Общая характеристика особенностей учебной деятельности старших школьников.

1.3 Особенности учебной деятельности для старшего школьного возраста

Общая характеристика особенностей учебной деятельности старших школьников.

Ведущая деятельность этого возраста — учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию. [6], [16]

Поэтому, основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Л. С.

Выготский говорил, что выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (т. е.

мотивационной установки), отнесенного к сравнительно далекому будущему. [8]

Правда, выбор профессии может происходить не столь осознанно, а под влиянием родителей, в результате подражания товарищам или случайно возникшего интереса. В этом случае выбор может быть не связанным с мотивацией учения.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности.

Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии. [3]

Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решили продолжить образование после школы). [3]

Как показано В. Л. Мунтян (1977), степень адекватности самооценки учебных способностей старшеклассников в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению.

Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах познавательного развития, приводит к фрустрациям, снижению мотивации и активности в обучении.

Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Здесь уже отметка — это критерий знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу; вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям.

Таким образом, роль отметки как цели учения с возрастом меняется. Меняется с возрастом и соотношение между мотивациями на приобретение знаний и получение хороших отметок. Сопоставление этих двух мотивов учения, проведенное в 1997 году в одной из школ Санкт-Петербурга (М.Н. Ильина, Т. Г.

Сырицо), выявило интересную динамику. Выраженность мотива на отметку у учеников с 3-го по 10-й класс была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась: она значительно возрастала в 5-м и 9-м классах (рис. 1).

Возрастание в 5-м классе можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению; возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают после сдачи конкурсных экзаменов.

Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению.

Обращает на себя внимание и то, что во всех классах мотивация на получение знаний была все же выше, чем на получение отметок; это относится как к мальчикам, так и к девочкам, но у последних она выражена больше. В 3-7-х классах у девочек несколько выше и мотивация на отметку, однако разница не очень велика, а в 9-10-х классах она вообще исчезает.

По данным Н. А. Курдюковой (1997), имеется определенная связь между успеваемостью учащихся и соотношением у них мотиваций на получение знаний и отметок.

Так, в средних и старших классах у слабоуспевающих учеников мотив на отметку может быть выражен больше, чем на получение знаний, причем это касается не только мальчиков, но и девочек.

Превалирование мотива знаний над мотивом отметки имеется только у отличников и «хорошистов» и то в значительно меньшей степени, чем в младших классах.

Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения.

Это может быть связано с тем, что под влиянием формирующегося у них мировоззрения возникает достаточно устойчивая структура мотивационной сферы, в которой главными становятся мотиваторы (личностные диспозиции, особенности личности), отражающие их взгляды и убеждения.

Возникает у старшеклассников потребность выработать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых. [8]

Рис. 1 Соотношение между мотивами получения отметки и приобретения знаний. По вертикали — баллы, по горизонтали — классы. Заштрихованные столбики показывают мотивы получения отметки, а незаштрихованные — мотивы получения знаний.

И.В. Дубровина показала, что далеко не все старшие подростки к концу IX класса (в то время VIII класса) могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе.

На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу.

Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них, опасения. [10]

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/21779

Психологические особенности старших школьников

Общая характеристика особенностей учебной деятельности старших школьников.

На эту тему написана масса статей.

Прочитав любую из них, мы узнаем, что старшие школьники склонны к аналитическому восприятию действительности, что их интересы связаны с выбором жизненного пути и мировоззрения, а самооценка повышается благодаря завершению периода полового созревания и формированию внешнего облика. Огромное большинство родителей подростков этого возраста испытывает недоумение при чтении подобных текстов. «Может быть, где-то и есть такие подростки, — думают они, — но я их не встречал».

На самом деле все перечисленные характеристики возраста продолжают действовать, но жизненная ситуация, окружение и особенности воспитания современного старшеклассника очень часто маскируют или искажают их. Итак, каким же видят взрослые «среднего» подростка? Попробуем посмотреть на него сквозь призму родительского восприятия.

  • Он или она как будто ничего не хочет, ничем не интересуется, совсем не думает о будущем.
  • Постоянно «сидит в телефоне» — играет в игры или общается в соцсетях. Телефон как будто стал еще одной частью тела.
  • Не умеет учиться, не запоминает требуемый объем информации, не выстраивает аналитических связей между явлениями и событиями, не воспринимает учебный материал. Если трудно, бросает, не доделав. Не сформирован навык преодоления трудностей, готовности совершать усилие.
  • Проводит огромное количество времени перед зеркалом, уделяет внимание прическе, макияжу, выбору аксессуаров, разбирается в брендах одежды. Недоволен своей внешностью или чересчур зациклен на ней, иногда и то, и другое.
  • Все интересы сосредоточены на друзьях и подругах.
  • Настроение скачет, периоды спокойного и конструктивного общения сменяются истериками, хамством, хлопаньем дверьми.
  • Ни во что ни ставит родителей, говорить с ним стало сущей пыткой, потому что ты ни в чем не разбираешься и ничего не понимаешь.
  • Сколько бы ты ни просил его мыть за собой чашку, он будет оставлять ее грязной на столе и никогда не вытрет за собой крошки. Вообще привлечь подростка к участию в домашних делах — задача не для слабонервных.
  • От него пахнет сигаретами, а иногда алкоголем. Возможно, появились опасные увлечения и подозрительные знакомые.

Все перечисленное выше — классические жалобы родителей, страдающих от невозможности наладить отношения с подростком и от беспокойства за его будущее. Понятно, что не все пункты присутствуют у каждого старшего школьника.

Бывают семьи, где родители сохраняют хороший контакт с подростками, а дети остаются вменяемыми и конструктивными. В этом случае проблемное поведение не будет острым, но какие-то формы протеста, скорее всего, будут присутствовать и у таких подростков.

Просто они будут сглажены, или касаться не важных сторон жизни, а мелочей вроде незакрытой дверцы шкафа, или просто будут реже проявляться.

Проанализируем приведенные жалобы с точки зрения особенностей возраста и социально-психологической ситуации развития старшего школьника.

5 методов воспитания детей

Еще не было такой книги Михаила Литвака, которая показалась бы заурядной.

Бойкий стиль автора не оставит равнодушными никого! В этой книге собраны общие, порой парадоксальные принципы воспитания, которые должны знать все родители.

Оказывается, дети нередко страдают не столько от недостатка внимания родителей, сколько от его переизбытка! Так что, если Вы хотите счастливого будущего своим детям, оставьте их в покое как можно раньше!

Купить

  • Отсутствие «правильных», социально одобряемых увлечений, мыслей о выборе вуза или профессии — чаще всего форма протеста против давления со стороны взрослых. «С такой подготовкой вы не сдадите ЕГЭ», — постоянно слышат дети в школе, учителя транслируют это же родителям, а перепуганные родители по вечерам накачивают своей тревогой детей. Психика просто не выдерживает всего этого, и подросток говорит себе: «Ну и черт с ним, ну и не сдам, наплевать. Раз все равно не поступлю, куда хотел, — какая разница?» На самом деле большинство подростков очень боятся выпускных экзаменов и говорят об этом с друзьями или с теми взрослыми, кому они доверяют. «Пофигизм» — естественная психологическая защита от постоянной тревоги.
  • Другая причина видимого равнодушия к собственному будущему — печальный опыт «за меня все равно все решат». Бывает, что мнения подростка никто никогда не спрашивает, потому ли, что взрослые «лучше знают», или они не особенно включаются в его судьбу. Но он знает: как-нибудь само все устроится, кто-то что-то решит в моей судьбе, а я уж подстроюсь. В этой ситуации он тянет лямку жизни, а не живет, — и не важно, «пристроят» его в МГИМО или в автослесарный колледж. И дипломатическая карьера, и работа автомеханика могла бы приносить ему радость, если бы он выбрал это сам.
  • Часто родители забывают, что подросток умеет быть упорен и последователен в достижении какой-то важной ему цели. Если он не интересуется математикой, но непрерывно совершенствуется в какой-то бессмысленной с точки зрения родителей области вроде освоения сложных трюков на велосипеде, или в футболе, или в технике рисования манго, — это хороший признак. У него есть интересы, есть энергия для того, чтобы ставить цели и добиваться их, а это не менее важно, чем математика! А кроме того, у него есть зона успешности и компетентности, где он не чувствует себя неудачником.
  • Гаджеты — актуальная проблема современности, и касается она отнюдь не только подростков. Взрослые и сами постоянно «сидят в телефоне», но почему-то ругают за это детей. А для подростков телефон — еще и способ отгородиться от назойливого внимания взрослых, хотя бы условно и ненадолго оказаться в собственном, более интересном мире, где их ценят и принимают. Для детей, долгое время находившихся в небезопасной ситуации или ощущающих свою жизнь как небезопасную, компьютерная игра становится островком мнимой стабильности.
  • Неумение учиться во многом связано с утратой актуальности существующей системы школьного обучения. Это огромная системная проблема, о которой сейчас много говорят и пишут. С одной стороны, неясен смысл заучивания фактов и формул при условии, что любая информация находится в один клик. С другой, — цифровое поколение действительно мыслит по-другому, иначе функционируют нейроны, скорость установления связей тоже другая. Например, они лучше справляются с многозадачностью, но объем долговременной памяти резко сокращен. Раньше учителя говорили: «В одно ухо влетело, в другое вылетело», — так вот и это устарело, потому что значительная часть «лишнего», по мнению мозга, материала вообще не доходит до их сознания.
  • Тема внешней привлекательности — абсолютно естественная потребность подростка старшего школьного возраста, как и повышенный интерес к общению со сверстниками. Ведущая потребность возраста у них — вовсе не учеба, а общение с друзьями и противоположным полом.
  • Перепады настроения вызваны неустойчивым гормональным фоном, а то, что он перестал слушаться и начал грубить, — часть процесса сепарации от родителей. Это естественный этап взросления, когда человек начинает «примерять» на себя роль взрослого, которому никто не указывает, что ему делать. В большинстве случаев период бурного протеста благополучно завершается, когда подросток понимает, что он уже действительно официально признан взрослым и никто не покушается на его права. Но до тех пор, пока он требует к себе взрослого отношения (понимая под этим свободу, но не ответственность), а родитель видит в нем ребенка и пытается его контролировать, — обоим приходится трудно.
  • «Неправильные», нездоровые и опасные увлечения вроде употребления различных психоактивных веществ, зацепинга или участия в уличных боях несут в себе элемент риска и окружены романтическим флером запретности. Все это — часть ритуала инициации, которая обязательно присутствовала в любой культуре и символизировала переход от детства к взрослости, становлению мужчины или женщины. Мужские инициации связаны с риском, физическими лишениями, женские обычно символически отражали таинство родов и заставляли проходить испытание болью. Как мужские, так и женские инициации часто сопровождались расширяющими сознание практиками. В современной жизни внятный ритуал инициации отсутствует как таковой. Очевидно, что ЕГЭ эту функцию выполнить не может. Поэтому подростки придумывают себе ритуалы инициации, как умеют.
  • И наконец, самое важное. Подростки старшего школьного возраста очень часто ведут себя так, как будто родители им вовсе не нужны и только мешают. Бывает, что они так и говорят, и родителям очень обидно это слышать. Бывает, что сами подростки так думают. Но дело в том, что это неправда. Родители им очень нужны, даже если они не всегда это понимают. Потому что родители — это те люди, которые останутся рядом, невзирая ни на что.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/psikhologicheskie-osobennosti-starshikh-shkolnikov/

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Общая характеристика особенностей учебной деятельности старших школьников.

Глава I. Творческие задания на уроках литературы в старших классах

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст [1, с. 35].

Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению мысли, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта.

Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности [1, с.103].

Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей.

Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности.

Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих непросто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников[27, c. 98].

В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением.

По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для побуждений.

Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости[18, c. 101]. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина».

Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам.

Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира[27, c.44].

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее.

Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.

Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека[27, c.68]. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей.

Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность.

В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника.

Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности.

«Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности[27, c.98].

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками.

Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

.

Источник: https://mylektsii.ru/10-19857.html

3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника

Общая характеристика особенностей учебной деятельности старших школьников.

Социальнаяситуация развития личностив ранней юности характеризуетсязначительным своеобразием, обусловленнымтем, старший школьник стоит на порогевступления в самостоятельную жизнь.Перед ним стоит задача выбора дальнейшегожизненного пути, определения своегоместа в жизни.

Происходит формированиемировоззрения, жизненных планов, мотивов,ценностных ориентаций, стремлений,намерений. Это ставит перед юношами идевушками два вопроса: «Кем быть?» и«Каким быть?». Для них эти вопросы тесносвязаны между собой. Как правило,самоопределение личности осуществляетсячерез профессиональное самоопределение.

Выбор профессии на уровне самоопределениятребует осознания требований будущейпрофессии и своих внутренних ресурсов,умения принимать решения на основесознательного намерения и высокойстепени психического развития. Этодействительный акт самоопределения,упорядочивающий мотивационно-потребностнуюсферу личности.

Впрочем, часть девушеки юношей, выбравших профессию, учатсяуже не в общеобразовательной школе, ав средних профессиональных учебныхзаведениях.

Очевидно,что само­оп­ре­де­ле­ниеличности в ранней юности имеет дваплана: первый – деловой выбор профессии;второй – через общие, лишенные конкретностипоиски смысла своего существования. Вэтом возрасте у человека складываетсяустойчивое, более или менее верноепредставление о своем «Я» как некотороминдивидуальном целом, отличном от другихлюдей.

Это обобщенноепредставление о собственной личностии индивидуальности.Еще одним важным психологическимновообразованием возраста являетсястабилизация характера, котораябазируется на устойчивости большогочисла личностных качеств в старшемшкольном возрасте.

Важное новообразованиев психике старшеклассников — это ихболее реалистическая, чем у подростков,направленность на будущее. Старшеклассникиосознают свои возросшие возможностибыть самостоятельными в своих воззрениях,выборе круга общения, определении своегобудущего. Важное место в их отношенияхк людям, друг к другу занимают явленияизбирательной дружбы и любви.

Кругобщения может выходить далеко за пределыих формального положения как членовсемьи и собственно школьников.

Личностноеи профессиональное самоопределениенакладывает заметный отпечаток наотношение кшколе и учебе.Школа для старшеклассников – этоучреждение, готовящее к жизни и труду,в учебе они стремятся выйти за пределышколы и взглянуть на нее с позицийбудущего.

Так, факт выбора профессиисущественно влияет на формированиеучебных интересов и предпочтений однихучебных предметов другим. Как правило,старшеклассники глубже интересуютсяи обстоятельнее изучают предметы,непосредственно связанные с будущейпрофессией.

Направленность на будущеесущественно определяет отношениеучащегося к разным учебным предметам,это отношение становится избирательным.Предпочитаются предметы, мысленносвязываемые с будущим делом жизни.Педагог-предметник не должен сетоватьна то, что учащийся увлечен, положим, неего предметом, а другим, связанным сего, как тот полагает, трудовым будущим.

Важно, чтобы выполнялась учебнаяпрограмма. Существенной чертой молодежиданного возраста является тенденцияусматривать существенные отношениямежду явлениями и в связи с этим системностроить свой опыт, связное мировоззрение.

Учебнаядеятельность старшеклассника,как правило, побуждается многимимотивами. Мотивы переплетаются, действуютв сложном комплексе и определяют каждыйакт поведения и деятельности. В то жевремя о повышении обобщенности идейственности мотивов, о снижении ихчисла. Так, по данным Л.И.

Божович, чемстарше юноша, тем меньше он называетмотивов в качестве побудителей учебнойдеятельности. Побудительные силыповедения и деятельности личности(мотивационная сфера) в старшем школьномвозрасте претерпевает качественныеизменения.

Сдвиги в мотивационной сфереявляются центральным психологическимновообразованием возраста. В мотивационнойсфере на первое место выходят мотивы,связанные с жизненными планами,намерениями и мировоззрением.

Мотивыперестают быть рядоположенными,выстраиваются в иерархическую системуи действуют не на основе психологическогомеханизма непосредственного (импульсивного)побуждения, но на основе осознанныхжизненных целей и намерений. Усиливаетсяобобщенность и действенность мотивов.

Происходит упорядочивание системыпотребностей и стремлений (на основеформирования мировоззрения). Требованияк себе становятся более устойчивыми идейственными вследствие установленияустойчивой иерархической структурыубеждений, намерений, идеалов.

Сучебной деятельностью тесно связаноумственное развитиев ранней юности. Мышление становитсяболее критичным и самостоятельным, какправило, старшеклассникам интересното, что требует самостоятельногообдумывания, поиска законов и принципов.

В уровне и качестве развития умственныхспособностей проявляются все большиеиндивидуальные различия, что делаетактуальным индивидуальный подход вобучении и воспитании.

Развитиепознавательных психических функцийимеет две стороны: количественную(возможность решать более или менеесложные задачи) и качественную (способырешения задач, подходы к их решению).Ж. Пиаже указывает, что именно в этомвозрасте у человека складываетсягипотетико-дедуктивное мышление.

Можносмело сказать, что в старшем школьномвозрасте складывается особая позиция,особое отношение к миру, присущее толькодля этого возраста. Обращенность вбудущее составляет принципиальноеотличие старшего школьного возраста,а все настоящее предстает в свете этойосновной жизненной направленностиличности старшеклассника.

Старшеклассникууже присущи развитые формы теоретическогомышления, приемы оперирования отвлеченнымипонятиями, способность так или иначеориентироваться в сложных событияхжизни общества. Наблюдаются явленияактивного и систематическогосамовоспитания.

В ранней юностикогнитивные процессы, и, прежде всего,мышление приобретают целостный,завершенный характер. Интеллектуальноеразвитие детей этого возраста можноускорить по трем направлениям: понятийныйстрой мышления, речевой интеллект ивнутренний план действий. Развитиюмышления в старших классах способствуютзанятия риторикой.

Ускоренного образованиянаучных понятий можно добиться назанятиях специальными предметами, гдесоответствующие понятия вводятся иизучаются. Становлению внутреннегоплана действий могут помочь специальныеупражнения, направленные на то, чтобыодни и те же действия как можно чащесовершались не с реальными, а своображаемыми предметами, т.е.

в уме.Например, на уроках математики следуетпобуждать учащихся считать в уме, а нена бумаге или калькуляторе.

Следуету учащихся старших классов школыразвивать практическийинтеллект,в который входят такие качества ума,как предприимчивость, экономность,расчетливость, умение быстро и оперативнорешать возникающие задачи.

Подпредприимчивостью понимают способностьчеловека в сложной жизненной ситуациинаходить несколько решений возникшейпроблемы.

Предприимчивость у детейможно развивать с помощью ученическогосамоуправления, а также участия школьниковв различных видах общественно полезногокоммерческого труда, увеличениисамостоятельности подростков и юношейв домашних делах (при условии, что работавыполняется ребенком самостоятельно,по его собственному замыслу).

Экономностьпрактического ума — человек, обладающийтаким качеством, способен найти всложившейся ситуации способ действия,приводящий к нужному результату снаименьшими издержками и затратами.

Онформируется путем побуждения детей вшколе и дома самостоятельно производитьрасчеты материальных затрат наинтересующие их дела. Расчетливостьпроявляется в умении заглядывать далековперед, предвидя последствия принятыхрешений и действий.

Умение оперативнорешать поставленные задачи проявляетсяв количестве времени, которое проходитс момента возникновения задачи до еепрактического решения. Данное умениезависит от темперамента и жизненногоопыта ребенка.

Одинаково думать идействовать всех детей научить невозможно,но каждого можно приучить руководствоватьсяправилом: как только возникает проблема,надо не откладывая, сразу же приступатьк ее решению. Развитым считается такоепрактическое мышление, которое обладаетвсеми указанными выше свойствами.

Источник: https://studfile.net/preview/7131020/page:67/

Uchebnik-free
Добавить комментарий