Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы:

Особенности культуры и науки в послевоенные годы

Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы:

Усиление партийно-государственного контроля:1946 г.- постановление ЦК ВКП б о журналах «Звезда» и «Ленинград» (проводники чуждой советскому духу идеологии, гонения устроил А.А. Жданов против А. Ахматовой и М. Зощенко); о кинофильме «Большая жизнь» (Л.Луков);

«Дискуссии» по естественным и гуманитарным наукам: генетике (Вавилов репрессирован), кибернетике, квантовой физике, языкознанию, философии и др.;

Борьба скосмополитизмом и «низкопоклонством» перед Западом;

Гонения на деятелей культуры: А. Ахматова, М. Зощенко, Э. Казакевич, Ю. Герман, В. Мурадели опера «Большая дружба», С. Покофьев, А.Хачатурян, Д. Шостакович, С. Эйзенштейн «Иван Грозный», В. Пудовкин, Г. Козинцев и др.

Крупнейшие явления музыкального искусства – произведения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский») А.И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д. Шостаковича, песни И.О. Дунаевского, А.В. Александрова, В.П. Соловьева-Седова.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь» (1931г., реж. Н.И. Экк), фильмы «Чапаев» (реж Г.Н. и С.Д. Васильевы). «Александр Невский» (реж. С.М. Эйзенштейн). «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г.В. Александров) → создание фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне.

Наука и техника в 1945-1953 гг.-Тенденции: ориентация на цели обороны страны (ВПК)

Основные достижения: открытие институтов атомной энергетики, ядерных проблем, точной механики и вычислительной техники, радиотехники и электротехники, прикладной географии;

1949 г.- испытание в СССР атомной бомбы (И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитонов, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров);

1947-1951 гг.- введение в строй новых станций Московского метрополитена, украшенных мозаиками, фресками и витражами.

Художественное творчество в 1945-1953 гг. Тенденции: создание праздничных произведений. Преобладание военной тематики: А. Фадеев «Молодая гвардия» Э. Казакевич «Звезда», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», кинофильмы Б. Барнет «Подвиг разведчика», С. Герасимов «Молодая гвардия» (г. Краснодон», картины: Скульптура Е. Вучетича. Мамаев курган, Волгоград

Восстановление разрушенных войной памятников, музеев, театров, дворцов культуры, школьных зданий др.

Особенности развития культуры и науки в период «оттепели»:

Сохранение партийного контроля: создать «все идеологические и культурные условия для победы коммунизма» (секретарь ЦК КПСС М. Суслов):

— создание министерства культуры (министр Е. Фурцева);

-Осуществление шагов по восстановлению преемственности культуры (издание книг С. Есенина, А. Ахматовой, М. Зощенко, реабилитация В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама и др, выставки картин художников 20-30 –х гг. и др.);

— оживление развития международных контактов (Московский кинофестиваль, Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, выставка картин зарубежных собраний и др.); Фестиваль молодежи и студентов в Москве(1957);

-активизация научной мысли (расходы государства на науку выросли в 12 раз; открылись новые исследовательские институты, нобелевские премии получили академик Н.Н. Семенов (1956), Л.Д. Ландау (1962), Н.Г. Басов, А.М. Прохоров (1964);

-4 октября 1957 г. – запущен первый в мире искусственный спутник земли, начал работу самый мощный синхрофазотрон;

12 апреля 1961 г.- полет Ю.А. Гагарина в космос «Восток», второй В.Г. Титов;

1963 г. –полет женщины В. Терешковой;

-оживление культурной жизни общества: 1953-1956 гг. – писатели В. Дудинцев, И. Эренбург, критик В. Померанцев и др. поднял проблему о роли интеллигенции в обществе и ее отношениях в партией;

На рубеже 50-60-х гг. началось движение диссидентов (инакомыслящих), бесцензурных изданий и др.

«Шестидесятники» попытка изменить роль творческой интеллигенции в советском обществе (группировать вокруг издания «Новый мир» — редактор А. Твардовский); Критике и преследованиям за «идеологическую сомнительность» подверглись Д.А. Гранин, А.А. Вознесенский, Э.И. Неизвестный, Р.Р. Фальк, М.М. Хуциев, В.С. Гроссман роман «Жизнь и судьба», Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»)



Источник: https://infopedia.su/14x3f51.html

Развитие советской культуры в 1945-1953 годах

Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы:

С окончанием Великой Отечественной войны для возрождения культуры создались благоприятные условия. Трудности заключались только в том, что этот процесс начинался практически с нуля.

В этот период времени резко усилилась роль партийно-бюрократического аппарата. Проявилось это в виде борьбы против западного влияния. Контроль со стороны партийных органов подавлял творческую инициативу интеллигенции. Деятельность политических органов власти СССР в 1945—1953 гг. наглядно показывает таблица:

ДатаПостановление ЦК ВКП (б)
14 августа 1946 годаВышел запрет на публикацию произведений ряда писателей: Зощенко, Ахматовой
4 сентября 1946 годаПоявление запрета на кинофильмы Лукова
10 февраля 1948 года«Об упадни­ческих явлениях в советской музыке»
август 1948 годаВышел запрет генетики
949 годаРазоблачение «космополитизма»
1951—1952 годовБорьба против национальных эпосов мусульманских народов

Целью такого диктата являлось подавление развития свободомыслия. Это исключало возможное проведение дискуссий по множеству культурных вопросов.

В области литературы

В литературе упор стал делаться на произведения, где описывались переживания и социальные потрясения героев. В это время стали популярны такие авторы, как Полевой, Твардовский, Фадеев, написавшие «Повесть о настоящем человеке», «Дом у дороги» и «Молодая гвардия».

Не все работы получили одобрение партийного аппарата. Некоторые из них были объявлены как вредные произведения, чуждые духу советского человека. Стали закрываться журналы или в них менялось руководство.

Большую критику вызвал Исаковский, создатель стиха «Враги сожгли родную хату». В его работе был найден откровенный пессимизм. Партийное руководство предписывало писателям в своей деятельности руководствоваться послевоенным подъемом советского народа и не заострять внимание на грустных моментах.

Наблюдались случаи, когда резкая критика перерастала в репрессии. После задержания были расстреляны Маркиш и Квитко, по делу Маршака, Эренбурга и Гросмана долгое время велось следствие.

Театр и кино

Такому же партийному контролю подверглись театр и кино. По мнению руководства, среди репертуара классические произведения должны были присутствовать только в небольшом количестве.

Внимание следовало уделять особенности духа времени, усилению борьбы за коммунизм. Не следовало делать упор на постановку зарубежных произведений, не идеализировать прежнюю историю.

Не выставлять жизнь царей, ханов и вельмож в красочном стиле.

В целях борьбы с такого вида проявлениями был специально создан еженедельник «Культура и жизнь». В его задачу входило выявление негативных тенденций развития искусства и требование исключения пьес, которые противоречат духу времени.

Музыкальная деятельность

Буквально за непродолжительный период времени удалось не только восстановить, но и расширить количество музыкальных концертных учреждений. Уже к 1950 году появился ряд молодых талантливых актеров, певцов и пианистов. К ним относились:

  • Рождественский,
  • Рихтер,
  • Коган;
  • Архипова;
  • Светланов.

Был создан ряд знаменитых произведений. Среди них:

  1. «Медный всадник» Глиэра.
  2. «Каменный цветок» Прокофьева.
  3. «Великая дружба» — опера Мурадели.

Однако чистка со стороны партийных органов не миновала и представителей музыкальных профессий. Это коснулось в первую очередь Мурадели и Прокофьева.

Идеология направляла авторов на создание работ, где прославлялась идея счастливой советской жизни. В итоге их произведения перестали звучать на эстраде.

Все эти тенденции значительно обедняли культуру СССР, изолировали ее от прогресса мирового развития.

Сфера образования

Если кратко охарактеризовать степень образованности населения в послевоенный период, оно было на очень низком уровне. В свое время сильный удар по квалифицированным работникам нанесли репрессии 30-х годов.

Дополнила недостаток специалистов и прошедшая война. Это сказалось на понижении уровня обучающего персонала. Среди учителей были люди, не имеющие высшего образования, а только окончившие подготовительные курсы.

С целью решения кадрового вопроса правительством было выделено в 2,5 раза больше денег на образование, чем в довоенный период. И это дало свои результаты.

Уже к 1948−1950 годам значительно возросло количество учебных заведений. После окончания войны молодое поколение хотело учиться и с удовольствием это делало, часто без отрыва от производства.

В это же время государством было введено обязательное семилетнее образование.

Научные разработки

В возрождении нуждалась и научная деятельность. С этой целью многие ученые были возвращены из мест заключения. Однако вся их работа контролировалась партийной верхушкой. Те, кто не подчинялся этим веяниям, подвергались гонениям. Если для точных наук партийный аппарат был тормозом, то гуманитарные дисциплины вошли в состояние полного упадка.

Классическая дискуссия развернулась в биологии. В результате ряд ученых лишились возможности заниматься исследовательской деятельностью, а некоторые были арестованы. Например, академик Вавилов, который окончил жизнь в саратовской тюрьме.

Если сопоставить этот период времени с последующей эпохой, в будущем наступило некоторое послабление, но цензура не была полностью отменена.

Свобода слова контролировалась буквально до прихода к власти Горбачева, который стал проводить политику гласности. Благодаря этому, стали издаваться работы Солженицына и других ранее запрещенных авторов.

Такой период продолжался вплоть до 1991 года, пока Советский Союз не прекратил своего существования.

Источник: https://nauka.club/istoriya/razvitie-sovetskoy-kultury-v-1945-1953-godakh.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий