Общая характеристика основных правовых семей современности.

Общая характеристика основных правовых семей современности

Общая характеристика основных правовых семей современности.

Понятие «правовая система» следует отличать от понятия «система права». Как говорилось выше, система права характеризует его внутреннюю структуру.

Понятие правовая система значительно шире по объему, и в содержательном плане включает в себя: нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны.

Иначе говоря, правовую систему определяют в основном как обусловленную историческим развитием совокупность законодательства, юридической практики и правовой идеологии в конкретном государстве.

Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия.

Классификация правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы.

Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков.

Группы близких по характеристикам национальных правовых систем принято относить к обособленным «семействам» политических и культурно-правовых образований и именовать правовыми семьями.

Существуют различные классификации правовых семей в зависимости от того, какие признаки положены в ее основание. Например, современный французский ученый Р.

Давид выделил три правовые семьи, немецкий юрист К. Цвайгерт назвал восемь.

Охарактеризуем некоторые из называющихся в литературе правовых семей: романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую правовые семьи и семью обычного права.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права и получила распространение в континентальной Европе (к данной правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др. стран).

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

1) основной источник права – нормативный акт; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

2) существует единая иерархически построенная система источников писаного права;

3) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

4) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

5) наличие конституции, обладающей высшей юридической силой, а также система кодифицированных актов (кодексов);

6) системы права делится на публичное и частное, а также на отрасли;

7) юридическая доктрина играет основную роль в правотворчестве, а при правоприменении используется только при толковании правовых норм.

К англосаксонской правовой семье (семье общего или прецедентного права) относятся правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской и характеризуется следующими признаками:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), при этом прецеденты обязательны для других судей при рассмотрении аналогичных дел;

2) соответственно ведущая роль в правотворчестве отводится суду;

3) нормы права не отделены от судебного решения и поэтому носят казуистический характер;

4) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) нет кодифицированных отраслей права;

6) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

К семьерелигиозного права относятся мусульманская правовая система (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Саудовская Аравия и др.), а также индусская (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Бангладеш, Непал, Танзания, Уганда, Кения некоторых др.).

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому в них нужно верить и соответственно строго соблюдать, юридические предписания даны раз и навсегда, изменять их нельзя, но они нуждаются в разъяснении и толковании;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) юридические положения переплетены с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями и образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение, не могут противоречить религиозным источникам;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока (в частности, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.).

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

4) нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

5) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

6) архаичность многих ее обычаев и традиций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_99950_obshchaya-harakteristika-osnovnih-pravovih-semey-sovremennosti.html

Общая характеристика основных правовых семей

Общая характеристика основных правовых семей современности.

Вмире существуют различные правовыесистемы и правовые семьи, отражающиеособенности соответствующих эпох,цивилизаций, стран, народов, континентов.

Различают национальные правовые системыи межнациональные (семьи или отдельныегруппы систем).

Национальная правоваясистема — органический элемент конкретногообщества, его истории, культуры, традиций,социального уклада, географическогоположения и т.д.

Правоваясемья— это несколько родственных национальныхправовых систем, которые характеризуютсясходством некоторых важных признаков(пути формирования и развития; общностьисточников, принципов регулирования,отраслевой структуры; унифицированностьюридической терминологии, понятийногоаппарата; взаимозаимствование основныхинститутов и правовых доктрин).

Взависимости от вышеназванных признаковвыделяют следующие основные правовыесемьи.

1)романо-германскую (семью континентальногоправа);

2)англосаксонскую (семью общего права);

3)религиозную (семью мусульманского ииндусского права);

4)традиционную (семью обычного права).

Кромано-германскойправовой семьеотносятся правовые системы Италии,Франции, Испании, Португалии, Германии,Австрии, Швейцарии и др.

В качествесамостоятельной группы правовых системв рамках романо-германской правовойсемьи можно выделить славянские правовыесистемы (Югославии, Болгарии и т.д.).

Современная правовая система Россиипри всех ее особенностях более родственнаименно романо-германской правовойсемье.

Средипризнаковромано-германской правовой семьиможно выделить следующие:

единаяиерархически построенная системаисточников писаного права, доминирующееместо в которой занимают нормативныеакты (законодательство);

главнаяроль в формировании права отводитсязаконодателю, который создает общиеюридические правила поведения;правоприменитель же (судья, административныеорганы и т.п.) призван лишь точнореализовать эти общие нормы в конкретныхправоприменительных актах;

писаныеконституции, обладающие высшей юридическойсилой;

высокийуровень нормативных обобщений достигаетсяпри помощи кодифицированных нормативныхактов;

весомоеположение занимают подзаконныенормативные акты (регламенты, инструкции,циркуляры и др.);

делениесистемы права на публичное и частное,а также на отрасли;

правовойобычай и юридический прецедент выступаютв качестве вспомогательных, дополнительныхисточников;

напервом месте находятся не обязанности,а права человека и гражданина;

особоезначение имеет юридическая доктрина,разработавшая и разрабатывающая вуниверситетах основные принципы (теорию)построения данной правовой семьи.

Основойвозникновения романо-германской правовойсемьи послужило римское право. В своемстановлении романо-германская правоваясемья прошла три главных этапа:

1)эпоха Римской империи — XII в. н.э. -зарождение римского права и его упадокв связи с гибелью Римской империи (476 г.н.э.), господство в Европе архаическихспособов решения споров — поединки,ордалии (испытания), колдовство и т.д.,т.е. фактическое отсутствие права;

2)XIII — XVII вв. — возрождение (ренессанс)римского права, распространение его вЕвропе и приспособление к новым условиям,достижение независимости права откоролевской власти;

3)XVIII — XX вв. — кодификация права, принятиеКонституций (в США, Польше, Франции ит.п.), появление отраслевых кодексов(Гражданский кодекс Франции 1804 г.,Гражданское уложение Германии 1896 г.),создание национальных правовых систем.

Канглосаксонскойправовой семьеотносятся национально-правовые системыВеликобритании, США, Канады, Австралии,Новой Зеландии и др.

Даннаясемья характеризуется следующимипризнаками:

основнымисточником права выступает судебныйпрецедент (правила поведения,сформулированные судьями в их решенияхпо конкретному делу и распространяющиесяна аналогичные дела);

ведущаяроль в формировании права (правотворчестве)отводится суду, который в этой связизанимает особое положение в системегосударственных органов;

напервом месте находятся не обязанности,а права человека и гражданина, защищаемыепрежде всего в судебном порядке;

главенствующеезначение имеет в первую очередьпроцессуальное (процедурное,доказательственное) право, которое вомногом определяет право материальное;

неткодифицированных отраслей права;

отсутствуетклассическое деление права на частноеи публичное;

широкоеразвитие статутного права (законодательства),а юридические обычаи выступают в качествевспомогательных, дополнительныхисточников;

юридическиедоктрины, как правило, носят сугубопрагматический, прикладной характер.

Всвоем становлении англосаксонскаяправовая семья прошла четыре главныхэтапа:

1)до 1066 г. (нормандского завоевания Англии)- отсутствие общего для всех права;основным источником права являлисьместные обычаи, различные для каждогорегиона;

2)1066 — 1485 гг. (от нормандского завоеванияАнглии до установления власти династииТюдоров) — централизация страны, созданиев противовес местным обычаям общегоправа для всей страны, которое отправляликоролевские суды;

3)1485 — 1832 гг.

— период расцвета общего праваи его упадка; нормы общего права сталиотставать от реальной действительности:во-первых, общее право было слишкомформальным и громоздким, что снижалоего эффективность; во-вторых, дела,которые было сложно либо невозможнорешать, опираясь на общее право, сталиразрешаться посредством возникшего»права справедливости», котороесамостоятельно творил английскийлорд-канцлер (представитель короля),исходя из принципов справедливости;

4)1832 г. — наши дни — судебная реформа 1832 г.в Англии, в результате которой судьиполучили возможность по своему усмотрениюрешать юридические дела, опираясь какна общее право, так и на собственноеубеждение справедливости (т.е.

прирассмотрении дел судьями принимаютсяво внимание как образцы решения подобныхдел в прошлом — судебные прецеденты, таки мнение судей, основанное на ихсобственном понимании справедливости,- «судьи творят право, право есть то,что говорят о нем судьи»); распространениеданной системы на английские колонии,где они внедрились, согласуясь с местнойспецификой.

Ксемьерелигиозного праваотносятся правовые системы такихмусульманских стран, как Иран, Ирак,Пакистан, Судан и др., а также индусскоеправо общин Индии, Сингапура, Бирмы,Малайзии и др.

Средипризнаковданной правовой семьиможно выделить следующие:

главныйтворец права — Бог, а не общество, негосударство, поэтому юридическиепредписания даны раз и навсегда, в нихнужно верить и соответственно строгособлюдать;

источникамиправа являются религиозно-нравственныенормы и ценности, содержащиеся, вчастности, в Коране, Сунне, Иджме ираспространяющиеся на мусульман, либов Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. идействующих в отношении индусов;

весьматесное переплетение юридическихположений с религиозными, философскимии моральными постулатами, а также сместными обычаями образует в своейсовокупности единые правила поведения;

особоеместо в системе источников права занимаюттруды ученых-юристов, конкретизирующиеи толкующие первоисточники и лежащиев их основе конкретные решения;

отсутствуетделение права на частное и публичное;

нормативно-правовыеакты (законодательство) имеют вторичноезначение;

судебнаяпрактика в собственном смысле слова неявляется источником права; во многомоснована на идее обязанностей, а не правчеловека (как это имеет место вромано-германской и англосаксонскойправовых семьях).

Ксемье традиционногоправаотносятся правовые системы Мадагаскара,ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признакамиданной правовой семьи являются следующие:

доминирующееместо в системе источников права занимаютобычаи и традиции, имеющие, как правило,неписаный характер и передаваемые изпоколения в поколение;

обычаии традиции представляют собой синтезюридических, моральных, мифическихпредписаний, сложившихся естественнымпутем и признанных государствами;

обычаии традиции регулируют отношения в первуюочередь групп или сообществ, а неотдельных индивидов;

нормативныеакты (писаные законы) имеют вторичноезначение, хотя их принимается в последнеевремя все больше и больше;

судебнаяпрактика (юридический прецедент) невыступает в качестве основного источникаправа;

судебнаявласть руководствуется идеей примирения,восстанавливая согласие в общине иобеспечивая ее сплоченность;

юридическаядоктрина не играет существенной ролив юридической жизни данных обществ;

архаичностьмногих ее обычаев и традиций.

Такимобразом, правовые семьи неоднородны. Вкаждой из перечисленных семей имеютсясвои отличительные особенности,одновременно неизбежно присутствуюти черты, присущие любому праву и любойправовой системе.

Общий признак — всеони выступают в качестве регуляторовобщественной жизни, средством управленияобществом, выполняют охранительную,защитительную и принудительную роль,стоят на страже прав человека и гражданина.

Источник: https://studfile.net/preview/4172453/page:6/

Правовая семья: понятия, виды семей на современном этапе и их особенности

Общая характеристика основных правовых семей современности.

В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?

На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.

Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.

Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства. 

Правовая система – это вся «юридическая действительность» этого государства. В данном широком понятии принято выделять активные элементы, тесно связанные друг с другом. Это собственно право в качестве системы общеобязательных норм, регламентированных в законе, других, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правового сознания; правоприменительная практика.

По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.

Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации: 

  • романо-германской, 
  • англо-саксонской, 
  • религиозная (арабская),
  • обычная правовая семья.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт,  а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни. 

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства. 

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Религиозная правовая семья

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.  

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе.

Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения.

Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Семья обычного права

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

  1. неписаный, другими словами, некодифицированный характер права;
  2. мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев;
  3. обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом;
  4. осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим;
  5. архаичность многих обычаев
  6. месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»). 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravovaja-semja/

Uchebnik-free
Добавить комментарий