Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Формирование и усвоение знаний, навыков, умений — методики

Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.

Знания, умения и навыки – взаимосвязь

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир.

Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному.

У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.

Усвоение знаний – результат

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого.

Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым.

Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Первые знания ребенок получает в младенчестве

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Формирование знаний продолжается практически всю жизнь

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Как формируются навыки – схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании.

Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно.

На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него.

Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически.

В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  •  Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  •  Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  •  Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  •  Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  •   Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика.

Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения.

Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.

Развитие умений на уроках труда

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи.

Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы.

Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона.

Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).

Обучение и воспитание- разницы

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он.

Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы.

Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.

Что такое мотивация – определение

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение.

Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути.

Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.

Школьное обучение – начало комплексного формирования знаний, умений и навыков

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/printsipy/formirovaniye-znanij-navykov-umenij.html

Этапы усвоения знаний

Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения:

Каждая из этих стадий связана с другой и обусловлена характером вза­имодействия учителя – ученика. Каждая из них определяет ко­нечный эффект усвоения.

Начальный этап ознакомления с учеб­ным материалом, или «первая встреча» с ним, имеет большое зна­чение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом эта­пе то, что предпосылается восприятию, а именно апперцепция.

Она «включает активное сознательное отношение личности к вос­принимаемому, которое не исчерпывается содержанием пред­ставлений» и не сводится к их массе.

Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслитель­ная работа «охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясъ». Осмысление — это второй этап. Он, входя в первый, является ос­новой третьего этапа — запоминания. Запоминание учебного ма­териала есть, по С. Л.

Рубинштейну, не только постоянное осмыс­ление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысле­ние этого материала. Главное, что все время должно осуществ­ляться не только «повторительное», но и свободное воспроизве­дение учебного материала.

«Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатле­вает [194, т. 2,, с. 89]. Это положение С.Л. Рубинштейна явля­ется основополагающим для организации усвоения.

Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятель­ности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспро­изведение обучающимися усваиваемого материала.

Четвертый этап усвоения — применение на практике — есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. Существенна мысль С.Л. Рубинштейна, что на этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практиче­ские, цели.

Данная развернутая схема усвоения от первой встречи с учеб­ным материалом до его использования в различных ситуациях на практике представляет общую стратегию усвоения. Она мо­жет быть сопоставлена с одной из наиболее разработанных в пси­холого-дидактическом плане конкретных схем поэтапного управ­ления формированием умственных действий, по П.Я. Гальпери­ну, Н.Ф. Талызиной.

Усвоение намечен­ной деятельности и входящих в нее знаний может быть ус­пешным только тогда, когда ученик последовательно прой­дет все необходимые этапы процесса усвоения. Согласно деятельностной теории учения, процесс усвоения новых видов познавательной деятельности, а следовательно, и входящих в нее новых знаний, включает пять основных эта­пов.

Мотивационный этап. Данный этап необходим только в тех случаях, когда учащиеся не имеют готовой мотивации для усвоения намеченного материала. Один из путей создания познавательной мотивации — введение проблемных ситуаций.

Введение проблемы в обу­чающую программу не гарантирует ее принятия учащимися: будучи объективно проблемой, для ученика она таковой мо­жет и не стать.

Тем не менее, обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с поста­новки проблемы, требующей данной деятельности; в значи­тельном числе случаев проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к попыткам это сделать.

Конечно, и в этом случае мотив может не быть внутренним; ученик может стараться найти решение на основе так называемой соревно­вательной мотивации (проверка знаний, состязания с другими учениками в находчивости).

Независимо от того, сумел или не сумел учащийся найти решение предложенной ему проблемы, он должен осознать деятельность, составляющую ее решение. С этой целью учи­тель должен объективировать состав усваиваемой деятельно­сти — представить ее во внешней, материализованной форме. Но это уже следующий этап процесса усвоения.

Этап составления схемы ориентировочной основы действий. На этом этапе учащиеся знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Здесь важно не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, а пока­зать сам процесс решения.

Так, например, недостаточно объяс­нить, как надо распознавать части растений, — надо показать сам процесс распознавания.

Это означает, что надо выделить систему необходимых и достаточных признаков, характери­зующих эти явления, показать, как надо устанавливать наличие (или отсутствие) выделенной системы характеристик, и сделать соответствующий вывод.

Раскрыть содержание деятельности преподаватель может и сам (обучаемые полу­чают ее в готовом виде), и совместно с обу­чаемыми (это создает у последних иллюзию как бы самостоя­тельного открытия содержания деятельности и имеет положи­тельное значение для мотивации учения).

На этом этапе необходимо зафиксировать выде­ленное содержание деятельности. Ученики должны не только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять. Для этого словесного объяснения и выполнение этой деятельности учителем должно сопровождаться внешней, наглядной фиксацией зна­ний и формируемой деятельности.

Представление учащихся о том, как делать, и воз­можность сделать — это не одно и то же (понять, как нужно решать задачу, не означает уметь ее решить самостоятельно). Это различие особо следует подчеркнуть.

Пока мы обеспечи­ли лишь предварительное ознакомление с деятельностью, понимание ее логики, а чтобы научиться этой деятельности, надо ее выполнить.

Вот почему необходимо, что­бы учащиеся самостоятельно решили несколько задач, тре­бующих формируемой деятельности и усваиваемых знаний.

На этапе материализованных действий учащиеся распола­гают карточкой с нанесенными на нее усваиваемыми сведе­ниями о выполняемой деятельности. Кроме карточки учащие­ся должны получить систему заданий, требующих применения формируемой деятельности.

В результате работы над этими заданиями учащиеся не только запомнят без специального заучивания признаки понятия и логическое правило подведения под понятие, но и научатся правильно применять то и другое, т.е. освоят один из логических приемов работы с понятиями.

Как видим, вна­чале они его усваивают во внешнем виде, действие выполня­ется практически, руками.

На этом этапе действие выполняется в полном составе опе­раций, т.е. является полностью развернутым. Выполняемые операции должны проговариваться, что обеспечит осознание этих операций и подготовит перевод их в речевую форму.

Действие приобретает и определенную меру обобщенно­сти. Как правило, на этом этапе ученикам нужна помощь учи­теля, т.е. действие выполняется как разделенное.

Этап внешнеречевых действий. Работа идет в том же по­рядке. Но теперь ученики называют признаки по памяти. Для анализа им теперь уже даются не предметы и модели, а их описания.

Учащиеся учатся теперь анализировать словесные условия.

При таком обучении у всех уча­щихся формируется умение выделять в предметах сущест­венные свойства и на их основе решать, подходят предметы под данное понятие или не подходят.

В начале данного этапа действие должно быть полностью развернуто, так как ученик должен научиться выполнять все операции в новой для него форме — речевой. В конце этого этапа возможно сокращение действия.

Наконец, когда учащийся освоит деятельность и в этой форме, ему можно разрешить работать индивидуально, без опоры на схемы и модели, без рассуждения вслух, т.е. пере­вести его на этап внешней речи про себя.

Но если ученик уже совершил весь указанный путь, то теперь он будет ус­пешно выполнять формируемый прием про себя, в уме, пра­вильно используя и те знания, которые он усвоил с помо­щью этого приема.

Особенность этого этапа состоит в том, что учащийся, как и на предыдущем этапе, проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя, без внешнего проявления, беззвучно. Подчеркнем, что и на этом этапе он получает разные типы задач.

Этот этап является как бы переходным к последнему этапу: этапу умственных действий. Специфика данного этапа состоит в том, что про­цесс решения задачи происходит в форме внутренней речи, как процесс индивидуальный, не требующий уже сотруд­ничества с другими людьми. На этом заключительном эта­пе действие проходит дальнейшее обобщение, сокращается, автоматизируется.

Процесс усвоения (по Н.Ф.Талызиной) — это процесс выполнения уча­щимися определенных действий, процесс решения с их помо­щью соответствующих задач.

Это означает, что без разреше­ния проблем, без выполнения определенных заданий полно­ценного усвоения ни знаний, ни умений произойти не может.

В связи с этим перед учителем встает задача правильного под­бора задач, разработки различного рода проблем.

Источник: https://studopedia.su/20_92725_etapi-usvoeniya-znaniy.html

Основные этапы процесса овладения и усвоения знаний

Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Процесс овладения и усвоения знаний является внутренним, психологическим процессом. Дидакты и психологи выделяют следующие звенья процесса усвоения: восприятие, осмысление, понимание, запоминание, применение.

Восприятие – сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Это отражается в сознании человека ощущением внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний.

Осмысление – есть мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, раскрытие сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений (правил, выводов и т.д.). Осмысление – это всегда работа мысли. Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий.

Понятие обычно определяется как форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений.

Изучаемый материал нужно не только понимать, но и сохранить его в памяти и уметь свободно и логично воспроизвести.

Запоминание осуществляется путём повторения-воспроизведения изучаемого материала. Существенным условием успешного запоминания является его произвольность, намерение школьника прочно усвоить изучаемый материал, мобилизация волевых усилий в этом направлении.

Последний этап – применение знаний на практике и формирование умений и навыков.

Подводя итог сказанному, можно установить, что для действительного овладения знаниями необходимо сочетание следующих этапов:

1) восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов;

2) осмысление, понимание воспринятого материала, формирование

научных понятий;

3) запоминание, закрепление воспринятого и осмысленного

материала;

4) применение на практике полученных знаний;

5) оценка и самооценка степени усвоения материала, анализ получен

ных в результате познавательной деятельности результатов.

Все звенья находятся в тесной связи друг с другом, взаимообусловлены.

2.2. Понятие о содержании образования. Факторы, влияющие на разработку и определение содержания школьного образования

Подсодержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Определение содержания образования – задача не простая. История педагогики показывает, что при её решении допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения.

Важнейшими объективными факторами, влияющими на содержание школьного образования, являются: 1) потребности общества; 2) изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработками новых теоретических идей.

На содержание школьного образования большое влияние оказывают и субъективные факторы:

1) политика и идеология общества;

2) методологические позиции учёных.

образования является приоритетным структурным компонентом процесса обучения. Учитель взаимодействует с учащимися посредством содержания образования. От содержания образования зависят: 1) уровень культуры народа; 2) характер его мировоззрения; 3) общий уровень развития молодёжи; 4) подготовленность молодёжи к жизни и труду.

Важнейшие элементы содержания школьного образования

Одним из важнейших элементов содержания школьного образования являются научные знания о мире. Все знания (о природе, о культуре своего народа и всего человечества, о нормах морали, эстетике, труде, о самом себе) находятся в тесной взаимосвязи и все они в равной степени необходимы для успешной деятельности человека.

Второй элемент содержания школьного образования – умения и

навыки.

Умения подразделяются на три группы: 1) социальные (частные, предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретных учебных предметов; 2) умения рациональной учебной деятельности (познавательные, навыки учебного труда); 3) интеллектуальные умения, представляющие ядро учебной деятельности. Это овладение операциями анализа и синтеза, обобщения и дифференциации и т.д.

Третий элемент содержания школьного образования – опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем. Этот элемент содержания образования обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию науки и культуры.

Четвёртый элемент – опыт эмоционально-ценностных отношений (убеждённость в истинности знания, мировоззренческих идей, положительное отношение к ним). Это сплав знаний, убеждений и практических действий.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Документы, определяющие содержание школьного образования

К основным документам, в которых находит своё материальное выражение содержание школьного образования, относятся:

1) образовательный стандарт;

2) учебный план;

3) учебная программа;

4) учебники.

Государственные образовательные стандарты определяют обяза-

тельный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что даёт возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование.

На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов.

В учебном плане определяется состав учебных предметов, изучаемых в школе, порядок их изучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в каждом классе в неделю, и недельная учебная нагрузка учащихся.

Учебный план состоит из 2-х компонентов: базовый компонент – это обязательные предметы и школьный компонент – предметы, изучение которых определяется советом школы. Учебный план утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

На основе учебного плана разрабатываются учебные программы, которые также утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

В учебной программе определяется содержание и объём знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

Учебная программа сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения по данному предмету, характеризуется структура программы, последовательность изучения материала, особенности методов и форм обучения и т.д.

На основе учебных программ разрабатываются учебники. Учебник – это книга, в которой излагаются основы научных знаний по каждому учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

К учебнику предъявляется ряд требований:

1) строгая научность изложения материала;

2) тесная связь с жизнью и практикой;

3) систематичность и последовательность изложения с учётом возрастных особенностей учащихся;

4) доступность для понимания учащимися;

5) ясность, логичность языка;

6) наличие иллюстраций, таблиц, диаграмм, схем и т.д.;

7) эстетичность оформления и др.

Принципы формирования содержания образования

В педагогической теории и практике при отборе содержания образования принято ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Он предполагает учёт особенностей конкретного учебного процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

Современное содержание общего образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей её внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей и уровень интенсивности их проявления в практической деятельности.

Гуманитарная культура – это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

5. Принцип фундаментализации содержания образования требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи представляется не только как способ получения знаний и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Это компоненты представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений.

Источник: https://cyberpedia.su/11x88c2.html

Логика учебного процесса и структура процесса усвоения

Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний, умений и навыков.

Невозможно говорить о положительном результате обучения и о полноценном овладении системой знаний, умений и навыков без учета таких составляющих, как логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Любой учебный процесс строится на основе логики учебного процесса, которая является одним из принципиальных предметов его содержания.

Следует отметить, что логика учебного процесса не является обычной логической связью между логикой учебного материала, его содержанием и программой обучения, а представляет собой некий симбиоз логики сути учебного предмета и психологических аспектов его восприятия учащимися.

Именно логика учебного процесса и структура процесса усвоения учебного материала является одной из основных задач педагога.

В частности, учителю важно понять, какая должна быть поставлена задача перед учащимися, как это сделать с тем, чтобы она была понята ими, какой фактический материал и в каком объеме следует предлагать к обучению, на основе каких уже имеющихся у учеников знаний будет базироваться изучение нового материала.

Также в аспекте усвоения учебного материала важно правильно определиться с тем, какие задания и виды самостоятельной работы следует предложить с данной целью, какие факты описать или продемонстрировать учащимся для наблюдения и построения ими собственных выводов.

В современной педагогической науке стала традиционной логика обучения от восприятия конкретных предметов, фактов и явлений к образованию представлений о них и от обобщения конкретных представлений к определенным понятиям. Эту логику можно считать универсальной, поскольку данная концепция справедлива по отношению к изучению любого учебного предмета.

Например, при изучении физики ученику известны представления о холоде или тепле. Соответственно, на основе из сравнительного анализа и на основе представленной информации учителем формируется такие понятия, как «температура», «низкая температура», «высокая температура», «градус как единица измерения температуры».

Или другой пример: при обучении школьников русскому языку им известно о том, что такое слово. Однако известно и то, что слова сами по себе не существуют и не могут выразить какую-то мысль.

На основе сформулированного учителем толкования термина «предложение» у учеников формируется понятие о предложении и о том, что предложение – это группа слов, связанных грамматически и по смыслу и выражающая законченную мысль.

Виды восприятия учебного материала

Однако учебный материал и его части, а также базовые представления, на основе которых формируются понятия и заключения, воспринимаются по-разному: это зависит и от самого предмета или явления, и от личности ученика, и от того, к какому способу объяснения учебного материала обращается учитель. Существуют два наиболее известных способа восприятия предметов и явлений:

  • Чувственное познание,
  • Абстрактное мышление.

Чувственное познание предполагает познание того, что затрагивает все органы чувств и весь мыслительный аппарат человека. При этом существуют два вида такого познания: ощущение и восприятие.

Например, ощущение того, что это – незнакомое литературное произведение, того, что сейчас ученику будет предложено выполнить письменное задание.

Или восприятие произведения «Герой нашего времени» как прозаического, а не как поэтического, восприятие незнакомого слова на изучаемом иностранном языке на слух. Однако все это основывается на познании чего-либо конкретного: определенных событий, фактов, предметов или явлений.

В то же время существуют такие понятия, которые не могут быть восприняты чувственно. К ним относятся, например, этика, совесть, культура, нравственность. Все это – абстрактные понятия, которые могут быть восприняты лишь сквозь призму абстрактного мышления.

Абстрактное мышление – это восприятие посредством образного мышления. Иными словами, абстрактное понятие всегда воспринимается как совокупность неких явлений, которые можно понять чувственно, и которые вместе составляют единое целое. Например, ученик понимает, что такое кража – присвоение чужого имущества, глубоко недостойный порядочного человека поступок и преступление.

Что происходит в результате кражи? – В результате нее тот, у кого украли, лишается того, что являлось для него ценным. Встает следующий логический вопрос: как этот поступок согласуется с представлениями о порядочности и нравственности? – Ответ очевиден: кража полностью им противоречит. Отсюда и возникает понимание понятия «нравственность» посредством абстрактного мышления.

Структура усвоения учебного материала

Качество любого обучения определяется по уровню сформированности тех или иных навыков и умений и по степени достижения поставленных целей и задач. Поэтому главным критерием здесь является структура усвоения учебного материала и его закрепления.

Причем критерием успешного усвоения материала является готовность к его использованию в дальнейшем на практике (и не обязательно только в поле учебного процесса).

А закрепление материала предполагает повторное переосмысление и неоднократное повторение ранее изученного, а также введение этого материала в личный жизненный опыт ученика.

В педагогической науке нет единого представления об универсальной структуре усвоения учебного материала, она в каждом случае варьируется от конкретного учебного предмета и характера материала. Тем не менее, наиболее признанным средством усвоения и закрепления учебного материала является система упражнений.

Однако упражнения – не единственная часть структуры усвоения учебного материала: это во многом – и практическая деятельность.

Так, например, на занятиях по биологии, химии или физике высокую ценность в аспекте закрепления изученного материала имеют лабораторные и исследовательские работы, а также работа на пришкольном участке с целью формирования навыков и умений трудовой деятельности и (или) наблюдения за живой природой, что помогает глубже овладеть учебным материалом по таким предметам, как биология и география.

Источник: https://www.TakeUp.ru/obrazovanie/logika-uchebnogo-protsessa-struktura-protsessa-usvoeniya/

Uchebnik-free
Добавить комментарий