ОБЩИЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII в.

Общие итоги развития стран востока во второй половине xvii и в xviii в

ОБЩИЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII в.

Глава VII

Обострение кризиса феодальных отношений

Некоторая централизация Японии, осуществленная Токугава, прекращение междоусобных войн на первых порах содействова­ли подъему производительных сил.

В течение всего XVII века расширялись посевные площади, совершенствовалась техника сельского хозяйства. В деревню проникали товарно-денежные отношения. Рента становилась смешанной, натурально-денежной. Развивалось ремесло. По­явились домашняя промышленность и первые мануфактуры.

Купцы-скупщики снабжали крестьянские семьи сырьем и заби­рали у них готовую продукцию. Различные районы страны специализировались на производстве определенных изделий домаш­ней промышленности. Значительно расширилась внутренняя тор­говля.

На этой основе в феодальной экономике Японии начал формироваться капиталистический уклад.

В XVIII в. мануфактурное производство расширилось, охва­тив ряд отраслей (прядение, ткачество, винокурение, соеварение, красильное и гончарное дело, сахароварение, производство бумаги и т. п.). В конце XVIII в. в г. Кйрю была изобретена прядильная машина, приводимая в действие от водяной мель­ницы.

Подъем производительных сил сопровождался усилением внутренних противоречий феодальной экономики. Принявшая крайние формы эксплуатация крестьянства уже к середине XVIII в.

привела к застою в экономическом развитии, к упадку сельскохозяйственного производства.

Абсолютистские порядки, произвол властей и самурайства, цеховые регламентации стали препятствием к развитию ремесла и мануфактурной промыш­ленности.

Происходило дальнейшее усиление феодальной эксплуата­ции и произвола. Налоги взыскивались за несколько лет вперед. Крестьянское население быстро разорялось. Это вызывало крупные крестьянские восстания. Волна их прокатилась по Японии в XVIII и начале XIX столетия. С конца XVIII в.

наря­ду с крестьянскими восстаниями вспыхивали антифеодальные выступления городской бедноты. В 1787 г. население Осака восстало против высоких цен на рис, установленных купцами-монополистами при поддержке токугавских властей.

В дальней­шем «рисовые бунты» охватили и другие города Японии.

Обострение классовой борьбы было одним из ярких прояв­лений кризиса токугавского режима. К этому времени, когда в Западной Европе и Северной Америке побеждал и утверждал­ся промышленный капитализм и начинался новый этап коло­ниальной агрессии европейских держав на Востоке, феодальная система в Японии переживала глубокий внутренний кризис.

При определении периодизации всемирной истории середину XVII в. (английская буржуазная революция) принято считать рубежом между средними веками и новым временем, между феодальной и капиталистической эпохами истории человечест­ва. Периодизация же истории отдельных стран не всегда совпа­дает с ней, имеет свои особенности. Только в Англии середина

XVII в. явилась рубежом между феодальным и капиталистиче­ским периодами ее национальной истории. Во Франции таким рубежом стала буржуазная революция конца XVIII в., в Рос­сии — реформа 1861 г. и т. д.

Как видно из предыдущих глав, не только к рубежу всемир­ной истории, разделяющему средние века и новое время, но и на протяжении начального периода новой истории ни одна из стран Азии и Африки не поднялась выше феодальной стадии социально-экономического развития.

В тех странах Азии и Се­верной Африки, основным занятием населения которых было земледелие, господствовали феодальные отношения. В Японии, Индии, Китае, ряде областей Османской империи они достигли высшей стадии зрелости.

Одновременно на обширных афро­азиатских территориях миллионы людей вели примитивный ко­чевой образ жизни, при котором были сильны пережитки до­феодальных отношений, а в Тропической и Южной Африке, Океании, отдельных горных районах Азии многие племена и народности находились на различных стадиях первобытнооб­щинного строя или только осуществляли переход к классовому обществу.

Однако наступление новой, капиталистической эпохи все­мирной истории оказало решающее воздействие на историче­ские судьбы всех стран и континентов. По мере утверждения капитализма в передовых странах Европы происходил коренной перелом и в развитии стран Азии и Африки.

Если до английской буржуазной революции проникновение европейцев На Восток еще не оказывало заметного влияния на внутреннее развитие его народов, то со второй половины XVII и особенно в XVIII в. положение изменилось. Теперь началось постепенное подчинение народов Азии и Африки господству европейских государств, в которых утверждался капитализм.

Процесс складывания колониальной системы поднимавшего­ся капитализма происходил неравномерно и в разной степени отражался на положении отдельных стран Востока. Но к нача­лу XIX в. все или почти все они в той или иной форме ощутили последствия колониальной политики европейских государств.

К этому времени наиболее населенные и развитые районы Индонезии (о-в Ява) почти два века являлись голландской ко­лонией. Англичанами были завоеваны и подчинены Южная, Восточная и часть Центральной Индии.

Влияние британских колонизаторов сказывалось и на положении остальных областей Индостана. Был завоеван о-в Цейлон.

Продолжалась экспансия португальских колонизаторов в Африке, в прибрежных районах которой утверждали свои опорные базы Англия и Франция.

Другие районы Азии и Африки еще сохраняли свою незави­симость, но колониальная политика европейских держав уже серьезно влияла на их международное положение и внутрен­нее развитие.

Так, Китай, Япония, Корея к началу XIX в. оставались поли­тически независимыми. Но угроза европейского вторжения бы­ла одним из факторов, побуждавших господствующие классы этих стран проводить политику самоизоляции от внешнего мира.

Большую роль при этом играли и внутриполитические факто­ры — стремление упрочить феодальные порядки, не допустить проникновения опасных для феодальных правителей идей. «За­крытие» Китая отражало также великоханьскую китаецентрист-скую идеологию правителей страны.

Надо полагать, что на пер­вых порах политика «закрытия» тех или иных стран задержала или отодвинула на какое-то время вторжение колонизаторов, однако в конечном счете она сыграла отрицательную роль в социально-экономическом и политическом развитии этих стран.

Политика самоизоляции способствовала усилению их экономи­ческой, политической и культурной отсталости.

К. Маркс отмечал, что «полная изоляция была первым усло­вием сохранения старого Китая». Он указывал, что, когда этой изоляции был положен конец, «разложение должно было на­ступить так же неизбежно, как неизбежно разложение тща­тельно сохраненной в герметически закрытом гробу мумии, лишь только к ней получит доступ свежий воздух» *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 100.

В Османской империи окончательно оформился режим ка­питуляций, ставший орудием экономического и политического проникновения европейских колонизаторов.

Во второй половине XVIIи в XVIIIв.

колониальная полити­ка Англии, Голландии, Франции в странах Азии и Африки по-прежнему определялась главным образом потребностями пер­воначального накопления капитала.

Страны Востока стали одним из источников тех богатств, используя которые капита­листы Англии и других европейских стран создавали свою фаб­ричную промышленность.

«Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, — писал К.

Маркс, характеризуя особенности зарождения капита­лизма, — искоренение, порабощение и погребение заживо ту­земного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих — такова была утренняя заря капи­талистической эры производства. Эти идиллические процессы суть главные моменты первоначального накопления» **.

** К- М а р к с ц Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23, с. 760

В колониальном ограблении стран Востока большую роль сыграли монопольные Ост-Индские компании, возникшие в ряде европейских государств. В рассмотренный выше период наибо­лее активно действовали голландская, английская и француз­ская компании. Колониальная экспансия соответствующих госу­дарств осуществлялась от имени Ост-Индских компаний, что

привело к превращению последних в территориальные державы, власть которых распространялась на обширные области Индо­незии и Индостана.

По мере формирования колониальных империй нового вре­мени развертывалась освободительная борьба народов Азии и Африки. Первоначально это было традиционное сопротивление вторжению чужеземцев. Именно такое сопротивление, положив­шее начало антиколониальной борьбе народов Азии и Африки, встретили португальские и испанские конкистадоры.

Со второй половины XVII и особенно в XVIII в., когда глав­ную роль в колониальных захватах стали играть Голландия, Англия и Франция, сопротивление народов Индонезии и Индо­стана стало приобретать новые черты.

Наиболее дальновидные из феодальных правителей стран, явившихся объектом колони­альной агрессии, призывали к отказу от междоусобной борьбы и объединению всех сил для отпора колонизаторам (например, Типу Султан в Индии).

В странах, которые уже были завоеваны, потеряли незави­симость и народы которых подвергались жесточайшей колони­альной эксплуатации, имели место, первые народные восстания против колониального гнета, за восстановление утраченной не­зависимости.

Как правило, сопротивление колонизаторам в тот период организовывали и возглавляли представители тех феодальных групп, которые теряли свои права и привилегии. Но главной силой сопротивления было крестьянство. В антиколониальной борьбе участвовали также торговые и ремесленные слои.

В сопротивлении, которое оказывали народы Востока коло­низаторам в XVII—XVIII вв., главную роль играла борьба за независимость феодальных государств и княжеств или родоплеменных объединений. Она велась под лозунгами феодального или племенного патриотизма и защиты религии.

Ограбление Индонезии, Индии и других стран Востока гу­бительно сказалось на их экономике, усилило их отсталость по сравнению с передовыми странами Европы. К началу XIX в.

даже относительно передовые страны Востока оставались еще феодальными, а во многих странах Азии и особенно в Африке значительным был удельный вес дофеодальных отношений.

Пер­вые результаты и последствия вторжения иностранных колони­заторов углубляли кризис феодальных порядков, начавшийся в некоторых странах Востока еще накануне нового времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_18625_obshchie-itogi-razvitiya-stran-vostoka-vo-vtoroy-polovine-XVII-i-v-XVIII-v.html

Общие итоги развития стран востока во второй половине XVII-XІХ в

ОБЩИЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII в.

План

1 Процесс складывания колониальной системы

2 Усиление борьбы европейских держав за Турцию

3 Танзимат

4 Рост недовольства. «Кулелийский инцидент»

При определении периодизации всемирной истории середину XVII в. (английская буржуазная революция) принято считать рубежом между средними веками и новым временем, между феодальной и капиталистич

еской эпохами истории человечества. Периодизация же истории отдельных стран не всегда совпадает с ней, имеет свои особенности. Только в Англии середина XVII в. явилась рубежом между феодальным и капиталистическим периодами ее национальной истории. Во Франции таким рубежом стала буржуазная революция конца XVIII в., в России — реформа 1861 г. и т. д.

Как видно из предыдущих глав, не только к рубежу всемирной истории, разделяющему средние века и новое время, но и на протяжении начального периода новой истории ни одна из стран Азии и Африки не поднялась выше феодальной стадии социально-экономического развития.

В тех странах Азии и Северной Африки, основным занятием населения которых было земледелие, господствовали феодальные отношения. В Японии, Индии, Китае, ряде областей Османской империи они достигли высшей стадии зрелости.

Одновременно на обширных афроазиатских территориях миллионы людей вели примитивный кочевой образ жизни, при котором были сильны пережитки дофеодальных отношений, а в Тропической и Южной Африке, Океании, отдельных горных районах Азии многие племена и народности находились на различных стадиях первобытнообщинного строя или только осуществляли переход к классовому обществу. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Однако наступление новой, капиталистической эпохи всемирной истории оказало решающее воздействие на исторические судьбы всех стран и континентов. По мере утверждения капитализма в передовых странах Европы происходил коренной перелом и в развитии стран Азии и Африки.

Если до английской буржуазной революции проникновение европейцев На Восток еще не оказывало заметного влияния на внутреннее развитие его народов, то со второй половины XVII и особенно в XVIII в. положение изменилось. Теперь началось постепенное подчинение народов Азии и Африки господству европейских государств, в которых утверждался капитализм.

Процесс складывания колониальной системы поднимавшегося капитализма происходил неравномерно и в разной степени отражался на положении отдельных стран Востока. Но к началу XIX в. все или почти все они в той или иной форме ощутили последствия колониальной политики европейских государств.

К этому времени наиболее населенные и развитые районы Индонезии (о-в Ява) почти два века являлись голландской колонией. Англичанами были завоеваны и подчинены Южная, Восточная и часть Центральной Индии.

Влияние британских колонизаторов сказывалось и на положении остальных областей Индостана. Был завоеван о-в Цейлон.

Продолжалась экспансия португальских колонизаторов в Африке, в прибрежных районах которой утверждали свои опорные базы Англия и Франция.

Другие районы Азии и Африки еще сохраняли свою независимость, но колониальная политика европейских держав уже серьезно влияла на их международное положение и внутреннее развитие.

Так, Китай, Япония, Корея к началу XIX в. оставались политически независимыми. Но угроза европейского вторжения была одним из факторов, побуждавших господствующие классы этих стран проводить политику самоизоляции от внешнего мира.

Большую роль при этом играли и внутриполитические факторы — стремление упрочить феодальные порядки, не допустить проникновения опасных для феодальных правителей идей. «Закрытие» Китая отражало также великоханьскую китаецентрист-скую идеологию правителей страны.

Надо полагать, что на первых порах политика «закрытия» тех или иных стран задержала или отодвинула на какое-то время вторжение колонизаторов, однако в конечном счете она сыграла отрицательную роль в социально-экономическом и политическом развитии этих стран.

Политика самоизоляции способствовала усилению их экономической, политической и культурной отсталости.

В Османской империи окончательно оформился режим капитуляций, ставший орудием экономического и политического проникновения европейских колонизаторов.

Во второй половине XVII и в XVIII в. колониальная политика Англии, Голландии, Франции в странах Азии и Африки по-прежнему определялась главным образом потребностями первоначального накопления капитала. Страны Востока стали одним из источников тех богатств, используя которые капиталисты Англии и других европейских стран создавали свою фабричную промышленность.

В колониальном ограблении стран Востока большую роль сыграли монопольные Ост-Индские компании, возникшие в ряде европейских государств.

В рассмотренный выше период наиболее активно действовали голландская, английская и французская компании.

Колониальная экспансия соответствующих государств осуществлялась от имени Ост-Индских компаний, что привело к превращению последних в территориальные державы, власть которых распространялась на обширные области Индонезии и Индостана.

По мере формирования колониальных империй нового времени развертывалась освободительная борьба народов Азии и Африки. Первоначально это было традиционное сопротивление вторжению чужеземцев. Именно такое сопротивление, положившее начало антиколониальной борьбе народов Азии и Африки, встретили португальские и испанские конкистадоры.

Со второй половины XVII и особенно в XVIII в., когда главную роль в колониальных захватах стали играть Голландия, Англия и Франция, сопротивление народов Индонезии и Индостана стало приобретать новые черты.

Наиболее дальновидные из феодальных правителей стран, явившихся объектом колониальной агрессии, призывали к отказу от междоусобной борьбы и объединению всех сил для отпора колонизаторам (например, Типу Султан в Индии).

В странах, которые уже были завоеваны, потеряли независимость и народы которых подвергались жесточайшей колониальной эксплуатации, имели место, первые народные восстания против колониального гнета, за восстановление утраченной независимости.

Как правило, сопротивление колонизаторам в тот период организовывали и возглавляли представители тех феодальных групп, которые теряли свои права и привилегии. Но главной силой сопротивления было крестьянство. В антиколониальной борьбе участвовали также торговые и ремесленные слои.

В сопротивлении, которое оказывали народы Востока колонизаторам в XVII—XVIII вв., главную роль играла борьба за независимость феодальных государств и княжеств или родоплеменных объединений. Она велась под лозунгами феодального или племенного патриотизма и защиты религии.

Ограбление Индонезии, Индии и других стран Востока губительно сказалось на их экономике, усилило их отсталость по сравнению с передовыми странами Европы. К началу XIX в.

даже относительно передовые страны Востока оставались еще феодальными, а во многих странах Азии и особенно в Африке значительным был удельный вес дофеодальных отношений.

Первые результаты и последствия вторжения иностранных колонизаторов углубляли кризис феодальных порядков, начавшийся в некоторых странах Востока еще накануне нового времени.

 Скачать реферат

Источник: http://www.refsru.com/pageid-26444-1.html

Конспект

ОБЩИЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII в.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

В Индии по традиции государство предоставляло земли на 10 лет в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам — в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству. Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым.

В Японии основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Деревенская община

В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины.

В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение.

Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. Фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.

Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей.

Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок.

Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Сословный строй

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли.

В Японии все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.

Воины-самураи занимали верхнюю ступень. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Они имели привилегию носить два меча и получать пайки риса. В XVII в.

окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр.

Третье сословия — ремесленники. Большинство ремесленников жило в городах. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Четвёртое сословие — купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне, ни ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.

Религии Востока — путь самосовершенствования

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость.

В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии.

Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Конфуцизм

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.

), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой.

Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество.

Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь.

Буддизм

Религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно учению Будды, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным.

Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Синтоизм

«Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов.

Главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека.

Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Империя Великих Моголов в Индии

В 1526 г. правитель Кабула (Афганистан) — Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи.

Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.

При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения.

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения исповедовала индуизм. Мусульманские правители могли в течение веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556—1605) — талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

Акбар провёл реформу управления и налоговую реформу. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела.

Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли. Правитель заботился о хорошем состоянии оросительной системы, запретил обращать в рабство военнопленных.

Акбар провозгласил равноправие всех религий. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.

Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Казна получала налогов всё меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее — центральная власть.

С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато её приобрели князья. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Борьба за Индию

В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска из сипаев

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.

Маньчжурское завоевание Китая

В начале XVII в. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. На территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. Маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею.

В Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать.

Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин.

Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.

Маньчжуры не растворились среди местного населения (были даже запрещены браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII—XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан, наделённый неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны.

В эпоху Великих географических открытий португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII—XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Но вскоре маньчжурские власти взяли курс на ограничение торговли с иностранцами.

Причины проводившейся политики «закрытия» Китая состояли в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах.

Правление сёгунов в Японии

В начале XVII в. Иэясу Токугава принял титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.

Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть.

Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим.

Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными.

Сёгуны были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества.

Он построил новую столицу — город Эдо — и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год — в своём княжестве.

Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника — кого-нибудь из близких родственников.

В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.

Правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в.

народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки.

Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.

«Закрытие» Японии

С 1542 года в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны, существует христианское учение.

В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж — смерти.

Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.

Конспект урока «Государства Востока в XVI—XVIII вв.». Следующая тема:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0/

Uchebnik-free
Добавить комментарий