Определение и функции психомоторики

Функции психомоторики и возрастные аспекты

Определение и функции психомоторики

(функции по Панфёрову)

1. Освоение пространства и деятельностное взаимодействие человека со средой.Во взаимодействии с окр. действительностью человек выступает как субъект, активно воздействующий на окружающие объекты. Это взаимодействие может носить манипулятивный или предметный характер.

Манипулирование —проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения компонентов среды в пространстве, которое дает человеку на самых ранних стадиях онтогенеза глубокие, разнообразные и существенные для его развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах.

Предметные действияпоявляются тогда, когда предметы становятся не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и способы употребления.

2. Участие в становлении психического потенциала человека, произвольности психической активности.

Понимания мира младенцем начинается с движений: с помощью движения глаз осматривает предметы, берет их в руки, манипулирует ими. На этом этапе моторика крайне важна. Затем в познавательную деятельность включается речевой компонент, предполагающий участие моторной сферы и играющий важную роль в становлении произвольности чел-ой дея-ти.

В процессе познания окружающего мира моторный компонент обеспечивает необходимый элемент активности (не только в процессах осязания, но и в работе любого другого анализатора). Т. о.

психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики человека, сводящий эмоции, мышление и движение в целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер.

3. Участие психомоторики в процессах становления сознания и самосознания.

Важно формирование «схемы тела» — сложного, обобщенного образа собственного тела, расположения его частей в трехмерном пространстве и по отношению друг к другу.

Является необходимым звеном в осуществлении любого движения, изменения позы, походки.

На основе схемы тела у ребенка формируются пространственные представления о расположении предметов (выше, ниже, над, под, между), благодаря чему развивается познавательная сфера.

4. Самовыражение и самопрезентация человеком своих психических состояний и свойств. Эта функция реализуется благодаря выразительным движениям – внешним проявлениям переживаний человека в мимике, пантомимике, интонациях…Крик, слезы, улыбка возникают как непосредственная реакция на эмоциональный стимул.

Психомоторные качества личности:координированность движений (координация – это управление согласованностью и соразмерностью движений и удержание необходимой позы); ловкость – двигательное качество, предполагающее возможность человека осуществлять пространственно-точные и своевременные действия.

Ведущая деятельность (развитие по Эльконину)

Ведущая деятельность— это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации.

Появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельностьобусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований.

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми,присущее младенцу с первых недель жизни и до года.Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельностьребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

Предыдущая19202122232425262728293031323334Следующая

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 603; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-27084.html

Психомоторика — это… Виды и программа развития

Определение и функции психомоторики

Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. Это важный период формирования жизненного ресурса малыша, становления его социальности, освоения общественных взаимоотношений, развития личностных параметров, обогащения мировосприятия.

Важные аспекты проблемы

Нарушения психомоторики чаще всего характерны для тех детей, которые отстают от своих сверстников в умственном развитии. К сожалению, далеко не все они посещают детские дошкольные учреждения, поэтому до поступления в школу им не оказывается специальная коррекционная поддержка.

Среди многочисленных функциональных отклонений здоровья самым тяжелым дефектом развития является умственная отсталость. Новые образовательные стандарты, разработанные для детей с ОВЗ, предполагают полную реализацию индивидуального обучения.

Психомоторика — это вовлечение малышей в игру для приобретения необходимых умений и навыков. Задачи индивидуализации и гуманизации образовательного и воспитательного процесса малышей с нарушениями интеллекта требуют от воспитателя подбора специальных методик.

Подразделение

Все виды психомоторики связаны с моторным полем (сферой приложения усилий мышц), сенсорным полем (сферой приобретения информации для реализации усилий мышц), механизмов ее переработки. Для ее реализации необходимы механизмы переработки сенсорной информации и формирования моторных актов.

Психомоторика — это ответная реакция организма на сенсорный сигнал. Выделяют три разновидности реакций:

  • простая (мгновенный ответ на знакомый сигнал);
  • сложная (действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов);
  • сенсомоторная координация (сложные движения на меняющееся сенсомоторное поле).

Психомоторика — это сложная система, внутри которой есть сенсоречевые и идеомоторные. Последние процессы принимают участие в создании автоматизированных приемов в рамках профессиональной деятельности. Сенсоречевые реакции представляют собой речевой ответ на входные сигналы.

Значимость программы

Как должна формироваться психомоторика? Занятия проводятся по специальной программе, составленной на основе теории Л. С. Выготского (о закономерностях нормального и аномального развития ребенка), специфике дефекта и способах его устранения, дифференцированного и индивидуального подхода.

Цель программы — в оптимизации психического развития малышей с определенными отклонениями от нормального развития.

Задачи

Программа «Психомоторика» предполагает решение следующих задач:

  • Формирование на базе активации органов чувств нормального восприятия объектов и явлений окружающей реальности в сумме их свойств.
  • Корректировка отклонений в познавательной деятельности посредством целенаправленного и стабильного воспитания у детей нормального восприятия величины, конструкции, цвета, специфических свойств предметов.
  • Создание пространственных и временных ориентиров.
  • Становление ых и слуховых координаций.
  • Наполнение словарного запаса новыми словами.
  • Коррекция проблем в моторике, модернизация зрительной и моторной координации.
  • Привитие точности и целенаправленности действий и движений.

Психомоторика и сенсорные процессы формируются в рамках определенного алгоритма:

  1. Формирование ЗУН сенсорных эталонов.
  2. Обучение применению перцептивных (специальных) действий, которые нужны для определения качеств и свойств предмета.

Характеристика деятельности

Психомоторика — это важный вопрос. От целостности восприятия детьми информации зависит их ориентация в мире предметов.

Недифференцированность, медлительность, минимальный объем восприятия, проблемы с аналитико-синтетической деятельностью, недостатки памяти — все это свойственно для детей с серьезными интеллектуальными нарушениями.

Сенсорное развитие такого малыша существенно отстает от уровня развития здоровых сверстников.

Из-за неправильной работы функции поиска и замедления процедуры переработки информации, поступающей через органы чувств, наблюдается неполное узнавание предлагаемого ребенку материала. Сенсорное развитие малыша с ОВЗ серьезно отстает по срокам, оно осуществляется неравномерно.

Важным условием нормального ориентирования в окружающем мире предметов является целостное восприятие. Психолог И. М. Соловьев отмечает, что для «особых» детей многопредметные участки предстают в виде «малопредметных», так как они теряют из вида множество мелких деталей.

Дети с ОВЗ намного позже своих сверстников различают оттенки и цвета, им сложно запоминать промежуточные тона. Сюжетные картины они понимают поверхностно, поэтому часто проявляют агрессию.

Ребята быстро устают, характеризуются невысокой работоспособностью, минимальной координацией.

Поисковые действия характеризуются у детей с интеллектуальной недостаточностью хаотичностью, импульсивностью.

Педагог должен включать ребенка в индивидуальную работу, сохраняя все стадии психического развития. Несмотря на то что для детей с ОВЗ ограничены возможности развития интеллекта, коррекционное обучение выстраивается в виде поступательного процесса.

Важные моменты

Отечественные психологи отмечали, что необходимо учитывать реакцию детей на помощь со стороны взрослых людей. Из-за минимальной памяти, узости восприятия информации умственно отсталый ребенок познает окружающий мир с трудом.

Необходимо обучить его особенностям наблюдения за объектами, правилам установления связей между свойствами и качествами предметов.

Определив для себя некие чувственные мерки (сенсорные эталоны), ребенок сможет обобщать, сравнивать между собой отдельные предметы, делать простейшие выводы.

Программа предусматривает усвоение сенсорных эталонов — совокупности цветового спектра, геометрических форм, величин. В качестве предпосылки развития познавательной активности ребят с умственной отсталостью выступает модернизация функционирования всех вариантов анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, тактильного, двигательного, обонятельного.

Для развития сенсорной системы таким детям необходимо покатать, погладить, потрогать предмет (применить сенсомоторные действия). Только в таком случае можно рассчитывать на динамику в развитии. Для этого в программу включаются задания, связанные с обучением навыкам координации движений, улучшения моторики.

Подведем итоги

Характерны для детей с ОВЗ и серьезные отклонения в развитии речи, поэтому педагог использует на коррекционных занятиях приемы, которые существенно облегчают восприятие материала: показывает предметы, произносит стимулирующие реплики, направляет детей с помощью вопросов, создает проблемные ситуации, использует игры. Отдельное внимание педагог уделяет формированию навыков планирования деятельности, контроля сделанной работы, отчета о ее завершении.

Программа предполагает воспитание и развитие детей в разных видах деятельности: ИЗО, игры, аппликации. Длительность занятий не должна превышать 40 минут (в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей).

Строится программа с учетом специфических особенностей эмоциональной и познавательной деятельности, возможностей школьников.

Коррекционная работа осуществляется посредством организации музыкально-ритмической, предметно-практической, изобразительной деятельности, конструирования, разных игр и упражнений. Первый этап предполагает проведение обследования, выявление серьезных проблем.

Второй этап заключается в дифференциации школьников на группы в зависимости от интеллектуальных способностей. Третий этап — это коррекционные занятия, проводимые на основе календарно-тематического плана.

Педагог, работающий с «особенными» детьми, обращает внимание на подбор темпа усвоения ими программ по различным предметным дисциплинам (русскому языку, математике, физической культуре). Для каждого ребенка составляется собственная развивающая траектория.

Источник: https://FB.ru/article/456464/psihomotorika---eto-vidyi-i-programma-razvitiya

Функции психомоторных психических образований

Определение и функции психомоторики

Наиболее очевидная функция психомоторики– освоение пространства и деятельностноевзаимодействие человека со средой. Вовзаимодействии с окружающейдействительностью человек выступаеткак субъект, активно воздействующий наокружающие объекты. Это воздействиеможет носить манипулятивный илипредметный характер.

Манипулирование – это проявлениедвигательной активности, охватывающеевсе формы активного перемещениякомпонентов среды в пространстве,которое дает человеку на самых раннихстадиях онтогенеза глубокие, разнообразныеи существенные для его развития сведенияо предметных компонентах среды ипроисходящих в ней процессах.

Во 2полугодии жизни двигательная активностьчеловека приобретает предметно-манипулятивныйхарактер, благодаря которому ребенокусваивает культурно обусловленныеспособы употребления предметов (ложкойедят, погремушкой звенят, книжку читаюти т.д.).

Собственно предметные действияпоявляются на 2 году жизни, и это связанос тем, что предметы становятся дляребенка не просто объектами, удобнымидля манипулирования, а вещами, имеющимиопределенное назначение и способыупотребления.

Поскольку через овладение предметнойдеятельностью происходит психическоеразвитие ребенка, важнейшей функциейпсихомоторики является участие встановлении психического потенциалачеловека, произвольности психическойактивности. Согласно представлениямИ.М.

Сеченова, двигательный анализаторинтегрирует все остальные анализаторычеловека. Познание мира младенцемначинается с движений: ребенок с помощьюдвижений глаз осматривает предметы,сосет их, берет в руку, позже манипулируетими.

На этом этапе моторика настольковажна для развития познавательнойсферы, что, соответствующая стадияинтеллектуального развития вслед заЖ. Пиаже называется сенсомоторной, аформа мышления – наглядно-действенной.

Затем в познавательную деятельностьвключается речевой компонент, которыйтоже предполагает участие моторнойсферы в процессах артикуляции. Результатыэкспериментально-психологическихисследований показывают, что различныепсихические явления так или иначепредполагают участие психомоторики.

В процессах познания окружающего мирамоторный компонент обеспечиваетнеобходимый элемент активности, причемне только в процессах осязания, но и вработе любого другого анализатора.Известно, что блокирование движений вэтих процессах приводит к нарушению ихадекватности.

Если человеку предложить определитьформу невидимого предмета только спомощью пассивного осязания, например,положив его на ладонь), то возникающийобраз не будет соответствовать реальнойформе предмета. Если же человекупредложить возможность ощупать предмет(активное осязание), то создаетсяправильное отражение формы этогопредмета.

Зрительное восприятие невозможно безпостоянного движения глазных яблок. Вэксперименте к глазному яблоку крепиласьприсоска в виде трубочки, на концекоторой помещалась картинка, увеличеннаялинзой и освещенная лампочкой.

Испытуемыевидели картинку только в первый моментее освещения, затем зрительный образпропадал. Дело в том, что картинкасмещалась вместе с движением глаз,благодаря чему ее изображение на сетчаткеоставалось неподвижным, и рецепторысетчатки адаптировались к нему.

Вестественных условиях эта адаптацияпредотвращается движением глаз.Аналогичные данные получены относительноработы других анализаторов.

Речь как процесс, играющий важную рольв становлении произвольности человеческойдеятельности, содержит в своей структуремоторный компонент, связанный снеобходимостью артикуляции.

Припроизнесении слов человек получаетсигналы обратной связи о работе своегоартикуляционного аппарата в 2 формах:в форме проприоцептивных (от мышц гортаниязыка, всей ротовой полости) и слуховыхсигналов, которые функционируютпараллельно друг другу.

Для доказательства этого положениябыл поставлен следующий эксперимент.Испытуемому предлагалось произноситькакой-нибудь текст, например, знакомоестихотворение. Этот же текст черезмикрофон подавался ему в наушники, нос некоторым запаздыванием; таким образом,испытуемый слышал то, что он говорилнесколько секунд назад.

В таких условияхречь испытуемого полностью расстраивается,человек теряет способность говорить,поскольку получает противоречивуюобратную связь: на основании однойинформации следовало бы произноситьодно речевое движение, а на основаниидругой – другое движение. В результатеиспытуемый не может произвести никакогодвижения.

Описанный прием «сшибки»сигналов обратной связи используют длявыявления лиц, симулирующих глухоту:если человек действительно не слышит,то задержка сигналов обратной связи послуховому каналу не вызывает у негоникакого расстройства речи; если же онтолько притворяется неслышащим, то этотприем действует безотказно.

Психомоторный компонент составляетодну из основ не только устной, но иписьменной речи, представляя, помимозрительных, моторные сигналы обратнойсвязи.

В эксперименте одна группа школьниковписала диктант в обычных условиях,вторая – зажав язык между зубов (чтоисключает возможность проговаривания),третья – сжав пальцы в кулак (вниманиеотвлекается, так же как и во второмслучае, но возможность проговариваниясохраняется). В результате во второйгруппе было сделано в 6 раз больше ошибок,чем в первой, и существенно больше, чемв третьей.

Нельзя не отметить также взаимосвязьмоторики с аффективной сферой человека.Моторика позволяет регулироватьэмоциональные состояния человека.

Таким образом, психомоторика представляетсобой целостный механизм развитияпсихики человека, сводящий эмоции,мышление и движения в единое целое,которые имеют сознательный ицеленаправленный характер. Развитиепсихомоторики ребенка представляетсобой сложный процесс, при котороминтенсивное созревание моторных зонкоры определяет развитие психики вцелом.

Так, процесс формированияпроизвольных движений происходит путемавтоматизации моторных иориентировочно-исследовательскихдействий на основе восприятия образови слов, а тесная связь тонкой моторикии развития речи определяет речевуюрегуляцию движений в сложной развернутойпроизвольной деятельности.

Психомоторикаспособствует адекватному реагированиючеловека на окружающую среду и формированиюв соответствии с этим целенаправленнойдеятельности.

Одна из гипотез, призванных объяснитьвзаимосвязь моторной активности ипсихического развития, базируется наидее о том, что около 60% тонизирующихимпульсов в головной мозг поступает отпроприорецепторов. В начале ХХ века Ф.Гарриман даже предложил так называемую«моторную теорию сознания», согласнокоторой сознание рассматривалось какрезультат скрытой мышечной активности.

Становление произвольности, в своюочередь, с необходимостью предполагаетучастие психомоторики и в процессахстановления сознания и самосознания.

Особого внимания в контексте проблемпсихомоторики заслуживает формирование«схемы тела» — сложного, обобщенногообраза собственного тела, расположенияего частей в трехмерном пространствеи по отношению друг к другу.

Этот образпредставляет собой отражение в сознанииконтуров, размеров и границ тела,соотносительного положения его частей,а также одежды, обуви и привычныхпредметов и средств деятельности –инструментов, протезов и т.п.

Нарушения «схемы тела» могут проявлятьсяв нарушении восприятия правого и левого,неузнавании или пространственномотчуждении членов собственного телавплоть до фантома ампутированныхконечностей, образования «двойника» идр.

«Схема тела» возникает на основевосприятия кинестетических, болевых,тактильных, вестибулярных, зрительных,слуховых и других афферентных раздражителейв сопоставлении со следами прошлогочувственного опыта.

Она являетсянеобходимым звеном в осуществлениилюбого движения, изменения позы, походки,так как во всех этих случаях необходимыощущения начального положения тела иего частей и учет потока обратнойаферентации при их изменении.

На основесхемы собственного тела у ребенкаформируются пространственные представленияо расположении предметов (выше, ниже,над, под, между), благодаря чему она можетрассматриваться как условие развитияпознавательной сферы.

Еще одна функция психомоторики –самовыражение и самопрезентациячеловеком своих психических состоянийи свойств. Эта функция реализуетсяблагодаря выразительным движениям –внешним проявлениям переживаний человекав мимике, пантомимике, интонациях идругих невербальных формах. В младенческомвозрасте выразительные движениянепроизвольны.

Крик, слезы, улыбкавозникают как непосредственная реакцияна эмоциогенный стимул. С возрастомдети овладевают системой выразительныхдвижений и начинают использовать ихцеленаправленно для выражения своегоотношения или настроения.

Безусловно,более информативны непроизвольныевыразительные движения, свободные отконтроля сознания, в то время какпроизвольные выразительные движениязачастую могут быть обманчивыми. В тоже время непроизвольные выразительныедвижения могут быть ограничены социальнымиусловиями их формирования.

Так, например,практически невозможно представитьсебе сутулую выпускницу Смольногоинститута. Современная психологияразработала разнообразные методикидиагностики отдельных психическихсвойств и состояний человека на основеего моторных проявлений.

Графология – учение о почерке какразновидности выразительных движений,отражающей психологические свойстваи психические состояния пишущего. Идеяо связи почерка с душевными качествамичеловека восходит еще к античности.Термин «графология» введен в литературуво второй половине XIXвека аббатом Мишо (Франция).

Эта отрасль науки не признаваласьвплоть до 1980-х гг. Однако посылка, лежащаяв ее основе, довольно логична: если приодинаковой системе обучения письму укаждого человека вырабатывается свойиндивидуальный почерк, то после того,как почерк установился (к 21-22 годам), поего характеристикам можно судить обособенностях личности человека.

Сегодня считается, что предположениео возможности диагностики по почеркусложных по происхождению и структуресвойств личности не получило убедительногонаучного подтверждения; не привели куспеху попытки найти прямые однозначныесвязи между графическими признакамиписьма и соответствующими им чертамихарактера, особенностями биографии.Наиболее достоверно установленазависимость почерка от эмоциональногосостояния и некоторых типологическихсвойств ВНД исполнителя текста.

Отдельные приемы графологическогоанализа в сочетании с другими методамииногда применяются в исследованиях подифференциальной психологии ипсихофизиологии. Другими областяминаучного знания, интересующимисяпроблемами почерка, являются криминалистикаи медицина. Так, имеются данные, что принекоторых психических заболеванияхпочерк больных приобретает специфическиепризнаки.

Например, почерк больныхшизофренией нередко отличаетсявычернутостью, нарочитой стилизованностью,в силу чего изучение почерка может иметьдиагностическое значение в клинике. Вкриминалистике почерк изучается с цельювыявления признаков, позволяющих решатьидентификационные задачи, то есть путемсравнения с образцами почерка решатьвопрос о принадлежности текста конкретномуисполнителю.

Источник: https://studfile.net/preview/5999496/page:3/

Uchebnik-free
Добавить комментарий