Письменная научная речь.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Письменная научная речь.

Cтраница 1

Письменная научная речь имеет Рё чисто стилистические особенности, сутью которых являются объективность изложения.  [1]

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности.

Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает РёР· специфики научного познания, стремящегося установить научную истину.  [2]

Стиль письменной научной речи — это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется РѕС‚ третьего лица, так как внимание сосредоточено РЅР° содержании Рё логической последовательности сообщения, Р° РЅРµ РЅР° субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого Рё совершенно РЅРµ употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское СЏ как Р±С‹ отступает РЅР° второй план.  [3]

Особым жанром письменной научной речи является рецензия.  [4]

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала.

Это находит свое выражение во всей системе речевых средств.

Научное изложение состоит главным образом РёР· рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных РІ результате исследования фактов действительности.  [5]

Язык Рё стиль диссертационной работы как часть письменной научной речи сложились РїРѕРґ влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается РІ интерпретации собственной Рё привлекаемых точек зрения СЃ целью обоснования научной истины. Однако РЅРµ следует полагать, что существует СЃРІРѕРґ писаных правил научной речи.  [6]

Высказывание содержит информацию Рѕ том, кто, РєРѕРіРґР°, каким методом или СЃ помощью какого инструмента ( процесса) или СЃ какой целью совершил ( совершает / будет совершать) действие, названное РІ левой части предложения. Высказывания этого типа широко используются как РІ устной, так Рё РІ письменной научной речи. Адекватный СЂСѓСЃСЃРєРёР№ перевод характеризуется точным воспроизведением словорасположения оригинала, хотя, учитывая описанные выше структурные особенности английского пассива, может существенно отличаться РѕС‚ оригинала СЃ точки зрения грамматической структуры предложения.  [7]

Высказывание содержит информацию Рѕ том, кто, РєРѕРіРґР°, каким методом либо СЃ помощью какого инструмента ( процесса) или СЃ какой целью совершил ( совершает / будет совершать) действие, названное РІ левой части предложения. Высказывания этого типа широко используются как РІ устной, так Рё РІ письменной научной речи. Адекватный СЂСѓСЃСЃРєРёР№ перевод характеризуется точным воспроизведением словорасположения оригинала, хотя, учитывая описанные выше структурные особенности английского пассива, может существенно отличаться РѕС‚ оригинала СЃ точки зрения грамматической структуры предложения.  [8]

Прежде всего нужно иметь в виду, что студенческая письменная работа относится к строго определенному жанру: это научное произведение.

Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста.

Письменная научная речь строится согласно определенным правилам — так называемым правилам академического этикета — Рё сложившейся РІ ученом сообществе традиции публично излагать СЃРІРѕРё мысли СЃ РѕРїРѕСЂРѕР№ РЅР° привлекаемые для РёС… обоснования концепции.  [9]

Языку и стилю научной работы следует уделять самое серьезное внимание.

Действительно, именно языково-стилисти-ческая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.

Язык Рё стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились РїРѕРґ влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается РІ интерпретации собственной Рё привлекаемых точек зрения СЃ целью обоснования научной истины.  [10]

Страницы:      1

Источник: https://www.ngpedia.ru/id399986p1.html

Письменная научная речь

Письменная научная речь.

Программа дополнительного образования уровня повышения квалификации

Уважаемые абитуриенты! Сроки вступительных испытаний и даты начала обучения можно уточнить в Календаре образовательных программ. На программу принимаются первые абитуриенты, подавшие заявку и успешно окончившие Ознакомительный курс.

Цель программы
Программа направлена на развитие навыков письменной речи, а также на формирование умений, необходимых для создания текстов научного (учебно-научного) стиля.

Актуальность программы
Благодаря бурному развитию средств коммуникации, современный человек все больше времени уделяет письменному общению. Для многих письменное общение становится ведущим инструментом профессиональной деятельности.

Особое значение умение строить письменные тексты приобретает в период обучения, поскольку большая часть контрольных учебных заданий предполагает предъявление в письменном виде: реферат, эссе, дипломная работа, диссертация…Как показывает практика, наше традиционное школьное и вузовское образование не уделяет должного внимания изучению языка науки, поэтому многие учащиеся оказываются не в состоянии самостоятельно и на хорошем уровне справиться с базовыми учебными задачами: проанализировать тему работы, наметить ход исследования, составить предварительный план работы, организовать процесс поиска информации, ее фиксацию, сопоставление и отбор.Возникают многочисленные трудности и на этапе написания текста. Большинство из этих трудностей происходит от незнания принципов построения научного текста, который, в отличие от текстов художественной литературы, не предполагает ни вдохновения, ни мук творчества. Верным будет сказать, что фиксация результатов исследования в виде текста — заключительный, и наименее трудоемкий этап исследовательской работы. Надо только овладеть технологией научного исследования и на практике освоить законы построения научных текстов. Это позволит выполнять учебные задания без неоправданных усилий, а впоследствии не стыдиться результатов собственного интеллектуального труда.Программа «Письменная научная речь» разработана для того, чтобы познакомить учащихся с особенностями языка науки, структурой научного произведения, приемами организации процесса научного исследования.Программа рассчитана на интенсивное практическое освоение материала, что потребует от всех участников активной работы на протяжении всех семи учебных недель. Но, как говорил великий А.В.Суворов: «Тяжело в учении — легко в бою», – присоединяйтесь!

Для кого предназначена программа
Программа рассчитана в первую очередь на студентов-нефилологов, аспирантов и преподавателей, однако может быть полезна всем, кто чувствует необходимость улучшения навыков письменной речи.

Необходимый уровень подготовки слушателей
Поскольку программа «Письменная научная речь» является программой уровня повышения квалификации, к обучению приглашаются слушатели, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.

Результаты обучения
Учащиеся познакомятся с особенностями письменной речи, с принципами работы над текстом научного произведения, с правилами цитирования и оформления библиографии, получат базовые знания о технологии научного исследования в области гуманитарных и общественных наук, научатся создавать собственные и вторичные научные тексты (тезисы, конспект, аннотация, реферат, эссе, рецензия, курсовая и дипломная работы, диссертация).Приобретенные знания, умения и навыки работы с письменным текстом, помогут слушателям и при реализации устных жанров научной речи (ответ на экзамене, выступление на семинаре, конференции, защита курсовой, дипломной работы, диссертации, участие в дискуссии).

Продолжительность обучения: 7 недель.
Общая трудоемкость программы: 72 академических часа (2 зачетных единицы).
Вступительные испытания: не предусмотрены.

Для зачисления необходимо пройти бесплатный Ознакомительный курс по работе в Системе дистанционного обучения ПСТГУ.
Стоимость обучения: 8500 руб.

Итоговый документ: удостоверение ПСТГУ о повышении квалификации.

Интервью с преподавателем программы:

«Для создания научного текста не нужно вдохновение»

программы
Программа по развитию навыков письменной научной речи составлена таким образом, чтобы не только дать учащемуся необходимые знания о специфике письменной речи и жанрах научного стиля, но и способствовать закреплению этих знаний на практике.

Программа состоит из ряда тем, расположенных по принципу от простого к сложному, и представляет собой последовательность контрольных вопросов, письменных упражнений и практических заданий, которые учащийся выполняет под контролем преподавателя.

В первой части программы рассматриваются отличительные характеристики письменного текста, дается понятие о научном стиле современного русского языка, о структуре научного текста.
Вторая часть посвящена работе над вторичными текстами науки (план, конспект, тезисы, библиографическое описание, аннотация, реферат).

В третьей части обобщаются знания об организации процесса научного исследования, осваиваются базовые навыки, необходимые для написания собственного научного текста.

Подать заявку на обучение

Источник: https://orthodox.education/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnoe-obrazovanie/pismennaya-nauchnaya-rech/

I. Особенности устной и письменной научной речи

Письменная научная речь.

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, а именно: предварительное обдумывание высказывания; преимущественно монологический характер речи; строгий отбор языковых средств; стремление к нормированной речи.

Основное назначение науки – выявление закономерностей. В научном тексте мысль строго аргументируется, особый акцент делается на ход логических рассуждений. Для научной речихарактерны следующие качества:

объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему;

логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создаётся с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия; предложения с вводными словами: (во-первых, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы);

доказательность, которая проявляется в цепочке рассуждений, аргументаций, определенных положений и гипотез;

точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов;

обобщённостьиотвлеченность(абстрагирование);

насыщенность фактической информацией.

Доминирующая языковая функция научного стиля – информативная. Основная форма речи – письменная. При преобладании письменной формы речи развитие средств массовой коммуникации, расширение научных контактов увеличивают роль и устной формы научной речи.

Устная речь– это живая речь, которая не только произносится, звучит, но – главное – создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это творимая, говоримая речь. Когда же мы читаем что-то вслух, то произносим, озвучиваем письменную речь, так возникает ее озвученный (звучащий) вариант.

К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад. Их объединяют:

1. Коммуникативная задача – передать в устной форме некую информацию, чтобы она была усвоена слушателями.

2. Публичный характер высказываний,когда лектор, докладчик настроен на общение с группой людей, у которой есть свой настрой на восприятие говорящего, и того, что он сообщит.

3. Дробная, порционная подача информации.

4. Учёт того, что слушатели будут фиксироватьзначимую для них информацию в форме записи отдельных положений.

5. Подготовленный характер высказываний.При подготовке реферативного сообщения, доклада, лекции составляется план, тезисы, иногда пишется весь текст.

6. Монологический характер всех рассматриваемых жанров с элементами диалогизации (в большей или меньшей мере).

Устные информативные жанры чаще всего произносятся на уровне словесной импровизации, хотя научные доклады нередко читаются.

Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче её восприятия и усвоения.

В реферативном сообщении излагается подробно (или кратко), как правило, вне оценки содержание одного или нескольких книжных источников.

Информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, усваивается лучше (т.е. в процессе диалога).

Лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.

Лектор должен переработать содержание предмета, т.е.изменить форму изложения – композицию, стиль, язык.

Следует различать учебныелекции (для будущих профессионалов) ипопулярные лекции для лиц, у которых есть потребность получить

определённую информацию по интересующему вопросу.

Научный доклад– это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения.

Письменная речьэто речь, зафиксированная на письме. В отличие от говорящей пишущий имеет больше возможности выбирать языковые средства.

Научный стиль обладает значительным разнообразием речевых жанров. Среди них: научная монография, научная статья, диссертация, учебники, учебные и учебно-методические пособия.

Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. Научная статья и монография оригинальные сочинения исследовательского характера. Они пишутся специалистами для специалистов. В эту группу жанров можно включить курсовую и дипломнуюработы.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика составляет 15-20% общей лексики.

В научной речи употребляются термины трех видов: общенаучные, межнаучные и узкоспециальные (терминэто слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание).

Термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным: радиолокация, симптом, диапазон, атрофия и др.

Научный стиль имеет свою фразеологию,куда относятся составные термины, например: магнитная буря, наклонная плоскость, вакуумные измерения, звонкие согласные, причастный оборот, прямой угол, солнечное сплетение, щитовидная железа, точка пересечения и т.п.

Используются в научной речи и различного рода клише:состоит из, заключается в, представляет собой, применяется для и др.

Научный текст носит, как правило, именной характер. Наблюдается количественное преобладание имен существительных, прилагательных перед глаголом, употребление разного рода глагольно-именных конструкций.

Например: оказывать воздействие (воздействовать), проводятся испытания нового оборудования; находят применения счётно-решающие устройства, имеет место повышение температуры, происходит рост (вместо растёт), произвести вычисления (вычислить).

Широко используются прилагательные, уточняющие понятия: бледно-зелёный, густо-зелёный, серовато-зелёный, золотисто-зелёный, бирюзово-зелёный.

Среди существительных выделяются обозначения понятий признака, движения, состояния, а именно: слова на —ние, -ость, -ство, -ие, -ка: излучение, условие, управление, наблюдение, обусловленность, пористость, прочность, трактовка и др. Имеет место заимствование словообразовательных элементов – суффиксов, приставок (-изм, -ист, анти-, поли-, -ер), например: полинасыщенный, штуцер и др.

По частотности употребления на первое место выходит родительный падеж: принятие решения, закон Ньютона, обводненность пород, смесь водородного и углеводородного компонентов и т.п. В пассивных конструкциях распространены формы творительного падежа: Проект предложен инженером Саяховым; Периодическая система элементов открыта Д. И. Менделеевым.

Для научного стиля характерна бессубъектность изложения, что выражается в отсутствии глагольных форм 1-го и 2-го лица ед. числа. В подавляющем большинстве случаев используются глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения несовершенного вида (наблюдается, существует, происходит, обнаруживается, отличается и т.п.

): Углерод составляет самую важную часть растения.

Из синтаксических особенностей научного стиля следует отметить тенденцию к сложным построениям, в частности, характерно преобладание сложноподчиненных предложений ссоставными подчинительными союзами: благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что, между тем как, несмотря на то что, в силу того что, в то время как и др. Широко распространены в научном стиле безличные предложения с модальными словами и инфинитивом, с безличными глаголами и личными в значении безличных. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Рассмотрим следующий пример. Проведем такой опыт. Часто используются предложения с однородными членами и обобщающим словом. Простые предложения могут быть осложнены обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами, вводными конструкциями.

Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений:

1. Введение термина осуществляется с помощью следующих формул: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

2. Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.

3. Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяет на что; что различается чем.

4. Возникновение предмета или явления описывается с помощью конструкций: кто создает что; что образуется из чего; кто конструирует что.

Для объединения частей, в частности абзацев, используются слова и их сочетания, указывающие на эту связь: поэтому, при этом, сначала, затем, в заключение, таким образом, итак, следовательно.; также используются вводные слова: во-первых, наконец, с одной стороны, с другой стороны.

Тексты научного стиля могут содержать различные формулы, символы, таблицы, графики, схемы.

Источник: https://cyberpedia.su/13x2f69.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий