Общественный строй в период Речи Посполитой (17-18 века)

16. Государственный строй в период Речи Посполитой (17-18 века)

Общественный строй в период Речи Посполитой (17-18 века)

РечьПосполитая была сословной монархиейво главе с избиравшимся королем.Законодательным органом был двухпалатныйпарламент – Вальный сейм, которыйсостоял из сената (рады) и посольскойизбы. Сенат был высшей палатой сейма, внего входили высшие должностные лицагосударственного аппарата, верхушкакатолического духовенства.

Сеймиз числа сенаторов выбирал 28 человек вКоролевскую раду сроком на два года.Совет делился на четыре группы по семьчеловек, каждая из которых работала вКоролевской раде по шесть месяцев.

Нижнейпалатой была Посольская изба. В неевходили представители шляхты, а такженебольшое количество депутатов отнаиболее крупных городов. Депутатыизбирались шляхтой на поветовых сеймиках,которые созывались в ВКЛ за шесть недельдо Вального сейма.

Сеймыбыли обычные и чрезвычайные. Обычныесеймы созывались королем, чрезвычайные– главой католической церкви в случаесмерти короля или его отстранения оттрона.

Для избрания нового королясозывались три сейма: на первомопределялось время и место выборовкороля, вырабатывались условия договорас кандидатом на престол; на второмпроводились выборы и заключалосьсоглашение с кандидатом на престол; натретьем проходила коронация и корольприносил присягу.

Вальныйсейм созывался королем каждые два годав Варшаве, а с 1673 г. три раза, при этомкаждый третий сейм стал собираться вГродно. Заседания сеймов характеризовалисьперетягиванием одеяла между полякамии представителями ВКЛ. Изначально каждыйдепутат обладал правом вето, в последующемиз-за постоянных срывов работы сеймарешения принимались большинством.

Решениясейма можно разделить на три группы:касающиеся всей страны, касающиесяПольши, касающиеся ВКЛ. Перед вальнымсеймом в ВКЛ созывался генеральныйсеймик, который вырабатывал инструкциипослам по поведению на вальном сейме.С середины 17 века вместо него был учрежденгенеральный литовский съезд.

Исполнительнуювласть возглавлял король, которыйизбирался. Его правовой статусрегулировался законодательными актами.

Королю без согласия сейма запрещалосьустанавливать новые налоги, созыватьополчение; имел право созывать Вальныйсейм и определять время его созыва; отего имени творилось правосудие; онназначал на государственные должности;вел международные переговоры и т.д. Засвою деятельность король нес ответственностьперед Вальным сеймом.

В18 веке большое распространение получиликонфедерации – своего рода съездыединомышленников шляхты. Первоначальносоздавались в одном воеводстве, а затемдругие к нему присоединялись. Еслиприсоединялось большинство воеводств,то получала название Генеральнойконфедерации.

В последующем Генеральныеконфедерации созывались и на территорииВКЛ, и в Польше. Каждая часть конфедерацииимела свой особый административный исудебный аппарат, свою правовую систему.

Все это приводило к децентрализациивласти и зачастую анархии, что в итогепривело к разделам Речи Посолитой.

17. Попытки реформ в области государственного управления Речи Посполитой во второй половине 18 века. Конституция 1791 года

Существенныеизменения в области государственногоуправления Речи Посполитой происходиливо время четырехлетнего сейма (1788-1792гг.). Единый блок шляхты и буржуазии подназванием «патриотическая партия»продлил полномочия сейма на два года,объявил себя конфедераций, чем парализовалправо вето принимаемых решений.

3мая 1791 года был принят закон о власти,который принято называться КоснтитуциейРечи Посполитой. Состояла из преамбулыи 11 разделов.

Главенствующаярелигия – католическая.Переход из неезапрещался, но другим гарантироваласьсвобода проведения обрядов. Конституцияопределяла и закрепляла равные правашляхты ВКЛ и Польши. Конституционноезакрепление получил закон о городах,принятый ранее, которым уравнивалисьв правах личной неприкосновенностимещане и шляхта.

Крестьянствубыл посвящен отдельный раздел Конституции,но крестьяне им оставались недовольны.Конституцией закреплялся принцип властинарода и разделение властей назаконодательную, исполнительную исудебную. Следовательно определялисьполномочия и принципы устройства каждойиз ветвей власти.

Законодательнойвластью являлся сейм, состоящий из двухпалат: депутатов и сенаторов. Законпринимался в палате депутатов ипередавался сенаторам, которые моглиего или утвердить, или вернуть на новоерассмотрение. Определялся органисполнительной власти – правительство,в которое входил король, руководителькатолической церкви и пять министров.

Судебная власть получила конституционноезакрепление на основании принципаотправлениия правосудия только судами.Суды подразделялись на суды первой,которые должны были работать не сессионно,а на постоянной основе, и второй инстанции.Создавался высший суд – суд Сейма,который занимался криминальными деламипо государственным преступлениям.

Существеннымстало изменение принципа избраниякороля. Теперь он не избирался, анаследовал трон. Король был наделенширокими полномочиями.

Он признавалсявысшим руководителем всех вооруженныхсил, назначал и снимал генералов иофицеров, государственных чиновников,сенаторов, епископов. Все акты королядолжны быть подписаны соответствующимминистром, который отвечал перед сеймомза данный акт.

В случае если ни один изминистров не подписывал решение, корольотступал от этого решения, а если оннастаивал, то вопрос переносился нарассмотрение сейма.

Такимобразом государственный строй РечиПосполитой по конституции 3 мая 1791г.

поформе правления был конституционноймонархией; по форме государственногоустройства – унитарным государством;политический режим – демократический.

Государственный аппарат: законодательныйорган – сейм; исполнительный орган –король и министры; судебная власть –суды 1 инстанции в воеводстве и повете,Главный трибунал в провинции и другиесуды.

Источник: https://studfile.net/preview/7475437/page:8/

Социальная структура и государственно-политический строй Речи Посполитой в XVII – XVIII вв

Общественный строй в период Речи Посполитой (17-18 века)

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии, согласно которому в Европе появилось новое конфедеративное многонациональное государство – Речь Посполитая. Это период социально-сословной поляризации общества. Особенно политически возвысилась шляхта ВКЛ, которая с 1696 г. окончательно уравнялась в правах с польской.

«Генриковские артикулы (статьи)» полностью узаконили систему шляхетской демократии во всех землях и провинциях, что входили в Речь Посполитую. Полученные шляхетские вольности ограничивали власть короля и давали магнатам и шляхте официальные права не подчиняться королю, когда он отказывался признавать и выполнять требования и привилегии шляхты.

На белорусских землях шляхта, перенимая польские узоры общественного строя, все больше поворачивалась к «польщизне», к католицизму, к польской культуре и языку. Ополячивание господствующего класса на белорусских землях привело во второй половине XVII ст. к тому, что белорусскому крестьянину или мещанину противостоял не только пан, но уже и «лях», «папежник».

Наступил раскол и по религиозному признаку. Политико-правовое соперничество конфессий усилило противостояние соответствующих групп населения, а в целом тормозило национальное белорусское развитие. Справедливости ради нужно заметить, что именно католицизм под давлением Реформации стал активно открывать на территории Беларуси и Литвы учебные центры, социальные приюты и т.д.

Православная церковь в этом вопросе оказалась слабее. Просвещение, хотя и в латинско-польской форме, шло с Запада. Укреплялись права шляхты на монопольное владение землей, личную неприкосновенность, право занимать государственные должности, выбирать великого князя и короля, не платить налоги и пошлины. Представители шляхты занимали важнейшие государственные должности и места в Сенате.

По сути дела, шляхта играла главенствующую роль в стране. Довольно привилегированное положение продолжало занимать духовенство. Однако между статусами католического и православного духовенства имелись значительные отличия. В высшем органе власти, Сенате, было представлено только католическое духовенство. И лишь социальная структура крестьянства оставалась такой же, как в XVI в.

Общими тенденциями для всех групп феодально-зависимого населения был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение их земельных наделов. Кроме ежедневной панщины крестьяне выполняли и такие повинности, как гвалт, толока, сгон, подводные повинности, сенокос, жниво, пахота земли феодала. Значительное место в повинностном обложении крестьян занимали денежные и натуральные налоги.

Феодальная эксплуатация тяглых крестьян частнособственнических поместий Беларуси увеличилась со второй половины XVI в. по вторую половину XVIII в. где-то в 3 раза. К тому же к концу XVI в. в Великом Княжестве Литовском окончательно оформилось крепостное право. Крепостной крестьянин был лишен возможности свободно распоряжаться личным имуществом, был объектом залога, купли-продажи.

Феодал мог судить крестьянина, без разрешения пана ему запрещалось идти в наймы. Крестьяне, основные производители общественного богатства, находились на самой низкой ступени феодального общества.

Таким образом, социально-экономическая структура в Беларуси в этот период оставалась без кардинальных изменений. По-прежнему сохранялся феодально-крепостной строй.

В то же время в недрах старого строя стали более выразительно проявляться капиталистические отношения.

В товарно-денежные отношения активно включались как феодалы, так и крестьяне, которые, чтобы заплатить пану оброк деньгами, вынуждены были продавать часть своей продукции или идти на заработки.

Определенные изменения произошли в статусе городов. Развивалось дальше ремесленное производство, расширялась торговая деятельность. Центральной фигурой в торговле стал горожанин-купец. Начало возникать мануфактурное производство. Уже во второй половине XVIII в.

на 53 мануфактурах в Беларуси было занято 2400 рабочих, большая часть которых состояла из крепостных. Строились новые дороги, мосты.

Мещане, жители городов, требовали более решительных действий со стороны органов городского самоуправления – магистратов в отстаивании неоднократно подтвержденных властью сословных прав и привилегий. Так, за мещанами Городни было закреплено право избирать городского войта. В 1764 г.

сойм принял решение о ликвидации в городах судебной юрисдикции шляхты и духовенства, и горожане, которые жили на юридиках феодалов, переходили под власть магистратов.

После Люблинской унии государственно-политическое устройство Речи Посполитой оставалось в значительной мере таким же, как и при персональных униях ВКЛ и Польши до 1569 г. Великое княжество Литовское сохраняло полный суверенитет.

Новым было только то, что этот союз двух государств был дополнен образованием нового конфедеративного многонационального государства – Речи Посполитой. Высшими органами государственной власти в Речи Посполитой были король и сойм. Законодательная власть в стране принадлежала вальному сойму.

Сойм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы (палаты депутатов). Высшей палатой сойма являлся Сенат. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхи католического духовенства, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов доходило до 150 человек.

Первое место в Сенате занимал Гнезнесский арцибискуп, примас католической церкви в Речи Посполитой. За ним сидели обычные бискупы и только потом – светские должностные лица (каштеляны, воеводы и т.д.). Сойм выбирал из числа сенаторов Королевскую раду в количестве 28 сенаторов-советников короля сроком на два года.

Сенаторы-советники делились на четыре группы (по 7 человек в каждой) и трудились в Королевской раде по шесть месяцев. Низшей палатой сойма была Посольская изба. В нее входили представители (послы-депутаты) от шляхты отдельных поветов или земель конфедеративного государства, а также в небольшом количестве депутаты от мещан наиболее важных городов.

Депутаты в Посольскую избу избирались шляхтой на поветовых соймиках, которые созывались за шесть недель до вального сойма. Избирательная округа посылала на общий государственный сойм от одного до восьми послов-депутатов. Общее количество депутатов Посольской избы зависело от территории Речи Посполитой. В XVI–XVII вв.

оно доходило до 200, а в середине XVIII в. – до 236. Со временем Посольская изба стала главной палатой сойма. Вальный сойм созывался королем Речи Посполитой через 2 года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сойм – в Городне. Начиналась работа сойма торжественным богослужением, после чего избирался маршалок (председатель) сойма.

На совместных заседаниях Сената и Посольской избы заслушивался отчет правительства о своей двухлетней деятельности и рассматривались предложения о дальнейшей работе. Затем обе палаты работали раздельно. За неделю до конца сойма проводились заседания двух палат. Разработанные и утвержденные королем постановления сойма приобретали силу законов.

Круг вопросов, обсуждаемых вальным соймом Речи Посполитой, был довольно широк.

Сойм имел право решать любые вопросы государственного управления и законодательства: избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты на случай ведения войны и другие.

Однако для принятия решения по обсуждаемому вопросу требовалось единогласное его одобрение депутатами сойма. Достаточно было одному депутату поставить свое «вето» (проать против), и постановление не принималось. Поэтому многие решения сойма были сорваны (с 1652 по 1764 г.

из 55 соймов решения 42-х были не приняты наложением «вето»). Однако, в отдельных случаях, чтобы избежать срыва принятия решения наложением «вето», депутаты объявляли сойм конфедерацией (своего рода съездом единомышленников шляхты), и тогда решения принимались простым большинством .

После вального сойма по поветам созывались так называемые реляционные соймики, на которых депутаты отчитывались перед избирателями о работе сойма и своей деятельности на его сессиях. Каждый сойм имел право принять по постановлениям сойма свое решение.

Более того, местные соймики самостоятельно решали свои финансовые и военные вопросы, утверждали налоги, избирали кандидатов на административные и судебные должности.

Все это свидетельствовало о процессах децентрализации в политическом регулировании Речи Посполитой.

Во главе исполнительной власти Речи Посполитой стоял король, с конца XVI в. – избираемый.

Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами – «Пакта конвента» («Pacta conventa») и «Генриковскими артикулами (статьями)», а на территории Беларуси и Литвы – Статутом 1588 г.

По закону король имел право созывать вальный сойм и определять сроки его заседания, назначать должностных лиц на правительственные должности, вел отношения с зарубежными странами, назначал и принимал послов; от имени короля вершилось правосудие и т.д.

В своей деятельности король отвечал перед вальным соймом. Если король поступал вопреки праву и своим обязанностям, шляхта могла не подчиняться королю и даже выступить против него. Обеспечивалась полная свобода волеизъявления шляхты при избрании короля.

Таким образом, Речь Посполитая представляла собой существенно огра-ниченную монархию.

С другой стороны, король был избираемым, вся власть в стране практически принадлежала вальному сойму и поветовым соймикам, и Речь Посполитая по форме скорее напоминала республику, чем монархию.

В то же время низшие сословия никаких политических прав не имели и были бесправной массой. Поэтому Речь Посполитая фактически являлась панской, шляхетской республикой, без всяких признаков демократизма.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/10-137405.html

Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII–XVIII вв.

Общественный строй в период Речи Посполитой (17-18 века)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра государственного права

Дипломная работа на тему:

Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII XVIII в.в.

Выполнил: студент группы

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

МИНСК 2006

Введение3

Глава 1. Общественный и государственный строй Речи Посполитой8

1.1 Общественный строй Речи Посполитой8

1.1.1 Шляхта9

1.1.2 Духовенство11

1.1.3 Крестьянство12

1.1.4 Городское население13

1.2. Государственный строй Речи Посполитой14

1.3 Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г.19

Глава 2. Общественный и государственный строй Российской Империи25

2.1. Причины образования абсолютной монархии в России25

2.2 Реформы Петра I28

Введение

В своей работе автор хочет дать характеристику двух монархий Речи Посполитой и России времен Петра I.

История Беларуси в составе Речи Посполитой один из наиболее интересных периодов истории нашей Родины. Историческая судьба белорусского народа в то время была тесно связана с историей народов Польши, Литвы, Украины, России.

Находясь в составе Речи Посполитой с 1659 года, государство и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных отношений, но и под воздействием других, как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины XVII века политический кризис Речи Посполитой.

К концу XVII века в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее идея появляется во второй половине XVII века и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны. Окончательно абсолютная монархия оформляется в первой четверти XVIII века при Петре I.

Законодательно это было закреплено в толковании к артикулу 20 Воинского Устава (1715г.

) «…его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен: но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь по своей воле и благомнению управлять».

Каждый народ мира стремится создать свою культуру, свою государственность и, наконец, свою империю. В 1721 году Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру титул Императора Всероссийского. Россия становится Империей. И тут надо сказать, что значение этого события очень велико.

XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад.

Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX веке и продолжается по сей день.

Тщательное изучение Речи Посполитой и абсолютной монархии в России имеет не только научное, но и практическое значение. Оба государства являлись монархиями, но имели множество различий. Сравнение их общественного и государственного строя, по мнению автора, важно для изучения истории государства и права нашей Родины.

Автор не претендует на полное изложение проблемы, а лишь ставит перед собой задачи показать общественный и государственный строй Речи Посполитой; показать, что есть абсолютизм вообще; причины образования абсолютной монархии в России; предпосылки реформ Петра I; реформы Петра I и укрепление абсолютизма.

Для осуществления этих задач автор использовал такую литературу как «Гiсторыя Беларусi ад старажытных часоў па люты 1917 г.» — Новiк Я.К., Марцуля Г.С.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi» — Вiшнеускi А.Ф.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi ў дакументах i матэрыялах» — Вiшнеускi А.Ф.

; «История государства и права Беларуси» — Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi» — Юхо Я.А.; «История СССР с древнейших времен до 1861 года»; «История государства и права России» -Исаев И.А.; «Хрестоматия истории государства и права СССР»; «Народная монархия» — Солоневич И.Л.

и многую другую.

В книге Вишневского А.Ф., например, в хронологической последовательности освещаются основные этапы возникновения и развития государственно-правовых институтов, анализируются нормативно-правовые акты. Хронологический материал, изложенный в книге Кузнецова И.Н. и Шелкопляс охватывает период с IX века до 1998 года.

В тезисах и структурно логических схемах раскрываются в исторической последовательности государственно-правовые факты и явления. В книге Юхо Я.А. освещаются история возникновения и развития государства и права на территории Беларуси с первобытного времени.

Анализируется государственный и общественный строй Беларуси времени ВКЛ и Речи Посполитой. Показывается значительное влияние белорусского права на правовую культуру соседних стран. Исаев И.А., например, в своей книге стремится осветить все аспекты государственного и правового развития России на всех этапах ее истории.

Но, на взгляд автора, невозможно в одной книге рассказать многое обо всей Российской истории. Поэтому эта книга не содержит необходимого количества информации по данной теме. А вот книга Солоневича И.Л. «Народная монархия» полностью посвящена монархии в России.

Правда позиция автора книги для многих является неожиданной, так как его анализ Российской истории резко отличается от прочно укоренившегося в нашем сознании стереотипа.

Учебник «История СССР с древнейших времен до 1861 года» освещает основные проблемы истории России от первобытнообщинного и рабовладельческого строя до разложения и кризиса феодально-крепостнического строя и зарождения в его недрах буржуазно-крепостного уклада. Автор считает, вопросы, касающиеся абсолютной монархии в России, в этой книге изложены достаточно широко.

1569 год положил начало новой, трагической странице в истории Беларуси. В этот год на политической карте Европы исчезло самостоятельное, мощное и независимое средневековое государство Великое княжество Литовское и появилось новое Реч Посполитая, что обозначает «республика». Этот исторический акт произошел в результате Люблинской Унии.

[] В соответствии с этим актом, Польское королевство и ВКЛ объединялись в одно государство Речь Посполитую под властью одного государя польского короля и великого князя литовского, с общим органом законодательной власти сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей. Ливония объявлялась их совместным владением, Украина отходила к Польше.

Княжество лишалось права выбирать себе отдельного монарха, иметь собственное законодательство, собирать свой сейм. Полякам предоставлялось право приобретать земли и получать должности на территории ВКЛ. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала.

Оно сохраняло свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. государственные языки.

По акту Люблинской Унии Великое Княжество Литовское должно было слиться с Польшей и потерять свою самостоятельность. Этот акт должен был стать программой ополячивания и ликвидации белорусской народности, уничтожения ее культуры.

[] Но согласно Статуту 1588 года оно сохраняло полный суверенитет, а акт унии игнорировался.

Таким образом, их отношения основывались не на основе акта Люблинской Унии, а на больше чем двухсотлетней практике персональных уний и новых правовых актов.[]

Прежде чем говорить о Российской Империи, а точнее об образовании абсолютной монархии в России, хотелось бы сказать об особенностях абсолютизма. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности.

Для возникновения монархии необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

Эти признаки присущи и Российскому абсолютизму, однако, у него были свои существенные особенности:[]

абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям.

Глава 1. Общественный и государственный строй Речи Посполитой

1.1 Общественный строй Речи Посполитой

Сложная обстановка в стране, падение престижа Речи Посполитой как суверенного государства, усиление борьбы против феодального и национально-религиозного гнета вызвали определенные изменения в общественном строе.

Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан, крестьянства и привилегирова

Источник: https://www.studsell.com/view/95182/

Uchebnik-free
Добавить комментарий