Оценка величины предмета.

Консультация « понятия представлений о величине»

Оценка величины предмета.

Галина Мяги
Консультация « понятия представлений о величине»

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.

К признакам величины относят: длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.

Свойства величины,изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительность; изменчивость.

Отражение величины как признака предметов связано с восприятием, которое понимается как важный сенсорный процесс отражения действительности.

В процессе восприятия величины участвуют зрительный и осязательно-двигательный анализаторы, которые играют важную роль в взаимной работе, обеспечивающей адекватное восприятие размера предметов.

Восприятие величины, как и других характеристики и свойств предметов осуществляется посредством установления сложных систем внутри анализаторных, а также межанализаторных связей.

Ребенок в процессе развития смотреть и видеть обучается воспринимать предметы, вместе с тем, они воспринимать предметы они учатся постепенно. Для образования самых базовых представлений о величине нужны частные, конкретные представления о явлениях и предметах окружающей действительности.

Такого рода чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от разного рода предметов и игрушек, с которыми ребенок взаимодействует.

Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в различном положении способствует развитию с возрастом такого свойства, как константность восприятия.

Приведем краткие характеристики величины, данные Белошистой А. В.

Величина – одно из основных математических понятий возникшее в древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений.

Длина – это характеристика линейных размеров предмета.

В дошкольной методике формирование элементарных математических представлений принято рассматривать «длину» и «ширину» как два разных качества предмета.

Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением и наложением (совмещением). При этом всегда можно определить, насколько больше или меньше данный предмет.

Масса – это физическое свойство предмета, поддающееся измерению. Процесс измерения массы – взвешивание.

Кроме взвешивания, массу можно определить прикидкой на руке масса –сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнить на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой.

Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к пониманию смысла понятия масса.

Емкость – это объем мер жидкости, знакомство с емкостью идет в начальной школе в большинстве случаев.

Площадь – это свойство фигуры занимать определенное место на плоскости. Площадь принято определять в плоских замкнутых фигур.

Для измерения площади и качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру.

В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя это термином «палетка», визуально, путем наложения предметов, путем сопоставления предметов по занимаемому месту на столе, земле.

Познание величины осуществляется на сенсорной основе, а также опосредуется речью и мышлением.

Адекватное восприятие величины существенным образом зависит от опыта практической деятельности с предметами, уровнем развития глазомера, включения в процесс деятельности восприятия речи и словесной деятельности, участия мыслительных процессов, в частности – операций анализа, синтеза, обобщения и конкретизации. Умение выделить величину предмета как свойство и дать ей соответствующее название нужно не только для познания отдельного предмета, но также для понимания отношений между предметами. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование у детей системы знаний об окружающей действительности.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста о величине создает чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием. Этой цели также служит усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее математическое и умственное развитие многоаспектно.

Л. А. Венгер отмечает, что с восприятием предметом и явлений окружающей действительности начинается познавательная деятельность.

Все формы познания, такие, как мышление, запоминание, воображение основываются на образах восприятия, а также выступают как результаты их переработки. В связи с данным обстоятельством нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Аналитическое восприятие связывается не с выделением и объединением отдельных частей целого, а с выделение отдельных измерений величины предмета, таких, как ширины, длины, массы, величины и объема.

При этом следует отметить, что измерение величины предмета носит относительный характер и определение размера предмета зависит от положения предмета в пространстве.

Психолого-педагогические исследования А. В. Запорожца показали, что восприятие величины способствует формированию сравнительно сложных форм анализа и синтеза свойств воспринимаемых предметом, сопоставления объектов и явлений, а также понимания простых связей и их взаимосвязей.

Для корректной и наиболее полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка иных признаков.

Умения выделять величину как характеристику предмета и давать ей название нужно не только для познания конкретного предмета, но также для понимания отношения между объектами и предметами [4].

Для образования самых базовых знаний относительно величины предметом следует формировать наиболее конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает формироваться уже в период раннего детства в результате установления связей между осязательными, зрительными, а также двигательно-тактильными ощущения от тех предметов и игрушек разных размеров, которыми оперирует ребенок.

Дети младшего дошкольного возраста достаточно прочно закрепляют признак величины по тем конкретным предметам, которые он достаточно хорошо знает. Вместе с тем, дети в данном возрасте с трудом овладевают относительностью оценки величины предметов.

Дети довольно часто в своей игровой деятельности игнорируют признаки величины, например, они пытаются уложить большую куклу в маленькую кровать и т. п.

, то есть они ориентируются на общий объем предмета, не выделяя такие характеристики, как ширина, высота и длина.

Зачастую дети характеризуют предметы по одной протяженности, которая наиболее ярко выраженная, чаще всего – это длина, так как она является приобщающая у большинства предметов.

Детям сложнее выделять ширину предметов.

Наиболее успешно детьми определяются в предметах конкретные измерения в процессе непосредственного сравнения двух или более предметов.

Таким образом, цель изучения формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрасте – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/soderzhanie-ponjatija-predstavlenii-o-velichine.html

Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками

Оценка величины предмета.

Термин “величина” обычно употребляется в двояком смысле: как понятие, определяющее математическую величину, и как понятие, означающее пространственный признак предмета.

Говоря о проблеме развития представлений о величине предметов у дошкольников, мы сужаем понятие “величина” и характеризуем им размер предметов.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков.

Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей названиенеобходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Величина предмета — это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных.

Величина является свойством предмета.

Величина конкретного предмета характеризуется такими свойствами: сравнимость, изменчивость и относительность.

Основным свойством величины является сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины.

Величина характеризуется также изменчивостью и относительностью. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.

Свойство величины — изменчивость. Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом.

Третье свойство величины – относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Следует также отметить, что величина – такое свойство предмета, которое нельзя представлять изолированно от предмета. Величина неотделима от него.

Сравниваемость, изменчивость, относительность — основные свойства величины могут  быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема.

Величина предмета, т.е. размер предмета, определяется только на основе сравнения. Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: «больше», «меньше», «равно», которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие.

Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. В жизни часто приходится производить мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями о величине известных предметов.

Восприятие величины зависит:

— от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также

— от величины предмета, с которым он сравнивается.

Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. Для дошкольников характерно аконстантное восприятие величины, то есть дети, особенно младшие дошкольники, при определении размера не учитывают удалённость предметов.

Характеристика величины предмета зависит также от расположения в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, каквысокий (низкий), то, как длинный (короткий).

Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.

В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Велика также роль слова в процессе восприятия величины. Благодаря слову, обозначающему величину, становится возможным выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета.

Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления. Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью.

Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания дошкольниками.

Адекватное восприятие величины зависит от:

— опыта практического оперирования предметами,

— развития глазомера,

— включения в процесс восприятия слова,

— участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза.

Восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей.

— Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.

— Для детей младшего и среднего дошкольного возраста величина еще не является основным опознавательным признаком и не имеет сигнального значения. Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение.

-Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.

-Из-за отсутствия жизненного опыта дошкольники слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого.

-Понятие величины предметов носит у младших дошкольников (детей 3-х лет)глобальный, недифференцированный характер, т.е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

 Любой признак величины они определяют как большой или маленький. Дети дошкольного возраста с трудом усваивают относительный характер величины предмета – то, что один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким в зависимости от того, с каким другим предметом сравнивается его величина.

— Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину.

-Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины. Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.

В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать параметры величин, их свойства, учится словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время он осваивает приемы восприятия более сложных явлений. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.

-У дошкольников слабо развита константность восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.

Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову, обозначающему величину.

С помощью слова признак величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении.

Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта различения величин создаёт основу для формирования представлений и понятий о величине предметов.

Само слово величина непонятно детям, так как они редко слышат его.

Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитаютпользоватьсясловами одинаковый, такой же, которые многозначны, поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.).

Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров. Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова «большой — маленький». Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов (большая линейка вместо длинная).

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый.

Источник: https://students-library.com/library/read/53083-svojstva-veliciny-osobennosti-vospriatia-doskolnikami

Формирование представлений о величине предмета и способах

Оценка величины предмета.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 12Следующая ⇒

Ее измерения

1. Понятие «величина» и ее свойства.

2. Особенности восприятия размера предмета детьми дошкольного

возраста.

3. Измерение величин.

4. Задачи ознакомления дошкольников с основными величинами и способами их сравнения.

5. Методические приемы работы по всем возрастным группам.

6. Значение формирования представлений о величине и её измерении.

Ключевые понятия: свойства величины, отношения величин, протяженность, масса, объем, особенности восприятия величин,глазомер,измерение, мерка, число как результат измерения.

Понятие «величина» и ее свойства.

Для правильной и полной характеристики любого предмета признак величины имеет не меньшую значимость, чем все другие признаки предмета.

Д. Д. Галанин писал: «Под словом «величина», мы мыслим некоторое качество, находящееся в предмете, присущее ему и от него неотделимое, по которому мы можем сравнивать предметы друг с другом, т.к. в разных предметах и разных действиях оно может находиться в разной количественности».

Термин «величина» обычно употребляется в двояком смысле:

— как математическое понятие, которое является обобщением более конкретных понятий: длины, объема, массы и т.д.,

— обозначение пространственного признака предмета (размер).

Однородными называются такие величины, кото­рые имеют одинаковые единицы измерения.

Свойства величины

1. Сравнимость. Определить величину предмета можно только на основе сравнения. Какие бы не были две величины А и В, возможно только три отношения: А = В, А > B, A < B.

Отношение равенства величин обладает свойствами рефлексивности, симметричности, транзитивности, следовательно является отношением эквивалентности, т.е. позволяет разбить множество величин на классы. При выполнении упражнений типа «Наведи порядок» у дошкольников развивается логическая операция классификации.

Отношения больше (меньше) обладают свойствами антирефлексивности, асимметричности, транзитивности, следовательно, являются отношениями строгого порядка и позволяют упорядочивать множество величин Упражнений типа «Построим лесенку» способствуют развитию у ребенка логической операции сериации.

2. Свойство относительности. Величина любого предмета относительна в зависимости от того, с какой другой величиной того же рода её сравнивают.

3. Свойство изменчивости. В. В. Давыдов: «Размер – это такое состояние объекта, которое, меняясь до известных пределов, хотя и изменяет сам объект, однако не меняет его исходного родового качества».

4. Свойство переходности. При изменении пространственного положения

предмета параметры протяженности переходят один в другой.

В детском саду дети знакомятся с величинами:

— параметрами (признаками) протяженности (в значении размер): длина, ширина, высота, толщина, глубина;

— массой;

— объемом жидких и сыпучих тел.

Этапы исторического развития способов измерения величин.

1. Сравнение величин путем приложения предметов друг к другу.

2. Сравнение величин с помощью предмета-посредника (условной мерки).

3. Сравнение и измерение величин с помощью частей тела (локоть, ладонь).

4. Сравнение и измерение величин с помощью универсальных общепринятых условных мерок:

— чарка, штоф, бочка (для объемов),

— локоть, сажень, аршин (для расстояний),

— пуд, лот, фунт (для масс).

5. Введение метрической системы. Предложена в конце 18 в. учеными в Париже. Эта система мер принята не во всех странах. В СССР она использовалась с 1917 года. За основу измерения был принят метр(в пер. с греческого «измеряю»), величина которого равна приблизительно

1/40 000 000 части Гринвичского меридиана. Все остальные единицы измерения величин связаны с метром. Так 1 кг равен массе 1 дм3 дистиллированной воды, 1 л равен объему этой же воды. Все остальные единицы измерения в 10n раз больше или меньше основных (мм, дм, км, г, мг, мл и т.п.).

Особенности восприятия размера предмета детьми дошкольного

Возраста.

Физиологические особенности восприятия размера.

Размер, является свойством предмета и воспринимается различными анализаторами. На восприятие величины влияет:

— отображение предмета на сетчатке глаза;

— расстояние до предмета;

— положение предмета в пространстве (вертикально, горизонтально);

— возникающие при касании предмета ощущения;

— словесная оценка величины предмета.

Способность обособленно воспринимать величину предмета формируется к концу 1-го года жизни. В восприятии величины участвуют зрительный, осязательный и двигательный анализаторы.

И. М. Сеченов в отмечал, что определение размеров предмета обеспечивается движущимся глазом, т.к. «механизм восприятия заключен во взаимодействии размера предмета на сетчатке глаза и степенью сокращения глазных мышц. Глаз, наподобие руки, ощупывает предмет, а измерениями служат ощущения, помогающие придать восприятию расчлененность и оформленность».

Американские ученные Бауэр, Гибсон, Томпсон исследовали возможности различения размеров предметов на ранних этапах развития ребенка.

А.Н. Леонтьев и А.В.Зинченко доказали, что оценка размера, формы, пропорций, удаленности производится не только установочными, но и прослеживающими движениями глаза.

Н.В.Суханова констатировала, что анализ величины предметов детьми дошкольного возраста совершенствуется с включением в этот процесс тактильно-двигательного анализатора. Поэтому необходимо учить детей специальным обследовательским действиям.

Процесс восприятия величины опосредуется мышлением, путем сравнивания, анализа, синтеза, использования соответствующих понятий, суждений и т. д.

Психолого-педагогическиеособенности восприятия размера. (Л.А.Венгер, Ж. Пиаже, П. Брайт, Х. Копытынска, В.К.Котырло, Р.Л.Березина, Т.В.Тарунтаева, Р.Л.Непомнящая, Е.В. Проскура, Л.А. Левинова, Н.Г. Белоус).

У младших дошкольников слабо развита константность восприятия – способность оценивать величину предмета в различных его положениях и на разном расстоянии (К.Е. Хоменко, Т.О. Гиневская) .

Опыт чувственного различения величины часто носит локальный характер – признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.

Дети не принимают слов величина, размер, масса, объем, возможно из-за редкого употребления в речи взрослых. Воспитателю необходимо правильно называть каждый вид и параметр величины (Р.Л.Березина).

Дети часто не обращают внимание на признак величины, для них величина еще не является основным опознавательным признаком и не несет в себе сигнального значения. Дети распознают признак величины лишь тогда, когда он становится значимым для них или ярко выражен в предмете (Сорокун).

Дети легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен. С возрастом контрастность снижается (Т.В.Лаврентьева).

Дети с трудом усваивают относительный характер величины предмета, т.е. что один и тот же предмет может быть большим или маленьким в зависимости от того, с каким предметом он сравнивается.

Дошкольники с трудом познают трехмерность величины. Для них надолго остается трудным различение в одном предмете нескольких признаков протяженности (В.К.Котырло, Р.Л.Березина).

У детей дошкольного возраста слабо развит глазомер – сенсорная способность человека соизмерять предметы на глаз. С возрастом пороговая возможность глазомера увеличивается.

Вывод: чувственный опыт восприятия и оценки размеров начинает складываться у детей в раннем детстве, когда устанавливаются сложные условные рефлексы от восприятия размера игрушек, предметов, которыми оперирует ребенок.

Измерение величин.

Измерение — кратное сравнение данной величины с некоторой величи­ной того же рода принятой за единицу. Цель — получить численную характе­ристику данной величины при выбранной единице измерения.

Математической основой измерения является установление кратного отношения между измеряемой величиной – В, величиной мерки — в, принятой за единицу измерения В = nв, где n – число мерок (разы). Таким образом, в основе измерения лежит действие сравнения величин.

В младшей, средней и старшей группе дети непосредственно сравнивают предметы по величине наложением и приложением.

В подготовительной группе выполняют опосредованное сравнение с помощью предмета–посредника — мерки, которая укладывается несколько раз по величине измеряемого предмета. В детском саду мерка является условной мерой, т.е.

единица измерения выбирается произвольно, в зависимости от конкретной ситуации. Так длина может быть измерена полоской, веревкой, палочкой, шагом.

Для осознанного формирования измерительной деятельности детям задают вопросы:

1. Что мы делали? (Измеряли.)

2. Что измеряли? ( Называют параметр величины, например, длину стола.)

3. Чем измеряли? (Называют мерку, например, палочкой.)

4. Что мы получили? (Число, которое показывает, сколько раз мерка уложилась по длине стола.)

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x7572.html

Величина является свойством предмета

Оценка величины предмета.

Величина конкретного предмета характеризуется такими свойствами: сравнимость, изменчивость и относительность.

Основным свойством величины является сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины.

Величина характеризуется также изменчивостью и относительностью. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.

Свойство величины — изменчивость. Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом.

Третье свойство величины – относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Следует также отметить, что величина – такое свойство предмета, которое нельзя представлять изолированно от предмета. Величина неотделима от него.

Сравниваемость, изменчивость, относительность — основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема.

Величина предмета, т.е. размер предмета, определяется только на основе сравнения.

Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими.

Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: «больше», «меньше», «равно», которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие.

Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. В жизни часто приходится производить мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями о величине известных предметов.

Восприятие величины зависит:

— от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также

— от величины предмета, с которым он сравнивается.

Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. Для дошкольников характерно аконстантное восприятие величины, то есть дети, особенно младшие дошкольники, при определении размера не учитывают удалённость предметов.

Характеристика величины предмета зависит также отрасположения в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий).

Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.

В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Велика также роль слова в процессе восприятия величины. Благодаря слову, обозначающему величину, становится возможным выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета.

Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления. Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью.

Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания дошкольниками.

Адекватное восприятие величины зависит от:

— опыта практического оперирования предметами,

— развития глазомера,

— включения в процесс восприятия слова,

— участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза.

Восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей.

— Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.

— Для детей младшего и среднего дошкольного возраста величина еще не является основным опознавательным признаком и не имеет сигнального значения. Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение.

-Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.

-Из-за отсутствия жизненного опыта дошкольники слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого.

-Понятие величины предметов носит у младших дошкольников (детей 3-х лет) глобальный, недифференцированный характер, т.е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

Любой признак величины они определяют как большой или маленький. Дети дошкольного возраста с трудом усваивают относительный характер величины предмета – то, что один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким в зависимости от того, с каким другим предметом сравнивается его величина.

— Дети четырех лет уже дифференцированноподходят к выбору предметовпо длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину.

-Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины. Для них надолго остается труднымразличение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.

В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать параметры величин, их свойства, учится словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время он осваивает приемы восприятия более сложных явлений. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.

-У дошкольников слабо развита константность восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.

Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову, обозначающему величину.

С помощью слова признак величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал.

Обобщение в речи чувственного опыта различения величин создаёт основу для формирования представлений и понятий о величине предметов.

Само слово величина непонятнодетям, так как ониредко слышат его.

Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитаютпользоватьсясловами одинаковый, такой же, которые многозначны, поэтому их следуетдополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.).

Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров.

Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова «большой — маленький».

Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов (большая линейка вместо длинная).

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундаментдля развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/43026.html

Восприятие пространства

Оценка величины предмета.

Острота зрения. Остроту зрения определяет то наименьшее расстояние между двумя точками, которое глаз может различить. Способность различать расстояние между точками зависит от угла, под которым видны эти точки. Нормальный глаз различает две точки под углом в 60  секунд.

Максимальной остротой зрения обладает желтое пятно. К периферии от него острота зрения много ниже.

Острота зрения измеряется при помощи специальных таблиц, которые состоят из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей различной величины. Против каждой строчки стоит число, означающее то расстояние в метрах, с которого нормальный глаз должен различить фигуры этой  строчки.

Острота зрения, определенная по таблице, выражается обычно в относительных величинах, причем нормальная острота принимается за единицу. Если испытуемый видит строчку, против которой стоит цифра 8, не с 8 л, а только с 4 м, то острота его зрения равна половине нормальной и т. п.

Поле зрения. Если фиксировать глазом какую-либо точку, то ее изображение падает на желтое пятно; в этом случае мы видим точку центральным зрением. Точки, изображения которых надают на остальные места сетчатки, видимы периферическим зрением.

Совокупность точек, одновременно видимых глазом при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения.

Измерение границы поля периферического зрения производят прибором, называемым периметром.

Границы поля зрения для бесцветных предметов составляют книзу 70°, кверху 60° и кнаружи 90°. Ноля зрения обоих глаз у человека отчасти совпадают, что имеет большое значение при восприятии пространства.

Поля зрения для различных цветов неодинаковы, больше всего поле зрения для бесцветных предметов. Для синего и желтого цветов оно значительно меньше, для красного — еще меньше, а для зеленого оно простирается только на 20—30—40°.

Оценка расстояния. Восприятие глубины, а следовательно, оценка расстояния возможна как при зрении одним глазом (монокулярном зрении), так и двумя глазами (бинокулярном зрении). Во втором случае оценка расстояния гораздо точнее. Некоторое значение в оценке расстояния при монокулярном зрении имеет явление аккомодации.

Рассматривание близких предметов сопровождается напряжением ресничной мышцы; восприятие этого мышечного напряжения (проприорецепцтя) помогает оценить расстояние до  предмета.

Для оценки расстояния имеет значение и то, что образ предмета на сетчатке будет тем больше, чем он ближе.

Главное же значение в оценке расстояния и рельефа имеет бинокулярное зрение.

Зрение обоими глазами. Когда человек смотрит на какой-либо предмет обоими глазами, то у него не получается впечатления двух предметов, хотяи имеется два изображения на двух сетчатках.

При зрении обоими глазами изображения всех предметов попадают на соответственные, или идентичные, участки сетчатки (точки 1, 2, 3 на рис. 223) и в представлении человека эти два изображения сливаются в одно.

Что это так, легко убедиться, надавливая слегка на один глаз сбоку; немедленно начинает «двоиться» в глазах, потому что нарушилось это соответствие сетчаток.

Если же смотреть на близкий предмет, конвергируя глаза, то изображения более отдаленной точки (В) никак не могут попасть на соответственные точки (рис. 223). Они попадают на неидентичные точки, которые иначе называются диспаратными (от латинского disparatus — разделенный, обособленный), поэтому изображение будет представляться раздвоенным.

Если держать перед глазами два карандаша на разных расстояниях и смотреть на ближний, то дальний раздвоится. При этом левое изображение воспринимается левым глазом, а правое — правым.

Это явление называется одноименной диспарацией. Если же смотреть, на удаленный предмет, тогда «раздвоится» близкий предмет (А). В этом случае правое изображение будет восприниматься левым глазом и наоборот.

В таком случае имеется разноименная диспарация.

Рис. 223.  Схема  расположения идентичных и диспаратных точек в сетчатках обоих глаз (из Ландуа). Изображении точек 1 и 3, лежащих на одинаковом расстоянии от глаза, как и фиксируемой точки 2, падают на идентичные места сетчатки (1,2 и 3). Изображения разно удаленных точек А и В — а и в падают на диспаратные участки сетчатки; поэтому предметы А и В мы видим двойными.

Диспарация играет большую роль в оценке расстояния и следовательно, в видении глубины, рельефа. О всяком предмете, видимом с одноименной диспарацией, у человека получается впечатление как о более далеком предмете, чем тот, на который он смотрит. Наоборот, разноименная диспарация дает впечатление большей близости.

Для оценки глубины рельефа имеет значение и ощущение мышечных усилий, сопровождающих конвергенцию, но главной причиной восприятия расстояния является диспаратное расхождение изображений на сетчатке.

Оценка величины предмета. Величина предмета оценивается как функция двух переменных: 

  1. величины изображения на сетчатке
  2. расстояния предмета от глаза.

Это показывает рис. 204: АВ (величина предмета) целиком определяется через ав и OD.

В том случае, когда трудно оценить раесстоянно до предмета вследствие недостаточной его рельефности или при рассматривании его одним глазом, возможны грубые ошибки в определении величины предмета.

Источник: https://www.amedgrup.ru/vospriyat.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий