Организационно-правовые основы управления наукой и технической поли­тикой.

Организационно-правовая система управления в сфере науки

Организационно-правовые основы управления наукой и технической поли­тикой.

4. Организационно-правовая система управления в сфере науки

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Организация государственного управления в сфере науки связана с тем, что научная деятельность, т. е. деятельность, направленная на получение новых знаний, подразделяется на:

фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Управление наукой распространяется также на научно-техническую деятельность, т. е. деятельность, связанную с получением и применением новых знаний и обеспечением функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Цель государственного управления в данной сфере — определение приоритетных направлений развития науки, разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов, осуществление межотраслевой научной и научно-технической деятельности, реализация достижений науки и техники.

Правовую основу государственного управления в рассматриваемой области имеют Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г.

№ 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г.

№ 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности». Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г.

№ 605 была утверждена Федеральная целевая научно-техническая программа, цель которой — развитие и использование научно-технического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.

Проблемам развития науки уделяют внимание и органы государственной власти субъектов РФ. Так, Московской городской Думой были приняты законы от 24 октября 2001 г. «Об основах научно-технической политики в городе Москве», от 7 июля 2004 г. «Об инновационной деятельности в городе Москве».

Научная деятельность в зависимости от решаемых задач и источников финансирования осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, вузовская, ведомственная, прикладная.

5. Органы управления в сфере науки

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки (например, нанотехнологии), имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Систему органов государственного управления в сфере науки возглавляет Министерство образования и науки РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) т федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет следующие полномочия:

1)  проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

2)  осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

3)  организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных Программ;

4) выдает иностранным и российским заявителям разрешении на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на шельфе.

Агентство ведет единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета; реестр отраслсвых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуществляют в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства.

Агентство в установленном порядке финансирует закупки Образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государстве иных унитарных предприятий и утверждает экономические Показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

продолжить формирование новой региональной системы аттестации педагогических и руководящих работников, ориентированной на систему показателей оценки качества труда. Глава 3.

Направление совершенствования управления в сфере среднего образования г.

Касимов Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих …

недропользователи от своего имени. Оно является правомочием недропользователей, призванным обеспечить наиболее рациональное и комплексное использование полезных ископаемых.[8] ГЛАВА 2.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР   В юриспруденции всегда уделялось большое внимание разработке теоретических основ управления, всесторонне исследовались принципы …

финансирования вузов и школ; — обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями; Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и мер по их реализации. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования Современная система непрерывного профессионального …

целом. Ведь человек и только человек является созидателем материальных, культурных и духовных благ. Вне человека управление бессмысленно. В полной мере это касается и кадров государственных органов и местного самоуправления.

К сожалению, интеллектуально-демографический ресурс современной России, как и прежде, используется не всегда продуманно и рационально. По оценке Президента РФ7 «положение в …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/142456/2

Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах

Организационно-правовые основы управления наукой и технической поли­тикой.

Страница 30 из 54

Основы организации управления образованием и наукой

Концепция и основные начала образования в России определены Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Специальными комплексными правовыми актами, затрагивающими различные аспекты деятельности в области образования, являются Закон РФ от 10 июля 1992 г. “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., а также Федеральный закон от 22 августа 1996 г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Помимо того, действуют и другие акты: принятая Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования, а также утвержденные постановлениями Правительства РФ Национальная доктрина образования от 4 октября 2000 г., Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г.

, Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 12 марта 2001 г., Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования от 5 апреля 2001 г., Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г.

, Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г. и др.

С 2006 г. по инициативе Президента РФ введены национальные проекты, разрабатываемые Правительством РФ. Национальный проект в области образования предусматривает на период до 2008 г.

: оказание государственной поддержки на реализацию программ развития вузам и школам, предоставление грантов талантливой молодежи, поощрение премиями лучших учителей; подключение всех школ к сети Интернет; выплату дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство; создание в воинских частях учебных центров начального профобразования для военнослужащих срочной службы и т.д.

Государственная политика в области образования направлена на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования.

Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и т.п.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится образовательным программам, государственным образовательным стандартам, лицензированию, аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Образовательные программы – программы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего (4 года освоения), основного общего (5-6 лет освоения), среднего (полного) общего образования (2 года освоения).

Профессиональные образовательные программы – образовательные программы, направленные на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации; формируются применительно к начальному, среднему, высшему, послевузовскому профессиональному образованию.

Обязательный минимум содержания каждой основнойобщеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действует Eдиный государственный образовательный стандарт.

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, сроки освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса и др.

В стандартах подчеркивается их обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными федеральным государственным органом управления образованием.

Федеральные компоненты (требования) государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанавливаемыми субъектами РФ в лице их компетентных органов.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.?

Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности).

Согласно этому стандарту основная образовательная программа формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Лицензированиеобразовательного учреждения – выдача разрешения на право ведения образовательной деятельности государственным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии при соответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым требованиям.

Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др.

Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса.

Предмет, содержание, организация и порядок лицензирования образовательных учреждений определены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством РФ 18 октября 2000 г.

Государственная аккредитацияобразовательного учреждения – процедура признания государством в лице его органов управления образованием статуса образовательного учреждения соответствующего типа, вида, категории, а также признания прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, соответствующем требованиям государственных образовательных стандартов. Условия и порядок проведения государственной аккредитации закреплены, в частности, Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г.

С момента государственной аккредитации у образовательного учреждения возникают права: на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, на включение в схему централизованного государственного финансирования. Государственная аккредитация проводится по заявлению образовательного учреждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными органами управления образованием. Для получения государственной аккредитации необходимо положительное заключение аттестационной комиссии. В случае принятия решения о государственной аккредитации государственным органом управления образованием выдается свидетельство о государственной аккредитации сроком на пять лет. При последующей аттестации по ее результатам образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

По общему правилу аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению – другими органами. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью всех отраслей и сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие.

Прежде всего это – творческий труд научных работников (индивидуальный и коллективный), управлять которым в буквальном смысле слова не представляется возможным.

В силу этого управление в данном случае связывается с организацией творческих научных коллективов, с оказанием государственной поддержки их деятельности, с обеспечением внедрения научных достижений в жизнь, в производство и т.п.

Научная деятельность осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная (отраслевая), вузовская. Каждая из них отличается определенными особенностями, которые учитываются при осуществлении государственного регулирования.

Конституция РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Вместе с тем на Правительство РФ возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области науки, управление научными учреждениями федеральной собственности (ст. 114 Конституции РФ).

Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное значение, и т.д.

Управление наукой осуществляется на основе Федерального закона от 23 августа 1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике”.

Источник: https://madrace.ru/administrativnoe-pravo/kurs-administrativno-pravovoe-regulirovanie/osnovi-organizatsii-upravleniya-obrazovaniem-i-naukoy

Законодательные основы и организационная структура управления наукой

Организационно-правовые основы управления наукой и технической поли­тикой.

Роль и функции науки в развитии современного общества.

Роль науки в современном обществе раскрывается через ее функции:

1) мировоззренческая – наука объясняет мир;

2) гносеологическая или познавательная – наука способствует познанию мира, занимаясь производством и воспроизводством знания;

3) производственная или преобразующая – наука выступает фактором развития общества, т.к. лежит в основах процессов производства. создания передовых технологий);

4) культурная – наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляет важнейшую часть культуры;

5) образовательная – наука обеспечивает образовательный процесс конкретным материалом, разрабатывая методы и формы обучения, стратегии образования и т.д.

Тема 2. Организация научно-исследователь ской работы в России. (1 час)

План

1. Законодательные основы и организационная структура управления наукой.

2. Организация научной деятельности в высшем учебном заведении.

3. Подготовка научных и научно-педагогических работников в РФ.

4. Ученые степени и ученые звания.

Законодательные основы и организационная структура управления наукой.

Правовой основой научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 23 августа 1996 г.

№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области науки.

Статья 12 Конституция Российской Федерации относит общие вопросы науки к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Вместе с тем, согласно ст. 114 Конституции РФ на Правительство Российской Федерации возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области науки, управление научными учреждениями федеральной собственности.

Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное значение, и т.д.

Министерство образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Целями деятельности министерства является:

1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.

3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.

4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.

Специфическое место в системе федеральных органов исполнительной власти, функционирующих в сфере науки, принадлежит Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации (далее – ВАК России) при Минобрнауки РФ.

ВАК создана в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

В своей деятельности ВАК руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации и Положением о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации[3].

Центральное место в системе организации науки занимает Российская академия наук (далее – РАН). Российская академия наук — высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.

Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой некоммерческой организацией (учреждением), имеющей государственный статус. Российская академия наук действует на основе законодательства Российской Федерации и собственного Устава. На территории Российской Федерации Российская академия наук является правопреемницей Академии наук СССР.

Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.

В соответствии с исторически сложившимся статусом и задачами Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 11 отделений РАН (по областям науки) и 3 региональных отделения РАН, а также 15 региональных научных центров РАН[4].

Источник: https://megaobuchalka.ru/15/6639.html

Административное право России

Организационно-правовые основы управления наукой и технической поли­тикой.

Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью (элементом) всех отраслей, сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Управление наукой сводится к созданию научных коллективов, подготовке для них научных кадров, оказанию материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, учету результатов научных исследований, внедрению их в производство и практику и т.п.

Наука делится на фундаментальную, прикладную (отраслевую, ведомственную) и вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.

Согласно Конституции РФ (ст. 72) общие вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. В то же время она (ст. 114) и ФКЗ «О Правительстве Российской федерации» (ст.

17) возлагает па Правительство РФ обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области пауки, разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Оно также определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования, реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты но приоритетным направлениям развития науки.

Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является ФЗ от 23 августа 1996 г.

«О науке и государственной научно-технической политике», который под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимает деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека; общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (ст. 2 Закона).

Управление наукой осуществляют Министерство образования и науки РФ, подведомственные ему Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, другие органы исполнительной власти, в системе которых имеются научные учреждения и вузы, Российская академия наук, отраслевые академии наук и др.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), согласно Положению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и инновационной сфере деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Решая возложенные на него задачи, Минобрнауки России принимает нормативные правовые акты, такие, например, как: положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования; положение о подготовке научно-педагогических кадров; номенклатуру должностей научных работников; порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных кадров, а также формирование материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов — результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от организационно- правовой формы.

Оно определяет порядок представления кандидатур для назначения на должности атташе по науке и технике, кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах РФ за рубежом; присуждения премий Президента РФ в области науки и техники; создания и развития инновационной инфраструктуры; принимает положения об аспирантуре и докторантуре в научных организациях независимо от ведомственной принадлежности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в области науки.

Министерство, в лице министра, принимает нормативные правовые акты, относящиеся к сферам деятельности Российского фонда технологического развития, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций и т.д.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 16 нюня 2004 г., осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В эту сферу включается деятельность федеральных центров науки и высоких технологии, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования оборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В компетенцию Роснауки входит организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

На него возложено ведение единого реестра результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуществление распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, другие научно-технические результаты, созданные за счет средств названного бюджета; финансирование закупки образцов приборов, оборудования, научно-технической литературы и лицензий, а также функций государственного заказчика федеральных научно-технических программ и т.д.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о ней, утвержденное Правительством РФ 16 июня 2004 г., возложило на Роспатент осуществление приема заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизы и выдачи патентов РФ на изобретение, промышленный образец и т.д.

Она публикует сведения о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; об их официальной регистрации; о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности и т.д.

Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности организаций, распоряжающихся правами РФ на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности. В случае обнаружения нарушения законодательства в установленной сфере деятельности она вправе применить соответствующие меры пресекательного, ограничительною, предупредительного характера.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), согласно Положению о ней, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений и организаций.

В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора или доцента по кафедре; создает диссертационные советы, приостанавливает или прекращает их деятельность на основании заключения Высшей аттестационной комиссии; подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ, и выдает соответствующие документы на основе заключения Высшей аттестационной комиссии.

Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства в рассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в подведомственной сфере деятельности.

Рособрнадзор осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ (Высшая аттестационная комиссия), Положение о которой утверждено приказом Минобрнауки РФ 3 июля 2006 г.

Не основными задачами являются обеспечение единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров, содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышение эффективности их подготовки и использования.

Комиссия участвует в разработке проектов актов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, номенклатуры специальностей научных работников. На нее возложено руководство работой диссертационных советов, выдача заключения об их создании, приостановлении или прекращении деятельности.

Она проводит анализ защищенных диссертаций, заслушивает отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы и совершенствования их деятельности.

Диссертационные советы действуют в соответствии с Положением о диссертационном совете, утвержденным приказом Минобразования России от 9 апреля 2002 г.

На основании ходатайства соответствующего диссертационного совета Высшая аттестационная комиссия принимает решения о присуждении ученой степени доктора наук; о выдаче дипломов кандидата наук.

Она принимает также решения о присвоении ученых званий профессора или доцента по специальности, о лишении (восстановлении) указанных ученых степеней и званий.

В случае выявления нарушений порядка представления и защиты диссертаций Комиссия вправе отменить принятое диссертационным советом решение о присуждении ученой степени кандидата наук.

На Комиссию возложена важная функция по разработке и подготовке предложений по формированию сети диссертационных советов с учетом потребностей подготовки и аттестации научных кадров, вносимых в номенклатуру специальностей научных работников и т.д.

Ученые степени и учение звания присуждаются (присваиваются) в соответствии с утвержденным Правительством РФ Положением о порядке присуждения ученых степеней от 30 января 2002 г. и Положением о порядке присвоения ученых званий от 29 марта 2002 г.

Источник: https://isfic.info/alehin1/kargol38.htm

Блоки механизма научно-технической политики

Организационно-правовые основы управления наукой и технической поли­тикой.

Составной частью государственной научно-технической политики является механизм выработки и реализации научно-технической политики. При его определенной автономии, он все же является частью единого хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие общества.

В соответствии с принципами научно-технической политики в составе механизма можно выделить ряд блоков.

К блокам механизма научно-технической политики можно отнести: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный.

Нормативно-правовой блок механизма научно-технической политики России составляют законы, нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

Основу нормативно-правовой базы научно-технической и научной деятельности составляет Доктрина развития науки Российской Федерации (1996 г.), Федеральный Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике», №127-ФЗ от 23 августа 1996г. и Концепция реформирования российской науки на период 1998—2000 гг., одобренная Правительством РФ от 18 мая 1998 г. №453.

В настоящее время действует большое число государственных решений, регулирующих отношения в области науки и новых технологий.

К нормативно-правовой базе научно-технической политики следует отнести также многие законодательные и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, поскольку инновационные, научно-технические и инвестиционные направления деятельности тесно взаимосвязаны.

Однако, несмотря на большое число правовых документов, полноценной нормативно-правовой базы научно-технической политики пока нет.

Принятые в разное время, разными органами власти законы и нормативные акты, посвященные научно-технической деятельности, окончательного решения ряда вопросов до сих пор не дают.

Это относится к проблеме охраны интеллектуальной собственности, инновационной деятельности, внебюджетных фондов в сфере науки, определения национальных интересов, государственной поддержки инновационного предпринимательства, статуса российских наукоградов и др.

Иными словами нормативно-правовой блок механизма научно-технической политики требует доработки, а также постоянной корректировки, с учетом обновляемых целей, задач и направлений. Основные ориентиры определены в Концепции реформирования российской науки.

Организационно-управленческий блок механизма научно-технической политики гарантирует прежде всего четкое организационно-управленческое обеспечение научно-технической деятельности.

Организационно-управленческий блок определяет роль органов государственной власти федерального и регионального уровней прежде всего в создании, преобразовании и развитии в имеющихся рыночных условиях организационно-правовой структуры научно-исследовательских опытно-конструкторских организаций; а также в исследовании, анализе, экспертизе, отборе государственных приоритетных направлений развития науки и технологий.

Организационно-управленческое обеспечение весьма важно и в осуществлении межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, в разработке и реализации научных и научно-технических программ и проектов.

Оно необходимо в обеспечении оптимального сочетания в каждом временном периоде форм и методов государственного, рыночного и общественного воздействия на развитие научно-технической деятельности различных организационных структур с расширением и обновлением возможностей самоорганизации и самоуправления в условиях конкуренции и коммерческого расчета.

Межрегиональная и межотраслевая кооперация, интеграции науки, производства и рынка также нуждаются в организации и управлении.

Механизм блока организационно-управленческого обеспечения включает в себя совокупность организационно-управленческих органов, организационно-правовую структуру сферы науки и научного обслуживания, инфраструктуру научно-технической деятельности, совокупность форм, методов реформирования науки, межотраслевой координации, аккредитацию научных организаций.

Он имеет прямое отношение к методам обеспечения сбалансированного развития смежных научно-технологических направлений, к управлению системой государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, региональными инновационно-технологическими центрами, технопарками, малыми технологическими фирмами, научно-техническими программы, проектами, прогнозированием и др.

В составе данного блока механизма организационно-правовая структура сферы науки и научного обслуживания, инфраструктура научно-технической деятельности, совокупность форм, методов реформирования науки, межотраслевой координации, аккредитация научных организаций, методы обеспечения сбалансированности развития смежных научно-технологических направлений, система государственных научных центров, федеральные центры науки и высоких технологий, региональные инновационно-технологические центры, технопарки, малые технологические фирмы, научно-технические программы и проекты, прогнозирование и др., а также совокупность организационно-управленческих органов. В данный блок включается формы и методы развития малого инновационного предпринимательства, в том числе и в научной сфере.

К элементам экономического блока в механизме научно-технической политики следует отнести госзаказ науке, налогообложение субъектов научной и научно-технической деятельности, разнообразные экономические формы поддержки инновационного предпринимательства, совокупность льгот для организаций и предприятий, выполняющих научные исследования и разработки.

К экономическому блоку механизма научно-технической политики принадлежит также особый таможенный режим для субъектов научно-технической деятельности, система государственного финансирования научно-технических и инновационных работ, совокупность финансовых форм участия внебюджетных фондов в научном и научно-техническом творчестве, развитие научно-технической активности, государственные льготы и гарантии банкам, финансирующим, кредитующим научно-исследовательские проекты и программы.

В числе элементов экономического блока находятся все формы стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Федерации, меры по социальной защите научных и научно-технических работников.

Рыночный блок механизма научно-технической политики имеет ряд особенностей по сравнению с действием рыночных рычагов в обычных хозяйственных системах, в макроэкономике.

Это связано со спецификой научного и инновационного труда, как труда творческого, со спецификой результата научной и научно-технической деятельности, ее продуктов в виде товаров и услуг особых потребительских свойств.

К тому же научно-технической сфере свойственны нетрадиционные отношения собственности, большую роль играет собственность на интеллектуальный продукт. Многими особенностями отличается рынок наукоемкой продукции, технологий, ноу-хау, навыков и умений, интеллектуального ресурса.

Рыночный блок механизма напрямую связан с решением проблемы самоуправления субъектов научной и научно-технической деятельности, отработкой отношений собственности на средства научного производства и результаты творческого труда, с введением в эту специфическую деятельность состязательности, соревнования. На активное использование рыночного механизма в научно-технической деятельности направлены все институциональные преобразования в этой сфере, включая приватизацию.

Но действие рыночных законов спроса и предложения, стоимости, цены, коммерческой эффективности имеют не только положительные, но и отрицательные последствия, что требует особой роли государства по регулированию рыночных рычагов.

Конкуренция в ряде научных отраслей разорительна для общества и должна быть трансформирована в сотрудничество, во взаимовыгодное взаимодействие. Это особенно важно в международных научных связях, осуществлении крупных международных актов, а также в создании единого научного и технологического пространства на территории СНГ.

Рыночный блок механизма научно-технической политики России связан с использованием возможностей иностранных и международных фондов с различными объемами их средств, действующих в Российской Федерации.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/bloki-mechanizma-nauchno-technicheskoy-politiki-2452

Uchebnik-free
Добавить комментарий