Особенности государственного строя Древней Спарты.

Особенности государственного строя Спарты

Особенности государственного строя Древней Спарты.

Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба — на десять триакид.

Свою родовую общину спартиаты называли «общиной равных». До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой категории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались.

По преданию, мифический царь Спарты Ликург запретил пользоваться при постройке домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разреша-лась только железная.

Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого и выносливого воина.

Спартанцы постоянно жили военным лагерем. Они делились на «товарищества палаток». Члены товарищества должны были вместе обедать. Такие совместные трапезы назывались сисситиями.

Каждый из 15 человек должен был приносить ежемесячно определенные порции продуктов и количество денег для покупки провизии.

Кто не мог давать продуктов, тот не только не участвовал в сисситиях, но и лишался прав гражданства.

Таким образом, вся общественная организация спартиатов в рамках аристократического государства была обременена пережитками родоплеменного строя, была рассчитана на то, чтобы держаться замкнутой и сплоченной группой против порабощенных илотов и бесправных периэков.

Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс в Спарте, работавший на земле спартиатов.

Положение илотов несколько отличалось от положения рабов тем, что хотя они и были лишены права собственности на землю и сами были собственностью спартиатов, но всё же сохраняли некоторую самостоятельность.

Они вели свое хозяйство и не были товаром, подобно рабам. Кроме работы на полях спартиатов они должны были уплачивать своим господам оброк.

Кроме илотов в Лаконике была еще группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители). Они жили в прилегающих к долине Эврота бесплодных горных областях.

Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, платили Спарте дань и поставляли определенные роды войск (тяжеловооруженную пехотугоплитов).

Периэки занимались также ремеслами и торговлей, что было запрещено спартиатам.

Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло.

Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы.

При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству .

Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения. внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция.

В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны.

Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/9579.html

Вопрос № 14: Особенности общественного и государственного строя Спарты

Особенности государственного строя Древней Спарты.

Общественный строй. Для общественного строя Спарты характерны сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества.

Заботой о сохранении солидарности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, господствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиаты.

Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами — илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но позднее возникло имущественное неравенство спартиатов. Несмотря на это, спартиаты именовались «равными». Из числа равных исключались граждане, которые

не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд гипомейенов — «опустившихся».

Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты — представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов.

Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора.

Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной роли в политической жизни страны. Созывалось оно от случая к случаю по решению должностных лиц.

В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода.

Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть.

Однако фактическое руководство государством принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирало Народное собрание из числа всех граждан.

Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством . Эфоры созывали герусию и Народное собрание и руководили их деятельностью.

В их ведении были вопросы внешней политики, внутреннее управление страной, в частности надзор за нравами и соблюдением дисциплины, контроль за деятельностью всех должностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция.

Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей вплоть до привлечений их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности способствовали злоупотреблениям ими своей властью.

Герусия (совет старейшин) — орган, сохранившийся от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили два царя. Члены герусии (геронты) избирались Народным собранием пожизненно.

Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые должны были рассматриваться Народным собранием. Первоначально герусия располагала практически неограниченной компетенцией и являлась судебной инстанцией против царей. На своих ежедневных заседаниях она обсуждала военные, финансовые, судебные вопросы.

С усилением власти эфоров значение герусии уменьшалось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства.

Однако победа над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство.

Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. оказалась под властью Рима

Вопрос №15: Образование Римского государства. Реформы Сервия Тулия

Рим возник в области Лациум, на левом берегу реки Тибра. Постоянные поселения в Лациуме появились, по-видимому, только в конце 2-го тысячелетия до н.э. Они принадлежали предкам италийского племени латинов. В 6-8 вв. до н.э.

у латинов усилился процесс разложения первобытнообщинных отношений, появилась частная собственность, зарождались классы. Возникли укрепленные поселки-города. В конце 7 в. до н.э. образовался союз тридцати латинских городов во главе с г. Альбой-Лонгой. По археологическим данным, Рим возник приблизительно в 10 в. до н.э.

Ранее всего был заселен Палатинский холм, находившийся у брода через реку Тибр. Затем появились поселения и на других холмах – Капитолии, Авентине, Квиринале и др. В 8 веке до н.э. Палатинская община распространила свое влияние и на общины соседних холмов. Сведения римской исторической традиции, сложившейся в 3 веке до н.э.

о начальной истории Рима, носят преимущественно легендарный характер. Основание Рима эта традиция связывает с легендой о Ромуле и Реме.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Согласно традиции, население состояло из 300 патриархальных родов, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя.

Три племени – рамны, тиции и люцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейших родов.

Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными.

Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие.

Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу.

Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193.

Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они али одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права ания и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium).

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.



Источник: https://infopedia.su/1x6bc3.html

Общественный и государственный строй Спарты

Особенности государственного строя Древней Спарты.

Полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта.

В основе возникновения государствa в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними.

Завоевание Мессении привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю — основное в тех условиях средство производства — и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация — спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя:

  • два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен);
  • совет старейшин;
  • коллегия эфоров;
  • народное собрание.

Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей.

Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных.

В то же время необходимость господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности.

Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная изоляция территории страны, замкнутой горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества.

Особенности общественного строя Спарты

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений.

Социальные группы:

  1. спартиаты;
  2. гипомейоны (опустившиеся спартиаты);
  3. периеки;
  4. илоты.

Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась военная.

Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности.

В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах — сисситиях. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши.

Запрещалось спартиатам и торговать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты.

https://www.youtube.com/watch?v=Tk5TGr1OH38

Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.

Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях.

Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась — с девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.

Периеки — жители периферийных горных неплодородных районов Спарты — занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами.

Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц — гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов.

Основное занятие периеков — торговля и ремесло. По своему положению они были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли казнить их без суда.

Илоты — порабощенные жители Мессении — были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных).

Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства. Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.

Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.

Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

Государственный строй Спарты

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к «ликургову строю», сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э.

Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной.

Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.
Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти.

Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

Совет старейшин (герусия), как и архагеты, — орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя.

Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание.

Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали.

Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и али. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц.

На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии.

Ими стали пять эфоров. Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством . Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла.

Они поставили под свой контроль архагетов — в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения.

К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах).

Деятельность самих эфоров практически не контролировалась — они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

Кризис политической системы Спарты

Монолитная социальная структура господствующего класса, превратившегося в мощную военную организацию, способствовала быстрому возвышению Спарты среди греческих государств. К V в. до н.э. она установила свою гегемонию над почти всем Пелопоннессом, возглавив Пелопоннесскую симмахию.

Застой в социально-экономической и политической жизни, духовное оскудение — цена господства над илотами — делают Спарту центром реакции в Греции. В то же время победа в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.

), громадная контрибуция, полученная с Афин, резко стимулировали процессы имущественной дифференциации спартиатов и развития товарно-денежных отношений. Они еще более усилились с разрешением в начале IV в. до н.э. дарения и завещания земельных наделов (продажа их по-прежнему не допускалась, но, вероятно, имела место).

Увеличиваются размеры наделов знати и за счет приобретения земель (у илотов) на окраинах государства. Запрещение торговли перестает соблюдаться.

Былой аскетический спартанский образ жизни уходит в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия.

Единство спартанской общины разрушается, ее военная мощь падает — число полноправных спартиатов сокращается, появляются наемники. Потеря в IV в. до н.э.

Мессении в результате македонского завоевания Греции, а вместе с ней части земли и илотов, подорвала экономическую основу Спартанского государства.

Предпринимавшиеся в III в. до н.э.

по требованию разорившихся спартиатов попытки восстановить старые порядки путем передела земли, уничтожения долгов, восстановления военного могущества предоставлением прав гражданства неполноправным жителям Спарты потерпели крах. Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки общинного строя.

Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все греческие государства, в середине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschestvenniy-i-gosudarstvenniy-stroy-sparti

Общественный и государственный строй Древней Спарты

Особенности государственного строя Древней Спарты.

В эллинский период истории греческого мира главными центрами стали Афины и Спарта. Эти два греческих государства отличались друг от друга и от всей колониально-островной Греции. История классической Греции представлена в основном развитием Спарты и Афин. 

Природные условия Спарты

Спарта располагалась в южной части Балканского полуострова, которая называлась Пелопоннес. Юг Пелопоннеса разделяли равнины Лаконская и Мессенская, которые были отделены между собой  хребтом Тайгетом.

Лаконская, долина, по которой протекала река Эврот, составляла основную территорию Спарты. Эту долину с севера окружали горы, с юга- малярийные болота.

Спарта располагалась в центре долины  — 30 километров в длину и 10 в ширину.

Долина Эврота представлена на рисунке

Ее территория была благоприятна для посевов, почва была плодородна. Так же на территории были леса с растущими в них виноградниками и фруктовыми деревьями. Но Лаконская долина  была мала по своим размерам и не имела  удобных гаваней. 

Возникновение Спарты

Спартанцы были отрезаны от моря, что сформировало их замкнутость, с другой стороны, они были настроены агрессивно в отношении своих соседей — западной долины Мессенпи, т.к. там были  плодородные земли.

Лакедемона — древнейшая история Спарты, о которой практически ничего не известно. Раскопки указывают на  тесную связь Спарты с Микенами.  Додорийская Спарта — это город, который относится к микенской эпохе.

 

Согласно преданиям в Спарте проживал  басилей Менелай, брат Агамемнона, муж Елены. Так же сохранился рассказ о походе потомков Геракла (гераклидов)  в Пелопоннес и о завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, как земель, которое принадлежали когда-то Гераклу. Так, согласно этой легенде, утвердились доряне в Пелопоннесе.

Разложение  родовых отношений, столкновения с соседями и внутренняя борьба привели к образованию рабовладельческого государства. Государство в Спарте возникло рано — в результате завоевания, в нем сохранилось множество родовых пережитков.
Важная черта спартанского строя —  сочетание сильной государственности с родовыми учреждениями.

Большинство спартанских обычаев связано с именем законодателя и мудреца Ликурга. Считалось, что в его образе заключались черты  человека и бога света — Ликурга.
Культ Ликурга был распространен в Спарте в VIII в. В V в. Ликург стал считаться создателем государственного строя в Спарте и был помещен в одну из спартанских царских фамилий.

Легенда описывает Ликурга как дядю и воспитателя молодого спартанского царя. По предсказанию дельфийского оракула, Ликург  как исполнитель воли Бога обнародовал ретру. 

Определение 1

Ретра —  краткие изречения в виде формул, которые заключали в себе важные законы (постановления) .

Ликургова ретра была выражена архаическим лапидарным языком  и составила базис Спартанского государства. Так же Ликургу приписывают проведение земельной реформы, которая положила конец земельному неравенству и привилегии аристократии.

Согласно преданию, Ликург  разделил Спарту на 9 ( некоторые историки предполагают, что на 10) тысяч равных участков, которые назывались  клерами. На каждом участке был равное число спартиатов — мужчин, которые составляли ополчение.

Затем Ликург покинул Спарту, взяв клятву с граждан не нарушать принятые им законы. Так он решил, что выполнил главную цель в своей жизни. После его смерти в Спарте построили храм в его честь, а сам Ликург был объявлен богом.

  Впоследствии  его имя стало символом идеального вождя, для которого важна справедливость и его родина.

Спарта всегда оставалась аграрной и земледельческой  страной. 
Спартанскую политику определяла специфика захвата соседних земель. Так в VIII в. проходила длительная война с соседями — Мессенией, которая получила названия Первая мессенская война. Она окончилась полным покорением Мессении и порабощением ее народа.

В VII в. произошла Вторая мессенская война, которая была вызвана тяжелым положением покоренного населения илотов. В этой войне Спарта снова одержала победу.

В период мессенских войн в Спарте сложился новый государственный строй, которому спартанцы обязаны своей победой. Этот строй продержался в Спарте в течение трехсот лет (VII—IV вв.). 

Особенности строя Древней Спарты

Спартанская конституция представляла собой родовые пережитки, смешанные с сильной государственностью.  Для граждан Спарты Конституция была  демократией, для  зависимого населения—олигархией.

Определение 2

Олигархия — власть немногих, которая защищает преимущественно интересы этого меньшинства.

Те, кто мог носить оружие,  члены боевой фаланги, составляли «общину равных». Эта община представляла собой военную общину, которая  имела  коллективную собственность и коллективную  рабочую силу. Все члены общины были равноправными. Землю общины обрабатывали илоты (покоренное население).

Строй Древней Спарты представлял собой деление на три  дорийских (родовых) филы. Каждый спартиат относился к какой-то филе.  Со временем  родовой строй стал  вытесняться государственным, а родовые деления превратились в территориальные. Спарта подразделялась  на 5 об (деревень).

Все спартанские цари относились к двум родам — Агиадов и Эврипонтидов.  Цари (архагеты) возглавляли ополчение, исполняли функции жреца, разбирали дела по семейному праву.

Совет старейшин (герусия) был  высшим политическим органом в Спарте.
Герусия состояла из 30 человек, 2 из которых были царями, а остальные – геронтами, которых избирало народное собрание из самых  влиятельных  родов.  Народное собрание (апелла) собиралось раз в месяц по вопросам войны и мира. Оно выбирало членов герусии и эфоров. 

Институт эфоров (наблюдателей) восходит к «долпкурговской» Спарте.  Изначально  эфорат представлял собой демократическое  учреждение. В него входило 5 человек, которые выбирались народным собранием. Позднее  в V—IV вв. они стали олигархическим органом, который защищал интересы знати и высшего сословия.

Спартанские  эфоры имели множество функций:

  • набор ополчения;
  • сопровождение царей в поход;
  • контроль всех  действий царей;
  • судебная власть.

В руках спартанских  эфоров заключалась вся высшая политика Спарты.
Весь строй Спарты имел военный характер. Быт в мирное время почти не отличался от военного, т.к. основную часть времени спартанские войны проводили в укрепленном лагере.

Воины Спарты делились на эномотии —  лагеря, где занимались военными упражнениями и гимнастикой. На ночь воины возвращались домой к семье.

Гимнастические упражнения, изображённые  на вазе из ноли, представлены на рисунке.

На общие товарищеские обеды (сисситии) спартанцы приносили из дома приготовленные продукты, дома обедали только женщины и дети. Весь режим дня спартанцев был построен в интересах общины. Для затруднения обмена в Спарте использовались громоздкие железные деньги.

Спартанское воспитание

Жизнь спартанцев не принадлежала самому себе.Чтобы воспитывать ребенка, отцу нужно было получить разрешение геронта, который после специального освидетельствования решал, оставлять ли младенца в живых. Слабых младенцев отправляли в «апофеты», на кладбище в расщелине Тайгета.  Жизнь сохраняли только  крепким и сильным младенцем, из которых хотели вырастить солдат.

За основу воспитания был взят принцип «побеждать в сражении и повиноваться». Молодые спартанцы круглый год не носили обуви и одевались в грубую неудобную одежду.

  Основную часть своего времени они  проводили в школах, где проводили уроки по физической культуре,  занимались спортом и обучались грамоте.  Мальчикам нужно было говорить просто и  кратко.

  Афинский писатель Ксенофонт сравнивал голос спартанских юношей с каменными статуями и указывал, что  парни были скромнее девушек. Спартанские ученики ели и спали вместе. Спали на жестких тростниковых подстилках, которые готовили без ножа.

Чтобы проверить физическую выносливость молодежи, под религиозным предлогом устаивались бичевания в храме Артемиды. 3а экзекуцией наблюдала жрица, которая держала статуэтку бога, которую  она наклоняла или поднимала, указывая таким образом необходимость усиления или ослабления ударов.

Для того, чтобы приучить молодых людей к выносливости, им назначали трудные работы, которые они должны были беспрекословно выполнять.За их  поведением следили  власти и частные лица под угрозой штрафа и бесчестия за нерадивость.

Важно обратить внимание, что Спарта была военным лагерем среди порабощенного и готового подняться на восстание населения окружающих областей, именно поэтому военному воспитанию уделялось  большое внимание.

Военная техника в Спарте считалось одной из лучших во всей Элладе, дисциплинированные спартанцы были хорошо вооружены.  Оружие было преимущественно железным, чему способствовали  имевшиеся в Тайгете большие запасы железа.
Спартанское войско подразделялось на отряды, которые назывались лохи ( позже переименованы — в моры) по пятисот человек. 

Определение 3

Эномотия – самая мелкая боевая единица, которая состояла из сорока человек.

Войско имело своих сильных пехотинцев.

Определение  4

Гоплиты- тяжеловооруженные пехотинцы, составляющие основную военную силу Спарты.

На войну спартанские войска отправлялись с маршем под  звуки флейт и хоровых песен.  В песнях вспоминали павших в бою спартанцев, порицали «жалких  и нечестных  трусов». Спартанские песни были распространены во всей Греции.
Образцом таких песен являются  элегии и походные марши (эмбатерии) поэта Тиртея (VII в.).

Вооружены все спартанские войны были одинаково. Это подчеркивало их равенство перед общиной. Вооружение е включало в себя  копье, щит и шлем. Одеты они были в  багровые плащи.

Воспитанию женщин в Спарте также уделялось особое внимание. До замужества женщины тоже занимались так же упорно, как и мужчины – учувствовали в кулачных боях, бегали, бросали диски и т.д. Все это проводилось для укрепления их тела и духа. Считалось, что только здоровые женщины  могут родить здоровых детей.

На рисунке представлена девушка, состязающаяся в беге.

Когда женщина выходила замуж, то основная ее цель была родить здорового ребенка и заниматься его воспитанием.

В Спарте основной формой брака было моногамная семья.  Однако по замечаниям Энгельса,  в Спарте сохранялось немало пережитков старинного группового брака.

Спартанская община

Спартанская община  создавалась на протяжении всей борьбы с соседними землями среди порабощенного и союзного населения.

Основным порабощенным  населением были илоты  — земледельцы, которые были расписанные по клерам спартиатов — группами по десять- пятнадцать человек. Термин «илот», по мнению одних ученых, означает «захваченный  в плен», по мнению других  — его происхождение получили от города Гелос. 

Илоты выплачивали апофору – натуральный оброк. Так же они выполняли различные повинности своих хозяевов. В оброк были включены ячмень, полба, свинина, вино и масло. Так же илоты обязаны были проходить воинскую службу.

С войска илотов начиналось сражение, их отправляли прямо в тыл противника. Фактическое положение илотов не отличалось от положения рабов. Отношение спартанцев к илотам всегда было очень жестоким.

Они могли заставить илотов напиваться допьяна, и после этого показывать  молодежи, до чего  может довести пьянство.

В Спарте не была развита индивидуальная собственность. Земля была общинной собственностью. Каждый спартиат, который являлся членом общины равных и членом боевой фаланги гоплитов, получал от общины определенный надел (клер) с проживавшими на нем илотами. Спартиат не мог ни продать, ни освободить илота, ни изменить его взносы. 

Еще одну группу зависимого населения составляли периэки ( «живущие вокруг») -жители союзных со Спартой областей. Они были ремесленниками, торговыми людьми и земледельцами. И по сравнению с илотами были в лучшем положении, хотя и не имели политических прав. Периэки служили в ополчении и могли иметь земельную собственность.

Антагонизм между зависимым населением и господами в Спарте был наиболее сильным, чем во всем греческом обществе.
Для того, чтобы не допустить восстание, спартанцы устраивали криптии.

Определение 5

Криптии – карательные экспедиции на илотов, во время которых уничтожались наиболее сильные из них. 

Во время криптий эфоры объявляли «священную войну» илотам. Спартанские юноши вооружались оружием и ночью нападали на поселения илотов, создавали панику, убивали наиболее крепких из них и снова скрывались.

Так же Фукидид описывал случаи, что  во время пелопоннесской войны спартиаты собрали илотов, которые хотели получить за свои заслуги освобождение, надели  им на головы венки, привели к храму, после чего илоты исчезли, и их больше никто не видел.

В истории известно немало восстаний илотов, которые происходили в основном во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями.  Например, известно большое восстание илотов во время Второй месеенской войны.
Несмотря на сильный строй, который создали спартанцы, их порядок разрушался,  как извне, так и изнутри.

Спарта пыталась подчинить и другие области Пелопоннеса, например Аркадию, но получила отпор от горных аркадских племен. Тогда Спарта хотела  обеспечить свое могущество путем союзов. Например, был создан Пелопоннесский  союз ( VI в.). В данный союз входили почти все области Пелопоннеса и позднее — торговый город Коринф. Этот союз был одним из самых крупных и влиятельных греческих союзов.

Спартанская гегемония длилась до Саламинской битвы.

Определение 6

Саламинская битва – известная первая крупная морская битва, которая выдвинула на первый план Афины и передвинула  экономический центр Греции с материка на море.

Так начался кризис Спарты, который привел к разложению всех учреждений древнеспартанского строя.

Историки отмечают, что спартанские порядки  были распространены в городах о. Крита. Согласно сведениям, Ликург многое заимствовал у критян.

Так у критян тоже существовали покупные рабы и несвободные землевладельцы (клароты), похожие на  илотов, однако они  имели больше прав. В Фессалии наблюдались похожие спартанские и критские порядки.

 Там зависимые люди назывались пенесты, они платили оброк фессалийцам.

Спарта, Крит и Фесеалия  представляют примеры греческих государств, в образовании которых огромную роль играло завоевание чужих земель.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/istorija/istorija-drevnego-mira/drevnjaja-sparta/

Uchebnik-free
Добавить комментарий