Норма и отклонение в развитии человека

Содержание
  1. Понятие нормы и отклонения в развитии человека
  2.        Методы, используемые для профилактики отклонений в личностном развитии и социальном поведении детей, можно делят на две группы [5]:
  3.       Работа с родителями может проводиться в виде тематических семинаров, а также совместных вечеров вместе с детьми. цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку. В связи с этим следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми [2, c. 23]:
  4.        Уменьшение числа лиц с ОВ жизнедеятельности может сегодня достигаться также средствами медицины через [6]:
  5.    Профилактика социальных отклонений [7]:
  6. Формы психопрофилактической работы:
  7.        Задачи комиссии:
  8.              Принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с нарушениями в развитии [3, c. 208]:
  9.         В настоящее время существует современная система специального образования. Она включает [5]:
  10.           В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.
  11. – специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
  12. Норма и отклонения в развитии человека
  13. Вопрос 30.Понятия нормы и отклонения от нормы в развитии личности. Теории отклонения в развитии личности, типы отклоняющегося развития, их характеристика
  14. Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:
  15. Стандарты и отклонения в развитии личности
  16. Группы отклонений от нормы развития личности
  17. Понятие социальной нормы и отклонений от нее
  18. Понятие социального выпадения
  19. Норма и отклонение в развитии человека

Понятие нормы и отклонения в развитии человека

Норма и отклонение в развитии человека

  • физические — связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др. (болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата).
  • Психические — связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками (задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность).
  • Педагогические – несоответствие стандартам образования  (отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования).
  • социальные — отклонения от общепринятых правил поведения (детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность). 

       Методы, используемые для профилактики отклонений в личностном развитии и социальном поведении детей, можно делят на две группы [5]:

  • методы непосредственного воздействия на детей;
  • методы опосредованного воздействия, ориентированные на работу с семьей и педагогами.

      Работа с родителями может проводиться в виде тематических семинаров, а также совместных вечеров вместе с детьми. цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку. В связи с этим следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми [2, c. 23]:

  • Контакт глаз. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
  • Физический контакт. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно, спокойно и с самим собой, и с другими.
  • Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
  • Дисциплина. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же.

       Уменьшение числа лиц с ОВ жизнедеятельности может сегодня достигаться также средствами медицины через [6]:

  • совершенствование профилактики;
  • своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка;
  • совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий;
  • повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.           

   Профилактика социальных отклонений [7]:

  1. первичная (направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов);
  2. вторичная (раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», имеющими выраженную склонность к формированию ОП без проявления такового в настоящее время);
  3. третичная (Лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения. Направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением).

Формы психопрофилактической работы:

  • Организация социальной среды. Воздействуя на соц.факторы, м. предотвратить нежелательное поведение личности. У подростков: Социальная реклама на формирование установок на здоровый образ жизни, использование СМИ, спец. кинофильмы, и т.д.
  • Информирование – лекции, беседы, спец. лит-ра, фильмы. Попытка воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
  • Активное обучение социально-важным навыкам. – групповые тренинги.
  • Тренинг устойчивости к негативному соц. воздействию (изменяется установка девиантное поведение, способность говорить «нет», информация о возможном негативном влиянии взрослых).
  • Тренинг аффективно-ценностного обучения (основан на представлении, что ДП непосредственно связано с эмоциональными нарушениями, навыки принятия решения, повышение самооценки).
  • Тренинг формирования жизненных навыков (наиболее важные соц. умения личности – общаться, разрешать конфликты).
  • Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (заместительный эффект ДП, формирование позитивных потребностей – творчество, спорт).
  • Организация здорового образа жизни (представления о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром).
  • Активизация личностных ресурсов (активные занятия подростками спортом, арттерапия обеспечивают активность личности и устойчивость к негативному воздействию).
  • Минимизация негативных последствий ДП (профилактика рецедивов и их негативных последствий. Мед. помощь, знания о сопутствующих заболеваниях и их лечении).       

                          Диагностика норм и отклонений в развитии человека

       Задачи комиссии:

  1. проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей,
  2. выявление особенностей развития детей в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования.
  3. консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования.

             Принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с нарушениями в развитии [3, c. 208]:

  • принцип комплексного изучения ребенка — всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков, состояния органов чувств, двигательной сферы, состояния нервной системы ребенка и т.д
  • принцип целостного системного изучения ребенка — обнаружение и установление связей между отдельными проявлениями нарушения психического развития, определение их причин. Основополагающим здесь является положение Л.С. Выготского о структуре дефекта, которое и позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения.
  • принцип динамического изучения ребенка — согласно нему при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Значимой для этого принципа является концепция Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством, с помощью взрослого).
  • принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологической диагностики – учитывается не только конечный результат деятельности, но и анализируется процесс ее выполнения — способ, рациональность, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношение к избранным способам решения и т.д. При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи.

              Коррекция отклонений в развитии человека 

        В настоящее время существует современная система специального образования. Она включает [5]:

    • Медико-социально-педагогический патронаж — предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.
    • Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями —  дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:
      • детские сады;
      • дошкольные детские дома;
      • дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

          В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время.

    • Школьная система специального образования.

– специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

    Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8/327478_2905001_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

    Норма и отклонения в развитии человека

    Норма и отклонение в развитии человека

    Норма и отклонения в развитии человека

    Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

    Маслоу А. Цель воспитания- ?

    Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д. Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

    Норма- средняя величина, установленная мера предметная индивидуальная Социально-возрастная Норма-междисциплинарное понятие Аномалияотклонение от нормы

    Психологический аспект проблемы А. В. Запорожец, А. И Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдовтеоретически и экспериментально обосновали параметры нормального психического и личностного развития. Ведущая деятельность ? ?

    Кризисные периоды жизни

    Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия. норма аномалия Переходная форма

    Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях: когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является; когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости

    Норма- средняя величина, установленная мера предметная индивидуальная Социально-возрастная Норма-междисциплинарное понятие Аномалияотклонение от нормы

    Условия нормального развития ребенка Нормальная работа головного мозга и его коры.

    Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека; Нормальное психическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром; Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

    ! Характер психофизического развития, отличающийся от нормы ведет к значительному качественному своеобразию формирования личности ребенка. ! Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как может иметь место у взрослого, а отрицательно отражается на всем процессе созревания ЦНС

    «Минус дефекта превращается в плюс компенсации» Л. С. Выготский 1896 — 1934

    Дефект (от лат. Defectus) –недостаток -физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

    Первичные дефекты Вторичные дефекты • возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

    частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.

    Механизм возникновения вторичных дефектов : Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной.

    Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. Фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация.

    Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект.

    Типы личностного реагирования Вытеснение Игнорирование Гиперкомпенса ция Астенический тип Компенсация

    К сложным нарушениям детского развития относят сочетание 2 -х или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др. ) у одного ребенка. «сложный дефект» , «сложные аномалии развития» , «сочетанные нарушения» , «комбинированные нарушения» , «сложная структура нарушения»

    Основные группы детей с сочетанными нарушениями: 1 • Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития 2 • Имеющие 1 существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития 3 • С множественными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка

    М. А. Власова и М. С. Певзнер выделяют следующие группы аномальных детей: 1. дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениям слуха, зрения, речи, функции опорнодвигательного аппарата и сенсомоторики); 2. дети с задержкой психического развития; 3.

    дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями; 4. дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения); 5. умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии); 6.

    дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др. ).

    В. В.

    Лебединский классифицирует отклонения в развитии, опираясь на исследования проблемы психического дизонтогенеза 1) общее стойкое недоразвитие (например, олигофрения); 2) задержанное развитие (замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы); 3)поврежденное развитие (наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы); 4)дефицитарное развитие (тяжелое нарушение отдельных анализаторных систем — зрения, слуха, речи, опорнодвигательного аппарата); 5)искаженное развитие (сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; например, ранний детский аутизм); 6)дисгармоничное развитие (врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере; например, психопатия).

    О степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%

    В мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4— 5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.

    Сегодня в России: Более 13, 5 млн инвалидов Более 545 тысяч человек имеют статус детей-инвалидов. В эту категорию попадают люди от 0 до 18 лет. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8 -13 лет

    Источник: https://present5.com/norma-i-otkloneniya-v-razvitii-cheloveka/

    Вопрос 30.Понятия нормы и отклонения от нормы в развитии личности. Теории отклонения в развитии личности, типы отклоняющегося развития, их характеристика

    Норма и отклонение в развитии человека

    Сфера нормального всегда имеет в сознаниилюдей свои границы, а все то, что находитсяза их пределами, определяется как«ненормальное», «патологическое». Напрактике происходит оценивание индивидовпо признаку соответствия или несоответствиянорме, которая и определяет эти границы.

    Понятие нормы широко используется вмедицине, психологии, педагогике,социологии и других науках. Попыткадать точное и единственно верноеопределение этому понятию, скорее всего,обречена на неудачу. Так, например,только в медицине ученые насчитываютдо 200 его определений.

    Сложность в определении понятия «норма»не только терминологическая, но исодержательная. Например, нравственныенормы не могут быть раз и навсегдазафиксированы во всех без исключениясообществах, потому что они, во-первых,имеют национальную специфику, а потомвсё время изменяются.

    При этом важно помнить, что норма – этонекое идеальное образование, условноеобозначение объективной реальности,показатель, характеризующий реальнуюдействительность, но не существующийв ней.

    То, что не соответствует норме, обозначаетсядругим словом – «отклонение».

    Для соц. педагогики понятие «норма» и«отклонение от нормы» — очень важные.Они используются для характеристикипроцесса развития и соц-го поведенияребенка. Отклонения могут носить какнегативный, так и позитивный характер.Например, отклонениями от нормы вразвитии ребенка являются и умственнаяотсталость и талантливость.

    Такиенегативные отклонения в поведении, какпреступность, алкоголизм, наркоманияи др., оказывают отрицательное влияниеи на процесс социального становлениячеловека, и на развитие общества в целом.Позитивные же отклонения в поведении,к которым можно отнести все формысоциального творчества, напротив, служатразвитию социальной системы.

    Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:

    1)Физические отклонениясвязанысо здоровьем и определяются медицинскимипоказателями.

    2)Психический недостаток– этовременный или постоянный недостаток впсихическом развитии человека, включаянарушения речи, эмоционально-волевойсферы, как крайние формы этого видаотклонений выступаютаутизм–состояние психики, характеризующеесязамкнутостью, отсутствием потребностив общении, исуицид– попытки ксамоубийству, а также повреждениямозга,нарушения умственного развития,задержку психического развития, создающиетрудности в обучении.

    Особую группу отклонений представляетодаренность детей.Мера одаренностии таланта устанавливается по характерупродуктов деятельности, отличающихсяновизной, нестандартностью, оригинальностьюи другими показателями.

    Сложный недостаток сочетает в себефизические и психические недостатки,подтвержденные в установленном порядке.

    Для диагностики физических и психическихнедостатковсоздается постояннаямежведомственная психолого-медико-педагогическаякомиссия (ПМПК).

    В ее задачи входитпроведение возможно более раннегообследования детей и выявлениеособенностей их развития в целяхустановления диагноза и удовлетворенияправ реб-ка на получение образования,а также консультирование родителей,пед., мед.работников, соц. педагогов идр. специалистов.

    3) Педагогические отклонения,когда ребёнок не получилобразование, т.к. не посещал школу. Такиеотклонения от нормы могут быть названыпедагогическими.

    Педагогической нормой,или нормой образования, являютсястандарты общего образования, которыеприняты в стране.

    В соответствии с этимистандартами ребенок в определенномвозрасте должен получить соответствующийуровень образования, закончить начальную,неполную среднюю (9 классов) или полнуюсреднюю (11 классов) школу. СогласноЗакону об образовании РФ обязательнымявляется общее среднее образование.

    4) Социальные отклонениясвязаныс понятием социальная норма.Соц. норма– правила, образец действия или поведениялюдей или группы, которая официальноустановлена в обществе.

    Соц.нормы делятся на 2 группы: 1.универсальные, распространяющиесяна каждого чел-ка в обществе;2.частные,относящиеся и регулирующие определеннуюсферу профессион-й деят-ти илижизнедеятельности людей (например,врач, учитель, социальный педагог идр.).

    Особенностью соц.норм для детей являетсято, что они выступают фактором воспитания,в процессе которого происходит усвоениесоц. норм и ценностей, вхождение в соц-юсреду, усвоение соц-х ролей и соц-гоопыта.

    В социологической, педагогической ипсихологической литературе основательнопроработаны проблемы детей с отклоняющимсяповедением. Для этой категории детейиспользуются различные термины: трудный,ребенок с девиантным, асоциальнымповедением, с устойчивыми отклонениямив поведении.

    Причины отклоняющегося поведения тожехорошо изучены. Они связаны с трудностямиподросткового возраста, неопределенностьюсоц-го поведения в обществе, нестабильностьюразвития страны, возникающей экстреннойситуации, из которой реб-к самостоятельнонайти выход не может.

    Для оказания помощи таким детям создаютсяспециализированные соц. службы. Дети,совершившие соц-но опасные деяния идостигшие 11 лет, по решению суда с учетомзаключения ПМПК могут направляться вспец. школы или специальные профессиональныеучебные заведения.

    Среди детей, имеющих отклонения в соц.развитии, выделяют детей, оставшихсябез попечения родителей. Это дети-сиротыи соц-е сироты. Для них существуютспециальные образовательные соц-еучрежд-я: дома ребенка, дет.дома,школы-интернаты, социально-реабилитационныецентры помощи детям, соц-е приюты и т.д.

    В реальности «чистых» отклонений небывает. Одно отклонение провоцируетдругое, одна группа отклоненийнакладывается на другую. Соц. отклоненияу реб-ка обычно имеют в качестве причинотклонения в здоровье, психические ипедагогические отклонения.

    Любая «поломка», любое ограничениепотенциальных возможностей человеканеизбежно затрагивает всю организациюв целом и ведет к «социальному выпадению».Это явление изучается учеными разныхобластей знания – социологии, психологии,социальной педагогики, медицины и др.Каждая из этих наук предлагает своитеории «выпадений».

    Так, отклонения в поведении детей,имеющих ограниченные возможности,рассматривались вначале в руслемедицинской модели.

    Согласно этойтеории, несоответствие социальной нормев поведении ребенка рассматриваетсякак патология здоровья.

    В качествепричин, вызывающих отклоняющеесяповедение, выдвигались эндокринныенарушения, нарушение созревания(акселерация и недоразвитие), органическиемозговые нарушения, генетическиеотклонения и др.

    На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинскоймодели сформировалась теория социальнойполезности людей с ограниченнымивозможностями, которая получилаширокое распространение во многихразвитых странах. Суть ее заключаетсяв следующем.

    В обществе имеются люди,физические и психические возможностикоторых ограниченны, но это не мешаетим осуществлять хотя бы элементарнуюсоциально полезную деятельность,например, обслуживать себя или выполнятькакую-либо простую работу.

    Это значит,что при необходимом профессиональномобучении такие люди могут материальносами себя обеспечивать, а не становитьсяобузой и бременем для государства,которое их должно содержать.

    Кроме того,они могут быть источником дешевойрабочей силы, что также выгодногосударству. Таким образом, в этой теорииочевиден приоритет государства надличностью.

    В 60-х годах XX векана смену медицинской модели пришласоциальнаямодель,развитию которой послужила теорияпсихоанализа.

    В фокусе этоймодели находятся не внутренние причины(болезнь, нарушения в развитии и т. д.),а взаимосвязь между отдельным человекоми социумом.

    С этой точки зрения ограничениевозможностей человека вызвано во многомотношением к нему окружающих людей,выделяющим его из общества, а такжебарьерами, которые существуют в окружающейего среде, рассчитанной прежде всегона здоровых людей.

    Другими словами,ограниченные возможности как проблемаявляются результатом социальной,экономической и политической дискриминациитаких людей в обществе. Чтобы преодолетьее, необходима интеграция людей сограниченными возможностями в обществона их собственных условиях.

    В рамках социальноймодели отклоняющееся поведение детейстало рассматриваться во взаимосвязис процессами семейного воспитания имежличностного взаимодействия. Сразработкой теории изменились приоритетыв объяснении социальных выпадений.

    Неадекватное поведение детей и подростковстало рассматриваться как деформированныйпроцесс накопления социального опыта,как результат субъективных нарушений,связанных с семейным неблагополучием,недостаточной педагогической культуройродителей, негативным балансом поощренийи наказаний, отсутствием любви к ребенкуи другими факторами. Постепеннонакапливающиеся неразрешенные конфликтыи приводят к отклоняющемуся поведению.А поскольку оно обусловлено не толькоболезненными-процессами, на которыепрактически невозможно влиять, становитсявозможной его коррекция. Таким образом,социальная модель позволила рассматриватьповедение ребенка не только какотклоняющееся, но и корректирующееся.

    Работасоц.педагоганаправлена на профилактику отклонений,предупреждения нарушений определенныхнорм и правил, принятых в обществе, атакже – на реабилитацию детей, в развитиикоторых установлены те или другиеотклонения. Для работы соц.

    педагогаважноезначение имеет пограничная зона междунормой и отклонением.В соц-х отклонениях м/унормальным типомповедения и отклоняющимся располагаетсябольшое количество стадий, переходныхступеней от нормы к отклонению.

    Поэтомубывает сложно провести четкую граньм/уестественным проявлением характерареб-ка и отклонениями в нем.

    Источник: https://studfile.net/preview/5567987/page:29/

    Стандарты и отклонения в развитии личности

    Норма и отклонение в развитии человека

    Понятие нормы широко используется в различных научных сферах, таких как: психология, педагогика, медицина, социология и многие другие. В соответствии с этим невозможно дать единое определение, удовлетворяющее каждую из научных сфер и сводящее воедино все характеристики, которые подразумеваются при упоминании понятия «норма».

    Сложность в определении данного понятия состоит не только в терминологии, но и в содержании, которое каждая из наук вкладывает в это понятие. Примером могут выступать нравственные номы – невозможно зафиксировать их раз и навсегда, не оставляя возможности изменять и дополнять.

    Если говорить о самом обобщенном и отстраненном определении номы, то можно сказать, что норма – это какое-либо идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, показатель, который характеризует действительность, но не существует в ней в реальном воплощении.

    Антиподом нормы выступает отклонение – явление, не соответствующее представлениям об идеальном образовании, выбивающееся из представлений общества о нормальных процессах и явлениях.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Группы отклонений от нормы развития личности

    Отклонения от нормы можно условно разделить на 4 группы:

    • Первая группа объединяет в себе физические отклонения, которые связаны с состоянием здоровья и определены медицинскими показателями.
    • Вторая группа — это отклонения, подразумевающие временные или постоянные недостатки в психическом развитии человека, которые включают в себя различные виды нарушений речи, эмоционально-волевой сферы, аутизм, задержки психического развития, механические повреждения головного мозга и т.д. Особой группой отклонений является одаренность, мерой для которой являются характер продуктов деятельности, их новизна, оригинальность и нестандартность. Она также входит в группу отклонений психического направления.
    • Третья группа включает в себя педагогические отклонения, возникающие вследствие отсутствия образования и непосещения учебных заведений. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.
    • Четвертой группой является группа социальных отклонений, которые связаны с понятием социальная норма и непосредственным нарушением данных норм.

    Понятие социальной нормы и отклонений от нее

    Определение 1

    Социальная норма – это правила, образцы действия либо поведения людей или их группы, установленные в данном обществе.

    В психологии, педагогике и социологии очень подробно рассматриваются вопросы отклоняющегося поведение, его причин и закономерностей. Для определения данной категории нарушений используются различные термины: девиантное поведение, асоциальное поведение, устойчивые отклонения в поведении личности.

    Основными причинами отклоняющегося поведения исследователи называют:

    • трудности подросткового возраста, и самоопределения личности;
    • неустойчивость социального поведения в обществе;
    • низкая самооценка и комплекс неполноценности;
    • нестабильные условия развития.

    Замечание 1

    Следует отметить тот факт, что в реальности «чистых» отклонений не бывает. Один тип отклонения провоцирует другой, одна группа отклонений имеет свойство накладываться на другую. Можно совершенно уверенно говорить о том, что социальные отклонения обычно вызваны либо отклонениями в здоровье, либо психическими или педагогическими отклонениями.

    Понятие социального выпадения

    Следуя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что любое нарушение возможностей человека затрагивает всю систему личности и приводит к так называемому «социальному выпадению». Данное явление рассматривается исследователями из различных областей знаний и каждая из них имеет свои теории «выпадений».

    Например, отклонения в поведении детей, которые имеют ограниченные возможности, рассматриваются в медицинской модели выпадения. Согласно ей, имеющиеся в поведении несоответствия социальным нормам представляют собой особую патологию здоровья, причиной которой выступают эндокринные нарушения, генетические отклонения и т.д.

    В конце 19 начале 20 веков на основе медицинской модели была сформирована теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, получившая широкое распространение во всем мире. Основная идея данной теории заключается в том, что в любом обществе есть люди, имеющие какие-либо ограничения, однако это совершенно не мешает им осуществлять элементарную социально полезную деятельность.

    Таким образом, люди с ограниченными возможностями, при специальном профессиональном обучении способны сами себя обеспечивать, и не быть обузой для окружающих людей и общества в целом. И что немаловажно, это способствует их личностному развитию и самоутверждению.

    В середине двадцатого века медицинскую модель сменила модель социальная, толчком к развитию которой стала теория психоанализа.

    Основной идеей данной модели выступила мысль о том, что отклоняющееся поведение необходимо рассматривать не только как результат отклонений в здоровье, но и как результат неправильно построенного процесса воспитания и взаимодействия с окружающим миром. В процессе разработки данной теории приоритеты в объяснении социальных выпадений претерпели значительные изменения:

    • неадекватное поведение стало рассматриваться как результат деформированного процесса накопления социального опыта, в результате чего происходят субъективные изменения и деформация личности;
    • источником социальных выпадений все чаще стали называться семейное неблагополучие, отсутствие педагогической культуры родителей, отсутствием тепла и любви со стороны родителей к ребенку.

    Таким образом, постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты являются результатом, проявляющимся в отклоняющемся поведении.

    Еще одной главной идеей социальной модели является утверждение о том, что отклоняющееся поведение поддается коррекции и возможно полное его исправление.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/standarty_i_otkloneniya_v_razvitii_lichnosti/

    Норма и отклонение в развитии человека

    Норма и отклонение в развитии человека

    Достаточно сложно определить, является ли развитие ребенка нормаль­ным или отклоняющимся от нормы (аномальным).

    Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы за нормаль­ное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающее­ся значение.

    Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи.

    Фактически, по словам В. П. Кащенко, между нормальными и психи­чески больными существует столько же градаций, сколько людей вообще.

    Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контекс­те коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее разработанными являются:

    • предметная норма — знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образо­вания);

    • социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), ко­торые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

    • индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особеннос­тях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова);

    • норма психического развития.

    Основной задачей педагога является выявление и коррекция отклоняю­щегося от нормы поведения ребенка.

    В учебном пособии под редакцией В. А. Сластенина анализируются раз­личные отклонения в характере и поведении детей:

    расторможенность, гиперактивностъ. Двигательная расторможен-ность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто растор­моженность сочетается с психической незрелостью, которую называют ин­фантилизмом;

    повышенная эмоциональная возбудимость (эффективность). Эффек­тивное поведение — склонность детей к частым, острым и разрушитель­ным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчиво­сти, необузданности эмоции, смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка;

    застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пас­сивность. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач;

    аутичное поведение (погружение в себя, отчужденность от окруже­ния). Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими при­нимаются;

    чрезмерная импульсивность проявляется в том, что действие непроиз­вольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия;

    повышенная внушаемость — некритическая податливость действию внушения, готовность подчиняться внушающим воздействиям окружаю­щих, рекламы и пр.;

    негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любо­му влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. От­каз от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конф­ликта.

    В психологической литературе называются две формы негати­визма—пассивный, выражающийся в отказе выполнять предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные дей­ствия.

    Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополу­чии ребенка могут стать качествами его личности;

    жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разру­шительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить

    слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная;

    бесцельная ложь — когда ребенок не знает причины своей неправди­вости и не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой ребенок не может воздержаться;

    бесцельное воровство — зачаточная форма явления, которое специа­листы называют клептоманией. Ребенок может коллекционировать самые необычные предметы, и мотивация на первый взгляд остается неясной.

    Например, правонарушение, совершенное подростком, оказалось полной неожиданностью для его родителей.

    По характеристике мамы, это был спо­койный и незлобивый мальчик, имел хобби — коллекционировал трубки от уличных таксофонов;

    страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и при­вычкой при отсутствии болезненного предрасположения. В. П.

    Кащенко констатирует, что страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве и начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит.

    Постепенно бродяжни­чество становится привычкой со всеми сопутствующими ему явлениями — нищенством, кражами и т. п.;

    лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть «нормальной» и патологической. Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству вра­чей, большинство ленивых школьников — совершенно здоровые люди.

    Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологии. Основны­ми признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает соматогенная астения, т. е.

    фи­зическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых же школьников чаще всего причиной лени, как замечает классик отечествен­ной педагогики К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый призывает ребенка.

    Причины такого не­расположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато само­воспитание. Так, нередки случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг.

    Постоянное внушение ребенку его обязанностей, тре­бований долга может вызвать обратное действие. Иногда, пишет К. Д. Ушин­ский, лень образуется «от неудачных попыток в ученье». С самого начала освоения новой для ребенка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым.

    Впрочем, если ребенок добивается успеха, не прилагая никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.

    Как определить педагогу и родителям, является ли поведение ребенка нормой или аномалией? Необходимо ли ему обследование? Существует не­сколько признаков, по которым можно определить степень тяжести нару­шения:

    • стабильность проявлений во времени (нарушение не меняется и не исчезает с возрастом): отклоняющиеся черты у нормального ребенка ситуа­тивны, от них он может избавиться, если захочет, больной же — нет;

    • тотальность проявлений нарушений (дома, в школе, в гостях), если же ребенок дома один, а «на людях» другой, то это не патология;

    • социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, кото­рые испытывает либо сам ребенок, либо окружающие его люди).

    В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой успе­ваемости или неуспеваемости ребенка: «трудновоспитуемое™», асоциаль­ном поведении.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/2/35421.html

    Uchebnik-free
    Добавить комментарий