Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Страна образования |

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Чечулина Лариса Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева
Населённый пункт: Пензенская область г.

Кузнецк-12
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на рефлексивной основе»
28.10.

2016
Раздел: дополнительное образование

Назад

«Организация самостоятельной познавательной деятельности

учащихся на рефлексивной основе»

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности, необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащийся сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и физические действия. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Есть такое выражение «дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», так вот, если говорить про самостоятельную работу учащихся, то можно было бы перефразировать «дайте мне алгоритм, и я выполню любую самостоятельную». На уроках гуманитарного направления, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут эффективно приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованны, т.е. представляют систему. Каждая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие: 1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных

дидактических задач

приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. 2.

Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне. 3.

Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

Особенности самостоятельной работы.

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. 2. Самостоятельная работа должна быть самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей, самостоятельные работы, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически. 3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). 4. В организации самостоятельной работы нужно учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время. Некоторым учащимся тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях. 5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. 6. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. 7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. Все

виды

самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп: 1. Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2. Закрепление и уточнение знаний; 3. Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4. Формирование умений и навыков практического характера; 5. Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Существуют различные методы и приёмы организации самостоятельной деятельности.

Большое место в практике учебно-воспитательной работы за- нимает такой метод постановки педагогической задачи, как ин- структаж. Он применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Особенно широкое распространение различные виды инструктажа получили в системе профессиональной подготовки, в то время как в школе он недооценивается.

Инструктаж в системе методов является исходным. Он обес- печивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иное умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования, применения на практике.

Инструктаж используется в тех случаях, когда учащиеся не имеют ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач, не владеют знаниями о приемах и операциях, которые им предстоит выполнить. Инструктаж содержит установку на выполнение учащимися определенных практических действий.

Он облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников. Инструктаж в полной мере раскрывает свои возможности че- рез методические приемы или виды инструктажа: предъявление задания, дачу инструкции, ознакомление с правилом.

Задание содержит характеристику способа выполнения единичного упражнения и представляет собой конкретное указание о выполнении учащимися определенных действий, требует их разового выполнения. Для задания характерна однозначность, определенность, исключающая всякую возможность его разного толкования.

Инструктаж может использоваться также и при разовых единичных заданиях большой сложности, например при выполнении лабораторных работ по химии, физике, биологии. Инструкции содержат перечисление необходимых в определенных ситуациях привычных действий. Они, как правило, применяются для формирования привычек.

По месту в учебно-воспитательном процессе инструктаж мо- жет быть установочным и параллельным. Установочный предваряет работу учащихся в целом, а параллельный — частных действий, каждой отдельной задачи, из которых состоит вся работа в полном объеме. На практике параллельный инструктаж сопровождает инструктаж установочный.

В раздел образования

Источник: https://stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=79

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Людмила Гребенюк
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Самостоятельная работа — важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности.

Но самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к.

требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у ребят среднего звена, поэтому начинать эту работу надо с первого класса.

Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. считаю, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельная работа — это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное — приучить детей трудиться самостоятельно.

Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.

Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3. Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача — развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1. По методу самостоятельной работы учащихся:

• наблюдение;

• упражнение;

работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

• задания на восприятие с целью изучения нового материала;

• задания на применение знаний и формирование умений;

• задания на закрепление и повторение учебного материала;

• задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности:

• воспроизводящий по образцу;

• реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

• эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

• творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

• подробные инструкции;

• краткие инструкции.

5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

• индивидуальные;

• фронтальные;

групповые;

• парные.

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка.

Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.

Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3. Решение задач и выполнение практических работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5. Доклады и рефераты.

6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы.

Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся.

Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1. Предусматривать ее место в структуре урока.

2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4. Определить форму заданий.

5. Установить оптимальную длительность работы.

6. Подбирать соответствующий дидактический материал.

7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-samostojatelnoi-raboty-uchaschihsja-na-uroke-kak-deistvenoe-sredstvo-povyshenija-ego-kachestva.html

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Коноводова Ю. А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/ (дата обращения: 06.03.2020).

Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний.

Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций.

Важным моментом является то, что эти новообразования относятся к качественным изменениям личности как целостной системы, затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их взаимосвязей.

Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса обучения.

В литературных источниках значительное внимание уделяется категории «деятельность».

Как философская категория «деятельность» отражает специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого, составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей [10].

С точки зрения философии также подчеркивается, что понятие «деятельности» уже само по себе включает цель, средства, результат и сам процесс.

Под деятельностью в философии понимается внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознанием цели. Деятельность включает в себя: цель, результат, средства и сам процесс [1].

Детально категория «деятельность» изучена в психологии А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, К.К. Платоновым и др.

Деятельность как субстанция сама по себе захватывает индивида и тем самым воспроизводится [8], т.е. ученик включается в процесс деятельности.

Известный психолог А.Н. Леонтьев в структуре деятельности вычленяет такие составляющие, как собственно деятельность (простая деятельность), действие и операцию. Под простой деятельностью понимается «…такая деятельность, которая не распадается на действия». При этом мотив, предмет и цель простой деятельности всегда совпадают.

Мотивом являются потребности личности, которые побуждают к деятельности. «Деятельности без мотива не бывает» [4]. Действие отличается от деятельности тем, что цель или ожидаемый результат не совпадает с мотивом.

Особенностью действия является то, что оно может «переходить из одной деятельности в другую», являясь при этом относительно самостоятельным.

Следующей структурной единицей деятельности является операция. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются, т.е.

действие слагается из операций, а деятельность из действий.

Если четко понимать взаимосвязь структурных элементов деятельности, то учебный процесс идет от управления учителем операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью учащихся.

Одной из центральных идей работы С.Л. Рубинштейна является деятельностная концепция психики, состоящая в том, что «отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека» [7].

Автор развивает значение деятельности с тех позиций, что в ней и через нее человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности, т.е.

психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности «проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется» [7].

Таким образом, в психологической теории субъект осуществляет деятельность. Образование, с этой точки зрения, – система сменяющих друг друга деятельностей, а сама деятельность – мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели [8].

Теория формирования и организации самостоятельной учебной деятельности разработана в исследованиях педагогов: А.П. Беляевой, В.В. Давыдова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.

В исследованиях П.И. Пидкасистого [5] эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от правильной взаимосвязи деятельности учащихся на уроке.

В своих экспериментальных исследованиях он исходит из того положения, что ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать. Данные две стороны процесса обучения органически взаимосвязаны.

Познавательная самостоятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении школьниками основ наук, овладении навыками работы с книгой, работы в лаборатории, а также путем применения полученных знаний на практике. Среди средств развития самостоятельности учащихся большое значение придается и таким, которые непосредственно связаны с формами и методами обучения.

А также выяснением их сравнительной эффективности: сочетание изложения знаний учителем и самостоятельной работы учащихся; сравнительная эффективность и пути сочетания воспроизводящих и творческих, самостоятельных работ, фронтальных и индивидуальных видов занятий учащихся на уроке, индивидуальных творческих работ.

По мнению Г.И. Щукиной, деятельность характеризуется в следующих аспектах: деятельность осуществляется в коллективе, деятельность развивается от репродуктивной к творческой, тем самым, изменяя позицию ученика в ней от объекта к субъекту. Самостоятельная учебная деятельность наиболее полно характеризирует процесс обучения, являясь специальной, необходимой обществу деятельностью [9].

Анализ работ этих ученых показал, что в педагогической науке самостоятельная учебная деятельность трактуется как целенаправленная деятельность, ориентированная на усвоение знаний и умений. Особый интерес при этом вызывает реализация самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

П.И. Пидкасистый считает, что основные структурные компоненты (цель, мотив, содержание, предметные действия и результат) в самостоятельной деятельности выражены специфично; они приобретают глубоко личностный смысл, становится актуальными и значимыми для ученика.

Характерным является, прежде всего, активное отношение ученика к цели предстоящей работы, которая выполняется самостоятельно.

В одних случаях цель глубоко осознается и «присваивается» учеником, что является абсолютно необходимым, так как в ней проектируются ожидаемые результаты, в других – ученик приобщается к целеобразованию (на основе анализа ситуации), в третьих – он сам ставит цель и в соответствии с ней реализует свою деятельность.

Трансформация цели в мотив деятельности вызывает те внутренние побуждения, которые характеризуют деятельность учащихся при выполнении задания. Ярко выраженный мотив деятельности мобилизует познавательные возможности ученика, его волю, эмоциональную сферу [5].

Наиболее характерными и специфичными для самостоятельной деятельности, являются мотивы самоконтроля и самостоятельности, которые проявляются, прежде всего, в желании ученика выполнить задание без посторонней помощи, удовлетворить свои познавательные потребности, утвердить свою индивидуальность.

Важнейшим компонентом самостоятельной познавательной деятельности учащихся, составляющим основу ее структуры, являются самостоятельные предметные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя.

Он сам выбирает адекватные с его точки зрения способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.

Эти действия разнообразны по своему содержанию и направленности и осуществляются на основе разных средств обучения, чем и обеспечивается их разнообразие и предметность.

Образовательная, развивающая и воспитательная ценность самостоятельной деятельности в том и состоит, что она требует при решении каждой задачи комплекса умственных, практических и организационных действий.

В самостоятельной деятельности более чем в других видах познавательной деятельности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль. Каким бы активным ни было руководство педагога, правильные результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик сам не контролирует свои действия.

Как отмечает П.И. Пидкасистый, самостоятельная деятельность всегда завершается каким-либо результатом.

Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, пережитые чувства.

И поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной работе [5].

Педагоги Н.М. Розенберг, Э.Н. Дутко, И.М. Носаченко к основным признакам самостоятельной деятельности учащихся относят следующие:

а) нацеленность на самостоятельное усвоение знаний, методов решения учебных и практических заданий, включая планирование деятельности, нахождение путей для достижения цели, умение осуществлять самоконтроль и корректировать работу на основе ее результатов;

б) управление со стороны педагога;

в) возможность организации и проведения индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы [6].

Педагог и психолог Л.В. Жарова [3] выделяются три уровня самостоятельной деятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий, в зависимости от того как ученик умеет пользоваться полученными знаниями.

Раскроем кратко содержание каждого уровня.

Низкий уровень. Ученик может выполнять действия по готовому образцу (копирование). По мнению Л.С. Выготского, подражание является свойством развивающейся личности, с другой стороны – способом познания действительности. Л.С. Выготский писал, чтобы подражать, ребенок должен иметь возможность перехода от того, что он умеет к тому, чего не умеет [2].

Средний уровень (активно – поисковый) характеризуется свободой применения знаний в стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученик может уже сам. Выполняя упражнения, примеры, излагая текст, ученик подвергает материал частичной реконструкции, суть вопроса умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник или рассказ учителя.

Высокий уровень (интенсивно – творческий). Ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса.

Стратегия обучения, ориентированная на развитие личности, побуждает вести в классе дифференциацию учащихся по уровням самостоятельности и целенаправленно развивать эти уровни.

Каждый из этих уровней объективно существует. Программа – максимум для любого творчески работающего учителя – довести как можно больше детей до высшего уровня самостоятельности.

Входя в систему процесса обучения, самостоятельная деятельность косвенно влияет на процесс самообразования, определяя его качество, посредством стимулирования развития таких свойств личности как самоанализ, саморегуляция, инициативность, творческие способности, а также формируя общие приемы и способы осуществления самостоятельной познавательной деятельности, ее методологию, без которых самообразование является неэффективным и носит бессистемный характер.

Кроме того, в процессе реализации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, возможность для которой предоставляется в ходе самостоятельной учебной деятельности учащегосяся, развивается и формируется восприятие учеником себя как субъекта, а не объекта образовательного процесса, что качественно влияет не только на процесс самообразования, но и во многом определяет процесс воспитания, проходящий вне школы.

Влияние самостоятельной деятельности на развитие и становление личности ученика является общепризнанным фактом в современной педагогической науке.

Литература:

  1. Большой философский словарь. С. 381.

  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурье, Б.М. Теплова. – М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.

  3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.

    Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005 – 352 с.

  5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М, 1980.-240 с.

  6. Розенберг Н.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. – Киев: Вища шк., 1986. – 159 с.

  7. Сластенин В.А.

    Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 480 с.

  8. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115.

  9. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

  10. Юдин Э.Г.

    Системный подход и принцип деятельности – М.:Наука, 1978. – 392 с.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/

Uchebnik-free
Добавить комментарий