Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация

Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

Суть педагогической аксиологииопределяется спецификой педагогическойдеятельности, ее социальной ролью иличностно образующими возможностями.Аксиологические характеристикипедагогической деятельности отражаютее гуманистический смысл.

В самом деле,педагогические ценности — это те ееособенности, которые позволяют не толькоудовлетворять потребности педагога,но и служат ориентирами его социальнойи профессиональной активности,направленной на достижение гуманистическихцелей.

Педагогические ценности, как и любыедругие духовные ценности, утверждаютсяв жизни не спонтанно. Они зависят отсоциальных, политических, экономическихотношений в обществе, которые во многомвлияют на развитие педагогики иобразовательной практики.

Причем этазависимость не механическая, так какжелаемое и необходимое на уровне обществачасто вступают в противоречие, разрешаеткоторое конкретный человек, педагог всилу своего мировоззрения, идеалов,выбирая способы воспроизводства иразвития культуры.

Педагогические ценности представляютсобой нормы, регламентирующиепедагогическую деятельность и выступающиекак познавательно-действующая система,которая служит опосредующим и связующимзвеном между сложившимся общественныммировоззрением в области образованияи деятельностью педагога. Они, как идругие ценности, имеют синтагматическийхарактер, т.е.

формируются историческии фиксируются в педагогической наукекак форма общественного сознания в видеспецифических образов и представлений.Овладение педагогическими ценностямипроисходит в процессе осуществленияпедагогической деятельности, в ходекоторой совершается их субъективация.

Именно уровень субъек-тивациипедагогических ценностей служитпоказателем личностно-профессиональногоразвития педагога.

С изменением социальных условий жизни,развитием потребностей общества иличности трансформируются и педагогическиеценности. Так, в истории педагогикипрослеживаются изменения, связанныесо сменой схоластических теорий обученияна объяснительно-иллюстративные и позже- на проблемно-развивающие.

Усилениедемократических тенденций приводилок развитию нетрадиционных форм и методовобучения. Субъективное же восприятиеи присвоение педагогических ценностейопределяется богатством личностиучителя, направленностью егопрофессиональной деятельности, отражаяпоказатели его личностного роста.

Широкий диапазон педагогическихценностей требует их классификации иупорядочивания, что позволит представитьих статус в общей системе педагогическогознания. Однако их классификация, как ипроблема ценностей в целом, до настоящеговремени в педагогике не разработана.

Правда, имеются попытки определитьсовокупность общих и профессионально-педагогическихценностей.

Среди последних выделяюттакие, как содержание педагогическойдеятельности и обусловленные имвозможности саморазвития личности;общественная значимость педагогическоготруда и его гуманистическая сущностьи др.

Однако, как уже отмечалось в четвертойглаве, педагогические ценности различаютсяпо уровню своего существования, которыйможет стать основой их классификации.По этому основанию выделяются личностные,групповые и социальные педагогическиеценности [1].

Аксиологическое Я как система ценностныхориентаций содержит не только когнитивные,но и эмоционально-волевые компоненты,играющие роль ее внутреннего ориентира.В нем ассимилированы каксоциально-педагогические, так ипрофессионально-групповые ценности,служащие основанием индивидуально-личностнойсистемы педагогических ценностей. Этасистема включает:

• ценности, связанные с утверждениемличностью своей роли в социальной ипрофессиональной среде (общественнаязначимость труда педагога, престижностьпедагогической деятельности, признаниепрофессии ближайшим личным окружениеми др.);

• ценности, удовлетворяющие потребностьв общении и расширяющие его круг (общениес детьми, коллегами, референтными людьми,переживание детской любви и привязанности,обмен духовными ценностями и др.);

• ценности, ориентирующие на саморазвитиетворческой индивидуальности (возможностиразвития профессионально-творческихспособностей, приобщение к мировойкультуре, занятие любимым предметом,постоянное самосовершенствование идр.);

• ценности, позволяющие осуществитьсамореализацию (творческий, вариативныйхарактер труда педагога, романтичностьи увлекательность педагогическойпрофессии, возможность помощи социальнонеблагополучным детям и др.);

• ценности, дающие возможностьудовлетворять прагматические потребности(возможности получения гарантированнойгосударственной службы, оплата трудаи длительность отпуска, служебный рости др.).

Среди названных педагогических ценностейможно выделить ценности самодостаточногои инструментального типов, различающиесяпо предметному содержанию.

Самодостаточныеценности — это ценности-цели, включающиетворческий характер труда педагога,престижность, социальную значимость,ответственность перед государством,возможность самоутверждения, любовь ипривязанность к детям. Ценности этоготипа служат основанием развития личностии учителя, и учащихся.

Ценности-целивыступают в качестве доминирующейаксиологической функции в системедругих педагогических ценностей,поскольку в целях отражен основнойсмысл деятельности учителя.

Осуществляя поиск путей реализациицелей педагогической деятельности,педагог выбирает свою профессиональнуюстратегию, содержание которой составляетразвитие себя и других.

Следовательно,ценности-цели отражают государственнуюобразовательную политику и уровеньразвития самой педагогической науки,которые, субъективируясь, становятсязначимыми факторами педагогическойдеятельности и влияют на инструментальныеценности, называемые ценностями-средствами.

Они формируются в результате овладениятеорией, методологией и педагогическимитехнологиями, составляя основупрофессионального образования педагога.

Ценности-средства — это три взаимосвязанныеподсистемы: собственно педагогическиедействия, направленные на решениепрофессионально-образовательных иличностно-развивающих задач (технологииобучения и воспитания); коммуникативныедействия, позволяющие реализоватьличностно- и профессионально-ориентированныезадачи (технологии общения); действия,отражающие субъектную сущность педагога,которые интегративны по своей природе,так как объединяют все три подсистемыдействий в единую аксиологическуюфункцию. Ценности-средства подразделяютсяна такие группы, как ценности-отношения,ценности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогуцелесообразное и адекватное построениепедагогического процесса и взаимодействияс его субъектами.

Отношение кпрофессиональной деятельности неостается неизменным и варьирует взависимости от успешности действийпедагога, от того, в какой мереудовлетворяются его профессиональныеи личностные потребности.

Ценностноеотношение к педагогической деятельности,задающее способ взаимодействия педагогас учащимися, отличается гуманистическойнаправленностью. В ценностных отношенияхв равной мере значимыми являются исамоотношения, т.е. отношения педагогак себе как к профессионалу и личности.

В иерархии педагогических ценностейнаиболее высокий ранг имеютценности-качества, так как именно в нихпроявляются или бытийствуют сущностныеличностно-профессиональные характеристикипедагога.

К их числу относятся многообразныеи взаимосвязанные индивидные, личностные,статусно-ролевые и профессионально-деятельностныекачества.

Данные качества оказываютсяпроизводными от уровня развития целогоряда способностей: прогностических,коммуникативных, креативных (творческих),эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивныхи интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качествамогут не обеспечить необходимый уровеньосуществления педагогической деятельности,если не будет сформирована и усвоенаеще одна подсистема — подсистемаценностей-знаний. В нее входят не толькопсихолого-педагогические и предметныезнания, но и степень их осознания, уменияосуществить их отбор и оценку на основеконцептуальной личностной моделипедагогической деятельности.

Овладение педагогом фундаментальнымипсихолого-педагогическими знаниямисоздает условия для творчества,альтернативности в организацииобразовательного процесса, позволяеториентироваться в профессиональнойинформации, отслеживать наиболеезначимую и решать педагогические задачина уровне современной теории и технологии,используя продуктивные творческиеприемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группыпедагогических ценностей, порождаядруг друга, образуют аксиологическуюмодель, имеющую синкретический характер.

Он проявляется в том, что ценности-целиопределяют ценности-средства, аценности-отношения зависят отценностей-целей и ценностей-качеств ит.д., т.е. они функционируют как единоецелое.

Аксиологическое богатствопедагога определяет эффективность ицеленаправленность отбора и приращенияновых ценностей, их переход в мотивыповедения и педагогические действия.

Педагогические ценности имеютгуманистическую природу и сущность,поскольку смысл и назначение педагогическойпрофессии определяются гуманистическимипринципами и идеалами.

Гуманистические параметры педагогическойдеятельности, выступая его «вечными»ориентирами, позволяют фиксироватьуровень расхождения между сущим идолжным, действительностью и идеалом,стимулируют к творческому преодолениюэтих разрывов, вызывают стремление ксамосовершенствованию и обусловливаютсмысложизненное самоопределениепедагога. Его ценностные ориентациинаходят свое обобщенное выражение вмотивационно-ценностном отношении кпедагогической деятельности, котороеявляется показателем гуманистическойнаправленности личности.

Такое отношение характеризуетсяединством объективного и субъективного,в котором объективное положение педагогаявляется основой его избирательнойнаправленности на педагогическиеценности, стимулирующие общее ипрофессиональное саморазвитие личностии выступающие фактором его профессиональнойи социальной активности. Социальное ипрофессиональное поведение педагога,следовательно, зависит от того, как онконкретизирует ценности педагогическойдеятельности, какое место отводит им всвоей жизни.

Источник: https://studfile.net/preview/881780/page:28/

Педагогические ценности (стр. 1 из 5)

Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсовая работа

Тема: Педагогические ценности

Ижевск 2009

Введение

1. Понятие о педагогических ценностях

2. Классификация педагогических ценностей

3. Проблема классификации педагогических ценностей

4. Образование как общечеловеческая ценность

5. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Заключение

Список литературы

Введение

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями.

Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» (Асташова Н.А.).

Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др.

Ценность с точки зрения педагогики рассматривается как психопедагогическое образование, в основе которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе.

Данное отношение представляет собой результат ценностного акта личности, который включает субъект оценки, оцениваемый объект, рефлексию по поводу оценки и ее реализации.

В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников.

Система ценностных ориентаций обучающихся всегда адекватна системе ценностей общества. Переоценка ценностей, происходящая в обществе, влечет за собой изменения в ценностных ориентациях воспитуемых.

Современная социальная ситуация развития школьников, студентов, их поиск ценностных ориентиров обуславливается все еще продолжающейся кардинальной переоценкой ценностей в обществе.

В связи с этим все большее значение придается педагогическому процессу в области развития гуманистических ценностных ориентаций воспитанников.

В качестве приоритетной задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и распредмечивания, актуализацией и потреблением ценностей» (Асташова Н.А.). Формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации. (Подробно см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

В самом деле, педагогические ценности — это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.

Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана.

Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей.

Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.

Цель курсовой работы: раскрыть понятие «педагогическая ценность», рассмотреть несколько существующих классификаций педагогических ценностей, раскрыть сущность каждой из групп.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной теме;

2. Дать определение понятию «педагогическая ценность»;

3. Выделить несколько классификаций педагогических ценностей;

4. Раскрыть сущность каждой группы педагогических ценностей.

1. Понятие о педагогических ценностях

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е.

формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация.

Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога (Сластенин В.А.).

Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом.

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений.

Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль.

Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир.

Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности.

В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже «одноценностный» предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна.

Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной.

Именно благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Рассмотренный категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.

Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация.

Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже — на проблемно-развивающие.

Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения.

Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста (Сластенин В.А.).

Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение педагогической профессии определяется гуманистическими принципами и идеалами.

Источник: https://mirznanii.com/a/175129/pedagogicheskie-tsennosti

Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность. — Ответы на вопросы кандидатского экзамена по специальности Общая педагогика, история педагогики и образования

Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

Педагогические ценности — это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Они, как и другие ценности, формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация.

Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности.

Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводит к развитию нетрадиционных форм и методов обучения.

Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.

Классификация педагогических ценностей. Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этом основании можно выделить социальные, групповые и личностные педагогические ценности.

Социальные педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностные педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций. Аксиологическое (от греч.

ах1а – ценность) «Я» как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира.

В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

• удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

• ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

• позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

• дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточные и инструментальные, различающиеся по предметному содержанию.

Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность профессии, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся.

Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые в ней реализуются. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся потребности в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия «личность ребенка» и «Я-профессионал» оказываются взаимосвязанными.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других.

Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами.

Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.

Ценности-средства подразделяются на следующие группы: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами.

Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьируется в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности.

Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимы отношение педагога к себе как к профессионалу и отношение к себе как к личности.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессио-нально-деятельностные качества.

Данные качества являются производными от уровня развития ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных (от греч.

empatheia – сопереживание, способность личности проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им), интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимого уровня осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Ценности-знания – это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др.

Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Общечеловеческие ценности  – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

это некая сила, которая задает направление в развитии человека, делает его жизнь более полной.

Что бы говорить о функциях образования как общечеловеческой ценности, нужно понимать какие в принципе существуют функции образования.

Образование выполняет социальные и личностные функции.

Социальные:

-формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;

-содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;

-развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;

-подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.

Личностные:

-Самым главным критерием личностного образования является то, что оно должно обеспечивать приоритет развития над обучением.

Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах. Мы видим, что образование — очень сложное и многоаспектное явление, что, несомненно, перекликается с многогранностью и сложностью понятия общечеловеческих ценностей.

На данном этапе, хочу выделить ряд характеристик образования, которые, на мой взгляд, выступают в подтверждение того, что образование с вышеперечисленными его функциями является общечеловеческой ценностью:

-его цели и задачи определяются обществом, и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

-это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

-это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

-это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

В наше время уже можно почувствовать, что образование все больше преобразовывается в самообразование. И главной задачей образовательных учреждений становится не образование, как образование в принципе, а создание максимально благоприятных условий для того, что бы человек мог самообразовываться и заниматься саморазвитием.

Но, тем, не менее, саморазвитие должно осуществляться в рамках общечеловеческих ценностей.

Источник: https://students-library.com/library/read/58257-ponatie-o-pedagogiceskih-cennostah-i-ih-klassifikacia-obrazovanie-kak-obseceloveceskaa-cennost

Педагогические ценности и их классификация

Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

Ценностный подход в педагогической деятельности.

Аксиология – греч. axia – ценность, logos –учение, слово. Аксиология – это философское исследование природы ценностей. Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами в педагогике выполняет аксиологический (ценностный ) подход. Он как мост меду теорией и практикой.

Ценностный или аксиологический подход присущ гуманистической педагогике, в которой человек рассматривается как высшая ценность общества и как самоцель общественного развития.

Аксиологические (ценностные) принципы в сфере образования:

1) Равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей.

2) Равнозначность традиций, творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого, открытий в настоящем и будущем.

3) Равенство людей, диалог вместо безразличия и отрицания друг друга.

В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом.

При этом важна идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические ценности – это те особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служить ориентирами социальной и профессиональной активности на достижения гуманистических идей.

Ценностные ориентации – одна из главных характеристик личности, а их развитие – одна из основных задач гуманистической педагогики.

Педагогические ценности (ПЦ) – представляют нормы, регламентирующие педагогическую деятельностью, выступающие как познавательная система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности, ПЦ трансформируются. Например, объяснительно-иллюстративные теории обучения сменяются проблемно-развивающими.

Восприятие и привлечение ценностей в педагогический процесс определяются личностью педагога, направленностью его профессиональной деятельности.

Классификация ПЦ:

I. ПЦ различают по уровню существования:

1) Социально – педагогические – отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это – идеи, представления, традиции, нормы, правила, регламентирующие деятельность общества в сфере образования.

2) Групповые педагогические – идеи, теории, нормы, реализующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Их совокупность имеет целостный характер, обладает стабильностью и постоянством.

3) Личностно – педагогические – отражают цели, мотивы, идеалы, установки, и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие в своей совокупности систему его педагогических ориентаций.

Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций содержит эмоционально – волевые компоненты, играющие роль его внутреннего ориентира. В нем суммированы:

а) социально – педагогические

б) профессионально – групповые

в) индивидуально – личностные системы ПЦ.

II. По предметному содержанию:

1) Ценности – цели – самодостаточные ценности, включающие творческий характер труда педагога, его социальную значимость, возможность самоутверждаться. Служат основанием развития личности преподавателя и учащихся. Отражают государственную политику в области образования и уровень развития педагогической науки.

2) Ценности – средства – формируются в результате овладения теоретической методологией, педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. Ценности – средства делятся:

а) Ценности – отношения – обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействие с его субъектами. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задаёт способ взаимоотношений педагога и студента, отличающихся гуманистической направленностью.

б) Ценности – качества – имеют более высокий ранг. В них проявляются личностно – профессиональные характеристики педагога. К их числу относят личностные, статусно–ролевые, профессионально–деятельностные качества.

в) Ценности – знания – определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей, принципов построения и функционирования образовательных процессов.

Все эти группы образуют единую аксиологическую модель: ценности – цели определяют ценности – средства, ценности – отношения зависят от ценностей – качеств и ценностей – знаний, т. е. они функционируют как единое целое.

Государственный образовательный стандарт, его основные положения и компоненты

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.

Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего «норма, образец, мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Наряду с «Законом об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона.

В Законе РФоб образовании (2012 г.) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений.

Вгосударственном образовательном стандартевыделяются 2 компонента: федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой – гражданина перед государством в области образования.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт находит отражение в учебном плане учебного заведения. В практике образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план учебного заведения.

Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования.

Базисный учебный план как часть стандарта образования утверждается Министерством образования и науки РФ.

Типовыеучебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.

Учебный план учебного заведения составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

В учебных планах, как и в государственном стандарте, выделяются федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство образования в стране. Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации.

Учебный предмет и учебная программа. образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям.

В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.

В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.

Закон РФ «Об образовании» трактует ГОС как сумму 3-х составных частей:

1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2. Максимальный объём учебной нагрузки обучаемых.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарт профессионального образования – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отражённых в соответствующих нормативных документах.

ГОС обеспечивает постановку задач различным структурам в социально-экономической системе общества:

во-первых – преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом своих возможностей и интересов;

во-вторых – администраторам, работников системы профессионального образования – от федеральных чиновников до директоров, ректоров учебных заведений для формирования адекватных механизмов при планировании, регулировании, контроле за учебно-воспитательным процессом;

в-третьих – работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения;

в-четвёртых – социальным партнёрам – работодателям, профсоюзам, лицам наёмного труда – для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и окладов, основанных на квалификации и профессиональной компетенции;

в-пятых – партнёрам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x99be.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий