Объектом исследования дидактики

Определение, предмет и задачи дидактики

Объектом исследования дидактики

В данной статье мы рассмотрим, что такое дидактика, каково ее основное содержание, а также какие цели она ставит перед собой. Для начала сформулируем основное определение.

Определение 1

Дидактика в педагогике – это ее определенная область, которая изучает основы обучения и его содержание с теоретической точки зрения.

Один из наиболее известных чешских педагогов А.Коменский предлагал рассматривать дидактику как особую систему научного знания. Он является автором масштабного труда «Великая дидактика», в котором была предложена универсальная теория обучения всех и всему.

Это произведение называют ключевым в дидактике, поскольку в нем были впервые сформулированы главные подходы к обучению и принципы образовательной деятельности, широко применяемые и в современной педагогике. Также в историю дидактики внесли заметный вклад и другие зарубежные и отечественные педагоги – А.

Дистервег, К. Ушинский, И. Гербарт, И. Песталоцци.

Определение 2

Существует общая теория познания, называемая гносеологией. Она образует методологическую основу дидактики.

Также дидактическое знание имеет связи с психологией (общей, возрастной, педагогической), информатикой, социологией, разделом физиологии, изучающим высшую нервную деятельность и др.

Из этого следует, что у дидактики имеются психологические, социокультурные и информационные основы.

Нормативные документы и образовательные стандарты определяют, каким будет содержание обучения, именно на основе дидактических стандартов. Образовательный и обучающий процессы, связанные также с воспитательной деятельностью, составляют не только предмет изучения дидактики, но и органическую часть воспитания.

Любое общество имеет целью передачу накопленного ранее опыта, навыков, умений и знаний подрастающему поколению и желает, чтобы эта передача осуществлялась качественно.

Образование и обучение направлены на одну цель – освоение и запоминание потомками опыта наших предков, следовательно, дидактика – это теория обучения в самом общем смысле этого слова.

Определение 3

Предмет дидактики – это также совокупность закономерных связей, возникающих между деятельностью обучающегося и обучаемого, а также связей между различными компонентами, составляющими процесс обучения.

Сегодня принято считать, что дидактика изучает суть процессов образования и обучения.

Следовательно, все содержание образования, зафиксированное в программах, учебных планах, пособиях в сочетании со средствами и методами обучения, определяет воспитательную роль всего процесса, поэтому важно создавать новые организационные формы и условия, которые будут благоприятствовать активному творчеству учеников, их физическому и нравственному развитию. Важно отметить, что общая дидактика направлена на изучение закономерностей обучения и образования, но не особенностей обучения конкретным предметам и дисциплинам. Эти задачи решает частная дидактика, также называемая предметной.

Многие известные специалисты-дидактики считали, что предметом дидактики является связь учения с преподаванием, их единство, а также те условия, необходимые для того, чтобы образовательный процесс протекал эффективно.

Какие задачи решает дидактика

Дидактическая наука – одна из наиболее разработанных научных отраслей, что объясняется одновременно ее теоретическим и нормативно-прикладным характером.

Однако в течение всей истории образования дидактика была нужна для того, чтобы определить, что именно следует включить в программу образования новых поколений, как найти новые способы, чтобы передать потомкам навыки и знания, а также раскрыть закономерности и свойства данного процесса.

Все известно, что обучение неотделимо от воспитания как с умственной, так и с нравственной точки зрения. Значит, мы можем считать дидактику не только образовательной теорией, но и теорией воспитания.

Определение 4

В таком случае основная дидактическая задача – это формирование мировоззрения учеников.

Важнейшими целями дидактики является изучение общих законов обучения, а также формулировка на их основе правил и принципов образовательного процесса.

Кроме того, она определяет задачи обучения, прорабатывает вопрос о том, в каких методах и формах оно должно осуществляться, как его лучше организовать. Иначе говоря, дидактика помогает нам ответить на вопрос, как именно нужно учить.

Примером решения такой задачи может стать внедрение разных педагогических технологий в учебную практику.

Поскольку дидактика, как мы уже говорили выше, определяет, каким будет содержание обучения, знание ее правил и принципов необходимо для разработки учебных программ, образовательных стандартов и учебно-методических комплексов.

Иными словами, дидактика также дает ответ на вопрос, чему именно следует обучать.

Она глубоко исследует различные вопросы, связанные с изучением методологии образования, формирует основные принципы, по которым средства обучения создаются и применяются, занимается обобщением и анализом передового педагогического опыта, применением новаций и инноваций в образовательном процессе.

Основные категории дидактики

В рамках дидактики как науки можно выделить несколько важнейших категорий.

Во-первых, это обучение, которое является целенаправленным, специально организованным процессом взаимодействия учителя и учеников, в результате которого происходит усвоение конкретной системы знаний, деятельности, приемов мышления, а также системы отношения к самим себе и миру вокруг. В качестве закономерности обучения выступает совокупность связей, которые являются общими и объективно необходимыми, между компонентами обучения и иными дидактическими явлениями, обеспечивающими их развитие и функционирование.

Во-вторых, это преподавание, которое выступает в качестве управления учебной деятельностью обучающихся, а также всесторонней помощи им в процессе усвоения знаний и построении отношения к себе и окружающему миру, формировании основных способов мышления.

Определение 5

Принципами обучения называют его руководящие, главные положения, определяющие основные требования и функционированию учебного процесса.

Определение 6

Учебная деятельность (некоторые специалисты предпочитают термин «учение») – это деятельность обучающихся, характеризующаяся целенаправленным познавательным характером, т.е. она нацелена на получение знаний, освоение новых типов мышления и отношения к миру и самому себе.

Основные функции дидактики

Дидактика выполняет множество различных функций, среди которых:

  • развивающая (формирование и развитие психологических качеств личности, их целенаправленное изменение);
  • воспитательная (создание связи между знаниями и отношениями, причем отношение может быть, как к себе и другим людям, так и к другим объектам мира);
  • обучающая (способствование передаче знания, навыков, умений во время активного развития личности).

Существует понятие типичного дидактического факта, который относится не только к работе учителя, деятельности учащегося, результатам учебного процесса. С его помощью можно установить существование определенной закономерности, которая, в свою очередь, проявляется в трех действиях:

  • раскрытие принципиально важных зависимостей между поведением учителя и условиями обучения;
  • раскрытие зависимости между поведением учеников и теми изменениями, которые являются плодом работы учителя;
  • раскрытие зависимости между поведением учеников и их собственной деятельностью.

Значение дидактики как науки

Дидактика вовсе не умозрительная, чисто описательная наука; она раскрывает причины глубоких дидактических явлений и исследует их закономерности, выявляет предпосылки и создает условия для выполнения утилитарной функции, определяет нормы работы учащихся и учителей. В целом можно сказать, что она имеет большую ценность по сравнению с теми нормами, которые устанавливаются субъективно, умозрительно или исходя из личного опыта.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/opredelenie-predmet-i-zadachi-didaktiki/

Задача как объект исследования по дидактике

Объектом исследования дидактики

Термин “задача” широко используется в практике и науке, и понимается исследователями по-разному. Например, это понятие объяснили и определили в логике В.Ф. Берков [1]  и Ф.С. Лимантов [2], в психологии Г.А. Балл [3], в эпистемологии У.Р.

Рейтман [4], в кибернетике и инженерной технике Э.Крик [5], а в педагогике исследовали С.О. Шатуновский [6], И.М.Фридман и К.К. Джумаев [7] в методике преподавания математики, В.Оконь [8] задачу-вопрос и А.М.

Матюшкин [9] со стороны проблемной ситуации.

В этих исследованиях были различные подходы к вопросу о задачах, те или иные исследователи давали свои объяснения, в том числе о субъектах, которые решали задачи.

Г.А.Балл [3], Я.А.Пономарев [10] и К.А. Славская [11] считали, что решение задач невозможно рассматривать без субъекта и условий его работы, а А.В. Брушлинский [12] и А.М. Матюшкин [9] и другие исследовали эту проблему вне зависимости от субъекта.

Задачи играют особенно большую роль в обучении. Поэтому задача и процессы решений задач являются основным объектом исследования дидактики.

Задачи, их структуры, проблема, процессы решения являются предметом исследований многих  наук: педагогика, психология, физика,  общественная наука, техническая наука и другие.

Термин “задача” понимается в общем смысле как задача, требующая “решения” и “завершения” и задачи, применяемые в различных областях науки, имеют свою специфику и соответствующие ей своеобразные приемы.

В педагогике, частной дидактике специально рассмотрена структура задач, методология их решения. Здесь особое место занимают исследования Л.М. Фридмана.

Л.М. Фридман понимал задачу как систему с особой структурой и на основе этого анализировал деятельность субъекта. Он также подвергал анализу структуру учебных задач и логико-психологическую деятельность решения задачи, это стало основой общей методологии исследования и типологии задач. Л.М.

Фридман подробно исследовал генезис, структуру задач и логико-психологическую основу деятельности по решению задач, итогом его исследований в этой области стала монография, основополагающий труд теории и методологии решения задач.

Кроме этого, Фридман специально исследовал основные параметры задач, нормативную деятельность по решению задач и методику решения и опознавания задач. Мы особо ценим подходы, рассмотренные в этом исследовании.

Генезисом задач являются проблемные ситуации. Проблемной ситуацией, моделью является задача. Задача преподносится субъекту в виде схемы на каком-либо языке.

Субъект понимает задачу по-своему и у него появляется интерес переработать и сформулировать задачу. В основном, это является схемой деятельности субъекта и объектом деятельности субъекта.

Хотя задания и задачи, применяемые в жизни и учебной практике, различаются по содержанию и форме, Л.М.Фридман на основе своего исследования выяснил, что эти задачи состоят из сходных между собой элементов.

При этом задача рассматривается как высказывание, форма высказывания и система требований и выявляется схема высказываний. Схема общих высказываний выявляется на основе выделения высказываний и формулирования их в виде высказываний в логике.

Он считал, что обобщенная модель высказывания по структуре имеет три различных вида.

Всякая задача состоит из условия, требования и оператора. Её структуру можно представить в следующем виде.

Здесь  есть знак оператора задачи.[7, c. 24]

В физическом обучении мы широко используем логическую задачу /качественную задачу/. При решении задач достаточно перечислить примененные законы и написать ответ.

Важнейшим требованием к решению физико-логических задач является доказательность изложения.

Это требование связано с одним из важнейших требований к научному описанию: результат не должен зависеть от личности исследователя, его вкусов и предпочтений. Поэтому необходимо привести всю цепочку рассуждений.

В физико-логическую задачу используем теорию Л.М.Фридмана.

Первый вид. Задачи на разыскание искомого.

Задача 1. Какое явление называют испарением?

Обобщенную высказывательную модель задачи 1 можно представить в виде следующей структурной модели:

Здесь дана высказывательная форма А(х). Найти такие действия D, которые дают значения х0 переменной х, при которых заданная форма обращается в истинное высказывание А(х0).

Второй вид. Задачи на доказательство или объяснение.

Задача 3. Почему жидкости и газы нагревают снизу?

Задача 4. В сосуд с водой опущен кусок дерева. Изменится ли от этого давление на дно сосуда, если вода из сосуда не выливается?

Это такая задача, в которой дано высказывание А, и чтобы найти Т, необходимо применение расширенной теории, содержащей высказывание В.

3. Задачи на преобразование и построение имеют следующую структуру.

Задача 5. Объясните, как происходит нагревание воды в колбе, поставленной на огонь.

Задача 6. Как сообщить двум изолированным проводникам разноимённые заряды, имея стеклянную палочку и кожу?

Даны элементы  и свойства . Найти такую последовательность преобразований, применяя которые к элементам  получим объект , обладающими всеми свойствами .  

Ю.Н. Кулюткин [13] первый вид задач называет задачами на распознавание, а третий – задачами на конструирование. Д.Пойа [14] первый вид задач называет задачами на нахождение.

Результаты решения таких задач имеют объективный характер, поскольку они зависят от определяющих характеристик, таких как содержание и форма задач, одновременно они имеют субъективный характер, поскольку зависят от подготовки учащихся, решающих задач и цели учителя, который руководит и направляет деятельность учащихся.

В практике межпредметные связи обнаруживаются связью между содержанием, они также выражаются и методологическими связями.

Например, методы, используемые при решении физической количественной задачи, являются методами математической задачи.

Методы, применяемые при решении логической или качественной задачи физики, являются приемами умозаключения и являются вполне неопределенными, поскольку зависят от содержания задач и предъявляемых к ним требований.

Теория, выдвигаемая Л.М.Фридманом, дает возможность направлять определенным образом проблему решения задачи, ее цели и конкретные действие по решению задачи.

Благодаря ознакомлению учащихся вышесказанных трех общих типов задач, применяемых на каждом занятии независимо от видов учебной деятельности, дается возможность достичь методологического единства решения проблем, сформулировать цели решения задач и предвидеть ее результаты.

Это дает учителю возможности дифференцировать задач по уровню. Трудность в применении этой теории является аспектом логики, а их решение повышает умственный потенциал и учащихся, и учителей. В результате решения учебных задач ученики усваивают методику решения задач, возникающих в жизненной ситуации.

Таким образом, учащиеся учатся решать жизненные проблемы посредством учебной деятельности.

Библиографический список

1.  Берков, В.Ф. Вопрос как форма мысли. Минск. Изд-во БГУ, 1972.

2. Лимантов, Ф.С. О природе вопроса. В.сб.: Вопрос. Мнение. Человек. Л., изд. ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1971.

3. Балл, Г.А. О психологическом содержании понятия ”задача”. Вопросы психологии. 1970. ¹6

4. Рейтман, У.Р. Познание и мышление. М., Мир. 1968.

5. Крик, Э. Введение в инженерное дело. М., Энергия. 1970.

6. Шатуновский, С.О. Геометрические задачи и их решение с помощью циркуля и линейки. В кн.: Адлер А. Теория геометрических построений. М., Учпедгиз, 1940.

7. Фридман, И.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. Изд-во Педагогика. 1977.

8. Оконь, В. Основы проблемного обучения. М., Просвещение. 1968.

9. Матюшкин, А.М. Основные психологические модели проблемных ситуаций. В сб.: Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию. М., 1968.

10. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления. М., Изд-во АПН РСФСР. 1960.

11. Славская, К.А. Мысль в действии. М., Политиздат. 1968.

12. Брушлинский, А.В. О некоторых методах моделирования в психологии. В сб.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука. 1969.

13. Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., Педагогика. 1970.

14. Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., ИЛ. 1957.

15. Отгонбаяр, М. Логик. Уланбаатар. 2004.

Источник: https://moluch.ru/archive/14/1328/

§ 3

Объектом исследования дидактики

Объект и предметдидактики.

Человек, чтобы достичь социальной зрелости и индивидуального роста, приобщиться к практическим, материальных и духовных достижений общества, которые отражают исторически достигнутый уровень развития человечества и воплощаются в результаты продуктивной деятельности, должен пройти процесс совершенствования своих способностей и поведения, то есть пройти путь образования, достигнув определенного ее уровня.

Дидактике интересует путь, в процессе которого человек приобретает знания, вырабатывает умения и навыки, формирует свое отношение к ним. Этот путь, как об этом говорилось выше, называют обучением, а по форме организации — это система.

Поэтому объектом дидактики является система обучения.

Процесс обучения протекает по объективными законами и закономерностями, следовательно, предметом дидактики есть законы и закономерности функционирования системы обучения, то есть законы и закономерности построения содержания и хода процесса обучения.

То, что каждый ученик усваивает учебный материал индивидуально, в зависимости от своих задатков и способностей, а каждый учитель организует обучение в соответствии со своей психолого-педагогической подготовки, до своего собственного понимания предмета изучения и от ряда внешних условий, подтверждает, что такие закономерности трудно установить, однако это не означает, что они вообще отсутствуют.

Системный подход в дидактике дает возможность трактовать предмет дидактики как процесс взаимодействия учителя и учащихся посредством дидактической системы.

Учитель, вследствие своего общественного назначения, взаимодействует с учеником через дидактический систему, другими словами, эта система является своеобразным пространством, в котором обеспечивается взаимодействие учителя и учеников.

Предмет дидактики — это не просто элементы дидактической системы, которые дают ответ на вопрос: «Почему?», «Что?», «Как?», «Чем?», «В какой форме?» учить, это в первую очередь те закономерности, которые возникают в ходе ее функционирования.

Как видим, основу дидактики составляют не только закономерные связи между такими элементами дидактической системы как цели обучения, содержание образования, методы обучения, средства и организационные формы обучения, но и закономерности функционирования всей дидактической системы в среде «учителя — ученики».

Связь дидактики с другими науками. Дидактика имеет связь со многими науками. Она в полной мере использует знания по философии, психологии, педагогики, математики, кибернетики, анатомии, физиологии и других наук. Это означает, что дидактика имеет интегративный характер и лучше всего в этом можно убедиться, рассмотрев аспекты дидактики.

Поскольку предмет дидактики сложный и многоплановый, его полное и непосредственное познание сразу как целого является нелегким.

В то же время, в науке нет другого пути глубокого познания сложных явлений, кроме выделения вполне определенных позиций для аналитического рассмотрения — аспектов предмета изучения. Выделение для специального изучения любого одного аспекта предмета изучения не оставляет без внимания и других.

Именно целостный подход к изучению предмета исследования, в данном случае дидактики, требует сочетания аспектного изучения, что проходит под определенным углом зрения, с многоплановой, многоаспектной интерпретации его результатов.

Возникает необходимость соотнести результаты изучения одного аспекта с результатами других. В случае сохранения указанных условий аспектність не превращается в односторонность, а выступает условием полного и целостного изучения.

Во время изучения дидактики выделяют философский, психологический, социологический, кибернетический, математический и педагогический аспекты. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Философский аспект дидактики. Обучение — это специфический процесс познания. Следовательно, если закономерности процесса познания рассмотреть сквозь призму предмета дидактики, то можно получить важную информацию о закономерности процесса обучения.

Однако, прямо вывести дидактические закономерности из закономерностей процесса познания нельзя, поскольку в них не будут представлены другие аспекты дидактики, именно поэтому они (полученные дидактические закономерности) не будут полностью отражать реального процесса обучения.

Вместе с тем подчеркнем, что изучение философского аспекта дидактики в сочетании с другими аспектами дает возможность глубже вникнуть в истинную суть учения.

Психологический аспект. Еще К.Ушинський указывал на то, что по своим использованием в педагогике среди других наук о человеке первое место принадлежит психологии.

Психология — наука о психике, то есть о свойство високоор-ганізованої материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе психического образа, который сформировался, целенаправленно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Психология — это наука, которая изучает процессы активного отражения человеком реальной действительности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и другие процессы и явления психики.

В центре процесса обучения стоит ученик со своими задатками, способностями и интересами, с собственным видением окружающего мира, своим собственным жизненным и учебным опытом, с только ему присущим организацией памяти, мышления, воображения. Неучет всего этого в обучении означало бы, что мы пытаемся научить кого-кого, или что угодно, только не живого человека.

Научно обоснованное конструирование процесса обучения без учета психологических закономерностей усвоения материала невозможно. В наше время внимание к психологическому аспекту дидактики чрезвычайно велика в связи с тем, что широкое распространение получают розвивальне, а также личностно-ориентированное обучение не только в англии, но и в средних и старших классах.

А оно, как известно, основывается на прямом использовании закономерностей умственного развития в организации обучения. Однако, не следует считать, что дидактика или даже вся педагогика — это прикладная психология. И та, и другая имеют свой предмет исследования, атома это разные науки. Связь дидактики с психологией — это органический, глубокий и существенный связь.

Социальный аспект. Обучение в школе всегда происходит в условиях общения с учителем, с учениками, в условиях ученического коллектива. И хотя усвоения того или другого содержания — процесс сугубо индивидуальный, он, однако, происходит при участии других участников процесса обучения.

Педагогическая наука и школьная практика разрабатывают именно такие системы и формы организации обучения, которые предполагают наличие среды, своеобразного фона, на котором конкретный ученик осуществляет усвоения материала, видит свои успехи или-то неудачи в учебе. Взаимодействия типа «ученик — ученик», «ученик — учитель», «ученик — группа», «ученик — класс» и т.п.

, а также учета закономерностей этих взаимодействий является необходимым условием успешного обучения.

Математический аспект. Тенденция в развитии мировой науки такова, что чем больше каждая научная отрасль использует математические знания, математические методы исследования, другими словами, чем лучше обеспечена ее математизація, тем больше эта наука является наукообразной. Но математика пользуется абстрактными моделями.

Очевидно, что для внедрения математики в педагогику нужно создать такие математические модели педагогического процесса, которые могут быть использованы в педагогике.

Развитие педагогики в последнее время свидетельствует, что математический аспект педагогики и дидактики, очень важный, и здесь все зависит от создания хороших математических моделей обучения и воспитания.

Суть кибернетического аспекта дидактики раскрывается положением о том, что процесс обучения — это процесс взаимодействия учителя и учащихся, во время которого учитель руководит деятельностью учащихся, то есть осуществляет управление процессом усвоения ими знаний.

А основу управления составляет цикл управления. Поэтому разработка этого цикла и его практическая реализация имеют важное значение для теории и практики обучения.

Цикл управления происходит в такой последовательности: определение целей деятельности — разработка и реализация способов деятельности, направленных на достижение этих целей — получение информации о степени достижения целей деятельности — корректирующее влияние на способы деятельности с целью уменьшения разницы между запланированным и реальным степенью достижения целей деятельности. Поскольку цикл управления является одним из основных понятий кибернетики, то данный аспект называют кибернетическим.

Педагогический аспект. В процессе обучения ученик не только усваивает знания, производит определенные умения и навыки. Параллельно, а точнее одновременно с обучением идет процесс воспитания и процесс развития его умственных способностей.

Построение учебного процесса таким образом, чтобы на его выходе мы получили не только высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но и высокий уровень умственного развития, высокую степень воспитанности учащихся — непростое дело.

Построение не просто процесса обучения, а учебно-воспитательного процесса требует глубокого учета закономерностей и обучения, развития и воспитания.

Итог. Итак, дидактика, как и вся педагогика, имеет много аспектов. Это — философский, психологический, социальный, гуманитарный, математический, кибернетический аспекты. Каждый из них на разных ступенях развития проявляется и развивается по-разному. Например, сначала педагогика, а в том числе и дидактика, начала развиваться в плоскости социального аспекта. К.Ушинський, А.

Макаренко, В.сухомлинский своими трудами и представили этот аспект педагогики. Развитие дидактики в наше время характеризуется интенсивным разработкой других аспектов, в частности таких, как психологический, математический, кибернетический. Объединение всех аспектов дидактики в единое целое дает возможность получить целостные, всесторонние и глубокие знания об объект и предмет изучения дидактики.

Источник: https://banauka.ru/451.html

§ 2. Объект, предмет, задачи и функции дидактики

Объектом исследования дидактики

Объектомдидактики являетсяобучение «как особый вид деятельности,направленный на передачу подрастающемупоколению культуры, или социальногоопыта, необходимого для личностнойсамореализации» (В. В. Краевский)11.

Предметомдидактикиявляется обучение как средство образованияи воспитания человека, т. е. взаимодействиепреподавания и учения в их единстве,обеспечивающее организованное учителемусвоение учащимися содержания образования.

Отечественнаядидактика … разрабатывает определённыесистемы обучающих воздействий. Этисистемы находят своё конкретное выражениев содержании образования, раскрываемомв учебных планах, учебных программах иучебниках; реализуются соответствующимиметодами и средствами обучения вопределённых организационных формах(М. В. Кларин)12.

Предметомдидактики является обучение как средствообразования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и ученияв их единстве, обеспечивающееорганизован-ное учителем усвоениеучащимися содержания образования (Г.М. Коджаспирова)13.

Предметдидактики включает три субъекта обучения:учителя, ученика и обучающийся коллектив(класс, группа) и все основные дидактическиеотношения: «ученик – учитель», «ученик– изучаемый материал», «учитель –изучаемый материал», а также отношения:«учитель – класс» и «ученик – класс».Таким образом, предметом дидактикиявляется регулирование и совершенствованиеуказанных отношений, создание условийдля развития и совершенствования всехсубъектов учебного процесса, а такжеличности в процессе самообразования(В. И. Загвязинский)14.

2.1. Проблема определения объекта и предмета дидактики

ПО МАТЕРИАЛАМКНИГИ:

КРАЕВСКИЙ В.В., ХУТОРСКОЙ А. В.

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ.ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

Представлениео главных сферах дидактического анализасодержании и процессе (методах,организационных формах) обученияявляется более или менее общепринятым.А вот суждения относительно предметадидактики настолько многообразны, чтос трудом поддаются учету.

К тому жезачастую объект и предмет науки даже ине различаются.

Одни исследователивыделяют в качестве предмета дидактикиобучение как средство образования ивоспитания; другие закономерности и принципы обучения,его цели, научные основы содержанияобразования, методы, формы, средстваобучения; третьи взаимодействие преподавания и ученияв их единстве; четвертые считают, чтопредметом общей дидактики является нетолько сам процесс преподавания-учения,но и условия, необходимые для егопротекания (содержание, организация,средства и т. д.), а также различныеотносительно устойчивые результатыреализации этих условий.

Такойразброс трактовок предмета этой научнойдисциплины объясняется нерасчлененностьюметодологических категорий «объект»и «предмет» науки. Чаще всего обозначаетсято, что попадает в поле зрения дидактическогоанализа, т. е. выделяются разные объектыизучения. Таким образом, дидактикаизучает цели, содержание, закономерности,методы и принципы обучения.

Этообобщенное определение охватываетобъектную сферу, на которую направленыдидактические исследования. Оно даетпредставление о том, чем занимаетсядидактика. Однако цели, содержание,закономерности, методы и принципыобучения изучает не только дидактика.

В целях обучения воплощаются потребностии запросы общества в сфере образования,его требования к образованию. Дидактикапереводит общие цели образования наязык педагогики применительно к условиямобучения.

Но в определении и формированиитаких целей участвует не только дидактика,но и другие науки: философия, социология,психология и т. д.

Вобучении действуют не только дидактические,но и другие закономерности, напримерпсихологические, физиологические.Наиболее общие закономерности обращенияинформации изучают информатика,кибернетика, синергетика.

Если же мыхотим обозначить то, чем занимаетсялишь дидактика, нужно так представитьпредмет этой науки, что отдельные частибольшого и сложного объекта – обучениябыли отражены в их единстве и взаимосвязии нашли выражение в системе дидактическихпонятий.

Для этого необходимо рассмотретьобучение под особым углом зрения,дидактическим.

Приэтом следует учесть все знания обобучении, накопленные педагогикой,определить современный научный уровеньдидактики, ее функции, возможности, аглавное – задачу научного обоснованияпрактики обучения, т. е. практическойдеятельности учителей.

Втаком случае сформируется представлениео предмете дидактики, которое позволитнаправить исследовательскую работу вединое русло так, чтобы она одновременнои обогащала педагогическую науку, ипомогала правильно организоватьпедагогическую практику.

Собралисьдидакт, методист и психолог… Представителиразличных наук видят один и тот же объектпо-разному, в разных системах понятий,свойственных каждой науке, и выделяютв нем разные стороны, разные связи иотношения. Обучение может быть объектомизучения и дидакта, и методиста, ипсихолога, и специалиста по теорииинформации, кибернетике.

Но каждый изних выделяет для изучения в этом объектесвое, ставит разные цели и формулируетэти цели, а также и результаты исследованияпо-разному. Это значит, что каждыйспециалист работает в своем предмете.Допустим, представители различныхнаучных дисциплин собрались вместе ипришли на какой-то урок. Каждый из нихбудет смотреть на происходящее сквозьпризму своей науки.

Дидакт будетанализировать общедидактические методы,применяемые учителем, и общие принципы,которые он реализует в ходе урока.Методист обратит внимание на соответствиеспособов преподавания и содержанияучебного материала целям обученияданному учебному предмету в школе.

Психолога будут интересовать особенностиусвоения материала школьниками какпроявление психологических закономерностей,а перед кибернетиком обучение предстанеткак система управления с прямой иобратной связью.

Внастоящее время все чаще требуетсяобъединение усилий ученых разныхспециальностей для решения сложныхзадач, стоящих перед теорией и практикойобразования. Именно поэтому так важно,чтобы каждый участник педагогическогопроцесса четко представлял себе предметизучения, его особенности и правильноопределял свое место в общей работе.

Смыслвсех этих рассуждений не сводится кразмежеванию дидактики с другимиобластями знания. Такое разграничениене самоцель. Необходимость существованияэтой научной дисциплины определяетсяв конечном счете влиянием ее результатовна практику. Именно для повышенияэффективности дидактических исследованийнеобходимо четко представлять себенаучный статус этой отрасли педагогики.

Такимобразом, для определения предметадидактики не удастся ограничитьсяпростым указанием на то, что она изучаетвместе с другими науками. Для этогонужно хотя бы кратко ответить на следующиевопросы:

  • В каком виде предстает перед дидактикой ее объект  обучение  в его современном состоянии?
  • Какими научными средствами располагает сейчас дидактика для научно достоверного отражения явлений обучения?
  • Как она должна отражать свой объект, используя его описания в свете задачи научного обоснования педагогической практики?

Иными словами,определить предмет дидактики нельзябез учета ее функций, анализа ее объектаи познавательных средств, которыми онапользуется.

Попробуемответить на приведенные выше вопросы.Дидактика рассматривает обучение каксредство передачи социального опыта,необходимого для личностной самореализацииучащихся.

В результате обучения та частьопыта, которая входит в содержаниеобразования и составляет содержательнуюсторону обучения, становится достояниемученика.

С помощью обучения осуществляетсяподготовка учащегося к жизни, егосамореализация.

Дидактикавсе в большей степени становитсятеоретической дисциплиной. Этомуспособствует развитие науки, средствнаучного познания в целом. Все большееприменение находят такие методытеоретического исследования, какмоделирование, идеализация и т. д.

Использование системного подходапозволяет рассматривать содержаниеобразования и процесс обучения какединое целое.

Именно благодаря повышениютеоретического уровня дидактика получаетвозможность более эффективно воздействоватьна практику, совершенствовать ипреобразовывать ее.

Выясняемотношения с учеником. Следующийшаг на пути к определению предметадидактики предполагает выявлениепедагогической сущности обучения.Поскольку дидактика наука теоретическая, а предмет теориипредстает перед исследователем каксистема отношений, необходимо раскрытьглавное, специфическое для обученияотношение.

Вообще отношения, возникающиев процессе обучения, многообразны:«учительученик»,«ученик учебный материал», «ученикдругиеучащиеся». В педагогической литературеможно встретить различные суждения поповоду того, какое из них следует считатьглавным для дидактики.

Распространенаточка зрения, согласно которой такимглавным отношением является отношениеученика к учебному материалу, т. е.познавательное отношение.

Действительно,учебное познание неотъемлемая характеристика процессаобучения. Если рассматривать обучениес точки зрения психологии, т. е. обращатьосновное внимание на то, как учениквоспринимает и усваивает материал, этоотношение окажется главным, как говорят,сущностным.

Но если посмотреть наобучение глазами дидактики, т. е. выделитьглавное в целенаправленной деятельностипо передаче социального опыта, то главными специфическим для этой деятельностиокажется другое отношение отношение между двумя деятельностями:преподавания и учения.

Преподаваниеэто деятельность тех, кто обучает, аучение тех, кто обучается.

Познаниеможет осуществляться и вне обучения, авот взаимосвязанные деятельностипреподавания и учения протекают тольков обучении. Их единство определяет иорганизует всю систему дидактическихотношений, в том числе и познавательных.Этим характеризуется предмет дидактики.Реально при изучении явлений обучениянеобходим учет зависимостей между тремяобъектами: учителем, учеником и учебнымматериалом.

Важнойхарактеристикойпредмета дидактики являетсянеобходимость рассмотрения обученияв единстве с воспитанием. Воспитательнаяфункция обучения состоит не только вусвоении знаний ученика, но и в становленииего личности в целом, формированииопределенных моральных качеств, чертхарактера.

Нужноиметь в виду, что содержание образованияреально существует в процессе обучения.В каждой частице этого процессаприсутствует содержание образования.В каждую минуту урока ученики осваиваютопределенные знания, умения, навыки,отношения то, что составляет содержание образования.

Существеннои то, что обучение выступает переддидактикой в двух аспектах как объект изученияикак объект построения,конструирования.

Учитывать этообстоятельство значит сознательно направлятьдидактическое исследование насовершенствование практики обучения,так как без ее изучения исследованиеможет оказаться умозрительным, бесплодным.

В то же время без разработки теориирекомендации, адресованные школе, будутнедостаточно обоснованными и не повлекутза собой серьезных изменений.

Предметдидактики: «сухой остаток». Подводяитог сказанному, выделим следующиехарактеристикипредмета дидактики.

    1. Дидактика рассматривает свой объект  обучение  в первую очередь как особый вид деятельности, направленный на передачу подрастающему поколению культуры, или социального опыта, необходимого для личностной самореализации.

    2. Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве.

      Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика.

    3. Дидактика рассматривает содержательную и процессуальную стороны обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения.

    4. Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием.

    5. Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно обоснованного конструирования.

Мыизложили лишь основные характеристикипредмета дидактики.

Учитывая этихарактеристики, его можно представитьи в очень краткой формулировке: предметомдидактики является связь преподавания(деятельности учителя) и учения(познавательной деятельности ученика),их взаимодействие.

К этому следует добавить, что в полезрения дидактики находится воспитательнаяроль учебного процесса, а также условия,благоприятствующие активному итворческому труду учащихся и ихумственному развитию15.

Источник: https://studfile.net/preview/5183125/page:5/

Основные категории дидактики ее объект и предмет исследования

Объектом исследования дидактики

Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий. «Категория» означает свидетельство, суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее установившиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научные знания и как бы связывают ее в целостную систему.

Дидактика как наука тоже имеет свои категории, отличающие ее от других наук. К наиболее общим категориальным (базовым) понятиям дидактики относятся следующие: «преподавание», «учение», «обучение», «образование», «учебный предмет», «учитель», «учебная ситуация» и др. Рассмотрим сущность основных понятий.

Преподавание – это специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения.

Предметом деятельности преподавателя является управление деятельностью учения.

Преподавание как совокупность дидактической деятельности обучающих в процессе обучения включает в себя три группы видов дидактической деятельности: дидактическое проектирование; организация дидактического процесса; дидактический анализ.

Учение – целенаправленный процесс (точнее, сопроцесс) планомерного усвоения учащимися — субъектом — определенных знаний, умений и навыков, отношений, осуществляющихся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности.

Основу учения составляют знания, умения, навыки (ЗУН).

Знания — это отражение человеком объективной действительности в виде фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умение — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем неоднократного повторения.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, се образование и воспитание.

Наряду с термином «обучение» достаточно широко применяется в дидактике термин «образование». В настоящее время в педагогической науке отсутствует общепринятое определение сущности образования как объективного явления педагогической действительности, что говорит о сложности и многоаспектности этого явления. Поэтому приводим несколько дефиниций этого понятия.

Образование – это:

1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни;

2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения знаниями, умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом;

3) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

4) процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектно-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности, вооружает человека необходимыми учебными и трудовыми умениями, разнообразными практическими навыками.

Объем и направленность общего образования регулируется государством. Во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

Профессиональное образование — это такое, которое дает человеку профессию определенного уровня:

· начального (ПТУ, СПТУ, ТУ, школа мастеров), готовит рабочих высокой квалификации;

· среднего (техникумы, училища, колледжи);

· высшего (институты, академии, университеты), готовят специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

Понятийно-терминологическая система дидактики непрерывно обновляется и пополняется, что объективно обусловлено движением дидактической теории в направлении все более адекватного отражения сущности объективных явлений обучения и образования. В частности, в последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Дидактика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — социальных, экономических, идеологических, психологических, экологических и т.д.

Обучение — один из важнейших факторов формирования личности; но не единственный.

Развитие человека — это процесс количественных и качественных изменений при становлении личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

К числу категории дидактики некоторые исследователи относят и такие, как самообразование и саморазвитие, которые будут раскрыты по мере изучения дидактики.

Для понимания дидактики как науки следует определить объект и предмет ее исследования.

Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; предмет исследования – это посредующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиции науки, которую он представляет (см.: Краевский В.В. Дидактика как теория образования и обучения // Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.)

Объектом исследования дидактики принято считать обучение как специфический вид общественной деятельности. В таком понимании обучение может быть объектом изучения и других наук — философии, социологии, частных дидактик, методик, психологии, кибернетики и др.

Но представители разных наук видят один и тот же объект по-разному, в свете разных целей и задач исследования. Поэтому они выделяют в объекте разные стороны, разные связи и отношения. Например, социология изучает воспитание и обучение как функцию общества и государства, психология – как условие развития личности человека.

Дидактика же изучает обучение как средство образования и воспитания человека.

Поэтомупредметом дидактических исследований является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Приведенное определение предмета исследования достаточно абстрактно и требует конкретизации, углубленного раскрытия его основных характеристик. В чем же сущность данных характеристик?

Основными характеристиками обучения, как предмета дидактики, являются следующие положения:

1) Обучение выступает как особый вид общественной деятельности, как средство передачи и усвоения социального опыта.

2) Обучение в данном качестве рассматривается как взаимодействие преподавания и учения, их единство.

3)Предмет дидактики характеризуется единством образовательной, развивающей и воспитательной сторон, поскольку в процессе обучения не только усваиваются знания, умения и навыки, но и развиваются разнообразные способности, формируется научное мировоззрение, моральные качества, черты характера и т.д.

Кроме вышеперечисленных категорий (понятий) дидактики имеется и группа специфических понятий дидактики.

К ним относятся: «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др.

Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражены. Их содержание обогащается по мере развития науки.

Дидактика использует и общенаучные категории (понятия), такие как: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «формализация».

Кроме того, в дидактических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные из смежных наук: психологии («восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «запоминание», «умение», «навык»), кибернетики («обратная связь», «динамическая система ») и др.

Это не означает, что понятия дидактики представляют собой просто неупорядоченную совокупность. Они выстроены в определенной системе.

Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1791; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-29963.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий