Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформа Сервия Туллия.

Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформа Сервия Туллия

Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформа Сервия Туллия.

Общественный строй Рима VI века до н.э. напоминал греческий — строй военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины; совет старейшин и вождь.

Между тем население Рима росло. Переселялись и жили в Риме чужестранцы, жители окрестностей и более далеких областей. Все они становились постоянными жителями Рима. Они, естественно, не были включены в структуру римского народа, но они и рабами не были. Это были свободные люди.

Однако им доступ в народное собрание был закрыт, они не занимают общественные должности, другими словами, они лишены политических прав. И таких людей называли плебеями. Они занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Многие из них богатели. В момент опасности плебеи защищали отечество.

Однако патриции вели себя высокомерно по отношению к плебеям. Они не вступали с ними в браки, не допускали их к должностям.

Среди плебеев росло недовольство своим положением, недовольство господством патрицианских родов. Чем больше становилось плебеев тем решительнее они начинали добиваться прав для себя. Отзвуки этой борьбы, завершившейся победой плебеев, разрушившей древний родовой строй, наблюдаются в знаменитой реформе, которая приписывается рексу Сёрвию Тулию.

Реформа Сервия Тулия и связанные с ней перемены заняли по-видимому целую эпоху (VI — III века до н.э.). Эта реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями.

Она удовлетворила одно из основных требований плебеев: они были включены в состав римского народа и получили право участвовать в народном собрании наряду с патрициями.

Старые патрицианские курии оказались оттесненными на задний план. Как это произошло?

Патриции и плебеи (мужское население) были разделены по имущественному принципу на пять разрядов.

К первому разряду были отнесены те патриции и плебеи, у которых размер имущества составлял не менее 100 тысяч ассов (асе — медная монета); ко второму разряду были отнесены те, чье имущество оценивалось в 75 тыс. ас-сов; к третьему — в 50 тыс. ассов; к четвертому — в 25 тыс. ассов; к пятому — в 11 тыс. ассов.

Самые богатые граждане составляли первый разряд. Беднейшее население как из патрициев, так и из плебеев осталось вне разрядов. Это были люди, у которых кроме потомства ничего не было. Потомство по латыни — proles. Поэтому они стали называться пролетариями.

Римские военное ополчение тоже стало строиться в зависимости от нового деления на разряды. Первый разряд выставлял 18 центурий (сотен) всадников и 80 центурий пехотинцев; второй, третий и четвертый разряды — по 20 центурий пехотинцев и последний разряд — 30 центурий пехотинцев.

Пролетарии формировали всего одну центурию. Было еще четыре сотни музыкантов. И всего было 193 центурии (сотки) вооруженных воинов. Народное собрание теперь проходило не по родовым патрицианским куриям, а по центуриям. И каждая центурия имела один голос.

Обратите внимание на такое обстоятельство: из 193 центурий у первого разряда было 98. При ании того или иного «опроса по центуриям решение первого разряда было определяющим (у него больше половины ), естественно, при единогласии всех центурий.

Если большинства не набирается в первом разряде, обращаются к центуриям второго разряда и т.д.

Но эта реформа не смогла решить всех проблем. Она не уравняла  плебеев с  патрициями.  Особенно остро это  неравенство ощущалось в вопросе о земле. Среди плебеев было много богатых и влиятельных людей. Они желали стать такими же крупными землевладельцами и иметь такие же политические права, как и патриции.

Что касается массы обедневших плебеев, то они терпели жесточайшие страдания. Все чаще и чаще оно прорывалось в открытых возмущениях. Дело дошло до ухода плебеев из города на Священную гору. Уход плебеев из Рима в условиях наступления вражеских племен взволновало римский сенат и патрициев.

Был заключен «священный договор» между патрициями и плебеями. По условиям договора несостоятельным должникам прощались долги, а попавшим в долговое рабство возвращалась свобода. Но самым главным условием этого договора было решение о создании новой республиканской должности — народных трибунов.

Наконец, в 287 г. до н.э. было решено, что постановления плебейских собраний, существующих самостоятельно от центуриатных собраний, имеют обязательное значение для всего государства и не нуждаются в утверждении сената. Землю плебеи стали получать наравне с патрициями.

Различия между плебеями и патрициями с юридической точки зрения стерлись.

Общественный и государственный строй Рима Общественный строй Римской республики был весьма сложным. Основными классами его были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным.

В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, которую называли нобилями. Классовое деление в Риме было своеобразным.

Всякий римский гражданин, каким бы ни было его состояние, считался безусловным обладателем политических прав.

Со временем вырабатывается следующая политико-правовая доктрина: «Люди не равны друг другу, но все равны перед законом». Только римский гражданин наделен всеми правами. Все остальные пользуются не столько правами сколько милостями от государства.

Гражданство в Риме приобреталось: 1) рождением от римляна и римлянки (или от римлянки, не состоящей в браке); 2) усыновлением чужестранца римским гражданином; 3) отпущением на волю раба; 4) пожалование римского гражданства целым народам или отдельным лицам. Становясь гражданином Рима, он становился обладателем основных политических прав.

Он участвует в народном собрании, становится воином, получает от государства земельный надел. В отличии от других государств в Риме правоспособность наступала при наличии одновременно трех статусов: status libertatus — быть свободным, а не рабом; status civitatus — быть гражданином Рима; status famileas — быть свободным от власти домовладыки.

Политическое полноправие, как видим, не связывалось с полноправием в гражданских правоотношениях. Так, пока был жив отец сын находился под его властью и не мог самостоятельно совершать сделки, если не было на то доверенности отца.

Римское гражданство могло быть утраченным вследствие продажи в рабство за неуплату долга (пока не была отменена долговая кабала); за совершенное преступление; вследствие изгнания из Рима.

Женщины были лишены политических прав к какому бы сословию они не относились. Что касается гражданских прав, то они обладали урезанной гражданской правоспособностью.

Вольноотпущенниками становились рабы, отпущенные на волю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны.

Вольноотпущенник не мог служить в армии (не доверяли), не мог быть избран на какую-либо должность. Голосовал только в территориальной трибе. Он обязан был приходить на помощь к своему господину по первому же зову.

В то же время вольноотпущенник мог без ограничений быть участником гражданско-правовых отношений.

Патины представляли собой категорию подвластного и неполноправного населения. Это были жители долины Лациум, ближайшие соседи Рима. Римского гражданства они не имели. Могли совершать в Риме любые сделки. Их споры рассматривали римские суды.

Перегринами назывались все жители за пределами Лациума. Это земли, завоеванные Римом. Никаких политических прав у них не было.

В своих имущественных отношениях с римскими гражданами пе-регрины руководствовались особыми, специально выработанными нормами права — «правом народов» (jus gentium).

Шаг за шагом в Риме возникает целая система права — «право народов», которая существует одновременно с квиритским (цивильным) правом, регулировавшим отношения исконных римских граждан.

Рабы были основной производительной силой в Риме, где рабство приняло классические формы. Основным производителем материальных ценностей стали лица, стоявшие за пределами этого общества. Основная масса рабов была в домах богатых римлян.

Здоровые мужчины и женщины назначались на сельские работы. Над каждым десятком рабов был поставлен старший, который в свою очередь подчинялся прокуратору (управляющему и надсмотрщику за всеми рабами, тоже рабу). Рабы были на кухне, в бане, на конюшне и в пекарне.

Во время пиров хозяев и гостей также развлекали рабы: танцоры, музыканты и акробаты. Многочисленность домашних слуг должна была свидетельствовать о богатстве. Знатные римляне любили выставлять свое богатство напоказ.

Устройством пиров, хранением продуктов, закупкой всего необходимого для хозяйства ведали специальные рабы. Даже казначей, у которого хранились ключи от кассы хозяина, был рабом.

Господин имел над рабом право жизни и смерти. Рабовладельцы считали, что невольников можно удерживать в повиновении только побоями. Издевательства попавшими под их власть людьми были многообразны. Так, привратника, сторожившего дом, держали на цепи как собаку, чтобы он не смел отлучиться от дверей.

Правовое положение раба в Риме как нельзя лучше характеризуется словами, которые любили повторять господа: «раб — говорящее орудие», «раб — суть вещи», «человек умирает в рабе». Соответственно этим воззрениям раб не имел семьи, не мог иметь собственность.

Господин, руководствуясь хозяйственной целесообразностью, мог наделить раба имуществом для оперативного управления. Например, раб — капитан корабля получал судно и рабов — матросов для эксплуатации, или, скажем, раб получал земельный участок и рабов для производства сельхозпродуктов.

Такое имущество, переданное рабу для извлечения выгоды господину, называлось пекулием.

В Риме существовали невольничьи рынки. Самая ходовая торговля рабами шла на Марсовом поле. Работорговцы имели лавки и на форуме, и на Священной горе. Но в центре города уже не хватало места для продажи многих тысяч привозимых сюда рабов. Пришлось использовать для этого обширное Марсово поле, предназначенное ранее для военных упражнений.

Всякий ущерб, причиненный рабу, давал его хозяину право на возмещение убытков точно также, как если бы была повреждена вещь. В случае, если раб похитил вещь, считалось что размер возмещенного вреда не должен превышать стоимости раба.

Трудовой день рабов длился от зари до зари. «Раб должен или работать, или спать», — говорили римляне. Самым ужасным было положение рабов, работающих на селе, в рудниках, на галерах. Однако не покорность, а возмущение и ненависть вызывали у рабов жестокость господ. Свидетельством тому — бесконечные восстания рабов.

Источник: https://students-library.com/library/read/71410-obsestvennyj-i-gosudarstvennyj-stroj-drevnego-rima-v-carskij-period-reforma-servia-tullia

Особенности возникновения государства в Риме. Общественный и государственный строй Рима в «царский» период. Реформа Сервия Туллия

Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформа Сервия Туллия.

Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политико-правовую культуру. История римского государства подразделяется на следующие периоды: 1. Военная демократия (VIII в. до н.э. — VI в. до н.э.); 2.

Республика (VI в. до н.э. — I в до н.э.); 3. Империя (I в. до н.э. — VI в. н.э.) Древнейшая догосударственная организация римского народа характеризуется основными чертами первобытнообщинного строя. Основная ячейка общины называется родом (gens).

Род представляет собой замкнутую единицу, сохранившую в течение известного времени совместное владение землей, в частности — пастбищами. Дела рода решались на собрании рода. Во главе рода стоит выборный стар-шина. Весьма рано возникает дифференциация между отдельными родами, и некоторые, наиболее могущественные из них, начинают считаться «старшими родами».

Вместе с тем и внутри отдельных родов выделяется наследствен-ная аристократия — наиболее богатые семьи, присвоившие себе общественную землю и власть над сородичами. Члены этих семей получили название патрициев. Кроме полноправных членов родовая организация включала и зависимых людей — клиентов, не участво-вавших в управлении делами рода.

Институт клиентелы возникал из различных источников. Клиентами являлись как «младшие родичи», так и отдельные чужаки, которые хотя и не были обращены в рабство, но являлись в Риме бесправными, и были вынуждены отдаться под по-кровительство коренных римских граждан (патронов). Клиенты получали от своих патронов участки земли, но-сили имя рода и участвовали в родовом культе.

Но взамен они должны были выполнять ряд обязанностей личного и имущественного характера в пользу патронов. Общее число родов в древнем Риме 300. Десять родов составляли курию. Десять курий объединялись в трибу. Римский народ состоял из трех триб. Римляне называли себя в древности «квиритами» («квирит» — мифическое божество, покровитель древних римлян).

Совокупность римских граждан и есть римская община. В эпоху, переходную от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в Риме были следующие органы власти: а) Народное собрание по куриям. К компетен-ции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание рекса (вождя).

Каждая курия собиралась отдельно и решала по боль-шинству граждан поставленный вопрос. Реше-нием народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий. б) Сенат, возникший из древнего совета вождей родов, являлся собранием родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300.

Сенат утверждал избрание рекса и реше-ния народного собрания и принимал непосредственное участие в делах управления. в) Рекс избирался народным собранием. Он являлся предводителем войска и вер-ховным жрецом и судьей. Около 500 г. до н. э. рекс был свергнут.

Вместо рекса стали выбираться из числа патрициев два высших долж-ностных лица — «преторы», которые являлись воена-чальниками и ведали общественными делами. Один претор мог аннулировать решение другого и отсюда явилась необхо-димость для каждого из них принимать решения, лишь посоветовавшись с другим. Поэтому преторы получили новое название — консулы (обсуждать, совещаться).

Пришлые люди — плебеи. Они стояли вне курий и являлись бесправными, находились в зависимости от патрициев. Плебеи могли иметь собственность, они занимались торговлей, ремеслами и несли ряд обязан-ностей: платили налоги, участвовали в вспомогательном войске. В силу этого возникает долго длившаяся борьба плебеев за равноправие.

Одновременно в связи с развитием производительных сил развивается рабство, но еще в своей патриархальной форме. Рабы находились главным образом в домах пат-рициев и зажиточных плебеев. С появлением рабства общество начинает делиться на классы — рабовладельцев и рабов.

Патрицианская верхушка, давно уже тяготившаяся перво-бытнообщинными отношениями, стремится закрепить свое исключительное положение в обществе, свое «право» на землю, рабов и политическую власть, осуществляемую в отношении рабов, плебеев и клиентов.

Борьба плебеев с патрициями ускоряет процесс уничтожения первобытнообщинного строя и переход к госу-дарству, придает этому закономерному процессу особую специфику. В VI в. до н.э. была осуществлена новая организация свободного населения. На основе реформы рекса Сервия Туллия население было распределено на группы по имущественному и территориальному признакам.

Как римский народ, так и плебеи были разбиты на шесть разрядов в зависимости от величины имущества. Каждый разряд делился на точно уста-новленное количество единиц, т.е. центурий. Количе-ство людей в центуриях было не одинаково; центурии высших разрядов были малочисленнее центурии низших разрядов, но пользова-лись одинаковыми правами.

Центурия явля-лась единицей военной, политической и налоговой. Многие важные во-просы решались на народном собрании, расчлененном на отдельные центурии, причем каждой центурии принадлежал один голос. Каждые пять лет производилась оценка имущества граждан и новое распределение их то центуриям.

Наряду с делением по центуриям римские граждане были распределены по территориальным округам, так на-зываемым т р и б а м. Город Рим был разделен на 4 трибы, к которым затем прибавилось 17 сельских триб. В территориальную трибу зачислялись все граждане, жившие в данном округе. Распределение граждан по центуриям и трибам хотя и включило плебеев в состав «римского народа», но еще не установило равноправия плебеев с патрициями. Патриции удер-жали свое исключительное право на получение новых земель и на занятие высших государственных должностей; они сохранили свою замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями. Поэтому период после «реформы Сервия Туллия» является временем дальнейших преобразований.

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова:

· латины,

· сабины,

· этрусски.
В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных:

1. привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло:

2. самое многочисленное сословие – плебеи.

3. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты. В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер.

В Риме в царский период существовали следующие органы:

· Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.

· Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.

· Народное собрание – в виде куриатных комиций. Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др.

Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, — в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей.

Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

1. Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов: ! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов.

Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий.

Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ½.

Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства.

Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи , и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.

Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс — Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию.

В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.
В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о.

в Риме была установлена республиканская форма правления

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 33; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-124532.html

Рим в царский период : социальный и политический строй. Реформа Сервия Туллия

Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформа Сервия Туллия.

С Ромула начинался царский период, длившийся с VIII по VI вв. до Р. Х. Династии сменялись представителями разных племен – сначала латино-сабинских, потом, со второй половины VII в., – этрусских. В этот период сформировались основы общественно-государственной организации Рима.

Родовая структура. Элементарной ячейкой римского общества царского периода являлась семья государство в миниатюре. В широком смысле слова внутреннее строение семьи повторяло структуру государства.

Основная власть сосредоточивалась в руках отца, и все члены семьи: жена, взрослые сыновья, дочери не имели никаких прав, пока жил отец. Ее границы были означены лишь религиозными обычаями и традицией, но юридических ограничений не было.

Полноправными сыновья становились лишь после смерти главы семьи.

Следующая ячейка – род. Это исходная единица в делении римского общества, связанного с общинной структурой. В род включались, в первую очередь, мужчины, способные носить оружие, составлявшие костяк общества, народное собрание.

Род был экзогамным, то есть не замкнутым, и его члены могли жениться на женщинах других родов. Представители одного рода носили общее имя (одним из наиболее древних считался, например, род Юлиев), которое в то же время являлось личным именем женщин.

Основной общественной единицей у римлян являлась курия(буквально: «союз мужчин-воинов»), представлявшая собой союз родов.

По преданию, в курию их входило десять, однако с уверенностью можно говорить только о трех: этрусков, латинян и сабинян, среди которых латинский элемент со временем взял верх. То есть римляне, как и греки, не являлись чистой в этническом плане народностью.

Деление на курии производилось в политических целях,так как курия была основой воинской организации. По территориальному признаку курии составляло население конкретных поселков, выставлявших определенное число пеших воинов.

Следующей, более крупной единицей была триба, в нее входило десять курий. Фактически триба являлась племенем. Из трех триб составлялся римский народ.То есть римский народ – это три трибы и тридцать курий.

Государственное устройство.В государственном управлении играли роль три ключевых звена: царь, сенатинародное собрание. Государственное устройство являлось повторением устройства семейного.

Царьизбирался из среды свободных граждан, и в его руках сосредоточивались функции военного вождя, жреческие (верховный жрец) и судебные (верховный судья).

Он имел право безапелляционной власти над своими согражданами, заключал мир, начинал войну, на период военных действий назначал градоначальников и военачальников, которые были не должностными лицами, а его уполномоченными.

Существовало легальное ограничение царской власти: правитель мог применять лишь существовавшие законы, но не изменять их или составлять новые.

В сенат («совет старейшин») сначала входило сто человек: влиятельные и богатые люди из латинских городов, а также представители местных общин, то есть римляне и сабиняне. Их избрал Ромул, даровав земельные владения и назначив своими советниками.

Потомки отцов-сенаторов стали называться патрициями (от слова pater – «отец»). В случае смерти царя, не назначившего себе преемника, сенат имел право по жребию назначить временного царя из своей среды.

Сенат не мог рекомендовать к обсуждению на народном собрании постановление, противоречившее римским традициям, нарушавшее обязанности по отношению к богам, другим государствам или законы самой общины.

Сенат не обладал законодательными функциями и влиятельным государственным органом стал лишь с конца IV в. до Р. Х.

Народное собрание иначе называлось комициями и представляло собой собрание мужчин-воинов по куриям, поэтому первые сходки назывались куриатными комициями. Граждане собирались не реже двух раз в год.

Происходило приблизительно то же, что и при процедуре ания в древней Спарте: народ либо утверждал, либо не соглашался с постановлением, выдвигавшимся царем и не дебатировавшимся. Однако без согласия народа невозможно было начать войну или провести изменения в законодательстве.

В случае необходимости на комициях по рекомендации сената избирался царь.

Социальная организация.Первый слой, наиболее привилегированный, составляли патриции, дети и потомки сенаторов. Они обладали всей полнотой прав, али в куриатных комициях, имели право входить в сенат. Патриции стали ядром будущей аристократии.

Следующий слой – клиенты, выделившиеся в результате обеднения граждан.

Клиенты были политически бесправными, ими становились иноземцы, прибывшие в Рим после его основания и оформления патрицианских родов, и вольноотпущенники, то есть бывшие рабы.

Клиенты как бы вступали в родовую организацию патрициев, но на правах зависимых членов, и обычно, хотя не всегда, получали родовое имя своих покровителей (патронов).

Плебеи составляли простой народ, обладавший, как и патриции, гражданскими правами, но незнатный. Плебеи объединялись в роды со своими традициями и были едины в политической борьбе против патрициев.

Реформы Сервия Туллия.Для формирования полнокровной государственной системы был необходим иной критерий организации общества, наподобие имущественного ценза, введенного Солоном в Афинах.

Такую реформу провел царь Сервий Туллий, правивший примерно с 578 по 555 г.

Традиция приписывала ему три заслуги: проведение территориального деления Рима, осуществление цензовой дифференциации общества и создание общего войска из патрициев и плебеев.

Отныне Рим делился на двадцать одну трибу(4 городских и 17 сельских), каждая из которых была организована не по родовому, а по административному принципу.

Сервий Туллий ввел шесть цензов. Имущество граждан оценивалось в медных монетах – ассах. Первый слой должен был обладать имуществом не менее 100 тыс., второй – 75 тыс., третий – 50 тыс., четвертый – 25 тыс., пятый – 11,5 тыс.

, шестой составляли пролетарии, люди, не имевшие ничего, кроме своего потомства (proles). Для определения ценза проводилась перепись. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинов: богатые – тяжеловооруженных и конницу, остальные – вспомогательные отряды.

Новые боевые единицы назывались центуриями (центурия – 100 человек).

Теперь народ собирался по центуриям, и каждая центурия была голосующей единицей. Но фактически «вся сила находилась у виднейших людей государства», потому что все зависело от результатов ания в центуриях всадников и первого разряда. Мнение остальных центурий не имело практического значения.

Реформы Сервия Туллия создали новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев.

Царский период завершился на царе Тарквинии Гордом, который, согласно античной традиции, был седьмым царем, честолюбивым тираном, высокомерно обращавшимся с римской аристократией.

Он выселил безземельных плебеев в завоеванные города, где они получили участки. В конце концов против Тарквиния был составлен заговор во главе с Юнием Брутом, имя которого в дальнейшем станет символом борьбы с тиранами. В 509 г.

Тарквиний был изгнан, и начался период римской республики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_77909_rim-v-tsarskiy-period--sotsialniy-i-politicheskiy-stroy-reforma-serviya-tulliya.html

Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя. — ответы ИГПЗС

Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформа Сервия Туллия.

1. Периодизация В истории государства Древнего Рима выделяют трипериода:

·      царский период- 753 — 510 гг. до н. э.;

·      период республики — 509 — 27 гг. до н. э.;

·      период империи — 27 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периодаРимом последовательно правили семь царей:

·      Ромул;

·      Нума Помпилий;

·      Тулл Гостилий;

·      Анк Марций;

·      Тарквиний Приск;

·      Сервий Туллий;

·      Тарквиний Гордый.

2. Общественный и государственный строй в царскийпериод Время основания городаРима (753 г.до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя уплемен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древнихлатинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономическойосновой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима — римский народ,populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто вкаждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего ихбыло тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально вопределенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились насобрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще,приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат — совет старейшин,составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сенатавходило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решениеНародного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом.Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем иверховным военачальником был реке — царь. Он избирался на комициях (народныхсобраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которыхмогли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправномунаселению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

·       правом на земельный надел, закрепленный за ним и егосемьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);

·       правом на наследование этого надела и родовогоимущества вообще;

·       правом на получение от рода помощи и защиты;

·       правом на участие в религиозных обрядах и празднествахи т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называласьплебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду спатрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны былидовольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальнаяструктура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи.Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патрициисоставили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами,а также обзавелись клиентами.

Клиенты — обедневшие сородичи, бесправныезавоеванные или пришлые жители, — будучи лично свободными, но ограниченными вправах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от нихземельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользуразные повинности, прежде всего воинскую.

Плебеи этого времени могут бытьотождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и онпревратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату.Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев зауравнение своих прав с патрициями.

3. Реформа Сервия Туллия Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в.до н. э.

) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи быливведены в состав populus romanus (римского народа).

Она основывалась наимущественном различии и территориальном делении, что усилило процессослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщиннойорганизации.

Первая часть реформы — деление всего свободногонаселения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни — центурии. В основуделения был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее,с появлением в IV в. до н. э.

денег, была введена денежная оценка имущества, наассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертяминадела — во второй и т. д.

Кроме того, из первого разряда была выделена особаягруппа граждан -всадники, а безземельные — пролетарии — объединялись в шестойразряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурийвсадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всехцентурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самыхбогатых центурий составляли большинство — 98 из 193.

Центурии стали нетолько военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатныминародными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям.

Решениенародного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттеснялона вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы — деление свободного населения потерриториальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельскихтерриториальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы.Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялисьстаросте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее потерриториальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждаятриба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основродового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участиюв центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидациисвободных, обеспечивала их господство над рабами.

Источник: https://www.sites.google.com/site/otvetyigpzs/drevnij-mir-i-srednie-veka/osnovnye-etapy-rimskoj-gosudarstvennosti-carskij-period-voennaa-reforma-cara-servia-tullia-ustanovlenie-respub-likanskogo-stroa-9-gosudarstvennyj-stroj-rimskoj-respubliki

Государственный строй Рима в «царский период». Реформа Сервия Тулия

Общественный и государственный строй Древнего Рима в царский период. Реформа Сервия Туллия.

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Государственный строй

Все полноправное население Рима — римский народ,делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждомплемени, всего триста).

1. курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать).

2. трибы (объединение десяти курий, всего три).

3.  сенат — совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на

решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

4. реке — царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции.

Общественный строй

Патрициичлены старейших римских родов. Права: правом на земельный надел, правом на наследование этого надела и родового имущества вообще, правом на получение от рода помощи и защиты, правом на участие в религиозных обрядах и празднествах.

Плебеилично свободные, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи.

Клиенты — обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, — будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.

Реформа Сервия Туллия: реформа общественного устройства, в результате которой плебеи были

введены в состав римского народа. Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы — деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни — центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым

владел человек. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан —всадники, а безземельные — пролетарии — объединялись в шестой разряд.

Вторая часть реформы — деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Общественный и государственный строй Рима в эпоху республики. Кризис республики в Риме и позднереспубликанские военные диктатуры.

Ответ: Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался по 2 основным направлениям:

1. борьба плебеев и патрициев.

2. Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

— В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

— В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

— В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к праву выхода – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились безразлично.

Важное значение имело принятие в 367 г. до н.э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

1. допуск плебеев к общему полю.

2. допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н.э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила).

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания.

Реально действовали два вида народных собраний:

1. Центуриатные комиции, избирали высших должностных лиц;

2. Трибунные комиции, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие.

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях.

Диктатор назначался по решению Сената. Магистраторы действовали на основе принципов:

— выборность;

— коллегиальность;

— срочность (на 1 год);

— принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

В Риме существовала аристократическая республика.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 86;

Источник: https://studopedia.net/12_55741_gosudarstvenniy-stroy-rima-v-tsarskiy-period-reforma-serviya-tuliya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий