Особенности развития младенца, критерии оценки правильного его протекания.

Психологическое развитие младенцев

Особенности развития младенца, критерии оценки правильного его протекания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности психического развития ребенка от рождения до года

1.1 Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период

1.2 Младенчество как период стабильного развития

Выводы по 1 главе

Глава 2. Методы исследования психики новородженных имладенцев

2.1 Некоторые эксперименты с новорожденными

2.2 Исследования явления госпитализма у младенцев

2.3 Отечественные исследования социально-эмоционального развития младенцев

2.4 Современные зарубежные исследования развития младенцев

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

fВведение

Младенчество — особый возраст в жизни человека, непохожий на все другие. Младенец не умеет ходить, говорить, он беспомощен физически и целиком зависит от взрослых в удовлетворении жизненных потребностей. Вследствие этих особенностей возраста традиционно сложилось отношение к младенцу как к неполноценному существу, дозревающему вне утробы матери.

До последнего времени воспитание ребенка первого года жизни в основном сосредоточивалось на заботе об организации правильного режима кормления, сна и бодрствования, о его физическом развитии, при этом важные психологические аспекты жизни младенца отодвигались на второй план либо вовсе игнорировались.

Благодаря полученным за последние 30 лет знаниям о психологии младенца, о неизвестных ранее его умениях, возможностях и способностях, взгляд на ребенка первого года жизни кардинально изменился.

Оказалось, что младенец располагает такими специфическими возможностями психики, которые свидетельствуют о наличии у него полноценной, хотя и своеобразной, внутренней жизни, совсем не ограничивающейся удовлетворением физических и физиологических потребностей, идущей по линии развития взаимоотношений с окружающими людьми, становления личности и самосознания.

Все важнейшие преобразования в психическом развитии младенца совершаются в процессе общения со взрослыми людьми. Поэтому в основу воспитания должна ложиться правильная организация общения с ребенком.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что в современных семьях существует острый дефицит знаний о младенцах.

Для того чтобы правильно воспитывать малыша, необходимо знать и понимать его психологию: что для него важно, какие игры и игрушки ему нужны, что развивает его мышление, чувства, способности, а что тормозит их развитие.

Современные представления о психическом развитии младенцев основываются на результатах наблюдений в естественных условиях, экспериментальных лабораторных исследованиях и анализе клинических случаев и являются положительным примером обобщения самых различных теорий раннего социально-эмоционального развития человека. Согласно этим теоретически и экспериментально обоснованным представлениям воспитательные воздействия семьи должны быть направлены, прежде всего, на предоставление ребенку первых месяцев жизни обретения опыта индивидуального непрерывающегося сенситивного взаимодействия с матерью или заменяющим ее близким.

ческий анализ литературы и иных информационных источников по заданной теме.

Теоретическая значимость исследования заключается в попытке подробного изучения особенностей психического развития и воспитательного процесса в младенческом возрасте в контексте его психологического содержания.

Кроме того, мы нацелены на анализ собственной педагогической деятельности, на ее совершенствование и переосмысление, на конструктивную работу с семьями младенцев, которым мы могли бы оказать консультативную помощь в решении их жизненных задач по уходу и воспитанию детей.

Все это представляется нам значимым с практической точки зрения.

По структуре курсовую работу можно разделить на две части, первая из которых посвящена описанию психологических особенностей развития ребенка от рождения до года. Также в первой главе мы рассматриваем основные аспектов воспитательной деятельности родителей и/или воспитывающих взрослых. Вторую части работы мы посвятили описанию основных методов изучения психики младенцев.

На наш взгляд, работа может быть интересной для всех, кто интересуется возрастной и педагогической психологией, вопросами воспитания и обучения детей.

Глава 1. Особенности психического развития ребенка от рождения до года

1.1 Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период

Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. Ж. В.

Цареградская в своей работе [46] пишет, что «опыт плода, который он накопил за время внутриутробной жизни и в процессе рождения, является бессознательным и представляет собой довольно сложную структуру.

Именно этот бессознательный чувственный опыт младенца определяет его мироощущение, психоэмоциональное состояние и модели поведения в окружающем мире. Этот опыт можно разделить на два уровня: внутриутробный опыт, отражающий единство с матерью, и опыт биологического рождения». [46, с. 102]

В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Именно поэтому новорожденность считается критическим периодом в развитии человека. [19]

Некоторые психологи [2, 5, 9 ,14 и др.] придают особое значение раннему контакту с ребенком сразу после рождения.

Утверждается, что в первые полтора часа после появления на свет существует критический (сензитивный) период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к матери.

Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению особо теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развивающий эффект.

Характерные особенности периода новорожденности:

· малое различение сна и бодрствования,

· преобладание торможения над возбуждением,

· спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная).

Л.С. Выготский [19] характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, не различение социальных и физических объектов.

Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений.

Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. [14]

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни: рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма, защитных рефлексов, ориентировочных рефлексов, атавистических рефлексов (Рис. 1)

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

[46] При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов.

Рефлексы новорожденного начинают постепенного угасать с 3-х месячного возраста и в 5 месяцев полностью угасают (за исключением сосательного рефлекса).

Рис. 1. Рефлексы новорожденного

Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. [46]

Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга.

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. [9, 14, 46 и др.]

Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются.

Зрительное восприятие. С первых дней жизни дети следят глазами за движущимися в поле зрения объектами. Первоначально это слежение происходит при плохой согласованности движений обоих глаз. [48]

Слуховое восприятие. Слух новорожденных понижен. Поэтому они реагируют только на очень резкие слуховые раздражители. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения.

На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается.

К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. [50]

Эмоциональное развитие. На 5-6 недели в ответ на эмоциональный контакт со взрослым у ребенка проявляется радость, он улыбается (и эта улыбка является — социальной). [51]

Появились новые поразительные данные о возможностях новорожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных (способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта).

В период новорожденности показателями отклоняющегося развития будут свои особенности. (Рис. 2)

А к 3-м месяцам появляется — «комплекс оживления». Термин «комплекс оживления»введен Н.М. Щеловановым, а впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой. [53] Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому.

В его состав входят 4 компонента: зрительное сосредоточение на лице взрослого, улыбка, двигательное оживление (ребенок двигает ручками и ножками) и вокализация (ое певучее гуление).

Рис. 2. Маркеры отклонений в развитии новорожденных

Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.

Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа.

Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась. [2, 5, 9 ,14 и др.] Феномен эмоционального единства отражается в использовании местоимения «мы» для описания всех поведенческих актов ребенка.

Так, молодая мама двухмесячного малыша рассказывает знакомой, впервые встреченной после рождения ребенка: «У нас все хорошо. Мы родились такие большие, такие лохматенькие». [14]

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка — улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

Это означает начало собственной «индивидуальной психической жизни новорожденного».

[53] Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития.

Рекомендации по воспитанию новорожденных:

1. Ребенку следует организовывать адекватные условия для полноценного психического развития с самого момента рождения. Появившись на свет, малыш должен находиться в тесном контакте с матерью, сразу прикладываться к ее груди.

2. Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому нуждается в индивидуальном режиме ухода и кормления.

3. Чем раньше мать включается в уход за младенцем, тем легче ей распознавать состояния малыша, правильно и вовремя удовлетворять его потребности. Психологи установили [14], что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует он себя во втором полугодии, подолгу самостоятельно занимаясь игрушками.

4. Мать или воспитатель не должны бояться избаловать ребенка, идя навстречу его капризам, напротив, следует во всем ориентироваться на потребности новорожденного: носить на руках, давать соску, кормить, если малыш голоден, не мучая его длительным ночным перерывом.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00714160_0.html

Особенности психического развития младенцев

Особенности развития младенца, критерии оценки правильного его протекания.

К моменту рождения ребенка его нервная система(в том ,что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга (в результате ко 2-му году жизни вес мозга ребенка составляет около 70% веса мозга взрослого человека).

Продолжается миелинизация (образование оболочки вокруг нервных волокон), которая находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

Кризис новорожденности. Причины:

  • Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
  • Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека.

В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»

Комплекс оживления, включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).

Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки.

Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии.

Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Психическое развитие ребёнка.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется.

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет.

Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает.

Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.

Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

  • 1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
  • 2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
  • 3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
  • 4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
  • 5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
  • 6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.
  • 8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
  • 10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи.

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.

Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией.

К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года».

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/954-2010-10-15-12-55-41.html

Особенности психического развития новорожденного ребенка, Основные анатомо-физиологические особенности новорожденного, Особенности психического развития младенца — Возрастная и педагогическая психология Библии иотека украинские учебникиів

Особенности развития младенца, критерии оценки правильного его протекания.

Поскольку мозг новорожденного ребенка еще продолжает развиваться, поэтому ее психическая жизнь является проявлениями работы подкорковых центров, а также недостаточно развитых отделов коры

.

Социальная ситуация развития новорожденного ребенка не является завершенной, поскольку социальным окружением есть родители, но еще отсутствует ведущая деятельность ребенка — обратная реакция внимания взрослых.

На основе этого возникает противоречие этого возрастного этапа: ребенок а чувствует максимальную потребность во взрослом и одновременно не обладает специфическими средствами воздействия на него. Для преодоления этого противоречия ребенку необходимо научиться реагировать на взрослых.

Этому способствуют и ки приемы формирования потребности в общении со стороны родителей, как контакт взглядов; улыбка (выразительный элемент мимики, говорит о положительном отношении к ребенку) физическое прикосновение, который сопровождает ться мягкой разговором, использование игрушки в акте речевого общения; паузы при разговоре с целью предоставить ребенку возможность»ответитьти».

течение периода новорожденности у ребенка постепенно появляются такие новообразования, как разложения акта восприятия, появление подражания и акта познания, зрительные и слуховые сосредоточения, проявления активног го интереса к окружающему.

.

Центральным новообразованием этого периода является появление комплекса оживления — положительной эмоционально-действенной реакции новорожденного (улыбка, интенсивные движения ножками и ручками, гуление) на появление взрослого, особенно на голос матери ее лицо, прикосновение.

Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания кризиса и периода новорожденности на смену которому приходит новая стадия развития — стадия младенца. Примерно это происходит в период от двух недель до двух месяцев жизни ребенка (настоящее время является индивидуальным)

Основные анатомо-физиологические особенности новорожденного

течение первого года жизни ребенок интенсивно развивается как физически, так и психически

Рост здорового ребенка-младенца за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес составляет почти 9-10 кг. Младенец отличается от взрослого пропорциями тела: имеет сравнительно большую голов вку, что составляет 1/4 всего тела (у взрослого человека 1/8), короткие ножки, составляют примерно 1/3 всей длины тела. Начинают появляться молочные зубкики.

Интенсивно развивается нервная система. Быстро развиваются анализаторы, в частности, их мозговые части. Устанавливаются связи между различными участками коры головного мозга, проявлением чего является постепенное разви ток условных рефлексов младенцевни.

Особенности психического развития младенца

Главной особенностью психического развития младенца является то, что его социальная ситуация развития является завершенной, поскольку благодаря появлению комплекса оживления ребенок начинает проявлять обратную реакцию внимания родителей — ее социального окружения.

Появляется первая ведущая деятельность ребенка этого возраста — непосредственное эмоциональное общение. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что ее предметом является другой человек (эмоциональная реакция на появление взрослого).

Когда предметом деятельности является другой человек, то такая деятельность и является спилкув ния, а условно его называют непосредственным эмоциональным

Схематично социальная ситуация развития младенца выглядит так:

Л. С. Выготский назвал социальную ситуацию развития младенца ситуацией»Мы»Ее суть заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослых, ухаживающих за ней. Ребенок практической чно ничего не может сделать без дорослислих.

. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность первого года жизни ребенка обусловливают появление ряда психических новообразований этого возраста:

1) происходит активное развитие познавательных психических процессов (вопросы для самостоятельной проработки);

2) происходят изменения в поведении: появляется общая закономерность любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать, на 5-6 месяца комплекс оживления заменяется на другие формы поведения, ребенок должен постоянно с окрашенное самоощущение, возникает акт хватания — первая организованная, направлено действие; появляются первые»вопрос», которые ребенок задает взрослому в форме действия, взгляда, жеста, которые возможно понять лишь в с итуации действия; появляется потребность в общении со взрослыми

3) развивается речи младенца: появление автономного речи (многократное повторение слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма и тд), ребенок различает интонацию и соответственно реагирует на ее, на конец не-говоря возраста у ребенка возникает пер рше понимания слов (до 20), они уже произносят 10-12 слов («на»,»дай»,»мама»,»папа»»…).

.

Центральным новообразованием немовлячого возраста является хождение. Это первое, что отделяет ребенка от взрослого. Появление хождение в сочетании с языком свидетельствует о распаде социальной ситуации развития этого возраста (ситуации»Мы»), поскольку теперь д ребенок может вести взрослого куда она хочет, или попросить то, что ему нужно и тт.д.

Такие изменения влекут кризис первого года жизни ребенка.

Ее причина заключается в том, что происходит переход от биологического типа развития (сформирована поведение, беспомощность, потребности только в тепле и пищи) к социальному (активность, потребность в общении с другим человеком и познании окружающего мира), а лишь эмоционального общения для такого перехода недостаточным.

.

Главным признаком этого кризиса является резкий рост независимости ребенка от взрослых: она активно осваивает ходьбу и предметные действия, при этом сам выбирает куда идти или какие действия совершать.

Обычно взрослые в определенных ситуациях корректируют или запрещают такие действия. Это вызывает появление кратковременных аффективных реакций (плаксивость, мрачность), иногда нарушение сна, потеря аппетита тощщо.

Важным в преодолении кризиса первого года является установление социальных связей ребенка со всеми членами семьи. Это обусловливает появление в результате кризисных переживаний чувство доверия младенца к объектам окружающей шнього мира. Взрослым нужно перестроить отношения с ребенком, предоставить ей больше свободы и самостоятельности в разрешенных пределах.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_ta_pedagogichna_psihologiya_-_vidra_og/osoblivosti_psihichnogo_rozvitku_novonarodzhenoyi_ditini.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий