Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка.

Правопорядок. Соотношение правового и общественного порядка

Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка.

Правопорядокесть порядок, основанный на праве. Инымисловами, это система отношений, охраняемых,защищаемых, регулируемых правом. Внеправа или без права правопорядокнемыслим.

Само это понятие слагаетсяиз двух слов «право» и «порядок»,весьма точно передающих суть явления.Назначение права — вносить определенныйпорядок во взаимоотношения между людьмии их объединениями.

Поэтому правопорядоквыступает как «состояниеурегулированности общественныхотношений«(В.В. Борисов).

Отсюдаследует, что характер, уровень, содержание,функционирование и обеспечениеправопорядка в значительной мере зависятот того, как трактуется право.

Если подправом понимать лишь высокие, ноабстрактные идеи справедливости,свободы, нравственности, гуманизма,общедемократические принципы («неписаноеправо»), то и понятие правопорядкаокажется расплывчатым, аморфным инеустойчивым.

В этом случае создаетсяиллюзия необязательности соблюдениягосударственных установлений, законов,предписаний — достаточно лишь придерживатьсяопределенных взглядов, убеждений.

Еслиже под правом подразумевать исходящиеот публичной власти четкие, формальноопределенные и обязательные для всехюридические нормы, выражающие указанныевыше ценности («писаное право»), топоявляется реальная возможностьустановления в обществе твердого порядкаи стабильности, их обеспечения,гарантирования. Когда все субъектыобщественных отношений сообразуют своеповедение с требованиями правовых норм,мы получаем правопорядок.

Большинствоправоведов — теоретиков и практиков -склоняется ко второму вариантуинтерпретации права, ибо, как заметилеще И.А. Ильин, при всех различиях вомнениях понятие права упирается вконечном счете в понятие нормы.

Именнопоэтому ни одна из предлагающихся нынеконцепций права не исключает из егосостава нормы, а лишь дополняет их рядомдругих компонентов. Впрочем, оба подходавполне сопрягаемы и вовсе не противоречатдруг другу.

Основой правопорядка являетсяправопослушное поведение граждан и ихобъединений.

Установлениетвердого порядка и управляемости навсех уровнях властной вертикали являетсянасущной задачей современной России,задачей, без решения которой невозможнодальнейшее продвижение реформ. Одно изпрезидентских посланий ФедеральномуСобранию так и называется: «Порядокво власти — порядок в стране».

В нем,в частности, говорится: «России нуженпорядок, однако необходимо при этомответить на два непростых вопроса: какойпорядок и как его наводить. Абсолютноебольшинство возникающих у нас проблемпорождено, с одной стороны, пренебрежениемк правовым нормам, с другой — неумелымидействиями власти. В этих условияхпорядок в стране начнется только снаведения порядка в самом государственноморганизме.

Не повысив качества управления,не решить другие проблемы. Сегодняименно управленческая сфера должнабыть объявлена «зоной особоговнимания», приоритетом номер один. Уэтого приоритета есть простое короткоеимя: правовой порядок. Это и есть ответна вопрос: какой порядок нам нужен. Изэтого вытекает ответ и на другой вопрос:как этого порядка достичь.

Главныйспособ навести порядок — начать с власти,коренным образом усовершенствоватьвсю систему управления страной, начинаяс верхних эшелонов»8.

Мысльсформулирована ясно — нужен не полицейскийпорядок, а демократический. И методыего достижения должны быть не тоталитарными,а опять-таки демократическими. Инымисловами, не любой правопорядок можетустроить общество.

В истории Россиибыли всякие порядки («сталинский»,например), равно как и разные видызаконности («классовая»,»революционная», «социалистическая»).Власть не обременяла себя связанностьюправовыми, да и другими нормами.Последствия известны.

Но правопорядокнемыслим без твердой государственности,эффективной власти. Для него чуждатолстовская идея непротивления злунасилием.

Вупомянутом выше документе подчеркивается:»Власть, не ограниченная правом,опасна. Право, не обеспеченное правом,бессильно. Первое много раз подтверждалосьнашей историей. Второе становитсяочевидным сегодня.

Общество подошло крубежу, когда самое главное и самоеконструктивное — последовательные мерыпо созданию порядка. Нельзя допустить,чтобы неизбежные издержки переходныхпроцессов стали необратимыми.

Даже еслине произойдет серьезных срывов, остаетсяопасность медленного вползания в такойрежим, в котором нынешний беспорядокстанет устойчивой формой «порядка».Наш выбор — это порядок, основанный направе».

Правопорядок— внутреннее дело каждой страны. Однакоего значение нередко выходит за рамкинациональных интересов данногогосударства, ибо беспорядок, нестабильность,нарушение прав человека и т.д. затрагиваюттакже интересы мирового сообщества,мирового порядка.

Не случайно Россия всвязи с вступлением в Совет Европы дала»Пояснения к состоянию и планамсовершенствования правового порядка»,заверила, что усилит борьбу с коррупцией,преступностью.

Да и сейчас западныестраны бдительно следят за положениемдел в нашей стране, в частности занаведением порядка в Чечне и другихрегионах, за ликвидацией криминальнойситуации. Они видят для себя угрозу вроссийской организованной преступности,коррупции.

Следуетразличать понятия «правовойпорядок«и «общественныйпорядок«.Они соотносятся как часть и целое,последнее понятие несколько ширепервого.

Если правопорядок, как сказановыше, основывается на праве и являетсяконечным итогом его реализации, тообщественный порядок предполагаетсоблюдение не только правовых, но и всехиных социальных норм, действующих вобществе (моральных, корпоративных,обычаев, традиций и т.д.). Это — результатобщесоциальной регуляции, которая,конечно, включает в себя и правовую.

Вэтой связи необходимо подчеркнуть, чтоправопорядок и общественный порядокне совпадают лишь частично.

Правопорядокявляется ядром, центральным элементомобщественного порядка и в решающейстепени покрывает его, поскольку основнаямасса наиболее существенных ипринципиальных отношений закрепляется,опосредуется, охраняется правом(отношения собственности,социально-экономического и политическогоустройства, положения личности, ееправа, свободы, обязанности; семейные,трудовые, гражданские, административныеи иные отношения).

Такчто правовое поле тоже достаточноширокое, за его пределами находятсялишь морально-этические, личные, интимные,дружеские и некоторые иные отношения,не требующие юридической регламентацииили даже объективно не подконтрольные(не подвластные) такому воздействию.Правопорядок выражает прежде всеговолю государства, но объективно в немзаинтересованы все.

Конкретноразличиямежду правопорядкоми общественным порядком заключаютсяв следующем:

1)они не совпадают по своему генезису,происхождению, эволюции; если общественныйпорядок исторически возникает вместес возникновением и становлениемчеловеческого общества как егоорганическая часть и условие существования,то правопорядок в качествеполитико-юридического явления зарождаетсягораздо позже, а именно когда возникаютпубличная власть, право, законы; он -атрибут государства;

2)у них разная нормативная основа; еслиправопорядок базируется на праве иявляется в конечном счете результатомего реализации, то общественный порядокесть следствие соблюдения не толькоправовых, но и всех иных социальных нормобщества;

3)они по-разному обеспечиваются; еслиправопорядок опирается на особый аппаратпринуждения, то общественный порядок- на силу общественного мнения, мерынегосударственного воздействия; запервым стоит мощь государства, за вторым- влияние (давление) всего общества;

4)при нарушении правопорядка и общественногопорядка возникают разные последствия;в первом случае могут быть примененыюридические санкции, во втором — толькомеры морального характера;

5)наконец, как уже отмечалось, правопорядоки общественный порядок не тождественныпо своему объему, содержанию, элементномусоставу; последний по указанным вышепричинам шире первого.

Следуетзаметить, что на уровне обыденногосознания общественный порядок понимаетсячаще всего несколько упрощенно (узко),а именно как порядок в общественныхместах — на улицах, площадях, в парках,зонах отдыха, в помещениях для проведениякультурно-массовых и спортивныхмероприятий (стадионах), в общественномтранспорте и т.д. Такое представлениев принципе верно, но неполно, так как вдействительности общественный порядокпредполагает социальную упорядоченностьвсех общественных отношений, а некакой-то их части.

Соотношениезаконности и правопорядка.Названные понятия тесно взаимосвязаны,но не тождественны. Они соотносятся какпричина и следствие: есть законность -есть и правопорядок, нет законности -нет и правопорядка. Если законы и иныенормативно-правовые акты всеми и повсюдустрого соблюдаются (законность), торезультатом такого положения являетсячеткий правовой порядок.

Инапротив, если правопорядок слаб,непрочен, расшатан, то это свидетельствуето том, что законы не соблюдаются,нарушаются, игнорируются, иначе говоря,отсутствует законность как режимвсеобщего уважения и исполнения законови основанных на них подзаконных актов.Одно предполагает другое.

Законностьлогически предшествует правопорядку,связь здесь жесткая, причинно-следственная.

Не случайно в повседневномобщественно-политическом лексиконеэти понятия обычно ставят рядом:укрепление законности и правопорядка,нарушение законности и правопорядка.Процесс один.

Правопорядок — реальныйпоказатель состояния законности, онотражает степень соблюдения законов,требований всех юридических норм.Правопорядок — продукт, итог законности.

Законность,правопорядок и демократия. Не можетбыть подлинной демократии без твердойзаконности и правопорядка, без дисциплиныи организованности.

Демократия в любойее трактовке имеет правовое измерение,»правовые одежды» и, следовательно,может успешно развиваться, функционироватьтолько на правовом поле, а не за егопределами. Перед нами — единствоконституционности и власти.

Любойпорядок есть продолжение свободы,правовой порядок — тем более. Перед нами- единство трех указанных категорий.

Демократия- не вседозволенность, она есть четкоотлаженная система управления обществом,форма народовластия. Право, законы,порядок — неотъемлемые элементыдемократии, без которых она превратиласьбы в нечто зыбкое и непрочное. Демократия»без берегов», вне правовых рамок- это хаос, анархия, стихия. Законность- фундамент демократии, без которогоона рассыпалась бы, как дом, построенныйна песке.

Какизвестно, демократия — это власть народа.Власть же без закона неполноценна ималоэффективна. В свою очередь, законбессилен, если он не опирается на власть.Так что закон и власть в известном смысле- синонимы, они нужны друг другу иневозможны друг без друга.

Суд выноситсвой приговор от имени государства(власти) на основе соответствующегозакона, олицетворяя тем самым их слияние,неразрывность. Власть также призванаобеспечивать соблюдение закона, а законудерживает власть в своих рамках,страхует от произвола, самоуправства.

Демократия — это торжество закона изаконности.

Юридическиенормы служат «скрепами» демократии,и чем надежнее эти «скрепы», темустойчивее и стабильнее данный институт.

Многие трудности, издержки молодойроссийской демократии проистекаютименно из того, что она пока не имееттвердых правовых основ, правовыхтрадиций.

Отсюда — многочисленныезлоупотребления теми возможностями,которые открылись перед гражданами иих объединениями в новой России.Разумеется, само законодательстводолжно быть по своей сущностидемократическим.

Однако(и это обратная связь), законностьи правопорядокнемыслимы вне демократии,ибо в этом случае будут отсутствоватьнеобходимые условия для реализацииправ человека, свободы и безопасностиличности, нормального функционированияюридических механизмов. При демократииправа человека ограничены только такимиже правами других людей.

Демократия— естественная благодатная среда дляпользования теми преимуществами, которыедают законность и правопорядок, ихгарантии. Лишь полицейские, тоталитарные,репрессивные режимы (порядки) не нуждаютсяв демократии. Напротив, она для них -помеха. Именно поэтому данные порядкии называются антидемократическими.

Законностьи дисциплина.

Дисциплина— понятие более широкое, чем законность,так как она предполагает не толькособлюдение законов и иных нормативно-правовыхактов, но и всех индивидуальных правили установлений, а также устных приказов,распоряжений, указаний.

Важнейшей частьюдисциплины является соблюдение работникомлюбого учреждения или организациивнутреннего трудового распорядка, своихслужебных обязанностей, порученногодела. Особое значение дисциплина имеетдля должностных лиц, деятельностигосаппарата.

Конечно,дисциплина включает в себя и законность,но к ней не сводится. Это близкие, но несовпадающие явления. Они соотносятсякак часть и целое. Законность — ядро,стержень дисциплины, без которыхпоследняя немыслима. Дисциплина — нечтобольшее, чем простое законопослушание.

Общее же между ними заключается в том,что и законность, и дисциплина представляютсобой определенный режим, состояние,упорядоченность связей, отношений; ониобъективно необходимы для общества ивыполняют во многом идентичные функции.

Субъектами дисциплины, как и законности,являются все участники общественныхотношений — как индивидуальные, так иколлективные.

Дисциплинированныйчеловек — это прежде всего внутреннеорганизованный, пунктуальный,исполнительный и обязательный человек,привыкший к четкому распорядку своейжизни и деятельности. Это, как правило,высокосознательный, воспитанный,активный и требовательный к себе идругим индивид. Дисциплина — неотъемлемыйэлемент культуры личности, в ней большуюроль играет самодисциплина.

Дисциплина- комплексная, многоплановая категория.Существуют различные виды и разновидностидисциплины — государственная, трудовая,производственная, технологическая,финансовая, договорная, кадровая (илиштатная), исполнительская, воинская,учебная и другие.

Болееподробно дисциплина изучаетсяадминистративным правом. В общетеоретическомже плане она разработана недостаточно.

Источник: https://studfile.net/preview/4172449/page:32/

Соотношение правового и общественного порядка

Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка.

Общественный порядок— система общественных отношений, которая складывается под воздействием всех социальных норм: обычаев, традиций, морали, религиозных, корпоративных предписаний и правовых норм.

Правопорядок— часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка.

В результате реализации требований законности общественные отношения упорядочиваются, устанавливается порядок, основанный на праве — т.е. правопорядок.

Если правопорядок основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых но и всех иных социальных норм действующих в обществе.

Правопорядок представляет собойчасть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Соотношение заключается в том что правопорядок и общественный порядок характеризуются организованностью и упорядоченностью общественных отношений.

Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В.В.

Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участ­никами общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие». Общественный порядок обеспечивается силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой – состояние общественного порядка обуславливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Можно выделить различия: у них разная нормативная основа; они по разному обеспечиваются, правопорядок опирается на принуждение, то общ. порядок на силу общ. мнения; при нарушении правопорядка (юр.санкции) и общ. порядка (меры морального характера) возникают разные последствия.

83. Понятие, структура и виды правового сознания.

Правосознание — совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Структура правосознания состоит из двух элементов:

-идеологии — система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии.

-психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права-люди, им свойственны все психологические состояния.

Виды правосознания:

По степени общности правосознание подразделяется на:

-массовое, когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение.

-групповое, отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы)

-индивидуальное, представляет собой суждение о праве отдельной личности. У каждого конкретного человека представления о праве могут быть неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем и групповое сознание, как правило не идеальное.

По глубине отражения правосознание делится на :

-научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.

-профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности.

-обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.

Взаимосвязь права и правосознания: Сам термин правосознание состоит из права и сознания. Понятие «правосознание» прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается субъектом, как субъект к нему относится. Не будь права, не было бы правосознания. Правосознание в российском обществе неоднородно, противоречиво, во многом деформировано.

84. Понятие, структура (элементы) и функции правовой культуры.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления.

Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию.

Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Функции правовой культуры:

1. познавательная (освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);

2. регулятивная (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);

3. коммуникативная (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);

4. прогностическая (охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);

5. ценностно-нормативная (проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).



Источник: https://infopedia.su/8xf236.html

Понятие и объективная необходимость правопорядка. Правопорядок и общественный порядок

Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка.

Правопорядок — это порядок, основанный на праве; это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом.

Вне права или без права правопорядок немыслим. Назначение права — вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений» (В.В. Борисов).

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право:

    1. если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы («неписаное право»), то и понятие правопорядка окажется расплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательности соблюдения государственных установлений, законов, предписаний — достаточно лишь придерживаться определенных взглядов, убеждений;
    2. если под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности («писаное право»), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования, мы получаем правопорядок.

Большинство правоведов — теоретиков и практиков — склоняется ко второму варианту интерпретации права, ибо, как заметил еще И.А.

Ильин, при всех различиях во мнениях понятие права упирается в конечном счете в понятие нормы.

Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подхода вполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу.

Основа правопорядка:

    • правопослушное поведение граждан и их объединений.

Правопорядок и общественный порядок

Следует различать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого.

Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это — результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично.

Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).

Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

Различия между правопорядком и общественным порядком:

    1. не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он — атрибут государства;
    2. разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
    3. по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок — на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым — влияние (давление) всего общества;
    4. разные последствия нарушения; при нарушении правопорядка — могут быть применены юридические санкции, при нарушении общественного порядка — также меры морального характера;
    5. не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; общественный порядок шире правопорядка.

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах — на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Соотношение законности и правопорядка

Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность — есть и правопорядок, нет законности — нет и правопорядка.

Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная.

Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один.

Правопорядок — реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок — продукт, итог законности.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obektivnaya-neobchodimost-pravoporyadka-pravoporyadok-i-obschestvenniy-poryadok

Uchebnik-free
Добавить комментарий