Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.

56.Правила назначения административных наказаний: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, сроки давности назначения и погашения административных наказаний

Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.

Административноенаказание за совершение административногоправонарушения назначается в пределах,установленных законом, предусматривающимответственность за данное административноеправонарушение, в соответствии снастоящим Кодексом.

Приназначении административного наказанияфизическому лицу учитываются:

характерсовершенного им административногоправонарушения

личностьвиновного, его имущественное положение

обстоятельства,смягчающие административную ответственность

обстоятельства,отягчающие административнуюответственность.

Приназначении административного наказанияюридическому лицу учитываются:

характерсовершенного им административногоправонарушения

имущественноеи финансовое положение юридическоголица

обстоятельства,смягчающие административную ответственность

обстоятельства,отягчающие административнуюответственность.

Вслучае выявления административногоправонарушения в области благоустройстватерритории,административное наказание назначаетсяв виде административного штрафа.

Приэтом размер назначаемого административногоштрафа должен быть наименьшим в пределахсанкции применяемой статьи или частистатьи Особеннойчастинастоящего Кодекса, а в случаях,когда в санкции применяемой статьи иличасти статьиОсобеннойчастинастоящего Кодекса предусмотреноадминистративное наказание в виделишения права управления транспортнымисредствами или административного арестаи не предусмотрено административноенаказание в виде административногоштрафа, административное наказаниеназначается в виде административногоштрафа в наибольшем размере, предусмотренномдля граждан 5 000 руб.

Назначениеадминистративного наказания неосвобождает лицо от исполненияобязанности, за неисполнение которойадминистративное наказание былоназначено.

Никтоне может нести административнуюответственность дважды за одно и то жеадминистративное правонарушение.

Обстоятельствами,смягчающими административнуюответственность, признаются:

1)раскаяние лица, совершившегоадминистративное правонарушение;

2)добровольное прекращение противоправногоповедения лицом, совершившимадминистративное правонарушение;

3)добровольное сообщение лицом, совершившимадминистративное правонарушение, ворган, уполномоченный осуществлятьпроизводство по делу об административномправонарушении, о совершенномадминистративном правонарушении;

4)оказание лицом, совершившим административноеправонарушение, содействия органу,уполномоченному осуществлять производствопо делу об административном правонарушении,в установлении обстоятельств, подлежащихустановлению по делу об административномправонарушении;

5)предотвращение лицом, совершившимадминистративное правонарушение,вредных последствий административногоправонарушения;

6)добровольное возмещение лицом, совершившимадминистративное правонарушение,причиненного ущерба или добровольноеустранение причиненного вреда;

7)добровольное исполнение до вынесенияпостановления по делу об административномправонарушении лицом, совершившимадминистративное правонарушение,предписания об устранении допущенногонарушения, выданного ему органом,осуществляющим государственный контроль(надзор);

8)совершение административногоправонарушения в состоянии сильногодушевного волнения (аффекта) либо пристечении тяжелых личных или семейныхобстоятельств;

9)совершение административногоправонарушения несовершеннолетним;

10)совершение административногоправонарушения беременной женщинойили женщиной, имеющей малолетнегоребенка.

Судья,орган, должностное лицо, рассматривающиедело об административном правонарушении,могут признать смягчающими обстоятельства,не указанные в настоящем Кодексе или взаконах субъектов Российской Федерацииоб административных правонарушениях.

Обстоятельствами,отягчающими административнуюответственность, признаются:

1)продолжение противоправного поведения,несмотря на требование уполномоченныхна то лиц прекратить его;

2)повторное совершение однородногоадминистративного правонарушения, еслиза совершение первого административногоправонарушения лицо уже подвергалосьадминистративному наказанию, по которомуне истек срок, предусмотренныйстатьей4.6настоящего Кодекса;

3)вовлечение несовершеннолетнего всовершение административногоправонарушения;

4)совершение административногоправонарушения группой лиц;

5)совершение административногоправонарушения в условиях стихийногобедствия или при других чрезвычайныхобстоятельствах;

6)совершение административногоправонарушения в состоянии опьянения.

Судья,орган, должностное лицо, назначающиеадминистративное наказание, в зависимостиот характера совершенного административногоправонарушения могут не признать данноеобстоятельство отягчающим.

Могутбыть предусмотрены иные обстоятельства,отягчающие административную ответственностьза совершение отдельных административныхправонарушений.

Источник: https://studfile.net/preview/6189512/page:18/

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

  1. Мера наказания определяется КоАП и законом об административных правонарушениях, который действует на территории конкретного субъекта РФ. Она не может быть больше или меньше установленных норм.
  2. Наказание не назначают, когда пройдет два месяца со дня, когда было совершено административное правонарушение. Аналогичная норма действует, если правонарушение было обнаружено два месяца назад. Это подразумевает действие или бездействие, при котором нарушитель выполняет или не выполняет обязанности. Например, это нелицензированная деятельность юридических лиц или ИП. Днем обнаружения называется день, в который должностное лицо обнаружило имеющиеся нарушения закона. В идеале, в этот день должен быть составлен протокол, а затем дело об административном правонарушении направляется в соответствующие инстанции. Но есть и исключения. Если обнаружено несоблюдение таможенного, валютного или антимонопольного законодательства, наказание может быть назначено в течение одного года. Отправить протокол на рассмотрение в соответствующие органы можно как со дня нарушения, так и со дня обнаружения.
  3. Если административное наказание назначается физическому лицу, судьи учитывают особенности совершенного правонарушения, личность виновного, его материальное состояние. Принимаются во внимание обстоятельства, которые отягчают или смягчают административную ответственность. Аналогичным образом за нарушение административного порядка наказываются юридические организации.
  4. Физические и юридические лица не прекращают свою работу после того, как суд назначит административное наказание. Но им предстоит выполнять обязанности, которые они не исполняли.
  5. За одно и то же нарушение дважды не наказывают.
  6. Если лицо совершило два и более административных нарушения, каждое из них наказывается отдельно.
  7. Если совершенное действие или бездействие предусматривается двумя и более статьями КоАП, виновному назначается более строгое административное наказание.

Замечание 1

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности.

Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних.

От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Определение 1

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе.

Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос.

и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права.

Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы.

В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Пример 1

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет.

Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу.

Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП.

Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения.

Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи.

Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ.

Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnye-nakazanija/

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.

 частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.

1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2.

Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

1.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о противодействии коррупции, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

2.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

5.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, , 14.31.1 — 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением

1.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

2.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

3. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

>

Источник: http://www.st-standart.ru/laws/admin/admin4.htm

Вопрос 4. Общие правила назначения административного наказания

Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.

В ст. 4.1 КоАП РФ указаны общие правила наложения административного наказания, которыми должны руководствоваться судья, орган, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях.

К ним относятся:

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При этом следует обязательно учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность, лица совершившего административное правонарушение. К таким обстоятельствам законодатель относит следующие:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, СМЯГЧАЮЩИМИ И АДМИНИСТРАТИВНЫУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРИЗНАЮТСЯ (ст. 4.2):

При наложении взыскания в рамках санкции нормы следует учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В соответствии со ст. 34 обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

а) чистосердечное раскаяние виновного. Оно предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, добровольное заявление о нем органу (должностному лицу), рассматривающему дело, объяснение обстоятельств и причин правонарушения;

б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда. Это означает реальные действия виновного по устранению или уменьшению таких последствий. Оно, как правило, осуществляется сразу же после совершения правонарушения.

Добровольное возмещение ущерба означает, что виновный после правонарушения без каких-либо напоминаний со стороны потерпевшего, органа (должностного лица), рассматривающего дело, выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество.

Следует иметь в виду, что добровольное возмещение ущерба и устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при наложении взыскания;

в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств. Оно признается смягчающемся обстоятельством, если лицо является вменяемым.

В тех случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством исключающим административную ответственность.

Стечение тяжелых личных и семейных обстоятельств — это материальные и иные затруднения личного или семейного характера под влиянием которых виновный совершает административное правонарушение;

г) совершение правонарушения несовершеннолетним. При этом законодатель исходит, что лица в возрасте 16 — 18 лет могут совершить правонарушения из-за недостатка жизненного опыта или под влиянием взрослых;

д) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Совершение правонарушения беременной женщиной признается смягчающим обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении, а иногда приводить к административному правонарушению. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте одного года.

Кроме того, орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в законодательстве. На практике юрисдикционные органы относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту и т.д.

Законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (принцип целесообразности).

Одновременно субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение (ст. 4.3 КоАП РФ).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ОТЯГЧАЮЩИМИ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРИЗНАЮТСЯ:

В соответствии мо ст. 35 обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.

Оно свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании виновного отказаться от противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании правомерных требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершенного правонарушения.

При этом следует иметь в виду, что неисполнение законных требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения образует самостоятельный состав административного проступка (ст. 165 КоАП);

б) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию.

Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное взыскание, наложенное за первое правонарушение. Во-первых, это должно быть однородное правонарушение.

Если данное лицо, ранее подвергавшееся административному взысканию, совершает после этого иные административные правонарушения, то такой рецедив (общий рецедив) административное законодательство не принимает в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Во-вторых, законодатель в соответствии со ст.

39 Кодекса устанавливает годичный срок, в течение которого правонарушение может быть признано повторным. В третьих, за однородное правонарушение были применены меры административного взыскания. В-четвертых, отягчающим признается повторное совершение правонарушения, если оно не является квалифицированным признаком состава правонарушения;

в) совершение правонарушения лицом, ранее совершавшим преступления, является отягчающим обстоятельством независимо от того, привлекалось ли оно за него к уголовной ответственности или нет. Сам факт преступного поведения свидетельствует о повышенной общественной опасности лица, совершившего после преступления еще и административное правонарушение;

г) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно совершалось (подстрекательство, обман, уговоры, использование зависимого положения и др.

) при этом вовлечение несовершеннолетнего предполагает в данном случае его вовлечение в совершение правонарушения.

Учитывая особую опасность вовлечения несовершеннолетнего в пьянство, законодатель предусмотрел административную ответственность за доведение этих лиц до состояния опьянения. (ст. 163 Кодекса);

д) совершение правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. При этом имеется в виду объединение усилий для совершения одного и того же административного правонарушения. Самостоятельное совершение однородных правонарушений несколькими лицами не является отягчающим ответственность обстоятельством;

е) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Под условиями стихийных бедствий понимаются землетрясение, обвалы, сели, пожары, наводнения и т.п. обстоятельства.

К другим чрезвычайным обстоятельствам относятся военное положение и другие условия, резко осложняющие обстановку и создающие повышенную опасность для населения;

ж) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Органа (должностное лицо), налагающее административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признавать данное обстоятельство отягчающим.

Такое состояние должно быть установлено материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показание свидетелей и др.). Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава.

Например, ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, управление транспортом водителями в состоянии опьянения.

Закон предоставляет право должностному лицу (органу), налагающему административное взыскание, не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством в зависимости от характера административного правонарушения.

Перечень указанных в данной статье обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение, является исчерпывающим, т.е. орган (должностное лицо), решающий дело, не вправе признать отягчающим обстоятельство, не названное в ст. 35.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4 КоАП РФ.

При совершении лицом двух и, более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_189680_vopros--obshchie-pravila-naznacheniya-administrativnogo-nakazaniya.html

Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения

Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.

Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа.

При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Источник: https://students-library.com/library/read/66620-obsie-pravila-naznacenia-administrativnogo-nakazania-obstoatelstva-otagcausie-i-smagcausie-otvetstvennost-za-administrativnye-pravonarusenia

Uchebnik-free
Добавить комментарий