Обмирщение русской культуры в XVII вв.

Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение

Обмирщение русской культуры в XVII вв.

Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова

Исторический факультет

Кафедра

Специальность 030403 «Архивоведение»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История России»

на тему: «Культура России в XVII-XVIII вв. Обмирщение»

Выполнила

студентка гр.ИО-08-3

                                                                                        Винокурова Анисья

Проверила

Дьячкова А.Н.

Якутск – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Особенности  развития литературы в  XVII – XVIII вв.5
Глава 2. Основные тенденции развития архитектуры  в период «обмирщения» культуры12
Глава 3. Отличительные  черты живописи в  XVII – XVIII вв.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ23

ВВЕДЕНИЕ

    Русская культура — это, по выражению  Д.С.  Лихачева,  громадное разнообразие возможностей,  идущее  от  множества  истоков-учителей.   «Век разума и просвещения» — так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей.

В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.

 Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени — Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

 В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом.

 После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего «еретического», «западного» (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. «Мирское» искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Целью моей курсовой работы является характеристика культуры истории России в период обмирщения ( XVII-XVIII вв.).

Задачи:

  1. Раскрыть особенности развития литературы в  XVII – XVIII вв.
  2. Охарактеризовать основные тенденции развития архитектуры в указанный период
  3. Указать отличительные черты живописи в  XVII – XVIII вв.

Работа состоит из  введения, трех глав, заключения и списка  использованной литературы. Были в основном использованы труды  Анисимова В.Е., Вайгачева С.А. и интернет-ресурсы.

Глава 1. Особенности развития литературы в  XVII – XVIII вв.

XVII в. стал также временем начавшейся секуляризации культуры. Этим переменам способствовало значительное распространение грамотности, появление первых школ и, наконец, первого высшего учебного заведения в России — Славяно-греко-латинской академии.

Начинается распространение научных и технических знаний, пришедших в Россию из Европы. Постепенно было подорвано господство церковной догмы, что открыло новые возможности для развития художественной культуры в нашей стране. Эти и другие исторические события нашли свое разностороннее отражение в культуре России XVII в.

Самые выразительные новшества прослеживаются в литературе.

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях.

Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела им альтернативы.

Смутное время вновь обострило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в. — хорват Юрий Крижанич (ок. 1618–1683), европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, а также один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма).

Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев.

Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись благодаря передовым реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литература впервые начинает задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств.

Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. — Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С.

Лихачев, в том проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди — купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые описывались в легко узнаваемых ситуациях.

Новые веяния коснулись и такого консервативного жанра литературы, как жития, который стал использоваться для бытового повествования.

Примером может служить «Повесть об Ульянии Осоргиной», в которой присутствуют не только типичные для жития черты (святость помыслов и поступков героини), но и большое внимание уделяется описанию повседневных занятий Ульянии и ее близких.

Из-за обилия домашних дел и нездоровья она редко посещает церковь, однако это не умоляет ее благочестия. Автор внушает читателю мысль, что человек может обрести святость, оставаясь в миру в семье.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения: провинциальных дворян, служилых и посадских людей. С изменением социального состава читающей публики появились новые требования к литературе.

Особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию разными путями из-за границы. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей».

Сохраняя некоторые черты рыцарского романа, на русской почве эти произведения настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор.

Новые черты литературной и реальной жизни отчетливее проявились в бытовых повестях, герои которых, отвергая заветы старины, покидая родительский кров, стремились жить по своей воле.

Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фроле Скобееве» — типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества.

Полный социальных конфликтов XVII в. породил новый литературный жанр — демократическую сатиру, тесно связанную с народным творчеством и народной смеховой культурой. Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви.

Так появились многочисленные пародии: на судопроизводство («Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»). Осуждению подвергались падение нравов в городской среде, среди духовенства, государственная монополия на виноторговлю.

Правда, религиозное учение никакой критике не подвергалось.

Яркой чертой литературной жизни стало рождение стихосложения. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве, в былинах, но это не было рифмованным стихом.

Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения (для него характерно равное количество слогов в строке, пауза в середине строки, а также концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением).

Ее основоположником стал Симеон Полоцкий (1629–1680), белорус, получивший прекрасное образование в Киево-Могилянской академии. С именем Симеона Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи.

В его сочинениях господствуют панегирические тона, воспевающие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне».

В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубити» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и «умоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, авторитетом, заслугами.

Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия.

У Симеона ощущается тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений.

Таков «Вертоград многоцветный» — своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний: истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум — талантливый писатель-полемист, основоположник автобиографического жанра в России.

Если герои житийной литературы наделены всяческими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками.

«Житие» — остросюжетное сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия.

Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

 так называемых бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой — попытки героя выйти из рамок житейской мудрости «Домостроя» заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.

В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории. Герои повести — богатые купцы Грудцыны-Усовы, торговавшие по городам Волги и Камы.

В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью иконы Казанской Богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть «Шемякин суд» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным.

Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот вывез из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади, хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с хвостом.

Бедняк во время суда многозначительно показывал из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило поведение Шемяки — он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень.

Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей.

«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 г.

Герои повести — рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства.

Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у боярского сына Леща оказалось не под силу. Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того Ерша и видели».

Источник: https://www.stud24.ru/history/kultura-rossii-v-xviixviii-vv/444038-1672385-page1.html

Презентация по истории

Обмирщение русской культуры в XVII вв.

Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация по истории » Черты обмирщения культуры в 17 веке»( 10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Черты обмирщения культуры в XVII веке Выполнила: Глинникова Л.Н.

2 слайдОписание слайда:

В этом веке, особенно в его второй половине: рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, которое приобретает невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния.

В XVII веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно-прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских Московского Кремля в XVI-XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из-за границы.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVII ВЕКА

3 слайдОписание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ Широкое распространение грамотности и просвещения; Быстро росла грамотность среди дворян; Получение образования в домашних условиях; Учителями выступали либо ведавшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера» из числа духовенства, так же приглашали учителей из-за границы; Обучение иностранных языков(латынь, польский языки)

4 слайдОписание слайда:

Начальное образование «Палаты учительные» действовали при монастырях и церквях. Появление частных школ (грамматика, арифметика, языки, риторика, история, философия) Учителя – ученые монахи, подьячии, дьяки Сохранилось домашнее образование

5 слайдОписание слайда:

Школа в Московской Руси Художник Б.М.Кустодиев

6 слайдОписание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ В XVII веке среди дворян и посадских значительно возросло число грамотных людей

7 слайдОписание слайда:

Учебники: Для нужд домашнего и школьного обучения были изданы учебные пособия: «Букварь» — Кариона Истомина «Азбука» — Василия Бурцева «Славянская грамматика» — Мелетия Смотрицкого «Краткий катехизис» — Петра Могилы

8 слайдОписание слайда:

Листы из «Букваря» Кариона Истомина

9 слайдОписание слайда:

«Славянская грамматика» — Мелетия Смотрицкого

10 слайдОписание слайда:

Школы: 1621 первая частная школа в Немецкой слободе около Москвы. 1640 –х Ф.М.Ртищев организовал школу при Андреевском монастыре. Ф.М.

Ртищев Федор Михайлович на собственные средства пригласил 30 ученых монахов Киево-Пичерской Лавры и иных украинских обителей. Монахи переводили на русский язык иностранные книги и стали обучать всех желающих.

«Враки-де они вракают, слушать у них нечего и себе чести не делают, учат просто сами не знают, чему учат!»

11 слайдОписание слайда:

Славяно-греко-латинская академия В 1685 в Заиконоспасском монастыре была открыта латинская академия (основатель — Симеон Полоцкий) Академия обязывала ректора и преподавателей следить за литературой которую читают ученики. Еретические книги использовались преподавателями только для критики. Академия давала аттестацию ученым- иноземцам, которых принимали на службу русские государи. Симеон Полоцкий, гравюра XVII века

12 слайдОписание слайда:

Славяно-греко-латинская академия Срок обучения не ограничен (изучали: духовные сочинения, риторику, логику, грамматику, философию, церковную историю). Преподаватели читали тексты а затем их комментировали, устраивали диспуты ( Т.е. применяли методы схоластического обучения) С 1694 г академию возглавляли братья Лихуды Иоанникий и Софоний Заиконоспасский монастырь

13 слайдОписание слайда:

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Переведение на русский язык западноевропейских книг. Появление первых сводных карт страны и пояснение к ним.

Составление карт отдельных районов государства, географических справочников для путешественников. Познания в астрономии применялись в точном определении дней переходящих церковных праздников.

Русские мастера успешно владели техникой крепостного и церковного строительства.

14 слайдОписание слайда:

Наука. Естественнонаучные знания Распространению знаний способствовали переводы иностранной литературы и работа печатного двора в Москве. (10-15 тыс книг в год) Печатный двор в Москве Гравюра XVII века

15 слайдОписание слайда:

Сборники научных трудов XVII века «О граде царском» — пер. Арсений Сатановский – сборник трудов греческих писателей охватывающих знания от богословия до минералогии и зоологии «Книга врачевская анатомия» — пер.

Епифаний Славинецкий труды греков по анатомии и медицине «Позорище всея вселенныя, или Атлас новый» — автор В.и И. Блеу – труд по географии и астрономии (труд описывал системы мироздания по Копернику «Селенография» — пер.

Иоганн Гевелий – описание Луны и идей гелиоцентрической системы Коперника «Полис»- автор Карион Истомин энциклопежический словарь по 12 наукам

16 слайдОписание слайда:

«Книга Большому чертежу» — 1627 перечень всех русских городов с указанием расстояний между ними с краткими этнографическими сведениями.

17 слайдОписание слайда:

Русские первопроходцы Семен Иванович Дежнев ( начал освоение восточной Сибири и Крайнего Севера России) Василий Данилович Поярков (в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья) Ерофей Павлович Хабаров (составил первый чертеж реки Амур) ХVII век — ВЕК ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ РУССКИЕ ЗЕМЛЕПРОХЛДЦЫ ХVII века

18 слайдОписание слайда:

Литература Появление первых «светских» произведений. Стали записываться произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни.

Появился новый литературный жанр – сатирические повести ( «О Ерше Ершове», «О Шемякином суде») Реальных исторических героев сменили вымышленные.

Формировался новый жанр – биографическая повесть ( «Повесть об Улиании Осорьиной») Популярной была зарубежная литература переведенная на русский язык. Появилась автобиографическая повесть – жития святых.

19 слайдОписание слайда:

Создание библиотек Фонд библиотеки соответствовал профилю учреждения. Библиотека Пушкарского приказа — техническая литература. Библиотека Аптекарского приказа — книги по лечебному делу, анатомии, химии и другим естественным наукам.

20 слайдОписание слайда:

Библиотека Посольского приказа Здесь хранились книги по законодательству, истории и внешней политике России и соседствующих с ней государств. Фонд: религиозная литература, «летописцы», «судебные книги», «цифирные», исторические, философские и другие.

С конца XVII века сюда стали передаваться и вновь отпечатанные книги. Дьякам (чиновникам) и толмачам (переводчикам), работавшим здесь, часто приходилось обращаться к иностранной литературе, поэтому с первых лет существования для библиотеки приобреталась литература на «розных» языках.

Стеллаж библиотеки Посольского приказа

21 слайдОписание слайда:

В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов ХVII века – «Синопсис», ставшая одной из самых популярных книг, по которой изучалась история нашей страны.

22 слайдОписание слайда:

Выпуск печатных книг Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг; Необходимость создания сети школ, обычно при церквях и монастырях; Симеон Полоцкий был приглашен для воспитания царя Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича.

23 слайдОписание слайда:

Архитектура Теремной дворец Московского Кремля в ХVII веке Архитекторы: Б.Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков) Тобольский кремль ХVII веке Отход от строгих церковных канонов и традиций. Монастыри стали украшать декоративной отделкой. Строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

24 слайдОписание слайда:

Появление нового стиля в архитектуре, получившего название нарышкинского или московского( многоярустность, декоративная отделка зданий) Церковь Покрова в Филях. Москва. ХVII в. Реконструкция Московского Кремля, обновление площади столицы отразилось на ее названии _ она стала именоваться Красной – красивой.

25 слайдОписание слайда:

ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО МОСКВЫ Шатёр – это покрытие здания в виде высокой пирамиды, имеющей 4 или 8 граней. Шатровое покрытие было распространено в XVI — XVII веков.

Шатровые здания строили из дерева и камня, воссоздавая старинные русские традиции деревянного зодчества. Высшим достижением был дворец в Коломенском (1667-1669).

Церковь Вознесения в селе Коломенское (1532) – первый шатровый храм на Руси, построена в честь рождения будущего Ивана Грозного.

26 слайдОписание слайда:

АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО «НАРЫШКИНСКОГО» БАРОККО В 17 веке церкви строят по заказу богатых горожан и меняется их архитектурный стиль.

Его отличия: сложные архитектурные детали – карнизы, наличники; красные стены, белый декор; нарядность и декоративность, обилие витиеватых резных украшений.

Этот стиль получил название «московского барокко» Шедевры московского барокко – Новодевичий монастырь, Церковь Покрова в Филях

27 слайдОписание слайда:

«Дивное узорочье» — так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г.

церкви Никиты Мученика «на Глинищах» Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904г.

в подклети центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери.

28 слайдОписание слайда:

Живопись Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. («Спас Нерукотворный», «Троица») Стали изображать повседневную жизнь Возникновение и развитие портретной живописи Портреты писались масляными красками на холсте

29 слайдОписание слайда:

Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686) Царский изограф, живописец и график. За труды, создание живописной школы был удостоен дворянского звания.

Создал новый стиль в живописи «на фряжский манер», то есть: Трёхмерное, объёмное изображение, реализм, создал жанр политической иконы «насаждение древа Государства Российского», где Кремль – символ райского сада С. Ушаков – основатель русского портрета – «парсуны».

30 слайдОписание слайда:

ЖИВОПИСЬ В XVII ВЕКЕ В 17 веке художники стали проявлять интерес к реальному миру. В живописи всё чаще стали появляться бытовые сюжеты, реальные персонажи.

В фресковых росписях церквей преобладает ковровый стиль – росписи покрывают все стены и содержат много бытоописательных сюжетов, они ярки и краскочны. В отличие от древних икон в иконах 17 века уже нет глубоких раздумий о бытие, но чаще встречаются портретные черты.

Церковь Троицы в Никитниках.(1634) В этой церкви над росписями работала артель художника Симона Ушакова

31 слайдОписание слайда:

Театр В 1672 году при дворе Алексея Михайловича открылся первый русский театр, в котором проходила постановка пьес на библейские темы.

32 слайдОписание слайда:

Театры XVII века Театр в собственном смысле слова появился на Руси в XVII веке как придворный при царе Алексее Михайловиче. Непосредственным руководителем был пастор И. Г. Грегори Первое представление («Артаксерксово действо») состоялось 17.10(27.10).1672 в селе Преображенском под Москвой.

После смерти царя Алексея Михайловича (1676) спектакли прекратились. Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.

У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

33 слайдОписание слайда:

ВЫВОД Главной отличительной чертой развития русской культуры ХVII века стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-cherti-obmirscheniya-kulturi-v-veke-klass-1254236.html

Обмирщение культуры в XVII веке. Расширение культурных связей с Европой

Обмирщение русской культуры в XVII вв.

XVII век – это переходное столетие для отечественной истории и культуры. Этот период принято считать временем. Именно тогда в нашей стране сформировались предпосылки для знаменитых петровских реформ. составляющая этого процесса – обмирщение культуры.

Обзор эпохи

Рассматриваемое время интересно тем этапом, который наглядно показывает, что реформы Петра I возникли не на пустом месте. Они стали естественным следствием всего предшествующего развития страны.

В этом плане изучаемое столетие очень показательно, поскольку именно в этот промежуток времени произошли коренные перемены почти во всех сферах общественной жизни. Изменения коснулись политики, экономики, общества.

Кроме того, Россия стала играть видную и заметную роль в международных отношениях в Западной Европе. Поэтому обмирщение культуры следует рассматривать в контексте вышеуказанных инноваций.

Основные направления развития

В предыдущие столетия религия занимала определяющее место в истории и искусстве России. Власть, общество, образование определялись ею, что наложило заметный отпечаток на образ жизни и мысли населения.

Однако в XVII веке наметилась новая тенденция развития: расширились связи с Западной Европой, поэтому в нашу страну просочились иностранные достижения.

Образованные круги общества стали проявлять интерес к светскому знанию, наукам, культуре и, наконец, к европейскому образу жизни.

Всё это очень заметно сказалось на жизни и быте российского населения. Ещё одно направление развития, которое обозначилось в рассматриваемое время, – это тенденция к заимствованиям основных достижений и новинок из-за рубежа.

Поначалу этим занимались лишь ближайшие приближенные московских правителей и видные аристократы, которые могли себе позволить закупать дорогие иностранные товары. Число таких людей медленно, но неуклонно росло.

Эта небольшая прослойка впоследствии и стала опорой для Петра I при проведении им своих реформ.

Предпосылки перемен

Обмирщение культуры возникло в результате всего предшествующего развития истории России.

Дело в том, что ещё в Средневековье московские князья приглашали иностранцев к своему двору для строительства, а также в качестве лекарей, мастеров, ремесленников и художников.

Ярким примером может служить приглашение Иваном III известного итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти для сооружения знаменитого Успенского собора в московском Кремле. Ещё один пример – работа талантливого греческого художника Феофана Грека на Руси.

В рассматриваемое время такие случаи обращения к иностранным мастерам были редки. Но тем не менее они были показательны. Во-первых, говорили о тенденции российского общества к заимствованию западноевропейского опыта. Во-вторых, это стало предпосылкой для такого явления, как обмирщение культуры.

Литература 17 века очень ярко отразила эту тенденцию к проникновению светских знаний и достижений в искусство. Дело в том, что в рассматриваемое время возникли новые жанры, целью которых было не только поучать, но и развлекать читателя. При этом на главное место выходила личность человека, его стремления и желание пробиться в жизни, достичь определённого положения.

К этим жанрам относится так называемая бытовое сказание. Его примерами стали произведения: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастье» и другие. Их особенностью было то, что в них особое внимание уделялось изображению непохожих характеров персонажей, их нелёгкой доли, житейских проблем.

А, главное, авторы стали уделять большое внимание личностным качествам действующих лиц.

Сатира

Литература 17 века интересна ещё и тем, что в ней именно в это оформилась сатира. Авторы в довольно ироничной форме высмеивали недостатки современной им бюрократии. Как правило, объектом юмора становились чиновники, судьи, взяточничество и казнокрадство.

Среди наиболее известных произведений этого жанра можно назвать «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и другие. Появление сочинений подобного рода свидетельствует о том, что российская культура вступила в новый этап развития. Светский характер литературы был налицо.

И это говорило о серьёзных изменениях в общественном сознании.

Исторические сочинения

Начало столетия ознаменовалось страшными потрясениями для страны. Смута, династические перевороты, угрозы захвата государства поляками, пресечение династии – всё это потрясло, сильно повлияло на мнение общества. Люди начали активно осмыслять произошедшее.

Многие летописцы и авторы в своих сочинениях пытались найти причину этой масштабной катастрофы, что потрясла Московское государство. Эти попытки понять и разобраться в произошедшем также свидетельствуют о серьёзных сдвигах во взглядах образованных кругов. Интеллигенты стали анализировать те перемены, которые произошли в стране.

Так, возник новый жанр исторического повествования, как правило, посвящённого смутному времени («Повесть 1606 года»).

Изменение мировоззрения

Люди в культуре XVII века – это одна из принципиальных проблем для понимания вопроса о том, что же стало толчком к изменению в искусстве нашей страны в изучаемое время.

Дело в том, что образованные круги общества всерьёз заинтересовались светским знанием. Многие приближенные царей Михаила и Алексея Романовичей перенимали достижения стран Западной Европы.

Но и в городской среде читающая публика также стала интересоваться светской литературой, что тоже стало явным признаком происходящих изменений.

Люди в культуре нового времени стали более восприимчивы к светским и развлекательным жанрам. Они интересовались театром, повестями, сатирой. Процент читающих лиц возрос по сравнению с предыдущим временем.

Количество книг увеличилось, стали распространяться печатные издания. При дворе ставились театральные постановки.

Всё это свидетельствовало о серьёзных переменах в мировоззрении эпохи, что и стало идеологической основой для петровских преобразований в следующем столетии.

Наиболее характерные перемены

Культура 17 века стала подготовительным этапом для развития аристократического и дворянского искусства при Петре I. В ней появились новые жанры во всех областях художественного творчества.

Например, широкое распространение получили парсуны – портреты царей или других известных лиц, которые не передавали сходства, однако, по своей сути были светским жанром.

Ещё одной существенной переменой было то, что многие представители высшей знати увлеклись западноевропейскими предметами роскоши, чего не было прежде.

Так, приближённый царевны Софьи – Василий Голицын – устроил в своём особняке нечто наподобие коллекции из дорогих товаров, привезённых из-за рубежа. Многие обзаводились книгами и библиотеками. Все эти изменения подготовили почву для усвоения образованным обществом западноевропейского искусства.

Общественная ситуация

Культура 17 века развивалась в тесной связи с общеполитическими переменами в стране. Дело в том, что в рассматриваемое время отчётливо наблюдалась заметная тенденция к заимствованию передовых идей и достижений с Запада. Правда, эти заимствования ещё не приобрели такого широкого размаха, как в последующее столетие.

Однако сам факт был весьма показателен. Например, изменения наблюдались в военной сфере, когда при первых Романовых стали создаваться новые полки по западноевропейскому образцу. По словам известного историка С. М. Соловьёва, именно в это время «народ собрался в дорогу», т. е. всё в стране созрело для перемен и реформ.

Распространение грамотности

Области культуры, в которых произошли изменения, были следующие: литература, живопись, архитектура. Относительно литературы речь уже шла выше. Здесь следует только прибавить, что в изучаемую эпоху распространилась грамотность в стране.

Особенно активно выпускались книги гражданского содержания: буквари, учебники по грамматике. Кроме того, открывались регулярные школы.

Среди них Славяно-греко-латинская академия, которая стала одним из самых знаменитых образовательных заведений в России.

В живописи также произошли перемены. Процесс обмирщения культуры затронул и эту сферу, о чём уже шла речь выше. Следует прибавить то, что некоторые изменения коснулись иконописи.

Наряду с традиционным каноническим письмом, художники стали использовать достижения западноевропейского искусства. Например, фряжский стиль. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата.

А самым известным автором-иконописцем был Симон Ушаков.

Строительство

Перемены столетия затронули и такие области культуры, как архитектура и театр. В XVII веке возобновилось прерванное после событий смутного времени каменное строительство. Запретили возводить церкви в шатровом стиле, так как он отличался от византийского. Храмы строились с пятью куполами в луковичной форме.

Появился новый стиль: так называемое нарышкинское барокко. Его особенностью стало использование красного и белого цветов, а также богатство украшений. Обмирщение русской культуры в рассматриваемое время проявилось в том, что увеличилось гражданское строительство.

Наиболее известными памятниками являются Теремной дворец в Кремле, купеческие палаты и другие постройки.

Новая мода

Принципиальное изменение стиля во внешнем виде принято относить ко времени правления Петра Алексеевича.

Он в довольно резкой и эксцентричной форме заставлял своих приближенных и всех дворян носить западноевропейское платье, брить бороды, а дам обязал одеваться в пышные наряды, которые были в ходу у иноземных модниц. Однако одежда 17 века уже претерпела некоторые изменения.

Так, при дворе предшественников первого императора уже можно было увидеть дворян в немецких костюмах. Вышеупомянутый Голицын также придерживался западноевропейской моды.

Значение периода

История русской культуры условно включает в себя несколько этапов: древний период, княжеский, Средневековую Русь, новое время, XIX век, советский и современный этап. В перечне изучаемый век занимает особое место, так как он стал подготовительным этапом для коренных преобразований Петра I. В это время сложились предпосылки для утверждения светского знания в науке и культуре.

Некоторые исследователи даже склонны видеть распространение просветительских идей в нашей стране. Обмирщение русской культуры в 17 веке коснулось всех областей жизни.

И в этом состоит её принципиальное отличие от искусства всего предшествующего времени, когда заимствования западноевропейских достижений и новинок носило спорадический характер, а светское знание было развито крайне слабо.

Место в общеевропейском развитии

Культуры мира при всём своём многообразии тем не менее имеют одну общую генеральную линию изменений. В самом начале возникновения они отличаются глубокой религиозностью.

Вера проникает во все сферы жизни общества и определяет их особенности. Но постепенно в искусство и общественное сознание просачивается светское знание, которое меняет мировоззрение людей.

При сохранении господствующей религии мастера начинают проявлять бо́льший интерес к человеческой личности, мирским заботам.

В этом отношении культура и быт 17 века в России прошли тот же путь развития, что и западноевропейские страны. Впрочем, в нашем государстве религиозное сознание по-прежнему во многом определяло общественно-политическую и культурную жизнь.

Дело в том, что в странах Западной Европы светское знание начало распространяться уже в XII-XIII веках. А в нашей державе только в рассматриваемый период. В связи с этим религия и в последующие столетия занимала видное место в жизни общества.

Отношения с Западом

В рассматриваемое время расширились связи России с Европой. Иностранные мастера стали играть большую роль в культурном развитии нашей страны.

Например, братья-греки основали знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, сыграл большую роль в распространении просвещения при царском дворе.

Он способствовал развитию художественной литературы и поэзии.

В это же столетие наша страна стала играть заметную роль на международной арене, вступая в коалиции западноевропейских государств. Например, Россия приняла участие в Тридцатилетней войне.

Всё это не могло не сказаться и на внутриполитической жизни страны, которая почувствовала себя частью европейского пространства. Перемены в мировоззрении отобразились не только на культурно-образовательной политике, но и в быту.

И даже одежда 17 века свидетельствовала о том, что образованные круги общества почувствовала живой интерес к своим соседям.

Традиционность культуры

Несмотря на все вышеперечисленные достижения, российское искусство оставалось достаточно консервативным.

Хотя многие переняли достижения западноевропейских стран, значительная часть общества тем не менее крайне отрицательно отнеслась к отечественным новаторствам и различным иноземным новинкам.

Неудивительно, что петровские реформы были восприняты как нечто инородное и чуждое русскому духу. Поэтому в этом смысле об обмирщении культуры следует говорить с оговорками и очень осторожно.

Те изменения, которые произошли в обществе, несомненно, дают основание назвать этот этап особым, важным периодом в развитии. Однако не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что во многом российская культура сохранила свои традиционные, присущие только ей черты. В первую очередь это, разумеется, касается людского мировоззрения.

Переняв одежду, моду, многие круги общества тем не менее оставались верны старинным обычаям, традициям, привычкам. Это особенно отчётливо стало заметно в годы правления Петра I. Царю пришлось столкнуться с боярской оппозицией, что не желала принять его нововведения.

Вместе с тем первый император нашёл себе опору среди тех, кто придерживался курса на сближение с Западной Европой.

Источник: https://FB.ru/article/246860/obmirschenie-kulturyi-v-xvii-veke-rasshirenie-kulturnyih-svyazey-s-evropoy

Uchebnik-free
Добавить комментарий