Основные подходы к пониманию механизма государства

Механизм государства: понятие, признаки, структура

Основные подходы к пониманию механизма государства

Для осуществления задач и функций государства существует ряд специальных учреждений и органов, а также особый штат лиц, профессионально выполняющих работу, направленную на выполнение полномочий государственных органов.

Все эти государственные служащие, учреждения и государственные органы представляют собой механизм государства. С помощью данного механизма государство обеспечивает правопорядок и законность, гарантирует свободы и права рядовых граждан, занимается урегулированием спорных ситуациях при несовпадении интересов различных групп населения.

Способность государства удовлетворять различные виды насущных потребностей граждан и своевременно реагировать на появляющиеся проблемы в большей мере зависит от того, насколько грамотно организована работа государственных учреждений и органов. Одна из основных особенностей таких органов заключается в том, что их деятельность опирается на возможность государственного принуждения и носит властный характер.

Замечание 1

Данная особенность реализуется с помощью законов и специальных органов: полиция, тюрьмы, армия, суд.

Естественно, в демократическом государстве политическая власть может осуществляться непосредственно самими гражданами, посредством выборов, референдумов и т. д. Это также является одной из составных частей механизма государства.

Однако главное место в механизме государства все-таки занимает государственный аппарат, который представлен совокупностью связанных между собой государственных органов и работающих в них государственных служащих, которые занимаются осуществлением государственной власти.

Отсюда можно сделать вывод, что признаком каждого государства является наличие механизма государства, который представляет собой систему учреждений и органов государства, которые наделяются властными полномочиями и создаются для осуществления государственных задач и функций.

Замечание 2

Само государство не может существовать без государственного механизма, так как его олицетворяют именно государственные органы, через которые производится руководство обществом и осуществляется государственная власть.

Структура механизма

Понятие «механизм государства» допускается использовать в узком и широком смысле.

В узком понимании «механизм государства» тождественен понятию «государственный аппарат».

В широком смысле в данное понятие включается вся система государственных органов, с помощью которых осуществляются функции и задачи государства. В таком рассмотрении механизм государства состоит из государственных предприятий, государственных учреждений и государственного аппарата.

Государственные предприятия являются неотъемлемой частью структуры государственного механизма и существуют для ведения хозяйственной деятельности, например, для осуществления различных услуг населению или изготовления товаров (предметов) первой необходимости.

Деятельность государственных учреждений направлена, в первую очередь, на выполнения функций государства в сфере здравоохранения, образования (школы, институты), в сфере науки, экономики и т. д.

Определение 1

Государственный аппарат – это система государственных органов, которая занимается осуществлением государственной власти и наделяется для этого властными полномочиями.

Понятие, признаки и элементы механизма государства

Отличить механизм государства от прочих политических институтов возможно по его характерным чертам, которые влияют на государственную власть или участвуют в ее осуществлении.

Признаки механизма государства:

  • наличие необходимых средств для осуществления функций и задач государства (возможность государственного принуждения, материальные, организационные и информационные средства);
  • обособленность и самостоятельность каждого органа (элемента) механизма государства (создается государством, наделен правами и властными полномочиями, осуществляет конкретную функцию);
  • присутствие особой группы людей, которые подготовлены к управлению обществом, выделены из него, осуществляют свою деятельность на постоянной основе, профессионально;
  • строгая иерархия – все государственные органы, входящие в механизм взаимодействуют как составные части одного целого, руководствуясь подчинением нижестоящих органов вышестоящим;
  • целостность – система органов государства основывается на единстве принципов его деятельности и организации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/mehanizm-gosudarstva/

Основные подходы к понятию механизма государства в современной юридической науке

Основные подходы к пониманию механизма государства

Основные подходы к понятию механизма государства в современной юридической науке

БЕСЕДИН Евгений Эдуардович,

аспирант кафедры теории государства и права

Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: jackbesed@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются установившиеся в науке подходы к пониманию механизма государства и его назначению. Кроме того, анализируется их содержание и актуальность. Сделана попытка прогнозировать дальнейшее развитие таких подходов, а именно его преобладание широкого подхода и включение в исследуемое понятие новых элементов.

Several approaches to the concept of state mechanism, their purpose, contents and topicality are examined in this article. Article also tries to predict further development of these methods of approach, namely prevalence of broad method and adding new elements to it.

Ключевые слова: государство; механизм; подход.

State; mechanism; approach.

В истории развития государственности в различных странах наиболее важным процессом, является создание и усовершенствование механизма государства. Появление такого понятия знаменовало собой укоренение понятия «государство» в нынешнем виде.

Данный вопрос особенно важен для России, двадцать лет назад вновь вступившей в фазу активного государственного строительства.

Разрушение советского государства и его механизма, кардинальное изменение политических обстоятельств потребовало оперативного создания с нуля новой системы осуществления государственной власти.

В течение всех последних двадцати лет в России продолжается совершенствование этой системы, создание и упразднение государственных органов, их реорганизация.

Каждое государство, осуществляя свои непосредственные функции и выполняя поставленные обществом задачи, использует для этих целый особый набор присущих только ему государственных учреждений и органов. Их система, порядок взаимодействия, качество слаженности работы представляют собой особый механизм, где все части взаимозависимы, механизм государства.

В различные эпохи развития государст-

венности ее механизм имел разные структуры и функции. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование.

Можно сказать, что механизм государства — та организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть. Он является структурным и предметным олицетворением государства, является деятельным, постоянно функционирующим выражением государства.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти.

Посредством механизма государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения.

Но что же представляет собой механизм государства? На этот счет в юридической науке существует несколько основных подходов к определению этого понятия. Рассмотрим следую-

щие: узкий (аппаратный), широкий и функциональный. В юридической науке в рамках узкого (аппаратного) подхода к определению понятия «механизма государства» происходит отождествление понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Они употребляются как синонимы. Данный подход является наиболее распространенным в современной юридической науке1.

Данную точку зрения разделяет, в частности, В.Н. Хропанюк, который говорит, что механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов2.

В числе наиболее общих характерных признаков государственного механизма (аппарата) он выделяет следующие: механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений); он представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций; функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием; механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Данную точку зрения поддерживают также Н.И. Матузов и А.В. Малько. Они говорят о том, что механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства3. Понятие «механизм государства» тесно связа-

1 Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М., 2002. С. 169; и др.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Уч. пособие для вузов / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006. С. 134.

3 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату-зова, А.В. Малько. М., 2001.

но с категорией «государственный аппарат».

При этом они делают оговорку, что именно понятие «государственный аппарат» необходимо рассматривать в двух смыслах — широком и более узком.

«В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему, -говорят авторы. — В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления.

Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин « государственный аппарат» в науке административного права»4.

По мнению Л.И. Спиридонова, механизм государства — это система его органов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции»5.

Сторонники второго подхода6 — широкого — включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен.

Правоведы проводят границу между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие. В частности, М.И. Абдулаев и С.А.

Комаров полагают, что механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия7.

В.В. Лазарев и В.С. Афанасьев утверждают, что государственный механизм — это законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.)8.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства по-

4 Там же.

5 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2005. С. 66.

6 Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3 (214). С. 4-15; Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы механизма государства // Актуальные проблемы правоведения. Самара: Изд-во Самарского гос. экон. ун-та, 2009. № 2-3 (23-24). С. 8-10; и др.

7 Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 83-84.

8 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 238.

нимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике.

Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства1.

Данную позицию выражал, например, Г.А. Мурашин, который утверждал следующее: «Механизм государства употребляется наряду с термином «государственный аппарат», однако, лучше определяется суть этого явления …

не в статике, а в движении»2. Этот же подход поддерживает и В.В.

Копейчиков, который говорит: «Система всех государственных органов и организаций, которые принимают участие в осуществлении заданий и функций государства, называется ее механизмом3.

Различая «государственный аппарат» и «механизм государства», В.В. Копейчиков под последним понимает всю систему государственных организаций — организованных государством коллективов людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций государства, и включает в него органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения4.

Таким образом, автор резюмирует: «Отсюда механизм государства включает в себя: а) государственные предприятия; б) государственные учреждения; в) аппарат государства; г) другие государственные организации»5.

Также эта позиция была поддержана Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов «аппарат» как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и «механизм» как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к выводу, что понятия «госу-

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 47.

2 Алехина О.М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. 2003. № 15. С. 42-45.

3 Копейчиков В.В. Правоведение: Учебник. Киев, 2006. С. 48.

4 Копейчиков В.В. Механизм советского государства. М., 1968. С. 30.

5 Там же.

дарственный аппарат» и «государственный механизм» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/osnovnye-podhody-k-ponyatiyu-mehanizma-gosudarstva-v-sovremennoy-yuridicheskoy-nauke

Механизм современного государства

Основные подходы к пониманию механизма государства

Механизм государства: подходы к пониманию.

Орган государства.

Для реализации функций государства, а также для реализации сущности и назначения государства создается механизм государства. Понятие механизма государства характеризует, прежде всего, статическую сторону государства.

Механизм государства в различные исторические эпохи был неодинаков. Его структура определялась целями и задачами, которые стояли перед государством. В современной научной литературе ведутся споры о структурной составляющей механизма государства.

В современных словарях термин «механизм» трактуется как совокупность определенных частей, совершающих заданное движение.

Ø Механизм государства – это материальная сила, посредством которой государство достигает своих целей.

Наибольшее распространение в юридической литературе получил подход широкого и узкого понимания механизма государства. Лунев ,узкий подход: механизм государства – государственный аппарат. Широкое понимание, Матузов, Алексеев, — совокупность всех государственных органов власти, организаций, учреждений и предприятий.

Ø Механизм функционирования государства (Марченко) – единая централизованная иерархическая система органов, а также предприятий и учреждений через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть.

Черты механизма государства:

· Через механизм государства осуществляется государственная власть

· Создается для осуществления функций государства

· Всегда строится на единых принципах организации и деятельности

· Имеет сложную много уровневую структуру

· Характеризуется наличием необходимых материальных ресурсов

· Осуществление деятельности механизма государства особой группой людей, которые не совпадают с обществом и для которых управление является основным занятием

· Наличие структурных элементов, таких как государственный орган, который наделен властных полномочиями.

Факторы, обуславливающие механизм государства:

— стабильность политической системы;

— единство принципов, лежащих в основе построения и деятельности государств;

— общность экономического пространства;

— наличие единой официальной идеологии;

— общность единых целей и задач, стоящих перед государством.

Таким образом, указанные факторы влияют на стабильность функционирования механизма государства.

Составляющими механизма государства, по мнению Морозовой, являются государственный аппарат (как система органов государства), государственные учреждения, государственные предприятия, процедуры принятия решений и ресурсное обеспечение.

Государственный аппарат – система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, целями и наделенная властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.

Государственные учреждения предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по выполнению функций государства.

Государственные предприятия сочетают функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного управления.

К процедурам принятия решения относятся выборы и референдум.

Ресурсное обеспечение – за счет налогов и сборов.

Ядро механизма государства составляет государственный аппарат, т.е. система органов государства.

Ø Орган государства – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными ресурсами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций.

Признаки:

1. Является организационно обособленной частью государственного аппарата.

2. Учреждается в установленном законом порядке для осуществления определенных конституцией задач и функций государственной власти.

3. Осуществляет свои полномочия в установленном законом порядке.

4. Обладает компетенцией. Компетенция – принадлежность по праву, т.е. определенный законом предметы ведения и соответствующий им объем полномочий. Предмет ведения – сфера применения полномочий. Основные направления деятельности – функции.

5. Наличие государственно властных полномочий. Это означает что орган вправе принимать решения, обязательные для всех и обязательность принимаемых решений обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Классификация органов государства

По ветвям власти: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная.

По территориальному объему полномочий: федеральные и субъектов.

По широте компетенции: общей и специальной.

По способу принятия решений: коллегиальные и единоличные.

По порядку образования: выборные и формируемые.

Деятельность органов государства осуществляется на основе единых принципов организации и деятельности.

Принцип законности

Принцип разделения властей

Принцип федерализма

Принцип приоритета прав и свобод человека

Принцип профессионализма

Принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов

Проблемы правопонимания. Сущность и назначение права

Концепции правопонимания.

Право как нормативный регулятор.

Право в системе социального регулирования.

Функции и принципы права.

Ø Право – общеобязательная формально определенная, установленная или санкционированная государством и охраняемая им система правил проведения (норм права), направленных на регулирование общественных отношений.

По мере развития общества и государства у людей менялось представление о праве. Появлялось множество различных правовых идеей о том, что такое право, о его назначении и сущности.

Правопонимание представляет собой совокупность идей, знаний о праве; отражает процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности, включающей в себя познание права.

· Естественно-правовые концепции (юс натурализм).

В основе естественно-правовой концепции лежит идея соответствия природе человека.

По мнению античных философов, естественное право – это нормы, соблюдаемые всеми народами в силу их разумности, соответствия природе человека и совершенно независимо от официального установления.

Естественное право получает развитие в эпоху нового времени. Наиболее яркими представителями являются Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев.

Право – высшая ценность, которая основывается на идее равенства, свободы и справедливости.

Философское направление учения о естественном праве представлено учением Канта. Согласно учению Канта, индивид во всех своих поступках всегда должен руководствоваться правилом «Поступай так, как хочешь, чтобы в отношении тебя поступали другие».

· Позитивистские концепции (юридический позитивизм).

Ганс Кельзен, Остин, Шершеневич.

Право – приказ, воля, исходящая от государства; закон. Вне писаной формы права не существует.

Право – это система норм, установленных государством.

· Социологические концепции.

Пашуканис, Рейснер, Эрлих.

Право соотносится с такими направлениями как правопорядок, правоотношения. Право – реализация закона. Право – установленный в обществе правопорядок; единство нормы, правоотношения и правосознания.

· Либертарная концепция.

Нерсесянц

Право следует рассматривать через сочетание 3х компонентов: абстрактно-формальная всеобщая мера, свобода, справедливость. Право – формально необходимая всеобщая свобода.

Право является наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Регулировать – значит управлять и упорядочивать. В регулятивной системе выделяют на основе признака нормативности нормативные и ненормативные регуляторы.

Ø Нормативный регулятор – система правил, устанавливающих конкретные четкие рамки поведения. К нормативным регуляторам относятся мораль, религия, обычаи и право.

Право занимает определяющее место, а именно:

1. Это общеобязательная система правил поведения.

2. Носит государственно-волевой характер.

3. Властно-регулятивный характер.

4. Общеобязательность, которая обеспечивается силой государственного принуждения.

5. Формально определенный характер права – право имеет внешнее выражение и четкую структуру.

Ненормативные регуляторы: ценности, информация, директивы.

Регулирование направлено на упорядочивание общественной жизни. Объектом регулирования может выступать как природа и техника с одной стороны, так и человек, с другой стороны.

Человек-человек – социальные нормы, человек-природа – технические нормы. (примеры переписать)

Принципы права – основные идеи, исходные положения, ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права.

В процессе формирования принципов права учитываются экономические, политические, социальные, идеологические факторы и условия.

Классификация

В зависимости от характера содержания: социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные, специально-юридические.

В зависимости от сферы распространения: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, институциональные.

От исторического типа правовой системы: (формац. подход) рабовладельческой прав.системы и т.д.

Принцип общеобязательности норм права для всего населения страны

Принцип приоритета закона перед иными НПА

Принцип социальной свободы, выраженной в системе субъективных прав

Принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности

Принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению

Др.

Роль принципов права: оказывают влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов , являются несущей конструкцией всей системы права, ориентиром в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности; способствуют укреплению внутреннего единства права.

Ø Функции права – направления воздействия права на общественные отношения.

Функции права по сферам: юридические и социальные.

К собственно юридическим функциям относится регулятивная и охранительная функция. А к социальным функциям относится культурологическая, информативно-познавательная, функции социального контроля, согласования интересов.

Регулятивная функция проявляется в способности воздействовать на поведение людей, их коллективов путем предоставления прав и возложения обязанностей. Охранительная функция заключается в способности охранять положительные, общественно полезные действия и вытеснять вредные отношения путем возложения мер государственного принуждения.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x7e9e.html

Механизм государства: понятие и структура. — ТГП ответы

Основные подходы к пониманию механизма государства

Механизм государства – это системагосударственных органов, осуществляющих государственную власть, функциигосударства.

Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют сгосударственным аппаратом, другие считают механизм государства более широкимобразованием и включают в него не только государственные органы, образующиегосударственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), атакже методы осуществления власти.

Понятие механизма государства является болееузким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входятне только государственные органы, но и негосударственные организации,учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

Влитературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечаетследующие признаки механизма государства:

-это система государственных органов, основанная на единстве принциповорганизации и деятельности;

-характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, котороезанимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношениеми взаимосвязями;

-междугосударственным механизмом и функциями государства существует тесная обратнаясвязь.

Функции осуществляются при помощи государственного механизма,посредством деятельности всей системы государственных органов.

Вместе с тем отфункций государства зависит структура государственного механизма, онинепосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности техили иных органов государства;

-механизмгосударства для обеспечения возложенных на него задач управления деламиобщества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимымифинансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

Структура механизмагосударства– это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность,соотношение и взаимосвязь.

Структурамеханизма государства включает:

·        Государственные органы, находящиеся в теснойвзаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властныхфункций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

·        Государственные организации, подразделения механизмагосударства, призванные осуществлять охранительную деятельность данногогосударства (вооруженные силы, милиция).

·        Государственные учреждения, подразделения механизмагосударства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением ихадминистраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функцийгосударства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры,научно-исследовательские институты).

·        Государственные предприятия, подразделения механизма,не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций,осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию,оказывают услуги для извлечения прибыли.

·        Государственные служащие (чиновники), занимающиесяуправлением.

·        Организационные и финансовыесредства, атакже принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельностигосударственного аппарата.

Механизмгосударства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретныхзадач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития.Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

Механизмгосударства – это система специальных органов, с помощью которых государствоосуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через системуорганов государства носящее название государственный аппарат.

Традиционно подгосударственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляютсязадачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурнообособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, котораяосуществляет от имени государства его задачи и функции посредствомопределенного вида деятельности в порученной области).

Деятельность государствапо осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество,исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны напринципе разделения властей.

Соответственно и функции государстваподразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные,что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причемкаждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственныхорганов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/mehanizm-gosudarstva-ponatie-i-struktura

Понятие и основные подходы к пониманию государства

Основные подходы к пониманию механизма государства

Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жиз­ни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон оп­ределял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические кон­цепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство— это политическое со­стояние общества, состояние властвующих и подвластных.

Маки­авелли отошел от представления о государстве как вечном и неиз­менном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Воден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д.

Локк), «организация со­вместной народной жизни на определенной территории и под од­ной высшей властью» (Р. фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объе­динить в несколько направлений.

1.Теологический подход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.

2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом ре­шающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

3. Юридический подход. Представители данного подхода ука­зывали, что государство — это особое юридическое лицо, осо­бая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

4. Нормативистский подход. Его наиболее известный предста­витель Г. Кельзен считал, что государство — это определен­ный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

5.Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).

6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспре­рывно меняющемся обществе, как структура, связанная с ин­формацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).

7. Либеральный подход еще называют концепцией «государства — ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

8. Социологический подход. Сторонники этого подхода счита­ют, что государство — это, прежде всего, орудие в руках опре­деленных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления.

Если для марксистов государство — это орудие в руках экономи­чески господствующего класса, то сторонники немарксистс­кого направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р.

Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их од­носторонность и создать комплексное понимание.

Плюрализм (множественность) в понима­нии государства активизировал поиск новых подходов к государству, способствовал более гибкому проникновению в его сущность.

Однако преодоление идеологического монизма (моно — один) в понимании государства оберну­лось, в известной мере, нечеткостью, размытостью в интерпретации его содержания.

Таким образом, государство есть особая форма организации поли­тической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механиз­ма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_10837_vopros--ponyatie-i-osnovnie-podhodi-k-ponimaniyu-gosudarstva.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий