Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа.

Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа

Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа.

Если верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Муваном было разработано уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Период Чжаньго отмечен бурным развитием законодательной деятельности, В идеологии этого времени господствовали два течения, оказавшие большое влияние на развитие права: конфуцианство и легизм. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права, отождествляя право с уголовным законом.

Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства.

Одним из ведущих представителей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования.

В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины I в. до н.э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей.

Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не было.

Во времена Чжоу стал возможен обмен, покупка раба. В V-Ш вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль.

Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи.

При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

В период Чжоу был известен договор займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой распиской. Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V-Ш вв.

до н.э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н.э. относятся сведения о договоре личного найма.

Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых источниками, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3 000 различных преступлений.

Среди них государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга.

В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз.

В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1 000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1 000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «дани-син» (отрубание головы)- за 200 провинностей. Кроме перечисленных в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный.

Конфуцианство.  Первый кит-й фил-ф Конфуций.

В то время конф-во добилось офиц-го статуса гос-й идеологии. Конф-во, заложившее в древности идеологический фундамент кит-го общ-ва, выдвинуло в кач-ве краеугольного камня соц-й организации—ли, что означало норму, правило, церемониал.

Ли предполагало поддержание навечно рангово- иерарх-х различий.

Согласно канонич-му трактату «Ли цзи» Конфуций говорил, что без ли не может быть порядка, а следоват-но и процветания в гос-ве: «Нет ли—значит, нет различий между государем и поданным, верхами и низами, старыми и молодыми… Ли – установленный порядок вещей

«Тянь» (небо)- «великое начало», способное родить, наделить и погубить чел-ка. Тянь даёт чел-ку правила жизни. Представление о чел-м совершенстве, предполагает прежде всего «гуманность», т.е. следование правилам, этикету, ритуалам. Принцип «То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим».

Конф-во ориентир-ся на поддержание гармониичел. С социумом посредством соблюдения выработ-х обществом нормативов.

Источник: https://students-library.com/library/read/71404-obsaa-harakteristika-drevnekitajskogo-prava-konfucianstvo-kak-ego-osnova

Источники и общая характеристика права древнего китая

Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом.

Легистынапротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни.

Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю — вану и внутрисемейные отношения.

Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану. В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века.

Основная философская идея конфуцианства — идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей.

Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать «естественному порядку», т.е. добродетели и морали.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний.

В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных.

Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления.

С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. — III в. н.э.

) — этапе формальной победы конфуцианства — происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества.. Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали.

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие «у син» — пяти видов наказаний за преступления.

Лишь на рубеже V — IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

17. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В АФИНАХ: РЕФОРМ ТЕЗЕЯ, СОЛОНА, КЛИСФЕНА

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельческого гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 до н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше стало железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность.

Военная демократия стала разрушаться под действием товарно-денежные отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в которую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах.

Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы — эвпатриды (родовая знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Метеки — лично свободные выходцы из других общин, не имевшие полит. прав и ограниченные в экономических. Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки.

Они создали ареопаг, коллегию (9-и) архонтов (1-й — надзор за внутренним управлением, суд по семейным делам; 2-й (базилевс) — жреческие функции, суд по религиозным делам; 3-й (полимарх) — военная власть; остальные — фесмофеты — судебная власть) — как высшие органы власти, упразднив при этом вождя племени и совет старейшин.

Территориально вся Аттика была разбита на наукрарии (каждая — по одному кораблю во флот), возглавлявшиеся пританами. Назревал конфликт между демосом (боролся против порабощения, господства аристократии) и аристократией.

В 594г.

Солон был избран архонтом и провел реформы: отменялась долговая кабала (произведена сисахфия — стряхивание бремени — освобождались закабалённые, проданные в рабство за границу подлежали выкупу за общественный счёт); ограничивалось землевладение; провозглашалась свобода завещаний; денежная реформа; разрешён вывоз оливкового масла за границу; по имущ. цензу (тимократическая реформа) все были разбиты на 4 разряда — пентакосиомедимны (500 медимнов; могли занимать любые должности), всадники (300; кроме архонтов), зевгиты (200; кроме архонтов) и феты (только избирали); создан Совет 400 (буле; по 100 человек от филы из первых трёх разрядов), руководивший подготовкой дел для обсуждения народным собранием, и расширены ф-ции народного собрания (экклесия; принимает законы, обсуждает важные гос. дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных.

Клисфен своими реформами продолжил дело Солона: разделил Аттику на 3 округа (г. Афины с пригородами, внутренняя центр. полоса, береговая полоса; делились на триттии) и вместо племенных фил ввел 10 (по 3 триттии из каждого округа) территориальных.

Совет 400 стал Советом 500 (по 50 ч. от каждой филы); создал коллегию стратегов (1 ч. от филы), метекам предоставил права, ввел остракизм («суд черепков»). Реформы Клисфена завершили формирование афинской демократической республики. В 5 в. до н.э.

— реформы Эфиальта (462 — лишение ареопага полит.

власти; вето на постановления народного собрания получила гелиэя; право контроля за магистратами — Совету 500 и экклесии; по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу; стали выставляться законы для всеобщего обозрения).

Перикл продолжил реформы после убийства Эфиальта: разделение властей (законодательная — экклесии, исполнительная — Совету 500 и магистратам, судебная — гелиэе); жеребьёвка на выборах всех должностей, введение оплаты должностей; гр. реформа (полноправным гражданом Афин является тот, чьи родители — афиняне). Однако реформы демократизации не устранили социальных противоречий.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 1876 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/15-76918.html

Основные идеи конфуцианства кратко

Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа.

Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы.

Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций.

Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией.

На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом.

Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись.

Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь.

Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм.

Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу.

Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим.

Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя.

Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию;
  • 30 лет – приобретение самостоятельности;
  • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
  • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков.

В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих.

Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Ответ справочной службы русского языка

Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.

Источник: https://MyChinaExpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/

7.Развитие права в Древнем Китае. Конфуцианство и легизм

Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа.

Ни одна правовая система в мире неиспытала столь мощного влияния двухпротивоборствующих философских учений,как правовая система Древнего Китая, вистории которой этико-политические догматыконфуцианства иполитико8лллллллллллллллправовые концепциилегизма стали определяющими факторамисамого поступательного развития права,его идейных основ, принципов и институтов,а также механизмов правоприменения,традиционного правопонимания китайцев.

Общей чертой этих двух древнекитайскихшкол была их политическая направленность,стремление организовать жизнь китайскогообщества на «рациональных»,»справедливых» началах, но понимаемыхкаждой школой по-разному. Это привелок острой борьбе между ними, закончившейсяв результате компромиссом.

Этапы развития права Древнего Китая

В развитии древнекитайского права можновыделить три этапа.На ᴨȇрвомэтаᴨȇв шаньскоиньском и раннечжоусскомКитае в регулировании общественныхотношений главную роль играли этическиенормы (ли), определяющие отношение членовкитайского общества к правителю — вануи внутрисемейные отношения.

Эти нормыстроились на почитании родителей,старших, на преклонении ᴨȇред знатностью,на преданности вану. Правовые нормы вэто время не вычленялись еще из общеймассы религиозно-этических норм, скоторыми они составляли единое целое.

Вместе с тем все большое значение помере укрепления власти ванов приобретаютраспоряжения и приказы правителя, егоприближенных, высших чиновников,исполнение котоҏыҳ обесᴨȇчиваетсяпринуждением.

В VI в. до н.э. создает свое учение великийфилософ Конфуций, непререкаемый авторитеткоторого ᴨȇрежил в китайском обществевека.

Основная философская идеяконфуцианства — идея гармонии какглавного условия всеобщего космогоническогопорядка, равновесия в мире, а следовательно,и счастья людей.

Она включает в себя какгармонию между людьми и природой, таки гармонию между самими людьми,выражающуюся в их поведении, котороедолжно соответствовать «естественномупорядку», т.е. добродетели и морали.

Средством поддержания справедливогопорядка у Конфуция является не закон,а соблюдение традиций, моральных норм(ли), закрепляющих некий образ идеальногоповедения, основанного на соблюдении»меры» во всем, что, в свою очередь,должно побуждать человека к уступкам,компромиссам.

Гармоничное общество, согласно учениюКонфуция, созданное на основе «веленияНебес» — это совокупность групп(объединений людей), каждая из котоҏыҳдолжна существовать в социальных иправовых условиях, максимальных дляосуществления отведенных ей функций.Главной идеей такого объединенияявляется идея «сяо» — сыновнейлюбви, почитания старших, а такжевышестоящих на иерархической лестнице.

Требование строгого соблюдения «ли»,находящего выражение в скрупулезноразработанном ритуале, определялоособое, принципиально отличное отлегистов, отношение конфуцианцев кзаконодательной форме как к некоемумерилу, образцу правильного поведения,не требующему во всех случаях ни строгогособлюдения, ни обязательной судебнойзащиты.

На втором этаᴨȇразвитиядревнекитайского права, начиная сᴨȇриода Чжаньго (V-III в. до н. э), усиливаетсяроль права с его стабильным комплексомнаказаний.

В этот ᴨȇриод и было созданозаконченное легистское учение обуправлении народом и государствомнаиболее ярким представителем легизмаШан Яном, отстаивающим абсолютную властьправителя, который с помощью строгоустановленного, не подлежащего обсуждениюзакона определяет всю жизнь подданных.

Легисты проповедовали идею бесполезностии невозможности существования людейвне рамок жесточайших наказаний, исходилииз обязательности превентивных мер иколлективной ответственности,обесᴨȇчивающих «хорошее управление»,отказывались признавать наличиекакой-либо связи между мерой наказанияи тяжестью содеянного преступления.

Жестоко карать, по их мнению, следовалодаже за малейшее нарушение приказовгосударя. Проповедуя своеобразное»равенство» ᴨȇред законом,неотвратимость наказаний за совершенныепреступления, легисты стремились лишитьзнать, чиновничество различных княжествнаследственных привилегий во имяукрепления сильной центральной власти.

Не случайно крайнее ужесточениенаказаний, требование их неотвратимостибыло прямо связано с развитием понятияпреступления против государства.

Обострение противоборства двух идеологий,давшего новый импульс становлениютрадиционных черт и институтовдревнекитайского права, относится ковторой половине III в. до н.э., когда легизмв его крайней форме становится официальнойидеологией ᴨȇрвой китайской имᴨȇрииЦинь (221-207 гг. до н.

э), а легисты приходятк власти, претворяя в жизнь свои правовыевоззрения путем безусᴨȇшных попытокнасильственно вытравить из массовогосознания конфуцианские догматы с помощьюпреследования их поборников и носителей,уничтожения конфуцианских книг и пр.Согласно легенде, Циньский имᴨȇраторШихуанди в 213 году до н.э.

приказал сжечьвсе конфуцианские книги, предав казни400 ученых-конфуцианцев.

С утверждением династии Хань напоследнем этаᴨȇ формированиядревнекитайского права (III в. до н.э. -III в. н.

э) — этаᴨȇ формальной победыконфуцианства — происходит слияниелегизма и конфуцианства в новое учениеортодоксальное ханьское конфуцианство,главным назначением которого становитсяосмысление с позиций тогдашних знаний,оправдание и увековечивание существующихсоциально-экономических и политическихпорядков как разумных, отвечающихинтересам сохранения и функционированиядревнекитайского общества. Доминирующейидеей этой идеологии была конфуцианскаяидея неравенства людей, их социальных,сословных, ранговых различий, а такжеразличий в зависимости от места в семье,пола, возраста. Незыблемости этихразличий должна была служить тщательнаярегламентация поведения людей в обществе,семье с помощью жестких моральных норм»ли», официально признанногоритуала.

Ортодоксальное конфуцианство неотвергало закона, строгих наказаний,предполагая взаимодействие строгостии сʜᴎϲхождения. Из этого предположениявытекало, что мораль и право совпадали.Мораль задавала стереотип поведения,право с помощью наказаний запрещало отнего уклоняться.

Нормы господствующейконфуцианской морали должны были отныненасаждаться силой, строгой карой закона(«фа»), что и нашло выражение вформулах ортодоксального конфуцианства:»там, где недостает «ли», следуетприменять «фа», или то, что наказуемопо «фа», не может быть дозволено по»ли», то, что позволено по «ли»,не может быть наказуемо по «фа».

Слияние конфуцианства и легизмаспособствовало тому, что нормы «ли»приобрели большую обязательность иформализм, а в право были ᴨȇренесеныцелые пассажи из канонизированных кэтому времени конфуцианских произведений»Чжоу ли», «И ли», «Ли цзы»,в котоҏыҳ еще в начале второй половиныI тысячелетия до н.э. были систематизированыи закреплены нормы конфуцианской морали.

Источник: https://studfile.net/preview/6208640/page:6/

Формирование традиционного права Китая. Легизм и конфуцианство

Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа.

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)Шан (Инь) — XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу — 12 в. до н.э. — 221 г. до н.э.

; 3)Цинь — 221 г. до н.э. — 207 г. до н.э.; 4) Хань — 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.

В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию.

Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога.

Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие — судей, писцов, сборщиков налогов и др. — профессиональные чиновники.

Высшую ступень социальной иерархии занималцарь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе«колодезных полей». Все земли делились на две категории: «общественное» поле и «частные» поля.

«Общественное» поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. «Частные» поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя.

В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.

В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу. [Подробнее об этом периоде читайте: Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. С.46-69].

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства.

В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско.

В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены.

Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209″г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов.

Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги.

Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов.Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом.

Легистынапротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни.

Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.

Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того были известны договора дарения, аренды земли, личного найма и др.

Длясемейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений:

1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью.

В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: «мосин» — клеймение тушью на лице, «исин» — отрезание носа, «фэйсин» — отрезание ног, «чужин» кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, «данисин» — отрубание головы. Кроме того применялись такие наказания как битье палками и плетьми. отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п.

Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным. [Более подробную информацию вы можете прочитать в книге, Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. С.49-69].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_144912_formirovanie-traditsionnogo-prava-kitaya-legizm-i-konfutsianstvo.html

2. Древнекитайское право – основа дальневосточного права

Общая характеристика древнекитайского права. Конфуцианство как его основа.

Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи. Из них только три – даосизм, конфуцианство и легизм оказали решающее влияние на китайское правопонимание, составившее затем основу дальневосточного права.
По учению даосизма, во Вселенной господствует принцип дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя.

Оно родилось прежде небес и земли. Оно спокойно и пусто, независимо и неизменно. Оно – матерь света, но я не ведаю имени его. Поэтому я называю его дао и за неимением лучшего слова обозначаю как «великий». Если человек следует этим великим путем, не побуждаемый волевым усилием, то все в порядке. Даосизм проповедует недеяние.

Конфуцианство отрицает принцип недеяния и диаметрально противоположно даосизму. Конфуцианцы гораздо активнее. Согласно их учению, мир человека резко отличается от мира природы, где господствует вечная иерархия, по образу которой должен строиться мир человека.

Природные законы, управляющие этим физическим миром, конфуцианцы называют дао (божественный путь) или тиан дао. Они не управляют непосредственно миром человека. Поэтому необходимо разрабатывать правила – обычаи (ли), имитирукЗщие природные законы. Оба мира существуют параллельно, но никогда не отождествляются друг с другом, хотя и взаимодействуют.

Природный мир – идеал, к которому должен стремиться мир человека, хотя он никогда и не сможет добиться полного соответствия. У даосистов дао содержит в себе воодушевление и таинство, несущие жизнь всей Вселенной, а для конфуцианцев это всего лишь основной безличный принцип. Конфуцианцы – рационалисты и прагматики.

Таким образом, согласно дальневосточной традиции, общественные отношения являются частью естественного порядка. Это мнение, которое можно найти в учении конфуцианства, помогает понять, почему на Дальнем Востоке так мало значения придают праву и разрешению споров в судах.

Конфуцианство составляло основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до революции 1911 г. Оно утверждает, что человек и Бог, небеса и земля, все живое и инертное являются органическими частями гармонично упорядоченной и единой Вселенной.

Поэтому важнейшая цель человека – стремление к тому, чтобы его мысли, чувства и действия находились в идеальной гармонии с космосом; в частности, люди должны вести себя так, чтобы не нарушать естественное равновесие существующих между ними отношений.

Правила «правильного» поведения назывались «ли», и их суть зависела от социального положения человека, к которому они применялись, от его положения в семье, в клане, среди соседей, в официальной иерархии и в государстве.

Таким образом, «ли», или правильное поведение, было тщательно определено для каждой ситуации отдельно, для пожилого и молодого, титулованного лица и горожанина; оно определяло отношения между родственниками, друзьями и посторонними, между отцом и сыном, старшим братом и младшим, между мужем и женой. Согласно конфуцианству, идеальный человек – это тот, кто сознает естественный порядок мира, признает необходимость и целевое назначение этих правил поведения, добровольно выполняет их и тем самым скромно и спокойно подавляет свои собственные интересы во имя сохранения гармонии.

Очевидно, что конфуцианство не могло быть очень расположенным к нормам права или к их принудительному исполнению в судах.

Так как всякое право предусматривает простую и упорядоченную схематизацию и формализацию отношений в жизни, оно не учитывает всех многообразных факторов, связанных с социальным положением сторон. Еще меньше могло одобрить конфуцианство установление юридических прав посредством судебного решения. По этическому учению конфуцианства, гражданин, считающий, что кто-то своим поведением по отношению к нему пренебрег правилами «ли», должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, а не подчеркивать возникшие разногласия, настаивая на своих правах или апеллируя к судье. Благоприятный и добродетельный человек выигрывает в глазах общества и Бога, проявляя сдержанность в конфликте и примиряясь с причиненной несправедливостью. Того, кто нарушил общественное спокойствие, обращаясь в суд или пытаясь публично уличить согражданина в содеянном, считали грубым и невоспитанным человеком, лишенным главных доб-родетелей – скромности и готовности пойти на компромисс. В отличие от конфуцианцев легисты придерживались противопо-ложного взгляда на все важные социальные вопросы. Если Конфуций и его школа верили в добродетели человека, в возможность его убеждения воспитанием и примером правителей, то легисты были убеждены в том, что человек в своей сущности эгоистичен, стремится только к достижению своих корыстных целей и поэтому должен строго наказываться в соответствии с законодательством. Если Конфуций учил, что различия общественного положения в иерархически организованном обществе должны рассматриваться как проявление высшей в мире гармонии и потому неукоснительно соблюдаться, то ле-гисты считали, что все люди равны перед законом и правильное социальное поведение, которого нельзя добиться философским учением, должно прививаться суровым наказанием в виде принудительных мер со стороны государства. Легисты полагали, что общественная жизнь человека должна строго регулироваться позитивным правом. С точки зрения конфуцианцев, человечество, которое они рассматривают сквозь призму иерархии, должно подчиняться ритуальным правилам. И наоборот, выработанные легистами социальные правила в равной степени применимы ко всем. Многие легисты рассматривали позитивное право как веса и меры. В этом качестве правовые нормы должны быть стандартными и устойчивыми. Наиболее известный легист Хан Фейцзы утверждал: «Хотя хороший плотник может точно мерить на глаз, он все же пользуется для измерения линейкой. Мудрец может сразу же принять умное решение, но он всегда спросит мнение старцев. Можно ровно обтесать кривое полено, если линейка точная; можно выровнять землю, если уровень плоский; можно точно и правильно взвешивать, если есть весы; можно точно измерять объем, если есть очень хорошая мерка. Если монарх желает управлять страной, руководствуясь законом, то достаточно обнародовать его и исполнять. Закон не благоволит к титулованным лицам, как линейка не сгибается, чтобы измерить изогнутые предметы. Закон не делает исключений для мудрецов, ему не могут противостоять храбрецы. Виновные министры не могут уйти от наказания. Доброта подчиненных не забывается и вознаграждается». Как полагают легисты, закон должен быть известен всем. Хан Фейцзы также подчеркивал: «Закон надлежит записать, сохранить в отчетах властей и выполнять. Поэтому нет ничего желаннее, чем его обнародование…» Законы должны иметь ясный смысл и должны быть доведены до сведения каждого. Легисты не принимают концепцию произвольного саморегулирования мира. Следовательно, им чужд даосистский принцип недеяния. Легисты озабочены построением хорошо организованного мира. В этом смысле их идеи, видимо, не сильно отличаются от идей конфуцианцев. Но в действительности между легизмом и конфуцианством существует большое различие. При династии Хан конфуцианство стало официальной государственной идеологией. Странствующие последователи распространяли учение по стране, и конфуцианство было признано духовной и фило- софской основой китайского общества и государства на следующие две тысячи лет. Чтение классиков конфуцианства играло важную роль в школьном обучении, а на государственных экзаменах для дальнейшего продвижения от каждого кандидата требовалось глубокое знание учения Конфуция и его учеников. Со временем должностные лица на императорской службе – грамотные, высокообразованные люди, направляемые в провинции для выполнения административных обязанностей, – распространили доктрины конфуцианства по всей стране. Утверждение конфуцианства не означает, что Китай отошел от использования записанных правовых норм или что в результате выполнения неписаных правил поведения «ли» удалось полностью очистить общественную жизнь от нарушений. Последователи конфуцианства вынуждены были признать, что в сложившихся условиях для регулирования поведения людей требовалось право, установленное государством, хотя оно и не обладало такими достоинствами и ценностью, как «ли». Даже до объединения Китая в единую империю существовали кодексы, а в правление династий Цин и Хан они составлялись непрерывной чередой. Древние кодексы были потеряны, сохранились лишь названия глав и отдельные фрагменты. Древнейший кодекс, дошедший до нас, – кодекс династии Тан – относится к VII в. Следует отметить, что эти кодексы содержат в подавляющем большинстве нормы уголовного и административного права. Вопросы семейного и наследственного права затрагивались только в связи с уголовным или административным правом, например для детализации принципов налогообложения. Эти кодексы почти не уделяли внимания торговому праву, что отражало принципы конфуцианской доктрины, согласно которой законодательная деятельность – необходимое зло, к нему прибегают только в том случае, когда государство санкционирует наказание за очень серьезное нарушение космического порядка или когда стоит вопрос об организации государственной администрации. Даже уголовное право содержит доказательства влияния конфуцианства. Так, в нем можно отыскать детальную градацию наказаний за убийство, словесное оскорбление и угрозу физическим насилием, учитывающую не только намерения преступника и внешние обстоятельства преступления, но и социальное положение преступника и потерпев шего. Причем суровость приговора во многом зависела от того, например, нанес ли повреждение отец сыну, муж жене или хозяин рабу. Большое значение имело и то, кто с кем плохо обращался: муж с женой или наоборот. Если старший брат ударил младшего, то не сле- довало никакого наказания; если же младший брат ударил старшего, то он мог получить тридцать месяцев каторжных работ и девяносто ударов бамбуковыми палками. Если большая часть законодательства в древнем Китае относилась к уголовному и административному праву, а правовая практика в основном являлась практикой уголовного права, то какие же конфликты решало частное право? В этой области в полном соответствии с учениями конфуцианства были разработаны разнообразные формы внесудебного разрешения конфликтов. Для разрешения трудностей внутри семьи в качестве миротворцев выступали ее глава, дальние родственники или даже посторонние, которых настолько уважали из-за преклонного возраста, высокого положения в округе или по другим причинам, что обе стороны могли принять предлагаемый ими компромисс, «не теряя лица». В поисках компромисса эти миротворцы пользовались нормами, почерпнутыми из правил поведения «ли», бытующей в регионе практики, а также из собственного жизненного опыта и знания мира. Если правовое компромиссное предложение не принималось сторонами, то обсуждение продолжалось до тех пор, пока миротворцу, престиж которого позволял ему оказать существенное социальное и моральное давление, наконец не удавалось добиться соглашения. Такие же процедуры применялись в том случае, если стороны не были связаны семейными узами, но принадлежали к одной группе кровных родственников, жили в одной деревне или состояли членами одной торговой гильдии; в качестве миротворцев приглашались старейшина клана, представители местной элиты или старшины гильдии. Стороны всегда могли обратиться в государственные суды в главном городе провинции или региона, где дела рассматривались чиновниками. Но обычно стороны пытались уладить конфликт на месте, что они и вынуждены были делать во избежание общественного осуждения. Каждый, кто отверг компромисс, предложенный уважаемым посредником, и вынес дело на рассмотрение суда, должен был осознавать, что сплоченная община, частью которой он является, могла сурово осудить его поведение. К тому же судебное разбирательство тянулось чрезвычайно долго и обходилось дорого, а судебные работники были продажными и нерадивыми. Отсюда очевидно, что в государственных судах императорского Китая разбиралась лишь очень небольшая часть дел из области частного права. Это полностью устраивало китайских императоров, ввиду того что в большинстве случаев происходило «саморегулирование»

конфликтов в пределах местных общин по традиционным правилам поведения с учетом общественного положения сторон, индивидуумы оставались прикованными к узкому социальному контексту, а государственная администрация в значительной мере освобождалась от судоустройства и законодательной деятельности в области гражданского права.

Источник: https://jurisprudence.club/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/drevnekitayskoe-pravo-osnova-dalnevostochnogo.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий