Организационно-правовые основы управления юстицией.

Организационно-правовые основы управления в области юстиции

Организационно-правовые основы управления юстицией.

К юстиции как области государственного управления относятся общественные отношения в следующих сферах:

– исполнения уголовных наказаний;

– регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации;

– государственной регистрации уставов муниципальных образований;

– государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– деятельности адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;

– обеспечения деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

– государственной судебно-экспертной деятельности.

В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование «Юстиция». Ее предметную основу составляет государственно-политическая область — юстиция.

В управленческую часть указанной системы входит Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) и подведомственные ему федеральные службы: 1) Федеральная служба исполнения наказаний; 2) Федеральная служба судебных приставов.

Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент PФ.

Термин «юстиция» образован от лат. justitia — справедливость, законность, правосудие.

В правоведении термин используется в трех значениях: а) правосудие; б) система судебных учреждений; в) система специализированных учреждений, осуществляющих различные виды юридической деятельности (судебной, прокурорской, правоохранительной, исполнительно-юридической, нотариальной, адвокатской, консультационно-юридической).

Для осуществления административного управления и административно-правового регулирования в области юстиции государства традиционно создают министерства юстиции.

Согласно федеральному законодательству основными направлениями деятельности органов исполнительной власти являются: 1) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности; 2) государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; 3) государственная регистрация уставов муниципальных образований; 4) государственная регистрация некоммерческих юридических лиц; 5) государственная регистрация актов гражданского состояния; 6) обеспечение деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов; 7) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы; 8) участие в регулировании сферы адвокатуры и нотариата; 9) правовая информатизация; 10) развитие судебно-экспертных учреждений.

Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области юстиции.

Государственное управление в области юстиции осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения между народных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая от деления международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского со стояния*(258).

Источник: https://cyberpedia.su/7xf16b.html

Организационно-правовые основы управления юстицией

Организационно-правовые основы управления юстицией.

Управление юстицией — это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Одной из особенностей юстиции является многообъектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебно-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначением и характером компетенции.

Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции.

Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регистрации актов гражданского состояния применяется метод управления; в отношении судов — метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры — метод регулирования. В целом же управляющее воздействие органов управления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности.

Система органов управления в сфере юстиции закреплена постановлением Кабинета Министров Украины от 30 апреля 1998г. «О системе органов юстиции».

Ее составляют: Министерство юстиции Украины, Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, районные, районные в городах управления юстиции, городские (городов областного значения) управления юстиции.

Министерство юстиции Украины (далее — Минюст Украины) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Украины от 30 декабря 1997 г. (с изменениями и дополнениями от 15 сентября 1998 г.

и 31 июля 2000 г.

), является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной правовой политики и государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и эмиграционных отношений.

Основными задачами Минюста Украины являются: подготовка предложений по проведению в Украине правовой реформы и совершенствованию законодательства, содействие развитию правовой науки; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; организационное и материальное обеспечение судов общей юрисдикции, кроме Верховного Суда Украины и хозяйственных судов, организация исполнения судебных решений, работа с кадрами, экспертное обеспечение правосудия; организация работы нотариата, деятельности по регистрации актов гражданского состояния; развитие правовой информации, формирование у граждан правового мировоззрения; осуществление международно-правового сотрудничества.

Минюст Украины разрабатывает проекты законов и других нормативно-правовых актов; осуществляет работу по систематизации законодательства Украины; ведет Единый общеправовой рубрикатор; осуществляет меры по совершенствованию работы органов регистрации актов гражданского состояния и учреждений нотариата, контролирует их деятельность; оказывает содействие работе объединений адвокатов; выдает и аннулирует специальные разрешения (лицензии) на осуществление юридической практики субъектами предпринимательской деятельности; осуществляет в соответствии с законодательством легализацию всеукраинских объединений граждан, регистрацию политических партий, международных общественных организаций, а также контролирует соблюдение ими положений их уставов и др.

Важным направлением деятельности Минюста Украины является организация выполнения решений судов и других органов. В соответствии с Законом Украины от 25 марта 1998 г.

«О государственной исполнительной службе» Минюст Украины осуществляет подбор кадров, методическое руководство деятельностью государственных исполнителей, повышение их профессионального уровня, финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственной исполнительной службы, рассматривает жалобы на действия государственных исполнителей.

Минюст Украины имеет право: получать от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов статистики — статистические данные для выполнения возложенных на него задач и привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции; отменять акты управлений юстиции, которые противоречат решениям Минюста Украины и актам законодательства Украины.

Минюст Украины как орган управления представляет собой систему взаимодействующих элементов.

В его организационную структуру входят: руководство Минюста Украины, патронажная служба Министра юстиции Украины, отраслевые и функциональные департаменты, управления и отделы.

Среди них главная роль принадлежит руководству Минюста Украины, в состав которого входят Министр юстиции Украины, его заместители и коллегия.

Министр юстиции Украины назначается Президентом Украины. В пределах своих полномочий Министр издает приказы, инструкции и указания, которые являются обязательными для органов подчиненной ему системы, и проверяет их выполнение.

Для согласованного разрешения вопросов, относящихся к компетенции Минюста Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве создается коллегия. Члены коллегии утверждаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Министра юстиции Украины. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра юстиции Украины.

Центральный аппарат Минюста Украины структурно организован в зависимости от выполняемых задач и функций.

Он состоит из департаментов (законопроектной работы и экспертизы законодательных актов; обеспечения реализации конституционных прав граждан, юридических лиц и интересов государства; судебного; государственной исполнительной службы; международно-правовой деятельности; финансово-хозяйственной деятельности), управлений и отделов.

Непосредственно руководство учреждениями и организациями юстиции осуществляют Главное управление юстиции в АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, а также районные, районные в городах, городские (городов областного значения) управления юстиции. Эти управления образованы и действуют в соответствии с положениями, утвержденными приказом Минюста Украины от 5 февраля 1999 г.

Управления юстиции участвуют в организации осуществления на местах государственной правовой политики; обобщают практику применения законодательства, разрабатывают предложения по его совершенствованию и подают их в Минюст Украины; осуществляют государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, республиканских комитетов АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, их подразделений и местных органов хозяйственного управления и контроля; проверяют состояние правовой работы в местных органах исполнительной власти, на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях, вносят рекомендации по улучшению этой работы; осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности лицензионных условий в отношении осуществления предпринимательской деятельности по юридической практике и др.

Источник: https://studopedia.su/9_87893_organizatsionno-pravovie-osnovi-upravleniya-yustitsiey.html

Правовые основы управления в сфере юстиции

Организационно-правовые основы управления юстицией.

Юстиция означает правосудие, а Министерство юстиции РФ — это судебное ведомство.

После того, как управление судебными органами перешло Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, в ведении Министерства юстиции России остались такие учреждения, как лаборатории судебной экспертизы, служба судебных приставов, адвокатура и нотариат, пенитенциарная система.

В результате ранее проведенной реформы органов и учреждений юстиции за министерством закрепились также функции по правовому обеспечению нормотворческой деятельности, регистрационные функции, функции по правовой информатизации органов государственной власти, а также недавно переданная из Министерства экономического развития РФ функция учета и регистрации земельных участков, реализуемая Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Сложившаяся сфера деятельности нормативно закреплена в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (в действ. ред.).

К основным задачам Министерства юстиции РФ Положение относит:

разработку общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции России наделено существенными полномочиями в области нормотворчества, систематизации и учета нормативных актов:

разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности и проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;

проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента и Правительства РФ;

участвует в организации работы по систематизации законодательства и подготовке Свода законов РФ;

осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

самостоятельно издает ведомственные нормативные акты;

проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ.

Обращает на себя внимание минимизация полномочий Министерства юстиции РФ в отношении подведомственных учреждений юстиции в связи с возросшей их самостоятельностью. Министерство юстиции РФ:

определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;

утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции России.

Существенные изменения произошли в структуре Министерства юстиции России. Так, вместо 26 прежних подразделений осталось лишь девять.

Главное управление исполнения наказания (теперь Федеральная служба исполнения наказаний) и Служба судебных приставов (Федеральная служба судебных приставов) приобрели статус федеральных служб.

Теперь, когда содержание заключенных почти приблизилось к международным стандартам, ФСИН намерена сосредоточиться на проблемах социальной реабилитации и адаптации бывших заключенных.

ФССП обеспечивает установленный порядок деятельности судов, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов. Федеральная регистрационная служба призвана обеспечивать порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию общественных объединений и политических партий, а также осуществлять контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата.

Организационно-правовая система управления в области юстиции

Административно-правовое управление в области юстиции ранее заключалось в обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния и т.д.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 утверждена и до настоящего времени действует Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации[13], которая предусмотрела новые направления в ее деятельности.

В соответствии с Концепцией организационное управление в судах всех юрисдикций осуществляется через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации,что соответствует принципу независимости судебной власти. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. (в редакции закона от 11 ноября 2009 г.

№ 246-ФЗ) определено, что судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, которое состоит в проведении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее — органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

В пределах своей компетенции он вправе: запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности, выполнять иные задачи предусмотренные законом.

Органы управления и взаимодействия с иными органами в области юстиции

Управление в области юстицией имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой правового положения объектов управляющего воздействия. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) непосредственно подчинено Президенту Российской Федерации. Оно централизовано управляет организациями (учреждениями и предприятиями), входящими в его систему.

Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Он взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В целях повышения деятельности органов и учреждений органов юстиции образовано восемь Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, которые являются главными территориальными органами и осуществляют контроль за деятельностью аналогичных структур по субъектам Российской Федерации. Например, Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному, Сибирскому, Уральскому, Южному, Северному, Северо-Кавказскому, Приволжскому, Дальневосточному федеральным округам.

В соответствии с возложенными задачами министерство в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности: вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законов, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обобщает практику применения законодательства России и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; и т.п.

В области государственной регистрации, ведения реестров и учетов нормативных правовых актов: осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; а также выполняет иные функции по регистрации нормативных правовых актов.

В области противодействия коррупционным проявлениям Минюст России: проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; проводит в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

В сфере деятельности некоммерческих, религиозных, политических, общественных организаций указанное министерство: утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, и другие формы регистрации; определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

В области нотариальной деятельности министерство юстиции: утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности и др.

В области адвокатской деятельности министерство: определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством об адвокатуре.

В области государственной регистрации актов гражданского состояния Минюст России согласовывает назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации; координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение; утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и т.д.

В области деятельности судебно-экспертных учрежденийосуществляет организационное и методическое руководство.

В области международной деятельности министерство осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию России с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, и т.п.

Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены законами, актами Президента или Правительства Российской Федерации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/18618.html

Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления

Организационно-правовые основы управления юстицией.

Органыи учреждения юстиции, осуществляясвою исполнительно-распорядительнуюдеятельность, решают ответственныезадачи по обеспечению законности иправопорядка в стране, повышениюэф­фективности правоохранительнойдеятельности органов исполнитель­нойвласти, защите доступными им средствамиконституционных прав и свобод граждан,прав и законных интересов государственныхи не­государственных организаций, пореализации конституционного принципапостроения в России правового государства.

Судывсех юрисдикции объединены в Судебномдепартаменте при Верховном Суде РФ.

Этот департамент является федеральнымгосударственным органом, осуществляющиморганизационное обес­печениедеятельности верховных судов республик,краевых и област­ных судов, судовгородов федерального значения, судовавтономной области и автономных округов,районных судов, военных и специали­зированныхсудов, органов судейского сообщества,а также финанси­рование мировых судей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН «О СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:определены полномочия, структура иосновы организации деятельностиСудебного департамента.

Он выполняетразнообразныеуправленческиефункции:разрабатывает и представляетв Правительство предложения офи­нансировании судов, мировых судейи квалификационных коллегий судов;изучает организацию деятельности судови разрабатывает пред­ложения о еесовершенствовании; определяет потребностьсудов в кад­рах; обеспечивает работупо отбору и подготовке кандидатов надолж­ности судей; взаимодействует собразовательными учреждениями,осу­ществляющими подготовку и повышениеквалификации судей и ра­ботниковаппаратов судов; ведет судебнуюстатистику; рассматривает жалобы изаявления граждан в пределах своейкомпетенции и т.д.

Принципиальноезначение имеет также создание в системеуправ­ления юстицией Службысудебных приставов, организация идеятель­ность которой регулируютсяФедеральными законами от 21 июля 1997 г.«О судебных приставах» и «Об исполнительномпроизводстве».

Они призваны впринудительном порядке исполнятьрешения судов различных юрисдикций,обес­печивать порядок в судах ибезопасность участников процессов.

Кроме того на Службу возложена обязанностьвзыскивать недоимки по налогам и сборампо постановлению органов налоговойполиции.

Такимобразом, происшедшие за последние годыизменения в сис­теме государственногоуправления Российской Федерациипотребо­вали серьезной реорганизацииработы органов и учреждений юсти­ции.

Федеральные законы «О судебныхприставах», «Об исполнитель­номпроизводстве», «О государственнойрегистрации прав на недви­жимоеимущество и сделок с ним», Указ Президента«О реформиро­вании уголовно-исполнительнойсистемы Министерства внутренних делРоссийской Федерации»дают органамюстиции реальные рычаги власти.

Схема41. Организация управления в областиюстиции

Органы управления в области юстиции

Министерствоюстиции Российской Федерации (МинюстРоссии)является федеральныморганом исполнительной власти, проводящимгосударственную политику и осуществляющимуправление в сфере юстиции, а такжекоординирующим деятельность в этойсфере иных федеральных органовисполнительной власти.

Руководстводеятельностью Минюста России осуществляетПрези­дент. Правительство координируетдеятельность Минюста России.

Всистему Минюста России входят еготерриториальные органы, иные органы иучреждения юстиции, а также организации,обеспечи­вающие их деятельность.

Основнымнаправлением деятельности МинюстаРоссииявляется участие вправовомобеспечении нормотворческой деятельностигосудар­ственных органов.

Онокоординирует нормотворческую деятельностьфедеральных орга­нов исполнительнойвласти; проводит юридическую экспертизупроектов законодательных и иныхнормативных правовых актов, вносимыхфедеральными органа ми исполнительнойвласти на рассмотрение Президента иПравитель­ства; проводит юридическуюэкспертизу нормативных правовых актовсубъектов Федерации на предмет ихсоответствия Конституции РФ и федеральнымзаконам; обеспечивает деятельностьполномочных представителей Прави­тельствав Государственной Думе и КонституционномСуде РФ; представляет в Правительствопредложения об отмене или приос­тановлениидействия нормативных правовых актовфедеральных орга­нов исполнительнойвласти в случае их несоответствияКонституции страны, международнымдоговорам Российской Федерации,феде­ральным законам, актам Президентаи Правительства; изучает практикуприменения законодательства РФ в сфереюсти­ции, разрабатывает и представляетпредложения по его совершенство­ванию,в том числе в области авторского праваи смежных прав; участвует в подготовкеСвода законов Российской Федерации.

Важноенаправление деятельности Минюста России— государст­венная регистрация иучет нормативных правовых актовсоответствую­щих органов и организаций.Минюст России:

-осуществляетгосударственную регистрацию нормативныхправо­вых актов федеральных органовисполнительной власти, затрагиваю­щихправа, свободы и обязанности человекаи гражданина, устанавли­вающих правовойстатус организаций или имеющихмежведомствен­ный характер, а такжеактов иных органов в случаях, предусмотренныхфедеральным законодательством;

-осуществляетпроверку деятельности федеральныхорганов испол­нительной власти поотбору нормативных правовых актов,подлежа­щих государственной регистрации,и при необходимости запрашиваетнормативные правовые акты в целях ихгосударственной регистрации;

-осуществляетконтроль за правильностью и своевременностьюопубликования зарегистрированных имнормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти;

-обобщаетпрактику государственной регистрациинормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти,затра­гивающих права, свободы иобязанности человека и гражданина,уста­навливающих правовой статусорганизаций или имеющих межведом­ственныйхарактер, представляет Президенту и вПравительство соот­ветствующуюинформацию, в том числе о нормативныхправовых актах, в государственнойрегистрации которых отказано;

-осуществляетгосударственный учет нормативныхправовых актов субъектов Федерации;

-ведетгосударственный реестр нормативныхправовых актов феде­ральных органовисполнительной власти;

-ведетконтрольные экземпляры нормативныхправовых актов феде­ральных органовисполнительной власти, организуетдеятельность своих территориальныхорганов по ведению контрольных экземпляровнормативных правовых актов субъектовФедерации;

-участвуетв работе по ведению общеправовогоклассификатора за­конодательстваРоссийской Федерации;

-осуществляетгосударственную регистрацию общероссийскихи международных общественных объединений,отделений иностранных некоммерческихнеправительственных объединений, атакже юридических лиц в случаях,предусмотренных федеральнымзаконодатель­ством;

-осуществляетгосударственную регистрациюцентрализованных ре­лигиозныхорганизаций, имеющих местные религиозныеорганизации на территориях субъектовФедерации, а также представительствино­странных религиозных организаций.

Немаловажноезначение имеет участие Минюста Россиив разра­ботке и осуществлениипрограмм правовой информатизации.

Оно осуществляет функции государственногозаказчика; организует работу по созданиюи ведению баз данных правовой информациив сфере юстиции; представляет пра­вовуюинформацию Президенту, Правительству,иным федеральным органам государственнойвласти; осуществляет обмен правовойин­формацией с иностраннымигосударствами, координирует деятель­ностьпо созданию национальных банков данныхзаконодательства го­сударств СНГ;организует разработку и обеспечениеорганов и учреж­дений юстициипрограммно-техническими средствами итехнология­ми сбора, обработки ианализа правовой информации.

Однойиз существенных функций Минюста Россииявляется кон­троль за соответствиемдеятельности общественных объединенийих ус­тавным целям,что особо важнопри подготовке и проведении выборов вГосударственную Думу.

МинюстРоссии осуществляет организационноеи методическое руководство деятельностьюСлужбы судебных приставовчерезглавного судебного пристава — заместителяМинистра юстиции РФ. Аналогич­ноглавные судебные приставы субъектовФедерации осуществляют организационноеи методическое руководство деятельностьюподве­домственных им служб судебныхприставов.

Деятельностьэтой Службы призвана обеспечить охранусудов, со­блюдение порядка в судебныхзаседаниях, повысить эффективностьисполнения принятых судебных решений,а также позволит освобо­дить судебнуювласть от выполнения несвойственныхей функций по исполнению собственныхрешений.

Послепередачи уголовно-исполнительнойсистемыМВД РФ в веде­ние МинюстаРоссии Минюст осуществляет следующиефункции:

-организуетоперативно-розыскную деятельность вучреждениях, исполняющих уголовныенаказания, и следственных изоляторах;

-обеспечиваетисполнение уголовных наказаний,содержание подо­зреваемых, подсудимыхи осужденных, находящихся под стражей,их охрану, этапирование и конвоирование,а также контроль за поведени­ем условноосужденных и осужденных, которым судомпредоставлена отсрочка отбываниянаказания;

-осуществляетцентрализованное обеспечение учрежденийи орга­нов уголовно-исполнительнойсистемы вооружением, боеприпасами,специальными средствами, военнойтехникой и иным имуществом;

-организуетразработку и осуществление мер пообеспечению пожар­ной безопасностиобъектов уголовно-исполнительнойсистемы;

-реализуетправо владения, пользования и распоряжениянаходя­щимся в оперативном управлениитерриториальных органов уголовно-исполнительнойсистемы недвижимым имуществом, являющимсяфе­деральной собственностью;

-осуществляетна производственных объектахуголовно-исполни­тельной системыразрешительные, контрольные и надзорныефункции в области промышленнойбезопасности.

МинюстРоссии осуществляет также функциигосударственного па­тентноговедомства

Кромерассмотренных, Положением о МинюстеРоссии подробно определены и такие егофункции, как: организационное иметодичес­кое руководство деятельностьюсудебно-экспертных учреждений;ру­ководство нотариатом; контроль засоблюдением организациями ад­вокатовдействующего законодательства;координация деятельности учрежденийпо государственной регистрации актовгражданского со­стояния.

Источник: https://studfile.net/preview/3019365/page:51/

Управление в области юстиции: организационно-правовые основы

Организационно-правовые основы управления юстицией.

Управление в области юстиции включает в себя следующие области:

  • исполнение уголовных наказаний;
  • регистрация некоммерческих организаций, включая международные;
  • гос. регистрация уставов МО, других НПА, касающихся прав человека, установления статуса организаций с точки зрения права;
  • деятельность адвокатуры, нотариата, органов ЗАГС;
  • судебно-экспертная деятельность.

Замечание 1

Цель службы исполнения уголовных наказаний – заниматься исправлением осужденных и профилактической работой по недопущению совершения новых преступлений. Основные задачи: поддержание порядка и условий исполнения и отбывания наказаний в исправительных учреждениях, определение средств исправления осужденных, обеспечение их прав, оказание помощи в социальной адаптации.

Закон «О некоммерческих организациях» определяет основные направления работы в сфере их регистрации. Организация некоммерческого типа подлежит обязательной регистрации. Минюст осуществляет функции Федеральной регистрационной службы по регистрации организаций некоммерческого типа, в том числе и международных.

Государственная регистрация уставов МО и других нормативно-правовых актов

ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» определяет, что данные документы должны регистрироваться территориальными органами Минюста. Другие НПА регистрируются по Правилам подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации. Данные Правила утверждены постановлением Правительства РФ в 1997 году.

Гос. регистрацию проходят НПА федеральных министерств, служб и агентств, касающиеся прав человека, устанавливающие статус организаций с юридической точки зрения, межведомственные НПА, в том числе и НПА, содержащие государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Минюст России ведет реестр НПА.

Замечание 2

Гос. регистрация НПА состоит из: юридической экспертизы на соответствие НПА законам, принятия решения о гос. регистрации, присвоения номера, внесения в Гос. реестр.

Деятельность адвокатуры, нотариата, органов ЗАГС

Основы законодательства РФ о нотариате и ФЗ «Об адвокатской деятельности в Российской Федерации» являются источниками права для деятельности нотариальных органов и адвокатуры.

Замечание 3

Нотариат обеспечивает правовую защиту граждан в РФ. Для этого нотариусами от имени Российской Федерации осуществляются действия, предусмотренные законодательно.

Нотариус может работать в государственной нотариальной конторе либо заниматься частной практикой. Если в населенном пункте нотариус отсутствует, его функции может выполнить глава местной администрации или должностное лицо, которое имеет специальные полномочия. В другом государстве от имени Российской Федерации нотариальные действия совершают представители консульств.

Определение 1

Адвокатская деятельность- квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается лицами, имеющими статус адвоката и получившими его в установленном законом порядке.

Адвокат обеспечивает возможность разобраться в сложностях правосудия с юридической точки зрения, защищает права, свободы, интересы гражданина на профессиональной основе.

Адвокатура представляет собой сообщество адвокатов, одновременно она является юридическим институтом гражданского общества, поэтому в систему гос. органов и местных органов она не входит.

Основные принципы, по которым работает адвокат: законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов.

ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Определение 2

Акт гражданского состояния – действие или событие, которое влияет на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей, характеризуя тем самым гражданское состояние гражданина.

Замечание 4

Государственную регистрацию проходят: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени, смерть.

Гос. регистрация производится органами ЗАГС. Как правило полномочиями по регистрации наделены местные органы. Если акт гражданского состояния регистрируется за границей, эта обязанность возлагается на сотрудников консульств.

Деятельность судебных приставов

ФЗ «Об исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах» определяют работу органов в сфере обеспечения судебной деятельности и исполнения решений и решений судов других уполномоченных ведомств.

Определение 3

Исполнительное производство – принудительное исполнение судебных решений, актов других органов и должностных лиц, которые имеют право возлагать обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в бюджеты денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения действий.

Своевременно и правильно исполнить судебный акт – основная задача исполнительного производства. Главные принципы осуществления исполнительного производства: законность, своевременность, уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, соотносимость объема требования и мер принудительного исполнения.

Данные обязанности исполняют судебные приставы, которые подразделяются на две категории. Судебные приставы, обеспечивающие деятельность судов. Приставы – исполнители, обеспечивающие исполнение судебных и других решений.

Государственная судебно-экспертная деятельность

Регламентируется ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». Данная деятельность протекает в процессе судопроизводства, выполняется гос. учреждениями и отдельными экспертами.

Замечание 5

Основная задача ГСЭД – содействие и помощь судам в установлении подлинных обстоятельств, которые доказываются по конкретному делу, посредством проведения экспертизы, требующей специальных знаний в отдельных областях науки, техники, искусства и пр.

Определение 4

Государственное судебно-экспертное учреждение – учреждение специализированного типа, находящееся в ведомстве федеральных органов, органов субъектов РФ специально оборудованное для организации и проведения судебной экспертизы для того, чтобы обеспечивать полномочия судов и др. органов.

Судебную медэкспертизу могут проводить экспертные подразделения, созданные также федеральными органами, органами субъектов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/upravlenie-v-oblasti-justitsii/

Uchebnik-free
Добавить комментарий