Ориентиры роста показателей денежной массы

Ориентиры роста денежной массы

Ориентиры роста показателей денежной массы

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Селективное регулирование

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е.

процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.

Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию.

Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем.

Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

Второе, с моей точки зрения, важное направление — это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности.

В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности.

К сожалению, и доля кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около 12 %.

Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 24 июля 2007 г.)

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 2007 г.)

3. Белов В.А. Денежные обязательства. – «Волтерс Клувер», 2007. – 236с.

4. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). – Изд. Тихомирова М.Ю. 2007. – 322с.

5. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. — «Юстицинформ», 2005. – 345с.

6. Вострикова Л.Г. Валютное право: учебное пособие для вузов. — «Юстицинформ», 2006. – 330с.

7. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М., 2002. – 272 с.

8. Иванов В. В., Соколов Б. И. «Деньги. Кредит. Банки» — М; 2006. – 624с.

9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / под ред. Л.А. Дробозиной. – М., 2006. – 479с.

10. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., “Курс экономической теории” – Киров, “АСА”, 1997.- 386с.

11. Правовое обеспечение национальных интересов России в банковской сфере (Г.А. Тосунян, «Журнал российского права», N 12, декабрь 2005 г.) с.12-15.

12. Регулирование расчетов с использованием банковских карт (Е.Г. Клеченова, «Законодательство и экономика», N 12, декабрь 2004 г.) с. 22-23. 13. Сенчагов В., “Денежная масса и факторы ее формирования” // Вопросы Экономики – 2005г. – №10 – с. 29-31, 40.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_5021_orientiri-rosta-denezhnoy-massi.html

Операции ЦБ

Ориентиры роста показателей денежной массы

ЦБ выполняют следующие основные виды операций: активные и пассивные.

Пассивные операции – это операции по привлечению ресурсов.

85% пассивных операций составляет эмиссия банкнот, которая осуществляется по 3 каналам и, соответственно, обеспечение эмиссии идет по трем каналам:

1. При кредитовании государства эмиссия банкнот обеспечивается ценными бумагами государства.

2. При кредитовании коммерческих банков эмиссия обеспечивается векселями и ценными бумагами.

3. Под прирост золотовалютных резервов эмиссия обеспечивается золотыми запасами и валютой (в странах с активными платежными балансами).

В этом проявляется связь пассивных и активных операций ЦБ. При осуществлении пассивной операции – эмиссия банкнот активной операции являются первичными.

ЦБ привлекает средства коммерческих банков (обязательные резервы), средства государственного бюджета, денежные средства Правительства, Казначейства, выпускает облигационные займы.

Активные операции — это операции по размещению банковских ресурсов.

Активные операции ЦБ можно разделить на:

1) учетно-ссудные операции;

2) банковские инвестиции.

Учетные операции – это операции по учету векселей коммерческих банков.

Ссудные операции – это выдача кредитов коммерческим банкам и государству.

Банковские инвестиции – это размещение, операции с ценными бумагами государства, но портфель ценных бумаг ЦБ не большой, т.к. выпущенные облигационные займы размещаются на открытом рынке и, как правило, держателями государственных ценных бумаг является население и коммерческие банки, и сберегательный банк.

3. самостоятельно

4. Денежно-кредитная политика Центрального банка

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может выражаться в кредитной экспансии и кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия стимулирует кредиты, увеличивает кредитные ресурсы коммерческих банков, что в результате повышает общую массу денег в обращении.

Кредитная рестрикциявлечет за собой ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и сдерживает насыщение экономики деньгами.

Все методы денежно-кредитной политики можно разделить на две группы:

1 группа – общие методы, которые влияют на РСК в целом. К общим методам относятся:

· учетная политика (регулирование процентных ставок ЦБ);

· операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);

· изменение норм обязательных резервов.

2 группа – селективные методы, которые предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных видов отраслей, крупных фирм и т.д. К селективным методам относятся:

· прямое ограничение кредитов путем установления лимитов по учету векселей;

· ограничение темпов роста кредитных операций;

· установление контроля по отдельным видам кредитов;

· установление максимальных процентов по отдельным вида вкладов.

Основными целями денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются стабилизация и укрепление покупательной способности рубля; обеспечение должного взаимодействия между учреждениями банковской системы внутри страны, а также с центральными банками других государств, с МВФ, Мировым банком и другими организациями.

Банк России использует тот же инструментарий ДКП, что и центральные банки во всем мире. Однако в РФ он дополнен мерами валютного регулирования.

Кроме того, ДКП дополняется банковским регулированием – системой мер, с помощью которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное, безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие явления и тенденции.

К основным методам денежно-кредитной политики ЦБ РФ относятся:

· регулирование нормативов обязательных резервов;

· проведение операций на открытом рынке;

· рефинансирование коммерческих банков;

· валютное регулирование;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· введение прямых количественных ограничений.

· изменение процентной ставки по операциям Банка России;

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг. Суть метода заключается в покупке или продаже Центральным Банком РФ ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, а продавая их – изымает часть денег из обращения.

Рефинансирование банков – это предоставление Банком России кредитов коммерческим банкам, в том числе переучет векселей. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита.

Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемы Центральным Банком РФ исходя из задач денежно-кредитной политики.

Ломбардный кредит – это форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог ценных бумаг.

Исходя из роли валютного курса и его влияние на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам, регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция – она заключается в купле-продаже Банком России иностранной валюты на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике.

Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ может применять ряд административных мер:

· решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

· лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке;

· разработка совместно с Таможенным комитетом системы мер экономического и административного воздействия на экспортеров и импортеров – валютного контроля.

Обязательные резервы – это депонируемая в ЦБ часть обязательств кредитной организации. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования в ЦБ устанавливается Советом директоров Банка России.

Нормативы обязательных резервов в соответствии с российским законодательством не должны превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций.

Прямые количественные ограничения – это установление максимального уровня ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.

В соответствии с законодательством ЦБ РФ может применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Установление ориентиров роста денежной массы – это регулирование количества денег в обращении. ЦБ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Это называется денежным таргетированием.

Количество денег в обращении определяется величиной агрегата М2. При определении ориентиров роста денежной массы центральные банки исходят из предполагаемой динамики реального ВВП, уровня инфляции и скорости обращения денег. Первые два показателя находятся в прямой зависимости от М2, последний – в обратной.

Управление наличной денежной массой (агрегат М0) – это регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Банком России

ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. ЦБ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Банк России в целях обеспечения надежности и устойчивости коммерческих банков устанавливает обязательные нормативы:

1) Нормативы ликвидности коммерческих банков определяются:

а) соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов;

б) соотношение ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов.

2) Норматив достаточности капитала – определяется как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных с учетом риска.

3) Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан – предельное соотношение общей суммы вкладов граждан и величины собственных средств (капитала) банка.

4) Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам – определяется в процентах от собственных средств банка и не может превышать 20 %.

Кроме того, Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размера риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами

Источник: https://studopedia.su/18_174749_operatsii-tsb.html

Установление ориентиров роста денежной массы: В последнее время в связи с увеличением числа методов и инструментов

Ориентиры роста показателей денежной массы

В последнее время в связи с увеличением числа методов и инструментов денежного регулирования монетарные власти ряда развитых в экономическом отношении стран перешли к формированию целевых ориентиров показателей денежной массы, прежде всего в соответствии с агрегатом М2.

Хотя опыт целевого определения (таргетирования) ориентиров денежной массы был не всегда достаточно эффективным, в России таргетирование показателя М2 играло важнейшую роль в системе единой государственной денежно-кредитной политики (табл. 15.5).

Темп прироста199820002001
ПроектФактПроектФактПроектФакт
Денежная масса18-262121-2562,427-3426
Потребительские цены10-128418-2220,212-1419
* Источник: Банк России. Официальный сайт в Интернете — http://www.cbr.ru.

Таблица 15.5 Основные ориентиры единой государственной денежной политики* В частности, на 1998 г. планировался рост денежной массы на 18-26%. Фактический рост был равен 21%, т. е. оказался внутри прогнозируемого интервала. Однако инфляция, измеренная индексом потребительских цен, составила 84% против 10-12% по прогнозу. Следовательно, прогноз в форме вилки не всегда соответствует результату, на который рассчитывают власти. Гораздо более важное значение имеют другие показатели, непосредственно влияющие на предложение денег со стороны ЦБ, а именно: а)              размер эмиссии в результате выдачи кредитов правительству или коммерческим банкам; б)              изменение валютных резервов с соответствующим изменением рублевых средств; в)              покупка драгоценных металлов; г)              объем возможных операций на рынке государственных ценных бумаг. Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту. На рост денежной массы наряду с центробанком существенное влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета. Для многих стран с развивающейся экономикой чрезвычайно важно сотрудничество с МВФ, ибо меры по достижению макроэкономической (финансовой) стабилизации тесно связаны с предоставлением кредитов от международных финансовых организаций. В ответ монетарные власти должны выполнять жесткую денежно-кредитную программу, разработанную МВФ и другими международными организациями. Тесное сотрудничество России с МВФ началось в 1995 г., когда было прекращено финансирование федерального правительства за счет кредитной эмиссии Центробанка и отечественные кредиты были заменены кредитом МВФ. Ключевыми параметрами принятой программы кроме показателя роста агрегата М2 являлись: рост чистых международных валютных резервов (ЧМР) и чистых внутренних резер-

bob (ЧВР).

Первый показатель представляет собой разницу между официальными валютными резервами и кредитами международных финансовых организаций, второй — разницу между внутренним кредитом правительству и его резервами. Сам кредит — это сумма кредитов и государственных ценных бумаг, приобретенных негосударственными предприятиями, организациями и частными лицами. Определение этих параметров на перспективу (год, квартал и месяц) дает направления расширения предложения денег, которое связано с ростом валютных резервов и выпуска государственных ценных бумаг. При этом увеличение предложения денег за счет расширения кредитования коммерческих банков и продажи золота практически не предусматривается. После 1995 г. единственным исключением из этого правила была кредитная эмиссия, зафиксированная в Федеральном законе о федеральном бюджете на 1999 г. Ее размер не должен был превышать одну четвертую от всего планового объема финансирования дефицита. После того как определено направление расширения предложения денег, в расчетах денежной программы обычно увязываются изменения параметров денежной базы с показателем денежной массы (агрегат М2) через мультипликатор (коэффициент связи), который с трудом поддается внешнему регулированию. Сам мультипликатор тесно связан со скоростью обращения денег. Обычно считается, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения может значительно уменьшиться. Таким образом, методы денежно-кредитной политики взаимоувязаны с регулированием объема и структуры денежной массы. Эффективное применение этих методов и инструментов может улучшить экономическую ситуацию в стране, но лишь в условиях сбалансированной денежно-кредитной политики властей и при точном прогнозировании ее влияния на реальное производство.

К сфере денежно-кредитного регулирования примыкает контроль за деятельностью специализированных финансовых институтов, работающих с финансовыми активами.

К финансовым активам относятся как собственно денежные средства (наличная национальная и иностранная валюта, средства на счетах банковской системы, банковские кредиты), так и другие формы активов (ценные бумаги, резервы страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и т.

д.). Обращение этих активов тесно связано с обращением денежных средств, а деятельность финансовых организаций подлежит лицензированию и надзору.

Источник: Шульга В.А. (ред.). Национальная экономика: Учебник. 2002

Источник: https://economy-ru.com/natsionalnaya-ekonomika-regionalnaya/ustanovlenie-orientirov-rosta-denejnoy-51743.html

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

Ориентиры роста показателей денежной массы

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

¾ концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

¾ краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

¾ прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

¾ количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики,заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

¾ сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

¾ прогноз основных показателей платежного балансаРоссийской Федерации на предстоящий год;

¾ целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

¾ основные показатели денежной программы на предстоящий год;

¾ варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики,обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

¾ план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

4. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства,номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России. Банк России также вправе открывать и вести корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков в российских рублях, осуществлять переводы денежных средств по поручениям иностранных центральных (национальных) банков по их счетам.

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

¾ золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;

¾ иностранная валюта;

¾ векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;

¾ государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.

В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Просмотров 469

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-53205.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий