Основная направленность экономических реформ Е. Гайдара

Экономические реформы Егора Гайдара

Основная направленность экономических реформ Е. Гайдара

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг (с костями), масло животное — 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли».

В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений.

Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике.

11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой.

В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета — начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно.

С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов   реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Дополнительные источники:

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.

Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. — М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

Источник: https://ria.ru/20101228/314456760.html

Реформы Егора Гайдара: зачем они были нужны

Основная направленность экономических реформ Е. Гайдара
С нового, 1992 года стартовала реализация программы перехода России к рыночной экономике под руководством правительства, во главе которого стоял Борис Ельцин (совмещал эту должность с президентской до июня 1992 г.

), а главное, заместителя президента по вопросам экономической политики (затем первого заместителя и исполняющего обязанности председателя правительства) Егора Гайдара. В декабре 1992 года Гайдар под огнём критики был отправлен в отставку и заменён на Виктора Черномырдина.

Но основа экономической системы, созданной им в 1992 году, сохранилась до наших дней.

Экономическое и идейное обоснование реформ

Экономический кризис в СССР начался в конце 1980-х годов. Тогда же в качестве способа выхода из кризиса стали предлагаться проекты перевода советской экономики на капиталистические рельсы.

Это предусматривало не только отказ от государственного плана выпуска продукции и переход к рыночному ценообразованию, но и приватизацию многих предприятий государственного сектора.

Стагнация в госсекторе в начале 1990-х годов стала очевидной, хотя до сих пор нет однозначного мнения о ее причинах: были они чисто экономическими или же еще и политическими.

Возможности для частного предпринимательства появились ещё при М. С. Горбачёве.

Некоторые связывают экономические трудности последних лет существования СССР как раз с тем, что государственные предприятия начали продавать свою продукцию через частный сектор, который, ничего не производя, стал получать спекулятивную прибыль.

Инфляция в последние два года правления Горбачёва заметно выросла, жизненный уровень большинства населения упал. Тогда же появились первые легальные советские миллионеры. [С-BLOCK]

Реформы Гайдара в целом продолжили ту линию, которая вырисовалась еще при Горбачёве, только они отличались радикальностью и проходили в ускоренном темпе. В обществе и в политических кругах тогда шла дискуссия о том, как провести явно назревшие преобразования. Наиболее известной программой (альтернативной гайдаровской) по переходу к капитализму были знаменитые «500 дней», подготовленные коллективом экономистов под руководством академика Станислава Шаталина и Григория Явлинского и предложенные ещё руководству СССР при Горбачёве в 1990 году. Этот проект был поддержан председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым и утвержден в сентябре 1990 года. Однако к его внедрению так и не приступили по политическим мотивам. Помимо того, что «500 дней» предусматривали реализацию в масштабе всего Советского Союза, у последнего руководства СССР явно отсутствовала политическая воля к претворению в жизнь непривычных планов. Ельцин с августа 1991 года взял курс на выход Российской Федерации из состава СССР, и к проекту «500 дней» больше не возвращались.Ельцину, любившему решительные действия, явно импонировала готовность Гайдара провести масштабную экономическую модернизацию, не останавливаясь ни перед чем. До назначения в правительство Егор Гайдар заведовал экономическим блоком в ведущих изданиях КПСС — журнале «Коммунист» и газете «Правда». У него ещё в 1980-е годы сформировалось критическое отношение к экономическому учению Маркса и деятельности его советских последователей. Но его знакомство с альтернативными экономическими теориями было узким (иным оно не могло быть в советских условиях) и выборочным. В частности, впоследствии оппоненты ставили ему на вид, что он составлял свою программу по рецептам одного американского экономиста — Милтона Фридмана, известного своей монетаристской концепцией, которая к началу 1990-х годов превратилась уже в архаику. Гайдар же продолжал слепо следовать этой теории.

Ключевые реформы и их особенности

Основу преобразований составили: свободное рыночное ценообразование, приватизация госсектора, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю и борьба с дефицитом госбюджета путём экономии на социальных расходах.

Ключевым моментом стала либерализация цен на товары, объявленная 2 января 1992 года. В результате за один месяц средние розничные цены взлетели на 345%, а годовая инфляция составила 2500%.

Розничный товарооборот за год упал вдвое, что наглядно показывало снижение покупательной способности большей части населения.

11 июня 1992 года Верховный Совет РФ принял государственную программу приватизации. Согласно ей, малые предприятия могли быть проданы в частные руки, а большие преобразовывались в акционерные общества открытого типа.

Одновременно вводились так называемые ваучеры, которые каждый гражданин РФ мог приобрести у государства за 25 рублей, из расчёта один ваучер на одного человека. На ваучере была зафиксирована его номинальная стоимость — 10 000 рублей, т.е. та доля федерального имущества, которая приходилась на одного гражданина.

Ваучеры были распропагандированы как возможность для каждого гражданина участвовать в приватизации госимущества. На самом же деле эти финансовые документы стали разновидностью акций, свободно обращающихся на фондовом рынке. Их реальная рыночная стоимость была ничтожной, и большинство граждан просто сбывали их с рук.

И сразу же появились спекулянты, которые в огромных количествах стали скупать их у населения. Несколько тысяч ваучеров в одних руках представляли уже собой реальную сумму, за которую можно было купить пакет акций предприятия.

Нововведения Гайдара положили начало формированию крупного частного сектора в экономике России, созданию больших корпораций со смешанным государственно-частным капиталом, резкому социальному расслоению и образованию класса бизнес-олигархов, тесно связанных с государственными органами и госзаказами. Короче, эти реформы заложили фундамент для социально-экономического строя современной России.

Положительные и отрицательные оценки

Ректор РАНХиГС Владимир Мау считает, что в спорах о значении предложенной Гайдаром экономической модели, стороны преимущественно отталкиваются от двух недоказуемых суждений: Гайдар развалил экономику и ограбил народ или экономика была развалена ещё коммунистами до Гайдара, а он построил ее заново.

Понятно, что такие дискуссии ни к чему не приведут и прекратятся лишь тогда, когда сама эта экономическая модель по какой-то причине перестанет быть реальностью.

Конкретные претензии к Гайдару касаются происходившего при нём и после него, все 1990-е годы, реального падения производства (на 45% за десятилетие), а также того, что средний класс, который объявлялся основным заинтересованным в реформах, при Гайдаре так и не возник.

Наоборот, большинство тех, кто по своим доходам мог быть причислен к этому классу в позднесоветское время и составить его основу в рыночных условиях, за период гайдаровских реформ скатились до разряда пауперов. Историк Ю. П.

Бокарёв полагает, что реформа Гайдара имела такие последствия потому, что не учитывала реалий современного постиндустриального общества и не ставила своей задачей переход к нему, а вдохновлялась идеями, почерпнутыми из книг экономистов старой индустриальной эпохи. Бесплатную же приватизацию квартир ставить в заслугу Гайдару нельзя, ввиду того что закон об этом был принят Верховным Советом РФ ещё в июне 1991 года.

Указ Ельцина от 29 января 1992 года о полной свободе торговли смягчил негативные социальные последствия преобразований Гайдара. Граждане, едва сводившие концы с концами, получили возможность за счет продажи части имущества прокормить себя и семью в те тяжёлые годы.

дня. Фейковые юристы воруют миллионы в центре Москвы

Источник: https://finance.rambler.ru/other/40645549-reformy-egora-gaydara-zachem-oni-byli-nuzhny/

Реформы Гайдара — плюсы и недостатки

Основная направленность экономических реформ Е. Гайдара

В 1991 году экономист Егор Тимурович Гайдар назначается заместителем председателя правительства. В этот период он подготавливает реформы, цель которых поднять экономику страны. Либерализация цен, сокращение денежного оборота, приватизация, земельная реформа — таковы основные статьи, подготовленного документа.

К моменту распада Союза, стране необходимы радикальные преобразования. Но Российская Федерация, стоящая на рельсах социализма, не готова быстро адаптироваться к проводимой «шоковой терапии». Программу, предложенную командой Гайдара, встречают неоднозначно.

К разработке реформ приглашены западные специалисты, что вероятно было ошибкой. Подготовленный проект учитывал опыт других стран, не считаясь с российским менталитетом. Потому реформы имели свои положительные стороны и недостатки.

Плюсы

  • Изобилие товаров народного потребления.
  • Приватизация предприятий и земли.
  • Подъем внешней торговли.
  • Демократия.
  • Гибкость социальной структуры.
  • Основа рыночной экономики.

Изобилие товаров народного потребления

Постперестроечный период — тяжелое время для Российской Федерации. Страна испытывает дефицит товаров широкого потребления и продуктов питания. Повсеместно пустые полки магазинов, огромные очереди за любым появившимся товаром. На сахар, масло, мясо, крупы введены продуктовые талоны.

После подписания президентом Ельциным указа «О свободе торговли», каждый собственник, устанавливает цены, не согласуя их с государством.

Прилавки магазинов моментально наполняются товарами широкого потребления и продуктами питания.

Приватизация предприятий и земли

Цель реформ Гайдара — превратить Российскую Федерацию в страну с развитой экономикой. К началу 1990 года страна стоит на пороге краха. Не работают заводы и фабрики. Обедневшие предприятия перестают приносить прибыль. Указом правительства Бориса Ельцина от 1991 года было принято решение провести приватизацию.

Достоинство этого процесса, заключалось в освобождение государства от убыточных предприятий во всех сферах. Передать их частным лицам, а полученную прибыль освоить на развитие более рентабельных объектов.

Приватизация проводится двумя этапами. Первый — раздача бесплатных ваучеров на каждого члена общества, с правом получения своей доли. Второй этап — денежная передача предприятий в собственность.

Подъем внешней торговли

Либерализация цен проводится одновременно во внутренней и внешней экономике. Возрастает продажа природных ресурсов по свободным ценам. После начала реформ, ослабевает контроль со стороны государства. Благоприятные условия для торговли нефтью и газом, способствуют получению сверхприбыльного дохода.

Ничем не сдерживаемые цены, открывают двери широкому ассортименту дешевого товара из других стран.

Демократия

Советское общество установило тотальный контроль над поведением и моральным обликом каждого своего члена. Вдруг страна, жившая за «железным занавесом», получает свободу. Россия знакомится с принципами демократии — свобода слова, печати, передвижения.

Гибкость социальной структуры

С приходом демократии люди постепенно понимают ее преимущество. Кто-то оставляет работу с маленькой оплатой, пытается овладеть другой профессией. Большое количество людей, желая разбогатеть, начинают индивидуальную деятельность.

У населения появляется возможность свободного выезда за границу. По всей стране снуют «челноки». Они снабжают народ товаром из Китая, Польши, Турции.

Основа рыночной экономики

Россия постепенно формирует основу будущих рыночных отношений. Взаимодействие между отраслями строится на договорных условиях, уже неподвластных плановому управлению. Появляется новая прослойка общества —олигархия.

В сельской местности укрупняются фермерские хозяйства, находящиеся в собственности у акционеров. Слишком быстрые преобразования в стране, не готовой к ним, повлекли за собой негативные последствия.

Недостатки

  • Инфляция и кризис.
  • Развал внутреннего производства.
  • Падение уровня жизни.
  • Ослабление научно-технического потенциала.
  • Демографическая катастрофа.
  • Криминализация общества.

Инфляция и кризис

Свободная внешняя торговля привлекла на внутренний рынок огромное количество товара. Обнищавшее население не имеет возможности покупать еду или одежду.

Для исправления ситуации правительство печатает деньги, не обеспеченные поддержкой государства. На предприятиях поднимают заработную плату. Покупательская способность народа активизируется.

Но выпуск неконтролируемых денег, обесценивает рубль — разражается экономический кризис.

Развал внутреннего производства

С притоком продуктов народного потребления извне, внутреннее производство не в состоянии конкурировать с завозом дешевого товара. Лишившись поддержки государства, в условиях жесточайшего кризиса, производитель стоит на пороге банкротства.

Разоренные фабрики и заводы закрываются, выгоняя на улицу тысячи безработных. Российские и иностранные предприниматели скупают предприятия, окончательно разрушая экономику страны Советов.

Падение уровня жизни

Гиперинфляция и разразившийся экономический кризис, приводят население России к нищете. Месяцами не выплачиваются зарплаты и пенсии. Цены на товары поднимаются на 200-300 %. Люди, оставшиеся без работы, продают ваучерные чеки за копейки, не веря в их ценность.

Ослабление научно-технического потенциала

После распада Советского Союза прекращается финансирование НИИ и лабораторий различных отраслей. С началом реформ, часть интеллигенции уходит в коммерческие структуры. Другие пытаются заняться бизнесом.

Многие ученые, конструкторы, врачи и педагоги, не нашедшие себя, уезжают из страны навсегда. Этот период характеризуется массовым отъездом умов, что наносит ущерб науке.

Демографическая катастрофа

Ухудшение медицинского обслуживания, долги по зарплате, уход медиков из профессии, приводят к росту числа заболеваний и повышению смертности. Продолжительность жизни в 1994 году снижается до 64 лет. Этому способствует и резкий скачок преступности.

Страх перед нищетой и неопределенность наносят удар по рождаемости. Убыль населения доходит до 1 000 000 человек в год. Стране грозит демографическая катастрофа.

Криминализация общества

Для криминальных структур, остававшихся в тени в период социализма, наступает благоприятное время. Развал страны и ее экономики, свобода торговли активизируют их силы. Начинается переделка сфер влияния между незаконными элементами.

Егор Гайдар был против первого этапа приватизации. Как оказалось, он был прав.  Ваучерный этап превратился в криминальную часть реформы. Теневые структуры за бесценок скупают чеки, становясь владельцами дорогой недвижимости.

В условиях перехода собственности к частным лицам, организованная преступность проводит захват предприятий, убийства бизнесменов, отъем денег.

Положение в России усугубляется неспособностью правительства противостоять им, чтобы изменить напряженную обстановку.

Вывод

Мероприятия, запланированные Гайдаром, не удалось выполнить в полной мере. По мнению многих экономистов, реформы проводились в спешке. Усилия реформаторов натыкались на бюрократическую систему государства. 70% собственности Российской Федерации перешла в частные руки, ниже своей действительной стоимости.

Реформы Гайдара сыграли огромную роль в новейшей истории, заложив основы для перехода к рыночной экономике.

Источник: https://plusiminusi.ru/reformy-gajdara-plyusy-i-nedostatki/

Гайдар и его реформы

Основная направленность экономических реформ Е. Гайдара

Смерть Егора Тимуровича Гайдара с неизбежностью ставит вопрос о его роли в истории современной России.

С 1991 по 1994 год Гайдар занимал ряд ключевых должностей в правительстве, являясь в том числе в течение полугода исполняющим обязанности председателя правительства РФ.

С его именем связаны реформы, которые определяют развитие современной российской экономики, не случайно их чаще всего называют «гайдаровскими».

По прошествии почти двух десятилетий мы уже подзабыли, что собой представляла тогдашняя, еще советская экономика. Не будет преувеличением утверждение, что в конце 1991 года страна была накануне экономической катастрофы. Прилавки магазинов в городах были уже пустыми.

Надвигалась угроза голода. Валюты для закупок продовольствия за границей не было, в кредит никто денег уже не давал, потому, что страна была на грани банкротства.

Прежняя, административно-командная система управления народным хозяйством уже не работала, а к созданию новой, рыночной еще и не приступали.

Для формирования новых рыночных отношений и создания необходимых условий требовались годы. В распоряжении реформаторов были месяцы, максимум полгода. Это было сложное время и для общества, и для власти.

Ответственность за проведение реформ на себя взял президент России Б. Ельцин, лично возглавивший кабинет министров. Экономическую политику реформ определял и осуществлял вице-премьер правительства России Е. Гайдар.

Первым мероприятием правительства по проведению реформ стала либерализация экономики, включавшая в себя: переход к свободным ценам и свободной торговле; демонтаж планово-распределительной системы управления; отмену монополии внешней торговли и открытие экономики; введение свободного рыночного курса рубля.

2 января 1992 года почти все цены были «отпущены».

Решительным шагом стал и опубликованный 29 января 1992 года указ «О свободе торговли», которым и предприятиям, независимо от форм собственности, и гражданам было предоставлено право вести торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. В городах и поселках начали возникать многочисленные стихийные, а позднее и организованные рынки.

Постепенно потребительский рынок стал насыщаться товарами. Впервые со времени НЭПа исчез товарный дефицит, что преобразило жизнь российских граждан.

В свободной продаже появились товары, которые раньше советский человек вообще не мог купить ни за какие деньги. Среди них были не только предметы роскоши, но и, скажем, новейшие лекарства.

Появившиеся в продаже продукты питания ликвидировали реальную в то время угрозу голода.

Однако последствия либерализации экономики были неоднозначными. С одной стороны, стремительно исчезал дефицит, с другой – не менее быстро росли цены. За год они выросли в 26 раз. Такого результата никто не ожидал: ни правительство, обещавшее, что цены вырастут не более чем в три раза, ни граждане страны, поверившие обещаниям и давшие российской власти кредит доверия.

Бедность, а порой и нищета стали обычным и распространенным явлением. Среднемесячная начисленная заработная плата в 1992 году упала в долларовом эквиваленте до 22 долларов. Рацион питания населения по общей калорийности снизился на 30-40%.

В июле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации, сделав выбор в пользу так называемой ваучерной приватизации. «Народной» приватизации, которую обещало правительство, не получилось, да и не могло получиться.

Но при всех издержках процесса приватизации она создала условия для развития свободной экономической системы в России, стала одним из главных условий, обеспечивших экономический подъем России в 2000-е годы.

В ходе приватизации была легализована частная собственность, ставшая материальной основой свободы российских граждан.

Первые итоги реформ тогда, в 1990-е годы, были крайне тяжелыми для населения. Уровень жизни значительно снизился, обещания положительных перемен к концу 1992 года оказались невыполненными. В стране росло недовольство.  Все это привело к мощному сопротивлению продолжению реформирования экономики.

Под давлением оппозиции правительство Егора Гайдара было вынуждено уйти в отставку. Следующее правительство во главе с Виктором Черномырдиным сбавило темп реформ, но не отказалось от ранее принятой стратегии на создание рыночной экономики в России. Впрочем, наиболее болезненные шаги уже были сделаны.

Сам Б. Ельцин так оценивал итоги экономических преобразований начала 90-х годов: «Реформа Гайдара обеспечила макроэкономический сдвиг. А именно: разрушение старой экономики.

Дико болезненный, без хирургического блеска, а напротив – с каким-то ржавым скрежетом, когда с мясом вырываются куски отработавших деталей, механизмов, – но слом произошел. Наверное, по-другому было просто нельзя.

Кроме сталинской промышленности, сталинской экономики, адаптированной под сегодняшний день, практически не существовало никакой другой. А она генетически диктовала именно такой слом – через колено. Как она создавалась, так и была разрушена».

Несмотря на огромные издержки, реформаторам удалось достичь цели – за два года самая государственная в мире экономика на две трети стала частной. Была создана свободная рыночная экономика и условия для возрождения России. Медленно, но начался процесс перераспределения собственности в пользу эффективных собственников. Приватизацию удалось провести, сохранив при этом гражданский мир в стране.

Конечно, сейчас мы понимаем, что цена спешно проведенных реформ оказалась огромной: обнищание миллионов граждан, разрушение почти половины экономического потенциала страны, катастрофическое ухудшение работы социальной сферы, вымирание населения.

Но вместе с тем надо помнить, что именно в результате «гайдаровских» реформ в России появился достаточно широкий социальный слой собственников, которые стали опорой для проведения дальнейших рыночных и демократических преобразований. Экономика реально стала свободной.

Без проведения крайне болезненных экономических преобразований был бы невозможен и экономический подъем, начавшийся в конце 90-х годов и продолжившийся в следующем веке. Ну и, наконец, реформы позволили сохранить страну.

Историки еще долго будут спорить о том, мог ли Егор Гайдар и его команда провести реформы более эффективно и безболезненно, но это лишь факт нашей недавней истории, и теперь от нас зависит оценка гайдаровских реформ.

Если на основе созданной в России «гайдаровской» рыночной экономики будет проведена модернизация страны, в результате которой она войдет в число  развитых свободных и демократических государств, значит, реформа Гайдара была проведена не зря, а если у нас ничего не получится, тогда и его усилия будут обесценены, но об этом можно будет судить не раньше чем через двадцать лет.

Источник: https://expert.ru/2009/12/17/reformy_gaidara/

Uchebnik-free
Добавить комментарий