Оценка и учет результатов учебной деятельности

3. Оценка и учет результатов учебной деятельности

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результатыконтроля учебно-познавательнойдеятельности учащихся выражаются в сеоценке.Оценка —это определение степени усвоенностизна­ний, умений и навыков.

Количественнымвыражением оценки является отметка.

Отметка—это условное выражение количественнойоценки знаний, уме­ний и навыковобучаемых в цифрах или баллах.

Донастоящего времени не только впедагогической практике, но и вдидактической и методической литературетермины «оценка»и«отмет­ка»иногдапонимаются как синонимы. Так, часто,когда имеется в виду от­метка, говорят«оценка» (выставление системаоценок и т. д.). Между тем «оценка»и«отметка»— понятияхотя и близкие, но далеко не идентичные.

Оцениватьсярезультаты обучения могут не толькоотметкой, но и дру­гими средствами.Например, это может быть словесноеодобрение и не­одобрение, вынесениеблагодарности, награждение грамотамии медалями и т. д.

Большоезначение имеет объективная оценка,единый подход к опреде­лению качествазнаний. Проблема эта не простая, особенноесли учесть, что оценка знаний — тонкийи острый инструмент воздействия научаще­гося. Высокая оценка знанийможет и воодушевлять обучающегося куче­нию, но может и расхолаживать егов работе.

Еще сильнее воздействуетне­удовлетворительная оценка: онаможет и побуждать к усилению учебнойработы, и убивать охоту к учению. Вотпочему в последние годы в печати возникаютострые дискуссии, которые облекаютсято в форму борьбы с так называемойпроцентоманией, т. е. завышением отметок,то принимают форму предложений о переводеиз класса в класс независимо от качествазнаний.

В этой связи определенный интереспредставляет та эволюция, которую прошлав нашей стране проблема оценки знаний.

Балльнаясистема оценки знаний учащихсясуществовала в России еще до революции1917г. Оценка знаний осуществлялась пошестибалльной системе с баллами от нулядо пяти. Затем нулевая оценка былаупразднена, система оцениванияпревратилась в пятибалльную.

Отношениек оцениванию результатов обучения вбаллах в истории школы было различным.После 1917 г. получила развитие идеяобучения без отметок.

Согласно концепциисоветской трудовой школы учебнаядея­тельность должна строиться наинтересе учащихся, быть ориентированана самостоятельность, инициативу,творческий характер учения.

Непригодны­мибыли признаны прежние методыдисциплинирования учащихся с помо­щьюотметок. В мае 1918 г. вышло постановлениеНаркомпроса РСФСР «Об отмене отметок»,в котором было определено:

  • применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной прак­тики;
  • перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об испол­нении учебной работыiii.

Запрещалисьлюбые виды экзаменов: вступительные,переводные и вы­пускные. Отменяласьиндивидуальная проверка учащихся науроке. Лишь в крайних случаях допускаласьфронтальная устная проверка и письменныеработы зачетного характера.

Рекомендовалисьпериодические беседы с уча­щимися попройденной теме, их выступления опрочитанных книгах, статьях. Приветствовалисьотчеты учащихся о самостоятельновыполнен­ных работах по личномувыбору.

Вместо традиционной системыконтроля основной формой стал самоконтроль,выявление достижений не отдельно­гоученика, а школьного коллектива. Получилиширокое распространение тестовыезадания как одна из самых пригодныхформ самоконтроля

Обучениебез отметок имело определенныеположительные стороны, так как развивалоу части обучаемых самостоятельность.Но в большинстве своем такое обучениепривело к снижению качества знаний,ухудшению дисциплины.

Школьники пересталирегулярно заниматься в школе и дома,посещать занятия. Поэтому сначаластихийно стали вводиться различныеформы контроля, а в 1932 г.

официальновосстановлен принцип системати­ческогоучета знаний каждого ученика на основеиндивидуального подхода.

Всентябре 1935 г. вводятся пять словесных(вербальных) оценок: «отлич­но»,«хорошо», «удовлетворительно», «плохо»,«очень плохо», которые просу­ществовалидо конца 1943 г. В январе 1944 г.

было приняторешение заменить применявшиеся словесныеоценки на цифровую пятибалльную системуоцен­ки успеваемости и поведенияучащихся.

В вышедшей вслед за этимпостанов­лением Инструкции о применениицифровой пятибалльной системы оценкибыли сформулированы параметры, за чтовыставляется та или иная отметка.

Введениерегулярного учета знаний оправдалосебя, учебная подготовка и дисциплинаучащихся повысились.

Сложившаясясистема оценивания результатов учебнойдеятельности в виде баллов, несмотряна недостатки, до сих пор не нашла себедостой­ной замены, хотя некоторыепедагоги, ученые выступают противсущест­вующей системы оценки степениобученности. Их главные аргументы:

  • обученность фактически оценивается трехбалльной шкалой (отмет­ки «1» и «2» фиксируют незнание);
  • недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся в гимназических классах, в классах для одаренных детей, в классах обще­образовательных школ, в классах коррекционно-развивающего обучения. Они не равнозначны);
  • трехбалльная шкала недостаточна, чтоб оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавля­ют «плюсы» и «минусы»).

Ученымипредлагаются новые оценочные шкалы:десятибалльные, две­надцатибалльные,стобалльные и др.

Источник: https://studfile.net/preview/5246753/page:23/

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценкеОценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как синонимы. Часто, когда имеется в виду отметка, говорят оценка (выставление система оценок и т.д.). Между тем «оценка» и «отметка» – понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные.

Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний – тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося.

Высокая оценка знаний может не только воодушевлять обучающегося к учению, но и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побудить к усилению учебной работы, и отбить охоту к учению.

Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой «процентоманией», т.е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний.

В этой связи определенный интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.

Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917 г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система превратилась в пятибалльную.

Отношение к оцениванию результатов обучения в баллах в истории школы было различным. После 1917 г. получила развитие идея обучения без отметок.

Согласно концепции советской трудовой школы учебная деятельность должна строиться на интересе учащихся, ориентироваться на самостоятельность, инициативу, творческий характер учения.

Непригодными были признаны прежние методы дисциплинирования учащихся с помощью отметок. В мае 1918 г. вышло Постановление Наркомпроса РСФСР «Об отмене отметок», в котором определялось следующее:

· применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики;

· перевод из класса в класс и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы[1].

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускались фронтальные устные проверки и письменные работы зачетного характера.

Рекомендовались периодические беседы с учащимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учеников о самостоятельно выполненных работах по личному выбору.

Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельного учащегося, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля.

Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение приводило к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины.

Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г.

официально восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.

В сентябре 1935 г. были введены пять словесных (вербальных) оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо», которые просуществовали до конца 1943 г. В январе 1944 г.

было принято решение заменить применявшиеся словесные оценки на цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся.

В вышедшей вслед за этим постановлением Инструкции о применении цифровой пятибалльной системы оценки были сформулированы параметры, за что выставляется та или иная отметка.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов несмотря на недостатки до сих пор не нашла достойной замены. Хотя некоторые педагоги, ученые выступают против существующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

· обученность фактически оценивается по трехбалльной шкале (отметки «1» и «2» фиксируют незнание);

· недостоверность оценки обученности (отметки «5», «4», «3» ставятся и в гимназических классах, и в классах для одаренных детей, и в классах общеобразовательных школ, и в классах коррекционно-развивающего обучения, поэтому они не равнозначны);

· трехбалльная шкала недостаточна, чтобы оценить знания учащихся (поэтому преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы»).

Ученые предлагают новые оценочные шкалы: десятибалльные, двенадцатибалльные, стобалльные и др.

Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:

· великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;

· перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

· оценка по настроению;

· отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

· центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);

· неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);

· близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);

· ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);

· перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

· завышение или занижение отметок и др.

Однако за каждым намеренным завышением и занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.

Источник: https://studopedya.ru/1-101986.html

Оценка и учет результатов учебной деятельности учащихся

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Для эффективного контроля успеваемости учащихся важно не только выявить то, что они знают и умеют, но и объективно оценить их знания и умения. Итогом контроля должна быть оценка, отношение того, что учащиеся усваивают, с тем, что они должны усвоить в соответствии с требованиями учебной программы.

Цель проверки и оценки знаний учащихся — обеспечить качество знаний учащихся, уровень их развития.

Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Она косвенно характеризует развитие ученика, его способности, отношение к учебе и может быть выражена в форме качественной словесной характеристики (\»правильно\», \»неправильно\», \»плохо\», \»хорошо\» и др.) или числового балла.

Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний.

Основными компонентами оценки является установление фактического уровня знаний, соотношение выявленных знаний с эталонными, оформление результата учебной деятельности учащихся посредством оценки-баллов.

Оценка является важным средством стимулирования учащихся к обучению, когда она воспринимается как награда за упорный и добросовестный труд; может влиять на учеников и отрицательно, если неправильно мотивированна, сопровождается оскорбительными замечаниями, равнодушием учителя к ученику, к результатам его робот.

Единые требования к оценке знаний, умений и навыков формулируются в виде критериев и норм.

Критерий — мера оценки, показатель, на основе которого определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Согласно критериям определяют нормы оценок — конкретные требования, которые регулируют выставления оценок-баллов по учебному предмету за устный ответ или письменную работу.

Нормы отражают типичные случаи и ситуации на время проверки и оценки знаний. Они определены в учебных программах всех предметов.

Основными критериями оценки знаний являются:

1) глубина — количество осознанных учеником существенных связей и отношений в знаниях;

2) полнота — количество всех элементов знания о изученный объект;

3) прочность — сохранение в памяти изученного материала, безошибочность его воспроизведения;

4) оперативность — умение ученика применять знания в стандартных однотипных условиях;

5) качество — критерий, охватывающий полноту, прочность, глубину, оперативность знаний и т.п.;

6) гибкость — умение ученика применять знания в переменных, вариативных условиях;

7) систематичность — усвоение учебного материала в его логической последовательности и преемственности

На основе этих критериев различают уровни знаний учащихся :

1) начальный (рецептивно-репродуктивный), характеризующееся первичными представлениями о предмете изучения, фрагментарностью ответов учащихся, знания восприняты, зафиксированы в памяти и могут быть воспроизведены

2) средний (репродуктивный), овладев который ученик способен решать простейшие задачи по образцу, воспроизводить основное содержание учебного материала, владеет элементарными учебными умениями, знания применяются в стандартных или вариативных условиях

3) достаточный (конструктивно-вариативный) характеризуется знанием существенных признаков понятий, оперирования ими, развязыванием стандартных задач, умением делать выводы, исправлять допущенные ошибки, однако неумением переносить и использовать знания в других учебных ситуациях

4) высокий (творческий), признаками которого являются систематизированное применение для выполнения творческих заданий, самостоятельное оценивание различных явлений, фактов, умение отстаивать личную позицию, знания продуктивно применяются в измененных, нестандартных ситуациях.

Чем больше объективности при оценке знаний учащихся, независимо от учебного предмета, тем больше это стимулирует учащихся. Как правило, оценка должна ставиться за уровень и характер знаний, но не в порядке награды или наказания за поведение на уроке.

Требования к оценке должны быть оптимальными (незавышенными и незаниженными). Так называемое «завышение» оценки снижает уровень развития учащихся, уровень их знаний. Вместе с тем, слишком высокие требования тоже вредны, они снижают интерес к учебе.

Недопустимо влияние на оценку негативного отношения учителя к отдельным учащимся («больше тройки не получишь» и т. п.).

Наиболее объективным критерием оценки всегда должна являться программа соответствующего учебного предмета.

Контроль за учебной деятельностью осуществляется различными методами и в различных формах их использование направлено на выявление и оценки знаний, а также фиксацию результатов обучения.

В практике применяют следующие методы контроля: наблюдения за различными видами деятельности учащихся устный опрос; письменную проверку (контрольная работа, сочинение, письменное домашнее задание и др.

); графическую проверку; проверку практикой (лабораторные и практические работы); тесты успеваемости; самоконтроль.

Специфической формой проверки и оценки знаний являются экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений.

Учителя-новаторы в своей практике стараются усовершенствовать методики проверки и оценки успеваемости учащихся. Они используют листы открытого учета знаний (В Шаталов), обучение без оценок (Ш Амонашвили), поурочный балл, тематический учет, тетради с печатной основой, зачетные книжки, творческие задания, дифференциацию домашних заданий, контрольные карточки и т.п.

Реформирование образования предусматривает изменения в подходах к оценке не только знаний, но и умений учащихся. Конечным результатом учебной деятельности должна быть не просто сумма знаний, но и сформированность комплекса компетенций.

Основными компетенциями, которые требует современная жизнь, является поликультурные, коммуникативные, информационные и социальные — те, которые связаны с владением устной и письменной речью, родным и другими языками, необходимости добывать, анализировать и применять информацию, владеть информационными технологиями, постоянно учиться как в профессиональной, так и в личной и общественной жизни.

Просмотров 1755 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-374.html

Оценка и учет результатов учебной деятельности учащихся по предмету

Оценка и учет результатов учебной деятельности

Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.

Оценка выполняет ряд функций:

– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;

– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;

– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;

– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

В начальном и высшем профессиональном образовании приня­та 5-балльная шкала оценки знаний.

К выставлению оценки предъявляются следующие требования:

– индивидуальный характер;

– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);

– гласность;

– обоснованность, аргументированность;

– объективность.

Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале.

Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад.

Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.

Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года.

Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

овая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.

Данная система позволяет:

– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);

– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;

– повысить объективность оценки знаний.

Основными принципами системы рейтинговой оценки является:

– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга.

Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.

; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.

К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;

2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.

овая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах.

Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается.

Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_144277_otsenka-i-uchet-rezultatov-uchebnoy-deyatelnosti-uchashchihsya-po-predmetu.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий