Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Эволюция форм отражения.

Генезис сознания. Сознание и отражение

Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Эволюция форм отражения.

В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения.

Это положение поставило перед наукой фундаментальные вопросы о характере отражения как атрибута материи, о специфике различных форм его проявления на всех уровнях эволюции материи, о сознании как высшей форме отражения, связанного с деятельностью головного мозга человека.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует.

Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление, сторонники атрибутивной концепции настаивают на всеобщности свойства отражения.

Основные вехи в развитии материи и эволюции свойств отражения следующие: отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение.

Неживая природа обладает элементарными формами отражения. Отражение в неживой природе на уровне механических и физических систем проявляет слабую активность. Вопрос о переходе от неживой к живой материи недостаточно изучен.

Еще предстоит исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, которая якобы не ощущает вовсе, с материей, состоящей из тex же атомов и элементарных частиц и в то же время обладающей ясно выраженной способностью отражения.

Па современном этапе особого внимания заслуживают данные молекулярной биологии. В молекулах ДНК и РНК зафиксирована и воспроизводится вся необходимая информация, программирующая индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация – это уникальная, специфическая форма отражения предшествующей истории развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие этапы отражения. Раздражимость − ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта Форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам.

Специфика этой формы отражения состоит в следующем: организм реагирует на биологически важные факторы; реагирует как целое, поскольку нет дифференцированных органов, частей организма; изменения происходят без временного разрыва, так как сохраняющиеся реакции запускаются сразу.

Следующий тип отражения – чувствительность – способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на организм. У низших животных недифференцированы органы чувств. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой биологического отражения является психика.

Формирование ее было связано с появлением особого, более мощного, чем на предыдущих уровнях, взаимодействия организма и среды, связанного с ориентировочно-поисковым поведением животных, формированием программ безусловных и условных рефлексов и т. д. Условные рефлексы присущи как высшим животным, так и человеку, но сознание человека качественно отличается от психики животных.

Специалисты разработали теоретическую модель развития нашей планеты, вся история которой для наглядности вписана в рамки одного ускоренного года. Получилась весьма любопытная картина.

Одиннадцать месяцев этого года поглотил так называемый догеологический период и вслед за ним – криптозойская, фанерозойская и силурийская эры. Лишь после этого на земле началась эра пресмыкающихся (с 17 по 21 декабря).

Утром 31 декабря начинает свое существование homo gabilis — человек умелый. И всего за 15 минут до конца года появляется homo sapiens — человек разумный.

Как видим, человек едва успел вписаться в историю своей планеты. Если же говорить о нашей письменной истории, то продолжительность ее существования вообще невероятно коротка — она возникла за полторы минуты до Нового года! Можно сказать, что у Вселенной еще не нашлось времени нас открыть. В космосе мы дали о себе знать (в масштабе «ускоренного» года) не более 2-3 секунд тому назад.

Неторопливой была поступь планеты, нескончаемо течение ее эр и эпох, пока природа не сотворила человека. Невольно вспоминаются слова Экзюпери: «Из кипящей лавы, из звездного вещества рождается жизнь. Постоянно мы восходим к тому, чтобы сочинять кантаты и навешивать галактики… Жизнь движется к сознанию. Звездное вещество неторопливо вскармливает и растит самый благородный цветок».

К отличительным признакам сознания человека, отличающим его от психики животных, можно отнести:

изготовление орудия труда и использование их как oсредства производства материальных благ;

целеполагание – функциональное свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме и полагать в качестве цели образы продуктов деятельности как специфически человеческой формы активного отношения к природному, сознательному и духовному миру;

абстрактное (понятийное) мышление. Животные лишены понятийного мышления. Формы опосредованного и обобщенного отражения, зачатки которого имеется у животных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические человеческие формы отражения – язык и мышление;

самосознание – способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать свое отношение к миpу, себя как личность, свои поступки, интересы, мысли, желания.

Становление самосознания обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в процессе деятельности между людьми.

Образ своего самосознания включает такие компоненты, как когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальный значимости (самопознание); эмоциональный (самоуважение, себялюбие и т. п.);оценочно-волевой (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение и т. д.).

Источник: http://an-site.ru/dk/of34.htm

Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения

Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Эволюция форм отражения.

Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.

Природное основание сознания – свойство отражения, в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).

Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.

Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.

Онтогенез (личное развитие) сознания ‑ повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация: реальное комбинирование).

Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем .

Отражение — всеобщее свойство материи, проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними. Частными и специфическими формами отражения являются информация, ощущение и сознание.

Эволюция форм отражения

1.        Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.

2.        Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»

3.        Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

4.        Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

Сущность, структура и функции сознания

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “общественный продукт” , сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание”.

В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.

Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и его ”не — я”.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, (12п)принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание” , — писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”) , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. К основным функциям сознания относят прежде всего отражательную функцию.

Она предполагает обобщенное, целенаправленное (сознание образов, предвосхищающих практические действия), оценочное (избирательная ориентация на выработанное обществом и принятые субъектом ценности) отражение действительности. Нейрофизиологическая основа феномена целенаправленности получила объяснение в учении о доминанте А.А.

Ухтомского в 1923 г. Доминант (от лат. – господствующий) понимается как временно господствующая рефлекторная система, придающая поведению определенную направленность. Доминанта подавляет активность других центров. Этим объясняется активный и целенаправленный характер поведения.

Известный тезис о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию сознания. Именно в изменении природы и реальности, а не в природе как таковой находит существенную и ближайшую основу развития мышления и сознания.

Однако преобразовательную функцию сознания можно рассматривать, не только как внеположенную, то есть выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, на самопреобразование. Преобразовательная функция сознания отличается различной степенью модальности.

Она может носить конструктивный характер и быть связана с целесообразным сознанием нового содержания; стихийно-спонтанной, предполагающий интуитивное смыслообразование; преднамеренно-нормативный, предполагающий строй мыслей и установок, 

Источник: https://studopedia.net/8_89959_problema-genezisa-soznaniya-soznanie-i-otrazhenie-evolyutsiya-form-otrazheniya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий