Предмет административно-правового регулирования.

2.Предмет административно-правового регулирования

Предмет административно-правового регулирования.

  1. Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе РФ.

АП-это совокупность норм, установленныхгосударством правил поведения,обеспеченных властными мерамигос.принуждения в целях регулированияорганизации и реализации исп.власти.

НормыАП: устанавливают формы и методыгос.управления, способы обеспечениязаконности в гос.управлении; регламентируютпорядок образования ИОГВ, их компетенцию…;определяют правовое положение граждан,ОМС, общ.объединений; регулируютуправленческие отношения в соц., пол.,эк.сферах.

Принципы– основополагающие начала и идеиорганизации деятельности и функционированияисп.власти и гос.управления: правовые(народовластие – ч\з ОГВ и ОМС;соц.справедливость – обязанностьорганов рассматривать обращения всехгр-н; верховенства закона – высшая КРФ; законности – ОГВ и гр-не

равныперед законом и обязаны их соблюдать;приоритет прав чел-ка и гр-на) иорганизационные (плановости – разработкапрограмм, целей и задач д-ти ИОГВ;дифференциации и фиксирования ф-ций иполномчий каждого из органов и долж.лиц;ответственность – несут ответственностьза ненадлежащее исполнения обяз-тей).

Функции:регулятивная (создание нормальныхусловий для функц-ния ИОГВ) и

охранительная(защита от нарушений, надзор).

Место:предмет АП не охватывает все общ.отн-я,возникающие в сфере гос.управления.

КП:осн. принципы орг-ции и функ-ния исп.власти,место ее субъектов в гос.механизме,

праваи свободы гр-н, часть к-рых реализуется в сфере гос.управления – АП

детализирует;ГП нормы АП регулируют правила движенияим-ва (передача, изъятие)

всфере гос.управления; УП: нормы АП опр-ют,какие деяния явл. адм.правонарушениями

имеры взыскания; ЗП – значит. Частьотн-ний, отнесенных к предмету ЗМ,регулируется

нормамиАП.

____________________________________________________________________________________________

ПредметАП– это совокупность общественныхотношений возникающих в процессефункционирования субъектов публичнойадминистрации и осуществленияадминистративного судопроизводства.

Впредмет АП входят разнообразные обществотношения, которые могут носить какрегулятивный так и охранительныйхарактер, а так же материальные ипроцессуальные отношения.

Группыотношений:

*госуд-управленческие(возникающие внутри системы гос власти):отношения м/у ИОГВ; внутриорганизационные;госуд-служебные отношения.

*процедурно-статусные — возникают по поводу реализации частнымлицом своих прав и обязанностей;

*контрольно-надзорные– м/у органом публичной власти и частнымлицом с целью обеспечения безопасностии выявления возможных нарушений.

*админ-деликтные– м/у субъектом публичной власти игражданами или ЮЛ, совершившими нарушениезаконодательства.

*админ-производственные(конфискация, лишение спец права…)

3.Метод административно-правового регулирования

Метод–совокупность правовых средств и способоврегулирования административныхправонарушений.

Используютсятри основных средства правовогорегулирования:

1.предписание

2.запрет

3.дозволение(предусматривает выбор варианта поведенияпо своему усмотрению).

МетодАП хар-ся тем, что основным способомрегулирования АП-отношений явл-сяпредписание.

Императивный(админ.-прав.) метод

Признаки:

1.этометод властных предписаний;

2.невозможностьсторон административного правоотношенияизменить его характер по своему усмотрению

3.юридическоенеравенство сторон (подчинение однойстороны другой; разные роли, задачисубъектов).

4. Система административного права

СистемаАП как отрасли права — это внутр. строениеАП, отражающее объединение и дифференциациюадмин.-пр. норм.

Вбольшинстве учебников АП система АПделится на общую и особенную часть.

1.Традиционнаяконцепция системы АП.

ДелениеАП на общую и особенную часть (Бахрах).Автор вкл в общую часть след правинституты:

*адм-прстатус индив субъектов;

*адм-прстатус элементов публичной администрации(гос органы преимущественно исп власти,гос служащие)

*админ-прстатус гос предприятий, учреждений иорг-ций.

*адм-прстатус негос ор-ций(регистрации,лицензирование)

*формыи методы властного воздействия публичнойадминистрации на субъектов права.

*законностьдеятельности публ администрации (гос.контроль, адм надзор)

*принуждениепо АП

*адмсудопроизводство

Особчасть АП подразделяется авторами на 4подотрасли:

*адм-политдеят-сть по обеспечению гос безопасности

*орг-хоздеятельность субъектов публ администрации

*соц-культдеятельность субъектов публ администрации.

*деят-тьсубъектов публ администрации по орг-циии осуществлению связей с др странами.

2.Нетрадиционнаяконцепция системы АП.

Проф.,д.ю.н. К.С.Бельский («Полиц. право»)

Авторвыделяет в системе АП 3 подотрасли,которые соответственно делятся на правинституты.

1)Управленческоеправо

2)Полицейскоеправо

3)Правоадм юстиции (контрольное право)

3.Д.ю.н.профессор Ю.Н. Старилов

Авторделит систему АП на общую и особеннуючасть. В общую часть включает:

-орг-управленчправо (матер нормы)

-управленчпроцесс

-адмпроцесс

-адм-деликтноеправо

Особчасть включает:

-образоватправо

-служебноеправо

-градостроительноеправо и др.

Этоконцепция «списана» автором в системенемецкогоАП.

Источник: https://studfile.net/preview/6361471/

Предмет административно-правового регулирования. — Ответы к экзамену – Административное право

Предмет административно-правового регулирования.

Предмет административно-правового регулирования — это группа общественных отношений, которая в таком регулировании нуждается. Это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной и муниципальной администрации и административного судопроизводства.

1) Государственно-управленческие отношения (внутри аппаратные).

Особенность: возникают внутри системы публичной администрации; Связаны с организационной подчиненностью (более жесткая) или подведомственностью (существуют определенные полномочия) или с вертикально-властной координацией (нет подчинения);

Цель этих отношений: обеспечение надлежащего функционирования государственного аппарата; отношения регулируются практически на 100% подзаконными нормативными актами, которые государственная администрация создает сама для себя; не все отношения обеспечиваются судебной защитой.

Виды государственно-управленческих отношений: 

1. Структурно-компетенционные отношения – отношения, связанные с формированием органов ИВ, наделением, распределением, лишением их каких-то полномочий;

2. внутри аппаратные, делопроизводственные отношения – отношения, регулирующие порядок взаимодействия государственных служащих и структурных подразделений между собой для исполнения какой-то государственной функции;

3. государственно-служебные отношения- отношения, связанные с поступлением на государственную службу, прохождением, увольнением;

4. отношения по управлению публичной собственностью (за исключением отношений, урегулированных гражданским, бюджетным и налоговым правом), складываются между государственными органами и подведомственными им предприятиями и учреждениями;

5. межведомственные координационные отношения возникают между 2 или более не соподчиненными органами по поводу их совместной исполнительной деятельности.

2) Административно-процедурные отношения

Особенности административно-процедурных отношений как элемента предмета административно-правового регулирования:

Возникают между представителями публичной администрации с одной стороны и гражданами и организациями – с другой; Отношения возникают по инициативе невластной стороны; Для невластного субъекта возможен односторонний отказ или выход из этих отношений; Данные отношения обеспечены полной судебной защитой; Урегулированы законодательством отчасти.

Виды административно-процедурных отношений:

1. По приданию или признанию за властным субъектом специального статуса;

2. отношения по выдаче специальных разрешений (лицензирование, аттестация, аккредитация и тд.);

3. рассмотрение обращений граждан в ОГВ или ОМС.

 3) Контрольно-надзорные отношения

Особенности:

В них также участвуют властные и невластные субъекты, но публичная администрация представлена специализированным видом органов, который, как правило, именуется «службы» и специализированным видом подразделений этих органов (инспекция);

Цель отношений – обеспечение личной, государственной, общественной безопасности, выявление правонарушений и их пресечение;

Отношения возникают, изменяются, прекращаются по инициативе публичной администрации;

Регламентируются законодательными актами, но не полностью;

Осуществляются в особой процессуальной форме;

Снабжены полной судебной защитой, в рамках этой группы отношений возможно применение административного принуждения.

Виды контрольно-надзорных отношений:

1. Применение мер текущего контроля (периодические проверки, обследования, проверки документов);

2.  применение мер принуждения предупредительного характера, которые не связаны с правонарушением (карантин, эвакуация, ЧП);

3. отношения по охране предметов, объектов, территорий (охрана государственных границы, приграничных территорий, охрана высших должностных лиц государства);

4) Административно-деликтные отношения

 – отношения по привлечению к административной ответственности.

Особенности: помимо невластных и представителей публичной администрации появляются еще и суды;

отношения возникают на основе охранительных норм КоАП  раздела 2;

отношения реализуются в особой процессуальной форме: административное производство, административное судопроизводство;

властные и невластные субъекты выступают в качестве процессуальных оппонентов; отношения регулируются только законом.

5) Административно-юстиционные отношения

– защита граждан и организации от неправомерных действий публичной администрации.

Особенности:

3 субъекта: орган публичной администрации, невластный субъект и суд;

отношения возникают в связи с разрешением споров, вытекающих из деятельности публичной администрации;

порядок разрешения споров регулируется ГПК, АПК.

Виды отношений:

1. обращение за защитой невластного субъекта;

2.  споры между двумя органами публичной администрации;

3. обращение в суд ОИВ, ищущего подтверждение правомерности собственных действий.

Источник: https://students-library.com/library/read/66690-predmet-administrativno-pravovogo-regulirovania

Uchebnik-free
Добавить комментарий