Психологическая профессиография. Ее виды и назначение.

Понятие и сущность профессиографии, предмет, объект, метод, этапы разработки профессиограммы

Психологическая профессиография. Ее виды и назначение.

Лекция 1. Профессиография как комплексный метод анализа профессиональной деятельности в УП

Вопросы:

1. Понятие и сущность профессиографии, предмет, объект, метод,этапы разработки профессиограммы.

2. Развитие понятия «профессиография»

3. Метод профессиографии

4. Виды профессиограмм и основы их составления

Понятие и сущность профессиографии, предмет, объект, метод, этапы разработки профессиограммы.

Термин “профессиография”(от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму.

Профессиография служит и предпосылкой любой работы по психологии данного конкретного труда и, вместе с тем, завершением всех работ по его возможно более разностороннему изучению.

Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда.

Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой.

Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количесвтенной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой дея­тельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных.

Такой комп­лексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией.

Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характери­стик деятельности.

Профессиография –комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристк профессии.

Профессиограмма– описание различных объективных характеристик профессии.

Психограмма –описание психологических характеристик деятельности. Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.

Профессиограмма — это описание профессии и ее специальностей с точки зрения :

— социально-экономических,

— производственно-технических,

— санитарно-гигиенических,

— психологических и

— других особенностей *.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персо­нала, показатели результативности труда и т. д.);

— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков инфор­мации, анализ ошибок и т. д.);

— средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управ­ления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);

— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);

— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);

— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, ком­муникативные особенности и т. д.);

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;

2) комплексность изучения;

3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);

4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характери­стик деятельности);

5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);

6) использование качественно-количественных методов.

Профессиография (описание профессии) представляет возможности для выявления и описания требований

— не только профессии и специальности, но

— и группы рабочих мест

— и даже отдельного рабочего места.

Целесообразность и рамки использования такого трудоемкого метода определяются с учетом ожидаемых результатов по:

— затратам

— важности.

Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности анализ

— содержания труда,

— аттестация

— рационализация рабочих мест.

Основные этапы разработки профессиограммы:

1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.

2. Анализ, систематизация, синтез информации.

3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм:

— физиологической,

— санитарно-гигиенической,

— психологической,

— социологической,

— экономической,

— правовой.

4. Обобщение частных профессиограмм.

5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.

6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для:

a) профориентации и консультации;

b) оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;

c) повышения безопасности труда, надежности персонала;

d) стабилизации кадров;

e) решения социально-психологических вопросов коллектива;

f) повышения качества труда.

*Чернышев В. Н., Двинин А. П. Человек в энергетике. — СПб.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1993. С. 18-27.

Источник: https://poisk-ru.ru/s19646t11.html

Психологическая профессиография: методы и использование

Психологическая профессиография. Ее виды и назначение.
14 янв 2011

В современном производственном коллективе, независимо от формы собственности предприятия (фирмы), на трудовую деятельность влияет множество различных факторов. В связи с этим в профессиографии работу трактуют как комплексное понятие, содержание которого включает многие элементы и предпосылки, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Психологическая профессиография — это весь комплекс способов и технических средств, с помощью которых определяют все творческие факторы, влияющие на специалиста, кроме психических.

Такими факторами могут быть некоторые физиологические, социальные, организационные, технические, экономические и др.

, которые прямо или косвенно влияют на трудовую деятельность и производительность труда человека.

Профессиография — это способ определения задач, определение способностей, знаний, умений и ответственности, необходимых работнику для успешного выполнения определенной работы или осуществления деятельности. Профессиография крайне необходима для подбора кадров, особенно в специальностях, требующих особых личных качеств.

Психологическая профессиограмма, отражающая только физиологические, санитарно-гигиенические, социологические или технологически-экономические показатели, является личной.

Профессиограмма, содержащая результаты профессиографии всех дисциплин эргономики и соответствующих специальных дисциплин (техника, организация, экономика), является комплексной.

В зависимости от назначения, профессиограммы подразделяются на универсальные и специальные. Универсальная профессиограмма имеет много целей. Это и сведения о самом труде, его характеристика для всех видов работ.

Специальная профессиограмма предусматривает узкоспециализированный отбор важнейших характеристик, которые необходимы для решения конкретной задачи, для достижения конкретной цели. Например, для рационализации, оптимизации работы; профилактики травматизма и профзаболеваний; в расстановке кадров, повышении квалификации сотрудников; оплате труда, выделении поощрительных фондов (премий).

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕСИОГРАФИИ

Методы, способы, техника, используемые в психологической профессиографии, можно разделить на следующие основные группы:

1. Описательные (дескрипторные, фактографические) методы. Включают аналитический способ и дескрипторную технику, с помощью которых собирают сведения о работе. Простейшим методом является анализ и описание работы по подробной профессиографической схеме.

Психолог получает сведения или путем непосредственного наблюдения, или путем обработки уже имеющейся информации. В случае необходимости он должен консультироваться со специалистами по специфике работы.

В таком случае можно прибегнуть и к вопроснику для работников-исполнителей или специалистов управления.

Часть работ из описательного метода должны составлять измерения, которые проводятся непосредственно во время производственного процесса на рабочем месте. Обязательными считают измерения затрат времени и движений. При необходимости измеряют и оценивают факторы производственной среды: освещение, температура, шум, вибрация, опыление, загазованность и т.п.

В группу описательных принадлежат также аналитико-дескрипторные методы выражения процесса труда в виде алгоритмов или так называемых органиграммы (диаграммы последовательности) работы. Они дают возможность проследить за динамикой труда и изменением требований к выполнению операций на определенных этапах производственного процесса.

2. Активные методы изучения труда. Эти методы дают более надежные сведения и предусматривают обязательное присутствие психолога на рабочем месте во время изучения определенной проблематики.

3. Экспериментальные методы. Здесь предусмотрены специальные лабораторные исследования, где можно моделировать производственные операции, воспроизводить условия труда и влияние среды.

Во время таких экспериментов определяется разница в производительности труда рабочих (бригад, поточных линий, цехов, участков) одной и той же профессии, выполняющих одну и ту же работу разными способами и с разными конечными результатами.

Необходимо отметить, что такие эксперименты проводятся с согласия и при добровольном участии рабочих, что иногда связано с определенными трудностями.

4. Специальные методы, техника и способы используются для получения частичных или односторонних сведений о труде.

Это метод анализа критических ситуаций, цель которого — с помощью различных способов обнаружить и на основании соответствующих критериев оценить основные моменты, события и обстоятельства, которые могут способствовать успешному преодолению критической ситуации (например, если они были причиной ее возникновения). Этот метод основан на сборе данных о поведении людей в определенных сложных обстоятельствах.

К профессиографическому методу принадлежит дифференциальная психологическая диагностика перспективных и неперспективных работников. Этот метод включен в экспериментальные методы профессиографии.

Он позволяет установить специфические требования определенного вида работы к возможностям и способностям человека, определить, какие из них обусловливают надлежащее выполнение той или иной работы.

При наличии и методов, и способов психологическая диагностика располагает весьма ограниченными средствами и приемами. Это тесты, вопросники, реакция на выполнение определенных действий. Для них характерна высокая релиабильность и валидность.

Особая проблема заключается в установлении критериев степени успешности или неуспешности в работе. Поэтому психодиагностику можно рассматривать лишь как вспомогательный метод профессиографии.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОГРАММ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Важнейшие случаи применения разработанных для специальных целей профессиограмм:

а) профессиограммы, направленные на оптимизацию работы. Привлекают внимание к повышенной производственной нагрузке, неприемлемых производственных условий, нерациональной организации производства и труда, неудобной конструкции оборудования и машин, к моментам, отвлекающих от работы, к вредному воздействию производственной среды, причин несчастных случаев;

б) профессиограммы для расстановки кадров и психологического отбора сотрудников — содержат перечень особенностей работы и обусловленных ими требований к состоянию психики, способностей, особенностей и направленности личности. Должны описывать такие характеристики работы, которые позитивно или негативно влияют на психику и эффективность работы человека;

в) профессиограммы для организации профессионального обучения показывают, от каких именно способностей, особенностей и какого умения зависят успех и эффективность обучения;

г) профессиограммы для повышения уровня безопасности труда акцентируют внимание на недостатках в обеспечении техники безопасности и гигиены труда;

д) профессиограммы для оптимизации организации труда и кооперации — перечень объективных и субъективных факторов, которые влияют на мотивацию труда или отношения между людьми и могут осложнить обстановку на рабочем месте или в производственном коллективе (например, недисциплинированность, конфликты среди персонала).

е) профессиограммы для нормирования и оценки труда. Предусмотрена классификация видов и степеней нейропсихических нагрузок, характеристика ответственности и опасности работы, комплекс трудностей, связанных с ее выполнением.

Источник: https://www.naim.ru/reviews/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F--%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B8-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B50063.html

Психологическая профессиография. Ее виды и назначение

Психологическая профессиография. Ее виды и назначение.

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” — постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” — пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат — профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук — профессиологии и психологии труда.

Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом — профессиограммой.

В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).

Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации.

Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.

Маркс) — целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда — в их целостности, качественной и количественной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации: По цели составления

Информационная — предназначена для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии — предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.

Диагностическая — производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др.

— обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников

1. Общая характеристика профессии — история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда

2. и объем профессионального поля (профессиональное поле — совокупность трудовых действий, входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) — характеристика профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации — уровень профессионального образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации

4. Профессиональная мобильность работника — широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности смены специальности и профессии

5. Оценка перспективности профессии — профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность работника, профессиональное самосовершенствование и карьера

Методологическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

1. деятельности субъекта труда — виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы, эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности

2. Условия труда — санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

Образовательно-ориентированное профессиографирование, проспетированное профессиографирование

1. Паспорт профессии — тип профессии и ее отраслевая принадлежность; уровень образования и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии; социально-профессиональные ограничения

2. Подготовка кадров — форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального роста и карьеры

3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления — функции, конкретные виды деятельности, типовые профессиональные задачи, профессиональные умения

4. Проспектированная профессиограмма на каждой стадии профессионального становления

Ведущая деятельность, основные подструктуры субъекта деятельности — профессиональная направленность, профессиональная компетентность, ПВК, профессионально значимые психофизиологические свойства, — психологическая характеристика каждой подструктуры личности

5. Санитарно-гигиенические условия труда — режим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания. По мере общности:

Общая — описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.

Групповая — исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.

Монографическая — описывает одну определенную профессию, что, на мой взгляд, наиболее интересно и применимо в рамках моей области исследования.

Изучение поведения, его внешней картины естественно переходит в изучение внутренних его психологических механизмов — внутренней картины труда, т.е. то, что составляет содержание сознания субъекта труда, работающего человека. Во внутреннем плане трудовая деятельность есть множество задач, решаемых, как правило, последовательно, в соответствии с выбранными или воспринятыми приоритетами.

ВКТ — это процесс непрерывного отражения в сознании меняющейся обстановка, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций. В формировании ВКТ участвуют все психические процессы — познавательно — преобразовательные, эмоциональные и волевые.

Следовательно, профессиографическое описание — это попытка отразить как внутреннею, так и внешнею картину труда, описание всех субъективных и объективных характеристик труда. Сопоставление внутренней и внешней картин труда происходит в психограмме, которая является основной частью профессиограммы.

Иногда под психограммой понимается графическое соотнесение технологических операций и необходимых для их осуществления психологических качеств профессионала.

Внешняя картина труда разбита на три основных блока, внутренняя представлена как структура психики человека — от психических процессов до свойств личности.

Источник: https://students-library.com/library/read/98747-psihologiceskaa-professiografia-ee-vidy-i-naznacenie

Понятие профессиограммы и ее виды

Психологическая профессиография. Ее виды и назначение.

Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи (теоретические или прикладные) оно не решало, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:

  • информационные (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес);
  • ориентировочно-диагностические (используются для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности);
  • конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала);
  • методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы);
  • диагностические, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы и структуре профессиограмм:
1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой) раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а ее обобщенные нормативные показатели и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные и психологические характеристики труда, что позволяет в итоге выделять ПВК, необходимые для решения поставленных задач.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу) содержит:

  1. описание внешней картины труда, трудовое поведение: «фотография» рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;
  2. внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

Заслуживает внимания «модульный подход» в профессиографировании, разработанный В.Е. Гавриловым: психологический модуль — это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля:

  1. объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и приборов — это левая часть модуля);
  2. психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — это правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

Развивая идеи «модульного подхода», А.К. Маркова предлагает оригинальный «заданно-личностный модульный подход» к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач).

«Модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности».

В состав модуля входят, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять:

  1. приоритетные, ключевые, стержневые профессиональные задачи;
  2. производные, вспомогательные задачи.

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:

  • четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
  • не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;
  • демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
  • показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
  • направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
  • выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-professiogrammy-i-ee-vidy-450.htm

3.1. Виды профессиограмм

Психологическая профессиография. Ее виды и назначение.

Лекция3 Основы профессиографии

Большинствоисследований в психофизиологии ипсихологии труда, инженерной психологии,эргономике начинаются с изуче­нияконкретной деятельности. Для этогоиспользуется специаль­наятехнология, называемая профессиографией.Сущность этой технологиизаключается в составлении разностороннейхаракте­ристикиконкретной профессии.

Профессиография(отлат.

professio— официальноуказан­ноезанятие и grapho—пишу) — специальная технология изу­ченияпрофессиональной деятельности,направленная на вы­явлениеее содержательных и структурныхособенностей; уста­новлениевсего многообразия взаимоотношенийличности спе­циалистас предметами, средствами и продуктамитруда, с окружающимилюдьми; раскрытие присущего работникунапря­жения различных психическихфункций. Итогом этой техноло­гиистановится составление профессиограммы(описание объективныххарактеристик профессии, функций ипроцессов трудовойдеятельности). На основании этого анализаформи­руетсяполная совокупность характеристикпрофессии и требо­ваний к человекукак к субъекту соответствующейпрофессиональнойдеятельности, которая находит своеотражение в так называемой«психограмме» (система профессиональноважных свойстви качеств субъекта труда).

Впсихограмме, которая является неотъемлемойсоставной ча­стью профессиограммы,отражаются взаимосвязи между необхо­димымидля успешного профессионального трудапсихологиче­скимисвойствами и качествами, а также степеньих устойчиво­сти,указываются возможности формированиякаждого из них, атакже нормативные показателипрофессиональной пригодно­сти.

Составлениепрофессиограмм используется для решенияряда практическихзадач:

  • профессиональной ориентации и консультирования;
  • проведения профессионального психологического отбора;
  • организации профессионального обучения;
  • аттестации и выдвижения резерва кадров;
  • создания банка психологических характеристик профессий;
  • оптимизации функционального состояния работника, снижения проявлений утомления;
  • повышения надежности функционирования человека в трудовой деятельности, повышения безопасности труда и др.;
  • эргономического проектирования сложных технических человеко-машинных комплексов.

Некоторыеиз многочисленных схем составленияпрофессиограмм(Н. Д. Левитов) представлены в Приложении1 к главе 4.

Взависимости от целей изучения деятельностивыделяются схе­мысистемной, частной, комплексной испециальной профессиографии.

Системнаяпрофессиография кактехнология психологиче­ского изучениясубъекта труда впервые описанаЕ.М.Ивановой. Это технология наиболееполного и всестороннего описанияха­рактеристик труда, основанного насистемном подходе.

К таким характеристикамотносят (Е. А.

Климов) следующие классывзаи­моотношений:субъектно-объектные (взаимодействиеработника исредств и орудий труда), субъектно-субъектные(взаимодействие междусамими работниками), а также характеристикиконкретно­го вида деятельности.

Объекттруда— этоконкретный трудовой процесс, норма­тивнозаданный, включающий предмет, средства(орудия) и зада­читруда, а также правила исполнения работы(технология трудо­вогопроцесса) и условия ее организации(социально-психологи­ческие,микроклиматические и управления:нормирование, пла­нированиеи контроль).

Субъекттруда~ этоработник или группа работников,взаи­модействующаяс объектом труда.

Субъект трудахарактеризуется, содной стороны, соответствием нормативнозаданным требова­ниям,предъявляемым к работникам (по уровнюобразования, на­пример),с другой стороны, индивидуальнымиособенностями, присущими каждомусубъекту труда по целому ряду показате­лей— возрастным, личностным, психологическими психофизио­логическим, которыепозволяют рассматривать субъект трудакак саморегулируемую,динамичную, сложноорганизованную,форми­руемуюсистему.

Наиболееполно структуру субъекта труда раскрываютследую­щиекомпоненты:

-объективные показатели (возраст,здоровье, образование, стажработы, успешность в работе или учении);

  • информированность о профессии, обобщенное представление о ней;
  • конкретные знания об объекте труда (трудовом процессе);
  • осознание социальной роли профессии и социальной значимости конкретных знаний и умений, обеспечивающих выполнение трудовых задач на основе интереса или , или к процессу, или к результату труда;
  • личностный смысл данной деятельности, отношение к ней
  • цели деятельности, образы и представления процесса исполнения и достижения результата труда;
  • психологические действия и операции;
  • функциональные состояния;
  • индивидуальный стиль деятельности как средство саморегуляции.

Основываясь навышеизложенных положениях организациисистемнойпрофессиографии и ее задачах, можнопостроить ориентировочнуюсхему профессиографирования трудовойдеятельностичеловека, представленную на рис. 4

1. Объект труда(трудовой пост)

1.1,История, перспективы, тенденци развитияпрофессии

1.2.Социальная структура

и направленностьобъекта труда

1.3.Структура трудового поста I

  1. Структура трудового процесса

  2. Структура условий труда

1.4.Операционально-технологическ

структура труда

1.5.Характеристика продукции труд.

2. Субъект труда

2.1. Базовыехарактеристики

2.1.1.Профессиональные

  1. Индивидуальные

  2. Личностные

2.2.Знания и отношения кмиру профессий

2.3.Знания и отношения кконкретной деятельности

2.4.Когнитивные и образные структурыдеятельности

2.5.Психологическая исполнительи структурадеятельности

2.6.Функциональная структура деятельности

Рис. 4. Ориентировочнаясхема профессиографирования

Этасхема включает структуру трудовойдеятельности как си­стемы,функционирование которой обеспечиваетсявзаимодей­ствиемсубъекта труда с объектом труда.

Взаимодействие же обусловлено уровнеми направленностью развития мотивационных,когнитивных, операторских иэмоционально-волевых компонентовструктуры субъекта труда, а такжеорганизацией взаимодействия компонентовструктуры объекта труда: трудо­вогопроцесса, условий труда иоперационально-технической структурытруда.

(Ориентировочнаясхема проведения дифференцированногопрофессиографирования представлена вПриложении 2 к гл. 4.)

Системнаяпрофессиография отражает различныестороны и проявлениясубъект-объектных, субъект-субъектныхи объект-объектныхотношений в конкретной профессии.

Системный профессиографическийанализ трудовой деятельности являетсяоснов­ныминструментом обоснования требованийк личности, к ее спо­собностями профессионально важным качествам,степень соот­ветствиякоторых конкретным требованиям иопределяет уровень пригодностисубъекта к данной трудовой деятельности.

Способ­ностичеловека, его профессионально важныекачества и функ­цииформируются в труде, причем возможностиих развития огра­ниченыкак особенностями самого процессаразвития, так и вре­менными рамками.

Представленнаясхема системного профессиографированияявляетсяобщей, так как в нее включен весь наборосновных ха­рактеристиктрудовой деятельности, которыеобусловливают вза­имосоответствиечеловека и профессии.

На практике, какправи­ло,исследуются выборочно различныевзаимосвязи.

Их анализ возможенна разных уровнях, так как нужно выделятьв структуре деятельностиименно те области, изучение которыхобеспечит ре­шениепоставленной задачи.

Взависимости от направ­ленностии способов исследования профессиограммыможно подразделить на частные,комплексные, специальные.

Частныепрофессиограммыявляютсярезультатом исследова­ния отдельныхвопросов, связанных с профессиональнойдеятель­ностьючеловека труда.

Такие профессиограммымогут отражать задействованные вдеятельности физиологические функции;пси­хологическиехарактеристики человека; условия исоциальные факторытруда; особенности трудового постаприменительно к антропометрическим,психофизиологическим и другимхаракте­ристикамчеловека. В зависимости от целиисследования того или иноговопроса взаимодействия человека спрофессией внимание исследователяакцентируется на отдельных разделах(блоках) ори­ентировочнойсхемы системной профессиографии. Поэтомучаст­ныепрофессиограммы можно разделить наследующие виды: санитарно-гигиенические;физиологические; психофизиологиче­ские;психологические; социологические;эргономические и

Комплексныепрофессиограммывыполняютсяс целью обосно­ванияквалификационных требований к работникам,совершен­ствованияпроцесса деятельности (оптимизацииусловий и режи­ма деятельности,повышения производительности труда,обеспе­чения требуемой работоспособностиспециалистов и т.д.), объек­татруда (обеспечения эргономичностиобразцов техники, опти­мизациитрудового поста, средств деятельности,совершенствова­ния используемыхматериалов и веществ и т.д.) и субъектатруда (обеспеченияпрофессиональной надежности, повышениясоци­альнойактивности, формирования требуемыхценностей, моти­вов,установок в деятельности, повышенияпсихологической ус­тойчивостии т.д.). Вместе с тем, в настоящее времястрогая клас­сификациякомплексных профессиограмм не разработанаи нет четкихи емких определений разновидностейэтих профессио­грамм.

Цельюспециальныхпрофессиограммявляетсявыявление осо­бенностейличности человека, которые наиболееактуальны для соответствующихэтапов его профессионального становления.

При этомрешаются конкретные практические задачипсихологиче­ского сопровожденияразвития личности в конкретной профес­сии:профессиональная ориентация; консультация;разработка ме­тодовпрофессионального отбора (подбора),подготовки, аттестации;профессиональная адаптация; поддержкакадровых решений, разработканормативно-правовой основы формированияпро­фессиональнойпригодности специалистов; разработкасистемы контроляза процессом и результатами профессиональнойдеятель­ности.

Психологическоеизучение профессий, проводимое дляразных целей,имеет специфические особенности,отражающиеся в про­грамме построенияисследований; в методах, реализуемых вис­следовании; в глубине, детальностии широте рассмотрения раз­ныххарактеристик одной и той же профессии;в форме представ­ленияпрофессиографического материала.

Источник: https://studfile.net/preview/4278695/

Понятие профессиограммы и ее назначение. Профессиограмма юриста

Психологическая профессиография. Ее виды и назначение.

PwC (Pricewaterhause Coopers) составлен перечень базовых требований, предъявляемых к специалистам в области юриспруденции.

Очень важной является необходимость максимального соответствия психофизиологических и личностных качеств кандидата, выбравшего профессию юриста, этим требованиям.

Уровень развития в отдельных профессиональных свойств может несколько различаться в зависимости от выбранных специальностей и видов деятельности.

На базе параметров, составленных PwC, выстраиваются профессиограмма юриста.

Определение 1

Пофессиограмма (professiogramma)– это стандартизированная система, включающая в себя: признаки, характерные профессии и специальности; требования, предъявляемые к работникам; психологические характеристики, необходимые специалистам конкретных профессий.

Первые профессиограммы были разработаны и применены в начале ХХ столетия на автомобильных заводах Генри Форда. Проведенный анализ разного рода работ и соответственных требований к ним был сделан вывод о возможности найма на некоторые работы инвалидов.

Раньше разработка профессиограмм производилась по большей части крупными промышленными компаниями для профессий, отличающихся массовостью.

Сегодня все больше крупных агентств, занимающихся подбором и наймом, прибегают к составлению профессиограмм.

Способствуют развитию этого направления также и требования, выдвигаемые последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Основные отличия профессиограмм от должностных инструкций состоят из отсутствия декларативной составляющей, то есть разделов со сведениями о нравственности и ответственности и наличием четко описанных трудовых условий, а также большого объема предъявляемых требований. Теория и практика управления персоналом характеризует профессиограммы как документы, которые способствуют улучшению качества подбора персонала в профессиях особой важности.

Философская, правовая, социологическая и психологическая литература обилует обсуждениями на тему понятия личности, ее структуры и содержания, а также других, связанных с определением личности, проблем.

Под личностью юриста в такого рода работах понимается субъект, занимающийся профессиональной юридической деятельностью с применением физических и психических усилий, затратами собственного времени, сопряженную с успехами и неудачами, с благородными и не совсем целями.

В профессиограмее перечислены действительное содержание труда и необходимые психологические качества соответствия профессии или должности.

профессиограмммы дает человеку понимание:

  • сути выбранной им профессии;
  • объема и фронта работы в данной специальности;
  • условий труда;
  • необходимого уровня подготовки;
  • возможностей трудоустройства в выбранной отрасли;
  • размеров оплаты труда, материально-технического обеспечения и степени комфорта;
  • карьерных возможностей;
  • уровень престижа профессии в обществе;
  • отрицательных сторон, трудностей и возможных ошибок, рисков и стрессовых ситуаций;
  • степени влияния выбранной профессии на частную жизнь.

Изложенные в профессиограммах требования к профессии помогают совершить обдуманный выбор и избежать ошибок, приводящих к потере многих лет жизни и не редко оказывающих негативное влияние на судьбу человека.

Своевременное ознакомление и понимание требований к профессии позволяет сделать взвешенный выбор. Момент выбора профессии является переломным моментом, позволяющий определится с последующим местом в жизни и сделать осознанный личный выбор.

При выборе будущей профессии человек должен иметь четкое представление о собственных возможностях, требованиях профессии и отдачи от нее.

Замечание 1

С решением данной проблемы сталкиваются все молодые люди, которым предстоит выбрать ВУЗ под давлением неопределенности и внешних факторов, таких как: семейные династии и традиции, призвание, советы родных, близких и друзей, географических нюансов – далекое расположения ВУЗа, разного рода обстоятельств и возможностей родителей. Процесс выбора профессии или ее смены в этот период должен быть осознанным. Помочь с выбором будущей профессии способны молодежные программы проф. ориентации.

Практически в обобщенной форме профессиограммы представляют собой эталонные модели специалистов, способствуют улучшению качества подбора сотрудников и помогают людям с правильным выбором профессий.

Особенности юридических профессий и профессиограмм

Определение 2

Профессиограмма юриста представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, где всесторонне расписана профессиональная деятельность и реализуемые в ней личностные качества и навыки.

Деонтологическая характеристика труда юристов неразрывно связана с созданием профессиограмм юридических профессий.

Наряду с общими требованиями каждой юридической профессией предъявляется ряд специфических требований, как в случаях со следователями, прокурорами, судьями, нотариусами, адвокатами, арбитрами и другими юристами-практиками.

Учет индивидуальных личностных особенностей и их соответствия предъявляемым профессией требованиям способствует улучшению качественных показателей деятельности юриста.

Среди основных характеристик профессиограмм выделяют тип и содержание. По типологии профессий, разработанной Е.А. Климовым, выделяют следующие типы профессиограмм, основанных на предмете труда:

  • человек – человек, разрабатываемые для сферы обслуживания, обучения и воспитания, управления, сервиса и услуг, правовой защиты, продаж и коммерции;
  • человек – техника, разрабатываемые для сферы создания, конструирования, монтажа, сборки, наладки и эксплуатации технических устройств;
  • человек – знак, разрабатываемые для сферы обработки цифр, текстов, формул, таблиц, чертежей, карт, схем и звуковых сигналов;
  • человек – природа, разрабатываемые для сферы изучения, наблюдения, сохранения природы, ухода за флорой и фауной, профилактики и их лечения;
  • человек – художественный образ, разрабатываемые для сферы создания, проектирования и моделирования художественных произведений.

Юридические профессии относятся к типу «человек – человек», так как непосредственно связаны с осуществлением деятельности по оказанию правовых услуг по обеспечению и защите прав человека.

Замечание 2

Обеспечение работы в юридической сфере невозможно также без профессиограмм типа «человек – знак».

Обобщая подходы профессиограмм приходим к такого рода примеру:

  • презентация – набор общих сведений, указания вида деятельности, распространенности, вариантов специализации и перспектив развития;
  • тип – описание предмета труда;
  • класс – описание характера и степени сложности труда и необходимой квалификации;
  • содержание – перечень характеристик трудового процесса, трудностей, форм организации, рабочего места и характера социальных связей;
  • необходимые знания и умения – перечень предъявляемых требований к знаниям, умениям и навыкам, общему уровню интеллекта, пространственной ориентации, моторной координации, склонности к исследованиям и специфических наклонностей;
  • индивидуальные особенности специалиста – перечень требований, предъявляемых к уровню восприятия, мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевых и деловых качеств;
  • перечень препятствующих профессиональной деятельности качеств – медицинских и личностных;
  • условия труда – перечень микроклиматических условий, освещения и температуры, трудового режима, травматизма и проф. заболеваний, монотонности и темпа труда, медицинских показаний, льгот, компенсаций;
  • путь получения – тип учебного заведения, форма подготовки, условия зачисления и обучения, период обучения и необходимый уровень квалификации;
  • перспективы карьерного роста.

Используя вышеизложенную информацию составляем пример юридической профессиграммы. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Юридическая профессиограмма

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/organizatsionno-upravlencheskaja-dejatelnost-juris/ponjatie-professiogrammy-professiogramma-jurista/

Uchebnik-free
Добавить комментарий