ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Особенности российского федерализма

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Федерализм закреплен как одна из основ конституционного строя России. Федерализм  — это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов РФ, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов, субъектов РФ, т.е.

всего многонационального народа России, сохранить «исторически сложившееся государственное единство». Он выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий.

Федерализм призван: обеспечивать и сохранить исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; интегрировать его территориальные сообщества; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления (регионального, этнического и иного свойства).

Федерализм как форма и принцип организации гос-ва по содержанию проявляет себя в виде совокупности задач, целей, способов, конституционно-правовых отношений, норм и принципов, определяющих основное предназначение Федерации — установление пределов централизации и децентрализации власти и управления на всей территории страны.

Сущность рос федерализма составляют гос-ная целостность, единство системы гос власти, разграничение предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов.

Конституция, закрепляя федерализм, одновременно устанавливает, как, на каких принципах устроена РФ..

Современная конституционная модель российского федерализма объединяет национальные и территориальные начала — в этом ее своеобразие. Конституция исходит из многообразия субъектов РФ. К ним относятся республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ, перечень которых дан в Конституции.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на территории страны.

Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик, автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Поэтому субъектами РФ наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. РФ построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов.

Это объединение нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие гос-но-территориальное устройство РФ:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

Равноправие также выражается в равном представительстве в Совете Федерации. «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти».

Еще один признак равноправия субъектов — разграничение в Конституции РФ предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

РФ взяла на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна быть предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий определен с учетом того, что он должен быть достаточным для обеспечения интересов Российского государства в целом, всего многонационального народа России.

Заметим, что предметы ведения Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов приведены непосредственно в Конституции Российской Федерации. Предметы ведения субъектов в ней не перечисляются. Да это практически и невозможно сделать, поскольку они постоянно расширяются в интересах проживающего на территории субъекта Федерации населения

БИЛЕТ № 14

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_34602_osobennosti-rossiyskogo-federalizma.html

Российский федерализм на современном этапе

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Гаврилова М. И. Российский федерализм на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 302-304. — URL https://moluch.ru/archive/136/37997/ (дата обращения: 06.03.2020).



Особое внимание уделяется проблемам современного российского федерализма и рассматривается важность его существования на современном этапе, а также взаимодействие на международной арене и польза данного сотрудничества.

Ключевые слова: Федерация, федерализм, субъекты РФ, государство, Конституция

Special attention is paid to the problems of modern Russian Federalism and examines the importance of its existence at the present stage, as well as cooperation in the international arena and benefit from this cooperation.

Keywords: Federation, federalism, the federal subjects of Russia, state, Constitution.

Федерализм проявляется в демократии. Его демократичность содержится в том, что федерализм предполагает рассредоточение власти. В сущности термина федерализма поднимается вопрос взаимоотношений.

В теории государства и права федерализм обозначен как способ распределения властных полномочий (определения предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных) [1].

Тенденции развития федерализма в России обусловлены целым комплексом присущих ему своеобразных особенностей, связанных с историческими, экономическими, социально-культурными и национально-этническими факторами. [2].

Российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение народов как этнос-территориальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства.

А именно это взаимодействие в обществе, где люди разных национальностей, конфессий, взглядов и культур соглашаются жить по законам единой Конституции страны.

Как известно, основы конституционного строя характеризуют Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, следовательно, федеральная система правления различает властные полномочия между местными, региональными и национальными уровнями. Также стоит заметить, что именно федерализм гарантирует свободу от диктатуры.

Российский федерализм — это не идеальная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов [3]. Это относится не только к форме правления, но также и федеративных отношений в стране. Современному федерализму более 20 лет за это время любые преобразования и новшества имеют положительные и отрицательные стороны.

Не остается данная проблема и без внимания отечественных ученых, исследования которых во многом послужили теоретической базой для законотворчества и формирования практики Конституционного Суда РФ. И еще, современные проблемы федеративного устройства России связаны с огромным количеством субъектов и с большим размером территории государства.

В содержании Федеративного договора от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» является основой Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [4].

Нужно не забывать, что у российского федерализма имеются свои корни, и без понимания этого построение стабильной и прочной государственности практически невозможно.

С 2002-е года Россия начинает развиваться как централизованная федерация, но мы так же понимаем, что степень независимости субъектов может не соответствовать разделению полномочий между ними и с федеральным центром, следовательно, параметры этого деления не дают права судить о характере федерации.

Признание в Федеративном договоре и Конституции России 1993 года субъектами федерации национальных республик, национальных автономий, краев, областей и городов федерального значения подтверждает, что Россия перешла к новому для ее типу федерации, в основе которой лежит комплексный принцип построения федерации.

Процесс совершенствования федерализма не может проходить в коротки сроки.

Разумеется, некоторые проблемы становятся заметны со временем, когда закон начинает действовать и сталкивается с объективной реальностью и какие-то проблемы явно дают о себе знать с самого начала, но за неимением иного регулирования законодатель вынужден останавливаться на тех методах и способах регулирования, которые доступны и функционируют на современном этапе, даже если на практике они устарели или демонстрируют явное несовершенство [5]. В современном мире трудно сравнить Российский федерализм с другим, так как он уникален. Много времени пытались копировать его у других стран, например у таких государств как США и Германия, но ничего не получалось так как федерализм у других стран не совпадает с настоящими интересами Российского государства [6]. Он не был присущ ни к национально-государственному устройству, ни к территориальному. Наша страна отличается от других стран экономическими, историческими, идеологическими, социально-политическими факторам, поэтому модель построения федерализма это универсальная особенность Российской Федерации.

Для нашей страны важна интеграция на международной арене и в мировой правовой системе, но повторить федерализм других стран не получалось и не получится в настоящее время.

Однако многие вопросы федерализма до сегодняшнего дня не разрешены, тем более что для некоторых федеративных государств участников СНГ вопрос об оптимальной форме государственного устройства остается важным, и ситуация в Украине является ярым тому примером.

Известно, что федерализм это не только комплекс управления государством, но также это еще и политического поведение в стране и способ разрешение конфликтов.

Важно, что одним из ценностей федеративной формы государства является то, что разрешение конфликтов и противоречий происходит в публичной форме, между конституционными партнерами, а не в закрытых централизованных бюрократических учреждений [7]. В настоящее время актуальность сравнительных исследований проблем федерализма чрезвычайно высока.

Федерализм — это не только особым образом выстроенный институциональный дизайн, но и состояние политики.

Федерализм помогает нам фокусировать наше внимание на присутствующих проблемах в стране, и если даже мы отменим его в современном обществе, то совокупность политических процессов изменяется недостаточно для того, чтобы снять ту или иную угрозу стабильности, если она присутствует в государстве. Иными словами, именно федерализм помогает нам справиться с внешними и внутренними угрозами, ведь механизм федерализма необходим обществу в современном обществе, так как без него решение проблемы не будет найдено, и мы можем прийти в к выводу о том, что федерализм в современном обществе нам необходим и является важным элементом в построение государства. И еще одно существенное замечание. Необходимо понимать, что федеративный порядок для демократического государства — это не только вопрос выбора, но и важная необходимость.

Безусловно, современный российский федерализм сложно назвать идеальным. Однако можно констатировать тот факт, что законодатель не стоит на месте, перманентно проводя мероприятия по реформированию современного государственного устройства [8].

На сегодняшний день Российский федерализм строится намного лучше, предыдущего, заметны изменения и видно переходящую ступень в светлое будущее, главное, чтобы поступки, которые будут предприняты нашим государством были обдуманы и дальновидны, ведь от них будет зависеть развитие страны, которое будет отвечать за высокие требования демократического государства.

Литература:

  1. Савельев А. Э., Шаповалов А. В. Особенности Российского Федерализма на современном этапе // Научное обеспечение агропромышленного комплекса сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина». 2016. С. 801–807.
  2. Савельев А. Э., Шаповалов А. В. Тенденции развития Российского федерализма // Очерки новейшей камералистики. 2016. № 2. С. 205–207.
  3. Федеративный договор «О разграничении предметов введения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ» от 31.03.1992 го. // Российская газета. 1992. № 43.

Источник: https://moluch.ru/archive/136/37997/

25. Особенности российского федерализма

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

В 1990-х гг. в российской политическойпрактике серьезно нарушались основыфедеративного устройства. Так, например,из конституции двадцати одной республикидевятнадцать содержали положения, прямопротиворечащие Конституции РоссийскойФедерации.

Основные законы Татарстана,Башкортостана, Якутии (Саха), Тувы,Ингушетии устанавливали конфедеративныйтип связей между республиками и центром.

В конституции Республики Татарстанконстатировалось, что она — суверенноегосударство, субъект международногоправа, ассоциированное с РоссийскойФедерацией на основе договора о взаимномделегировании полномочий.

Конституции Якутии, Башкортостана,Тувы, Коми в одностороннем порядкеустанавливали право приостановлениядействия законов Российской Федерации,если последние противоречат конституциямэтих республик.

Восемь республик относилик своей компетенции порядок введениячрезвычайного положения на своейтерритории, а Тува даже самостоятельнопринимала решения по вопросам войны имира.

Конституции ряда республик (Коми,Башкортостана, Якутии) предусматриваливозможность самостоятельного проведениявнешней политики, заключения международныхдоговоров и соглашений. КонституцииИнгушетии, Якутии и Тувы объявлялиприродные ресурсы, находящиеся на ихтерритории, своей собственностью.

В результате описанных процессов вРоссии сложилась специфическаяфедеративная система, которой присущиследующие черты:

– смешанный этнотерриториальныйхарактер построения федерации, чреватыйэтноконфликтами;

– асимметричность масштабов федеральныхединиц и, соответственно, неравный вес проживающего в них населения;

– неравенство статусов субъектовфедерации (различия между республикамии другими субъектами, наличие субъектовфедерации, входящих одновременно всостав других субъектов);

– экономическая, социальная и политическаядифференциация регионов, которыезначительно отличаются друг от другапо условиям жизни и труда граждан, постепени эффективности социальнойинфраструктуры, по удельному весу ироли демократических институтов ипроцедур, по уровню политическойактивности и характеру политическихпредпочтений электората;

– дотационность большинства субъектовфедерации, а, следовательно, их зависимостьот субвенций федеральной власти;

– провинциальный централизм, т.е.воспроизводство (в ухудшенном варианте)на региональном уровне существующихотношений центр — регионы;

– авторитаризм региональных элит,меньший, чем в центре, контроль за ихдеятельностью со стороны гражданскогообщества и правовых институтов;

– неоправданно высокая роль субъективногофактора, когда личные качества главырегиона и его персональные связи вцентре во многом определяют отношениефедеральных властей к региону и темсамым — социальное и экономическоеположение проживающих в нем граждан.

Учет перечисленных особенностейроссийского федерализма представляетсобой непременное условие позитивногорешения проблем, связанных ссовершенствованием взаимоотношенийцентр — регионы в публичной сфере.

Для приведения в соответствиенормативно-правовых документов субъектовФедерации Конституции России, законами другим государственным правовым актам была проведена большая работа Полномочнымипредставителями Президента РоссийскойФедерации в Федеральных округах.

Специфика российского федерализмаопределяется также социокультурнымиособенностями страны, историческимопытом взаимоотношений центра и регионов.Для российского федерализма характерносоединение национально-государственногои административно-территориальногопринципов построения системы правления.

Это связано с многонациональным составомнаселения страны, в которой проживает160 этносов различной численности.

Однаков отличие от других государств, в Россиисложилась асимметричная форма федерализма:республики (государства) обладаютбольшим объемом прав, чем края, области,города и округа (территории) в ихвзаимоотношениях с центром.

Под воздействием процесса суверенизациирегионов авторы Конституции Россиизаложили в ней два классических положения:запрет на односторонний выход субъектаФедерации из союзного государства изапрет на одностороннее изменениестатуса субъекта Федерации.

Уровень самостоятельности субъектовРоссийской Федерации фактическиопределяется не их конституционнымстатусом, а кругом полномочий и предметовведения. Посредством механизмараспределения полномочий устанавливаетсястепень и форма децентрализации,учитывающие специфику того или иногорегиона.

Отсюда отличительная особенностьроссийского федерализма — взаимноеделегирование полномочий. Смысл егосостоит в том, что субъект Федерациипередает свои полномочия центру инаоборот. Благодаря этому Федерациясоздается как бы снизу на основедоговорных отношений.

Поэтому российскуюмодель федерализма можно назватьконституционно-договорной.

Для российского федерализма характерносоединение национально-государственныхи территориальных принципов формированияфедеративного государства. При такомподходе учитывается, что на протяжениивеков Россия была и остается полиэтническимгосударством, взаимодействием и дажесоюзом более сотни народов. Согласнопереписи населения 2002 года в Россиипроживают представители 160 национальностей.

На формирование современного российскогофедерализма не могла не сказаться угрозараспада России, особенно реальная в1991-1992 гг. Российская Федерация быласоздана на тех же принципах, что и СоюзССР.

Причины, приведшие к распаду СССР,сказались на нарастании центробежных,сепаратистских тенденций внутри России.

В их основе лежало стремление самостоятельнораспоряжаться своим экономическимбогатством, природными ресурсами,плодами своего труда, получить большуюсвободу, уменьшить зависимость отцентра.

Вслед за всеми автономными республиками,осенью 1991 г. провозгласившими себясуверенными государствами, заявили оповышении своего статуса — о преобразованиив республики — большинство автономныхобластей. Края и области также начиналиоткрытую борьбу за расширение своихправ и полномочий, за равноправие среспубликами.

Первым серьезным шагом на пути сохраненияединства России стал Федеративныйдоговор, подписанный 31 марта 1992 года. вКремле большинством субъектов РоссийскойФедерации.

Он включил в себя три близкихпо содержанию договора о разграниченииполномочий между федеральными органамигосударственной власти и органамисубъектов Федерации всех трех типов(суверенных республик в составе РоссийскойФедерации; краев, областей, городовМосквы и Санкт-Петербурга; автономныхобластей и автономных округов).

Договорносил компромиссный характер и явилсярезультатом большой подготовительнойработы, начавшейся еще в 1990 г. Тем неменее, Федеральный договор закрепилнеравноправное положение краев иобластей по сравнению с республикамии не смог полностью нейтрализоватьдезинтеграционные процессы в РоссийскойФедерации.

В настоящее время реальный российскийфедерализм представляет собойтерриториальную форму демократии,строгое разграничение функций исобственности между федеральной ирегиональной властями, все большаяпередача властных функций и средствдля их выполнения из Центра в регионывместе с ответственностью за реализациюфункций и использование средств.

Демократизация общественной жизни вРоссии требует федерализации отношениймежду Центром и регионами. Федерализм- это залог целостности государства,так как регионам незачем стремиться котделению от России, если им ужегарантировано самостоятельное развитие.

В России предстоит еще немало сделать,чтобы создать такое федеративноеустройство, которое обеспечитдействительную прочность и незыблемостьединства и территориальной целостностистраны.

Источник: https://studfile.net/preview/2358944/page:21/

Uchebnik-free
Добавить комментарий