Прямые налоги: преимущества и недостатки

Прямые налоги: преимущества и недостатки

Прямые налоги: преимущества и недостатки

Предыдущая1234567891011Следующая

Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Прямо́й нало́г — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик — получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества.

Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог на имущество физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых и т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Между субъектом и государством существует прямая связь: налогоплательщик сразу чувствует налоговый гнет.

Отличительная особенность данного налога — относительно сложный расчет его суммы. Прямые налоги — налог на прибыль; налог на имущество; налог на доходы физического лица. Налог на прибыль — налогом облагается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Налог на имущество организаций — облагается налогом движимое, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС.

Налогообложение прибыли важнейший элемент налоговой политики любого государства. Налог на прибыль служит значительным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль представляет собой федеральный регулирующий налог. (распределение между бюджетами). (гл. 25)

Плательщики налога: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.

Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операцийвключаются средства, полученные безвозмездно от др. предприятий при отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др. имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, но не ниже их балансовой стоимости.

Ставка налога на прибыль не раз изменялась. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 — 5 настоящей статьи.

При этом:сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента

Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки

Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%

Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов — 0%, 9%, 15%

Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства — 10%, 20%

Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%

НДФЛ (23 гл). В ряд налогов уплачиваемых физическими лицами НДФЛ является главным налогом, а для основной массы налогоплательщиков и единственным.

Плательщики – физ. лица 1.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.2.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определение налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы:

-в ден. форме;

-в натуральной форме;

-в виде материальной выгоде.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду дохода в отношении которого устанавливаются различные налоговые ставки.

Особенности начисления налоговой базы в ден. исчислении, датой получения доходов является ден. зачисления ден. средств на счет.

Особенности определения налоговой базы в виде материальной выгоды:

-мат. выгода от экономии % за пользование заемными кредитными ср-ми, определяется как превышение % от 2/3 ставки рефинансирования по рублевым вкладам и 9% по валютным вкладам.

-в виде выгоды от приобретенных товаров, услуг у физ.лиц и юр.лиц взаимозависимых

-мат.выгода от приобретенных ценных бумаг, рассчитывается как превышение рын стоим ц.б. над суммой фактических расходов на их приобретение

Основная ставка НДФЛ в 2012 году — 13%.
Применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ -9%, 15%, 30%, 35%

Ставка НДФЛ 35% применяется для: А) доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры Б) доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры

В) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров

Ставкой НДФЛ 30% облагаются:
доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

Ставка НДФЛ 15% действует в отношении:
доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

Ставка НДФЛ 9% применяется для: А) доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ

Б) доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

Стандартные налоговые вычеты представляются предоставляется всем гражданам, если их доход не достиг определенного уровня, а также определенным льготным категориям граждан. Таким образом, налогооблагаемая база уменьшается, что приводит к уменьшению подоходного налога (ндфл). ( ст.218)

в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:-лица принимающие учатсие в чернобольской АЭС

-получившие болезнь на чернобольской АЭС

-инвалиды ВОВ и приравненные к ним

в размере 500 рублей

-герои советского союза, РФ; участники ВОВ, лица отдавшие костный мозг для спасения жизнь людей; родители, супруги погибших военнослужащих; авганцы

Вычеты на первого и второго ребенка теперь составляют 1400 руб., а на третьего и последующих — 3000 руб.

Социальные налоговые вычеты предоставляется при наличии определенных расходов у налогоплательщика в налоговом периоде. Сумма на возврат подоходного налога зависит от характера и размера фактических расходов, а также наличия ограничения предельного размера вычета. (ст.

219) Если человек перечисляет средства на благотворительность, спонсирует образовательные и дошкольные учреждения и даже тратит деньги на пожертвования в религиозные организации, то на затраченную сумму он получает социальный налоговый вычет из НДФЛ, но не более четверти от суммы дохода.

Средства, уплаченные на собственное обучение или обучение детей возрастом до 24 лет (до 50 000 рублей на каждого ребенка), также не облагаются подоходным налогом. Затраты, не превышающие 120 тысяч, на лечение себя, супруга, родителей или детей до 18 лет не включаются в налоговую базу по НФДЛ.

Не облагаются налогом на доходы отчисления в Пенсионный фонд, в том числе и взносы на добровольное пенсионное страхование.

Имущественные налоговые вычеты являются формой налоговой льготы, предоставляемой гражданину при сделках с имуществом.

Сущность имущественного налогового вычета заключается в том, что из налогооблагаемой базы (доходов за период) налогоплательщика вычитается некоторая сумма в виде имущественного вычета, размер которой зависит от вида сделки с недвижимостью Имущественный вычет можно оформить как при продаже, так и при покупке жилья.

Продажа квартиры, комнаты, частного дома или земельного участка, принадлежащих плательщику НДФЛ не менее трех лет, не требует уплаты налога с выручки до миллиона рублей. Другое имущество вне зависимости от срока владения при продаже даст до 250 тысяч необлагаемых рублей.

Имущественные налоговые вычеты при покупке квартиры, земельного участка, приобретение комнаты, строительстве жилья составляют фактическую сумму расходов: то есть, сколько потратил на недвижимость — столько и не облагается НДФЛ. На 2012 год вычет на погашение кредитов и целевых займов не может превышать 2 миллиона рублей без учета процентов по кредитам.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют право физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес без образования юридического лица, а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют право на профессиональные налоговые вычеты в размере совершенных ими и подтвержденных расходов, связанных с их профессиональной деятельностью.

На этом же основании льготы предоставляются и лицам, получающим прибыль от работы по гражданско-правовым договорам и авторские гонорары. Уплаченные страховые взносы во внебюджетные фонды также не попадают в налогооблагаемую базу по НДФЛ.

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26)

Налогоплательщики Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

1.Добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр.

2.Извлеченные из отходов (потерь) производства, подлежащие отдельному лицензированию.

3.Добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых, используемых по международным договорам или находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

· общераспространенные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

· добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;

· добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых объектов, имеющих научное, культурное значение;

· извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и перерабатывающего производства;

· дренажные подземные воды.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налоговая база установлена в виде стоимости добытых полезных ископаемых.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.

5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.

0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья.

При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Предыдущая1234567891011Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/9-64998.html

18. Прямые налоги: преимущества и недостатки

Прямые налоги: преимущества и недостатки

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В зависимости от места формирования источника выплаты налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямой налог – если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с дохода (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

Косвенный налог — если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ.

Прямые налоги подразделяются на:

  • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
  • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

Преимущества:

  • Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги — это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета
  • Расходы на их взимание относительно невелики
  • Экономические преимущества— прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет
  • Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы

Недостатки:

  • Организационные — прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
  • Контрольные — контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
  • Полицейские — прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В зависимости от места формирования источника выплаты налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямой налог – если источник формируется непосредственно у налогоплательщика.

Косвенный налог — если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.).

Они подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

Акцизы— вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д.

К косвенным налогам относятся также таможенные пошлины.

особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя.

Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться.

Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя.

Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж.

Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.

Преимущества:

  • Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения налогового аппарата.
  • Бюджетные – поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
  • Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.
  • Политические – прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.
  • Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потури времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм, не связаны с экзекуционными мерами.

Недостатки:

  • Обременение для многосемейных – фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.
  • Политические – поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы выступает подоходный налог или налог на прибыль.
  • Социально-экономические – косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капитала или дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
  • Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Источник: https://studfile.net/preview/436380/page:13/

Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов

Прямые налоги: преимущества и недостатки
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 11Следующая ⇒

Прямые налоги. Преимущества:

1. Экономические – прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие – в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов

3. Социальные – прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Недостатки: 1. Организационные – прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, т.к. связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского и налогового учета. 2.

Контрольные – контроль поступления налоговых платежей требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщика. 3.

Полицейские – прямые налоги связаны с возможностью уклонения от их уплаты из-за несовершенного финансового контроля. 4. Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, т.к.

только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена и реальные доходы, но не исключены и убытки, поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником дохода бюджета.

Косвенные налоги. Преимущества: 1. Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет, их удержание и контроль не требуют расширения налогового аппарата. 2. Бюджетные – т.к.

косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения и его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении. 3. Политические –косвенные налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличивается налогом, то он все равно получает взамен необходимый продукт. 4.

Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта, при этом важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов вредных для здоровья и нравственности нации. 5.

Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, не требует накопления определенных сумм.

Недостатки: 1. Обременение для многосемейных: фактическая оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. 2. Политические – право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается.

Объектом политической борьбы обычно становится подоходный налог или налог на прибыль. 3.

Социально-экономические – отдельные лица уплачивают косвенные налоги не пропорционально своему доходу или капиталу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения. 4.

Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимателя, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Формирование налоговой системы, классические принципы ее построения.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и платежей законодательно закрепленных в данном государстве, принципов, форм и методов их установления, изменения или оплаты; действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Критерии научной обоснованности налоговой системы: 1) системный подход; 2) создание базы; 3) наличие законодательной основы; 4) формирование определенных принципов (экономических, юридических, организационных).

Экономические принципы налогообложения были сформулированы впервые А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 г.).

Экономические принципы: 1. Хозяйственная независимость и свобода налогоплательщика, основанная на праве частной собственности. 2. Справедливость – равная обязанность граждан платить налоги соразмерно своим доходам. 3.

Определенность – сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику. 4. Удобность – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство налогоплательщику. 5.

Экономия – издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Немецким экономистом Вагнером сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Этические: а) всеобщность налогов; б) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов; в) соразмерность обложение с платежеспособностью.

2. Принципы управления налогами:а) определенность обложения; б) удобство обложения и взимания для плательщика; в) дешевизна взимания и минимум налогового бремени.

3. Народно-хозяйственные принципы:а) надлежащий выбор источника налогов; б) комбинация совокупных налогов в такую систему, которая обеспечивала бы достаточные поступления в бюджет.

Налоговая система Украины, принципы ее построения.

Сегодня приходится признать, что государство без налогов — это утопия. Налоги — основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе.

Формирование собственной независимой налоговой системы Украины начиналось на рубеже 1991-1992 гг. Так, 5 декабря 1990 г. был принят Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украин­ской ССР», а 25 июня 1991 г. — Закон Украинской ССР «О системе на­логообложения». Таким образом, было положено начало созданию в Украине своей автономной системы налогообложения.

В связи с провозглашением независимости Украины и перехо­дом экономики на рыночные отношения с 1 января 1992 г. был введен в действие целый пакет новых законодательных актов по налогообло­жению, в частности «О налоге на добавленную стоимость», «Об акциз­ном сборе», «О налогообложении доходов предприятий и организа­ций» и ряд других.

Принципы построения налоговой системы Украины сформулированы в Законе Украины «О системе налогообложения» от 18.02.97 г.

: 1) стимулирование деловой активности; 2) обязательность уплаты налогов; 3) равнозначность и пропорциональность; 4) равенство; 5) социальная справедливость; 6) стабильность; 7) экономическая обоснованность; 8) равномерность уплаты; 9) компетенция; 10) единство подхода; 11) доступность.

Обзор Закона «О системе налогообложения».

Ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено настоящим законом, уплате не подлежат.

Изменения и дополнения в настоящий закон и законы о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизме их уплаты вносят не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с нового года.

Факторы, показатели и структура налоговой системы.

Факторы: 1. Сложившиеся в стране пропорции в распределении функций между центральными и местными органами государственной власти. 2. Доля налогов среди источников доходов бюджета. 3. Степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

Показатели: I. Экономические:– налоговый гнет, – соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, – соотношение прямого и косвенного налогообложения, – структура прямых налогов, – структура косвенных налогов. II. Политико-правовые:– соотношение компетенций центральных и местных органов власти, – разные налоги, – разные ставки, – разные доходы.

Структура налоговой системы: 1) система налоговых органов; 2) система и принципы налогового законодательства; 3) принципы налоговой политики; 4) порядок распределения налогов по бюджетам; 5) фонды и методы налогового контроля; 6) решение проблем устранения двойного налогообложения и т.д.

Структура налоговой системы Украины:

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x409.html

Плюсы и минусы косвенных налогов. Роль непрямого налогообложения для бизнеса

Прямые налоги: преимущества и недостатки

Спикер — Людмила Дуканич, профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС о плюсах и минусах косвенного налогообложения и значении изменений в ставке косвенного налога для бизнеса.

В теории налогообложения налоги принято делить на прямые и косвенные. В соответствии с подоходно-расходным принципам деления к прямым налогам относят подоходно-поимущественные налоги (поземельный, поимущественный, с личного труда, капитала), то есть налоги, падающие на собственность или доход. К косвенным налогам относят налоги на расход, то есть, падающие на обращение или потребление.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются центральными или местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или к тарифу на услуги.

Они не зависят от благосостояния (доходов) налогоплательщика.

Производители и продавцы практически выступают в роли уполномоченных на то государством сборщиков косвенных налогов, а покупатель становится плательщиком (носителем налогового бремени) косвенных налога.

https://www.youtube.com/watch?v=9ooSkjacazg

К числу косвенных налогов относится, широко распространенный в мировой практике налог на добавленную стоимость (НДС, VAT), плательщиком которого, согласно налоговому законодательству РФ (глава 21 НК РФ) выступают организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу России.

Справка: в таблице прямых и косвенных налогов можно посмотреть полный список налогов по наименованиям, видам и отношению к бюджету страны.

Однако этот налоговый платеж компенсируется этим лицам покупателями товаров (работ, услуг) поскольку налог прибавляется к отпускной цене реализуемого товара. В конечном итоге, реальное бремя этого сбора, как и других косвенных налогов (акцизы (гл.22 НК РФ), налог с продаж, таможенные пошлины) ложится на конечного потребителя.

Роль косвенных налогов для бизнеса

Источником уплаты косвенных налогов, как уже указывалось, являются средства покупателей. Косвенные налоги в налогообложении считаются нейтральными для бизнеса. По этой причине основное бремя, связанное с 1.01 2019 г.

увеличением основной ставки НДС на 2%, легло на конечного потребителя товаров (работ, услуг), то есть в основном на население. Заложенное в НК РФ ежегодное увеличение ставок акцизов также ложится на конечного потребителя.

Бизнес в связи с увеличением ставок косвенных налогов может испытывать финансовые затруднения из-за необходимости временного отвлечения оборотных средств на уплату НДС по повышенной ставке (по факту оплаты реализованных им товаров, работ, услуг на его расчетный счет кроме их стоимости поступит и сумма НДС).

Затраты бизнеса на оплату НДС при приобретении им товарно-материальных ценностей (так называемый входной НДС) уменьшают сумму НДС, причитающуюся перечислению в бюджет через предусмотренный в законе о налоге на добавленную стоимость налоговый вычет (ст. 171 НК РФ).

Такая же схема расчетов с бюджетом предусмотрена и по акцизам (налоговые вычеты – ст. 197 прим.)

Плюсы и минусы

С косвенным налогообложением связаны фискальные выгоды. Косвенные налоги – это сборы на потребление и, следовательно, их изъятие не связано напрямую с уровнем благосостояния налогоплательщика. Для удовлетворения фискальных потребностей государства достаточна массовость потребительских актов. Для них характерен также определенный автоматизм изъятия (при каждом акте покупки).

Важной чертой косвенного налогообложения является отсутствие непосредственной связи между платежом налога, включаемого в цену товара, и осознанием этого платежа. В силу этих причин косвенные налоги психологически легче переносятся их реальными носителями. Их взимание не требует специальной подготовки субъектов налогообложения, непосредственно несущих налоговое бремя.

Тем не менее, и у косвенного налогообложения есть ряд недостатков, минусов. Ещё А. Смит отмечал, что косвенные налоги (особенно на предметы первой необходимости), вызывающие удорожание товаров, уменьшают в конечном итоге спрос населения, что неизбежно влечет за собой сокращение производства.

Косвенные сборы, обладая ценообразующим свойством, могут потенцировать инфляционные процессы в экономике (инфляция издержек).

Косвенное налогообложение в значительно меньшей мере удовлетворяет принципам справедливости и равномерности.

Расходы по взиманию этих сборов, как правило, существенно выше, чем прямых, поскольку требуется регулярный и масштабный (в силу широкого спектра облагаемых предметов потребления, видов деятельности и т.п.) контроль за правильностью их расчета.

По мнение директора юридической службы «Единый центр защиты» Константина Боброва, плюсы непрямого налогообложения заключаются в том, что: «На их уплату не нужно откладывать отдельные накопления, так как они включены в стоимость товаров и услуг, они практически не заметны, покупатель зачастую забывает о том, что, совершая покупку, платит и сбор. Минусы косвенных налогов в том, что: не учитывается величина доходов плательщиков, сборы влияют на снижение доходов предпринимателей.»

Источник: https://promdevelop.ru/plyusy-i-minusy-kosvennyh-nalogov-rol-nepryamogo-nalogooblozheniya-dlya-biznesa/

Uchebnik-free
Добавить комментарий