Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.

Механизмы опредмечивания потребности

Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.

Существует несколько механизмов опредмечивания потребности

1. В рамках инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления ориентиров инстинктивного поведения. Т.е. животное наделено определенными инстинктивными установками, которые предполагают уточнение их содержания уже в онтогенезе. При удовлетворении этих установок происходит заучивание раздражителей (это происходит быстр и легко)

2. Импритинг. Признаки объекта, удовлетворяющие какие-либо потребности , заложенные генетически. На основе запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно. Импритинг проявляется у человека при влюбленности, контакте матери и ребенка, половом запечатлении.

3. В условиях сложной, многообразно изменяющейся среды предмет потребности может выступать в разных оболочках, поэтому жесткая фиксация признаков потребности не всегда оправдана.

Необходим механизм выработки условных связей. Главное событие в процессе обуславливания – формирование мотивационного отношения к новому раздражителю.

Отмечается свойство генерализации – схожесть с обусловленным фактором другого фактора так же вызывает реакцию.

Проблема базовых потребностей человека

Базовые потребности человека – потребности, являющиеся решающими для развития человека.

Существуют разные точки зрения на базовые потребности.

1. Базовых потребностей нет.Человек не отличается своими потребностями от животных (Точка зрения бихевиористов)

2. Существует только одна базовая потребность – познавательная. Это потребность в новых впечатлениях. Она вторична и не насыщаема. В филогенезе проявляется поздно, в онтогенезе прогрессирует, как правило, при увеличении жизненного опыта.

3. Базовая потребность – потребность в общении. Майя Ивановна Лисина считает потребность в общении базовой, поскольку общение необходимо для нормального развития человека. При отсутствии общения у ребенка развивается задержка познавательного и эмоционального развития – госпитализм.

Мотивационная значимость потребности в общении подтверждается особенностями поведения некоторых типов личности. Например, шизоидный тип личности имеет слабовыраженную потребность в общении, не имеет тяги к контактам, замкнут в себе.

Представитель истероидного типа личности наоборот имеет особый мотив общения – любой ценой привлечь к себе внимание.

4. Потребность в защищенности. Такой точки зрения придерживались неофрейдисты. Эта потребность выражается в состоянии тревоги. Тревожность – последствие родовой травмы. Мотивационные функции тревоги – поддерживать состояние организма к готовности к самозащите и активизации поиска опасности в окружающем мире.

5. До определенного возраста базовой потребностью считают игру. Эстетическая потребность – «взрослый» аналог детской игры.

Таким образом, базовые потребности имеют биологические корни. Их человеческая специфика определяется социальными условиями жизни. Базовые потребности используются для формирования новых мотивационных отношений.

Вопрос №23

Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов. Мотив и мотивация. Типы мотиваций.

Мотив –побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта.

Классификация мотивов

Общепризнано то, что не существует единственной верной классификации мотивов. Классификаций столько, сколько существует оснований для классификаций.

1. По содержанию потребностей:

Ø Биологические;

Ø Социальные;

Ø Мотивы достижения успеха;

Ø Мотивы избегания неудач;

Ø Самоуважение;

Ø Самоактуализация;

2. По личностным установкам:

Ø Личные;

Ø Общественные;

Ø Эгоистические;

Ø Общественно-значимые;

Ø Идейные;

Ø Нравтсвенно значимые;

3. По видам деятельности:

Ø Общения и игры;

Ø Учения;

Ø Профессиональной деятельности;

4. По времени проявления:

Ø Постоянные;

Ø Ситуативные;

Ø Кратковременные;

Мотив и мотивация

Мотив – относительно устойчивые проявления, атрибуты личности.

Мотивация – Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.

Термин «мотивация» в широком значении используется во всех областях психологии, которые исследуют причины и механизмы поведения человека и животных. Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

1) потребностей и инстинктов как источников активности;

2) мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Типы мотиваций

1. Внешняя мотивация

Один из двух основных видов мотивации. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общие примеры мотивов поощрения являются деньги, приз, похвала и т.д. Внешние мотивы категории подкрепления – законы, предписания, штрафы и т.п.

2. Внутренняя мотивация

Второй основной тип мотивации. Обеспечение с помощью внутреннего вознаграждения и подкрепления. Веселость, радость и т.п. – награда за достижение успеха в чем-либо. Угнетение, грусть – последствия совершения ошибок. Общие примеры внутреннего подкрепления –«должен», «обязан», совесть, чувство вины. Вероятно внутренняя мотивация более сильна, когда м делаем что-либо ради удовольствия.

3. Зависимость.
Здесь мотивом может служить желание получить удовольствие от встречи с любимым человеком, получение похвалы, принятие новой дозы наркотика.

В общем все то, без чего мы чувствуем определенный дискомфорт. Потребность в еде/воде так же относится к этому типу мотивации.

Чувство подкрепления в этой ситуации – чувство голода, чувство вознаграждения – удовольствие от поглощения еды.

4. Ориентация «от» и «к»
Более известное название этой мотивации – «метод кнута и пряника». Одних людей проще мотивировать поощрением – «пряником», других наказанием – «кнутом».

Люди, легко мотивируемые наказанием – ориентация «от» — они хотят уйти от наказания, боли, которая может быть им причинена. Легко мотивируемые поощрением – ориентированы «к», т.е.

стремятся получить удовольствие.

Вопрос №24

Общие представления об ощущении. Классификация видов ощущений. Основные свойства.

Ощущение –психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, воздействующий на наши органы чувств. Ощущение – простейший, далее неразложимый психический процесс. Ощущение – чувствительность к физико-химическим свойствам среды.

Ощущение присуще и человеку, и животным. Однако они различны. Ощущения человека опосредованы его знаниями, общественно-историческим опытом человечества. Выражая какое-либо свойство предмета через слово, человек совершает обобщение этих свойств.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений, их интенсивность и продолжительность. Ощущение – превращение энергии внешнего взаимодействия в акт сознания.

Классификация ощущений

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов, ощущения делятся на 3 группы:

1. Экстерорецептивные ощущения, связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые.

2. Интерорецептивные ощущения. Они связаны с рецепторами внутренних органов.

3. Проприорецетивные ощущения – кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, сухожилиях, связках.

Так же различают контактные и дистантные ощущения.

Основные свойства

1. Качество – специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от все других видов ощущений. Качества зрительных ощущений: яркость, насыщенность.

2. Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

3. Длительность ощущения – временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием анализатора.

Ощущение возникает не сразу, а через некоторый промежуток времени. Этот промежуток называется «латентным периодом ощущения». Так же ощущение и не исчезает сразу.

Отрезок времени от прекращения раздражения анализатора до замечания этого называется «инерцией ощущения»

4. Пространственная локализация – характеристика ощущения, позволяющая определить местонахождение раздражителя.

Вопрос №25

Общее представление о восприятии. Классификация видов. Свойства восприятия

Восприятие – сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (perception –восприятие). Иногда этим термином обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств. А.Н.

Леонтьев считал, что, переход от ощущения к восприятию в филогенезе был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно неоформленной среде к жизни вещно-оформленной. Поскольку любой предмет как раздражитель является составным, сложным, то в формировании его образа задействованы сразу несколько анализаторов.

Таким образом, восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.

Различие восприятия ведут по ведущему анализатору – зрительное восприятие, слуховое, осязательное и др. важную роль во всех видах восприятия играют двигательные ощущения, хотя они не всегда осознаются человеком.

Так, зрительное восприятие помимо собственно зрительных ощущений (цвет, яркость, …) включает так же и кинестезические (двигательные) ощущения, возникающие при движении глаз (конвергенция, дивергенция и т.д.)человек, владеющий речью может опосредовать восприятие, обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность.

Речь создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов путем и словесного обозначения (называния).

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 613;

Источник: https://studopedia.net/1_56262_mehanizmi-opredmechivaniya-potrebnosti.html

Понятия мотивации, потребности, мотива

Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.

Причины активности человека и животных изучались еще мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным. Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой психеи».

Злоупотребление вожделениями ведет к их ослаблению, умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в его жизни.

Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природное основание.

В зарубежной психологии проблема мотивации была рассмотрена психологами разных школ:

  • Психоанализ. 3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты: инстинкт жизни (воспроизведение себе подобных — половая потребность; поддержание жизни — физические потребности) и смерти (агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение).
  • Бихевиоризм. Основой активности индивида является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, оно и приводит организм в состояние активности.
  • Гуманистическая психология. А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерывному развитию.

В отечественной психологии человека рассматривают как деятеля. А. Н. Леонтьев выделил два класса мотивов — неосознаваемые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся влечения, конформизм, установки.

Влечения являются внутренним стимулом к совершению определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции.

Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к людям или объектам.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если ставится вопрос: на что направлена активность организма, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Существует много оснований для классификации потребностей:

  1. По происхождению их делят на: биологические, или естественные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (потребность в общественной деятельности, труде, общении), культурные (соответствует требованиям общества).
  2. А. Маслоу предложил систему классификации потребностей как иерархическую структуру (схема 28), в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей, которые делятся на первичные (нужды) и вторичные (потребности роста). К первичным потребностям относятся физиологические потребности и потребности в безопасности. После того как первичные потребности достаточно удовлетворены, актуализируются вторичные потребности: в любви и самоотдаче, уважении, познании, эстетике, красоте и самовыражении.
  3. Согласно теории Д. Макклеланда, людям присущи три вида потребностей — во власти, успехе и причастности.

А. Н. Леонтьев отмечает, что наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако, потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Представим себе ситуацию: человек очень хочет есть, но при этом опаздывает к девушке на свидание.

У него есть выбор — удовлетворить одну потребность или другую. Может быть, у него такая девушка, ради которой он готов умереть с голоду, а может он решит к ней опоздать и пойти пообедать.

Однако может случиться так, что он заработался, и предмет его потребности остался никак не представленным — ни в восприятии, ни в мысленном плане, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может.

То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет же потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, называется мотивом деятельности.

Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение.

Источник: https://psyera.ru/ponyatiya-motivacii-potrebnosti-motiva_7716.htm

Мотивы и потребности. Процессы опредмечивания (импринтинг, обусловливание и др.)

Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Мотив или потребность – детерминанта поведения. То, что отвечает на вопрос почему человек или животное действует. Потребность отвечает на вопрос «почему», мотив отвечает на более конкретный вопрос – «ради чего».

Понятия мотив и потребность – это теоретические конструкты. Есть феномен,а есть закон. Феномен – то, что мы наблюдаем непосредственно. Мотив мы не можем наблюдать непосредственно.

Мы реально видим, что вот крыса, которая старается добежать до пищи, человека, который совершает тот поступок или иной поступок.

На самом деле, реально мы видим поведение, но мы умозаключаем, что за этим стоит некая закономерность.

Нас окружает огромное множество объектов, и часто в нашем сознании присутствует множество идей. Объект становится мотивом, когда он отвечает нашей потребности. Потребность как нужда – это объективное состояние, вызываемое изменением гомеостаза.

В жизни каждой потребности есть два этапа: первый этап когда человек еще не определил, какой объект может удовлетворить эту потребность. Человек как бы совершает перебор объектов, идей, которые бы отвечали его потребности. В ходе этой поисковой активности обычно и происходит встреча потребности с ее предметом.

Процесс встречи потребности с предметом получил название опредмечивания потребности. В этом акте рождается мотив – опредмеченная потребность. Схематически изобразим это следующим образом: потребностьпредметмотив.

Потребность становится в этом случае определенной потребностью именно в данном предмете. Поведение приобретает свою направленность.

Рассмотрим конкретный пример превращения ненаправленной активности субъекта в направленную на определенный предмет деятельность.В момент вылупления активизируется генетически заданная программа — найти тот объект, за которым птенец будет следовать до тех пор, пока не начнет самостоятельную жизнь. К.

Лоренц говорил о том, что у птенца возникает специфическая «энергия действия» (другие авторы, например А.Н.Леонтьев, говорили об актуализации у птенца потребности следования), требующая своей разрядки (удовлетворения).

Однако объект, способный «разрядить» ситуацию напряжения («опредметить» потребность), еще не найден и должен быть обнаружен в результате специфической поисковой активности птенца.

При встрече с этим объектом происходит снятие напряжения, или опредмечивание потребности, итеперь выделенный из мира объектов предмет становится предметом потребности птенца и направляет его деятельность (он следует за матерью). При этом происходит так называемый импринтинг запечатление (буквально: «впечатывание») образа именно этого объекта в памяти птенца.

Обусловливание использовавшийся в бихевиоризме термин для обозначения приобретения нейтральным стимулом способности вызывать реакцию, которую изначально вызывал лишь безусловный стимул.

Бихевиористы различали наследственные, или врожденные, реакции (безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные реакции (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы и др.). Кроме того, реакции делились (по степени их «скрытости» от наблюдателя) на внешние (речь, эмоции, двигательные реакции и т.п.) и внутренние (мышление, многие физиологические реакции и пр.).

Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы. В экспериментах с маленькими детьми Дж.

Уотсон, например, установил, что безусловными стимулами для реакции страха (замирание, затем громкий плач) являются резкий звук и потеря опоры. Если один из этих стимулов сочетать с показом какого-либо «нейтрального» объекта (т. е.

объекта, который не вызывал до сих пор никакой отрицательной реакции, например белого пушистого кролика), то через определенное число сочетаний безусловного стимула с условным произойдет процесс «обусловливания» и нейтральный до этого стимул приобретет способность вызывать реакцию страха. Можно избавить ребенка от возникшего страха путем сочетания стимула, вызывающего реакцию страха, с безусловным или условным «положительным» стимулом.

У ребенка 1,5 лет была выработана (указанным выше способом) условная отрицательная реакция на сосуд с золотыми рыбками: как только ему показывали этот сосуд, он старался убежать от него. И никакие рассказы о золотых рыбках (как они живут, питаются и т. п.

), никакие примеры поведения других детей, которые на глазах у ребенка брали в руки золотую рыбку и гладили ее, не рассеивали этот страх. Тогда было предложено следующее: ребенка сажали за один конец длинного стола обедать — а на другой конец стола ставили закрытый сосуд с рыбками.

Как только ребенок начинал есть, сосуд приоткрывался. Если ребенок выражал беспокойство, сосуд закрывался. На следующий день сосуд придвигался несколько ближе к обедающему ребенку — и повторялась та же процедура. Если ребенок прекращал есть — сосуд отодвигали от ребенка на большее расстояние от него.

Так повторялось несколько раз — и в течение этих дней сосуд постоянно и понемногу сдвигался в сторону ребенка. И наступал, наконец, день, когда ребенок ел рядом с сосудом и смотрел на рыбок безо всякого страха. Произошло размыкание условной связи, и для того, чтобы это произошло, говорил Дж.

Уотсон, понадобилось включить в цепь условий также и пищеварительный аппарат.

Выделяют также опосредование. Мотивационное опосредование (предписание и аргументация носят воображаемый характер) и мотивационное обусловливание (мы имеем дело с реальными подкрепляющими воздействующими; ребенок играет со спичками, что – то поджег, испугался, возникла ассоциация со страхом (негативная эмоция)).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1219 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/6-52943.html

Лекция 3

Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.

Потребностии мотивы.

Влечения,стремления, желания – относятся кпотребностной сфере человека. Концепциядеятельности в Российской психологиивсегда рассматривается в полемике 2психологов: Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.Хотя они дополняли друг друга.

А.Н.Леонтьев.

РассматривалПОТРЕБНОСТЬ как необходимую объективнуюнеобходимость организма в чём-то внешнем.Рождённый организм уже ориентированна потребление (пищевая потребность).У потребности есть свой предмет «БЛАГО»в широком смысле, это предметноесодержание потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ– есть состояние нужды организма вкаком-то предметном содержании. Иногданужды нет, а потребности есть. Введёмпонятие «объём потребностей» (количествоблаг, необходимых для удовлетворенияпотребности). Есть объём постоянный,который существует всегда (организмическийуровень), и актуальный,который можно переживать при дефицитеблаг.

Рубинштейн.

Психологначинает анализировать потребноститогда, когда она представлена в психике,прежде всего, в виде эмоций. Эмоции –психическое отражение актуальногосостояния потребности. Простейшиеэмоции – организмические. Дефицит благ,животное, например, голодно, возникаетэмоция фрустрации. Негативное эмоциональноесостояние возникает при невозможностиудовлетворения потребности.

П.В.Симонов – чтобы возникли эмоции, нужнанеудовлетворённая потребность. Эмоцияможет быть представлена в психикекосвенно, так как потребности личностиамбивалентны.

Подлинные потребностимогут отличаться от тех, которые проникаютв психику. Подлинные потребности могутбыть опасны. В романе Стругатских«Сталкер» есть описание комнаты, вкоторой удовлетворяются все потребности.

Герой попросил одного, а комната выполнилато, что он на самом деле хотел.

Потребности–это субъективная необходимость вовнешнем благе, имеющем постоянный иактуальный объём, и представленнаяпрямо или косвенно психически – в формеэмоций, желаний, стремлений.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОНЯТИЕ МОТИВА,

Опредмечивание– это когда потребность есть, а в чёмона – неизвестно. Потребность есть, апредмета нет. Когда потребность находитсвой предмет – происходит опредмечивание,как Конрад Лоренц (зоопсихология), когдаза ним шли цыплята. «Давай опредметимся»!писали девушки на своей палатке в летнемлагере.

ИТАК,ПОТРЕБНОСТ ЕСТЬ, А ПРЕДМЕТА НЕТ:

  1. Общая, не направленная активность. Например, кошка в клетке в экспериментах Торндайка. Деятельность появляется тогда, когда появляется направленная активность.

  2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей.

  3. Наличие фрустрации (негативное эмоциональное состояние).

Актыопредмечивания каждый может подобратьсебе сам. Ю.Б. Гиппенрейтер приводила впример Онегина – «Ты чуть вошёл – явмиг узнала»! Вот он предмет потребности.

Чторадикально меняется после опредмечивания:

  1. Появляется направленная активность (деятельность).

  2. Резкое изменение возможных благ. Например, если ребёнку в определённом возрасте не вводить прикорм соков, овощей, то он так и будет питаться молоком матери и это отразится на его здоровье не лучшим образом. Подросток находит себе друга, другие тоже остаются, но он близкий самый.

  3. Аффективное закрепление предмета потребности, который направляет деятельность.

Леонтьевотказывался рассматривать эмоциональнуюсубъективную деятельность у людей иживотных. Мотив – предмет потребностии предмет деятельности по А.Н. Леонтьеву.

Вмотиве встречаются потребление благ ипроизводство благ.

Предметпотребности МОТИВ

Предметдеятельности

Функциимотива:

Мотивнаходится на пересечении потребностнойсферы и сферы направленной активности.

  1. Побуждающая Функция мотива связывает мотив с потребностью. Берётся она от активности, связанной с потребностью. Иногда нам кажется, что чем сильнее нас пинают, тем быстрее мы движемся к чему-то.

    При слишком высоком побуждении получается отрицательный результат, если задача сложная. Для простых и стандартных задач оптимально сильное побуждение. Для творческих, сложных задач, должно быть лёгкое побуждение.

    Это побуждение держит мотив на таком уровне, чтобы чуть-чуть зашкаливало.

  2. Смыслообразующая функция мотива связывает мотив с деятельностью (деятельность «коллективной охоты). Когда человек понимает смысл собственных действий – он может победить все трудности и страдания. Как повысить продуктивность действий с помощью смыслообразования? Например, разделить процесс деятельности на отдельные действия.

    Эксперимент в конце 40-х годов. Детям 4-5 лет предложили стоять по стойке смирно. Просто стоять они могли несколько секунд. А как наполнить смыслом эту деятельность? Нужно вспомнить, что основным ведущим видом деятельности этого возраста является сюжетно-ролевая игра. Их роль – часовой, охраняющий мирный труд своих граждан.

    Дети видят смысл и стоят долго.

  3. Строение потребностно-мотивационной сферы.

Допустим,мотивов 2, они рядоположены, потом одинпобедил другого («феномен горькойконфеты»). Начнем анализ данного феноменас описания экспериментальной ситуации,в кото­рой он был обнаружен.

Ребенокдошкольного возраста должен был решитьзадачу: достать удаленный от негопредмет, не вставая со сво­его места.Как только ребенок приступал к решениюзадачи, экспериментатор переходил всоседнюю комнату, откуда за ребенкомвелось скрытое наблюдение.

Однажды,после безус­пешных попыток достатьпредмет, мальчик нарушил инструкцию:он достал предмет, встав со своего места.Тотчас экспериментатор вер­нулсяобратно, похвалил ребенка за достигну­тыйуспех, и в качестве награды предложилему злополучную конфету.

Однако ребенокне взял конфету, а когда экспериментаторстал уговари­вать его взять своюнаграду, тоттихо заплакал.

Чтобывыяснить, что находится за обнару­женнымфеноменом, А. Н.Леонтьев выделил триследующих момента: 1) общение ребенка сэк­спериментатором при постановкезадачи; 2) про­цесс решения задачи; 3)общение ребенка с экспериментаторомпосле того, как он достал предмет.»Действия ребенка, — разъясняет А.Н.Леонтьев, — отвечали, таким образом,двум различным мотивам, т. е.

осуществлялидвоякую деятельность: одну — по отношениюк экспери­ментатору, другую — поотношению к предмету (награде). Какпоказывает наблюдение, в то время, когдаребенок доставал предмет, ситу­ацияне переживалась им как конфликтная, какситуация «сшибки».

Иерархическаясвязь между обеими деятельностямиобнаружилась только в моментвозобновившегося общения сэкспери­ментатором, так сказать, postfactum: конфета оказалась горькой, горькойпо своему субъек­тивному, личностномусмыслу» (Леонтьев, 1983, т. П, с.203). Уребенка изменилось отношение к конфете:он отказался от того, ради чего нару­шилправила выполнения задания.

Образного­воря, в ходе развития ситуациисладкая конфета превращается в горькую,в чем и состоит фе­номенология феноменагорькой конфеты.

Теперьмы сформулируем важное положе­ние,которое обоснуем в ходе дальнейшегоана­лиза феномена «горькойконфеты«:Трансфор­Мацияотношений ребенка, образование иерар­хийсвязей, характеризующих его личность,происходят не сами по себе, не автоматически,а в работе его личности.

Сшибка» двух жизненных отношенийго­ворит о началепроцесса соподчинения отноше­ний,иерархизации деятельностей, т. е.образо­вания связующего «узла»-личностного новооб­разования.

Независимо от причин и механиз­мовформирования соподчинения связей, переднами — бесспорный факт переворачиванияотно­шений ребенка, их фундаментальнаятрансфор­мация.

Ребенок отказываетсяот того, на что он был направлен, и этоеще не все: он активно оценивает то, чтопроизошло, выполняя опре­деленнуюработу самоотношения.http://www.vash-psiholog.info/t/229-2012-10-16-19-07-19/18866-glava-viii-fenomen-gorkoj-konfety.html

Источник: https://studfile.net/preview/4372609/

Uchebnik-free
Добавить комментарий