Особенности технических наук

Понятие техники. Особенности технических наук

Особенности технических наук

Техника (от греч.– искусство, мастерство, умение). Когда речь преимущественно идёт об искусственных предметах, под техникой понимается, прежде всего, система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Это одно из наиболее распространенных определений техники.

Немецкий мыслитель К. Ясперс – один из ярких представителей экзистенциализма (направления в философии) так поясняет толкование техники как системы средств. «Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства.

Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой.

Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнять их правильно, принимаются преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.п.»

Когда речь преимущественно идёт о деятельности человека, тогда под техникой понимается, прежде всего, наиболее эффективный способ достижения чего-либо.

В самом деле, мы не спешим обозначать словом техника «футбольное поле» или «свитер», но когда мы обращаем внимание на качество футбольного поля или на качество свитера, мы начинаем говорить о технике обработки футбольного поля или о технике вязания свитера…

«Мы говорим не только о технике экономической, промышленной, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике мышления, стихосложения, живописи, танца, даже о технике духовной жизни, мистического пути. Так, например, йога есть своеобразная духовная техника.» [29].

Когда же речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. Техническое знание является обобщением практической деятельности человека. В более узком смысле под техническим знанием понимаются прикладные науки.

Стоит также напомнить, что кроме понятия техники есть близкое ему по смыслу понятие технологии. Но, в отличие от техники, под технологией понимается, прежде всего, деятельность и знание, связанные с обслуживанием, применением или изготовлением технических устройств.

Классификаця. По области их применения (бытовая, военная и т.п. ). По области естествознания, которая считается определяющим в работе данного технического устройства (механическая, электротехника, пневматической и т.п.). По служебным функциям, которые они призваны выполнять (транспортная, измерительная, информационной и т.п.).

Наконец, по роли, которую они играют в трудовом процессе человека (ручные орудия, представляющие собой средства, облегчающие трудовой процесс; рабочие машины – представляющие собой устройства, нуждающиеся лишь в управлении; автоматизированные системы, представляющие собой устройства, которые берут на себя также функции контроля и управления в трудовом процессе…

Особенности технических наук.Технические науки представляют собой особую область знаний. С одной стороны, они основываются на знании естественных наук, и поэтому, кажется, было бы резонно включить их в группу естественных наук. Но с другой стороны, между естественными и техническими науками всё-таки имеются различия…

Естественные науки исследуют действительность, которая существует независимо от человека. Гуманитарные науки, в свою очередь, познают человека и результаты его деятельности. Технические же науки ориентируются не на исследование природы, не на поиск истины, а на достижение какого-либо практического результата; и средством достижения этого практического результата выступает техника.

Добавим здесь, что исследование в технических науках осуществляется в трех основных направлениях: это создание а) новой техники, создание б) новых технологий и создание в) новых материалов.

Несомненно, что теперь естественные и технические науки тесно переплетены между собой, и знания, добываемые ими, дополняют друг друга.

Но всё-таки, в технических разработках в большей мере ценятся такие качества, как прочность, надежность, стандартизация, чувствительность, быстрота и т.п.

, а в естественных науках – теоретическая глубина, истинность, точность, рискованность нововведения, способствующая прогрессу в теории и т.п., – и это связано с тем, что цели исследований естественных и технических наук различны…

Далее, в технических науках существуют и свои особенные методы познания.

В процессе технического творчества взаимодействуют множество методов: это и общие математические методы, и метод приближенных вычислений, это и системно-структурный анализ, и информационные методы, это и метод идеализации и формализации, это и общие химико-физические методы, это и специфические методы различных технических наук, это и конкретная (рабочая) методика экспериментальных исследований и т.д.

Наконец, к особенностям технических наук можно отнести также следующее. В технических науках изучается особый круг закономерностей (так называемых технических закономерностей), который не изучается другими науками.

Эти, закономерности, открываемые в рамках технических наук, представляют собой целостное единство нескольких законов, свойств и процессов природы.

Вместе с тем, в отличие от законов природы, которые действуют во всей вселенной, технические закономерности действуют лишь в области, ограниченной определёнными техническими устройствами.

Таким образом, в области техники появляются закономерности, которых в принципе нет в нетронутой человеком природе – это закон рычага 1-го и 2-го рода, закон передаточного числа шестерен, закон шага винта, гидравлического удара, законы порошковой металлургии, закон превращения поступательного движения во вращательное в кривошипно-шатунном механизме и т.д.

Таким образом, технические науки имеют, как это видно, свои специфические цели и задачи, систему ценностей, имеют свои специфические методы исследования и даже свои специфические закономерности. И, пожалуй, эти перечисленные особенности дают нам все основания для того, чтобы рассматривать их в качестве особой области знаний, не относящейся «напрямую» к естественным наукам.

Источник: https://poisk-ru.ru/s26839t3.html

Специфика технических наук

Особенности технических наук

По мере технического прогресса техника все в большей степени выступает как материализованное человеческое знание.

Та часть человеческого знания, которая реализуется в технике, то есть служит для проектирования, конструирования, развития и функционирования искусственно созданных средств целесообразной деятельности людей, есть техническое знание.

Техническое знание имеет свои особенности.

Во-первых, объектам технического знания присуща не естественная, а искусственная природа.

Во-вторых, для технического знания характерна ярко выраженная практическая направленность. Оно в первую очередь ориентировано на достижение заранее планируемого практического результата. От технических систем требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении.

В техническом знании выделяют три уровня.

Первый уровень технического знанияпрофессионально-техническое знание рабочих. Это знания, полученные на базе производственного опыта, производственной деятельности рабочих и их профессионально-технического образования.

Это знание – преимущественно эмпирическое. Большую роль здесь играет индивидуальное мастерство работника, его сноровка, учет прошлого своего и других опыта, нахождение решения методом проб и ошибок, а также определенная производственная интуиция.

Второй уровень технического знания инженерно-техническое знание. Это знание о законах проектирования, конструирования, функционирования технических объектов и практическом использовании законов природы и общества в этом процессе и в общественном производстве в целом. Это знание синтезирует собственно технические знания с социальным.

Третий уровень технического знания научно-техническое знание. Это знание об искусственно созданных средствах деятельности людей, отвечающее всем признакам научности.

В своем развитии технические знания прошли несколько этапов.

Первый этап — донаучный. На этом этапе формируются различные типы технических знаний, как правило, без опоры на научные знания.

Со второй половины ХУШ века начинается этап зарождения технических наук. Этот процесс связан с использованием в инженерной практике знаний естественных наук и формированием технических наук механического цикла – теории машин и механизмов, деталей машин, баллистики, теплотехники.

Классический этап (вт.пол. Х1Х в.- сер. ХХ в.) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий, отличающихся от естественных наук как по объекту исследования, так и по внутренней структуре.

Для современного (неклассического) этапа свойственна интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками. И вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных.

На данном этапе технические науки ориентированы на решение комплексных научно-технических задач, требующих участия многих научных дисциплин.

Например, в разработке проблем информатики принимают участие не только инженеры и кибернетики, но и лингвисты, логики, психологи, социологи, экономисты, философы.

В большинстве случаев обычно выделяют общетехнические науки, дающие общую теорию технических систем (теоретическая механика, электротехника, сопротивление материалов, теплотехника, гидравлика, теория механизмов и машин, технология машиностроения и др.

) и частные технические науки (технология сварочного производства, станки и инструменты, автоматизация производственных процессов, приборы точной механики, технология литейного производства, робототехника, мехатроника, информатика и др.).

Эта структура технических наук считается общепринятой.

Технические науки – это особая форма научно-технического знания.

Специфика технических науквыявляется путем их сопоставления с другими науками. А поскольку технические науки ближе всего естественным наукам, то их специфику легче усмотреть на основе их сравнения.

Для естественных наук основная задача сводится к познанию еще не раскрытых явлений и процессов природы, к овладению законами природы. Основная же задача технических наук заключаются в изучении законов, процессов и явлений не в том виде, в каком они даются природой, а в том, как они проявляются в практико-преобразующей природу деятельности людей.

Для естественных наук характерны открытия. Они открывают то, что существует. Технические науки конструируют, изобретают то, чего еще нет.

Естествознание открывает, что может быть использовано человеком в процессе его практической деятельности. Технические науки открывают, как естественнонаучные знания могут быть использованы в интересах людей.

Если в науках о природе важно достижение истины, то в технических науках – обладание не просто истинным знанием, но знанием эффективным в контексте инженерных разработок.

То, что в других науках проходит идеализацию, в технических науках реализуется путем моделирования.

Результаты технических наук выступают не только в логических формах фиксации полученного знания, что характерно для естествознания, но и в виде конструктивных и технологических решений, практических рекомендаций, инженерно-справочного материала. Они включают в свой состав расчеты, описания технических устройств, методические предписания.

Ряд философов абсолютизируют специфику технического знания, что приводит к разведению науки и техники и возникновению технологического детерминизма.

Сторонники технологического детерминизма, исходя из анализа так называемой «донаучной» техники, которая формировалась по мере накопления элементарных практических навыков, не связанных с конкретно-научным знанием, делают вывод о первичности техники по отношению к науке, обосновывают концепции технического и технологического сообществ.

Основное назначение этих концепций состоит в том, чтобы обеспечить автономный статус техники и технологии, их право на оценку и выбор возникающих проблем и решений, утвердить определяющую роль технологического развития.

При этом обращается внимание на преимущество технических сообществ по сравнению с соответствующими структурами в науке, которые, согласно Куну и Фейерабенду, в историческом и синхронном плане распадаются на сообщества приверженцев разных фундаментальных теорий, не принимающих и не понимающих взглядов своих оппонентов.

В технических же сообществах само содержание технических исследований и разработок обусловливает преемственность и непротиворечивость технического прогресса, исключает взаимное непонимание специалистов. Как писал американский философ Л.

Лаудан, технолог работает в хорошо согласованном пространстве технического знания, которое дает возможность выбирать те проблемы, которые он считает разрешимыми. Кроме того, организация исследовательских работ в области техники и технологии в гораздо большей степени, чем в науке, определяется не внутренней логикой развития технической дисциплины, а интересами бизнеса, конкуренции, политической конъюнктуры.

Источник: https://studopedia.org/1-99546.html

Особенности технических наук

Особенности технических наук

Возникновение технических наук имело социокультурные предпосылки. Оно происходило в эпоху вступления техногенной цивилизации в стадию индустриализма и знаменовало обретение наукой новых функций — быть производительной и социальной силой.

Технические науки не являются простым продолжением естествознания, прикладными исследованиями, реализующими концептуальные разработки фундаментальных естественных наук.

В развитой системе технических наукимеется свой слой как фундаментальных, так и прикладных знаний, и эта система требует специфического предмета исследований.

Таким предметом выступают техника и технология как особая сфера искусственного, создаваемого человеком и существующего только благодаря его деятельности.

Важной особенностью функционирования технического знания, в которой отражается его связь с практикой, является то, что оно обслуживает проектирование технических и социальных систем, которое существенным образом отличается от исследования. Поэтому технические науки необходимо рассматривать как специфическую сферу знания, возникающую на границе проектирования и исследования и синтезирующую в себе элементы того и другого.

Особенности технических объектов в двойственности их природы, они представляют собой синтез «естественного» и «искусственного».

Искусственность технических объектов выражается в том, что они, будучи продуктами созидательной человеческой деятельности, приспособлены к целям деятельности, выполняют в ней определенные функции.

Для осуществления своих целей человек преобразовывает тела природы, придает им форму и свойства, соответствующие заданной функции. Таким образом, искусственно созданные предметы подчиняются тем же закономерностям, что и предметы естественные.

Так, всякий технический объект может быть рассмотрен как естественное явление, как частный случай проявления закона природы. Но знания о технических свойствах объекта не могут возникнуть в сфере одних только естественных наук потому, что они отражают функционирование объекта в определённой предметной деятельности, непосредственно фиксируя его связь с содержанием и целью практической деятельности.

Поэтому технические науки должны исследовать соотношение между «естественным» и «искусственным», а также синтезировать данные, получаемые в результате инженерно-практического опыта и естественнонаучного исследования.

В результате соотношение двух типов характеристик представляет специфическое содержание, выходящее за границы естествознания, и исследование его позволяет, образно говоря, проложить мост от естественнонаучных знаний и открытий к их техническому применению, к изобретениям.

Технические науки ориентируются не на исследование природы, не на поиск истины, а на достижение какого-либо практического результата; и средством достижения этого практического результата выступает техника.

Таким образом, целью технических наук является создание техники, искусственных предметов, представляющих собой творение рук человека и функционирующих благодаря его действиям.

В задачу технических наук входит также поддержание техники в «рабочем состоянии».

Добавим здесь, что исследование в технических науках осуществляется в трех основных направлениях: это создание новой техники, новых технологий и новых материалов.

(Технология — совокупность технических достижений, правила производства, приёмы, способы достижения результата.

Техника — искусственные предметы, а также деятельность и знание, так или иначе связанные с этими предметами.)

В технических разработках в большей мере ценятся такие качества, как прочность, надежность, стандартизация, чувствительность, быстрота и т.п., а в естественных науках – теоретическая глубина, истинность, точность, рискованность нововведения, способствующая прогрессу в теории и т.п.

В технических науках существуют и свои особенные методы познания. Наиболее общий методом, применяемым в технических науках — комбинационно-синтезирующий метод.

Также в процессе технического творчества взаимодействуют множество методов: общие математические методы, метод приближенных вычислений (в котором формулы подбираются в зависимости от требуемой степени точности), системно-структурный анализ, информационные методы, метод идеализации и формализации, общие химико-физические методы, специфические методы различных технических наук, конкретная (рабочая) методика экспериментальных исследований и т.д.

Суть комбинационно-синтезирующего метода.

В процессе создания новой техники, новых материалов или новых технологических процессов, учёные-инженеры осуществляют многократное комбинирование самых различных естественных законов, сил, конфигураций деталей, входящих в проектируемое устройство, до тех пор, пока ими не будет найдена оптимальная, строго определённая последовательность взаимовлияний в целостном единстве уже точно установленных сил, свойств, процессов, законов и подсистем, которые и приводят к появлению (производству) качественно новой техники. Учёный-инженер комбинирует материалы не со знанием, пусть в общих чертах, свойств как исходных, так и получаемых материалов. Так, например, в ходе проектирования и конструирования авиационных двигателей изучаются самые различные комбинации форм, размеров, конфигураций деталей и узлов двигателя, комбинации материалов, жаростойких сплавов и т.д. И в результате появляются двигатели, которые имеют улучшенные эксплуатационные характеристики.

В технических науках изучается особый круг закономерностей (так называемых технических закономерностей), который не изучается другими науками.

Техники, полностью законами природы не определяется. Если бы это было так, техника вряд ли бы могла совершенствоваться. Ибо простое приложение закона природы к какому-нибудь процессу производства не выведет нас за пределы старого.

Для того чтобы создавать качественно новую технику, необходимо такое объединение различных природных законов, предметов и сил в некое целостное единство, которое не наблюдается в естественных условиях.

А это возможно только на основе открытия дополнительных закономерностей, выражающих наиболее общие, устойчивые связи искусственно созданной среды.

Эти закономерности, открываемые в рамках технических наук, представляют собой целостное единство нескольких законов, свойств и процессов природы (в естественных условиях это целостное единство, как правило, не достигается).

Эти закономерности имеют объективный характер, поскольку существуют самостоятельно, автономно по отношению к человеку.

Эти закономерности повторяются, когда создаются похожие условия, и это позволяет воспроизводить их в технических объектах одного типа.

Вместе с тем, в отличие от законов природы, которые действуют во всей вселенной, технические закономерности действуют лишь в области, ограниченной определёнными техническими устройствами. Иными словами, технические закономерности не существуют вне соответствующей аппаратуры; изменяется техника, изменяются и закономерности.

Таким образом, в области техники появляются закономерности, которых в принципе нет в нетронутой человеком природе – это закон рычага 1-го и 2-го рода, закон передаточного числа шестерен, закон шага винта, гидравлического удара, законы порошковой металлургии, закон превращения поступательного движения во вращательное в кривошипно-шатунном механизме, закон усиления электромагнитных колебаний в катодных трубках, в кристаллах полупроводников, в лазерных устройствах и т.д.

Кстати говоря, многие из технических закономерностей по существу имеют значение фундаментальных законов природы.

К ним можно отнести, например, эффект Джозефсона, наблюдаемый в физике сверхпроводимости, эффект Холла, наблюдаемый в физике металлов, или закон цепной реакции, наблюдаемый в атомной физике.

Любопытно то, что в естественных условиях эти законы не существуют, так как природа даже случайно не способна создать весь комплекс необходимых для их возникновения условий.



Источник: https://infopedia.su/8x955.html

Техника и технические науки, принципы классификации

Особенности технических наук

Развитие человечества неразрывно, и в первую очередь, связано с развитием техники. Земная человеческая цивилизация по существу является технической. Отсюда значимостьение техники и технических наук.

Техника является продуктом человеческого ума и не встречается в природе, она становится для человека своего рода искусственной природой. Может при этом создаться впечатление, что человек в ней создаёт свои законы.

Но это абсолютно неверно, искусственная природа подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественная. Но закономерности искусственной природы нужно сначала выявить, чтобы затем установить их взаимосвязь с естественными законами, формируя на этой основе единую картину мира.

Специфика технических наук заключается в том, что они выявляют законы искусственной природы, анализируя процессы создания и функционирования техники.

Технические науки в настоящее время развиваются количественно и содержательно настолько быстро, что общий, методологический анализ не успевает за ними. Многообразие и сложность технических наук требуют комплексного подхода в их методологии.

Необходимы классификация, четкое определение положения в общей системе наук, предмета, структуры, содержания, методов.

В настоящей работе рассмотрена актуальная проблема классификации технических наук, имеющая не только чисто теоретическое, но и практическое, в том числе экономическое, значение.

Техническое знание

Иногда можно встретить [1] определение технических наук, как наук, изучающих создание и функционирование техники. Такое определение тавтологично, кроме того, термин «техника», как и многие слова русского языка, неоднозначен. Так, в словаре Ожегова находим следующие определения. «Техника. 1.

Круг наук, связанных с изучением и созданием средств производства, орудий труда. 2. Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей. 3. Совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. 4. Машины, механические орудия, устройства.

» [2]

Философский словарь определяет технику как систему «искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы» [3].

В политехническом словаре читаем: техника – совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества [4].

Следовательно, необходимо определиться с содержанием термина «техника» как объекта технических наук.

Отнесем к технике всё, что первоначально отсутствовало в природе и появилось только благодаря человеку и предназначено для расширения его естественных возможностей. Сюда относится, в частности, всё перечисленное в п. 4 словаря Ожегова.

Конечно, перечень Ожегова необходимо расширить, добавив электрические, электронные, оптические и другие современные устройства.

Таким образом, главное отличие технического объекта от объекта естествен¬ных наук заключается в том, что технический объект не существует в природе. Этот объект обычно сконструирован, создан, изготовлен человеком, т. е. имеет искусственное происхождение. Кроме того, технические науки обязаны рассматривать и пока еще не существующие объекты, которые еще только предстоит создать.

Выделим следующие группы техники (технические объекты):

  • инструменты (например, топор),
  • механизмы (рычаг),
  • машины (двигатель),
  • приборы (амперметр),
  • устройства (генератор),
  • комплексы (завод).

Инструменты являются прямым продолжением главного рабочего органа человека – руки. Механизмы заменяют один вид движения на другой (например, поступательное во вращательное). Машины предназначены для превращения видов энергии (например, механической в электрическую).

С помощью приборов производятся измерения, с их появлением связано возникновение «точных» наук, в том числе технических. Устройства выполняют, как правило, несколько функций из перечисленных (автомобиль), или функции, не входящие в перечисленные (компьютер).

Комплексы – совокупность технических средств одного или различного назначения.

Российский автопром – история развития, наши дни, перспективы

Естественно, предложенная классификация, как и любая другая, обладает своими плюсам и минусами – в природе идеальных систем не существует.

Можно сказать, что история развития техники идет параллельно развитию человеческой цивилизации. Человекообразное существо в глубокой древности стало превращаться в человека тогда, когда природный камень в его руках стал использоваться как орудие – для добычи пищи и для защиты от врага.

Началом же техники как сферы человеческой деятельности можно считать событие, когда человек (еще не совсем человек), ударяя один камень о другой, сумел природному камню придать форму, более удобную для решения каких-то своих задач, т. е. сделал камень инструментом – одним из важнейших технических средств.

Инструмент является как бы продолжением руки человека, расширяя ее возможности: дотянуться до удаленного объекта, усилить мышечное напряжение, избежать непосредственного контакта с опасным предметом и т. д. С этого события фактически начинается технический эмпирический опыт. Следующий шаг – изготовление технических средств, выполняющих функции, не реализуемые рукой человека.

Эти средства нужно сначала придумать, сконструировать. Для более эффективного создания новой техники уже появилась необходимость в разработке технической науки.

Многовековая история технического творчества позволила накопить огромный опыт конструирования и создания технических объектов.

Этот опыт в настоящее время является объектом исследования, по отношению к которому применимы все логико-методологические процедуры: сравнения, обобщения, анализа и синтеза.

Такое исследование имеет практически значимую задачу: выявить идеальные (или близкие к идеальным) образцы технических решений, уменьшить возможные ошибки конструирования. Результаты исследований в этом направлении являются, кроме того, источниками новых технических идей и подходов.

Технические науки в системе наук

Техника XXI века настолько разнообразна, что вопросами ее создания, функционирования и развития занимается обширная группа технических наук, в связи с чем возникла необходимость их систематизации и классификации.

Общепринятой терминологии в области классификации наук нет не только в России, но и во всем мире. Официальная номенклатура специальностей научных работников в России содержит 9 отраслей науки.

Статистический инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за занятостью населения и деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций выделяет только шесть областей.

В перечень отраслей науки, по которым присуждается ученая степень в Российской Федерации, входят уже 22 наименования. Технические науки входят во все три перечня.

Что такое искусственный интеллект?

В основу классификации технических наук могут быть положены разные принципы.

Рассмотрим для примера следующую формулировку, взятую из учебника: «Технические науки представляют собой специфическую сферу научно-технических знаний, формирующуюся в ходе исследования и проектирования инженерных объектов, в которых и с использованием которых осуществляется целесообразное преобразование вещества, энергии, информации» [5].

Казалось бы, здесь предлагается классификация (деление) наук на три группы. Однако, вещество – форма материи, реально существующая. Энергия – свойство разных форм материи и физическая величина.

Информация, как и физические величины – продукт деятельности человеческого мозга, используемый человеком для описания реально существующих объектов и реально происходящих явлений.

Любая техническая наука, занимаясь реальными объектами, оперирует величинами и имеет дело с информацией.

Одно из ключевых понятий физики и техники – энергия. В физике есть закон сохранения энергии, техника занимается производством и использованием энергии. Но энергия – не материальный, т. е.

реально существующий объект, а его характеристика, которую можно выразить числом. Чисел же в природе нет, они придуманы человеком.

Говорят, например, что генератор вырабатывает электрическую энергию, но энергию нельзя вырабатывать – это противоречит фундаментальному закону сохранения и превращения энергии.

Более аккуратное выражение: в генераторе происходит превращение механической энергии в электрическую. На самом деле в генераторе реальное движение (вращение ротора) вызывает другое реальное движение – электронов в металлических проводниках (электрический ток).

Одно реальное явление выступает причиной другого столь же реального движения. В качестве характеристики обоих явлений физики и инженеры выбрали энергию.

Такой выбор оказался удачным как с научных, так и с практических позиций, что и обусловило широкое, но не всегда правильное применение этого термина.

Преобразование вещества – реальный процесс, естественный или искусственный. Исходные и конечные вещества можно и удобно характеризовать величиной энергии.

Химики синтезируют новые вещества, вместе с физиками они изучают свойства этих веществ (в том числе энергетические характеристики), инженеры используют вещества (материалы) для получения новых технических продуктов.

И те, и другие и третьи обмениваются информацией о веществах, чтобы облегчить работу, или с иными целями.

Информацию о формах материи и их преобразованиях (процессах, явлениях) человек получает либо через свои органы чувств, либо с помощью специальных изобретенных им приборов. Информация отображается обычно в знаковой, символьной форме, чаще всего числовой.

Знаки (а, следовательно, информация) должны быть на чем-то изображены, на каких-то материальных объектах – носителях информации.

Хотя и говорят об обмене информацией, о хранении информации, на самом деле любая обработка информации заключается в действиях с материальными носителями.

Классификацию каких-либо объектов принято проводить на какой-то единой основе. В приведенном примере с триадой «вещество, энергия, информация» такой единой основы, как видно, нет.

Иногда технические науки отождествляют с прикладным естествознанием, полагая, что целью «чистой» науки (естествознания) является познание законов природы, а прикладные науки используют достижения естественных наук для практических целей.

Конечно, естественные и технические науки взаимосвязаны. Из естественных наук в технические перешли основные понятия (в том числе понятие научности) и исходные теоретические положения.

Имея это в виду, разумно в основу первоначальной классификации технических наук положить основные формы материи: пространство и время, вещество и поле.

Пространственные формы материи изучает геометрия, связь между пространством и временем – физика, точнее механика, предметом которой являются изменение положения тел в пространстве (механическое движение) и изменение формы тел (деформация).

Один из выдающихся российских математиков А. Д. Александров писал: «Геометрия возникла из практики как практическая опытная наука о пространственных формах и отношениях реальных тел.

Она явилась, можно сказать, первой главой физики, за которой следовала как вторая глава механика – если геометрия трактует взаимное расположение тел, то механика – его изменение» [6]. Таким образом, геометрию и механику следует считать единой группой фундаментальных наук.

Изучением этих вопросов по отношению к технике занимается первая группа технических наук, обозначим ее как «геометрия + механика».

Все технические продукты изготавливаются из материалов, т. е. из вещества. Строение и свойства вещества изучают естественные науки физика и химия. Соответствующая группа технических наук – материаловедение.

Одно из главных свойств материальных объектов – взаимодействие. Взаимодействие осуществляется через форму материи, называемую полями (физическими полями). Главное фундаментальное взаимодействие, обусловливающее существование вещества, а также взаимодействие объектов на расстоянии – электромагнитное. Этим занимается большая группа технических наук под общим названием электротехника.

Методы машинного обучения для бизнеса

Таким образом, исходя из фундаментальных форм материи получаем три группы технических наук: механика, материаловедение и электротехника, обозначим их соответственно Ф-1, Ф-2 и Ф-3.

Второй способ определения групп технических наук – по отношению к объектам техники:

  • изучающие сами технические объекты, их устройство и функционирование;
  • изучающие способы изобретения, проектирования, конструирования технических объектов;
  • изучающие способы получения (изготовления) технических объектов.

Назовем эти три группы соответственно (достаточно условно): машиноведение (группа О-1), проектирование (группа О-2) и технология (группа О-3).

Третий способ классификации – разделение по сферам применения технических объектов: энергетика, транспорт, строительство и т. д. (группа П)

В отличие от первого – фундаментального – оба последних способа можно назвать практикоориентированными.

Источник: https://promdevelop.ru/science/tehnika-tehnicheskie-nauki-printsipy-klassifikatsii/

27 Проблема взаимосвязи науки и техники

Очевидно, что наука и техникавзаимосвязаны между собой, это как быдве разные стороны одной медали.Технические знания определяют развитиенауки, а научные знания, в свою очередь,определяют развитие техники.

Существуют разногласия –это единое целое? что важнее, ктодоминирует?

По поводу этих вопросовбытуют разные мнения.

1) Первый подход к даннойпроблеме состоит в следующем. Техникаистолковывается как прикладная наука.Наука добывает знания, а техника ихприменяет. Иными словами, наука и техникаобразуют здесь «неразрывное целое». Вфилософской литературе этот подходполучил наименование линейноймодели, потому какразвитие науки и техники понимаетсяздесь как единый процесс.

Аргументы: В самом деле, невсегда можно провести границу, отделяющуюнауку от техники. В таких дисциплинах,как термодинамика, аэродинамика, физикаполупроводников, медицина практиканеотделима от теории. И учёные, и техникиздесь одинаково занимаются теоретическимиизысканиями и одинаково работают влабораториях.

А если мы попытаемся взглянутьна историю науки и техники, то сможемубедиться, что многие учёные (Архимед,Г. Галилей, Б. Паскаль, Л. Эйлер,К. Гаусс, Кельвин и др.) оказалисущественное влияние на развитиетехники, а многие инженеры (Леонардо даВинчи, С. Карно и др.) стали выдающимисядеятелями науки.

И потом, можно добавить, чтои социальные организации науки и техникив принципе мало чем отличаются друг отдруга: те же научно-исследовательскиеинституты, лаборатории, высшие учебныезаведения, издательские центры,конференции, выставки и т.д. И вестественных, и в технических науках восновном применяются одни и те жесредства и методы достижения целей, –и там, и там имеется как свояэкспериментальная, так и своя теоретическаячасть.

Так что различие междунаукой и техникой, пожалуй, состоиттолько в том, что технические задачивыглядят более узкими, специализированнымипо сравнению с научными задачами.

2) Следующий подход,истолковывает науку и технику в качествесамостоятельных, но согласованных сфердеятельности. Иными словами, процессыразвития науки и техникиздесь рассматриваютсякак автономные, независимые друг отдруга процессы. Этотподход в философской литературе получилнаименование эволюционноймодели.

Правда, на некоторых стадияхсвоего развития наука использует техникув качестве инструмента для получениясвоих результатов, но и техника, в своюочередь, тоже использует научныерезультаты в качестве инструмента длядостижения своих целей.

Однако в целомнауку и технику представляют различныесообщества людей, в каждом из которыхимеются свои цели, задачи и системаценностей.

Согласованность же этих двухсфер деятельности проявляется главнымобразом в том, что техника задаёт условиядля выбора научных вариантов, а наука,в свою очередь, задаёт условия для выборатехнических вариантов.

В рассматриваемой модели,вообще говоря, выделяются тривзаимосвязанных сферы деятельности:наука, техника и производство. И в каждойиз указанных сфер происходит внутреннийинновационный процесс.Этот процесс, по мнению С.

 Тулмина,осуществляется в три этапа: сначалапоявляются новые варианты, будь то внауке, в технике или в производстве(фаза мутации), затем создаются вариантыпрактического их применения (фазаселекции) и, наконец, наиболее успешныеварианты распространяются на другие,смежные сферы деятельности (фазадифференциации).

Таким образом, данный подходотрицает мнение, согласно которомутехника понимается как прикладнаянаука.

3) Существует позиция,утверждающая, что развитиенауки определяется главным образомдостижениями в технике.Так, например, термодинамика обязанасвоим появлением развитию паровыхмашин, а классическая механика сталаисследованием природы благодаря такимтехническим приспособлениям как часы,весы, телескоп, маятник и т.д.

Многие технические изобретениябыли сделаны ещё до появленияэкспериментального естествознания.

4) Однако существует точказрения, оспаривающая и эту позицию,точка зрения, которая утверждает, чтотехника, базирующаясяна открытиях в науке, во все временапревосходила технику повседневнойжизни. Техника наоснове научных открытий- качественнодругая техника.

Именно так считает, например,А. Койре. Согласно его взглядам, вовсене Галилей учился у ремесленников,напротив, он их научил многому.

Присоздании своего собственного телескопаГалилей не просто усовершенствовалголландскую подзорную трубу, а исходилиз оптической теории, стремясь достичьточности в наблюдениях и измерениях.

Заслуга великого ученого в том, что онзаменил обыкновенный опыт основаннымна математике и технически совершеннымэкспериментом.

Источник: https://studfile.net/preview/2216281/page:17/

Uchebnik-free
Добавить комментарий