Позитивистская традиция в философии науки.

Позитивистская традиция в философии науки

Позитивистская традиция в философии науки.

С середины XIX в. духовная культура Европы обогащается появлением новой философской традиции, связанной с достижениями позитивизма, уделяющего самое пристальное внимание науке и ее роли в развитии общества. Позитивизм первым обратил пристальное внимание на серьезные успехи науки.

Первые позитивисты, вдохновленные гигантскими успехами науки, связывали с ней небывалые возможности постижения и преобразования всего мира. Позитивизм сразу занимает достойное место в ряду влиятельных традиционных учений, таких как идеализм, материализм, рационализм, эмпиризм и др.

Позитивизм одновременно зарождается в Англии и Франции XIX века. Первые идеи складываются в английском и французском позитивизме независимо друг от друга, но в дальнейшем их синтез и интеграция обогащают и усиливают друг друга, постепенно вырастая в одно целостное учение.

Общие требования позитивизма можно свести к следующим положениям: а) господство естественнонаучного метода во всех сферах познания; б) абсолютизация каузальности и детерминизма не только в природе, но и в обществе; в) общество должно изучаться естественными науками (социология как социальная физика) г) исторический прогресс является результатом человеческой изобретательности. Позитивизм был призван изгнать все метафизические вопросы, которые принципиально неразрешимы.

Концепция «позитивизма» как утверждения позиций положительной науки представлена деятельностью французского мыслителя Огюста Конта(1798-1857). В своем главном произведении «Курс позитивной философии» в шести томах, изданных в 1830-1846г., Конт пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества.

И до сих пор его имя вспоминается в связи с созданной им первой классификацией наук и с самой идеей «социологии» как науки об общественной жизни, включающей в себя социальную статику и социальную динамику.

Философия предстает в ее новом качестве — как сугубо строгая система, обобщающая результаты различных ветвей научного познания, и только в этом значении она может иметь право на существование.

Наука, с позиции О.Конта, есть высшее достижение интеллектуальной эволюции. Высшая, научная стадия содействует рациональной организации жизни всего общества. Она показывает всю бесплодность попыток осознать первые начала и конечные причины всего сущего, свойственные метафизике. Необходимым оказывается отказ от всех теологических притязаний.

Именно накопление положительного, позитивного опыта, становление профессиональной структуры научной деятельности, исследование индуктивных логических процедур опытного знания — вот то, что достойно внимания и интеллектуальных усилий. Позитивная философия, по мнению Конта, действительно представляет собой окончательное состояние человеческого ума.

На позитивной стадии интеллектуального развития человечества, по Конту, вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение — универсальный метод приобретения знания. Он помогает освободиться от ненаучных догматических напластований, стать на твердую почву фактов.

«Все здравомыслящие люди повторяют со времен Бэкона, что только те знания истинны, которые опираются на наблюдения». Да и сам реальный ход развития науки в XIX столетии свидетельствовал о тяготении ее к накоплению материала, к его описанию и классификации.

Но поскольку наблюдаются лишь явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру оказывается описательным и феноменальным. Этим объясняется знаменитая контовская идея о замене слова «почему» словом «как». Место объяснения у Конта занимает описание.

Тем не менее, предвидение в качестве функции позитивной философии провозглашается как наиболее важная и значимая способность положительного мышления.

Основной характер позитивной философии, согласно Конту, выражается в признании всех явлений, подчиненных неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем недоступным и бессмысленным искание причин, как первичных, так и конечных.

Изучение позитивной философии даст нам единственное средство открывать логические законы человеческого разума. Считая все научные теории великими логическими фактами, мы только путем глубокого наблюдения этих фактов можем подняться до понимания логических законов.

Первым важным и прямым результатом позитивной философии должно стать обнаружение законов, по которым совершаются наши умственные действия.

Наше теологическое, метафизическое и литературное воспитание должно быть заменено воспитанием позитивным, соответствующим духу нашей эпохи, что предполагает совокупность понятий обо всех видах естественных явлений.

Как позитивист, О.Конт стремился выяснить объективное основание человеческой мудрости, связывая с ним по первоначальному впечатлению рассудок, надлежаще подчиненный чувству и приобретший на основании этого авторитет.

Рассудок действует на наши страсти, ибо они находят в нем источник устойчивости, способный удерживать прирожденное им непостоянство и непосредственно пробуждать симпатические инстинкты.

Итак, именно рассудок предохраняет от праздного блуждания и дает правильную оценку всех реальных законов, а иначе и не могло быть, ведь рассудок для позитивизма и есть основная опора познания.

Основателем английского позитивизма был Джон Стюарт Милль (1806-1873). Дж.

Милль в своем труде под названием «Огюст Конт и позитивизм» разделяет установки логического позитивизма французского философа и отвергает его социально-политическую доктрину, представляющую собой систему духовного и политического деспотизма и опровергающую свободу и индивидуальность. С точки зрения Дж.

Милля, позитивизм должен рассматриваться как вариант феноменологии. «Основная доктрина истинной философии, по мнению Конта, равно как и характер ее определения позитивной философии, может быть кратко выражена таким образом: мы познаем одни только феномены, да и знание наше о феноменах относительно, а не абсолютно.

Мы не знаем ни сущности, ни даже действительного способа возникновения ни одного факта: мы знаем только отношения последовательности или сходства фактов друг к другу. Эти отношения постоянны, т.е. всегда одни и те же при одних и тех же обстоятельствах.

Постоянные сходства, связывающие явления между собой, и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих, называются законами этих явлений. Законы явлений — вот все, что мы знаем относительно явлений. Сущность их природы и их первичные, деятельные или конечные причины остаются нам неизвестными и для нас недоступными».

Основным произведением Дж.Милля считается «Система логики» в двух томах, решенная традиционно, с позиций индуктивистской логики как общей методологии науки. «Положение, что порядок природы единообразен, есть основной закон, общая аксиома индукции». Интерес, однако, представляет и то, что уже первый позитивизм признавал роль и значимость интуиции.

«Мы познаем истины двояким путем, — отмечает Дж.Милль, — некоторые прямо, некоторые же не прямо, а посредством других истин. Первые составляют содержание интуиции или сознания, последние суть результат вывода. Истины, известные нам при помощи интуиции, служат первоначальными посылками, из которых выводятся все остальные наши познания».

Рассуждая же об индукции, Милль выделяет четыре метода опытного исследования: метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений.

Основная идея Милля связана с требованием привести научно-познавательную деятельность в соответствие с методологическим идеалом, основанном на представлении о единообразии природы, о том, что «все знания из опыта» и что законы суть повторяющиеся последовательности.

Другим крупным представителем первого позитивизма был Г.Спенсер (1820-1903). Идея плавного, эволюционного прогресса стала доминирующей в его концепции и главным принципом его методологии.

Спенсер утверждал, что «эволюция есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, во время которой материя переходит от состояния неопределенности, несвязной однородности к состоянию определенной и связной разнородности и во время которой неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение». Спенсер высказывал идею о ритме эволюции.

Понятия интеграции и дезинтеграции, перехода от однородного к разнородному и от неопределенного к определенному, т.е. идея нарастающей структурности, составила содержательную суть его концепции.

В историю философии Спенсер вошел как «специалист» по основаниям. Основаниями философии должны служить фундаментальные положения, т.е.

положения, которые не выводимы из более глубоких и которые могут быть обоснованы только обнаружением полного согласия между собой всех результатов, достигнутых через их допущение.

Это первичные истины: неуничтожимость материи, непрерывность движения и постоянство количества силы, причем последняя является основной, а предыдущие — производными.

Однако если Милль представлял материю и сознание как возможности ощущения, то Спенсер уверен в их символической природе. Он дал феноменологическое истолкование науки, довольствующейся лишь связью внешних явлений. Наука поэтому есть лишь отчасти объединенное знание, в то время как философия — знание вполне объединенное.

Подытоживая знакомство с тремя выдающимися деятелями — О.Контом, Дж.Миллем и Г.Спенсером, стоящими у истоков позитивистской философии науки, зададимся вопросом: какие новшества предложил первый позитивизм? Дж.Милль выделил в качестве общего направления научного познания эмпиризм и индуктивизм.

В его трудах провозглашался унифицирующий подход, основанный на вере в единообразие природы. Трудноразрешимой проблемой был вопрос о взаимном сосуществовании религии и науки. В том или ином варианте, но позитивисты не стали полностью игнорировать феномен религии.

У Милля сверхъестественное помещалось за пределами эмпирии и проводилась идея конечного Бога.

Эмпиризм, феноменальность и индуктивизм не мешали позитивистам строить планы о создании всеохватывающей, универсальной системы знания. Эту идею Спенсер пытался отразить в 10-томной «Синтетической философии», где еще более усилились и без того явно осознаваемые (особенно после трудов И.

Канта) тенденции к преодолению наивного взгляда, что видимый нами мир есть копия существующего вне нас, утверждая, что «реальность, скрывающаяся позади всех явлений, нам неизвестна и навсегда должна остаться неизвестной».

Наибольшее позитивное значение имела проводимая им эволюционная идея, которая косвенным образом отразилась и в самом понимании философии. Она представала как «вполне объединенное знание».

Другие основные идеи позитивизма:

— Упор на верификацию: это означает, что значимыми предложениями считаются только те, чья истинность или ложность могут быть установлены некоторым способом.

— Приветствуются наблюдения: то, что мы можем видеть, чувствовать и т.п., обеспечивает наилучшее содержание или основу нашего нематематического знания.

— Антикаузализм: в природе нет причинности, есть лишь постоянство, с которым события одного рода следуют за событиями другого рода.

— Занижение роли объяснений: объяснения могут помочь организовать явления, но не могут дать более глубокого ответа на вопросы «почему»; они лишь утверждают, что явления и вещи регулярно появляются таким-то или иным образом.

— Антитеоретическая сущность: позитивисты стремились не быть реалистами не только потому, что они ограничивали реальность наблюдаемым, но и потому, что они выступали против поиска причин и сомневались относительно объяснений.

Позитивисты стремились обосновать свою антиметафизическую направленность.

Неверифицируемые предложения, ненаблюдаемые объекты, причины, глубокие объяснения — все это, как говорили позитивисты, метафизический хлам, который нужно выбросить.

Ранним позитивистам, конечно же, был чужд акцент на логике и анализе языка. Первый, или «старый» позитивизм, не был одержим также и теорией значения.

Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что длившееся более века триумфальное шествие позитивизма закончилось тем, что никто из явных его последователей не захотел называть себя позитивистом.

Даже логические позитивисты стали предпочитать имя «логических эмпиристов».

В целом значение интеллектуальных инноваций первого позитивизма для философии науки весомо.

В ее дисциплинарный объем в наследство от первого позитивизма перешли: тематические ориентации на проведение четкой классификации наук, идея о том, что во всем властвует закон, акцент на ведущую и основополагающую роль наблюдения, и выявление описания и предсказания как процедур, составляющих цель науки.

Милль поддержал строгий детерминизм, высказав идею относительно того, что единообразие природы обеспечивается универсальной причинностью. Спенсер подчеркивал универсальность эволюционного развития научного познания и проводил мысль о необходимости объединения всех знаний, пытался примирить науку с религией, тем самым предлагая неожиданный ход, состоящий в расширении границ рациональности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_98859_pozitivistskaya-traditsiya-v-filosofii-nauki.html

Вопрос 5. Позитивистская традиция в философии науки и ее эволюция: логический позитивизм и его критика постпозитивизмом.

Позитивистская традиция в философии науки.

Одним из самых значительных и популярных в среде ученых направлений в области философии науки является позитивизм. Позитивизм прошел ряд стадий в своем развитии. Выделяют классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль и др.), эмпириокритицизм (Э. Мах, В. Оствальд, Р. Авенариус и др.

), логический позитивизм, или неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.). В философии науки сформировалась позитивистская традиция, для которой характерны общие принципы в понимании науки. На протяжении XIX — первой половины XX в.

позитивизм предстает как лидирующее течение в области философии науки.

Основные принципы, отличающие позитивистскую традицию:

 Сциентизм и рационализм. Наука рассматривается как высшее достижение человеческой культуры и главное средство общественного прогресса. Радикальная форма сциентизма — отождествление науки с математическим естествознанием и отрицание за социально-гуманитарными областями знания статуса науки.

 Эмпиризм. Научные достижения основаны на опытно­экспериментальном методе, посредством которого она связана с реальными предметами.

 Феноменализм. Законы науки и научные теории не объясняют некие скрытые сущности или причины, а лишь описывают регулярные зависимости между опытными данными.

 Критика метафизики. Вся прежняя философия отождествляется со спекулятивной метафизикой, имеющей дело не с реальной действительностью, а с вымышленной.

 Позитивизм — это научная философия. Представители всех этапов позитивизма претендуют на создание научной философии. Позитивная философия становится научной не только из-за того, что наука является объектом ее рассмотрения: логические позитивисты разрабатывали научный способ анализа науки — в качестве такового представал метод логического анализа ее языка.

 Признание единства науки. На всех этапах развития позитивизма утверждается единство науки: понятия, истины и законы разных наук связаны между собой. Выстраиваются различные системы (классификации) наук, раскрывающие их взаимосвязи.

Основными недостатками позитивистской модели науки были признаны следующие: 1) абстрактность – оторванность от реального состояния и развития науки; сведение многообразия научных знаний к оппозиции эмпирия — теория; 2) статичность – обращение лишь к развитому состоянию науки, отвлечение от динамики; 3) самодостаточность – отстаивание независимости науки от философии и многообразных факторов культуры.

Логический позитивизм — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

задача философии неопозитивизма – это анализ языка науки, поэтому этот этап по другому называют аналитический позитивизм (логический позитивизм). Неопозитивизм представляет собой логико-эпистемологический подход к исследованию науки, когда объектом философии науки становится логическая структура научных теорий.

Неопозитивизм ищет опору науки и считает, что все недостатки науки происходят из-за того, что язык науки неправильный. Чтобы научная теория была истинной, нужен правильный язык.

В основе языка науки должны лежать элементарные научные предложения (протокольные (необходимые) предложения, или пропозиции).

Чтобы теория была научной пропозиции должны непосредственно опираться на экспериментальные факты, которые можно проверить (верифицировать).

Цель логических позитивистов заключается в том, чтобы подвергнуть все знание критическому анализу с точки зрения верификации.

Верификация – это проверка истинности высказываний эмпирическим путем. Поэтому проблема верификации является главной для деваркации (разделения) знания научного и ненаучного, а именно: научное знание поддается верификации, это знание очищено от метафизики (в аристотелевском смысле), идеологии, психологии; а вненаучное знание не поддается верификации (философия в метафизическом смысле).

Основные идеи неопозитивизма (логического позитивизма):

• сведение философии к анализу языка науки;

• утверждение принципа верификации;

• физикализм – попытка сведения всех языков науки к языку физики (это связано с тем, что физические суждения наиболее верифицируемые);

• редукционизм: теоретический уровень должен быть сведен к эмпирическому и верифицирован; редукционизм – это метод познания;

• антиисторизм;

• исключение познающего субъекта из научного познания;

• устранение метафизики из научного познания;

• кумулятивизм – заключается в том, что развитие знания происходит путем плавного, постепенного (без скачков) добавления новых положений к старым знаниям;

• конвенционализм (от слова конвенция – соглашение), в соответствие с которым соответствие между базисом науки (эмпирическими фактами) и теориями осуществляется на основе конвенции (соглашения); истина достигается путем соглашения (считать что-либо за истину).

Во второй половине XX века началась активная критика неопозитивистов. Она шла одновременно по нескольким линиям:

1). Критике была подвергнута попытка элиминации (устранения) философии из науки. Классические вопросы метафизики оказались значимы для анализа процесса познания (для эпистемологии). Понятие свободы, долга, моральные отношения, этические принципы влияют на процесс познания.

2). Как показала практика, оказалось невозможным в полной мере формализовать язык науки.

3). В структуре научных теорий оказались метафизические высказывания, которые не поддаются верификации, а также общие высказывания, которые не поддаются верификации (высказывания о прошлом, о будущем, общие законы, например, закон всемирного тяготения). Таким образом, редукционизм подвергнут критике.

Вопрос 6. Постпозитивистские концепции науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). От логики науки к истории науки

ПОСТПОЗИТИВИЗМ – совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом), а с распадом этой программы пришедших ей на смену.

Главной тенденцией в развитии философии науки второй половины XX — начала XXI в. явился переход от логики науки к истории науки. Видными представителями философии науки как истории науки явились Т. Кун и И. Лакатос.

По мнению Т. Куна («Структура научных революций»), история науки раскрывает само существо науки; с помощью коррелятивных понятий «научная парадигма / научное сообщество» он представляет развитие науки как череду революций, которые провоцируются социально-психологическими факторами. И.

Лакатос («История науки и ее рациональные реконструкции») выделяет внешнюю и внутреннюю историю науки, считая, что в зависимости от методологии, возможны разные рациональные варианты внутренней истории науки (индуктивизм, конвенционализм, фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ).

проблема – проблема истинности (существует ли истина). Впервые эта проблема была поднята английским республиканским философом К. Поппером. Этот этап связан с работой К. Поппера «Логика научного открытия» (1959). К. Поппер начинает с критики редукционизма.

Редукционизм связан с эмпирическими фактами. Но эти факты могут не только подтвердить, но и опровергнуть теорию, сфальсифицировать ее. Поэтому истинность любой теории в принципе не доказуема, так как могут появиться другие факты, которые могут опровергнуть ее.

Поэтому главная задача философии науки не достижение истины, а проблема деваркации научного знания от ненаучного, а главным методом этой деваркации является принцип фальсифицируемости теории. Именно фальсификация делает теорию научной.

Те теории, которые в принципе не фальсифицируемы (не опровержимы) являются ненаучными (например, теологические теории, утверждение «коммунизм – светлое будущее всего человечества»). Любое научное знание, по мнению Поппера, не истина, а носит гипотетический (правдоподобный) характер.

Тысячи фактов, подтверждающих научную теорию, менее ценные, чем один факт, опровергающий ее. Фальсификация заставляет двигаться науку вперед (об этом говорилось также в «Критике чистого разума» И. Канта).

К. Поппер обосновал концепцию логики и роста научного знания (есть работа «Логика и рост научного знания»). Логика и рост знания, по мнению Поппера, заключается в выдвижении смелых гипотез и в их фальсификации (опровержении), в результате чего решаются научные проблемы.

К Попперу можно предъявить некоторые претензии, которые заключаются в следующем:

1). Отрицание истины (в отношении какой-либо научной теории, прим. корр.) как таковой не совсем правильно. Например, физика Ньютона показала свое бессилие в микромире, но в макромире она продолжает действовать. Истина относительна и она остается, но в тех условиях, для которых была создана та или иная теория.

2). По Попперу, фальсификация является отличительной чертой научной теории, но есть теории, которые фальсифицируемы, но научными их назвать сложно (политические, идеологические теории в принципе фальсифицируемы, но научными они не являются по определению). Поэтому одна фальсификация не является единственным условием деваркации научного знания от ненаучного.

3). Принцип фальсификации может быть применим и к самой теории Поппера. Противоречие заключается в том, что если теории фальсифицируема, то она уже не может являться научной, но если она не фальсифицируема, то она также, по Попперу, является ненаучной.

Следующий представитель постпозитивизма – Т. Кун (родился в 1922 г.). В лице Куна постпозитивизм главной проблемой философии науки делает следующие вопросы:

1). Каким образом развивается научное знание.

2). Как возникают научные теории.

3). Как эта теория добивается признания в обществе.

Одна из основных работ Т. Куна – «Структура научных революций». Т. Кун решительным образом отказывается от кумулятивизма в развитии науки. Т. Кун впервые предложил отказаться от образа науки, которая развивается 1) постепенно и 2) по законам логики.

Т. Кун рассуждает следующим образом. Наука делается прежде всего научным сообществом. А каждое научное сообщество имеет свои специфические черты. Научное сообщество – это люди, признающие одну общую парадигму.

Парадигма – это система убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций (часто под научной традицией подразумевается стиль мышления научного сообщества; собственную методологию научного сообщества). Не следует смешивать понятия эпистемы и парадигмы.



Источник: https://infopedia.su/1xf3a.html

12.позитивистская традиция в философии науки

Позитивистская традиция в философии науки.

32/позитивистская традиция в философиинауки. Философия науки в первом и второмпозивизме

3.Позитивистская традиция в философиинауки (классический позитивизм иэмпириокритицизм)

Позитивизмвозник в 20гг. 19в. и был ориентирован наразвитие науки. Позитивисты видели рольфилософии в развитии науки, исследованиязакономерностей языка науки. ОсновательП. О.Конт. В П. под рассмотрение попадаетопыт.

Возникнувиз потребностей человеческой жизнинаука в дальнейшем приобретаетопределенную самостоятельность.Породившие науку предпосылки отступаютна 2-й план, но это до тех пор покапроизводимое на базе предпосылок знаниесоответствует жизненным потребностямлюдей.

По потребности не остаютсянеизменными и тогда происходит разладмежду необходимым и фактическим знаниеми наука переживает кризис. Это означает,что необходима перестройка научнойдеятельности, и углубление знаний отом, что есть наука, знание, истина, аследовательно и научная рациональность.

Последовательную разработку вопросаоценки научной рациональности взял насебя видный философ XX в. К.Поппер. К.П.представляет себе науку, какпоследовательность не теорий, а научныхпроблем. Любая теория представлена, какрешение некоторых проблем. Инструментомсоц. познания выступает ситуационнаялогика (т.е.

логика которая необходимана данный момент времени на бытовомуровне, а не требующая дополнительногоосмысления.)

Сущностьпозитивизма и этапы его развития.

Позитивизм– наиболее широко распространенноетечение западной философии второйполовины XIX-XXвеков, утверждающее, что источникомподлинного, положительного (позитивного)знания могут быть лишь отдельные,конкретные (эмпирические) науки и ихсинтетические объединения, а философия,как особая наука не может претендоватьна самостоятельное исследованиереальности. Позитивизм изучает способыи методы достижения позитивного знания,отказываясь от рассмотрения абстрактных,умозрительных проблем, которые нельзяобосновать экспериментально.

Недостатки:эта концепция не может ответить навопрос, как возникает сознание. Позитивизмотрицает почти все предшествующееразвитие философии и настаивает натождестве философии и науки, а это непродуктивно, поскольку философияявляется самостоятельной областьюзнания, опирающейся на весь массивкультуры, в том числе и на науку.

ФилософияОгюста Конта (1798-1857) (основательпозитивизма, ввел это понятие в 30 гг.XIXвека), Милля, Спенсера – 1 историческаяформа позитивизма. Согласно Конту: внауке на первом месте должно бытьописание явлений.

Методы естественныхнаук применимы к анализу общества,социология – опорная наука, в которойпозитивизм может проявить все своивозможности, способствуя совершенствованиюязыка науки и прогрессу общества, взглядна общее умственное развитие человечества,результатом которого является позитивизм,свидетельствует о том, что существуетосновной закон. По этому закону выделяюттри стадии развития человечества:

1.теологическая (состояние вымысла) –необходимая точка отправлениячеловеческого ума.

2.метафизическая (абстрактное). Попыткапостроения общей картины бытия, переходот первого к третьему.

3.позитивная (научная, положительная). –твердое и окончательное состояние.

Недостатки:характерен не критический подход кнауке, ее восхваление, поспешностьвыводов.

Втораяформа позитивизма объединяет махизм(Мах) и эмпириокритицизм(Авенариус) под общим названием «новейшаяфилософия естествознания XXвека». Основное внимание махистамиуделялось объяснению «физических» и«психических» элементов мира в опытелюдей, а также «совершенствованию«позитивного» языка науки.

Авенариуспытался построить новую философию какстрогую и точную науку, подобную физике,химии и другим конкретным наукам,обосновывая философию как метод экономиимышления, наименьшей траты сил. Махбольше внимания уделял освобождениюестественных наук от метафизической,умозрительно-логической философии.

Позитивистскаятрадиция в философии науки.

Позитивизм(отлат. — положительный) прошел сложныйпуть в своемразвитии, возникнув в середине XIXвека как особое понимание предметафилософии и ее функций.

Этапыразвития позитивизма

  1. Первый позитивизм — 30-90-е годы XIX в. (О. Конт, Д. С. Милль, Г.Спенсер).

Родоначальникпозитивизма О. Конт (1798—1857) был ученикомК. Сен-Симона (1760—1825), известного мыслителяконца XVIII — начала XIX в. Он считаетсяодним из первых создателей социологиикак науки об обществе.

Основныеидеи позитивизма изложены в трудах егооснователя Огюста Конта «Курс позитивнойфилософии» (6 томов) и «Дух позитивнойфилософии». Конт объявляет«метафизикой» всякую теорию, признающуюсуществование объективной реальности.

Термин«позитивный» О. Конт применял какхарактеристику научного знания.

  1. Второй позитивизм — махизм (эмпириокритицизм) — 70-е годы Х1Х-началоXX в. в. (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре и др.)

Махистыисходят из того, что всё существующее,опыт понимается как совокупностьощущений. Мах выступает против пониманияматерии как объективной реальности.То, что мы называем материей, естьопределённая регулярная связь элементов(ощущений).

Называяощущения «элементами мира», махистыподразделяют их физические и психические.

Они хотят представить их как нечтонейтральное по отношению к материи и ксознанию, «элементы мира» не могут бытьв одном отношении физическими, а в другом– психическими.

Между физическими ипсихическими элементами существуетнеразрывная связь, так что не может бытьфизических элементов без психических.В процессе исследования можно отвлекатьсяот этой связи и рассматривать физическиеэлементы без психических.

Вмахизме предлагается редукция любогосодержательного высказывания науки кощущениям («элементам») индивидуальногосубъекта. Мах не признаёт за теоретическимипонятиями никакой роли, кроме роли знакадля совокупности чувственных данных.

  1. Неопозитивизм — 20-е годы XX века (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейни др.).

  2. Постпозитивизм (критический рационализм) — 50-60-е годы XX в. (К.Поппер).

  3. Философия науки — 60-70-е годы XX века (Т. Кун, П. Фейерабенд, И.Лакатос).

Термин «позитивизм» в истории философииупотребляется в четырех различныхсмыслах:

  1. Совокупность взглядов основоположника позитивизма О. Конта и егонепосредственных последователей.

  2. Совокупность концепций всех позитивистов XIX века, прежде всего О.Конта, Д.С. Милля, Г. Спенсера.

  3. Все позитивистские по своему содержанию концепции Х1Х-ХХ в.в.

  4. Метод исследования, отказывающийся от абстрактного, спекулятивногознания, опирающийся на факты и признающий только факты как основунаучного исследования.

Источник: https://studfile.net/preview/3399698/

Uchebnik-free
Добавить комментарий