Объект, предмет и методология архивоведения. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами.

Шпаргалка по «Архивоведение»

Объект, предмет и методология архивоведения. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами.

Ответы к экзамену по дисциплине

 «Архивоведение» для студентов заочного отделения специальности 032002 «ДОУ и архивоведение» Омского библиотечного техникума 
V курс IX семестр 2010/2011 уч. год

1. Объект, предмет и методология архивоведения. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами. 3

2. Теория экспертизы ценностей документов и практика их отбора на государственное хранение. 4

3. Теория использования документной ретроспективной информации. Деятельность архивистов в области использования, формы потребностей и методы обслуживания. 7

4. Формирование фондовых представлений. 11

5. Классификация документов Архивного Фонда Российской Федерации. Состав АФ РФ и три ступени его классификации. 13

6. Схемы классификации документной информации. 18

7. Комплектование государственного архива: этапы комплектования, источники 20

8. Понятие учета архивных документов и его основные принципы. 23

9. Обеспечение сохранности архивных документов. 24

10. Проверка наличия и состояния дел в государственных архивах. 26

11. Описание дел: виды заголовков и особенности их составления. 27

12. Система научно – справочного аппарата к архивным документам. 31

13. Путеводители по государственным архивам: основные виды путеводителей, составные части путеводителя. 32

14. Назначение архивных описей. Организация и методика составления описей. 35

15. Назначение и виды обзоров. Методика описания документов в обзорах. 38

16. Архивные каталоги: основные виды и этапы работы по их составлению. 40

17. Выявление и отбор документов для каталогизации: группы документов для каталогизации, приемы описания и объекты. 44

18. Описание документной информации на каталожных карточках: элементы описания и их особенности. 45

19. Вспомогательный справочный аппарат к архивным справочникам. 46

20. Менеджмент в архивоведении, особенности архивного управления. 47

21. Маркетинг в архивоведении. Информационный маркетинг. 48

22. Подготовка архивных справочников к изданию: задачи издания архивных справочников. Отбор справочников для издания и требования, предъявляемые к архивным справочникам при их издании. 50

23. Понятие о научно-исследовательской работе архивных учреждений, ее классификация. Организация научно-исследовательской работы. 50

24. Методическая работа в архивных учреждениях. 51

25. Научно – техническая информация в архивной отрасли. 52

26. Цели и формы использования архивных документов. 53

27. Планирование в государственных архивах и архивах учреждений. 57

28. Архивная эвристика: её сущность, задачи, этапы поиска документной информации. 59

29. Этапы информатизации архивного дела: основные этапы и их характеристики. 60

30. Электронные документы и архивы: основные направления деятельности электронных архивов. 61

Архивоведение — это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «науки об архивах».

Ее составными компонентами являются следующие специальные дисциплины:

        • теория и методика архивоведения
        • история и организация архивного дела
        • археография (в последнее время все чаще включающаяся в архивоведение)
        • архивное право
        • архивоведческое терминоведение
        • архивный менеджмент
        • архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.

Теория и методика архивоведения — одна из основных научных дисциплин, входящих в понятие архивоведения. Следовательно, архивоведение — это комплексная научная дисциплина, изучающая все аспекты архивного дела, а теория и методика архивоведения — ее основная научная дисциплина, изучающая отдельные аспекты «науки об архивах».

Предметом изучения и разработки ТИМА являются следующие процессы и методы научной работы с документами:

  1. принципы и методы отбора и организации документов, подлежащих архивному хранению;
  2. способы хранения, обеспечивающие полную сохранность материалов;

3)создание системы информации о содержании документов;

4)организация всестороннего использования документной информации;

5)организация работы архивных учреждений.  

К объектам ее изучения относятся:

  • текстовые документы на бумажной основе;
  • научно-технические и кинофотодокументы;
  • звукозаписи;
  • микрофильмы и другие документы на различных носителях (материальных), хранящиеся и подлежащие хранению в архивах.

Архивоведение как комплексная научная дисциплина не существует изолированно.

Решая свои задачи, оно тесно взаимодействует с гуманитарными и естественными науками и научными дисциплинами: исторической наукой, историей естествознания и техники, историей литературы и искусства, историей государства, историей государственных учреждений, источниковедением, вспомогательными историческими дисциплинами, документоведением, информатикой, а также кибернетикой, математикой, физикой, химией, биологией и другими.

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся:

палеография — изучает начертания письменных знаков и другие внешние признаки рукописей с целью их прочтения, датировки и установления подлинности, помогает установить время и место создания документа, его авторство, помогает прочтению и пониманию древних документов;

дипломатика — изучает происхождение и структуру различных официальных документов и разрабатывает методику получения из них данных о процессах общественного развития, помогает определить подлинность, дату создания документов, их авторство и т.п.;

историческая хронология — изучает системы времяисчисления, существовавшие в прошлом, в целях соотнесения их с современными, а также уточнения времени и места создания документов;

историческая метрология — изучает системы мер, использующиеся в прошлом в целях соотнесения их с современными, помогает прочтению и пониманию текста документов, а также уточняет время и место их создания;

сфрагистика — изучает временную государственную, территориальную, ведомственную, фамильную и личную принадлежность печатей, помогает установить подлинность, авторство и время создания документа;

геральдика — изучает изображение на гербах, историю и социально-правовое значение гербов, дает аналогичные сфрагистике данные при изучении документов.

Также имеют важное значение и другие вспомогательные исторические дисциплины, такие, как эпиграфика, генеалогия, нумизматика, историческая география.

Литература

  • Тельчаров А.Д. Архивоведение (конспект лекций)/А.Д. Тельчаров.- М.: Приор-издат, 2004.-160 с.
  • Алексеева Е.В. Архивоведение/ Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М., Бурова. – М.: Академия,  2007.- 270 с.

Под экспертизой ценности документов понимается процесс изучения документов на основании принципов и критериев ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранение.

Задачи экспертизы ценности документов.

  1. Отбор наиболее ценных документов из ведомственных в государственные архивы на государственное (постоянное) хранение и определение профильности документов тому или иному государственному архиву.
  2. Определение сроков хранения документов, информация в которых может быть использована в течение какого-то периода времени.
  3. Обеспечение полноты состава архивного фонда путем восполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичных документов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящих учреждений.
  4. Отбор на хранение наиболее информативно емких документов.

Теория экспертизы ценности документов основана на анализе функциональных качеств документов. Своеобразной аксиомой теории ЭЦ является признание неравнозначности документов для исторического познания.

Экспертиза ценности документов проводится в три этапа:

  1. в делопроизводстве организации — при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел, при подготовке дел для передачи в ведомственный архив;
  2. в ведомственном архиве — при подготовке к передаче дел на постоянное хранение в государственный архив;
  3. в государственном архиве — при проверке решений экспертных органов ведомственных архивов и утверждение их;  при целевой комплексной экспертизе ценности документов или разборе россыпи документов.

Экспертиза ценности документов осуществляется рядом экспертных комиссий:

  • в учреждениях, организациях, предприятиях — экспертная комиссия (ЭК);
  • в министерствах, ведомствах, главках — Центральная экспертная комиссия (ЦЭК);
  • в госархивах — экспертно-проверочная комиссия (ЦПК);
  • в Росархиве — Центральная экспертно-проверочная комиссия (ЦЭПК).

В результате деятельности экспертных комиссий составляются следующие документы:

  • протоколы их заседаний;
  • описи дел постоянного хранения;
  • описи дел временного хранения;
  • акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, на основе нормативно-методических пособий: перечней, номенклатур дел, классификаторов.

Однако не проводится экспертиза ценности документов, например 1920-х гг. по перечням 1990-х гг. Поэтому экспертизу ценности документов проводят на основе научных критериев.

Экспертиза ценности документов на основе научных критериев

Критерии экспертизы ценности документов — это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов.

Все критерии могут быть подразделены на три большие группы:

  1. критерии происхождения документов

К группе относятся:

  • значение учреждения или лица в жизни общества;
  • значимость событий (явлений, предмета), отраженных в документах;
  • время и место создания документов.
  1. критерии содержания документов;

К группе относятся:

  • значимость информации документа;
  • повторяемость документной информации;
  • целевое назначение документов;
  • вид и разновидность документа.
  1. критерии внешних особенностей документов.

К группе относятся:

  • подлинность;
  • внешний вид документа (форма передачи содержания, удостоверения и оформления документов, в том числе художественные, палеографические, языковые и другие особенности; физическое состояние документов).

Экспертиза ценности документов по перечням

Перечни документов — это систематизированные списки документов учреждений, организаций и предприятий, содержащие нормативные указания о сроках хранения документов или о составе документов, прием которых на госхранение обязателен.

Внутреннее устройство современной системы перечней документов представлено в графическом варианте на рис. 1.

В данной системе традиционно различают два типа перечней документов:

  1. с указанием сроков хранения;
  2. подлежащих постоянному хранению.

Перечни документов с указанием сроков хранения могут быть нескольких видов.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_87/shpargalka-po-arhivovedenie/251717.2192193.page1.html

Ответы по архивоведению — файл n1.docx

Объект, предмет и методология архивоведения. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами.
приобрести
Ответы по архивоведению
скачать (1188.6 kb.)Доступные файлы (1):

n1.docx1189kb.05.06.2012 08:31скачать

Ответы к экзамену по дисциплине

«Архивоведение» для студентов заочного отделения специальности 032002 «ДОУ и архивоведение» Омского библиотечного техникума
V курс IX семестр2010/2011 уч. год

1.Объект, предмет и методология архивоведения. Связь архивоведения с другими научными дисциплинами. 1 2.Теория экспертизы ценностей документов и практика их отбора на государственное хранение. 3 3. Теория использования документной ретроспективной информации. Деятельность архивистов в области использования, формы потребностей и методы обслуживания. 5 4.Формирование фондовых представлений. 9 5.Классификация документов Архивного Фонда Российской Федерации. Состав АФ РФ и три ступени его классификации. 11 6.Схемы классификации документной информации. 16 7.Комплектование государственного архива: этапы комплектования, источники 18 8.Понятие учета архивных документов и его основные принципы. 21 9.Обеспечение сохранности архивных документов. 22 10.Проверка наличия и состояния дел в государственных архивах. 24 11.Описание дел: виды заголовков и особенности их составления. 25 12.Система научно – справочного аппарата к архивным документам. 29 13.Путеводители по государственным архивам: основные виды путеводителей, составные части путеводителя. 30 14.Назначение архивных описей. Организация и методика составления описей. 33 15.Назначение и виды обзоров. Методика описания документов в обзорах. 36 16.Архивные каталоги: основные виды и этапы работы по их составлению. 38 17.Выявление и отбор документов для каталогизации: группы документов для каталогизации, приемы описания и объекты. 42 18.Описание документной информации на каталожных карточках: элементы описания и их особенности. 43 19.Вспомогательный справочный аппарат к архивным справочникам. 44 20.Менеджмент в архивоведении, особенности архивного управления. 44 21.Маркетинг в архивоведении. Информационный маркетинг. 46 22.Подготовка архивных справочников к изданию: задачи издания архивных справочников. Отбор справочников для издания и требования, предъявляемые к архивным справочникам при их издании. 47 23.Понятие о научно-исследовательской работе архивных учреждений, ее классификация. Организация научно-исследовательской работы. 48 24.Методическая работа в архивных учреждениях. 48 25.Научно – техническая информация в архивной отрасли. 49 26.Цели и формы использования архивных документов. 50 27.Планирование в государственных архивах и архивах учреждений. 54 28.Архивная эвристика: её сущность, задачи, этапы поиска документной информации. 56 29.Этапы информатизации архивного дела: основные этапы и их характеристики. 57 30.Электронные документы и архивы: основные направления деятельности электронных архивов. 58

Архивоведение — это комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы «наu001fуки об архивах».

Ее составными компонентами являются следуюu001fщие специальные дисциплины:

        • теория и методика архивоведения
        • история и организация архивного дела
        • археография (в последнее время все чаще включающаяся в архивоведение)
        • архивное право
        • архивоведческое терминоведение
        • архивный менеджмент
        • архивная статистика, автоматизированные архивные технологии.

Теория и методика архивоведения — одна из основных научu001fных дисциплин, входящих в понятие архивоведения. Следовательu001fно, архивоведение — это комплексная научная дисциплина, изуu001fчающая все аспекты архивного дела, а теория и методика архивоu001fведения — ее основная научная дисциплина, изучающая отдельu001fные аспекты «науки об архивах».

Предметом изучения и разработки ТИМА являются следуюu001fщие процессы и методы научной работы с докуu001fментами:

  1. принципы и методы отбора и организации документов, подu001fлежащих архивному хранению;
  2. способы хранения, обеспечивающие полную сохранность материалов;

3)создание системы информации о содержании документов;

4)организация всестороннего использования документной информации;

5)организация работы архивных учреждений.

К объектам ее изучения относятся:

  • текстовые документы на бумажной основе;
  • научно-технические и кинофотодокументы;
  • звукозаписи;
  • микрофильмы и другие документы на различных носителях (материальных), хранящиеся и подлежащие хранению в архивах.

Архивоведение как комплексная научная дисциплина не сущеu001fствует изолированно. Решая свои задачи, оно тесно взаимодейu001fствует с гуманитарными и естественными науками и научными дисциплинами: исторической наукой, историей естествознания и техники, историей литературы и искусства, историей государства, историей государственных учреждений, источниковедением, вспоu001fмогательными историческими дисциплинами, документоведением, информатикой, а также кибернетикой, математикой, физиu001fкой, химией, биологией и другими.

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся:

палеография — изучает начертания письменных знаков и другие внешние признаки рукописей с целью их прочтения, даu001fтировки и установления подлинности, помогает установить вреu001fмя и место создания документа, его авторство, помогает прочтеu001fнию и пониманию древних документов;

дипломатика — изучает происхождение и структуру различu001fных официальных документов и разрабатывает методику получеu001fния из них данных о процессах общественного развития, помогает определить подлинность, дату создания документов, их авторство и т.п.;

историческая хронология — изучает системы времяu001fисчисления, существовавшие в прошлом, в целях соотнесения их с современными, а также уточнения времени и места создания документов;

историческая метрология — изучает системы мер, использующиеся в прошлом в целях соотнесения их с современu001fными, помогает прочтению и пониманию текста документов, а также уточняет время и место их создания;

сфрагистика — изучает временную государственную, территориальную, ведомственную, фамильную и личную принадлежu001fность печатей, помогает установить подлинность, авторство и время создания документа;

геральдика — изучает изображение на гербах, историю и социально-правовое значение гербов, дает аналогичные сфрагисu001fтике данные при изучении документов.

Также имеют важное значение и другие вспомогательные исu001fторические дисциплины, такие, как эпиграфика, генеалогия, нуu001fмизматика, историческая география.

Литература

  • Тельчаров А.Д. Архивоведение (конспект лекций)/А.Д. Тельчаров.- М.: Приор-издат, 2004.-160 с.
  • Алексеева Е.В. Архивоведение/ Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М., Бурова. – М.: Академия, 2007.- 270 с.
  1. Ответы к экзамену по дисциплине

Источник: https://nashaucheba.ru/v8407/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E

Uchebnik-free
Добавить комментарий