Особенности образования государства в Японии. Причины слабости центральной власти.

В) Становление и эволюция государственности в Японии

Особенности образования государства в Японии. Причины слабости центральной власти.

Древнейшее японское государство возникло на территории островов Хонсю, Сикоку и Кюсю, входящих в Японский архипелаг на рубеже VI-VII вв. находились под значительным культурным влиянием Китая. В Японии утвердился буддизм и сохранялся традиционный синтоизм.

Япония в средние века, в силу своего изолированного островного положения. имела ряд особенностей, отличавших её от Индии и Китая.

IV – VI вв. – период образования государства в Японии. Во главе общества стоял вождь – правитель, опиравшийся на родоплеменную знать. 604-605 гг.

принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма.

Он же первым стал посылать японцев на учёбу в Китай и Корею, а также приглашать оттуда ремесленников, монахов и ученых.

VII в. – государственный переворот принца Кару и начало реформ Тайка по китайскому образцу. Китаизация японского общества была настолько велика, что иногда встает вопрос о самостоятельности японской цивилизации.

Японский император (тенно, или микадо) не имел реальной власти (с конца VIII в.) На местах управление осуществлялось местными князьями – дайме.

Существовало феодальное поместье (сеэн), передававшееся по наследству и освобождавшееся от уплаты государственных налогов. Оформилось военное сословие, члены которого назывались самураи.

В Японии оформилась социально-экономическая система, аналогичная по своим экономическим и социальным характеристикам западноевропейскому феодализму (XI-XII вв.)

Княжеский род Миниамото, владевший крупнейшим войском самураев, подчинил себе всю страну (XII в.) Дайме Минамото Еритамо был объявлен правителем страны – сегуном (1192 г.). Таким образом, в стране установился порядок существования двух параллельных династий – императорской и сёгунской.

Сложился особый тип государственности – сёгунат – система организации политической власти Японии XII-XIX вв.

, при которой реальная политическая власть была сосредоточена в руках династии «правителей» (сёгунов), а представители императорской династии исполняли исключительно религиозные функции.

Япония, как и большинство государств, пережила период политической раздробленности и междоусобных войн. Борьбу за объединение страны начал союз, возглавляемый князьями родов Одо и Токугава (XVI в.) В результате возник сёгунат Токугава (1603-1868).

При Токугава возникла разветвленная полицейская система, контролировавшая все проявления общественной жизни. С XVI в. Япония превращается в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций мира. Общение с иностранцами было запрещено под страхом смертной казни. Однако ученая элита продолжала изучать и впитывать западный опыт.

Режим ограничения внешних связей и жесткого внутреннего контроля Токугава привел к отставанию развития Японии от Западной Европы.

Особенности японской цивилизации

— Способность ревностно сохранять неповторимые традиции своей культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций.

— Феодализм в Японии, развивавшийся в условиях неокрепшего государства, пошел по пути близкому западноевропейской модели.

— К 11 в. чиновники обладали значительной независимостью от государственной власти, а феодалы превратились в полноправных владельцев своей земли.

— Крестьяне были жестко прикреплены к земле и не имели права покидать её.

— В Японии образовалась прослойка рыцарей-самураев, военные дружины которых боролись с крестьянскими восстаниями и преданно служили крупным феодалам.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назовите особенности цивилизаций Востока в средние века. Что было заимствовано из Древнего мира, и что внесло Средневековье?

2. Ответьте на вопросы теста:

1. Место проживания арабов:

А) Балканский полуостров;

Б) Аравийский полуостров;

В) Аппенинский полуостров;

Г) полуостров Индостан.

2. Название религии арабов, способствовавшей объединению государства:

А) язычество;

Б) христианство;

В) ислам;

Г) буддизм.

3. В 8 веке у арабов образовалось государство, которое называлось:

А) каганат;

Б) халифат;

В) королевство;

Г) империя.

4. Главный религиозный центр арабов –

А) медресе;

Б) мечеть;

В) намаз;

Г) Коран.

5. Впервые порох стали применять в:

А) Арабском халифате;

Б) Японии;

В) Китае;

Г) Индии.

6. Первый свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма, в Японии принял:

А) Тайк;

Б) Сётоку-тайси;

В) Мухаммед;

Г) Конфуций.

7. Виды деятельности, с которыми связано развитие в Арабском халифате географии, астрономии, математики:

А) торговля и ремесло;

Б) охота и бортничество;

В) завоевательные походы;

Г) разведение домашнего скота.


8. В государствах средневекового Востока:

А) коллективизм уступил место индивидуализму;

Б) сохранились черты традиционного общества;

В) власть стала более демократической;

Г) религия стала играть решающую роль.

9. В средние века для обществ Востока было характерно:

А) сохранение отношений, свойственных древности, параллельно с развитием феодальных отношений;

Б) отсутствие феодальных отношений при нарастании темпов общественного развития;

В) отсутствие национальной специфики в развитии, следование единой модели;

Г) развитие индивидуализма.

10. На протяжении VII –XII вв. в Индии:

А) сохранялась политическая раздробленность;

Б) сложилось централизованное государство;

В) образовалась империя Великих Моголов;

Г) господствовали кочевники.

11. Столица Византийской империи –

А) Истамбул;

Б) Мекка;

В) Константинополь;

Г) Александрия.

12. Наиболее известный император Византии, укрепивший центральную власть и проведший кодификацию законодательства:

А) Константин;

Б) Юстиниан;

В) Хлодвиг;

Г) Карл Великий.

13.

В Японии XII-XIX вв. утвердилась форма правления под названием:

А) теократия; В) деспотия;

Б) сёгунат; Г) тирания.

14. Наиболее близким к западноевропейской модели был феодализм:

А) в Японии; В) в Китае;

Б) в Индии; Г) в Арабском халифате.

15. В средние века для обществ Востока характерно:

А) сохранение отношений, свойственных древности, параллельно с развитием феодальных отношений;

Б) отсутствие феодальных отношений при нарастании темпов общественного развития;

В) отсутствие национальной специфики в развитии, следование единой модели;

Г) развитие демократии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/58320.html

Формирование японской государственности

Особенности образования государства в Японии. Причины слабости центральной власти.

Развитие феодального государства в Японии

Японская цивилизация начала свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появи­лись намного раньше – около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония была почти замкнутым – в культурном и политическом отноше­нии – миром.

О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла из Китая.

Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выразились и свое­образие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии.

Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были груп­пы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной админист­рации.

Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считав­шийся одновременно жрецом клана.

В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки.

Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распада­ются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномо­чия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет.

Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. По­степенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов.

По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V — нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении оча­гов государственности была велика.

Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные клановые правители превратились в представите­лей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне госу­дарственную, система социальных рангов – кабанэ (учрежден­ная в cep. V в.).

Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми – придворные, мурадзи – военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций.

Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достиг­ло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована пер­вая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обло­жению (рисом) и трудовым повинностям.

Путем роста хозяйственно­го принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние сопле­менники – превращаться в полусвободных (томобэ) с закреп­лением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г.

, когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон.

Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирова­ние чиновничества, нового налогового аппарата.

С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо связано по­явление первых законов – 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622). Законы были не столько правовыми нор­мами, сколько сводом политико-моральных поучений. Однако они были положены в основу государственной деятельности.

Кланы при­зывались объединиться и служить общему благу. Все население де­лилось на три класса: правители – вельможи – народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным вла­стителем с особыми полномочиями власти.

Соответственно китай­ским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся осно­вой правопорядка. В целях такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовласт­ным: при нем обязаны быть советники.

Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобож­дению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма услов­ного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тай­ка (645–646).

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свер­гли режим правителей Сога и установили новую императорскую ди­настию.

Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственно­стью.

Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сло­жилась центральная администрация. Верховное управление осуще­ствлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы.

Реаль­ную работу по текущему управлению вершил государствен­ный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний, сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел.

Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в.

был издан специальный ад­министративный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и военной рекрутской системы.

В местном управлении также ликвидирова­лись родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н.

триада обложения, известная с древне­го Китая: налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).

По своей внутренней структуре монархическое государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Ев­ропе, новое государство стало стимулом для переформирования со­циального строя в направлении феодальных отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_69124_formirovanie-yaponskoy-gosudarstvennosti.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий