Назовите основные этапы развития формальной логики.

Основные этапы развития логики

Назовите основные этапы развития формальной логики.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Основные этапы развития логики

Современная логика как наука о законах и формах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Формальная логика — это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы.

При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления.

Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап — это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики.

Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение.

Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний.

Следующими, кто развил учение Аристотеля, следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий. Методом должна быть индукция. Разработка индуктивного метода — огромная заслуга Бекона.

Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж.С.Милль систематизировал методы научной индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.

Второй этап — это появление математической логики. Философ Г.В. Лейбниц считается основоположником.

Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления.

Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.

Другим основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и неклассические логики. В.С.

Меськов выделяет принципы классической логики: ”1) область исследования составляют обыденные рассуждения; 2) допущение о разрешимости любой проблемы; 3) отвлечение от содержания высказываний и от связей по смыслу между ними; 4) абстракция двузначности высказываний”.

Кроме формальной логики, существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания.

Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя.

Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.

В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот. В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи высказывались средневековыми философами и философами Нового времени.

Классические формы придали ей Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана с позиций объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И.

Ленин.

Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны и так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную.

Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями между терминами, операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и так далее. Но главные темы логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода.

В правильном рассуждении заключения вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики.

1 этап — Аристотель . Он пытался найти ответ на вопрос: «Как мы рассуждаем». Он подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждения, умозаключения. Так возникла формальная логика – наука о законах и формах мышления.
2 этап – появление математической или символической логики. Основы ее заложил немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц .Он сделал попытку заменить простые рассуждения действиями со знаками.
3 этап — окончательно развил эту идею англичанин Джордж Буль , он явился основоположником математической логики. В его работах логика пиобрела свой алфавит, орфографию и грамматику. Начальный раздел математической логики назвали алгеброй логики или Булевой алгеброй.

4.Уровни методологии науки. Методология науки и методика научных исследований.

УРОВНИ

Методологическое знание состоит из нескольких структурных уровней. Разные авторы по-разному выделяют эти уровни. Так, в работах В.А. Ядова и Г.М. Андреевой выделено три уровня методологического знания, у В.Н. Дружинина – пять. В отечественной психологии довольно широко распространилась структурная модель методологического знания, в которой выделено четыре уровня:

· уровень философской методологии;

· уровень общенаучной методологии;

· уровень конкретно-научной методологии;

· уровень процедур и техник исследования (Садовский В.Н., 1980, Юдин Э.Г., 1978, Зинченко В.П. и Смирнов С.Д., 1983) Хрестомат. 1.2.).

Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами. По мнению Э.Г. Юдина (Зинченко В.П., Смирнов С.Д.

, 1983), философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.

Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки – в том числе и методологических результатов – с точки зрения той или иной картины мира».

Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования, как отмечают В.П. Зинченко и С.Д. Смирнов, получил развитие лишь в ХХ веке. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И.

Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р.

Пригожина), а также методологические или логико-методологические концепции – структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и, отчасти, в психологии и психотерапии, системный анализ, логический анализ. Методологию системного проектирования Г.П.

Щедровицкого также можно отнести к уровню общенаучной методологии.

Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам.

Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания.

На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает.

Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин.

Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм.

В частности, для достижения успеха в исследовательской деятельности (например, в области правоведения) учёный должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления[1].

Овладеть существующей методологией необходимо, потому что далеко не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы достаточно последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы.

Поэтому основная часть исследователей должна примкнуть к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов. Методологические исследования в современной науке принято разделять на общие, частные и конкретные:

1. Общая методология науки исследует проблемы обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено.

Центральными её проблемами являются: исследование таких универсальных операций научного познания, как объяснение и понимание, а также способов обоснования научного знания; анализ критериев приемлемости (или адекватности) систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления; различия между науками о природе и науками о культуре; проблематика единства научного познания.

2. Частная методология науки исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп, будучи представленной в познавательных пространствах соответствующих дисциплин. К сфере этой методологии относятся, например, методология физики, методология биологии, методология наук исторического ряда и многих других.

Так, и в физике, и в биологии применяется операция объяснения; вместе с тем, многие биологические объяснения используют понятие цели, которое теряет смысл применительно к физическим объектам.

Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно ли заменить телеологическое объяснение обычным для других естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии.

Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для других дисциплин.

3. Конкретная методология науки, называемая иногда методикой, исследует методологические аспекты, связанные с отдельными операциями в рамках конкретных научных дисциплин.

Внутридисциплинарные методы теоретического и эмпирического исследования, включая методологию конкретных исследований, являются по преимуществу узкоспециализированными когнитивными практиками.

К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, например, методика проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и тому подобные.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 8073 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/6-21975.html

Назовите основные этапы развития формальной логики

Назовите основные этапы развития формальной логики.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Основанием деления на эти этапы служит различие применяемых в логике средств и методов исследования.

Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной» формальной логикой.

Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Аристотель видел в логике орудие (или метод) исследования.

Основным содержанием аристотелевой логики является теория дедукции. В логике

Второй этап — это появление математической (или символической) логики. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики.

Начиная с Лейбница в логике используется в качестве метода исследования метод формализации, который традиционной логикой относился только к методам математического исследования, а Лейбниц показал, что он имеет общенаучный характер.

Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. В XIX в. математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков.

Другим основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и неклассические логики.

1) Логика в Древнем Китае

Современник Конфуция Мо-цзы («Учитель Мо», «Мудрец Мо»; V—IV вв. до н.

э) был известен как основатель моизма (школы моцзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности.

В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции. Одно из ответвлений моизма,  логики (школа имён, V—III вв. до н. э), приступило к исследованию собственно формальной логики.

2)Индийская логика

    Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из      шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — «ньяя» и «вайшешика» — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

3)Логика античности

Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид,  Зенон Элейский, Сократ и Платон.

Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления.

Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

4) Логика в Средневековье

Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и УолтераБерли.

5) Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть индукции (обобщения) — в восхождении (в процессе познания) от частных случаев к общим правилам. Также необходимо искать причины своих ошибок.

В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.

6)Современная логика

В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.

Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и проблемы логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.

В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.

В 80-ые годы начались также изменения в образовании.

Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения, и разработке учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

Источник: https://students-library.com/library/read/83251-nazovite-osnovnye-etapy-razvitia-formalnoj-logiki

Основные этапы развития логики как науки

Назовите основные этапы развития формальной логики.

Развитие логики как науки можно условно разделить на три этапа:

1. Античная логика (около 500 л. до н. э. — нач. н. э.). У истоков античной логики стоит Парменид (540 — 480 гг. до н. э), по мнению которого чувства — источник недостоверного знания, в то время как источником истинного знания является разум.

Впервые поставив вопрос о необходимости рационального обоснования действительности, Парменид вошёл в историю философии, как основатель метафизики (учения о первоначалах и основных принципах бытия) м предтеча рационализма (учения о познаваемости мира с помощью разума и о самом разуме как источнике истинного знания).

Его ученик Зенон Элейский (ок. 490 — 430 гг. до. н. э.) известен как автор знаменитых парадоксов “Ахиллес и черепаха”, “Стрела” и др. Они на протяжении столетий стимулировали развитие философской мысли.

Основателем же формальной логики как науки считается древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Он обобщил и развил достигнутое в философии и логике в предшествующий период.

Основные сочинения Аристотеля в области логики получили в дальнейшем название “Органон”, куда включены: “Категории”, “Об истолковании”, “Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “Топика”, “О софистических опровержениях”.

Аристотель показал, что правильные рассуждения подчиняются небольшому числу законов, независимых от частной природы объектов, о которых идёт речь. Аристотель сформулировал законы тождества, противоречия и исключённого третьего. Ему принадлежит заслуга разработки учения о силлогизме.

Аристотелевская силлогистика была первой логической теорией дедукции, которая положила начало формализации мыслительных процессов и тем самым формальной логике как науке. Разработку дедукции можно считать основным событием первого этапа развития логики.

2. Логика нового времени (кон. VI — нач. XiX вв.). Основные направления развития философской мысли этого времени — рационализм и эмпиризм. Представителем (и основателем) первого направления считается Р.Декарт (1596 — 1650 гг.), который считал, что существуют два достоверных источника знания — интуиция (понимание ясного и внимательного ума) и дедукция.

Декарт не писал каких-либо специальных сочинений по логике, но его сочинения “Правила для руководства ума”, “Рассуждения о методе” оказали значительное влияние на развитие этой науки. В частности последователи Р.Декарта А.Арно (1612 — 1694 гг.) и П.Николь (1625 — 1695 гг.

) написали книгу “Логика, или Искусство правильно мыслить”, ставшую впоследствии одним из наиболее известных учебников по логике. Логическая концепция, изложенная в этой книге получила название “логика Пор-Рояля”.

Согласно этой концепции, логика является методологией всех других наук и как научная дисциплина разделяется на четыре части: учение об идеях (понятиях), учение о суждениях, учение об умозаключениях, учение о правилах и методах доказательства. Такое понимание логики весьма близко к современному.

Представитель (и основатель) второго направления (эмпиризма) английский философ Ф.Бэкон (1561 — 1626 гг.) разработал теорию индукции (получения общих выводов на основе анализа частных фактов). Свое главное философское сочинение он назвал “Новый органон” (как бы противопоставив его органону старому, аристотелевскому).

Идеи Ф.Бэкона развил другой английский философ и логик Джон Стюарт Милль (1806 — 1873 гг.), который сформулировал индуктивные методы установления причинно-следственных связей между явлениями (метод единственного сходства, метод единственного отличия, комбинированный метод сходства и отличия, метод остатков, метод сопутствующих изменений).

3. Современная символическая (математическая логика) (XiX — XX вв.). Математическая логика применяет математический аппарат для исследования мыслительных процессов, то есть является попыткой представить мысли в виде формализованного языка, а рассуждение — в виде исчисления.

Основы математической логики заложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716 гг.), который указал на необходимость создания универсального формального языка логики. (Кроме того, Г.В. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания.)

Лишь во второй половине XIX века логические идеи Г.В.Лейбница получили широкое признание. В этот период закладываются основы всеобщего универсального формального логического языка. С созданием такого языка логика становится точной наукой и вступает на качественно новый уровень — этап современной математической логики.

Первые практические шаги к созданию формального логического языка сделали Дж. Буль (1815 — 1864), А. де Морган (1804 — 1871 гг.), С.Джевонс (1835 — 1882 гг.), Э.Шрёдер (1841 — 1902), П.С.Порецкий (1846 — 1907 гг.) и другие учёные, разработавшие алгебру логики — таблично-алгебраический вариант логики высказываний.

Немецкий учёный Готлоб Фреге (1848 — 1925) в работе “Исчисление понятий” разработал аксиоматическое исчисление предикатов, а в труде “Основные законы арифметики” предложил вариант логической формализации арифметики.

Английские учёные Б.Рассел (1872 — 1970) и А.Уайтхед (1861 — 1947) в работе “Principia Mathematica” формулируют один из наиболее полных вариантов формального языка современной символической логики.

В первой половине ХХ века немецкий учёный Давид Гильберт (1861 — 1947) положил начало формальной теории доказательств.

Математическая логика даёт возможность алгоритмизировать процесс рассуждения, что даёт возможность использовать вычислительную технику для обработки большого количества информации, недоступного для оперирования одному человеку, со скоростью, также не доступной человеческому мозгу. Появляется возможность создавать экспертные системы, системы принятия решений и другие устройства имитирующие интеллектуальную деятельность человека.

Современная логика включает в себя множество неклассических логик: временная логика, вероятностная логика, многозначная логика, логика вопросов и ответов, логика норм (деонтическая логика), модальная логика.

Математическая логика может успешно применяться и в юридической практике (А.А.Ивин. Логика норм. М., 1973. Логика норм и наука о праве. // Применение математической логики и вычислительной техники в праве, криминалистике и судебной экспертизе. М., 1970.).

Источник: https://www.blogyka.ru/obnovlennye-kursy-lekczij-po-logike/23-lekcii-po-discipline-logika/320-osnovnye-jetapy-razvitija-logiki-kak-nauki.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий