ПОЗДНООГЛОХШИЕ

Как развивается речь у детей с нарушением слуха?

ПОЗДНООГЛОХШИЕ

Дети с нарушением слуха недостаточно хорошо овладевают социальным опытом из-за трудностей познавательной деятельности и общения с окружающими.

Процесс их образования и воспитания проходит своеобразно и требует постоянной поддержки специалистов.

Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом зависит от раннего специального воспитания и обучения и от активного участия родителей. Медицинская консультация

Гарантированный ответ в течение часа

Многие неслышащие дети в современных условиях хотят продолжать образование, приобрести престижную профессию в соответствии со своими интересами. Но из-за трудностей в общении со слышащими детьми или взрослыми, трудностей социальной адаптации не могут осуществить свои планы.

Поэтому родителям следует очень четко представлять взаимосвязь развития речи от состояния слуха у детей, в этой статье подробно представлен механизм влияния нарушения слуха на общее развитие речи детей.

Описана роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха. Выделены главные условия формирования речи. Раскрыты способы восприятия речи глухими и слабослышащими детьми.

Представлены характерные особенности развития речи у позднооглохших детей.

Вся воспитательная работа в школе или дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха заключается в помощи каждому воспитаннику достичь возможного оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками на основе адаптации к требованиям окружающей среды.

Развитие личности в процессе коррекционно-развивающего воспитания определяет возможность социальной адаптации школьника.

В понятие «социальная адаптация» входит взаимное приспособление воспитывающей системы к школьнику, а воспитанника к требованиям системы.

Адаптация и социализация личности — это освоение воспитанником социально-культурного опыта, формирование убеждений, воспитание чувств, усвоение норм и правил поведения и речевого общения с окружающими.

 

Зависимость развития речи от степени снижения слуха

Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижении слуха у ребенка возникают незначительные отклонения в развитии речи. Чем сильнее степень снижения слуха у малыша, тем больше нарушений, которые возникают в фонетической, лексической и грамматической стороне речи. При тяжелом снижении слуха ребенок остается полностью без речи – то есть глухонемым. Не слышащие дети овладевают речью только в процессе специального обучения, которое организует сурдопедагог в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением слуха.

Зависимость нарушения речевой функции от времени полной потери слуха

Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение слуховой функции. Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для речевого развития. Потеря слуха до 2 лет, когда речь малыша еще не сформирована, без ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3,5 лет без коррекционного обучения приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести. При полной потере слуха в 4-5 лет речь также почти полностью распадается, если не начато сразу специальное обучение. Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе.  

Зависимость нарушения речевой функции от времени частичной потери слуха

У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи. Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной при своевременной коррекционной поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с нарушением слуха.

Роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха

Важную роль в предупреждении возникновения вторичных нарушений развития ребенка могут играть педагогические условия, в которых он находится с момента нарушения слуха. При всей сложности и тяжести нарушений разви­тия глухого или слабослышащего ранняя педагогическая помощь, специаль­ное педагогическое воздействие позволяют предупредить или преодолеть, или уменьшить возникшие отклонения. Чем раньше близкие ребенка замечают на­рушение слуха, тем больше возможностей для коррекции его развития. Раннее начало развития ребенка в условиях специальной помощи, формирования речи неслышащего дает возможность предупредить возникновение вторичных на­рушений: своеобразное развитие мышления, нарушение познавательной дея­тельности, эмоционально-волевой сферы, социальную изоляцию.

Условия формирования речи у детей с нарушением слуха

Глухие и слабослышащие характеризуются различными условиями формирования речи и разными способами ее восприятия. Формирование речи у глу­хих (неслышащих) детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Только с помо­щью сурдопедагога возможно активное привлечение зрительного и слухового (с использованием ЗУА) восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности и кинестетических ощущений. Учитель показы­вает ученику, как должен функционировать его речевой аппарат для образова­ния речи, а также контролирует своим слухом правильность звучания речи ре­бенка. Он помогает глухому ученику сознательно овладеть движениями речевого аппарата, соответствующими произношению звуков, слов, фраз с использова­нием ЗУА. Формирование устной речи неслышащих учащихся ведется в условиях интенсивной работы по развитию слухового вос­приятия как одного из компонентов речевой деятельности. Одновременно сур­допедагог обучает неслышащего письменной и дактильной речи с тем, чтобы сделать для него возможным устное, письменное и устно-дактильное обще­ние. Использование письменной и дактильной речи способствует накоплению словарного запаса, уточнению значений и пониманию новых слов и фраз. В первоначальный период обучения неслышащий овладевает речью на основе устно-дактильного общения с учителем и окружающими детьми. Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их пониженного слуха с использованием индивиду­ального аппарата. Возможность даже неполного восприятия речи нормальной разговорной громкости способствует самостоятельному овладению устной ре­чью, хотя и с различными ее нарушениями. Еще до специального обучения у слабослышащего формируется понимание значимости речевых движений, про­исходит осознание смысла слов, фраз. Звуковые искаженные комплексы, напо­минающие слова, приобретают у слабослышаших детей определенные значе­ния. Возможность восприятия на слух хотя бы неполноценных звуковых обра­зов слов позволяет ребенку самостоятельно приобрести некоторый запас слов. С началом обучения в школе в условиях интенсивного развития и использования слуха с индивидуальным слуховым аппаратом быстро возрастает возможность самостоятельного накопления словаря и овладения грамматическим строем речи. Формирование речи слабослышащего ребенка с самого начала в дошкольном возрасте, а затем и в процессе специального обучения в школе отличается от формирования речи глухого ребенка. Это отличие связано, прежде всего, с воз­можностью слабослышащего самостоятельно овладевать речью, хотя бы и в ограниченной степени, с помощью слуха, в процессе речевого общения с окружа­ющими. Эти особенности требуют различных условий специального обучения глухих и слабослышащих детей, разные программы обучения, учебники и др.

Способы восприятия речи глухими и слабослышащими детьми

Глухие и слабослышащие различаются также по способу восприятия речи. Неслышащие дети овладевают зрительным и слухозрительным (с помощью звукоусиливающей аппаратуры) способами восприятия речи только в процессе специаль­ного обучения. У слабослышащих детей имеется возможность самостоятельного ов­ладения восприятием на слух речи разговорной громкости (хотя бы у самой ушной раковины) в процессе естественного общения с окружающими. Чем лучше слух слабослышащего, тем больше возможностей его использования в образова­тельном и воспитательном процессе. Значение зрительного восприятия речи у детей с нарушениями слуха возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуховой функции. Особенности восприятия речи у неслышащих и слабослы­шащих детей выдвигают различные требования к педагогическому процессу.

Особенности развития речи у позднооглохших детей

Отдельную группу в отношении сохранения речи и ее восприятия представляют позднооглохшие дети, поступающие в специальную школу для слабо­слышащих детей в 1-е отделение с уже развитой речью, но нарушенным слухом. У них наблюдается разная степень слухового нарушения и разный уровень со­хранности речи. Развитие речи и формирование словесного мышления поздно­оглохшего ребенка проходило до потери слуха в условиях естественного рече­вого общения на основе слуха. Оглохшие владеют языком, его словарным за­пасом, грамматическим строем, опытом словесного общения. Для всех позднооглохших речевые движения окружающих имеют осмысленное значение. Большинство позднооглохшиx, поступающих в специальную школу, име­ют тяжелую степень слухового нарушения, поэтому на первый план выдвига­ется задача формирования импрессивной стороны речи, то есть восприятия речи на зрительной или слухозрительной основе с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Процесс овладения чтением с губ у позднооглохших отлича­ется от аналогичного процесса у остальных детей с нарушениями слуха. Не слышащие и слабослышащие дети 2-го отделения специальной школы учатся чтению с губ в процессе формирования речи, в то время как учащиеся с поздней потерей слуха уже владеют речью, но должны специально приобретать навык зрительного восприятия устной речи для речевого общения и улучше­ния разборчивости восприятия речи при остаточном слухе. Для многих позднооглохших обучение чтению с губ представляет большие трудности. В процессе специального обучения позднооглохших необходимо установить новую связь между сформированными кинестетическими и соот­ветствующими зрительными образами произносимых слов, фраз, повысить встречную активность оглохшего в условиях контекста. Таким образом, по­зднооглохшие отличаются от неслышащих и слабослышащих иными метода­ми сохранения речи и формирования навыка чтения с губ, а при остаточном слухе — другими методами приспособления к слуховому аппарату.

Зуева Дарья  Владиславовна

01.07.2014 19:23

15776

Проголосуйте за статью
: 5, 2

Источник: https://puzkarapuz.ru/content/1921

Особенности развития речи у позднооглохших детей

ПОЗДНООГЛОХШИЕ

Отдельную группу в отношении сохранения речи и ее восприятия представляют позднооглохшие дети, поступающие в специальную школу для слабо­слышащих детей в 1-е отделение с уже развитой речью, но нарушенным слухом.

У них наблюдается разная степень слухового нарушения и разный уровень со­хранности речи.

Развитие речи и формирование словесного мышления поздно­оглохшего ребенка проходило до потери слуха в условиях естественного рече­вого общения на основе слуха.

Оглохшие владеют языком, его словарным за­пасом, грамматическим строем, опытом словесного общения. Для всех позднооглохших речевые движения окружающих имеют осмысленное значение.

Большинство позднооглохшиx, поступающих в специальную школу, име­ют тяжелую степень слухового нарушения, поэтому на первый план выдвига­ется задача формирования импрессивной стороны речи, то есть восприятия речи на зрительной или слухозрительной основе с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

Процесс овладения чтением с губ у позднооглохших отлича­ется от аналогичного процесса у остальных детей с нарушениями слуха.

Не слышащие и слабослышащие дети 2-го отделения специальной школы учатся чтению с губ в процессе формирования речи, в то время как учащиеся с поздней потерей слуха уже владеют речью, но должны специально приобретать навык зрительного восприятия устной речи для речевого общения и улучше­ния разборчивости восприятия речи при остаточном слухе.

Для многих позднооглохших обучение чтению с губ представляет большие трудности. В процессе специального обучения позднооглохших необходимо установить новую связь между сформированными кинестетическими и соот­ветствующими зрительными образами произносимых слов, фраз, повысить встречную активность оглохшего в условиях контекста.

Таким образом, по­зднооглохшие отличаются от неслышащих и слабослышащих иными метода­ми сохранения речи и формирования навыка чтения с губ, а при остаточном слухе — другими методами приспособления к слуховому аппарату.

22. Особенности самооценки у детей и подростков с нарушенным слухом.

На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких у ребенка возникает общая самооценка. Она становится фундаментом формирования личности.

При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общая самооценка, но не как таковая, а лишь ее положительная направленность.

Это приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастающему чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности, озлобленности и т. п.

Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние периоды, тем более у детей с нарушенным слухом, которые сталкиваются с огромными трудностями в общении даже в своей семье (имеются ввиду дети с нарушенной слуховой функцией из семей слышащих родителей).

После двух лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная самооценка ребенка. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной — ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий.

Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. На это стоит обратить особое внимание.

Ведь на данном этапе формирования самооценки частные негативные оценки и замечания взрослых не оказывают должного воспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду и отказ от неуспешной деятельности.

По мере того как развивается и дифференцируется представление ребенка о себе, частная самооценка отделяется от общей.

К концу дошкольного возраста в норме ребенок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу его конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, то есть что он может не уметь чего –то, оставаясь при этом хорошим и любимым. Отделение общей самооценки от частной является ведущей предпосылкой готовности ребенка к обучению в коллективе.

Так же важную роль в формировании адекватной самооценки играет общение ребенка со сверстниками.

Сравнивая свои достижения в конкретных видах деятельности с результатами других детей того же возраста, ребенок начинает все более правильно и точно оценивать свои возможности и способности.

Родители должны помочь ребенку правильно оценить свои достижения, указать на то, что он умеет лучше других, что хуже и что ему еще предстоит освоить. Но при этом ни в коем случае нельзя подвергать сомнению общую ценность его личности и положительную оценку ребенка в целом.

Частная самооценка формируется на основе оценок взрослых и на основе собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в самооценке. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценить свои успехи и неудачи.

Наиболее интенсивно формирование самооценки происходит в подростковом возрасте. Роль самооценки в формировании личности резко возрастает, как возрастает и уровень притязаний.

Нередко подростки объясняют свой неуспех любыми не зависящими от них причинами, лишь бы не признать своей несостоятельности.

Это создает неадекватное поведение (агрессивность, упрямство), что портит отношения с окружающими, делает подростка неуживчивым и трудновоспитуемым.

Длительное сохранение такого рода поведения приводит к тому, что эти формы закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера.

При благоприятном развитии личности противоречие между самооценкой и возможностями подростка не переживаются так сильно и остро и к концу подросткового возраста становится важнейшим фактором развития личности. В 14-15 лет подросток может быть способным к саморазвитию через самовоспитание и самосовершенствование.

Однако такое положительное и продуктивное действие самооценки возможно лишь при наличии и сохранении общей положительной самооценки, которое обеспечивает самоуважение и самопринятие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_52731_osobennosti-razvitiya-rechi-u-pozdnooglohshih-detey.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий