Проблемы правовой и языковой культуры в современном российском обществе.

Проблемы языковой культуры в современном российском обществе

Проблемы правовой и языковой культуры в современном российском обществе.

  • 03 мая 2015 г.
  • 4515 Слова

 1 Оглавление Введение…………………………………………………………………………………3 1.Актуальные проблемы культуры речи в СМИ………………………………………4 2.Основные критерии хорошей речи..………………………………………………….7 3.Активные процессы в русском языке последних лет………………………………10 4.Культура речи современной молодежи………………………………………………14 5.

Заключение……………………………………………………………………………16 6.Список использованнойлитературы…………………………………………………

17 2 Введение В общей проблеме «язык и культура» есть более частная, но очень важная сторона, на которую языковеды всегда обращали самое пристальное внимание, — это борьба за культуру речи в обществе и в речевой деятельности каждого из нас: от школьника до маститого писателя, от главного конструктора дорабочего космодрома, от хлебороба до ученого-селекционера.

Службу языка ревниво несут языковеды, неутомимые составители грамматик и словарей национального языка, рассматривая этот вид своей деятельности как важнейшую научно-практическую работу.

Она требует необычайной широты взглядов на развитие языка и культуры в обществе, дара улавливания едва зарождающихся тенденций языкового развития, умениядать обществу определенные ценностные ориентации в употреблении языковых форм, самоограничения в личных вкусах и предпочтениях во имя выработки безупречных общенародных норм эстетики языка и, конечно же, бескорыстной любви к своему предмету. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями о нашем общем национальном долге. Вспомним слова Тургенева: «Берегите же нашпрекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…». 3 Актуальные проблемы культуры речи в СМИ Речевая практика современных СМИ активно развивается. С одной стороны, растет количество текстового материала, порождаемого в сфере массовой информации. Сдругой стороны, среди этих текстов много таких, речевой статус которых для общества не совсем ясен: новые типы газет, новые журналы, совершенно новые по содержанию и по характеру речевой разработки теле — и радиопередачи и многое другое. Повышается удельный вес речевой продукции СМИ в речевой практике общества в целом, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании: первостепеннаязначимость именно художественных текстов в настоящее время далеко не бесспорна. Все сказанное говорит о том, что высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть предметом постоянной заботы, как теоретиков русской речи, так и практиков – профессионалов речи, формирующих речевой массив СМИ. Проблемы культуры речи для газет, радио и телевидения отчасти носят традиционный, общий для всей речевойпрактики общества характер. Соблюдение норм морфологии и синтаксиса, орфоэпии, нормативное употребление лексических единиц – все эти проблемы культуры речи по-прежнему актуальны в том числе и для СМИ. Более того, в связи с продолжающимся падением уровня среднего образования степень их актуальности будет, к сожалению, лишь возрастать. Однако в настоящее время на первый план здесь выходят проблемы культуры речисовершенно нового типа, специфичные именно для СМИ. Обратим внимание на некоторые из них. Самая острая проблема – это проникновение в устную и письменную публичную речь агрессивных типов речевого поведения. Дело не в единичных случаях проявления агрессивности, что всегда было вполне возможно, хотя и вызывало осуждение общества. В данном случае мы говорим о гораздо более серьезной проблеме:появились печатные издания, телепередачи, у которых сама идея их существования основана на идее речевой агрессивности.

Последствия широкого распространения публичной речевой агрессивности очевидны и носят ярко выраженный отрицательный характер. Не без влияния агрессивной публичной речи все более агрессивным становится и наше бытовое речевое…

Читайте полный текст документа

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

{«thumb_default_size»:»160×220″,»thumb_ac_size»:»80×110″,»isPayOrJoin»:false,»essayUpload»:true,»site_id»:4,»autoComplete»:false,»isPremiumCountry»:false,»userCountryCode»:»RU»,»logPixelPath»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif»,»tracking_url»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.

gif»,»cookies»:[],»essay»:{«essayId»:72387433,»categoryName»:»Разное»,»categoryParentId»:null,»currentPage»:1,»format»:»text»,»pageMeta»:{«text»:{«startPage»:1,»endPage»:19,»pageRange»:»1-19″,»totalPages»:19}},»access»:»free»,»title»:»Проблемы языковой культуры в современном российском обществе»,»additionalIds»:[],»additional»:[],»loadedPages»:{«html»:[],»text»:[1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19]}},»user»:null,»canonicalUrl»:»https:\/\/www.skachatreferat.ru\/referaty\/Проблемы-Языковой-Культуры-в-Современном-Российском\/72387433.html»,»pagesPerLoad»:50,»userType»:»member_guest»,»ct»:0,»ndocs»:»400.000″,»pdocs»:»»,»cc»:»10_PERCENT_1MO_AND_6MO»,»signUpUrl»:»\/join.php»,»joinUrl»:»\/join.php»,»payPlanUrl»:null,»upgradeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»freeTrialUrl»:null,»showModal»:null,»showModalUrl»:null,»joinFreeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»siteId»:4,»»:{«clientId»:»»,»version»:»v2.9″,»language»:»ru_RU»},»analytics»:{«googleId»:»UA-18439311-1″}}

Источник: https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%B2-%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC/72387433.html

Проблема культуры речи в современном обществе

Проблемы правовой и языковой культуры в современном российском обществе.

Петровская Л. Ю., Никифор Г. Проблема культуры речи в современном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №12.2. — С. 30-31. — URL https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 06.03.2020).



В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.

В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное.

Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни.

Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет.

Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.

Но нельзя забывать о том, что «…культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].

В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].

Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста.

Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни.

Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.

Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека.

Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].

Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.

Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи.

И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.

Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения.

Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом.

Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.

Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.

Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.

Литература:

  1. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник. М., 2014.
  3. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. С. 9–10)
  4. http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazik-i-literatura/all/2015/02/20/problema-kultury-rechi-sredi-podrostkov
  5. http://www.studviles.ru/pveviw/3816813/page:u

Основные термины(генерируются автоматически): культура речи, ненормативная лексика, родной язык, современный язык, друг.

Ненормативнаялексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современнойречи и удовлетворённого её состоянием.

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культурыречи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Ключевые слова: речь, ненормативнаялексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативнойлексикой большинство владеет в совершенстве.

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культураречи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словарьсовременного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культураречи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культураречи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родногоязыка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативнаялексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Снижается уровень культурыречисовременной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Ненормативнаялексика — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (непристойные) бранные выражения

Трудно встретить сейчас человека, полностью равнодушного к современнойречи и удовлетворённого её состоянием.

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например

Ясно одно: задача культурыречи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка.

Ключевые слова: речь, ненормативнаялексика, нецензурная брань, дети дошкольного возраста.

Стоит заметить, что в современном обществе литературным языком владеют немногие, однако ненормативнойлексикой большинство владеет в совершенстве.

русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культураречи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словарьсовременного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Русский язык и культураречи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова.

Решением данной проблемы видится введение курса «Русский язык и культураречи» в

Как переводчики они начинают осознавать роль родногоязыка в их будущей профессии, поэтому

Как показывает практика, современный студент (вчерашний школьник) всё меньше и меньше…

Закрыть гермодвери со стороны станции «Парк культуры». (разг. гермодвери — герметичные

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, ненормативнаялексика, разговорная лексика, слово, стилистическая

Заимствованная лексика в удинском языке.

Снижается уровень культурыречисовременной молодежи. Процесс освоения русскоязычных слов, пришедших из других языков, сложный и длительный.

[1] Общаются друг с другом на лексике жаргона, привыкая воспринимать ее, как нормативную речь, обыденную.

Значительный интерес современной лингвистики к проблемам молодежной речи, роли разговорного языка в коммуникативных

Сленг сам по себе проникает в повседневную лексику и приспосабливается к любым переменам, становится родным для языка.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31501/

Статья «Проблемы языковой культуры в современном обществе»

Проблемы правовой и языковой культуры в современном российском обществе.

Эссе

«Проблемы языковой культуры в современном обществе»

Выполнила: Мустафина О.П.

с. Михайловка

2019 го

Язык — инструмент, едва ли не труднее

он самой скрипки. Можно бы еще заметить,

что посредственность как на одном,

так и на другом инструменте нетерпима.

Петр Андреевич Вяземский

Что такое языковая культура человека? Культура речи или иначе языковая культура — очень распространённое сегодня понятие. Оно включает в себя владение языковой нормой устного и письменного языка и умение использовать в речи средства выразительности в разных ситуациях общения.

Языковая культура отдельно взятого человека формирует культуру языка целого общества, вносит неоценимый вклад в его полноценное развитие.

Реалии современного мира требуют от человека мобильности, способности быстро принимать правильные решения, владения определенным культурным уровнем и лингво-культурной компетенцией.

Каждый человек современного общества должен иметь в своем арсенале языковые единицы и языковые средства, обладать умениями употреблять их в речи. Но как обстоят дела с речевой культурой в современном обществе? На мой взгляд, сегодня как никогда проблем в этой области очень много.

Обратимся к фактам. В 2018 году в Российской Федерации насчитывалось 16, млн. человек, обучающихся; 1,1 млн. учителей; 41.3 тыс.

учебных заведений! Кажется, что может быть лучше? Образованная страна, образованная молодежь.

Почему же тогда в автобусе то и дело слышишь: Вы вылазиете? Местов больше нету? Сколько сейчас часов? Откуда берется среди образованного населения такое языковое невежество?

Я считаю: все проблемы языковой культуры современного общества связаны с ранним взрослением молодого поколения и желанием казаться независимыми, самодостаточными.

А так как у молодых людей коммуникативная культура недостаточно развита, они подменяют ее использованием в речи ненормативной лексики и молодежного сленга. Все реже можно услышать от подрастающего поколения «волшебные слова»: спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, простите.

Их заменили сленговые слова: «охаё» (доброе утро!), «сасный» (крутой, отличный), «лмао» (очень смешно) и другие.

Состояние современного языка вызывает у многих беспокойство. Эта проблема волнует и меня. Я, как и многие мои сверстники, хочу быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно мы, молодые, первыми откликаемся на те перемены, которые происходят в обществе.

Очень прискорбно, что грамотность населения, несмотря на статистику образованности в стране, падает, как и снижается языковая культура общества и отдельного человека. В связи с бурным развитием массовых коммуникаций в лексикон россиян добавились тысячи новых слов.

Именно в них нашли отражения те перемены, которые произошли в нашем обществе за последние двадцать пять лет. Из средств массовой информации эти слова находят свое выражение и в жаргоне, который, к большому сожалению, представляет собой вызов культурной речи.

Этот жаргон вытесняет ряд замечательных исконно русских слов, а им на замену приходит словесный «мусор»: океюшки, базар, врубаться, дубасить, долбануть и другие. Мы не имеем права забывать, что «…

культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». («Основы культуры речи» Головин Б.Н.)

Главной проблемой современной языковой культуры я считаю «вульгаризацию» общественной жизни, а вместе с нею и «вульгаризацию» современной лингвистической культуры. Пропасть между правильной, грамотной, культурной речью и сленгом с каждым днем становится все больше и больше.

Почему же подростки так тянутся к сленговым словам? Что их привлекает в них? Мне кажется, все это объясняется психологическими особенностями подросткового возраста. Им хочется побыстрее стать взрослыми, социально адаптированными, независимыми от родительского контроля.

В результате возникает особый тип общения, засекреченный, недопустимый в обычной жизни.

Сплошь и рядом звучат непонятные слова: лампово (идеально, роскошно), ЧСВ (чувство собственной важности), калич (больной в военном госпитале), личинус (глупый ребенок), бьюти (все, что относится к красоте) и так далее.

Не секрет, что речевая культура всегда являлась показателем воспитанности и образованности человека, его общей культуры. Я с недоверием отношусь к тем молодым людям, которые утверждают, что нецензурная речь и сленг являются неотъемлемой частью нашего великого русского языка.

Как ни странно, но «нехорошие» слова летят к нам с голубых экранов телевизоров, мы их читаем на станицах газет, журналов, книг. Ими кишит интернет. Как ни странно, но появились даже словари жаргонных и нецензурных слов.

Пожалуйста, бери, пользуйся, пополняй свой словарный запас, обогащай свою речь!

Я думаю, что главную роль в борьбе за чистоту языка должны сыграть образовательные учреждения и педагоги. Учащиеся волей или неволей прислушиваются к речи учителей, подражают ей, копируют ее. Чем грамотнее и культурнее будут говорить учителя и педагоги, тем богаче станет речь и их подопечных.

Немаловажное значение в борьбе с лингвистическим невежеством имеют книги. Молодому поколению следует читать. Читать как можно больше произведений Ивана Сергеевича Тургеневский, Алексея Максимовича Горького, Михаила Афанасьевича Бракована, Ивана Алексеевича Бунина…

Нужно всем миром сказать «НЕТ!» речевому бескультурью.

Но когда же наступит это время, время всеобщей борьбы с языковыми «хулиганами»? Или тотальная вульгарная речь поглотит язык Пушкина, Лермонтова и великого Толстого?

Источник: https://infourok.ru/statya-problemi-yazikovoy-kulturi-v-sovremennom-obschestve-3909759.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий