Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума.

Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения, о формах и технологиях обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

В настоящее время изменяются роль и место образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной сфере, обусловливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития; образование выступает средством развития личности, общества в целом.

В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества и выступают критерием культуры личности, социума в целом. К ним относятся: 1) «знаниевая» и «культурологическая», 2) «технократическая» и «гуманистическая», 3) «социетарная» и «человеко-ориентированная», 4) «педоцентристская» и «детоцентристская».

Каждая парадигма обучения и воспитания формировались в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена и культурной ценности.

В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе ее освоения; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становлением практического и теоретического опыта человека.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения и общения. В связи с развитием культуры и общества расширяется процесс овладения человеком ценностями: основами физической и эстетической культуры, экологии и права и др.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в образовательных системах.

Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека».

Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.

Педоцентрическая парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентрическая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитаиня.

При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В качестве эталона социетарной парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образваония носит сугубо государственный характер.

В рамках же человеко-ориентированной (антропологической*) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Источник: https://students-library.com/library/read/56895-obsekulturnoe-znacenie-pedagogiki-analiz-obrazovatelnyh-paradigm-v-mirovoj-pedagogiceskoj-praktike

Реферат на тему

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Педагогика»

По теме:

«Общекультурное значение педагогики»

Исполнитель:

Домничева Наталья Владиславовна

Игрим, 2017 год

  1. Введение…………………………………………………3

  2. Педагогика как наука……………………………………4

  3. Функции педагогики…………………………………….4

  4. Общекультурное значение педагогики…………………5

  5. Заключение………………………………………………8

  6. Список литературы………………………………………9

Введение

«Культуру можно назвать “памятью мира и общества”».

А. Молье

Педагогика от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу.

Позже педагоги — это люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские).

Они стали обучать детей письму, чтению, молитвам.

Одна из главных задач — это воспитание растущего человека, формирование развитой личности. В процессе исторического развитие общества происходит формирование духовно развитой личности, которая совершается не автоматически. Со стороны людей требуется много усилий.

Эти усилия направляются на создание материальных возможностей, на реализацию открывающихся новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В этом процессевозможность развития человека как личности обеспечивается всей

совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Педагогика обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи. Отвечает на вопросы, объясняет, почему происходят те или иные изменения в развитии человека.

Педагогика как наука

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.

Предмет педагогики это целостный процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания.

Объектом педагогике выступает человек развивающийся специально организованным процессом воспитания и обучения.

В педагогическом процессе выделяется несколько классов задач. Постоянные и временные.

Постоянные задачи:

1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Обученность, воспитанность, развитость личности выступает в качестве результатов.

2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности –накопление рациональных средств эффективного воздействия на ученика. То есть многолетний труд педагога-практика. Однако любой труд преподавателя, должен подкрепляться теоретическими обоснованиями.

3. Прогнозирование образования. Не прогнозируя, не сможем управлять педагогической политикой, экономикой образования и другое.

4. Внедрение результатов исследований в практику.

Временные задачи

Они возникают по мере потребности, которые диктуют практика и наука. Предвидеть их нельзя. Примером временных задач могут быть такие как

А) разработка тестов педагогического мастерства;

Б) создание библиотек электронных учебников;

В) выявление типичных стрессов учителей и другие.

Функции педагогики

Основные функции педагогической деятельности обусловлены ее предметом:

  • Диагностическая функция –установление уровня развития, воспитанности;
  • Ориентационно -прогностическая- умение педагога определять конкретные цели и задачи. Прогнозировать результаты;
  • Конструктивно-проектировочная-обеспечивает отбор содержания учебно-воспитательного материала;
  • Информационно-объяснительная – педагог выступает как источник научной, мировоззренческой, и другой информации.
  • Организаторская – вовлечение воспитанников в учебно-воспитательную работу, побуждать их своим к активной деятельности;
  • Аналитико-оценочная –анализ обучения и воспитания, сравнение;
  • Исследовательско-творческая;

Общекультурное значение педагогики

Педагогические проблемы имеют важное жизненное и общекультурное значение. В современном мире все течет и изменяется.

Человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования в своей стране, и за рубежом, приемы эффективного воспитательного воздействия, способы взаимодействия.

Чтобы помочь родителям своим детям в выборе профессии важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. Современному поколению, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

Зная, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития. Образование, как социокультурный феномен претерпело в процессе исторического развития парадигмальные изменения.

Парадигма — это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Естественно придерживаясь фразы «Все течет, все изменяется» парадигмы складывались на протяжении веков. Это знаниеваяи культурологическая, технократическаяи гуманистическая, социетарнаяи человеко-ориентированная, педоцентристскаяи детоцентристская.

Парадигмы формировались в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена.

Элементы определяющие парадигму образования: представления о системе знаний и умений конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе ее; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.

Знаниеваяпарадигма имеет самую длительную историю в европейской культуре. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становящимся практическим и теоретическим опытом человека.

Культурологическаяпарадигма ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры в процессе воспитания и обучения, познания и общения, игры и трудовой деятельности. Человеку необходимо для жизни и творчества постоянно расширять знания, владеть физической и эстетической культурой, экологией, экономикой и другое.

 Технократическойпарадигмы проявляется в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому вызову, стала гуманистическая традиция. Здесь человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. 

Гуманистическаяпарадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.

Педоцентристскаяпарадигма является альтернативой детоцентристской.

Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

Методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. Личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристскаяпарадигма создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

Принципы государственного управления обществом выступают социетарная парадигма. Здесь определяют цели и характер воспитания и образования.

Человеко-ориентированной(антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальныеособенности как ребенка, родителей, педагога.

Заключение

Педагогика – это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы. Основными категориями педагогике являются воспитание, обучение, образование.

Педагогика является развивающейся наукой и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.

В системе человек знания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.

Педагогика как наука имеет свой предмет, объект и задачи (постоянные и временные), а также выполняет три основные функции теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

“Педагогика” может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности. На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.

Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагогику как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи.

Для успеха в деле обучения и воспитания, проявления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.

Список литературы

  1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах. — М., 1994.

  2. Джуринский Л.Н.История зарубежной педагогики. — М., 1998.

  3. Якунин В.А.Педагогическая психология. — СПб., 1998.

  4. Стефановская Т.А.Педагогика: наука и искусство. — М., 1998.

  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие. – М. «Академия», 2002

  6. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. Пидкасистого П.И. – М. Педагогическое общество России, 2002.

  7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2002.

Источник: https://infourok.ru/referat-na-temu-obschekulturnoe-znachenie-pedagogiki-1789379.html

Основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Педагогическая парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяются следующие парадигмы:

-знаниевая и культурологическая;

-технократическая и гуманистическая;

-социетарная и человекоориентированная;

-педоцентристская и детоцентристская.

В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; освоение культурного развития человека; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.

Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.

Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.

Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.

При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому подходу в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».

Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Роль учебника как средства обучения и информации. Современные требования к нему. Электронный учебник. | Творчество как педагогическое явление. Субъективное и объективное творчество. | Сущность процесса воспитания, его закономерности и принципы. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь и взаимообусловленность | Компетентность, конкурентно способность, педагогическая позиция личности по отношению к самой себе, систематизирующие характеристики современной личности. Их сущность, структура. | Дополнительные формы организации обучения в школе. Особенности проведения нетрадиционных форм учебных занятий. | Основные психолого-педагогические концепции по проблеме развития личности. | Мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования в Республике Беларусь. | Сущность самостоятельной работы учащихся. Виды и формы самост работы | Дидактика | Образование как ценность, процесс и результат. Основные законы и институт системы образования в РБ. |

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-163706.html

Образовательные парадигмы в структуре педагогической культуры общества

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Выше было показано, что образование имеет большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для общества в целом. Образование, воспитание являются важнейшими факторами развития общества, определяющим перспективы его развития.

Составной частью педагогической культуры общества являются и парадигмы образования, которые формировались в мировой и отечественной педагогике на протяжении веков.

(Парадигма педагогическая – это совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых педагогической наукой и практикой в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.)

Выделяют следующие парадигмы образования.

1.Знаниевая и культурологическая. В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю. Она активно оформлялась еще в средневековье и с тех пор реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.

Основное положение этой парадигмы заключается в идее передачи учащимся «готовых», «завершенных» знаний, при этом сам ученик выступает пассивным объектом обучения.

Культурологическая парадигма ориентирует образование не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, общения, поведения.

2. Технократическая и гуманистическая парадигма.

Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта.

Процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными критериями обучения, с обучающими, корректирующими, контролирующими и оценивающими процедурами, реализация которых способствует полному усвоению знаний, умений и навыков.

В мировоззрении учащихся основными особенностями являются преобладание средств над целью, технологии, техники над общечеловеческими ценностями и т.п. Для гуманистической парадигмы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих

сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказание поддержки личности.

3. Педоцентристская и детоцентристская. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу.

При анализе процесса образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога, личностные качества, интересы и способности учащихся учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

4. Социетарная и человекоориентированная. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления образованием.

Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный характер.

В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в процессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы ребенка, родителей, педагога, т.е. всех участников образовательного процесса.

В целомпарадигму образованияопределяют следующие элементы: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; представления об образе и месте педагога как носителе знаний и культуры в образовательном процессе; положение и функции ученика (воспитанника) в образовательном процессе. В зависимости от содержания и доминирования тех или иных элементов и формируется та или иная парадигма. В современной образовательной практике сочетаются элементы всех этих парадигм или преобладает одна из них в рамках отдельной педагогической системы (например, авторской школы). Парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей организации образования. В этом и заключается роль образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества.

Образование в обществе реализует две основные функции: 1) воспроизводствакультурно-исторического опыта человечества; 2) развития личности и общества в целом. Первая функция реализуется посредством теоретической (знаниевой) модели образования.

Теоретическая модель обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению в виде «завершенных» («готовых») знаний, умений и навыков, формируя личность с конкретным типом мировоззрения, готовую к жизни и труду в стабильных, не изменяющихся условиях.

Другие названия этой модели: традиционная, предметно-ориентированная. Цель образования в этой модели: усвоение предметных знаний. В соответствии с этой целью данная образовательная модель предполагает предметно-ориентированную позицию учителя, авторитарный стиль руководства деятельностью учащихся.

Ученик объект управления, исполнитель планов учителя. Деятельность его носит в основном репродуктивный характер.

Вторая функция сферы образования как механизма развития личности и общества реализуется посредством универсальной модели образования.

Эта модель направлена не столько на передачу учащимся знаний, умений и навыков, сколько на развитие их универсальных способностей добывать знания и применять их в новых условиях.

Другие названия этой модели образования: инновационная, личностно-ориентированная, способностная.

В настоящее время особенно значимыми для личности становятся такие универсальные

способности, как способности к самоопределению, к освоению новых способов мышления и деятельности, рефлексии, диалогу, анализу ситуации и определению целей, способов их достижения, к продуктивному общению и сотрудничеству с другими людьми, способность действовать в новых, постоянно меняющихся ситуациях. Таким образом, цель образования в этой модели – развитие личности. Она достигается при личностно-ориентированной позиции учителя, демократическом стиле его руководства деятельностью учащихся, которые выступают как субъекты учения и совместной деятельности с учителем и друг с другом.

В заключение отметим, что современное образование имеет тенденцию приобретать гуманистическую, личностно-ориентированную направленность, становится гибким и динамичным.

Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг.

Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что образование это и социокультурный феномен, и общечеловеческая ценность, и сфера профессиональной деятельности педагога.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_190369_obrazovatelnie-paradigmi-v-strukture-pedagogicheskoy-kulturi-obshchestva.html

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике — allRefs.net

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике — Лекция, раздел Философия, Конспект лекций по курсу основы педагогики Педагогические Проблемы Имеют Большое Жизненное И Общекультурное Значение Как…

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума.

Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения и общения, о формах обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия людей, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

В настоящее время изменяются место и роль образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной среде, обуславливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития, а также определяющими перспективы его развития.

В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом.

Выделяются следующие парадигмы: 1) знаниевая и культурологическая, 2) технократическая и гуманистическая, 3) социетарная и человеко-ориентированная, 4) педоцентристская и детоцентристская.Каждая парадигма обучения и воспитания формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена.

В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности и роли образования в обществе; осознание культурного развития человека; представления об образе и месте педагога как носителе знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю; она активно оформлялась в Средневековье и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.

Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся системы «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения. По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и другими видами культуры.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому подходу в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическаятрадиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.

Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека».

Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.

Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентристской.

Педоцентристскаяпарадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания.

При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигмаориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей способностей и интересов.

В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках же человеко-ориентированной (антропологической*)парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по курсу основы педагогики

Ст преподаватель кафедры педагогики и проблем развития образования бгу.. богомазов алексей петрович уч год.. лекция педагогика в системе наук о человеке история..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике

Источник: http://allrefs.net/c1/48v8q/p7/

1.7. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике

Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Педагогическиепроблемы имеют большое жизненное иобщекультурное значение как для личности,так и для всего социума.

Современномучеловекунеобходимовладеть информацией о стиле поведенияи общения, о формах обучения и воспитания,системе образования как в своей стране,так и за рубежом, а также о приемахэффективно­го воспитательноговоздействия, способах взаимодействиялюдей, обеспечивающих сотрудничествои взаимопонимание.

В условиях выборатипа образования родителям важ­ноиметь целостное представление о формахобучения и видах специализированныхили общеобразовательных школ. В эпохуинформационного общества современномупоколению, стремящемуся к постоянномусамосовершенствованию, необходимоовладеть основными способами получения,передачи и обмена информацией, способамикоммуникации.

В настоящее времяизменяются место и роль образования вобществе: образование и воспитаниеявляются центральными звеньями всоциальной среде, обуславливающимистабилизацию общества и уровень егокультурного развития, а также определяющимиперспективы его развития.

Вмировой и отечественной педагогическойпрактике парадигмы образованияскладывались и разрабатывались напротяжении веков. Они являются культурнымдостоянием общества, отражают уровеньего культуры в целом.

Выделяются следующиепарадигмы: 1)знаниевая и культурологическая, 2) технократическая и гуманистическая,3) социетарная и человеко-ориентированная,4) педоцентристская и детоцентристская.Каждаяпарадигма обучения и воспитанияформировалась в зависимости отдоминирования определенного элементав системе основных параметров образованиякак социального феномена.

В ряд элементов,определяющих парадигму образования,входят: представления о системе знанийи умений, необходимых человеку конкретнойисторической эпохи; осознание типакультуры и способов развития человекав процессе освоения последней; принципыкодирования и передачи информации;осмысление ценности и роли образованияв обществе; осознание культурногоразвития человека; представления обобразе и месте педагога как носителезнаний и культуры в образовательномпроцессе; образ и место растущей личностив структурах воспитания, обучения иобразования.

Вевропейской культуре знаниеваяпарадигма имеет самую длительнуюисторию; она активно оформлялась вСредневековье и реализуется посредствомтрадиционной классно-урочной системыобучения.

Она влияла на определениеобразовательных задач во взаимосвязис формирующимся практическим итеоретическим опытом человека.

Основнымположением знаниевой парадигмыобразования является идея трансляцииучащимся системы «готовых», «завершенных»знаний, умений и навыков, при этом самученик выступает пассивным объектомучебно-познавательной деятельности.

Культурологическаяпарадигма в большей степени ориентируетобразовательный процесс нена овладение «суммой» знаний, а наосвоение элементов культуры, способовобучения, поведения, общения.По мере развития общества и культурырасширяются возможности овладениячеловеком ценностями; основамифизической, эстетической, языковой,экологической, компьютерной и другимивидами культуры.

Сущностьтехнократическойпарадигмы обучения и воспитанияпроявляется в формировании мировоззрения,основными особенностями которогоявляются преобладание средств надцелью, задач образования над смыслом,технологий цивилизации над общечеловеческимиинтересами, техники над ценностями.

Альтернативнойтехнократическому подходу в образовании,превращающему человека в объектманипуляций, стала гуманистическаятрадиция.Для нее человек являетсявысшей ценностью,и не только в общественных и образовательныхсистемах.

Гуманистическая парадигмаориентирует на изменение образамышления человека, руководствуясьпринципом «все для человека», «все воимя человека».

Она основывается на гуманистическихморальных нормах, предполагающихсопереживание,соучастие и сотрудничество, оказаниепомощи и поддержки личности.

Педоцентристскаяпарадигма понимается как альтернативадетоцентристской.

Педоцентристскаяпарадигмарассматривает воспитаниеи обучениекак главные факторы развития ребенка,где основная рольотводится педагогу.В рамкахданной парадигмы методика, новаторствои творчество педагога являютсяопределяющими при анализе процессовобучения и воспитания. При этом личностныекачества, интеллектуальные способностии интересы ребенка учитываютсянедостаточно.

Детоцентристскаяпарадигма ориентируетв первую очередь насоздание благоприятных условий дляразвития всех детей, учет и развитиеиндивидуально-личностных особенностейспособностей и интересов.

Воснове социетарнойпарадигмы лежат принципы государственногоуправления обществом.Именно государство определяет характери цели воспитания и обучения, а управлениесистемой образования носит сугубогосударственный характер.

Врамках же человеко-ориентированной(антропологической)парадигмычеловек является непреходящей ценностью.Поэтому в процессе воспитания и обученияучитываются, прежде всего, интересы ииндивидуальные особенности как ребенкаи его родителей, так и педагога.

Вопросы и заданиядля самопроверки и обсуждения

  1. Назовите основные образовательные парадигмы, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики.

  2. Какова направленность культурологической, гуманистической, человеко-ориентированной, детоцентристской парадигм?

Источник: https://studfile.net/preview/5626786/page:5/

Uchebnik-free
Добавить комментарий