методики обучения ИЯ

Принципмотивации основанна понимании мотива как по­бужденияк деятельности, связанного с удовлетворениемпотреб­ностей человека. Преподавателюважно знать мотивы, лежа­щие в основедеятельности учащихся, и уметь поддерживатьмотивацию обучения на достаточно высокомуровне.

Это дос­тигается за счетцелесообразной организации занятий, входе которой максимально учитываютсяинтересы учащихся, их воз­растныеособенности, а также мотивы обучения(познаватель­ные, профессиональныеи др.).

С этой целью важно организо­ватьэмоционально-положительное отношениеучащихся к са­мому процессу занятий,что во многом зависит от сложившихсяиндивидуально-личностных представленийучащихся, от пове­дения преподавателяна уроке, от приемов обучения, которы­мион пользуется (коллективные формыработы, ролевые игры, просмотрвидеофильмов), а также от той внутреннеймотива­ции, при которой деятельностьучащихся направлена: а) на изу­чениесодержания учебного предмета и овладениеэтим содер­жанием (познавательнаямотивация); б) на использование языкав профессиональных целях(предметно-функциональная мо­тивация);в) на просмотр фильмов, знакомство сдостоприме­чательностями (развлекательнаямотивация); г) на использова­ние языкас целью повышения образованности(учебная моти­вация) и др.

Различают внешнююи внутреннюю мотивации. Первая за­виситот окружающей среды (преподаватель,учебная группа, окружение). Втораяобусловлена значимостью информации остране, культуре, истории страныизучаемого языка, важнос­тью языкадля реализации потребностей. Преподавателюваж­но знать мотивы, которымируководствуются учащиеся, он дол­женстремиться поддерживать мотивациюучения на высоком уровне.

Принциппоэтапности в формировании речевыхнавыков и умений определяетдинамику изменения структуры речевойде­ятельности в процессе обучения.

Так как толкование принципа опираетсяна понятие деятельности, заимствованноеметодикой из психологии, то этообстоятельство позволяет рассматриватьпринцип в ряду психологических.

Исходныммоментом обуче­ния считаетсяприобретение знаний (формированиеязыковой базы и языковой компетенции),а его конечным результатом -развитиена основе знаний и речевых навыков иумений комму­никативной компетенции,средством формирования которой являютсяучебная (в ходе ее учащиеся овладеваютязыком и у них формируются механизмыречи) и неучебная деятельность (когдаречевая деятельность входит в другую,более широкую деятельность людей -познавательную, общественно-производ­ственнуюи др.). Здесь язык выступает в качествесредства об­щения для передачиразнообразной информации, выходя зарамки чисто учебной информации. Этообстоятельство послу­жило основаниемдля парадоксального, на первый взгляд,ут­верждения А.А. Леонтьева о том, что«…строго говоря, рече­вой деятельностикак таковой не существует. Есть лишьсисте­ма речевых действий, входящихв какую-либо деятельность -целикомтеоретическую, интеллектуальную иличастично прак­тическую» (Леонтьев,2001).

Приреализации принципа выделяют четыреэтапа, состав­ляющих основу формируемойречевой деятельности: ознакомительный(сообщениезнаний, введение речевого образца,грамматической модели, правила),стандартизирующий(фор­мированиеречевого навыка в результате выполненияязыко­вых упражнений), варьирующий(совершенствованиеречевого навыка и формирование речевыхумений с помощью речевых упражнений вситуациях учебного общения), творческий(раз­витиеречевых умений, перенос приобретенныхзнаний, навы­ков, умений в различныеситуации общения не только учебно­го,но и неучебного характера).

Принципучета индивидуально-психологическихособеннос­тей личности учащихсяпредполагаетнеобходимость учета в процессе обученияиндивидуальных особенностей учащихсяв целях максимальной индивидуализацииучебного процесса. Принято говорить отрех видах индивидуализации: личност­ной,субъектной, индивидной.

Приличностнойиндивидуализациив процессе занятий учитываются такиесвойства личности учащегося, как егомировоззрение, сфера желаний и интересов,эмоционально-чувственная сфера, а такжестатус в коллективе. Отбор про­блем,ситуаций для обсуждения на занятиях,текстов следу­ет проводить в соответствиис возрастными особенностями учащихся.

Субъектнаяиндивидуализацияучитывает свойства учени­ка каксубъекта деятельности. Ее цель — научитьучащихся наи­более экономным иэффективным приемам работы по овладе­ниюязыком.

Воснове индивиднойиндивидуализациилежит учет уровня памяти, мышления,восприятия учащихся, когнитивныхстра­тегий, которыми они пользуютсяв процессе обучения.

Важным показателеминдивидуально-психологическихосо­бенностей учащихся является ихспособность к обучению, т.е. восприимчивостьк усвоению новых знаний и способов ихсо­хранения.

Основными показателямиобучаемости являются темп продвиженияпо учебной программе, степень напряжен­ностипри этом, гибкость в переключении нановые способы и приемы работы.

Для тогочтобы получить представление обиндивидуально-психологическихособенностях учащихся, в методикеиспользуются специальные тесты.

Лучше учитыватьособенности этого принципа обученияпреподавателю позволит следованиеследующим правилам:

1) необходимоизучать учащихся, выявлять ихиндивиду­альные особенности, интересыи увлечения;

2) следует учитыватьовладение учебным материалом от­дельнымиучащимися, оказывать индивидуальнуюпомощь тем, кто в ней нуждается;

3) необходимопоощрять учащихся, успешно справляющих­сяс заданиями, поддерживать усилияотстающих и использо­вать преимуществаобучения в сотрудничестве.

Принципучета адаптационных процессов впервыебыл пред­ложен А.И. Сурыгиным (2000). Онбазируется на понимании адаптации какпроцесса приспособления человека кизменив­шимся условиям окружающейсреды и жизнедеятельности.

Можно говоритьоб адаптации физиологической(процесспри­способления организма человекак изменению условий жизне­деятельности),социально-психологической(процессприспособ­ления психики человека кновым условиям жизнедеятельнос­ти),академической(процессприспособления учащихся к условиямновой для них педагогической системы).

Результатымногочисленных исследований, проводимыхв форме различных опросов и анкетирований,дают представле­ние о трудностях, скоторыми сталкиваются учащиеся припе­реходе на более высокую ступеньобразования (из школьной в вузовскую).

Учет принципаадаптационных процессов предполагает:

1) знание преподавателемособенностей процесса адаптации, чтодолжно находить отражение в индивидуальномподходе к каждому учащемуся, в планированииучебного процесса. Созда­ниеблагоприятного психологического климатав группе, под­держание мотивацииобучения на высоком уровне способству­ютвозможно более быстрому преодолениютрудностей, связан­ных с пребываниемучащегося в новой учебной среде;

2) использованиеспециальных средств и методовпедаго­гического воздействия с цельюповышения эффективности про­цессаадаптации и сокращения его сроков;

3) организациюсистемы воспитательной и внеаудиторнойработы, направленной на преодолениеотрицательного воздействия, связанногос периодом адаптации, и стимулирующейпоисковую активность учащихся всоциальной сфере.

У методики существуеттесная связь с психологией ( как наука, психология изучает отдельные фактыпсихической жизни человека, выявляетзакономерности их развития, раскрываетмеханизмы, лежащие в их основе. Предметомизучения психологии является изучениепсихики.

) Объектом приложения сил М.являются учащиеся. Для М. важно знать , как происходит усвоение языка иречевого. материала, как уч-ся реагируютна те или иные приемы обучения, каковызакономерности усвоения 2-го или 3-гоязыка.

На эти вопросы дает ответыпсихология и порожденная ею наука -психолингвистика

( раздел науки,изучающей процесс речи с точки зренияее порождения и приема ) Из психологииметодика обучения ИЯ черпает сведенияо процессе усвоения ИЯ, о работе памяти, об особенностях формирования навыкови умений и пр. Психолингвистика позволяетлучше понять механизмы порождения и распознавания речи.

Источник: https://studfile.net/preview/1621708/

Тема 1.2. Методы психологии — Учебный курс

Психологическую основу методики составляет

                                                                                                                                                        Метод важнее открытия,

                                                                                                                                                         ибо правильный метод исследования

                                                                                                                                                        приведет к новым, еще более ценным открытиям

Л.Л.Ландау

Психология– это наука и практика. Методы психологии,первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем кпсихологу-практику, и служит целям диагностики, развития и коррекции,психопрофилактики и т.п.

Методы научных исследованийэто те приемы и средства, с помощью которых ученыеполучают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорийи выработки практических рекомендаций.

Метод путь, способ познания современной науки.

Метод– это способ достижения какой-тоцели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций,практическое или теоретическое освоение действительности.

Основныеметоды получения фактов в психологии:

·  наблюдение

·  эксперимент.

Вспомогательныеметоды:

·  беседа,

·  анкетирование,

·  тесты,

·  самонаблюдение,

·  анализ продуктовтворческой деятельности,

·  социометрия и другие.

Наблюдение –  исследованиеопределенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление егоинвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений,результаты которого фиксируются наблюдателем.

Особенностью научного наблюдения, в отличие отпростого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность(осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность(наблюдаются определенные особенности поведения и деятельности), планомерность(проведение в соответствии с определенном планом) и систематичность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой —житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневнойпрактике.

Различаютследующие виды наблюдения:

-срез(кратковременное наблюдение),

-лонгитюдинальное (длинное, иногда втечение ряда лет),

-сплошное(проводится за всеми психическими процессами, свойствами и качествами данногочеловека),

-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойствомили состоянием),

-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членомисследуемой группы),

-внешнее (наблюдение со стороны),

-внутреннее (самонаблюдение),

-свободное ( не имеет заранее установленных рамок, программы,процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, егохарактер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя ) ,

-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того,что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)

-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в томпроцессе, который он изучает).

Процедура наблюдения складывается изследующих процессов:

1)определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2)выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

З)выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболееобеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4)выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5)обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

«+»:доступность, дешевизна средств; не искажаетестественного протекания псих. процессов; богатство собираемых сведений.

«-»: большие затраты времени, невозможность повторногонаблюдения тождественных факторов, трудность установления причины явления,трудность статистической обработки.

Иногда наблюдение входит составной частьюи в два других метода — беседу и эксперимент.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельностьиспытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологическийфакт.

Виды экспериментов:

1.ЛабораторныйЭ., он протекает в специальныхусловиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемогоопределяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя доконца истинного смысла эксперимента может не знать.

«+»:Эксперимент (лабораторный) может проводитьсямногократно.

«-» — испытуемый ведет себя недостаточно естественно,некоторая искусственность Э..

Этот метод используется с тех пор, как в 1879 году вГермании была открыта первая в мире психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). Ранее использовалсятолько метод интроспекции (самонаблюдения).

2.ЕстественныйЭ., (В 1911г.  русский ученый Лазурский Александр Федорович предложил метод психологическогоизучения личности в привычных условиях ее деятельности)- Естественный Э. Этотвид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, впсихологии управления. Естественный Э.

проводят в естественных условияхжизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводитсяэксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытойфотокамерой).

Естественные эксперименты позволяют выявлять более достовернуюинформацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют своюестественность и скрытность от испытуемых.

3.Психолого-педагогическийЭ. –сущность эксперимента состоитв том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе егообучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психическихособенностей, которые являются предметом изучения.

Психолого-педагогическийЭ. чаще состоит из 3-х:

1.констатирующий: направлен на установление и фактического состояния иуровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения Э.Проведение диагностик.

2.формирующий: активное формирование изучаемого свойства (согласногипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения ивоспитания.

3. контрольный:проверка эффективности проведенной работы, анализ и сравнение результатов.Используются те же диагностики, что и в констатирующем Э.

Вспомогательныеметоды:

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемогосведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологическиеявления (сбор фактов о психических явлениях).

Виды бесед:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются встрого определенном порядке.

Свободная – уэкспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы,определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Для получения надежных данных в беседе используютсяразные типы вопросов:

— открытые («Ты любишь читать книги?»)

— косвенные («Что ты обычно делаешь в свободноевремя?»)

-проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешьделать что хочешь. Чем бы ты занялся?») 

Требованияк беседе:

1).непринужденность

2).нельзяпревращать беседу в опрос

3).установлениеличного контакта исследователя с обследуемым человеком (создание дружественнойобстановки)

4).тщательнопродумать беседу (представить ее в форме конкретного плана, задач)

Психологу принадлежит активная роль в организации ипроведении беседы, он должен добиваться, чтобы каждый как можно полнее ипонятнее отвечал на поставленные вопросы.

Материал, который в результате получает психолог,нуждается в самом строгом критическом анализе.

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчетаиспытуемых по специально составленным программам.

При использовании этогометода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов иправильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты,тщательная количественная и качественная обработка полученного материала,правильное использование статических методов обработки материалов.

«+» в том, что здесь имеется возможность получить большойпо объему материал, достоверность которого определяется «законом большихчисел».

«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализданных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью иповедением испытуемых.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемыхзадание, по результатам которого определяется наличие и уровень развитияразличных качеств человека.

Тесты предназначены для того, чтобы установить наличиеили отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или другихиспытуемых.

Тесты:

-всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемыйсоответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различныхиспытуемых).

-предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся уних психологических особенностей.

Приступая к интерпретации, следует помнить, что тесты,как правило, разовые испытания, что они позволяют провести срез, зафиксироватьто, что есть в данный момент.

На основе результатов теста нельзя строитьпрогнозы, предсказывать возможность, степень успешности последовательногопсихического развития.

Можно получить точную количественную или качественнуюхарактеристику изучаемого явления: математическая обработка данных.

Методсоциометрического исследования –исследование межличностных отношений в группе с целью определения структурывзаимоотношений и психологической совместимости (разработан амер.психологом  Морено, переработанЯ.

Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной, получивназвание  «Игра секрет»). Эта методикаиспользуется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностныхотношений в группе сверстников.

Детям задают ряд вопросов, например, «С кем бы ты хотелиграть?», «Кого бы ты пригласил на свой день Рождения?» и т.д. или предлагаютсделать «выбор в действии», т.е.по секрету подарить какую-либо вещь (картинки,игрушки и т.п.) тому ребенку из группы, которому они хотят.

Ответы детейоформляют в специальную таблицу – социограмму. Она показывает тех детей,которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимностьвыборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет.

Выявляются следующиекатегории: «звезды»-лидеры, популярные, отверженные.

Психологическийанализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как ихумения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объемзнаний.

Очень важно изучать не только продукты деятельности, нои процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенностичеловека проявляется более ярко.

К продуктам деятельности относятся: сочинения детей,рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.

Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя.Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого,особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение впонимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу.

В них отражаетсяособенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки даютвозможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка.

Цветоваягамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить оего отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенокрисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы старатьсяих рисовать»).

Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровнесформированности или несформированности навыков и умений ребенка.

ВЫВОД: Толькокомплексное использование различных методов исследования может дать полное,объективное представление о психических особенностях ребенка.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки,поэтому для полного понимания психического развития ребенка они должныиспользоваться в тесном взаимоконтакте.

Только в этом случае можно получитьполную и объективную оценку развития личности.

Источник: https://www.sites.google.com/site/majyasopova/razdel-obsaa-psihologia/tema-1-2

Uchebnik-free
Добавить комментарий